Тому, кто собирается практиковать шаманские обряды, стоит помнить, что шаманский бубен – это не просто обычный музыкальный инструмент, а средство для вызывания духов и путешествия в параллельные миры. По древним верованиям, на бубне, как на коне, шаман может попасть в верхний мир, где живут добрые духи, или же посетить нижний мир – обиталище злых духов – используя этот инструмент, как лодку для того, чтобы переплыть через подземную реку. Поэтому очень важно узнать, как сделать бубен своими руками.
Как сделать шаманский бубен
Для того чтобы сделать бубен в домашних условиях, вам надо запастись следующими материалами: шпоном, шкурой (кожей) животного, эпоксидной смолой, полиэтиленовым пакетом, бочонком или фанерой, клеем и досками. Даже если вы раньше не имели понятия, как сделать шаманский бубен, после этого просто выполняйте следующие рекомендации:
- Технология изготовления шаманских бубнов не сложная. Вам следует правильно выбрать дерево для изготовления обода для вашего бубна. В первобытных племенах для этого шаман с завязанными глазами отправлялся в лес. Духи направляли его к определенному дереву, из древесины которого он и изготавливал бубен. Сейчас такие ритуалы вряд ли кто-то будет выполнять, поэтому просто обдумайте, какое дерево вам больше нравится и является для вас носителем положительной энергетики. После этого приобретите шпон соответствующей породы;
- Необходимо взять бочонок или цилиндр, сделанный из фанеры. Это послужит основой, на которую нужно приклеить ваш обод. Шпон нужно обматывать вокруг основы в несколько рядов, пока он не станет очень прочным. В качестве клея используйте эпоксидную смолу;
- Шкуру животного нужно также тщательно выбирать, ведь именно в этого зверя вы будете превращаться во время путешествий по иным мирам. Сделав выбор, приобретите шкуру в отделе тканей, магазине кожаных изделий или ателье;
- Шкуру нужно намочить так, чтобы лишняя влага не попала на обод бубна. Для этого участки, соприкасающиеся с кожей, лучше закрыть полиэтиленовым пакетом. Шкуру можно прикреплять как с помощью клея, так и гвоздей;
- Прикрепите к ободу с изнанки деревянную крестовину с помощью клея или же привяжите посредством натянутых ремней. За нее будет очень удобно держаться во время шаманских ритуалов.
Изготовление шаманского бубна требует определенных навыков, но если вам все же удастся сделать его правильно, магический мир откроет перед вами свои двери.
Как я сделал бубен.
Wed, 31 Oct 2018 11:43:09 +0300
Источник: www.astromeridian.ru
Магический предмет шамана: как использовать бубен
Бубен шамана — это ритуальный атрибут магических обрядов. Колдун питается его жизненными силами, вызывает духов с его помощью, добивается исцеления, вводит в транс. Обтянутый кожей предмет для представителей ранней формы религии символизировал живое существо.
Зачем шаману бубен или барабан
Камлание предполагает использование магического орудия в ритуалах с танцами, пением, погружением в транс. Ему отводится главная роль на действии. Маг отдает инструменту часть своей жизненной энергии, он оживает.
Особый ритм, монотонность звучания ударов обеспечивают гипнотическое воздействие барабана в руках шамана.
Ритм колеблется от 4 до 7 ударов за секунду. Звучание бубна быстро погружает колдуна в транс. В этом состоянии человеку доступно восприятие подсознательных образов. Гипнотическое погружение способствует самопознанию, единению с природой, пониманию тайн бытия. Налаживается контакт с другими мирами.
Камлание дает шаману возможность общения с духами.
Многие экстрасенсы применяют барабан вместо бубна. Это мощный магический инструмент. Игра на нем расслабляет, способствует погружению в другую материю, настраивает на путешествие в иные миры.
Виды бубнов и их символика
В народностях, которые верят в силу шамана, инструмент применяют по-разному. Символика, нанесенная на ритуальный предмет, различается. К атрибуту относятся как к живому существу. Его наделяют душой птицы, оленя, медведя, других животных.
У каждого племени свой бубен. Они отличаются декорациями, рисунками, символикой.
Нуждаетесь в помощи магических сил?
Получите ответ на волнующий вопрос от мага и целителя. Напишите о проблеме
прямо сейчас, и в онлайн-режиме эксперт подскажет решение!
Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы
Шаманские орудия бывают:
- cаамскими, украшенными медвежьими клыками и когтями. Колдун бьет по барабану оленьим рогом, заячьей лапкой. Поверхность в центральной части содержит символику солнца. От цента расходятся 4 луча. Они символизируют божеств, управляющих другими стихиями;
- якутскими. Шаманы Сибири не украшают бубен изображением божеств. Каркас, именуемый «священным оленем», декорируют оленьими рожками. На инструмент наносят образы зверей, людей. Обязательно наличие тайных знаков — красных и черных;
- алтайскими. Декорированы орнаментом лошадей. Алтайцы верят, что удары по барабану уносят шамана на небо. Среди символики на приспособлении есть образы зверей, небесных светил, деревьев;
- чукотскими. Используют бубен без орнамента. Рукоятку ритуального орудия делают из моржового клыка. Колотушку изготовляют с китового уса;
- эвенкийскими. Шаман видит в инструменте лодку для странствия по реке в иных мирах. Обрядовое приспособление принято украшать орнаментом с красных и черных кругов, силуэтами зверей. Техника изготовления орудий разных групп эвенков не одинакова;
- селькупскими. На бубне этой народности изображена Вселенная, разделенная на землю и небо. Шаман использует кедровую ветвь, обернутую медвежьей шкурой, для путешествия вниз, березовым прутиком из оленьей кожи – для восхождения;
- ненецкими. Для изготовления ритуального предмета маги применяют оленью шкуру. Бубен по краю шаманы украшают орнаментом из горных пиков, устремленных к небесам;
- тунгусскими бубнами. Магическое орудие тунгусов декорировано по краю изображениями зверей, птиц;
- самоедскими.Предмет для камлания чист. У самоедов не наносят на его поверхность орнаменты, знаки;
- тувинскими. Шаманские барабаны содержат символы четырех миров: верхнего – небес, среднего – тела человека, нижнего – земли, тенгри, который объединяет все миры;
- бурятскими. Бубен имеет сходство с алтайским ритуальным атрибутом. Ритуальный предмет посвящен коню. Благородное животное символизирует душу приспособления;
- монгольскими. Колдуны ассоциируют барабан шамана с черным оленем. Эту символику можно наблюдать на инструментах колдунов, живущих на Аляске.
Из каких материалов создают бубны
Форма шаманского барабана традиционно округлая. Бывают предметы для камлания с овальным ободом. В ходе обряда маг держит ритуальный атрибут слева. Для этого он оснащен деревянной или металлической ручкой. Закрепленные украшения: колокольчики, погремушки, металлические фигурки зверей поддерживают ритм. Звук при камлании исходит от натянутой на обод мембраны.
Колдун бьет по ней колотушкой из кожи, дерева.
Мембрану для бубна шаманы делают из шкуры животных, обод — из дерева. Маги верят, что при соприкосновении дерева с кожей предмет оживает. В орудие во время ритуала вселяется дух-проводник. Барабаны для обрядов изготавливают вручную.
Колдуны не используют бубны машинного производства несмотря на качество выполнения. Применение магазинных бутафорских атрибутов (из пластика, картона) в ритуальном действии недопустимо.
Эти предметы могут служить для декора, игр, праздников.
Изготовление шаманского бубна – серьезный процесс. Его проводят в особые дни по лунному календарю. Мастер постится несколько дней, отказывается от употребления мяса и молока перед работой. Ее начинают с призыва духов. Необходимо заручиться их помощью для создания магического атрибута.
Свойства ритуальных барабанов и бубнов
Приспособление во время обряда выполняет важную роль для шамана:
- устанавливает контакт с духами;
- вводит в экстатическое состояние и выводит из него;
- способствует путешествию по иным мирам;
- шаман защищает от злых сил;
- проводит очищающий обряд;
- придает силу ритуалам;
- музыка бубна исцеляет;
- шаман с помощью инструмента отражает энергетические атаки;
- получает ответы на вопросы от высших сил;
- поднимает дух в небеса или спускает в нижние миры;
- осуществляет сеанс медитации;
- пророчит события будущего.
Шаман может пользоваться несколькими бубнами.
За жизнь колдун может обладать 8 инструментами. Если маг превысит это количество, нарушив запрет, его ждет смерть.
У разных народностей традиции камлания отличаются: внешний вид барабана, особенности шаманских обрядов с ним.
Как сделать своими руками и чем украсить
Сделать бубен своими руками непросто. Нужно соблюдать правила и последовательность действий:
- Этап выделки кожи. Шаман ассоциирует себя с рысаком, оленем. Он обращается к животному, чтобы заручиться поддержкой. Колдун забивает животное, проводит выделку кожи. Он воссоздает обряд проводов убитого зверя на небо. Это делается, чтоб инструмент хорошо служил. Сила барабана определяется верой мага в магические способности предмета.
- Подбор материала для обода бубна. Шаман выбирает дерево с подсказками высших сил. Это может быть пораженное ударом молнии растение или выбранное с закрытыми глазами. Из материала нужно сделать каркас, натянуть на него кожу, фиксируя сухожилиями.
- Проведение живительного обряда. Когда остов инструмента готов, его окропляют жидким составом, чтобы оживить. В ходе ритуала в шамана вселяется дух убитого зверя. Он начинает говорить голосом животного. Это свидетельство того, что бубен обрел душу.
- Ритуал кормления. Для того, чтобы приспособление выполняло свое назначение, колдун должен его «подкармливать». Маг делает барабану подношения: мед, молоко, масло, окуривание табачным дымом.
Другие атрибуты шамана для ритуалов
Бубен — не единственное магическое приспособления для обрядов камлания. Используют и другие атрибуты шамана для ритуалов:
- жезл является олицетворением мирового древа. Растение соединяет верхний, средний и нижний миры. Предмет содержит символику этих миров. Его устанавливают на мольбище. Шаман исполняет ритуал, применяя бубен, жезл.
- хомуз применяют для того, чтобы погрузиться в транс. Музыкальный инструмент считается живым существом. Он способствует путешествию колдуна по среднему миру. Там он созывает духов, общаясь с ними языком хомуза.
- Кямла — колотушка, которая извлекает из бубна звуки. Ее делают из ветви мирового древа. Это символ магической силы шамана.
- Шапка мага выполняется в форме птицы, это может быть филин. Существо помогает колдуну совершить путешествие в мир Тенгри. Одеяние сверху содержит много пернатых. Элементы позволяют человеку перевоплотиться в крылатое существо.
Бубен используют в качестве музыкального инструмента. Его корни лежат в древних ритуалах камлания. Атрибут проводит шамана в мир духов, музыка барабана помогает войти в транс во время обряда, углубиться в материю человеческого подсознания.
Источник: simvolmagii.ru
Настоящий шаманский бубен
Данная статья посвящена предмету этнической психологии и является продолжением и уточнением статьи «Материальная культура шаманства». В статье дается описание изготовления степного шаманского бубна. Статья будет интересна для студентов изучающих предметы антропологии, этнологии и этнической психологии, а так же всем тем, кто интересуется шаманскими практиками, шаманской психотерапией и шаманскими методами саморегуляции.
В прошлой статье я сказал, что по представлениям шаманов бубен шаман изготавливает сам или его изготавливают родственники шамана. Эта особенность касается не только бубна но и всей шаманской утвари.
Даная особенность связана с представлением о душевных силах рода (родовых Духах), которые, будучи вложенными в изготовление священного предмета, проявляют себя в действии этого предмета. Соответственно, если шаман пользуется предметами изготовленными другими людьми, то возможны несовпадения личных сил шамана с силами, которые вложены другими людьми при изготовлении этих предметов. Поэтому шаман старается все предметы, применяемые в камланиях изготовить самостоятельно. По этой же причине шаманские предметы изготовленные чужими шаманами воспринимаются с большой осторожностью. К изготовлению предметов шаманской деятельности могут привлекаться родственники шамана, поскольку у них есть общие с шаманом родовые Духи.
В современных этнических сообществах шаманы часто отходят от древних традиций и шаманят с предметами изготовленными другими людьми. Это можно видеть на современных фотографиях, где на этнических праздниках шаманы одеты в одинаковые костюмы и шаманят с одинаковыми бубнами. Эта одинаковость – признак поставленного на поток производства этих вещей. Это серийное производство превращает шаманские вещи в простые сувениры:
А настоящие шаманские вещи существуют в единственном экземпляре – нет двух одинаковых настоящих шаманских бубнов.
Конечно же в руках у настоящего шамана и сувенирный бубен будет работать, а самый настоящий бубен у «ряженого» шамана работать не будет. Но все же уважающие себя шаманы стараются пользоваться настоящими бубнами.
О том, как сделать настоящий шаманский бубен и пойдет речь в этой статье.
Варианты обечаек
По конструкции и материалу обечайки бубны условно можно разделить на степные и лесные. В условиях леса шаман ищет дерево, которое согласиться дать ему щепу для обечайки. Часто шаманы ищут это дерево во сне. При нахождении нужного дерева из его растущего ствола вырубают и отделяют щепу. Эту щепу затем сгибают в кольцо и получается цельногнутая обечайка.
Это самая распространенная конструкция обечайки. В условиях массового производства сувенирных бубнов конечно дерево никто не ищет и обечайку гнут или из доски, или из фанеры.
Обечайка гнутая из доски
Обечайка гнутая из фанеры
Часто такую цельногнутую обечайку дополняют выступами, которые обычно называют «резонаторами».
И тогда получается бубен «с резонаторами»:
Однако, исторически выступы по ребру бубна это совсем не резонаторы. Этот дизайн имеет очень древнее происхождение и является подражанием образу конструкции степного бубна.
О более древней и редкой в настоящее время конструкции степного бубна я и хочу более подробно рассказать в этой статье.
Степной бубен
В отличие от (условно) лесного бубна обечайка степного бубна делается не из цельной щепы вырубленной из живого дерева, а из прутьев кустарника или веток дерева. Эта конструкция исторически более древняя и происходит от способа сушки шкур на обручах согнутых из прута. Такой способ сушки применяется и сейчас у некоторых племен индейцев и северных народов Сибири.
Антропологи предполагают, что именно от сушки шкур происходит бубен – когда шкура высыхала и натягивалась – она начинали звучать. Это и стало причиной использования шкуры натянутой на обруч в качестве музыкального инструмента. Поскольку в антропологии считается, что люди начали строить жилье путем обтягивания каркаса из жердей около 400-500 тысяч лет назад (в позднем ашеле), то и шкуры стали сушить в этот же период. Поэтому, гипотетически, в этот период могли изобрести и бубен. Конечно, проверить эту гипотезу достаточно трудно.
Однако, вернемся к изготовлению бубна.
Итак, для бубна потребуется сделать два обруча из гибких прутов. Прутья нужно найти. Это вопрос «охоты за силой». Искать можно везде. Но найти и вырезать прутья может оказаться достаточно сложной задачей.
Для успешного поиска шаманы обращаются к духам за помощью и просят помочь найти прут. При нахождении прута нужно поговорить с деревом, согласиться ли дерево отдать эту ветку. Для задабривания дерева его можно полить водой и/или разложить на его ветках корм для птиц.
Мало найти прут, нужно его еще согнуть, и чтобы он при этом не сломался. Прут должен быть малосбежистым – не иметь большой разницы толщины в комлевой и верхушечной частях.
Хорошо подходят для обруча прутья из веток шелковицы, вишни и ясеня.
После сгибания обручей нужно оставить их в согнутом положении на пару месяцев в сухом месте в тени. Когда прут высохнет из него делают обруч. Для этого нужно сделать и закрепить стык верхушки и комля прута. Стык делается с вырезанием небольших ступенек, как показано на фото (красные стрелки).
Ступеньки нужны чтобы, когда обтяжка бубна высохнет и начнет сжимать обруч, то стык не начал съезжать и диаметр обруча не уменьшился.
Стык обычно проклеивается и прошивается толстой ниткой.
Два обруча соединяются параллельно друг другу прикрепляясь к плашкам. Я их прикручиваю шурупами. Таким образом, получается обечайка:
Из кожаных полосок в обечайке делают онгон Духа-хозяина бубна. Теперь, когда обечайка готова, ее обтягивают кожей.
Наиболее распространенный способ обтяжки степного бубна показан на рисунке ниже:
Как видно из рисунка, кожа не пришивается к обечайке, а подворачивается с тыльной стороны бубна через веревочное кольцо и прошивается кожаной тесьмой или обычной суровой ниткой. Края кожи около шва прошивки обычно проклеиваются.
На фото ниже единицей обозначено место прохода веревки, через которую подвернута кожа. Двойкой обозначен край кожи, который проклеен. Тройкой обозначена проклейка дополнительного слоя кожи, который закрывает прошивку (поэтому прошивка не видна).
В целом внутренняя (тыльная) сторона степного бубна выглядит так:
А внешняя (лицевая) сторона степного бубна — так:
Самостоятельное изготовление степного шаманского бубна доступно практически любому человеку. Сгибание обруча из ветки дерева не требует ни специальных технических устройств, ни особенной физической силы, ни каких-то особенный навыков. Вся остальная часть изготовления бубна тоже доступна всем людям без какой-либо специальной проф подготовки.
Достаточно уметь просверлить отверстие, вкрутить шуруп, сделать прошивку обычным сапожным швом при помощи шила и сапожного крючка. Главной сложностью изготовления бубна является лишь способность организовать этот процесс. И в организации процесса как раз и проявляются личные силы (родовые Духи) шамана. Поэтому, самостоятельное изготовление бубна является еще и своего рода испытанием, посвящением и профессиональным ростом шамана.
В данную статью не вошла информация по подготовке шкуры для изготовления обтяжки бубна. В интернете есть достаточно разнообразной информации по выделке кож. Если будет нужно – я опишу этот процесс в отдельной статье.
Единственное, на что хочу обратить внимание – со шкурой нужно тоже разговаривать, как и с деревом при поиске прутьев для обечайки. Хороший материал по вопросу организации изготовления шаманского бубна дает Басилов В.Н. в книге «Избранники духов» (Москва, «Политиздат», 1984 г.).
И еще один важный момент — при обтяжке бубна мокрой кожей не нужно сильно ее натягивать, она должна немного провисать при обращении бубна в горизонтальное положение. Когда она высохнет — натянется. Лучше недотянутый бубен, чем перетянутый. Натяжка уже высохшего бубна потом регулируется поднесением бубна к огню или подсушиванием на солнце. В квартире можно подсушивать феном.
Желаю всем энтузиастам реконструкции этнических практик вдохновения и успехов в изготовлении шаманского бубна!
Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984.
Медоуз К. Шаманский опыт. Практическое руководство по современному шаманизму. – М. «ФАИР-ПРЕСС», 1999. – 320 с.
Сарангэрэл. Зов шамана. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2003.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.
Шундик Н. Белый шаман. //Роман-газета №22(860), №23(861)/ – М.: Издательство «Художественная литература», 1978.
Харнер М. Путь шамана. – М., «Палантир», 1994.
Источник: ezo.club
www.EthnoMusic.info
Как сделать бубен. Инструкция по изготовлению бубнов.
Музыкант, играя на бубне или барабане, становится центром мира и ядром новой жизни, какой бы она ни была. (К. П. Эстес)
Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.
Разновидности
Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.
Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют тамбурином. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.
Изготовление бубна.
Итак, сегодня мы будем изготавливать бубен. Для этого нам понадобятся: кожа, обод и ~2 метра веревки. Кожа. Для изготовления бубна нам понадобятся две невыделанных козьих шкуры. Это будет лучшим материалом.
Если вы не нашли козьих шкур, то возьмите любую имеющуюся шкуру убитого животного.
Обработка кожи.
Первым делом надо отмочить кожу. Кожа помещается в ведро или чашку с водой при температуре 18-22 ° С и жидкостном коэффициенте 1:10. Вес шкуры следует перевести в килограммы и умножить на 10 — это и будет требуемое количество воды в литрах. Длительность процесса 20-24 часа. Воду надо будет несколько раз поменять, а кожу каждые 4 часа мять.
Мездрение.
Следующий этап обработки заключается в том, чтобы счистить с кожи остатки жира и мышц. Это достаточно трудоемкий процесс. Вам потребуется деревянный щит, на котором надо мелкими гвоздями прибить кожу по периметру. Далее вы берете в руки нечто вроде стамески или ножа-косяка с широким острым лезвием и начинаете счищать с кожи жир. Обратите внимание!
Мездрение проводится с «внутренней» стороны кожи, то есть там, где нет волос. Надо быть осторожным, чтобы не повредить кожу.
Обезволашивание.
Теперь со шкуры удаляется волосяной покров. Для этого понадобятся химические реактивы (Са(ОН)2 и Na2S. Первый из них представляет собой гашенную известь, которая используется для побелки. Ее легко можно найти в хозяйственном магазине. Сульфид натрия лично мне найти не удалось, поэтому мой бубен остался слегка «волосатым».
Но предположим, что вы нашли и то и другое. Операции с химикатами следует проводить на открытом воздухе и в резиновых перчатках. Чтобы приготовить смесь для обезволашивания, надо развести 75 г. сернистого натрия в 1 литре воды. В эту массу надо добавлять известь до тех пор, пока раствор не достигнет консистенции сметаны. После этого раствор над�
� нанести на мездру(ту часть, с которой вы соскребали жир) и оставить на 8 часов. Во время реакции будет выделяться неприятный запах сероводорода. После окончания этого процесса надо проверить прочность волосяного покрова. Если он отделяется легко, то его необходимо весь удалить, после чего тщательно промыть шкуру в воде.
Золение.
Надо взвесить шкуру полученную перевести в килограммы и умножить на 5. Полученное число показывает, сколько литров воды вам потребуется. На каждый литр требуется добавить по 15 г. сульфида натрия. Температура раствора должна быть 18-22 ° С. Золение продолжается 30-35 часов. Через каждые 5 часов раствор необходимо помешивать по 3 минуты.
Окончив золение, шкуру следуеть промыть в проточной воде в течение 1,5-2 часа. Обеззоливание. Для этого процесса нам понадобится еще один реактив — сернокислый аммоний ((NH4)2SO4).
Надо взять сульфата аммония в количестве 1,5% от массы шкуры и развести в воде при 30-32 °С. Кол-во воды в литрах равняется массе шкуры в кг, умноженной на 3,5. Обеззоливание длится 1-1,5 часа при помешивании каждые 15 минут по одной минуте. После всего этого надо промыть шкуру в проточной воде в течение 30-40 минут. Сушка.
Если вы заготавливаете шкуру для изготовления бубнов или чего-либо еще, то вам надо высушить ее. Если вы собираетесь делать бубен сразу, то этот процесс можно пропустить. Итак, сушка. Растяните шкуру на деревянном щите и прибейте мелкими гвоздями.Когда она высохнет храните еще в таком положении не сворачивая и не сгибая.
Изготовление обруча.
Заготовки для обода определяем по формуле длины окружности: X=2R, где: L — длина окружности, (число пи) равно 3,14, а R – радиус малой окружности. В упрощенно» варианте можно воспользоваться тонкой веревочкой или ниткой, аккуратно разложив по всей малой окружности, а потом сделать замеры линейкой или рулеткой.
Получив размер будущего обода (в каждом случае индивидуальный) можно приступать к поиску нужной древесины. Пригодными считаются лиственные породы деревьев. В нашем случае будет использоваться береза. Это дерево растет практически повсеместно и легко поддается обработке. Для изготовления обода потребуется ствол молодого дерева, диаметром 10-15 см и длиной, равной длине будущего обруча (но лучше всего, чтобы заготовка была на 5-10 см больше).
Бревно нужно распилить на доски толщиной 1,5 сантиметра , и затем выстрогать из подходящей доски заготовку для обода со следующими размерами: длина равна длине обруча, ширина — 7-8 см, толщина — 0,8-1 см. После этого планку следует поместить в воду (для этих целей подойдет ручей или водоем) и вымачивать ее 6-7 дней перед тем как делать обод. Традиционно доска вываривается в кипятке, но это требует специфических приспособлений и не всякому под силу, а потому мы отступим от классической технологии.
Для того чтобы сделать из получившейся планки обод, потребуется матрица (шаблон). Изготовить ее можно двумя способами: 1. следует взять с комля большого дерева поперечный спил высотой 17—20 см и, нарисовав на нем окружность будущего обода, срубить выступающие края топором Точно такую же матрицу, можно сделать из досок толщиной’5-6см. Помимо этого потребуется металлический лист длиной равной длине обруча, шириной — 13—15 см и толщиной — 3 мм.
По всей длине этого листа, отступив .от краев по 2 см, нужно просверлить отверстия диаметром 5 мм с шагом 3 см. Когда все будет готово, следует взять матрицу, хорошо вымоченную планку, металлический лист и гвозди длиной 100—120 мм. Совместив торцы листа и план ки, накладываем их на матрицу и забиваем гвозди в первую пару отверстий. Всю конструкцию следует сориентировать так, чтобы металлический лист ровно обогнул матрицу, а планка располагалась внутри.
Гвозди нужно забивать в матрицу строго попарно, не пропуская отверстий. Планка при этом должна медленно сгибаться. Необходимо следить за тем, чтобы процесс проходил равномерно, а планка плотно прижималась к матрице. После того как все гвозди будут забиты, получившуюся конструкцию следует хорошо просушить. Время сушки определяется индивидуально в каждом случае, но лучше пересушить, чем не досушить, так как сырая планка может распрямиться.
Разбирать матрицу можно только после того как она высохнет. Концы получив�
�егося обруча соединяют с помощью наложения. Для этого с обоих его концов нужно вырезать пазы. Места стыка следует хорошо подогнать друг к другу и скрепить маленькими гвоздиками, дополнительно промазав соединение клеем . Вместо гвоздиков можно также использовать заклепки. Теперь осталось выровнять края обода и отшлифовать его внутреннюю и внешнюю стороны наждачной бумагой
Для защиты от атмосферных воздействий обод обычно покрывают олифой, морилкой или водостойким лаком. 4. Сборка Последний этап изготовления бубна проводится следующим образом. Нужно взять обе выделанных шкуры (они должны храниться сухими и в растянутом состоянии), выбрать из них ту, которая будет мембраной бубна, и замочить в воде при комнатной температуре на 10—12 часов.
Вторую шкуру следует разрезать вдоль хребта на полосы шириной примерно 0,5 см (лучше это делать ножницами) и также замочить в воде. Получившимися ремешками будет стягиваться мембрана, и из них же будет изготовлена ручка бубна. Важно чтобы волокна кожи хорошо пропитались водой (увлажнились).
Когда кожа будет готова, ее нужно слегка отжать и расстелить на столе или подходящей ровной поверхности мездрой вверх. Затем взять готовый обруч, положить его сверху и выровнять относительно центра шкуры. На расстоянии 0,5 мм от краев шкуры и 4—5 см друг от друга острым ножом или шилом по всему периметру сделать отверстия диаметром 0,3 см.
Кроме того нам потребуется достаточно прочное металлическое или пластмассовое кольцо диаметром 5—7 см и несколько метров упаковочного шпагата или бечевки. Шпагат необходимо нарезать на куски такого размера, чтобы можно было привязать один его конец к краю кожи, а второй укрепить на кольце (см. рис. 117). Проделав это с первой парой противоположных отверстий, хорошо натягиваем шпагат и переходим к следующей противоположной паре.
Таким образом, нужно соединить все парные отверстия. Во время работы следует периодически смачивать кожу водой, так как при высыхании она уменьшается в размерах. Теперь, отступив от края обода 2—4 см, нужно нарисовать два круговых ряда точек (будущих отверстий) так, чтобы они находились друг над другом. Расстояние между рядами и между отверстиями равняется 2 см.
После этого снимаем кожу с обода и делаем отверстия диаметром 0,3 см в отмеченных точками местах. Неровные края с местами крепления шпагата срезать, отступив 1 см от малого концентрического ряда отверстий. Теперь край кожи нужно подогнуть внутрь, так чтобы отверстия совпали, и прошить их ремешком, при этом еще один ремешок нужно заложить в образовавшуюся складку. Концы обоих ремешков выпустить так, чтобы потом их можно было стянуть и крепко связать.
Осталось вставить в получившуюся конструкцию обод, и попеременно стягивая концы ремешков, добиться максимального натяжения мембраны. Для того чтобы сделать ручку бубна, нужно разделить внутреннюю сторону бубна на 8 равных секторов и проделать 8 отверстий диаметром 0,3 см в местах, где проходит внутренний стягивающий ремень, так чтобы не повредить его. После того как это будет сделано, получившийся бубен можно высушить при комнатной температуре.
Теперь нужно попарно соединить ремешками все 8 противоположных отверстий, а концы такой растяжки связать так, чтобы узелки находились точно в центре бубна. Затем, начиная от центра, плотно, виток к витку, обматываем ремешком две находящиеся рядом растяжки. При этом растяжки сходятся, а будущая ручка начинает натягиваться.
Подобным образом нужно связать крест-накрест все 4 пары растяжек и, меняя количество витков на них, отрегулировать степень натяжения и симметричность ручки. Чтобы бубен было удобно держать, делаем подушечку для руки. Для этого обмотаем крестовину полоской замши шириной 1,5 см. Длинна такой ленты в каждом случае будет индивидуальна.
Размер подушечки должен быть таким, чтобы она удобно лежала в руке. Наматывать же ее следует так, чтобы первые витки образовали правильный квадрат размером с будущую подушечку, а последующие постепенно уменьшались, перекрывая предыдущие витки примерно наполовину.
Сходясь к центру, они должны образовать подобие слоев. Когда витки ленты сойдутся в центре, образуется крестообразный рисунок. Для того чтобы закончить его, лишний конец кожаной полоски нужно обрезать, а оставшийся пришить к предыдущему витку ниткой. Соблюдая симметрию и однотипность стежков, следует то же самое еще с тремя пар�
�ми витков, образующими плетенку в центре.
материал взят из книги «Шаманское целительство» Олард Диксон
Некоторые рекомендации по уходу за бубном.
Бубен естественным образом реагирует на влажность окружающей среды. Если звук бубна изменился, стал выше или ниже, т.е. кожа перетянута или обвисла, Вы можете его увлажнить или подсушить соответственно. Для увлажнения лучше всего внести в помещение с высокой влажностью либо недолго подержать над паром или протереть влажной тряпкой.
Для просушки следует осторожно прогреть бубен по всей поверхности, например, подержав над с обогревателем или свечей, или даже электрической лампочкой, костром. В процессе настройки следует поглаживать кожу и проверять высоту звучания, добиваясь нужного тона. Кожа не требует особо ухода, но для большей эластичности можно смазывать её с обеих сторон репейным маслом (продаётся в аптеках). То же — для бубнов с мехом. Их советуем так же обрабатывать любым средством от моли, особенно если бубен долго не используется и не проветривается.
Пропитка против отсыревания для бубна:
Столярный клей (лучше рыбий) разводится водой жидко 1:15, 1:20.
Наносится кистью при плюсовой температуре ТОНКИМ СЛОЕМ с интервалом 12 часов в течении 10 дней.
Источник: musicethno.wordpress.com