У меня такое впечатление, что я обшарила уже весь и-нет(скорее всего ошибочное, но тем не менее. ), но не могу найти ни грамма информации, как сделать упряжь(бричку, грубо роворя) своими руками. если конкретнее, мне нужны чертежи или схемы какие-то, хоть что-нибудь. такого рода инфа ОЧЕНЬ нужна. если кто-то сможет помочь буду ОЧЕНЬ благодарна!
Ksiusha
Опытный
Так Вам все-таки что нужно: упряжь или экипаж(бричка)? Все-таки это совсем разные вещи.
Cap
Pro
*Юленька*, покажите картинку или фото того, что Вам нужно.
*Юленька*
Нужна бричка..ну или что то подобное..чтобы была возможность проката людей.
Больше склоняюсь к варианту вагонета ( по строению)..но только без крыши. У нас очень проблемно найти рессорную нижнюю часть..поэтому скорее она будет от обычной рабочей телеги, поэтому думаю, что этот вариант подойдет больше.
Вложения
SANY0066-270.jpg
23,6 KB · Просмотры: 7.159
SANY0042.jpg
81,4 KB · Просмотры: 8.029
Ksiusha
Опытный
Ну вот Вам на картинке и ответ: покупаете обычный полок(телегу без бортов), берете хорошего сварщика ,закупаете материалы -железо и дерево — показываете ему картинку и он на базе телеги ваяет Вам то,что видит на картинке. У нас Казенкин что-то подобное производит, очень неплохо получается. Только у телег обычно рессоры отсутствуют, так что на ходу такой экипаж будет жестковат.
Cap
Pro
Поехали.
Вот как выглядит правильная рама самой простой повозки без рессор из стальных труб квадратного сечения (прочнее и легче всего), швеллера (стального профиля в форме буквы «П», но этот вариант тяжелее) или уголка:
http://patentdb.su/3-1000329-odnokonnaya-povozka.html
Обратите внимание на балки в форме буквы «А» — эта конструкция несет наибольшие нагрузки.
Вот другой вариант во всех интимных 😆 подробностях: http://modelist-konstruktor.com/razrabo . ega-zhizni
Повозка без рессор (с жесткой подвеской это называется) вполне надежна, работоспособна и долговечна при условии аккуратного изготовления и заботливого содержания.
Теперь что касается рессорной подвески: нужно искать человека (хорошего сельского кузнеца, сварщика, автослесаря или просто любого рукастого самоделкина) который видел и ремонтировал рессорную подвеску своими руками не раз и не десять, а больше. иначе выйдет опасное барахло! Но если найдете такого человека — ему не понадобятся никакие чертежи, он по любой картинке сделает все, что надо.
Еще больше это касается тормозов: ЛЮБАЯ повозка для катания людей без тормозов — это. короче, даже не думайте об этом. .
Ночлег
Участник
Cap написал(а):
Поехали.
Вот как выглядит правильная рама самой простой повозки без рессор из стальных труб квадратного сечения (прочнее и легче всего), швеллера (стального профиля в форме буквы «П», но этот вариант тяжелее) или уголка:
http://patentdb.su/3-1000329-odnokonnaya-povozka.html
Обратите внимание на балки в форме буквы «А» — эта конструкция несет наибольшие нагрузки.
Вот другой вариант во всех интимных 😆 подробностях: http://modelist-konstruktor.com/razrabo . ega-zhizni
Повозка без рессор (с жесткой подвеской это называется) вполне надежна, работоспособна и долговечна при условии аккуратного изготовления и заботливого содержания.
Теперь что касается рессорной подвески: нужно искать человека (хорошего сельского кузнеца, сварщика, автослесаря или просто любого рукастого самоделкина) который видел и ремонтировал рессорную подвеску своими руками не раз и не десять, а больше. иначе выйдет опасное барахло! Но если найдете такого человека — ему не понадобятся никакие чертежи, он по любой картинке сделает все, что надо.
Еще больше это касается тормозов: ЛЮБАЯ повозка для катания людей без тормозов — это. короче, даже не думайте об этом. .
А как же в санях катают? куда там тормоза прикреплять?
Cap
Pro
Порядочные сани (особенно для катания людей) тоже должны иметь тормоза. а прикреплять — да куда угодно, на самом деле. Можно к обоим полозьям, можно один — в виде бруса-рычага с осью где-то на днище кузова.
Обычно же их не ставят потому, что сани, как правило, значительно ниже и потому куда устойчивее любой повозки, поскольку не имеют поворотного круга, да и сопротивление движению у саней куда больше.
*Юленька*
Cap Огромное спасибо — то, что нужно!
Cap
Pro
На здоровье.
А если будете делать без рессор — тормоза можно сделать наипростейшие, т. н. колодочные: рычаги с резиной, прижимающиеся к задним колесам; и лучше сделать так, чтобы их можно было фиксировать в прижатом положении, тогда получите сразу два тормоза в одном: и ходовой, и стояночный.
Ну, и про катафоты не забудьте, лучше — по всем четырем углам кузова, чтобы обозначить его габариты, и на лошадиную сбрую — пару-тройку светоотражающих лент. это ОЧЕНЬ важно.
nimfadora-tonks
Cap
Простите за дурацкий вопрос, но зачем нужен тормоз? Неужели понесшую лошадь можно остановить с помощью тормоза? Или чтобы спускаться с горки? Но с этим же шлея справляется.
Cap
Pro
Тяжело вздохнул.
Сперва про горку.
Если груженая повозка с лошадью идет под гору — далеко не всякая лошадь захочет своими ногами вкапываться, чтобы затормозить, скажем, обычную пролетку (а это минимум (!) 300 кг), груженую нормативно. Считаем: один чел. рядом с кучером плюс три чел. легко помещаются на заднем сиденье, это уже пять — а часто есть еще откидное сиденье, спиной к движению) — итого в сумме набрать вес под тонну (300+6×75=750 кг минимум) — не проблема. 🙄
На длинном спуске градусов в 15-20 — передок уже вовсю наезжает лошади на задние ноги, шлея там или не шлея, а упираться со всей дури в лошадиный круп сапогом — удовольствие ниже среднего.
Лично один раз так встал на два колеса в плавном повороте под конец спуска. никому повторить не пожелаю.
Далее. при весе под тонну хорошие тормоза могут серьезно замедлить даже не одну лошадь, а пару: сопротивление движению будет грандиозное, особенно если тормоза на все четыре колеса и с гидравликой, что вовсе не сложно.
Еще надо помнить простую вещь, известную, в общем, любому автомобилисту: замедление (даже небольшое) — может выручить ничуть не хуже, чем полная остановка.
Шлея та же. при повышенных нагрузках имеет тенденцию смещаться с нужного места, перекашиваться и т. д — как ее не пригоняй.
Еще — есть огромная разница: в экстремальной ситуации тянуть лошадь со всей дури только за рот — или все-таки помогать ей тормозом, причем вовсе не обязательно тормозить вмертвую, с юзом и заносами.
Еще: подъем! Встала лошадь колом на подъеме, не желая тянуть, да и пошла себе назад — и покатились все назад вместе с ней, и телега в таком случае тут же становится боком, а потом — и раком. 🙄 А будут тормоза — стали и стоим, думаем, и лошадь отдыхает, а не держит. или высаживаем людей.
Вот картина только одного из самых некогда нашумевших разносов в экипаже без тормозов:
Есть еще ряд соображений, но этого хватит, мне кажется.
nimfadora-tonks
Cap
Спасибо за такой развернутый ответ теперь буду знать зачем нужен тормоз)
Cap
Pro
Пожалуйста. и вообще, всегда помните секретный девиз английского спецназа: ЛПЧП!
«Лучше Перестраховаться, Чем Пожалеть!»
ramira92
Активист
Тормоза-вещь НЕОБХОДИМАЯ. Особенно если собираетесь свои услуги населению предлагать. Дисковые тормоза останавливают пару фризов в разносе. Проверено на себе 😯
Участник
Вот сами делали примерно 3 месяца ушло-не айс конечно но нам сойдет
Вложения
Фото195.png
80,5 KB · Просмотры: 2.139
Фото226.jpg
100,8 KB · Просмотры: 3.479
Фото232.jpg
136,9 KB · Просмотры: 2.169
Участник
вот что получилось
Вложения
Фото273.jpg
206,7 KB · Просмотры: 2.844
Участник
ход очень мягкий. на заду по 2 амортизатора под каждым колесом-от мотоцикла а спереди сделана система из 7 трубок в них пружины-можно их убирать и делать жестче или мягче и типо маятника что б качение было и еще вместо поворотного круга вварена ступица от машины-никогда не скрипит только подшипники иногда смазывай.
Источник: www.prokoni.ru
Бричка — это. Описание, виды, характеристика и история
В литературных произведениях русских классиков то и дело встречаются слова, давно ушедшие в историю. Так, слово «бричка» можно встретить во многих нетленных произведениях: на такой повозке, запряженной тремя лошадьми, разъезжал Чичиков, герой «Мертвых душ», Билибин из четырехтомника «Война и Мир» также укладывал в нее вещи, таким же образом путешествовали герои Шукшина, Шолохова и многих других авторов. Также этот вид повозок упоминается и в песнях: яркий пример этому — «Бричка», цыганская песня .
Так что же это за повозка, и чем она отличается от других видов транспорта, например карет? Разберем, что такое бричка, и значение слова попробуем установить. Расскажем, какие они бывают и чем отличаются.
Этимология слова «бричка»
Этот вид гужевого транспорта был широко распространен в Европе в 17 веке. В России же такие конные повозки начали активно использоваться только с 18 века. Существует несколько версий о происхождении слова «бричка».
Так, некоторые специалисты утверждают, что этимологическим источником стало уменьшительное от польского слова bryka, обозначающего легкую открытую телегу. Другие ученые считают, что своему появлению в русском языке этот термин обязан итальянскому biroccio (двуколка), которое через немецкое birutsche (полуоткрытая легкая повозка) впоследствии трансформировалось в бричку.
Что это такое
То, что бричка — это такая легковая конная повозка, использующаяся для перевозки людей или грузов, знают практически все. Однако ответить на этот вопрос более подробно мало кто сможет.
Это сегодня для передвижения и путешествий мы используем автомобили, а наши относительно недалекие предки активно использовали различные повозки, запряженные лошадьми. Кареты, тарантасы, дормезы, брички — это далеко не полный список транспортных средств. Каждый из них имел свое предназначение: для комфортабельного передвижения по городу или путешествия на дальние расстояния, для знатных господ и простых граждан, для перевозки сельскохозяйственных и почтовых грузов или людей. Наиболее активно эти конные повозки использовались на юге и западе России, а в более снежных регионах большей популярностью пользовались легковые телеги, в которых колеса легко можно было заменить на полозья.
Какие бывают брички
Благодаря тому что бричка была в разы легче и комфортнее громоздкого тарантаса, она могла использоваться как для недалеких поездок, так и для длительных путешествий. Условно все повозки такого типа можно разделить на три вида: это брички с рессорами, простые безрессорные и почтовые. Кроме того, брички могли быть как с закрытым, так и открытым кузовом. Верх кузова в закрытых бричках, как правило, был из кожи или дерева.
Очень популярны в России были польские повозки с плетеным кузовом. На холодное время года его могли утеплять, а летом — снимать или делать откидывающимся, как у кабриолета. Как писал Гоголь, в бричке Чичикова верх кузова, представляющий собой своеобразный шатер, был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками». Окошечки эти предназначались для любования пейзажами.
Хотя большая часть историков определяют этот вид транспорта как четырехколесную повозку, также были широко распространены двухколесные брички, которые по большей части использовались в городе. Кроме того, в зависимости от типа повозки кучер мог сидеть как отдельно от пассажиров, на козлах (так, рядом с возницей Чичикова Селифаном располагался его лакей Петрушка), так и вместе с ними. Кстати, знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс тоже часто пользовался английским вариантом брички — кэбом.
Особенности этого вида транспорта
Независимо от вида брички и ее предназначения все исторические и литературные описания таких повозок утверждают, что главной их особенностью был невообразимый шум, издаваемый во время движения. Так, в произведениях Чехова бричка звякала и взвизгивала всеми своими частями, гремела и громыхала у Шолохова, звеняще дребезжала у Серафимовича. А Давид Давидович Бурлюк, русский художник и поэт, в одном из своих стихотворений, обращаясь к птице с не самым приятным голосом, написал: «Как старая разломанная бричка в степи звучит, о птичка, твое пенье».
Внешний вид брички
Состояла эта легкая повозка из двух частей — ходовой части и закрепленного на ней неподвижного кузова. Ходовая часть представляла собой два или четыре колеса, попарно установленных на осях. В рессорных бричках именно задняя часть кузова крепилась к колесам двумя эллиптическими рессорами. Благодаря этому езда в бричке для пассажиров была более комфортной.
Дно повозки было сплошным и, как правило, делалось из дерева, а борта могли быть как полностью закрытыми, так и иметь решетчатую обшивку и выполнялись из различных материалов.
В кузове брички, предназначенной для передвижения людей, могли сидеть как двое (двухколесные брички), так и четверо пассажиров.
Где можно увидеть?
И хотя в наше время конный транспорт практически невозможно встретить городскому жителю, бричками до сих пор пользуются в деревнях и селах. Кроме того, существуют музеи, в которых представлены как миниатюрные копии транспортных средств, ушедших в историю, так и полномасштабные экспонаты. Так, жители и гости Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут посмотреть на бричку и другие повозки прошлых столетий в Музее городского электрического транспорта или в музее «Дом станционного смотрителя». В Беларуси работает музей карет, в котором также представлен этот вид гужевого транспорта. Аналогичный музей есть и в Венгрии в городе Кёстхей.
Также во многих конных клубах разных городов России и ближнего зарубежья предоставляются услуги катания на транспорте прошлого — при желании можно попробовать себя в роли пассажира кареты, фаэтона, брички или экипажа.
Во Владикавказе установлен памятник, изображающий Пушкина, едущего на бричке, запряженной волами.
Использование слова «бричка» сегодня
И хотя мало кто из представителей молодого поколения знает, как выглядел конный транспорт прошлого, слово «бричка» не вышло из употребления полностью. Более того, сегодня так называют не только конную повозку, запряженную одной лошадью. Часто это слово употребляется для описания очень старых автомобилей, которые давным-давно пора отправить на заслуженный отдых наравне с такими гужевыми повозками, как тарантас, рыдван или телега.
Источник: fb.ru
Как изготовить телегу для лошади своими руками
Обычную жизнь в отдалённых русских областях тяжело представить без использования в подсобном хозяйстве лошади. Именно поэтому тут просто необходима телега и умение запряжки лошадей. Очень мало людей сейчас знают как правильно запрячь лошадь. Как запрячь коня могут узнать опытные специалисты.
Под их руководством можно разобраться как запрягать лошадь, как при помощи повозки с лошадью привезти любой груз, дрова из лесополосы, вспахать земельный участок или съездить в соседний населённый пункт. В старые времена почти в каждой деревне существовал специальный мастер по изготовлению повозок. В наше время её необходимо приобретать или изготовить своими руками.
Изготовление телеги своими руками
Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.
В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем. Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.
Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что пароконная и одноконная упряжь довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.
Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей. В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.
Как спят лошади: стоя или лежа
Наиболее важные моменты при изготовлении повозки
Перед тем как начать изготовление, необходимо хорошо изучить конструкционные особенности повозки и основные её элементы. Главной составляющей каждой телеги считается ходовая часть.
В неё включают заднюю и переднюю оси, четыре колеса, раму, на которую ставят платформу или кузов. Дополнительно присутствуют специальные стойки, которые служат для амортизации и сглаживания неровностей дороги. Задняя ось изготавливается стационарной, а передняя ось способна поворачиваться. Таким способом можно лучше управлять упряжью.
Другими очень важными составляющими являются оглобли в дуговой одноконной телеге и дышло в пароконной. Такие элементы прикрепляются к передней оси, потому что из-за них осуществляется поворот передних колёс. Основную раму лучше всего изготавливать из металла при помощи сварки, так как на ней лежит вся масса груза телеги.
Повозку принято делать из дерева. Теперь необходимо немного написать о размерах. В старые времена ширина телеги была не более 1,5 метра, а длина достигала 3 метров. Высота повозки напрямую зависит от её предназначения и размеров лошади, но обычно делается до 1 метра.
Необходимые материалы и инструменты
Для того чтобы изготовить телегу, необходимо иметь такие инструменты и материалы:
- доски из прочных пород древесины;
- металлические оси колёс и сваренная рама;
- аппарат для сварочных работ;
- две пары колёс от любого типа транспортных средств;
- металлический профиль или трубы;
- большое количество гвоздей;
- молоток;
- специальные инструменты для обработки древесины;
- дополнительный инструмент;
- подробные чертежи по изготовлению повозки.
Каурый цвет лошадей — особенность и происхождение масти
Инструкция изготовления телеги своими руками
В самом начале необходимо изготовить ходовую часть запряжки. Как ранее уже говорилось, это должны быть оси колёс и прочная сварная рама. В случае, когда человек до этого никогда не работал со сваркой, то стоит обратиться к специалистам в этой сфере.
Колёсные оси и раму лучше всего изготовить полностью металлическими из труб или профиля. Далее изготавливается стационарная задняя ось и поворотная передняя на толстом штыре. Вся конструкция закрепляется при помощи специальных шайб.
Перед окончанием работ с передней осью, необходимо определиться с видом телеги. Когда нужна дышловая запряжка, то для дышла делается специализированный держатель. Качественные оглобли изготавливаются сварными к передней оси на держателе. Другими словами, оглобли обязаны не съёмными, однако, движущимися в различные стороны.
Это обеспечивается за счёт использования держателя. Дополнительно их стоит закрепить на кронштейны, а также специальными тяжами усилить. Это может быть проволока диаметром до 15 миллиметров, которая прикрепляется к передней оси и оглобле. Далее устанавливаются колёса, которые стоит оснастить хорошими тормозами для безопасной езды.
Следующим этапом является изготовление основы повозки, которую принято называть кузовом. В случае если изготавливается платформа, дальнейшие действия очень простые. Необходимо нарезать нужных размеров доски из качественных пород дерева. Сбиваем их в цельную платформу и прикрепляем к раме.
Когда необходимы борта, то сперва изготавливают 4 продольные жерди, на которые прикрепляются наклонные вертикальные рейки. На несущую раму закрепляются боковые борта, а задний и передний изготавливаются съёмными. Это делается для удобного пользования упряжью. Оглобли изготавливают из металлических труб или деревянных брусков.
Источник: pro-selhoz.ru
Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение
На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.
Что из себя представляет упряжь
В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.
Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.
Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.
Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.
Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.
Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.
Строение и типы упряжек
В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.
Русская или дуговая одноконная упряжка
Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.
Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.
В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.
Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.
Хомут с гужами состоит из:
- Подушки;
- Пары клещей;
- Хомутины;
- Супони;
- Двух гужей;
- Дополнительных покрышек;
- Подкладки.
Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.
Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.
Главные части снаряжения лошади:
- Седелка — находится на спине снизу холки и равномерно распространяет тяговое усилие по площади спины. Также в задачи седелки входит амортизация совершения толчков. Подбирать следует, учитывая размер холки лошади.
- Чересседельник — находится рядом с сиделкой и удерживает оглобли и хомут, равномерно распределяет вес оглобель.
- Подбрюшник — убирает резкие колебания хомута, оглобель и дуги в процессе быстрой езды.
- Шлея — плотно прижимается к телу лошади и поддерживает хомут в процессе торможения либо при движении по склонам.
- Уздечка — применяется чаще всего простая трензельная.
- Вожжи на одном конце есть пряжки либо карабины для крепления к удилам (трензель). Они должны быть в обязательном порядке комфортными. Создаются из крепкой тесьмы или кожи.
Бездуговая постромочная упряжка
В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся: хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.
Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.
В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных — около 2 см.
Дышловая пароконная конструкция
В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки — передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.
- Тачаночный тип. Такой тип системы упряжки лошадей был известен ещё с того времени, как люди стали массово использовать лошадь в различных сферах повседневной жизни. Такое оборудование включает в себя постромковую часть и дышло, но на сегодняшний день его редко можно встретить в действии.
- Вид запряжки гуськом называется цугом. В этом случае в качестве коренника используется самая большая, высокая и сильная пристяжная лошадь в сцепке, которую впрягают в оглоблю или же припрягают к дышлу. В отличие от коренной лошади, пристяжная лишь тянет за собой телегу, а для изменения направления движения не применяется.
В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.
Выбор упряжки по количеству лошадей
В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.
У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.
Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.
Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.
На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.
Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.
Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.
Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: selhoz.guru