Лодочный электромотор – это практичное устройство, придающее маломерному судну тяговое усилие и позволяющее развивать скорость до 5–8 км/ч. Эти моторы экологичные и бесшумные, что позволяет использовать их для тихих прогулок на воде, отдыха в заповедных зонах и заказниках. При наличии электрического мотора лодка становится более мобильной и маневренной.
Такие двигатели прекрасно подходят для перемещения по небольшим водоемам, мелководью, береговым зонам и в местах с обилием водорослей. Рыбаки особенно ценят их за тихую работу, тонкую настройку скорости, возможность ловко добраться до укромных мест лова, удобство использования при троллинге и рыбалке на спиннинг. С одной стороны, электромотор на надувной или ПВХ лодке освобождает от необходимости работать веслами, а с другой – становится прекрасной альтернативой или дополнением бензиновому двигателю. На топливном моторе удобно преодолевать большие расстояния, в т. ч. перемещаться против ветра и при сильном течении. Электрический мотор решает не менее важные задачи – позволяет тихо прогуливаться по водоемам, наслаждаться окружающей красотой и удить рыбу в движении.
электромотор для лодки своими руками
Как устроен электромотор для лодки?
- Рабочая голова – электродвигатель с установленным на его роторе гребным винтом (пропеллером) – при его вращении судно приводится в движение. Двигательная система находится в нижней части электромотора, под водой. Гребной винт бывает разных размеров и чаще всего имеет 2 или 3 лопасти.
- Вал (он же – штанга, опора, дейдвуд или нога) – удерживает электродвигатель и соединяет все части устройства в единый комплекс. Создается из прочного композитного материала, выдерживающего значительные механические нагрузки при контакте с подводными препятствиями.
- Винт регулировки глубины – позволяет перемещать двигательную систему вверх или вниз, меняя глубину погружения гребного винта. Расширяет возможности использования электромотора на мелководье, в камышовых зарослях, при обилии водорослей или в прибрежной области. Чем глубже находится гребной винт, тем выше эффективность работы двигателя, а на мелководье и при других рисках повреждения его легко поднять.
- Система управления – обеспечивает легкий старт, плавное переключение передач и равномерное движение без рывков. Содержит электронный блок управления и панель с необходимыми переключателями и индикаторами уровня заряда АКБ. Панель управления позволяет с легкостью включать нужную скорость и менять направление движения. Обычно лодочные электромоторы имеют 4–5 передних передачи и 2–3 задних.
- Румпель – элемент ручного управления. Находится в верхней части электромотора. Для более удобного использования имеет телескопическую рукоятку с поворотным механизмом.
- Сцепная струбцина – приспособление для крепления вала электромотора к транцу лодки. Позволяет настраивать уровень погружения электромотора и угол его наклона с учетом текущих условий его использования. Резьбовые элементы обеспечивают надежное крепление мотора и его быстрый демонтаж.
- Соединительные провода для подключения питания.
Особенности конструкции
Лодочные электрические моторы имеют относительно простую конструкцию без множества передаточных элементов, которые были бы подвержены естественному износу. При корректной эксплуатации такие устройства служат долго и редко требуют ремонта. И даже со временем, при износе токосъемных щеток, ремонт сводится к их замене.
Принципиально конструкция троллингового электромотора состоит из несущей и функциональной части. Несущую часть составляют струбцина, вал, крепящийся к нему румпель и гребной винт. Кроме устанавливаемых на транце лодки подвесных аппаратов, производятся также навесные и носовые электромоторы. Они крепятся, соответственно, на кавитационной платформе базового двигателя или на носу лодки с жестким корпусом, на монтажной платформе бака.
Функциональную часть троллинговых моторов составляют силовые компоненты двигателя и система управления. В классическом исполнении электромотор имеет блок управления, дискретный переключатель передач для регулировки скорости и проводку для подключения аккумуляторной батареи. Вместо дискретного переключателя иногда используется цифровой вариатор, обеспечивающий еще более плавную настройку скорости.
Принцип работы
Электрические моторы на маломерных судах работают автономно, получая энергию от тяговых аккумуляторов. Поступающая от них электроэнергия обеспечивает вращение гребного винта. Электрический ток подается на обмотки статора и создает магнитное поле, которое в свою очередь инициирует движение ротора. Вместе с ним вращается и гребной винт, обеспечивая движение лодки по воде.
Для запуска мотора достаточно нажать тумблер. Переключение передач может выполняться с помощью румпеля, ножной педали или пульта ДУ. Чаще всего встречается ручное румпельное управление. Для управления с помощью ножной педали применяется реечный механизм и кабель для его подсоединения. Большинство лодочных моторов поддерживают несколько рабочих режимов: 4–5 передних и 2–3 реверсивных передачи.
Лодочные аккумуляторы
Автономное питание троллинговых электромоторов обеспечивают переносные АКБ тягового типа в герметичном влагозащищенном исполнении. Находясь в защитном корпусе, аккумуляторная батарея не боится попадания воды и атмосферных воздействий. Она отдает накопленную энергию мотору и обеспечивает его стабильную работу в течение нескольких часов. Стартерные аккумуляторы для этих целей не годятся. Нужны именно тяговые АКБ, рассчитанные на продолжительную токоотдачу и устойчивые к глубоким разрядам.
При выборе аккумуляторной батареи на лодку ключевую роль играют 4 параметра – тип химии, запас емкости, рабочее напряжение и масса. Они взаимосвязаны: с увеличением энергоемкости растет и вес батареи, если ее химический состав не изменился. Но достаточно выбрать вместо свинцово-кислотного аккумулятора литиевую батарею, и весовая нагрузка на лодку снизится примерно втрое при тех же рабочих характеристиках.
Для питания электромоторов на лодках и катерах мы рекомендуем литий-железо-фосфатные АКБ – тяговые батареи с отличным соотношением всех параметров. Они эффективно работают в жестких условиях, не боятся глубокого разряда, сохраняют исходные характеристики даже после 2000 циклов заряд-разряд. К тому же, батареи категории LiFePO4 быстро заряжаются, не склонны к просадкам напряжения и другим проблемам при эксплуатации, максимально безопасны в использовании и надежны.
Выбор характеристик АКБ для лодки
Батарея должна подходить мотору – иметь идентичное напряжение и достаточную емкость, чтобы обеспечивать его стабильную работу в течение необходимого времени. Подходящая емкость АКБ рассчитывается с учетом мощности питаемого ею электрооборудования, нужного времени автономной работы на 1 заряде и коэффициента эффективности батареи.
Запас мощности АКБ рассчитывается умножением ее вольтажа на емкость. Например, батарея с параметрами 12 В и 100 Ач имеет энергоемкость 1200 Вт·ч. Эффективная мощность составляет 80% от расчетного значения – в нашем примере 960 Вт·ч. Чтобы рассчитать время работы электромотора и/или других устройств от конкретной аккумуляторной батареи, достаточно разделить ее эффективную мощность на потребляемую мощность приборов.
Например, мотор мощностью 295 Вт при использовании рассматриваемой батареи сможет работать на полной мощности 3 часа 15 минут (960 Вт·ч : 295 Вт = 3,25 ч). При снижении электропотребления (работе мотора на неполной мощности) время автономной работы на 1 заряде батареи возрастает.
Где купить лодочные моторы и АКБ?
Хорошая подборка троллинговых электромоторов и подходящих им аккумуляторных батарей представлена в интернет-магазине Voltbikes.ru. Это модели с оптимальным сочетанием цены и технических параметров. Они помогут вам освободить руки от весел и наслаждаться прогулками по водной глади, расширят возможности для релакса, рыбалки и других видов активного отдыха.
- 29 апреля 2022 г.
- 572 просмотра
Источник: www.voltbikes.ru
Лодочный электромотор 12 В своими руками
Рыбалка и прогулки по воде на лодке многим по душе. Увлечение этим активным отдыхом на природе популярно, особенно если есть хотя бы небольшая пластиковая лодка на 1-2 места. Бюджетные варианты таких лодок производятся без мотора, так что приходится по воде грести веслами. А что если сделать своими руками компактный и недорогой электропривод, которым можно будет управлять, как рулем?
Материалы
-
Электродвигатель постоянного тока, серии 775 на 12 В, мощностью 150 Вт — http://ali.pub/3xhgtm;
Инструменты: Дрель или шуруповерт; Термоклей с пистолетом; Клей для ПВХ-труб; Паяльник с припоем; Разметочный и слесарный инструмент (нож, плоскогубцы и т.д.).
Изготовление лодочного электромотора
Основная задача – герметизировать двигатель, защитив его от воды. Торец движка с валом накрываем листом бумаги, и размечаем маркером крепежные отверстия под винты.
Переносим их на заглушку ПВХ с отметкой центра. Просверливаем отверстия под крепеж сверлом на 3 мм, по центру – на 12 мм.
Переворачиваем заглушку, промазываем термоклеем, и надеваем на движок, центруя при этом отверстия под крепеж.
Перед тем, как закрепить винты, смазываем их посадочные места термоклеем для герметичности. Можно также использовать силикон.
Надеваем на вал резиновый уплотнитель (сальник), а затем переходник для закрепления крыльчатки вентилятора. Он закрепляется на мелких скрытых винтах под шестигранник. Садим его в натяжку, прижимая сальник к движку.
У небольших пластиковых крыльчаток есть небольшой патрубок под посадку на вал. В этот полый элемент вкручиваем аккуратно саморез или винт по размеру, чтобы усилить ее ось. Под лопастями с противоположных сторон сверлим отверстие под шестигранный ключ, которым и будем фиксировать крыльчатку в переходнике. Зажать ее нужно плотно, иначе при сопротивлении воды ее может просто сорвать с вала.
Контакты кабеля питания припаиваем к выходам на движке.
Надеваем на корпус двигателя обрезок трубы на 50 мм, а поверх него на клей садим тройник-ПВХ с выходом на полдюйма. Кабель выводим наружу через свободное отверстие в тройнике. Все соединения должны быть хорошенько уплотнены.
Следующий отрезок трубы-ПВХ рассчитываем так, чтобы после посадки в заглушку оставался выход около 1 см. Склеиваем эти две детали, и вставляем в тройник на клей.
Защитный корпус для движка готов. Осталось приделать ему удобную рукоять, за которую можно будет удерживать его в лодке. Вставляем полудюймовую ПВХ-трубу в патрубок на тройнике, и выводим через нее кабель.
Еще одну такую трубу соединяем с предыдущей угловым фитингом на 90 градусов. Все соединения нужно проклеить. На конце последней трубы сверлим отверстие под кнопку-тумблер для электропривода.
Выведенные контакты припаиваем к кнопке, после чего сажаем ее на термоклей. Изолируем контакты термоусадкой или изолентой.
Кабель фиксируем на конце трубы нейлоновой стяжкой, чтобы избежать обрыва контактов. Устройство готово к монтажу на лодке.
Практическая часть
Лодочный мотор такого типа рассчитан на небольшую легкую пластиковую лодку. Мощность движка определяет силу движения крыльчатки в воде. Приспособление крепится на карме лодки переходным кронштейном, сделанным из проволоки или подходящего материала. Работа двигателя и крыльчатки рассчитана у самой поверхности, поскольку устройство при большем заглублении может попросту не выдержать сопротивления воды или сделать ход лодки чрезмерно слабым.
Работает устройство на постоянном токе от аккумулятора 12 В. Тип аккумулятора значения не имеет (свинцово-кислотный или литиевый), однако под него стоит сделать герметичный корпус-защиту от короткого замыкания из-за попадания воды на контактную группу.
В остальном же это вполне рабочая идея, воплощение которой уже можно найти на рынке в готовом виде. Данный вариант позволит максимально сэкономить на затратах, и получить полезное приспособление для отдыха на воде.
Смотрите видео
Источник: do-better.ru
Лодочный электромотор 12 В своими руками
Рыбалка и прогулки по воде на лодке многим по душе. Увлечение этим активным отдыхом на природе популярно, особенно если есть хотя бы небольшая пластиковая лодка на 1-2 места. Бюджетные варианты таких лодок производятся без мотора, так что приходится по воде грести веслами. А что если сделать своими руками компактный и недорогой электропривод, которым можно будет управлять, как рулем?
Материалы
- Электродвигатель постоянного тока, серии 775 на 12 В, мощностью 150 Вт — http://ali.pub/3xhgtm;
- Пластиковая крыльчатка от вентилятора холодильника или компьютерного кулера;
- Резиновый уплотнитель (сальник) на вал;
- Заглушка наружная из ПВХ, диаметр 50 мм – 2шт;
- Труба ПВХ диаметр 50 мм (обрезки);
- Труба ПВХ диаметр 1/2 дюйма;
- Угол 90 градусов, диаметр 1/2 дюйма;
- Кабель двухжильный медный;
- Аккумулятор;
- Термоусадка или изолента;
- Двухпозиционная кнопка-тумблер.
Инструменты: Дрель или шуруповерт; Термоклей с пистолетом; Клей для ПВХ-труб; Паяльник с припоем; Разметочный и слесарный инструмент (нож, плоскогубцы и т.д.).
Изготовление лодочного электромотора
Основная задача – герметизировать двигатель, защитив его от воды. Торец движка с валом накрываем листом бумаги, и размечаем маркером крепежные отверстия под винты.
Переносим их на заглушку ПВХ с отметкой центра. Просверливаем отверстия под крепеж сверлом на 3 мм, по центру – на 12 мм.
Переворачиваем заглушку, промазываем термоклеем, и надеваем на движок, центруя при этом отверстия под крепеж.
Перед тем, как закрепить винты, смазываем их посадочные места термоклеем для герметичности. Можно также использовать силикон.
Надеваем на вал резиновый уплотнитель (сальник), а затем переходник для закрепления крыльчатки вентилятора. Он закрепляется на мелких скрытых винтах под шестигранник. Садим его в натяжку, прижимая сальник к движку.
У небольших пластиковых крыльчаток есть небольшой патрубок под посадку на вал. В этот полый элемент вкручиваем аккуратно саморез или винт по размеру, чтобы усилить ее ось. Под лопастями с противоположных сторон сверлим отверстие под шестигранный ключ, которым и будем фиксировать крыльчатку в переходнике. Зажать ее нужно плотно, иначе при сопротивлении воды ее может просто сорвать с вала.
Контакты кабеля питания припаиваем к выходам на движке.
Надеваем на корпус двигателя обрезок трубы на 50 мм, а поверх него на клей садим тройник-ПВХ с выходом на полдюйма. Кабель выводим наружу через свободное отверстие в тройнике. Все соединения должны быть хорошенько уплотнены.
Следующий отрезок трубы-ПВХ рассчитываем так, чтобы после посадки в заглушку оставался выход около 1 см. Склеиваем эти две детали, и вставляем в тройник на клей.
Защитный корпус для движка готов. Осталось приделать ему удобную рукоять, за которую можно будет удерживать его в лодке. Вставляем полудюймовую ПВХ-трубу в патрубок на тройнике, и выводим через нее кабель.
Еще одну такую трубу соединяем с предыдущей угловым фитингом на 90 градусов. Все соединения нужно проклеить. На конце последней трубы сверлим отверстие под кнопку-тумблер для электропривода.
Выведенные контакты припаиваем к кнопке, после чего сажаем ее на термоклей. Изолируем контакты термоусадкой или изолентой.
Кабель фиксируем на конце трубы нейлоновой стяжкой, чтобы избежать обрыва контактов. Устройство готово к монтажу на лодке.
Практическая часть
Лодочный мотор такого типа рассчитан на небольшую легкую пластиковую лодку. Мощность движка определяет силу движения крыльчатки в воде. Приспособление крепится на карме лодки переходным кронштейном, сделанным из проволоки или подходящего материала. Работа двигателя и крыльчатки рассчитана у самой поверхности, поскольку устройство при большем заглублении может попросту не выдержать сопротивления воды или сделать ход лодки чрезмерно слабым.
Работает устройство на постоянном токе от аккумулятора 12 В. Тип аккумулятора значения не имеет (свинцово-кислотный или литиевый), однако под него стоит сделать герметичный корпус-защиту от короткого замыкания из-за попадания воды на контактную группу.
В остальном же это вполне рабочая идея, воплощение которой уже можно найти на рынке в готовом виде. Данный вариант позволит максимально сэкономить на затратах, и получить полезное приспособление для отдыха на воде.
Источник: handmade.postrojdachku.ru
Самодельный лодочный электромотор 22 Lbs
Внимание! Это резервный форум. Основной форум здесь https://3deshnik.ru/forum/viewforum.php?f=35 .
Сверхлёгкий бесколлекторный лодочный электромотор с дистанционным управлением.
Пульт управления с двумя потенциометрами (газ / поворот) и вольтметром. Крепится к основанию с помощью магнита.
Основные технические характеристики:
— Вес мотора = 1.9 кг, вес аккумулятора = 1.5 кг, вес комплекта (с проводами и пультом управления) = 3.5 кг.
— Статическая тяга мотора на швартовах = 10 кг. (22 Lbs) при токе 20А от аккумулятора 6S4P (24В).
— Ёмкость аккумулятора = 300 Вт/ч.
— Диаметр гребного винта для батареи 6S4P = 150 мм.
— Примерная стоимость постройки = 13500 руб. вместе со стоимостью КИТа для сборки (из них стоимость комплектухи с алишки около = 8000 руб.).
Так же возможна эксплуатация мотора с аккумулятором 4S6P (16В) гребным винтом диаметром 200 мм и ESC Markus Mariner с более высоким КПД.
Расклад по КПД тут примерно такой — тяга 10 кг с винтом 150 мм при потребляемой мощности 440 Вт, с винтом 200 мм при потребляемой мощности 320 Вт.
Внимание! Китайский ESC типа «Красный кирпич» https://Aliexpress.ru/item/32914129422. … 3c00deiNwV у меня вообще не запускался с гребными винтами большого диаметра (больше 180 мм). Пробовал разные настройки (жёсткий/мягкий старт) — не помогло. С винтами 150-160 мм работает нормально.
Поделиться22020-02-26 01:31:05
Список комплектующих для сборки мотора:
1. Мотор бесколлекторный Racerstar 5065 BR5065 140KV https://Aliexpress.ru/item/32834130958. … dmp=1 .
4. Arduino Nano 1 шт. https://Aliexpress.ru/item/32607801066. … 33edrWddZW .
5. Серва 35 кг 270 градусов https://Aliexpress.ru/item/33010787343. … xmp=1 .
10. Разъёмы «банан» для соединения силовой электроники 10 пар https://Aliexpress.ru/item/400005809219 … 33edSmLoK9 .
11. Болт М10х70 с гайкой, шпильки М6 и М8 с гайками для сборки струбцины .
12. Труба алюминиевая диаметром 25 мм https://www.obi.ru/truby/truba-alyumini … /p/2987436 .
13. Провода 3х1.5 и 2х2 квадрата для электрических соединений .
14. Подшипник 623ZZ для рычага сервы https://Aliexpress.ru/item/32969585748. … web201603_
Основные детали мотора напечатаны пластиком PLA на 3д-принтере. Корпус аккумулятора изготовлен из кан-трубы диаметром 110 мм. с толщиной стенки 3 мм. Снаружи труба оклеена белой плёнкой-самоклейкой. Гребной винт напечатан из натурального (без красителей) пластика ABS, требует доработки «напильником» и доводки до блеска ацетоном.
Нога (дейдвуд) мотора — алюминиевая труба диаметром 25 мм, длина зависит от высоты транца. Для стандартного S-транца длина = 600 мм.
КИТ для сборки мотора:
Детали для сборки одно-секционной батареи на 24 банки. Может быть кратно увеличен до 24х2 и 24х3 банок (за счёт длины трубы, образующей корпус АКБ).
Струбцина мотора собирается на шпильках М6 и М8. Шпилька М8 устанавливается через кусок алюминиевой распорной трубки с внешним диаметром 10 мм и внутренним 8 мм. Длина трубки на 0.5 мм больше ширины рычага дейдвуда.
Поделиться32020-03-01 22:36:35
Верхняя и нижняя часть мотогондолы склеиваются дихлорэтаном https://www.chipdip.ru/product/09-3967-rexant . В дихлорэтане желательно развести некоторое количество PLA-пластика до получения «густоты» клея на уровне «моторного масла». Затем все детали из PLA-пластика тщательно покрываются жидким акриловым лаком в 3-4 слоя (снаружи и изнутри). Такое покрытие полностью герметизирует печатные детали. Без покрытия лаком внутрь деталей и даже внутрь мотогондолы может просачиваться вода. Наиболее подходящий лак — для влагозащиты печатных плат и электроники PLASTIK-71 https://www.chipdip.ru/product/plastik-71-100 .
Далее все детали собираются на герметик, как в подводном буксировщике Самодельный подводный буксировщик 22 Lbs .
Контроллер бесколлекторного мотора ESC устанавливается над сервой под декоративным кожухом мотора.
Аккумуляторная батарея паяется так же, как у подводного буксировщика Самодельный подводный буксировщик 22 Lbs . Для увеличения ёмкости батареи количество секций по 24 банки может быть увеличено 2-3-4-х. Корпус аккумулятора делается из кан-трубы большей длины (в соответствии с количеством секций по 24 банки).
Управление ESC и сервой можно организовать с помощью двух сервотестеров https://Aliexpress.ru/item/32957541836. … v
Servo myservo2;
int pinpot = A0;
int pinpot2 = A6;
int val;
int val2;
void setup()
myservo.attach(9);
myservo2.attach(5);
>
void loop()
val = analogRead(pinpot);
val = map(val, 0, 1023, 0, 180);
myservo.write(val);
val2 = analogRead(pinpot2);
val2 = map(val2, 0, 1023, 0, 180);
myservo2.write(val2);
delay(15);
>
Сборка подводной части мотора примерно такая же, как у подводного буксировщика. Рекомендую сначала прочитать эту тему Самодельный подводный буксировщик 22 Lbs .
Аналоги этому мотору трудно найти. Вес обычных коллекторных моторов с тягой 22-24 Lbs (на самом деле там меньше тяга) составляет 3.5 кг минимум, цена одного мотора без аккумулятора = 8500 руб. https://nn.vodomotorika.ru/products/ele … e_t24.html Гелевый аккумулятор аналогичной ёмкости (см. ток разряда) будет стОит ещё около 6400 руб. и весить около 10 кг. https://www.1000va.ru/shop/leoch/lpcg12-30/ . И ещё не факт, что такой аккумулятор переварит долговременный ток 20 А. Т.е. минимальный вес обычного комплекта мотор + аккуммулятор около 14 кг. Цена от 15 тыс. руб. И всё это с румпелем без дистанционного управления!
Сравнимый дешёвый бесколлекторный мотор TORQEEDO TRAVEL 503 L весит более 13 кг при цене 128000 (!) руб. И управляется, опять же, румпелем! https://regatta-shop.ru/products/torqeedo-travel-503-l
На всякий случай напоминаю — предлагаемый мной комплект весит 3.5 кг и при самостоятельной сборке из КИТа обойдётся в 13-14 тыс. руб.
Источник: 3dsprinter.mybb.ru