То, что металл темнеет – вполне естественный процесс. Потому антикварные, старинные вещи не могут сами по себе блестеть как новые. Потемнение считается благородным признаком, верным знаком, действительно, ценной вещи. Но и современное изделие можно искусственно состарить. Делают это в декоративных целях, и используют для этого патину.
Что это такое?
Изначально патиной считали только темный налет на металле, а точнее, на медных изделиях. Пленка окислов делала металл, можно сказать, постаревшим. Но потом слово «патина» распространилось и на другие материалы: дерево, бронзу, гипс. Искусственно начали состаривать мебель с помощью патинирования. И все же на металле патина смотрится максимально естественно.
Интересно, что окисление железа – это ржавчина, ассоциируется она далеко не с декоративными особенностями. Патиной называют окисление других металлов. И если со ржавчиной борются, то патина становится желанным эффектом. Ее считают благородным «жизненным опытом» металлических изделий.
Как сделать патину на латуни. Удачный эксперимент
Конечно, недобросовестные люди используют патинирование в мошеннических целях, с его помощью стараются выдать обычную металлическую вещь за старинную. Но в основном патину применяют исключительно в декоративных целях. В интерьере иметь вещь, которая напоминает антиквариат, хотят многие. Держать дома подлинный антиквариат могут единицы.
Но ведь внешнего эффекта вполне может быть достаточно, и патина позволяет его достичь. Ненатуральную патину создают с помощью кислот и окислителей в составах специальных смесей. Удается добиться разных оттенков патины: она может быть зеленой, рыжей, черной.
Естественная патина образует свой цвет сообразно условиям, в которых она формировалась. Цвет искусственной зависит от компонентов состава.
Разновидности
Самые распространенные виды патинирования – золочение, чернение, серебрение. Чаще патинирование проводят на контрасте: например, темная основа – светлая патина, и наоборот. Если основой будет темно-матовый графит, его лучше патинировать золотом либо бронзой – даст эффект старой бронзы. Если изделие имеет окрас темного или светлого графита, патинировать его лучше серебром, можно добиться эффекта черненого серебра, черного железа. А вот медная краска с разными оттенками коричневого придаст поверхности кованого изделия медный вид.
Если на медную краску нанести бронзовую или золотую патину, получится изделие под бронзу либо латунь. Если изделие предназначено для светлого интерьера, лучше использовать те, что покрыты белой краской с эффектом потертости, патинированные золотом. Можно ориентироваться на такие моменты: серебро считается холодным оттенком, в интерьере, где необходимы свежесть и строгость, это работает. Золото придает изысканности, то есть ей еще нужно соответствовать, весь интерьерный ансамбль должен петь в унисон. Бронза символизирует благородство, а медь делает отсылку к Средневековью.
Если же возвращаться к натуральным истокам, самый распространенный вид патины – оксид меди. Поверхность, которая будет окрашена оксидом меди, имеет зеленоватый оттенок. А вот если оксид меди появится на стали, цвет будет желтый либо охровый. Если на латуни и бронзе – коричневый, а если на серебре – темновато-серый.
Как сделать патину на латунь и медь? патина латуни ,и меди своими руками. гвальтовка латуни
Для металла традиционно используют порошковую (кузнечную) патину, в то время как для дерева потребуется акриловая. Первым видом порошковой патины считается серебрянка, то есть порошок, который до использования смешивают с олифой. Кузнечные краски обычно матовые, но патина придает металлу больше благородного блеска.
Кстати, порошковую патину можно купить и уже готовой. А чтобы удобнее ею было пользоваться, при окрашивании можно смешать ее с сольвентом либо ксилолом.
Что необходимо для патинирования?
Средства для патинирования – это работа с химическими окислителями. А значит, нужно помнить о технике безопасности, работать в защитных очках и респираторе либо чем-то аналогичном ему. Для работы понадобятся:
- патина нужного цвета в виде порошка;
- жидкий растворитель;
- губка либо кисть размера 2-3;
- пластиковые/стеклянные ванночки (только не из металла, они вступят в реакцию с составом);
- само изделие, которое и будет декорироваться.
В идеале нужно работать на свежем воздухе, но если такой возможности нет, и приходиться трудиться в домашних условиях, – в помещении с хорошей вентиляцией. То есть нужно открывать окна, включать вытяжку, организовывать сквозняк. Если вдруг кислотный состав попадает на открытую кожу, ее поверхность нужно промыть под проточной водой, а потом на это место нанести содовую кашицу. Ну и, конечно, работать надо только в перчатках.
Как наносить патину?
Если все готово к работе, пора браться за обработку поверхности. Да, и ей нужна предварительная подготовка. Гладкость металла должна быть безупречной, только такую можно красить. Если на поверхности будут коррозийные признаки, не случиться оптимальной грунтовки – верхние слои пойдут пузырями и в скором времени облезут.
Все заусенцы на металле правильно будет удалить, выбоины и сколы зашпатлевать, а потом зашлифовать наждачкой. Сначала используется грубая наждачная бумага, а потом та, что помельче. И вот доведенное до идеального вида изделие можно покрыть грунтовкой, она продается в спрее-баллончике.
Есть 2 способа состаривания металла: можно патину наносить кисточкой, а можно губкой. Если набирать красящий состав на кисть, можно контролировать текстуру, она бывает очень разной. Можно контролировать и направления мазков, и глубину прокраски. Перед началом работы не следует мочить кисть, работать предполагается только сухой кисточкой (мокрая чревата образованием подтеков и капель на поверхности). 2 или 3 см щетины – ровно то, что нужно для нанесения патины.
Если же решено прокрашивать поверхность губкой, она даст ни с чем не сравнимый эффект «запыления». Только не стоит прижимать губку к металлу слишком сильно, могут на его поверхности отпечататься поры губки. А также в процессе работы нужно держать неподалеку салфетку с растворителями, и ту основную краску, которой окрашено само изделие. Это поможет быстро скорректировать ошибки, нанести патину снова. Но лучше этого избегать, повторное нанесение чревато не очень эстетичным, так называемым плоским эффектом.
Совсем другое дело – патинирование окислителями. Это сложнее, но и выглядеть предмет будет более натурально. И прочность его не сравнима с красящим составом. Обрабатываемая поверхность тоже нуждается в подготовке, но грунтовать и красить ее не надо, надо просто обезжирить и отбелить, используя кислотный раствор. Принцип действия таков: в готовый раствор добавляется кислота (соляная/серная/азотная), туда опускается металл.
Патина должна появиться очень быстро, потому изделие нельзя передерживать в этом составе. Покрытие будет максимально натуральным, но без лакированного слоя – это покрытие вряд ли будет долговечным.
Как сделать другие оттенки патины своими руками.
- Чтобы оттенок получился оливковым, латунное изделие отправляется в раствор из воды, нашатыря и хлорированного оксида меди – 5: 4: 2. Состав очень токсичен, нужно работать аккуратно.
- Чтобы добиться густого оранжевого оттенка на латуни, потребуется смесь сульфита калия.
- Кроваво-красный оттенок патины даст медный купорос плюс хлористый цинк.
- На меди и на латуни можно получить черный оттенок патины, смешав 2 г печени серной и столько же поваренной соли.
- А чтобы достичь эффекта «воронения», надо изделие погрузить в раствор хромпика (100 г/ 1 л воды). Сталь покроется очень глубоким, иссиня-черным оттенком с заметным голубым свечением.
Все, что останется после работы с окислителями вручную, следует утилизировать. Смесь хранить дома нельзя, все равно не получится ее использовать через время, ни разбавить, ни во что-то трансформировать. Те изделия, где удалось покрытие патиной, надо хорошенько просушить. И финишным этапом станет покрытие просушенного изделия лаком, покрыть металл можно как матовым, так и глянцевым лаком.
Очевидно, что работать с красящими составами легче и безопаснее. Да, натуральное патинирование будет не имитацией, а почти подлинным состариванием, более термостойким и убедительным. Но это затратно, не все справятся, да и не всегда можно сразу различить имитацию и реальность.
Более того, за счет простоты технологического процесса имитация чаще получается лучше, это проще и быстрее.
Источник: geostart.ru
Как состарить латунь с помощью уксуса
Чернение латуни в домашних условиях можно выполнять при помощи следующих методов:
- В водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт, пока жидкость не станет прозрачной. Изделие из латуни поместить в получившийся раствор, выдержать несколько минут. Затем достать и слегка подогреть. Сверху на изделии должна появиться пленка черного цвета.
- Изделие из латуни тщательно зачистить наждачной бумагой. После этого к подготовленной поверхности не нужно прикасаться, чтобы не оставалось жирных следов. Выдержать несколько минут в растворе хлористой платины. Затем извлечь и оставить на воздухе.
- Приготовить состав из азотной кислоты и металлической меди. Немного подогреть, поместить в полученное средство латунное изделие.
Средство для чернения латуни
Есть много различных средств для чернения латуни. Но не все они могут применяться в домашних условиях. Ведь некоторые необходимые вещества не встречаются в свободной продаже.
Образование на поверхности вещей черной окиси меди.
Для образования на поверхности вещей черной окиси меди подогретую вещь погружают на несколько секунд в раствор меди в избытке азотной кислоты и затем держат ее над огнем древесных углей до тех пор, пока поверхность ее не начнет чернеть. Чтобы получить равномерную и достаточно густую черную окраску, операцию повторяют несколько раз, в противном случае окраска будет не совсем черная, а сероватая. По окончании окрашивания вещь протирают тряпочкой, смоченной маслом. Таким образом обычно чернятся оптические инструменты.
Чернение латуни в домашних условиях
Провести чернение латуни можно самостоятельно при помощи различных средств. Но необходимо действовать аккуратно, четко следуя инструкции, чтобы не испортить металл.
Подготовка к процедуре
Большинство средств, применяемых для чернения латуни, являются токсичными и могут нанести вред здоровью человека. Хранить их необходимо в плотно закрывающихся емкостях, чтобы не допустить испарения ядовитых паров.
Выполнять патинирование необходимо в шкафу, в котором имеется вентиляция. Дверцы шкафа должны быть приоткрыты, чтобы во время работы осуществлялась эффективная вытяжка паров.
Перед патинированием изделие необходимо подготовить. Для этого тщательно очистить рабочую поверхность от любых загрязнений. Сначала промыть в теплой воде, а затем – обработать обезжиривателем.
После выполнения процедуры изделие необходимо еще раз промыть и выложить на опилки. Они впитают остатки влаги, не повредив при этом поверхность материала. Применение опилок для просушки считается более щадящим методом, нежели использование для этого ткани. Ведь при механической просушке может повредиться тонкий слой патины. Кроме того, такой метод не позволяет полностью удалить влагу.
Использование сульфида калия
Это распространенный способ чернения латуни. Во время него можно использовать сульфид калия с разным агрегатным состоянием – жидким, твердым, гелеобразным. Предварительно его необходимо разбавить водой в пропорции 1:16. Если применяется сульфид калия в твердом состоянии, его сначала нужно измельчить до порошка, а только после этого залить жидкостью.
Чернение латуни можно делать с помощью сульфида калия
Также необходимо подготовить раствор соды. Карбонат натрия также необходимо разбавить в соотношении 1:16. Сначала следует поместить изделие в раствор сульфида калия. Выдержать некоторое время, а затем поместить в раствор соды. Это необходимо для того, чтобы прекратить реакцию.
Чернение раствором медного купороса
Применение медного купороса позволяет создать золотисто-коричневую патину на поверхности обрабатываемого материала. Пленка будет иметь умеренный блеск. Для этого берут 20 г медного купороса, 5 г перманганата калия (марганцовки) и заливают литром воды.
Раствор должен быть комнатной температуры. Его необходимо нанести на поверхность изделия из латуни, тщательно обрабатывая все щели. Через сутки его необходимо тщательно вымыть под проточной горячей водой. Высушить в опилках, а затем повторить процедуру еще раз. Всего нужно повторить операцию 3-4 раза подряд.
Когда патинирование будет завершено, поверхность изделия нужно отполировать сухой ветошью. Также можно выдержать изделие в растворе марганцовки в течение 4-5 минут. Раствор нужно подогреть до температуры 95 градусов. Именно применение марганцовки позволяет получить красноватый оттенок патины.
Также при чернении меди можно использовать другой состав на основе медного купороса (сульфат меди, содержащий 5 молекул воды). Соединить по 25% медного купороса и хлористого цинка и 50% воды. В полученный раствор поместить обрабатываемое изделие на несколько минут. Затем вынуть его и оставить на воздухе на сутки. После этого тщательно промыть горячей водой.
Применение нашатырного спирта
Нашатырный спирт – это отличное средство для чернения латуни и латунных изделий. Можно воспользоваться комбинированным методом, совмещая сразу несколько ингредиентов. Для чернения латуни таким способом необходимо использовать:
- Медный купорос. Представляет собой зеленовато-голубые кристаллы. Продается в хозяйственных магазинах.
- Питьевая сода. Можно использовать и кальцинированную.
- Нашатырный спирт. Представляет собой 10% водный раствор аммиака, имеет резкий запах. Продается в аптеках, выпускается без рецепта.
- Вода.
Нашатырный спирт – средство для чернения латуни
Взять две емкости, в каждую налить по 50 мл кипяченой воды не ниже температуры комнаты. В одну емкость добавить медный купорос, в другую соду. Раствор должен получиться насыщенным, поэтому вещество добавляется до тех пор, пока оно не перестанет растворяться в воду. Жидкость для чернения латуни с медным купоросом нужно будет отфильтровать.
В третью емкость перелить раствор медного купороса и небольшими порциями начать подливать раствор соды. Начнется реакция с образованием большого количества пены. Добавлять новую порцию содового раствора можно только после того, как перестанут выделяться пузырьки.
Полученную смесь оставить на несколько часов. На ее поверхности должна остаться вода, ее следует убрать. Затем перелить состав на старую сковороду и варить до полного испарения влаги. В результате должен получиться порошок салатового цвета. Его необходимо поместить в керамическую ступку и перетереть пестиком до образования порошка.
В четвертую емкость влить 50 мл нашатырного спирта и всыпать в него образовавшийся порошок. Получится темно-бирюзовый раствор. В нем и проводится патинирование.
Изделие необходимо очистить от старой патиновой пленки, вымыть теплой водой и обезжирить. Поместить в подготовленный состав на 10-30 минут. Затем осмотреть изделие – если окрасилось неравномерно, еще раз обезжирить и поместить в раствор. В конце протереть ацетоном и обработать машинным маслом.
Патинирование латуни
Здравствуйте. Уже довольно давно интересовал меня вопрос получения именно, черного цвета на латуни. С год, в закладках лежала ссылка, затем уже с месяц лежал медный купорос и еще недели две я собирался смешать все в кучу. Так как сегодня праздник и ничего делать фактически нельзя, уже под вечер решил таки смешать ингредиенты вместе.
Действовал по инструкции с интернета. Работал на открытом воздухе, но в процессе никакого неприятного запаха не было.
1. Готовим 2 емкости. В одну заливаем половину теплой воды. Я переборщил, воды нужно было налить меньше, где-то четверть. Для 700 граммовой банки было бы самое оно.
2. Предварительно закупаем медный купорос, брал 100 грамм, бутылку нашатыря 250 мл., соду и фильтровальный элемент, взял сложенный в четверо бинт.
3. Готовим такую штуку как карбонат меди. Для этого в теплую воду высыпаем весь медный купорос и размешиваем, до растворения. Автор статьи по которой делал я написал, что купорос нужно добавлять до тех пор, пока он будет растворяться, но у меня было всего 100 грамм.
4. Затем, по чуть-чуть добавляем соду, лучше небольшими щепотками, так как я все-таки перестарался один раз. Добавляем до тех пор, пока будет происходить реакция. Довольно длительное время минут 10 точно.
5. Затем фильтруем, у меня кашица как писал автор, в принципе, так и не получилась. Но вся густая масса застряла все-таки в марле.
6. Затем выливаем в банку нашатырь, я залил в первую, которая освободилась в процессе фильтрации. И в нашатырь добавляем то, что получилось в процессе фильтрации, карбонатом меди назвать эту хрень, язык не поворачивается. Так как у меня много карбоната застряло в марле, я эту марлю, кинул в нашатырь и пополоскал, затем вытянул отжал и еще профильтровал, тот осадок что оставался, но пришлось взять еще и 3-ю банку. Нашатырь посинел, все готово.
7. Решил конечно проверить результат. Взял первое, на что упал глаз в мастерской, это были 10 копеек, у нас мелочь латунная. Деньги, даже не обезжиривал, так протер тряпочкой и кинул в банку с раствором.
Результат ровно после 5 минут.
Результат где-то после 30 минут.
Итог. Цвет конечно не прям идеально черный, но значительно отличается, от паров нашатыря. Думаю у меня получился мало насыщенный раствор. Но будем пользоваться в работе, единственное не знаю есть ли у него срок годности.
Ссылка на источник www.shipmodeling.ru/content/tooling/detail.php?ID=332
Благодарю всех за внимание, с уважением Игорь.
Меры безопасности
При проведении патинирования необходимо соблюдать технику безопасности. Ведь многие применяемые вещества очень токсичны и могут нанести вред здоровью. Поэтому важно соблюдать следующие правила:
- Использовать для работы специально оборудованный шкаф, в котором есть втяжка.
- Во время процедуры надеть защитный костюм, перчатки, очки.
- Избегать попадания используемых реактивов на кожу и в глаза.
- Все емкости для работы должны быть чистыми. Запрещается использовать одну и ту же неочищенную посуду для нескольких экспериментов.
- При нагревании пробирок с реактивами, емкости нужно держать так, чтобы их горлышко направлялось в сторону от себя.
- Все опыты нужно проводить над столом.
- Не оставлять бутылочки с реактивами открытыми, так как они могут перевернуться.
- Все реактивы должны быть подписаны, чтобы не перепутать их.
- В кабинете должен быть песок, который нужно использовать в случае пожара.
Таким образом, провести патинирование можно самостоятельно. Но при этом нужно действовать очень аккуратно, соблюдая технику безопасности.
Черное окрашивание сернистым висмутом.
Подобным же образом получается черное окрашивание сернистым висмутом. Для этого вещь, окрашенную, как объяснено выше, азотнокислым раствором висмута в коричневый цвет, надо погрузить еще горячей в крепкий раствор серной печени (Hepar sulfuris) — коричневый цвет быстро переходит в черный.
Читать также: Зарядка для nokia тонкая
Многие вещи и материалы теряют свой привлекательный при состаривании, но на металлы и сплавы из них это не распространяется. Патина, или налет окислов, придает предметам из металла дороговизну и ценность. Именно по этой причине элементы, изготовленные из состаренного металла, можно обнаружить в стилизованном интерьере. Многие задаются вопросом о том, как выполнить патинирование латуни в домашних условиях. На самом деле сделать это несложно, главное — запастись необходимым инвентарем и придерживаться правил выполнения такой работы.
Сам процесс.
Для чернения латуни данным методом вам понадобятся:
- медный купорос;
- пищевая сода;
- нашатырный спирт;
- две стеклянные баночки, желательного одинакового объема;
- фильтровальная бумага или что-нибудь аналогичное;
- палочка для помешивания.
Купорос был куплен в ближайшем хозяйственном магазине в отделе, где продаются всякие ядохимикаты для борьбы с садовыми вредителями. Сода — в ближайшем продовольственном магазине, где ее просто предостаточно. Нашатырный спирт — в ближайшей аптеке. Но только 10%. Как мне объяснили 25% не продается ввиду его опасности.
Через некоторое время вы увидите, что получилась мелкодисперсная взвесь приятного бирюзового цвета. На поверхности можно заметить, что там все-таки еще малек бурлит.
Раствор готов, осталось опустить туда необходимые детали. Время чернения, по рецепту, 25-30 минут.
После детали достать, промыть водой и высушить/протереть.
Вот такой получился конечный результат (иссиня-черный, цвет вороненой стали):
Источник: burforum.ru
Правила и способы патинирования латуни
Многие вещи и материалы теряют свой привлекательный при состаривании, но на металлы и сплавы из них это не распространяется. Патина, или налет окислов, придает предметам из металла дороговизну и ценность. Именно по этой причине элементы, изготовленные из состаренного металла, можно обнаружить в стилизованном интерьере. Многие задаются вопросом о том, как выполнить патинирование латуни в домашних условиях. На самом деле сделать это несложно, главное — запастись необходимым инвентарем и придерживаться правил выполнения такой работы.
Что такое патинирование?
Эта техника пришла к нам из Италии. Люди заметили, что изменения латуни, меди, бронзы, происходящие с течением времени, придают металлу особый вид. Изначально патину не наносили, а просто ждали, когда все случится естественным путем. Но результат был непредсказуемым, и времени могло пройти слишком много. Поэтому стали использовать нанесение патины с помощью химических веществ (кислот и разного рода окислителей).
До и после патинирования латуни
На сегодняшний день патинирование отличается тем, что наносимые на металл вещества придают предмету необходимый оттенок, но при этом не окисляют металлическое изделие.
Наиболее распространенные оттенки для патинирования:
- Старое серебро.
- Благородная медь (зеленоватый оттенок).
- Червонное золото.
Есть и более радикальные цвета, например, синеватый оттенок, который успешно применяется на латунных изделиях. Также встречаются красный и сиреневый цвета, но они используются реже в силу своей необычности.
Кроме латуни, патинировать можно изделия из меди, бронзы, серебра, а также деревянные изделия.
Чернение латуни в домашних условиях
Провести чернение латуни можно самостоятельно при помощи различных средств. Но необходимо действовать аккуратно, четко следуя инструкции, чтобы не испортить металл.
Подготовка к процедуре
Большинство средств, применяемых для чернения латуни, являются токсичными и могут нанести вред здоровью человека. Хранить их необходимо в плотно закрывающихся емкостях, чтобы не допустить испарения ядовитых паров.
Выполнять патинирование необходимо в шкафу, в котором имеется вентиляция. Дверцы шкафа должны быть приоткрыты, чтобы во время работы осуществлялась эффективная вытяжка паров.
Перед патинированием изделие необходимо подготовить. Для этого тщательно очистить рабочую поверхность от любых загрязнений. Сначала промыть в теплой воде, а затем – обработать обезжиривателем.
После выполнения процедуры изделие необходимо еще раз промыть и выложить на опилки. Они впитают остатки влаги, не повредив при этом поверхность материала. Применение опилок для просушки считается более щадящим методом, нежели использование для этого ткани. Ведь при механической просушке может повредиться тонкий слой патины. Кроме того, такой метод не позволяет полностью удалить влагу.
Использование сульфида калия
Это распространенный способ чернения латуни. Во время него можно использовать сульфид калия с разным агрегатным состоянием – жидким, твердым, гелеобразным. Предварительно его необходимо разбавить водой в пропорции 1:16. Если применяется сульфид калия в твердом состоянии, его сначала нужно измельчить до порошка, а только после этого залить жидкостью.
Чернение латуни можно делать с помощью сульфида калия
Также необходимо подготовить раствор соды. Карбонат натрия также необходимо разбавить в соотношении 1:16. Сначала следует поместить изделие в раствор сульфида калия. Выдержать некоторое время, а затем поместить в раствор соды. Это необходимо для того, чтобы прекратить реакцию.
Чернение раствором медного купороса
Применение медного купороса позволяет создать золотисто-коричневую патину на поверхности обрабатываемого материала. Пленка будет иметь умеренный блеск. Для этого берут 20 г медного купороса, 5 г перманганата калия (марганцовки) и заливают литром воды.
Раствор должен быть комнатной температуры. Его необходимо нанести на поверхность изделия из латуни, тщательно обрабатывая все щели. Через сутки его необходимо тщательно вымыть под проточной горячей водой. Высушить в опилках, а затем повторить процедуру еще раз. Всего нужно повторить операцию 3-4 раза подряд.
Когда патинирование будет завершено, поверхность изделия нужно отполировать сухой ветошью. Также можно выдержать изделие в растворе марганцовки в течение 4-5 минут. Раствор нужно подогреть до температуры 95 градусов. Именно применение марганцовки позволяет получить красноватый оттенок патины.
Также при чернении меди можно использовать другой состав на основе медного купороса (сульфат меди, содержащий 5 молекул воды). Соединить по 25% медного купороса и хлористого цинка и 50% воды. В полученный раствор поместить обрабатываемое изделие на несколько минут. Затем вынуть его и оставить на воздухе на сутки. После этого тщательно промыть горячей водой.
Применение нашатырного спирта
Нашатырный спирт – это отличное средство для чернения латуни и латунных изделий. Можно воспользоваться комбинированным методом, совмещая сразу несколько ингредиентов. Для чернения латуни таким способом необходимо использовать:
- Медный купорос. Представляет собой зеленовато-голубые кристаллы. Продается в хозяйственных магазинах.
- Питьевая сода. Можно использовать и кальцинированную.
- Нашатырный спирт. Представляет собой 10% водный раствор аммиака, имеет резкий запах. Продается в аптеках, выпускается без рецепта.
- Вода.
Нашатырный спирт – средство для чернения латуни
Взять две емкости, в каждую налить по 50 мл кипяченой воды не ниже температуры комнаты. В одну емкость добавить медный купорос, в другую соду. Раствор должен получиться насыщенным, поэтому вещество добавляется до тех пор, пока оно не перестанет растворяться в воду. Жидкость для чернения латуни с медным купоросом нужно будет отфильтровать.
В третью емкость перелить раствор медного купороса и небольшими порциями начать подливать раствор соды. Начнется реакция с образованием большого количества пены. Добавлять новую порцию содового раствора можно только после того, как перестанут выделяться пузырьки.
Полученную смесь оставить на несколько часов. На ее поверхности должна остаться вода, ее следует убрать. Затем перелить состав на старую сковороду и варить до полного испарения влаги. В результате должен получиться порошок салатового цвета. Его необходимо поместить в керамическую ступку и перетереть пестиком до образования порошка.
В четвертую емкость влить 50 мл нашатырного спирта и всыпать в него образовавшийся порошок. Получится темно-бирюзовый раствор. В нем и проводится патинирование.
Изделие необходимо очистить от старой патиновой пленки, вымыть теплой водой и обезжирить. Поместить в подготовленный состав на 10-30 минут. Затем осмотреть изделие – если окрасилось неравномерно, еще раз обезжирить и поместить в раствор. В конце протереть ацетоном и обработать машинным маслом.
Что понадобится для работы?
Патинирование производится при помощи краски, которая для этого предназначена. Материал продаётся в порошке, и мастер может выбрать цвет на свой вкус. Кроме краски, понадобятся:
- Жидкий растворитель.
- Кисть или пара губок.
- Ванночки или тары для патины (пластиковые или стеклянные, главное — не металлические).
- Изделие, над которым проводится работа.
Важно при этом понимать, что работать мастер будет с химическими веществами, а потому соблюдение правил безопасности — на первом месте.
Чтобы состарить латунь, необходимо работать в помещении с вентиляцией и вытяжкой, чтобы не отравиться парами ядовитых веществ. Сам процесс осуществляется в перчатках и маске.
Если вещество, используемое в работе, попало на кожу, нужно сразу нанести на это место кашицу из соды. В случае проявления покраснений, ожогов и других изменений на кожном покрове нужно немедленно обратиться к врачу.
Как состарить латунь в домашних условиях? Просто нужно следуйте инструкции и соблюдайте правила техники безопасности.
Патинирование латуни в домашних условиях
Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного
Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным. Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень». Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.
Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:
- одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
- полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
- дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.
Для приготовления серной печени понадобится сода и сера
В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.
Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов.
Метод №1
Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:
- меди;
- стерлингового серебра;
- бронзы и латуни.
Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:
- медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
- латунь и бронза – нежно-золотистый.
Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты
Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.
Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.
Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения
Метод №2
Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.
Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.
Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.
Подготовка поверхности
Первый момент — подготовка поверхности к работе. В первую очередь убираем проявления коррозии — на них не будет держаться патина. Затем убрать сколы, заусенцы, выбоины. Изделие шлифуется до ровной поверхности. Для этого используется крупная, потом мелкая наждачная бумага. После выравнивания мастер наносит грунтовку.
Лучше делать это не кисточкой, а при помощи баллончика со спреем.
Для улучшения внешнего вида многие мастера сначала красят изделие в темный цвет, а только потом наносят патину. В таком случае краска должна полностью высохнуть. Чаще всего в качестве основы применяют черный цвет. На нем выгодно смотрится любой оттенок патины, независимо от выбора мастера.
Техника нанесения краски патины
Наносить патину можно кисточкой или губкой. Важно! Инструмент, при помощи которого наносится патина, должен быть сухим. В противном случае на металле будут образовываться потеки и капли, что испортит весь внешний вид. Нанесением мазков различной глубины и направленности можно добиться необычного рисунка.
Рядом с мастером должен стоять флакон с растворителем и небольшое количество основной краски для исправления мелких погрешностей. При работе с губкой не стоит прижимать её сильно к изделию, чтобы не отпечатались поры.
Источник: vfront.ru
Латунирование, это просто
Иногда, некоторым деталям, помимо функциональности, хочется придать красивый внешний вид. Бывает, что железные детали, просто необходимо защитить от воздействия воды, воздуха и прочих агрессивных воздействий. Самым простым, дешёвым и распространённым способом решения таких задач является покраска. Но у этого метода есть много минусов и ограничений.
А иногда, просто хочется нечто лучшего. Качества иного порядка. А речь пойдёт, конечно, о гальваническом методе нанесения металла.
Как-то раз, мне в руки попал самый настоящий паровозный чугунный свисток, который я восстанавливал для своего парового мотоцикла. Конечно, самым простым способом было бы покрыть его черной краской. Но, как говорится, мы не ищем легких путей. Захотелось чего-то особенного. В итоге я покрыл его латунью, гальваническим способом.
От части мне хотелось выдержать стиль «Стимпанк», в своём паровом мотоцикле, а отчасти захотелось освоить новую технологию и поэкспериментировать.
Когда я начал разбираться с технологией нанесения латуни, оказалось что есть несколько различных способов, но информация довольно скупая. Нет достаточно подробных описаний со всеми тонкостями, нюансами и спрятанными «подводными камнями». Поэтому пришлось взять базовую информацию и путём долгих экспериментов понять всё самому. Теперь, когда цель успешно достигнута, я с радостью поделюсь со всеми своими знаниями и опытом.
Подготовка
Ну что ж. Давайте подробнейшим образом разберемся, как покрывать латунью железные детали. Для начала, конечно, ваша деталь должна быть качественно подготовлена, ведь гальваника это не краска, которая заливает все щели и ухабы. Поэтому, перед нанесением латуни, ваша деталь должна быть уже тщательно ошкурена, и отполирована до блеска.
Далее, очень важно подобрать правильно емкость для электролиза. Тут главное правило — емкость не должна быть металлическая! Иначе она непременно прореагирует до дыр. Далее нашу емкость следует обложить, так называемой, жертвенной латунью. Почему жертвенной? Потому что, именно она будет участвовать в процессе, и в итоге наноситься на нашу деталь.
И тут есть одна очень важная тонкость!
Вы должны сделать все таким образом, чтобы расстояние между вашей деталью и латунью было от 3 до 10 сантиметров, и было приблизительно одинаково на всех участках. Это очень важно соблюсти для того, чтобы плотность тока была на всех участках приблизительно одинаковой и равномерной, так как именно плотность тока будет определять оттенок покрытия.
Электролит
Поскольку речь идет об электролизе в домашних или гаражных условиях, огромное значение имеет доступность компонентов. Я нашел несколько разных рецептов, и практически во всех них используется какая-то трудно выговариваемая химия, которую, я не знаю, откуда они берут и, где в обычной жизни она может применяться. Поэтому для создания своего электролита я решил воспользоваться, так сказать «дедовским методом». Химикаты для которого, можно было бы достать в радиусе 1 — 2 километров от любого дома. Этот метод практиковался ещё в советские времена, был забыт, но по моему мнению, не потерял актуальность и в наше время.
И так, первый компонент, который понадобится для нашего электролита — это лимонная кислота. Она широко используется в кулинарии и как антинакипин. Продаётся почти во всех продуктовых магазинах и отделах бытовой химии. 80г. приблизительно стоит 40-50р.
Второй компонент, это аммиачная вода, или как её ещё называют, нашатырный спирт. С ним тоже у вас не возникнет никаких проблем, так как он продается практически в каждой аптеке.
Для создания электролита вам потребуется: на 1 литр воды, лимонной кислоты 60 грамм и аммиачной воды приблизительно 80 ml. Почему приблизительно, объясню чуть ниже. Высчитаете по пропорции, сколько вам потребуется ингредиентов, и закупите необходимое количество химикатов. Когда все приготовления и закупки будут сделаны, можем начинать готовить электролит.
Вообще, в этом старом дедовском способе использовался еще один химикат который называется «Трилон Б» (динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты). Этот компонент выполняет две функции. Восстановление металлов и, как выражаются отцы, растворение нерастворимого. Его потребуется 6-10 г. на литр воды.
Раньше, в советские времена его можно было найти практически везде. Он использовался и как удобрения, и как чистящее средство, как восстановитель ржавчины и даже в медицине. Но в наше время, я почему-то его нигде не нашёл. В принципе, можно делать и без него. «Трилон Б», в данном случае, больше сказывается не на качестве покрытия, а на экономичности и скорость процесса.
И так. Приступим к изготовлению электролита. Для начала, в отдельную посуду, наливаем горячую воду. В горячей воде гораздо лучше растворяются все ингредиенты. Затем, высыпаем в это ведро всю, отмеренную заранее, приготовленную лимонную кислоту и тщательно перемешиваем до полного растворения осадка. А вот с аммиаком, уже всё не так просто.
Аммиачную воду нужно добавлять потихонечку, небольшими порциями, периодически помешивая и постоянно контролируя запах электролита, а если имеется pH-индикаторная бумажка, контролируем по цвету. Как только электролит начнет пахнуть аммиаком (цвет начнёт меняться с красного на бесцветный), значит достаточно.
Хочу сразу предупредить, что делать это нужно в защитных очках и в проветриваемом помещении! Смешавшись с кислой средой, аммиак нейтрализуется, и перестаёт быть столь опасным. Но практика показывает, что электролиз идёт гораздо лучше, если pH электролита немного смещено в щелочную сторону. По этому, лучший электролит будет чуть-чуть пахнуть нашатырём (лакмус начнёт синеть), а значит, все работы лучше проводиться в защитных очках.
Чтобы электролит был готов и начал правильно функционировать, не достаточно просто перемешать компоненты. Нужно ещё его приготовить электрическим способом, проводя через него повышенный ток. И поскольку электрохимическое приготовление электролита плавно перетекает в сам электролиз, делать его будем, как говорится, по ходу дела.
Тщательнейшим образом обезжириваем нашу деталь ацетоном, переливаем электролит в приготовленное металлизированное ведро, и погружаем туда деталь.
Далее, нам понадобится блок питания постоянного тока. Очень важно, чтобы он был снабжен амперметром! Именно по его-то показаниям мы и будем настраивать режим. Сразу должен предупредить, что просто электричество из розетки вам не подойдёт! Присоединяем плюс (анод) к фольге, а минус (катод) к детали и включаем блок питания.
Ток выставляем таким образом, чтобы на детали активно начал выделяться водород. Если ваша деталь достаточно велика, а блок питания слабый, вы можете использовать несколько блоков питания в параллель. Как, собственно, мне и пришлось сделать. Для своего чугунного, 5 килограммового свистка я выставил ток 15 ампер, и набрал я его с помощью двух блоков питания.
И теперь ждем. Некоторое время никакого осаждения металла происходить не будет. Электролит должен приготовиться. И первым сигналом того, что электролит у нас готов, будет сильное почернение вашей детали. Не пугайтесь это нормально! Чистыми, обезжиренными руками тщательно отмываем нашу деталь в теплой воде.
Далее начинается самая сложная и самая тонкая работа. Нужно правильно подобрать ток электролиза.
Электролиз
Латунь — это сплав меди и цинка. И физика электролиза такова, что при малых токах преимущественно осаждается медь, а значит, цвет вашего покрытия будет уходить в розовый и даже в красный. Если тока слишком много, по большей части будет осаждаться цинк, а значит, цвет покрытие будет светлеть, и даже белеть. Иными словами, если не хватает тока, будет красно, а если его слишком много, будет бело.
Зная это, вы легко сможете подобрать любой интересующий вас оттенок. В инструкциях пишут конкретную плотность тока, 0,1…0,3 А на Дм2, но на практике эти значения не сработают, так как требуемы ток для нужного вам оттенка зависит от многих факторов. Температура, плотность электролита, расстояние от детали до Электрода (латуни) и пр. Поэтому, ориентируйтесь на получаемый цвет детали.
Именно для моих габаритов детали и моей плотности электролита, идеальным током оказалось 11 ампер. Чем больше площадь поверхности вашей детали, тем больше вам понадобится ток.
Итак, вот как по моему мнению должен выглядеть самый правильный процесс электролиза. Погружаем деталь в электролит (30-50*С), выставляем приблизительные параметры тока, и ждем 15 минут. По истечению этого времени, вытаскиваем деталь, тщательно отмываем, и контролируем цвет покрытия. Корректируем ток в нужную сторону и повторяем процесс следующие 15 минут.
И такими вот 15-ти минутными этапами, добиваемся требуемого оттенка и нужной толщины покрытия. И тут я должен рассказать об одном очень важном и опасном нюансе, который вас поджидает! Со временем ваш электролит будет, так сказать, вырождаться. А значит требуемый для вашего оттенка ток, будет уменьшаться. Поэтому-то и важно постоянно контролировать оттенок и корректировать ток.
Конечно, электролит легко можно восстановить, добавив туда еще немножечко аммиачной воды, но не рекомендую вам так делать! Потому что, тогда полностью собьются все ваши настройки оттенка и тока. И придется подбирать все заново. У меня ушло шесть часов электролиза, чтобы понять все эти тонкости и нюансы. Так что,воспользуйтесь моими советами и не повторяйте моих ошибок.
Еще «старожилы» говорят, что на процесс электролиза хорошо сказываются ПАВ. В нашем случае это будет малюсенькая капелька «Фэри». Но, честно говоря, я попробовал и «Фэри», и «Комнат», и какой-то особенной разницы не заметил. Но, тем не менее, если будете экспериментировать, такой вот информацией делюсь.
Ну а далее друзья, все на ваше усмотрение. Можете оставить свое изделие матовым, можете покрыть лаком, а если вам хватило терпения наложить достаточно толстый слой, то можно его заполировать до зеркала, что, собственно, я и решил сделать.
Данный способ очень прост, дёшев, и легкодоступен в плане компонентов. Но сразу хочу предупредить, что таким способом можно покрыть латунью только железные детали, с трудом ложится на нержавейку, и совершенно не подходит для алюминия, хрома и большинства других металлов и их сплавов.
Для большей наглядности, я сделал специальное 9-минутное видео, где рассказываю обо всех тонкостях и нюансах.
Ну, вот друзья, все что знал, рассказал, всем что было, поделился. Если вы воспользуетесь этим рецептом, пишите, делитесь своим опытом, присылайте фото своих деталей. Надеюсь благодаря этой статье, на свет появится много красивых и уникальных шедевров.
Ссылки на статьи про паровой мотоцикл:
Источник: habr.com