Основная опасность в альпинизме это спуск по веревке. Однако прибегать к этому приходится очень часто. Перед началом такой операции следует учесть все мелочи, такие как выбор опоры, длину веревки, высоту, возможность последующего снятия веревки и т. д. Нужно обратить внимание на все мелочи, и по максимуму снизить риск.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СПУСКА
На сегодняшний день очень много приспособлений для страховки и спуска по веревке. Разумно иметь устройство выполняющее обе функции. Современные страховочные устройства отлично обеспечивают спуск по веревке, поэтому в статье мы будем отталкиваться от того, что очень глупо не иметь важную деталь нашей безопасности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПУСК
Ниже рассмотрим лучший для большинства ситуаций способ, походящий для большинства ситуаций. Никаких дополнительных оснащений, помимо стандартных, не требуется.
- Удлинитель оснащается 2 карабинами, один крепится на петлю вашей обвязки, а второй на веревку, пропущенную через страховочную пластину.
- Убедитесь, что свободный конец вашей веревки снизу пластины. Навяжите на этот конец французский прусик в последствии соединив его петлю со спусковой петлей с помощью еще одного карабина ниже карабина удлинителя. (Про узлы написано здесь)
- Во время движения рукой поддерживайте прусик в ослабленном состоянии, отпускайте узел по мере необходимости остановки. Для дополнительного контроля спуска другой рукой, свободный конец веревки можно пропустить между ног.
Аварийный спуск из квартиры. Спусковые системы |Наука Побеждать|
Итальянский выбленочный узел со свободным карабином поверх него
СПУСК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТАЛЬЯНСКОГО ВЫБЛЕНОЧНОГО УЗЛА
Метод будет полезным если вы выроните страховочную пластину, либо в условиях когда веревка замерзнет и «задубеет» до такого состояния, что не будет возможным вправить ее в страховочное устройство. Использовать нужно треугольный карабин, который обеспечивает плавный спуск.
■ Спускаясь по двойной веревке, завяжите оба конца в один большой итальянский узел и застегните в карабин. Обязательно контролируйте нижний конец, что бы он не попадал на защелку карабина и не свинтил муфту. Пристегивайте карабин к петле в обратную сторону от вашей ведущей руки (если рука правая, то пристегивайте карабин защелкой влево) и тогда конец веревки будет огибать цельную сторону карабина, не соприкасаясь с защелкой.
Спуск по верёвке. Самоспасание. Эвакуация через окно. Russian firefighter nraining
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СПУСК
Принцип состоит в том, что лидер группы контролирует спуск менее опытных членов снизу. Главное преимущество этого метода в том, что на маршруте вы как лидер спускаетесь первым и оборудуете промежуточную позицию.
При рассмотрении этого метода будем исходить из наличия двух неопытных членов группы и опускаем детали обеспечения безопасности на остановках.
Все три спусковых устройства крепятся на веревке. Первые два у опоры — для новичков. Пристегнитесь к своему спусковому и подстраховывающему устройству, как обычно. Закрепите на других двух устройствах по петле длиной около метра и пристегните к петлям новичков. Затем начинайте спускаться.
Под весом вашего тела веревка натянется и спусковые устройства новичков заблокируются. После того как вы спуститесь и обеспечите собственную безопасность, первый из новичков может начинать спуск. Страхуйте спускающего не натягивая веревку, что бы не стеснять движения и дать возможность человеку самому контролировать скорость спуска. При этом следите за ним и будьте готовы в любой момент натянуть веревку и остановить спуск. После того как первый спуститься, по той же схеме может начинать второй новичок.
АВАРИЙНЫЙ СПУСК
Может возникнуть ситуация (темнота, ухудшение погоды, неверный путь, плохое самочувствие и тд.) в которой потребуется возвращение со склона. Порядок действий описывается по пунктам в логической последовательности. В такой ситуации восходители используют одинарную веревку.
- Второй в связке добирается до позиции со страховкой от петли на точке закрепления с итальянским выбленочным узлом.
- Оборудуется точка опоры.
- Восходители с помощью петель, пропущенных через обвязку лапкой жаворонка, закрепляются на опоре.
- Снимается первоначальная страховочная система.
- Один из восходителей отвязывается от веревки и пропускает ее через новую точку опоры, пока не появится срединная метка.
- Отвязавшийся зажимает веревку в крюке, при этом второй отвязывает свою обвязку.
- На концах веревки навязываются узлы, веревка сматывается на руке и сбрасывается вниз.
- Первый спускающийся закрепляет на веревке спусковое и подстраховывающее устройства, собирает лишнее оснащение, отстегивает от опоры петлю самостраховки, вешает ее сзади на обвязку и начинает спуск.
- Спустившись на следующую позицию и оставаясь пристегнутым к спусковой веревке, он готовит следующую точку опоры.
- Далее он пристегивается к новой точке опоры через петлю на обвязке и снимает с веревки спусковое и подстраховывающее устройства. Теперь он может помочь спуститься партнеру. свободно удерживая концы веревки.
- Второй спускается в той же манере и по прибытии пристегивается к точке опоры и снимает с веревки спусковое и подстраховывающее устройства.
- Узлы на концах веревки развязываются.
- Один конец веревки продергивается через точку опоры, и веревка протягивается вниз до срединной метки.
- Веревка на уровне метки зажимается одним из партнеров на точке опоры, а другой вытягивает второй конец.
- Затем на концах веревки вновь завязываются узлы, концы сбрасываются к следующей позиции, и спуск возобновляется.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Подстраховывающий прусик завязывается под спусковым устройством и над ним. Необходимо учесть механику действия системы. Если узел находится под устройством, именно на последнее приходится большая часть веса человека, а узел просто удерживает веревку под безопасным углом в 180°, обеспечивающим максимальное торможение.
Если же прусик размещается над спусковым устройством, весь вес восходителя приходится на узел, а устройство оказывается ненагруженным. Проблема в данном случае заключается в том, что человек подвешен на 6-миллиметровом шнуре, и в случае рывка французский прусик может соскользнуть. Если же во избежание соскальзывания воспользоваться в этой ситуации прусиком клемхейст и он окажется нагруженным, то вновь его ослабить будет практически невозможно.
Таким образом верхнее расположение регулирующего узла возможно только при использовании итальянского выбленочного узла. В этом случае, если прусик будет находиться под выбленочным узлом, последний будет удерживаться в открытом состоянии с концами веревки под углом 180°, то есть в положении наименьшего трения.
У точки опоры
На случай организации аварийного спуска желательно иметь при себе что-то, из чего можно будет оборудовать точку опоры. Это может быть пара старых петель или отрезки ленты. В самом крайнем случае можно будет ножом отрезать небольшой кусок от основной веревки.
Вешать на закрепленную петлю карабин не требуется, и это единственный случай, когда допускается продевание основной веревки непосредственно в петлю, то есть ее контакт с другим элементом мягкого оснащения. Во время спуска веревка будет находиться в статичном состоянии. Когда будете выдергивать веревку, она будет тереться о петлю с выделением тепла, но нагреваться будет петля, а не веревка.
По этой причине никогда не пользуйтесь веревочными или ленточными петлями, найденными на склонах. Не исключено, что они использовались для аварийного спуска и потому могут оказаться крайне ненадежными.
Завязывание концов веревки
Концы веревки следует завязать тем или иным узлом, чтобы избежать блокирования спуска. Лучше всего воспользоваться узлами клеверный лист. В итоге любые перекрутки, образующиеся в процессе спуска, будут устраняться через концы, а не собираться в огромные узлы и переплетения, что вполне может случиться, если концы веревки будут связаны.
Связывание веревки
Если для спуска используются две веревки или веревка была повреждена падающим камнем, вам придется связать вместе два конца. Можно воспользоваться двойным рыбацким узлом. Узел имеет свойство затягиваться под нагрузкой, поэтому можно сначала связать веревки рифовым узлом, а потом рыбацким. Рифовый узел не позволит всей связке сбиваться и перетягиваться. С другой стороны, каждый из указанных узлов достаточно объемен и при вытягивании веревки может зацепиться за камни.
Рекомендуемый нами способ проще, хотя, возможно, и выглядит несколько пугающе. Сведите концы веревок вместе и. оставив хвосты примерно по 45 см, свяжите узлом клеверный лист и затяните. При вытягивании веревки снизу узел сам будет поворачиваться плоской стороной к любому препятствию и вероятность его зацепления будет меньше. Понятно, что узел должен быть на том конце веревки, за который вы будете ее тянуть, чтобы снять с точки опоры.
Сбрасывание веревки
Это простое действие приобретает особое значение при наличии ветра или когда веревке предстоит пройти по узкой расщелине. Оставив свободными два-три метра веревки со стороны точки опоры, не укладывайте ее в бухту, а сматывайте на руке, накладывая витки крест-накрест. Снимите моток с локтя, перехватите в центральной части и с усилием бросьте туда, куда намерены спуститься. Сматывать веревку лучше, чем укладывать, так как в этом случае по мере разматывания веревка не путается.
Положение веревки на точке опоры
Казалось бы мелкая, но чрезвычайно важная деталь. При вытягивании веревки тянуть следует за конец, выходящий из-под петли на опоре. В этом случае веревка не прижимает к скале ни петлю, ни карабин, подвергается минимальному трению, и вы без особых усилий вернете ее себе.
Источник: vault8.pro
Приёмы с верёвкой в туризме при минимуме снаряжения
Что можно сделать, если у вас в группе мало специального (альпинистского/горного) снаряжения? В нашем случае не важно, почему снаряжения мало – специально не взяли, рассчитывая, что препятствия на маршруте будут простыми, стремились сократить вес рюкзаков или просто потеряли. Возможно вы собирались пройти маршрут пешком, но взяли минимальный набор снаряжения на всякий случай – для организации страховки не подготовленным участникам в тех местах, где им будет страшновато.
Разберём несколько вариантов, представим, что есть только:
- основная веревка (30 – 50 метров диаметром 9-11 мм)
- основная веревка + карабин
- основная веревка + карабин и кордалет (репшнур 5 м диаметром 6-7мм) на каждого участника.
- разберём подробней снаряжение для приёмов, описанных в статье
Источник: shuriktravel.ru
survivalpanda
Представляю Вашему вниманию первую статью и целой серии посвященной горной подготовке в арсенале выживальщика.
Первая статья посвящена снаряжению, а также технике спуска. Будут рассмотрены спусковые устройства «лукошко» и «восьмерка» и некоторые моменты самостраховки.
Т.к. я самоучка возможно совершаю некоторые ошибки, на которые, я надеюсь, мне укажут в комментариях. Но не забывайте про конструктивное и дружелюбное общение, не опускаясь до банального срача.
Прошу прощения за качество фото, света практически не было, снимали со вспышкой. Кое что пришлось доснимать дома.
Начнем со списка снаряжения.
Нам понадобится:
Подвесная система.
Я использую Petzl Corax, но можно обойтись и более бюджетным Венто.
Спусковое устройство. Я использую вентовское лукошко и рогатую восьмерку.
Примерно по три муфтующихся карабина на человека.
Два куска веревки 25м и 10м. Я использую статику диаметром 10 мм
Перчатки, чтобы не обжигать руки.
На фото еще попали наколенники и налокотники.
Ботинки так и не использовались. Вместо них я лазил в Lowa Zephyr.
Комплект на двух человек, меня и супруги.
Все это включая термос с чаем убралось в баул.
Теперь расскажу про каждый элемент поподробнее.
Petzl — все таки бренд с мировым именем, поэтому и купил его. Опыта у меня не слишком много, но в целом нравится. Широкий, удобный пояс и ножные обхваты. Большой диапазон и очень легкие регулировки. Много точек подвеса дополнительного снаряжения.
Короче отличный вариант.
Веревка — отечественная статика 10мм диаметром. Для того, чтобы привязаться к точке закрепления надо выучить узел восьмерка. Он простой, при этом очень прочный и практически не ослабляет веревку. Порядок вязания на фото.
Завязанный узел выглядит так.
Далее в петлю встегивается карабин. С помощью этого карабина можно закрепиться на различные крюки, закладные детали, ушки, анкера и пр, но это не очень безопасно, т.к. крепеж может быть ржавым и не очень надежным.
Наиболее надежное крепление — за монолитные объекты, ж.б. опоры, крупные швеллеры и двутавры, тогда с помощью карабина делается скользящая петля, с помощью которой и происходит закрепление.
Веревка вывешена, подвесная надета. Дальше встегиваем спусковое устройство.
Я встречал два типа встегивания карабина в систему. В центральное кольцо или одновременно в петли поясного и ножного обхватов. Petzl прямо указывает, что карабин должен быть встегнут в кольцо.
Я пока использовал вентовское лукошко и рогатую восьмерку. Начну с лукошка.
Его преимущества:
— не крутит веревку.
— удобно пользоваться.
— можно использовать, как автоматически блокирующуюся страховку (но об этом в другой раз)
Тросик на этом СУ может использоваться только для транспортировки, нагружать его нельзя.
Для использования на веревке надо сделать петлю и продеть его в СУ так, чтобы свободный конец веревки проходил через губки устройства.
Далее прощелкиваем карабин через веревочную петлю. Обязательно не забыть замуфтовать карабин.
Потянув свободный конец веревки вверх выбираем слабину.
Заводим руку со свободном концом за спину натягивая веревку. Все, можно вывешиваться. Спуск производится путем небольшого расслабления руки с веревкой.
Спусковое устройство «восьмерка» работает аналогичным образом, но при этом закручивает веревку, что не удобно при длинных спусках.
Есть два способа крепления веревки в восьмерку.
Первый — через карабин.
Это способ создает меньше трения, в результате скорость спуска выше.
Второй способ — через шейку СУ. Трения больше, а скорость ниже.
Аналогично лукошку выбираем слабину и заводим руку с натянутой веревкой за спину.
Особенностью рогатой восьмерки в том, что на ней можно зафиксировать веревку и освободить руки.
Некоторые моменты самостраховки.
Всегда есть некоторая вероятность того, что вы выпустите веревку из руки, при этом СУ сразу вытравит всю веревку и вы упадете. Чтобы этого избежать существуют различные способы страховки и самостраховки.
Я использую узел «автоблок». Он вяжется следующим образом.
Для этого узла я использую стандартную оттяжку длиной 60см.
Закрепляем оттяжку полусхватывающим узлом (удавкой) на ножном обхвате, рядом вешаем карабин.
Оборачиваем оттяжку 4-6 раз вокруг веревки.
Затем защелкиваем ее за карабин. Все. Узел готов.
В случае срыва вы повисните на этом узле и не упадете. Руку при этом надо держать между СУ и автоблоком регулируя скорость спуска.
Теперь к практике.
Первое. Встаем на «подоконник» откуда будем выходить, выбираем слабину веревки и натягиваем ее.
Далее поворачиваемся спиной к «обрыву», встаем на край и начинаем немного выдавать веревку.
В результате вывешивается пятая точка.
С другого ракурса
После того, как попа вывешена выпрямляем ноги и спину.
Первый раз я советую спускаться просто шагами потихоньку выдавая веревку. В дальнейшем можно отталкиваяться от стены двумя ногами и в этот момент выдавать веревку. В результате получится спуск скачками.
На фото, например, я спускаюсь с высоты третьего этажа. Не бог весть что, конечно.
Для первых проб обязательно нужна страховка и страхующий. На фото страховочная веревка зеленого цвета. Один конец привязан к системе, второй пропущен через закрепленный карабин и вывешен наружу. Страхующий выдает зеленую веревку, а случае срыва не дает упасть.
Т.к. деревянные поверхности подоконников создают большое трение я страхую через спину. В случае, если трения почти нет, страховать стоит через спусковое устройство на системе.
В принципе освоить спуск можно за достаточно короткое время, может быть пару часов. Дальше все идет, как по маслу.
Надеюсь эта статья окажется Вам полезна. В любом случае спасибо за внимание.
Помните про безопасность и чай с печенками.
Источник: survivalpanda.livejournal.com
Дюльфер — спуск по веревке
Спуск по веревке, или дюльфер, — это техника спуска по крутой скале либо после восхождения, либо, в некоторых случаях, на участках, где трудно попасть к старту восхождения. Веревка крепится к надежной верхней станции и страховочному устройству, установленному на веревке и прикрепленному к основной петле беседки с помощью муфтованного карабина.
При небольшом сжатии нижней рукой веревки под устройством можно обеспечить надежный и контролируемый спуск. На некоторых вершинах скал установлена система для дюльфера, особенно это характерно для морских утесов.
В других ситуациях, скажем, при резком ухудшении погоды или ошибке в оценке сложности маршрута, дюльфер может оказаться единственным способом попасть вниз, к основанию скалы. На заре скалолазания существовало немало примитивных форм дюльфера. На небольших скалах с традиционной страховкой обычно есть возможность преодолеть подъем-спуск, карабкаясь по камням. В странах с высокими горами такое не всегда доступно, и дюльфер становится необходимостью, особенно на длинных маршрутах. Развитие современного оборудования облегчило задачу скалолазов при спуске, но все равно важно помнить, что безопасность спуска по веревке целиком зависит от надежности станции, и вы не сможете проверить ее, не начав спуск.
Лучшая позиция Править
Идеальное положение для дюльфера легко занять на гладкой плите с минимальным количеством выступов и расщелин и возможностью видеть путь вниз. Высокое расположение станции заметно облегчает жизнь при начале спуска. Это оптимальные условия для новичка, но более опытный скалолаз без чрезмерного труда преодолеет и более крутой спуск, и карнизы на пути.
Но станция должна быть стопроцентно крепкой и надежной. Если вы в ней не уверены, никакого дюльфера!
Как и в случае со страховкой подъема, здесь есть активная или «тормозная» рука, которая размещается на веревке ниже спускового устройства и контролирует продвижение, и «направляющая» рука, которая остается всегда выше корпуса спускающегося, хотя некоторые начинающие спортсмены испытывают желание опустить обе руки для контроля спуска, особенно в первый раз. Надо держать ноги на ширине плеч и слегка разворачиваться вправо, если вы правша, или влево, если вы левша.
При развороте корпуса проще смотреть, куда вы идете, а также это дает большую свободу движений для контролирующей руки. Трудная часть состоит в том, чтобы перебраться через край утеса и начать спуск, но, как только это сделано, вам остается лишь выдавать веревку помалу и шагать вниз по утесу. Ступни должны быть плотно прижаты к скале, и чем ближе они к горизонтальной ориентации, тем меньше будут скользить ноги. Слегка сгибайте колени и контролируйте веревку нижней рукой. Новичкам всегда крепят страховочную веревку, а более опытные скалолазы используют для безопасности узел французский прусик (автоблок).
- Когда начинающий упражняется в спуске по веревке, всегда следует закреплять страховочную веревку для безопасности.
- Эта гладкая плита — идеальное место для тренировки спуска по веревке. Здесь нет препятствий и расщелин, в которых может застревать обувь. Веревка хорошо обозрима вплоть до земли.
Безопасность Править
Существует несколько способов обеспечить безопасность спуска на веревке. Даже если вы уронили страховочные устройства, вы сможете пройти дюльфер с использованием итальянского узла!
Итальянский узел (UIAA) Править
Хотя итальянский узел нельзя назвать идеальным приспособлением для дюльфера, им можно воспользоваться в ситуации, когда под рукой не оказалось ни одного устройства, но есть запас двойной веревки. Если веревка одинарная (привязана за конец), использовать итальянский узел легче, но спуск будет более рискованным.
Важно применять при этом грушевидный муфтованный карабин HMS, чтобы веревка скользила плавно и не перекручивалась, что снизит нагревание. Чтобы сформировать итальянский узел, сделайте две петли, справа налево, и снова справа налево, сложите их вместе и закрепите обе в карабине. Использование французского прусика (автоблока) для страховки позволит контролировать веревку. Несмотря на все проблемы, этот способ подходит для ситуаций, когда спусковые устройства упали или были забыты. Применяя его, убедитесь, что итальянский узел закреплен на задней части карабина, а не возле защелки.
Использование узла автоблок Для этого узла нужно примерно 1,5 м веревки диаметром 6-7 мм. Свяжите концы вместе узлом грейпвайн, чтобы сформировать петлю; она должна занимать расстояние от большого пальца до локтя. Оберните ее вокруг основной веревки 4—5 раз, не меньше, а если у вас двойная веревка, следите, чтобы петля при каждом обороте охватывала их обе.
Автоблок выйдет коротким и удобным, но не надо использовать другие узлы того же типа в ситуациях, когда они не высвобождаются легко при нагрузке.
Обдумайте, как повлияет присутствие автоблока на все прочие устройства, если узел будет длинным. В некоторых случаях длинный автоблок может раскрутиться, а иногда его затягивает в спусковое устройство. И то и другое плохо, так что следите, чтобы узел был коротким и удобным. Конечно, есть устройства, автоматически тормозящие веревку, и тогда французский прусик не нужен (если только устройство не сломалось в критический момент из-за грязи или неопытности пользователя).
- 1 Если вы хотите остановиться посреди спуска (чтобы извлечь точки страховки, установленные на трассе, например), можно воспользоваться следующим способом высвободить руки.
- 2 Пропустите веревку под ногой в три-четыре оборота. Убедитесь, что крепко удерживаете контрольную веревку.
- 3 Теперь осторожно ступайте, опираясь на контрольную веревку. Обороты веревки вокруг ноги остановят спуск, а руки будут свободны.
НИЖНЯЯ СТРАХОВКА
Сегодня есть стандартный способ помощи начинающим скалолазам обрести уверенность при обучении дюльферу.
Если первый спускающийся уже внизу (или изначально там оставался страхующий) и может мягко подтянуть конец веревки, это затормозит спусковое устройство и также позволит сэкономить время, если речь идет о спуске целой группы скалолазов. Очень важно качественное общение между напарниками. Поразительно малое напряжение на веревке и совсем небольшой опыт страхующего внизу позволяет спустить скалолаза на несколько сантиметров, а потом остановить спуск.
Тот же прием можно применять в ситуациях, когда осуществляется серия спусков по основной трассе. Первый спускающийся добирается до основания скалы и страхует остальных с помощью автоблока. Это ускоряет процесс. Если речь идет о срочном спуске с использованием итальянского узла, основные приемы не меняются, только будет меньше трения веревки и больше напряжения. Степень напряжения зависит от силы трения, а та, в свою очередь, зависит от ряда факторов: толщины веревки, использования одинарной или двойной веревки, типа страховочного устройства, веса спускающегося и т.д.
- 1 Альтернативный способ обеспечения страховки при спуске по веревке: первый спускающийся просто слегка придерживает веревку.
- 2 Если нужно притормозить спуск, надо просто натянуть веревку, придавая системе напряжение. Это замкнет устройство для спуска.
Устройства для спуска по веревке Править
спусковое устройство восьмерка
Существует ряд устройств, разработанных специально для дюльфера. Они обеспечивают плавный спуск и рассеивают тепло, образуемое трением. Однако важно помнить, что большинство страховочных устройств также подходит для организации спуска по веревке. Разумнее всего экспериментировать с новыми приборами в безопасной обстановке (при коротком спуске или на стене в зале), прежде чем применять их в более рискованных и ответственных ситуациях!
Спуск на «восьмерке» Править
Спуск на «восьмерке», безусловно, отличный способ, гарантирующий контролируемое и безопасное движение вниз. Беседки, у которых есть основная, принимающая нагрузку петля, не создадут проблем; но некоторые виды беседок нуждаются в дополнительном карабине, чтобы стянуть петли для ног или соединить две части беседки в одно целое.
В некоторых случаях надо продумать, как удержать карабин на месте и правильно распределить нагрузку на защелку. Проблема с таким типом беседки легко решается с помощью соединения двух частей беседки (пояса и ножных обхватов) с помощью карабинов специальной формы — «дельта», что обеспечивает равномерную готовность к любому направлению натяжения и создает основную петлю, принимающую нагрузку. Важно нагрузить веревку вниз так, чтобы устройство находилось выше спускающегося, когда он перебирается через край скалы. Если веревка нагружена вверх, она может зацепиться за камни и заблокировать спуск.
Другие варианты Править
Как уже говорилось, большинство страховочных устройств представляют разумную альтернативу для организации спуска, различаясь по степени создаваемого трения на двойной или одинарной веревке. Главная их проблема — относительно малая поверхность, рассеивающая нагрев, вызванный неизбежным при спуске трением. При последовательности дюльферов важно быстро менять устройства в конце каждого этапа. Какие бы устройства вы ни использовали, всегда важно использовать страховочную веревку или использовать узел автоблок
- Правильно установленное спусковое устройство восьмерка позволяет присоединить веревку. Возьмите за правило делать такое крепление автоматически и всегда использовать муфтованный карабин.
Карабин типа дельта
- Карабин типа дельта используют для соединения ее половин беседки для спуска. Такой прием позволяет прикладывать усилие в трех направлениях, что не могут обеспечить никакие карабины, даже муфтованные.
- Это страховочное устройство хорошо работает и для спуска. В учебных или реальных ситуациях возможно спуститься на одной веревке.
для безопасности и соединять эту страховку с системой с помощью муфтованного карабина. Скалолаз будет скользить вниз, в сторону контролирующей руки, и если рука соскочит, узел автоблок удержит его на месте. При цикле дюльферов имеет смысл прикрепить к беседке самостраховку и пристегнуться к станции во время остановки между этапами, а затем отстегнуться перед следующим спуском.
- Завяжите узел на конце веревки, прежде чем начать спуск. Это предотвратит выскальзывание веревки из рук.
СДЕЛАНО НЕПРАВИЛЬНО
Сделано неправильно
Очень легко ошибиться, готовя снаряжение к спуску. Чтобы избежать этого, проверяйте тщательным образом беседку, спусковое устройство, муфтованный карабин. Типичная ошибка — протянуть веревку вверх через основное отверстие металлической восьмерки. Если веревка окажется ниже спускающегося, она может зацепиться за край скалы. Это надолго задержит спуск, особенно если вы двигаетесь самостоятельно и не можете дотянуться до этого участка скалы.
- Опасная ситуация: устройство для спуска соединено с беседкой немуфтованным карабином.
- Типичная ошибка, одежда попала в спусковое устройство.
- Якорная точка
- Подъем по крутой скале
- Растяжка и разминка для скалолазов
- Скалолазание для новичков
- Работа с веревкой в закрытом помещении
- Безопасность на открытом воздухе
- Страховочный трос (канат) в скалолазании
Источник: m.sportwiki.to
Спуск по закрепленной веревке
При необходимости спуститься по веревке применяют следующие техники.
Порядок действий:
• завязать схватывающий узел на веревке и присоединить его к силовому кольцу системы карабином;
• выбрать немного веревки через схватывающий узел. Слабина позволяет легко заправить веревку в страховочное устройство;
• заправить веревку в страховочное устройство (согласно рекомендациям производителей);
• обратно выбрать слабину веревки через страховочное устройство и нагрузить систему, самостраховка при этом перестанет быть нагруженной и ее возможно будет выщелкнуть из станции;
• перед спуском необходимо убедиться, что на конце веревки завязан узел (не менее чем в 1 метре от конца) или что она закреплена на нижней станции;
• проверить правильность системы, выщелкнуть самостраховку и начать спуск;
• спускаться по веревке необходимо плавно, без скачков;
При нагрузке схватывающий узел не должен упираться в страховочное устройство, расстояние между схватывающим узлом и страховочным устройством должно быть не менее 10 см.
• во время спуска ноги необходимо держать на ширине плеч, желательно под 90° к склону, для более устойчивой позиции;
• верхняя рука придерживает схватывающий узел; нижняя рука контролирует плавность выдачи веревки;
• приблизившись к станции вщелкнуть в нее свободную самостраховку;
• ослабить веревку: сначала выщелкнуть страховочное устройство (оно нагревается при спуске), затем снять схватывающий узел;
• дать команду участнику наверху о том, что веревка свободна.
Во время спуска избегайте движения из стороны в сторону. Горизонтальные колебания нагруженной веревки по рельефу опасны тем, что она может попасть на острые грани рельефа и перетереться.
Спуск с помощью узла UIAA с подстраховкой схватывающим узлом
При отсутствии спускового устройства осуществляется спуск на узле UIAA с подстраховкой схватывающим узлом (который располагается выше узла UIAA на расстоянии, чтобы его легко можно было достать рукой).
Используются только муфтованные карабины. Не зажимайте схватывающий узел в кулак.
Многоверевочный (мультипитчевый) спуск
Во время спуска связки по оборудованному маршруту и при работе с одной веревкой — 40–50 м — используются следующие техники.
Порядок действий:
• во время спуска рекомендуется использование отдельной самостраховки;
● веревку необходимо пропустить в спусковые кольца или кольцо станции;
● разделить веревку пополам и, во избежание трения, пропустить под станцией;
● на концах веревки завязать узлы «полугрейпвайн»;
● сбросить веревку вниз или, разделив на две равные бухты и повесив на петлю, выдавать необходимый минимум при спуске;
● первый участник спускается по двойной веревке на спусковом устройстве с подстраховкой схватывающим узлом;
● спустившись к месту следующей станции, организует новую станцию;
● встает на самостраховку, выдает себе веревку через спусковое устройство, оставив свободную петлю 2 м (необходимая слабина для вщелкивания второго участника);
● закрепляет веревку на станции (например, узлом «восьмерка» через карабин) и отсоединяет спусковое устройство.
● дает команду о том, что веревка свободна;
● участник, находящийся наверху, организует спуск на двойной веревке со схватывающим узлом;
● после прищелкивания схватывающего узла и спускового устройства выщелкивает самостраховку, разбирает станцию и спускается к нижнему участнику;
● спустившись на станцию, встает на самостраховку, освобождает веревки, на концах веревки развязывает узлы;
● оба участника продергивают веревку и организуют новый спуск.
ВНИМАНИЕ!
Важно обращать внимание на то, чтобы веревка не терлась о стропы станции и самостраховки.
Узел для продергивания веревки
При организации спуска с двумя веревками и их последующим продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен и узел может застрять, используется «простой» или «плоский» узел. Данный узел лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф.
Свободные концы веревок после завязывания узла «простой» или «плоский» должны быть не менее 25–30 см! Использование в такой конфигурации узла «восьмерка» опасно поскольку узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, чем плоский узел.
Спуск и продергивание веревки:
- Прищелкнуть карабин для расправления ветвей обеих веревок во время спуска. Данный способ также называется «расческой»;
- Сдергивающая (синяя) веревка должна находиться ближе к скале, иначе при сдергивании возможно застревание (закусывание) веревок.
Источник: alpfederation.ru