Мина морская является самодостаточным взрывным устройством, размещенным в воде с целью повреждения либо разрушения корпусов кораблей, подводных лодок, паромов, катеров и прочих плавсредств. В отличие от глубинных бомб мины находятся в «спящем» положении до момента контакта с бортом судна. Военно-морские мины могут быть использованы как для нанесения прямого урона противнику, так и для затруднения его передвижений на стратегических направлениях. В международном праве правила ведения минной войны установлены 8-й Гаагской конвенцией 1907 года.
Классификация
Морские мины классифицируются по следующим признакам:
- Типу заряда – обычные, специальные (ядерные).
- Степени избирательности – обычные (для любых целей), избирательные (распознают характеристики судна).
- Управляемости – управляемые (по проводам, акустически, по радио), неуправляемые.
- Кратности – кратные (заданное количество целей), некратные.
- Типу взрывателя – неконтактные (индукционные, гидродинамические, акустические, магнитные), контактные (антенные, гальваноударные), комбинированные.
- Типу установки – самонаводящиеся (торпедные), всплывающие, плавающие, донные, якорные.
Мины обычно имеют округлую либо овальную форму (за исключением мин-торпед), размеры от полуметра до 6 м (и более) в диаметре. Якорные характеризуются зарядом до 350 кг, донные – до тонны.
Морские мины (World of Warships)
Историческая справка
Впервые морские мины стали использоваться китайцами в 14-м веке. Конструкция их была довольно простой: под водой находилась просмоленная бочка с порохом, к которой вел фитиль, поддерживаемый на поверхности поплавком. Для использования требовалось в нужный момент поджечь фитиль. Применение подобных конструкций встречается уже в трактатах 16-го века в том же Китае, но в качестве взрывателя использовался более технологичный кремневый механизм. Усовершенствованные мины применяли против японских пиратов.
В Европе первая мина морская была разработана в 1574 году англичанином Ральфом Раббардсом. Спустя столетие голландец Корнелиус Дреббель, служивший в артиллерийском управлении Англии, предложил свою конструкцию малоэффективных «плавающих хлопушек».
Американские разработки
По-настоящему грозная конструкция была разработана в США в период войны за независимость Давидом Бушнелем (1777 г.). Это была все та же пороховая бочка, но оснащенная механизмом, детонировавшим при столкновении с корпусом судна.
В разгар гражданской войны (1861 г.) в США Альфредом Ваудом придумана двухкорпусная плавающая морская мина. Название для нее подобрали подходящее – «адская машина». Взрывчатое вещество располагалось в металлическом цилиндре, находившемся под водой, который удерживала плавающая по поверхности деревянная бочка, одновременно служившая поплавком и детонатором.
Как работает морская мина?
Отечественные разработки
Впервые электрический взрыватель для «адских машин» изобрел российский инженер Павел Шиллинг в 1812 году. Во время неудачной осады Кронштадта англо-французским флотом (1854 г.) в Крымскую войну отлично себя зарекомендовала мина морская конструкции Якоби и Нобеля. Полторы тысячи выставленных «адских машин» не только сковали перемещение неприятельского флота, но ими были также повреждены три крупных британских парохода.
Мина Якоби-Нобеля обладала собственной плавучестью (благодаря воздушным камерам) и не нуждалась в поплавках. Это позволяло устанавливать ее скрытно, в толще воды, подвешивая на цепях, или пускать по течению.
Позже активно применялась сфероконическая плавающая мина, удерживаемая на требуемой глубине небольшим и малозаметным буйком или якорем. Впервые была применена в русско-турецкую войну (1877-1878 гг.) и стояла на вооружении флота с последующими улучшениями до 1960-х годов.
Якорная мина
Она удерживалась на необходимой глубине якорным концом – тросом. Притапливание первых образцов обеспечивалось ручной настройкой длины троса, что требовало много времени. Лейтенант Азаров предложил конструкцию, позволявшую автоматически устанавливать морские мины.
Устройство оснащалось системой из свинцового груза и подвешенного над грузом якоря. Якорный конец наматывался на барабан. Под действием груза и якоря барабан высвобождался от тормоза, и конец сматывался из барабана. Когда груз достигал дна, сила вытягивания конца уменьшалась и барабан стопорился, за счет чего «адская машина» погружалась на глубину, соответствующую расстоянию от груза до якоря.
Начало XX века
Массово морские мины стали применяться в веке двадцатом. Во время боксерского восстания в Китае (1899-1901 гг.) имперская армия заминировала реку Хайфэ, прикрывая путь к Пекину. В русско-японском противостоянии 1905 года развернулась первая минная война, когда обе стороны активно использовали массовые постановки-заграждения и прорывы минных полей при помощи тральщиков.
Данный опыт был перенят в Первую мировую. Немецкие морские мины препятствовали высадке британского десанта и сковывали действия российского флота. Подводные лодки минировали торговые пути, заливы и проливы. Союзники не остались в долгу, практически перекрыв для Германии выходы из Северного моря (для этого понадобилось 70 000 мин). Общая численность используемых «адских машин» экспертами оценивается в 235 000 штук.
Морские мины Второй мировой войны
В годы войны на морских театрах боевых действий было поставлено около миллиона мин, в том числе в водах СССР – более 160 000. Германией были установлены орудия смерти в морях, озерах, реках, в ледовом Карском море и в низовье реки Оби. Отступая, противник минировал портовые причалы, рейды, гавани. Особенно жестокой была минная война на Балтике, где немцами только в Финском заливе поставлено было более 70 000 шт.
В результате подрыва на минах затонуло примерно 8000 кораблей и судов. Кроме того, тысячи кораблей получили тяжелые повреждения. В европейских водах уже в послевоенное время на морских минах подорвались 558 судов, 290 из которых затонули. В первый же день начала войны на Балтике подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький».
Немецкие мины
Инженеры Германии в начале войны удивили союзников новыми высокоэффективными типами мин с магнитным взрывателем. Мина морская взрывалась не от контакта. Кораблю достаточно было подплыть достаточно близко к смертоносному заряду. Его ударной волны хватало, чтобы разворотить борт. Поврежденным судам приходилось прерывать миссию и возвращаться для ремонта.
Больше других страдал английский флот. Черчилль лично поставил наивысшим приоритетом разработать похожую конструкцию и найти эффективное средство для обезвреживания мин, но британские специалисты не могли раскрыть секрет технологии. Помог случай. Одна из сброшенных немецким самолетом мин увязла в прибрежном иле.
Оказалось, что взрывной механизм был довольно сложным и базировался на магнитном поле Земли. Исследования помогли создать эффективные минные тральщики.
Советские мины
Советские морские мины были не столь технологичными, но не менее эффективными. В основном использовались модели КБ «Краб» и АГ. «Краб» представлял собой якорную мину. КБ-1 на вооружение принята в 1931 году, в 1940-м – модернизированная КБ-3. Предназначены для массовых минных постановок, всего в распоряжении флота к началу войны было около 8000 единиц. При длине 2 метра и массе свыше тонны устройство вмещало 230 кг взрывчатки.
Мина антенная глубоководная (АГ) применялась для затопления подлодок и судов, а также для затруднения судоходства неприятельского флота. По сути это была модификация КБ с антенными устройствами. При боевой постановке в морской воде между двумя медными антеннами выравнивался электрический потенциал.
При касании антенной корпуса подлодки либо судна баланс потенциалов нарушался, что вызывало замыкание электроцепи запала. Одна мина «контролировала» 60 м пространства. Общие характеристики соответствуют модели КБ. Позже медные антенны (требовавшие 30 кг ценного металла) заменили стальными, изделие получило обозначение АГСБ. Немногие знают, как называется морская мина модели АГСБ: антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок.
Обезвреживание мин
Спустя 70 лет морские мины Второй мировой до сих пор представляют опасность для мирного пароходства. Большое их количество до сих пор остается где-то в глубинах Балтики. До 1945 года лишь 7 % мин были обезврежены, остальные потребовали десятилетий опасной работы по разминированию.
Основная тяжесть борьбы с минной опасностью легла на личный состав кораблей-тральщиков в послевоенные годы. Только в СССР было задействовано около 2000 тральщиков и до 100 000 человек личного состава. Степень риска была исключительно высокой из-за постоянно противодействующих факторов:
- неизвестности границ минных полей;
- разных глубин установки мин;
- различных типов мин (якорных, антенных, с ловушками, донных неконтактных с приборами срочности и кратности);
- возможности поражения осколками разорвавшихся мин.
Технология траления
Способ траления был далеко не совершенен и опасен. Рискуя подорваться на минах, корабли шли по минному полю и тянули за собой трал. Отсюда постоянное стрессовое состояние людей от ожидания смертельного взрыва.
Подрезанную тралом и всплывшую мину (если она не взорвалась под кораблем или в трале) надо уничтожить. При волнении моря закрепить на ней подрывной патрон. Подрыв мины надежнее ее расстрела из корабельной пушки, так как зачастую снаряд пробивал оболочку мины, не задев взрыватель. Невзорвавшаяся боевая мина ложилась на грунт, представляя новую, уже не поддающуюся ликвидации опасность.
Вывод
Морская мина, фото которой внушают страх одним только видом, до сих пор является грозным, смертоносным, при этом дешевым оружием. Устройства стали еще более «умными» и более мощными. Существуют разработки с установленным ядерным зарядом. Помимо перечисленных видов, существуют буксируемые, шестовые, метательные, самодвижущиеся и прочие «адские машины».
Источник: fb.ru
Минное оружие подводных лодок
Минное оружие было первым, примененным на заре появления подводных лодок. Со временем оно уступило пальму первенства торпедам и ракетам, однако не потеряло свой актуальности по сей день. На современных подводных лодках на вооружение приняты мины следующих видов:
Якорные мины
Якорная мина ПМ-1 предназначена для поражения подводных лодок. Ставится из 533-мм торпедных аппаратов (по 2 шт.) на глубинах до 400 м, углубление мины Вес взрывчатого вещества — 230 кг, радиус реагирования акустического взрывателя Условия постановки якорной антенной мины ПМ-2, принятой на вооружение в 1965 г., такие же, однако она может поражать подводные лодки и надводные корабли на глубинах до 900 м.
Донные мины
Морская донная мина МДМ-6 предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками. Оснащена 3-х канальным неконтактным взрывателем, имеющим акустический, электромагнитный и гидродинамический каналы и приборы срочности, кратности, ликвидации. Калибр — 533 мм. Глубина постановки до 120 м.
Самотранспортирующаяся донная мина МДС также предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Постановка на позицию происходит путем выстреливания мины из 533-мм торпедного аппарата ПЛ, после чего она продолжает самостоятельное движение к месту покладки с помощью Подрыв мины происходит после подхода цели на расстояние, достаточное для срабатывания неконтактного взрывателя. Опасная зона — до 50 м. Может ставиться в океанских, морских и прибрежных районах, минимальная глубина постановки — 8 м.
Всплывающие
Якорная неконтактная реактивно-всплывающая мина РМ-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Применяется из 533-мм торпедных аппаратов ПЛ. Мина состоит из корпуса и якоря. К корпусу крепится реактивный твердотопливный двигатель. Движение в направлении цели начинается после срабатывания неконтактного взрывателя от воздействия физических полей Имеется также и контактный взрыватель.
Противолодочная ПМТ-1 принята на вооружение в 1972 г. Представляет собой комбинацию якорной мины и малогабаритной торпеды типа МГТ-1 калибра 406 мм. Ставится из 533-мм торпедных аппаратов ПЛ. Якорная противолодочная ПМР-2 является комбинацией якорной мины с подводной ракетой. Состоит из стартового контейнера, ракеты и якоря.
Движение ракеты к цели начинается после срабатывания системы обнаружения, вызванного воздействием физических полей ПЛ. Поражение цели происходит подрывом заряда ракеты контактным или неконтактным взрывателем.
Морская шельфовая мина
Морская шельфовая мина МШМ предназначена для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в прибрежных районах. Представляет собой комбинацию донной мины с подводной ракетой. Устанавливается на грунт в вертикальном положении. Акустическая аппаратура мины обеспечивает обнаружение цели.
Подводная ракета, стартующая из корпуса МШМ, оснащена неконтактной акустической аппаратурой, позволяющей эффективно поражать цель. Калибр — 533 мм.
- Главная /
- Железо /
- Вооружение подводных лодок /
- Минное оружие подводных лодок
Источник: podlodka.info
Глубинная бомба – гроза неуловимых подводных лодок
Появление первых глубинных бомб тесно связано с вводом в строй ведущими армиями мира подводных лодок. Субмарины могли скрытно перемещаться под водой и в первые годы использования причиняли серьезный вред силам своего противника.
Для противодействия тщательно замаскированным подводным силам, на флотах стали появляться глубинные бомбы. Сначала они были примитивны, свободно погружались на глубину и там взрывались в случае контакта с подводной лодкой. Но позже технологии постоянно совершенствовались, превратившись в действительно эффективное оружие, с которым подводный флот вынужден был считаться.
История создания
Подводные лодки наиболее широко стали применяться в боевых действиях Первой Мировой войны. Превосходство немецкого подводного флота было серьезным, поэтому у союзников были очевидные проблемы с тем, чтобы остановить безраздельное господство Германии под водой.
Для борьбы использовали разные средства. Первыми применяли «ныряющие» снаряды, которыми вели огонь из корабельных орудий в направлении вражеских субмарин. Они оснащались плоским обтекателем (что мешало рикошетить от поверхности воды) и взрывателем, который действовал с некоторым замедлением. Такие снаряды уходили на глубину 10-15 метров и там детонировали.
Военные получали распоряжения без промедлений стрелять в направлении обнаруженного перископа или видимой части подводной лодки. Но фактически ныряющие снаряды имели малый вес боевого заряда, который не мог причинить существенного вреда субмарине. Эффект достигался только при точном попадании и желательно неоднократном. Поэтому довольно быстро было найдено более эффективное и простое оружие. Им стали первые поколения глубинных бомб, которые впервые поступили на вооружение английского флота в 1914 году.
Сначала такой вид вооружения напоминал по форме обычную бочку с боезарядом внутри.
Они не отличались точностью, поэтому действительно поразить подводный объект можно было только массированной атакой.
По причине низкой эффективности, глубинные бомбы постоянно совершенствовались. Особенный качественный скачок потребовался после Второй Мировой войны, когда подводные лодки стали стратегическим флотом, получив на вооружение ядерные боеголовки. Это привело к тому, что было жизненно необходимо оружие, способное точно поразить субмарину даже под водой.
Принцип действия и виды глубинных бомб
Глубинная бомба действует по принципу гидроудара. Взрыв под водой несет более серьезные последствия, чем аналогичный на открытом воздухе. Дело в том, что ударная волна в атмосфере быстро затухает, а такая же волна в воде распространяется на большие расстояния. Если заряд значителен, то прямое попадание даже не обязательно для гарантированного поражения подводной цели.
Устройство всех глубинных бомб предельно простое.
Они имеют боевую часть и взрыватель. Современные аналоги нередко обладают собственными средствами доставки (торпеда), а также системами наведения.
Но и первые модели, и последние отличаются способом срабатывания:
- контактные взрыватели;
- бесконтактные взрыватели;
- с заданными параметрами срабатывания.
Контактный взрыватель реагирует на прямое поражение противника. Бесконтактный может срабатывать от вибрации винтов лодки.
Также применялись взрыватели, которые подрывали боезаряд на определенной глубине под действием давления или через заданное время.Современные виды могут иметь сразу несколько способов детонирования, что, конечно, повышает их эффективность и универсальность.
Эволюция глубинных бомб в СССР и России
Первые глубинные бомбы в СССР начали производить в 30-е годы XX века. Первопроходцем стала ББ-1 (Бомба Большая, первая модель), которая имела максимально простой принцип работы: ее сбрасывали с корабля, когда акустики устанавливали наличие поблизости подводной лодки.
Конструктивно ББ-1 представляла собой цилиндрический корпус (такую же форму имели все зарубежные аналоги того времени), взрыватель и боезаряд внутри.
Внутри ББ-1 была заполнена тротилом (135 кг), а общий вес равнялся 165 кг. В верхней части устанавливался часовой взрыватель, который срабатывал на глубине до 100 метров (и не отличался высокой надежностью).
Конечно, ББ-1 имела очень много минусов:
- После каждого взрыва (далеко не обязательно удачного) акустический контакт надолго терялся, и вражеская субмарина могла покинуть зону поражения.
- Уже во время Второй Мировой войны подводные лодки легко могли погружаться на 200 метров и даже больше, а предел для ББ-1 составлял всего 100 метров, после чего происходила детонация.
- На корпусе не использовались даже примитивные стабилизаторы, да и форма не позволяла рассчитывать на точность попадания, так как ББ-1, попадая в потоки кильватера корабля, крутилась и сбивалась с прямой траектории.
- Необтекаемая форма корпуса также не позволяла достигать быстрого погружения. ББ-1 опускалась на дно со скоростью 2-2,5 м/с. То есть, до цели на 100-метровой глубине оставался запас в 40 секунд для поражения, что естественно снижало шансы на попадание.
Из-за такой небольшой эффективности, ББ-1 использовались мало. В период Великой Отечественной войны предпочтение нередко даже отдавалось тем глубинным бомбам, которые поставлялись по условиям ленд-лиза и были лучше по характеристикам. Чтобы повысить эффективность ББ-1, в 40-х годах стали использовать не обычную рампу для свободного сброса бомб, а мортиру или бомбомет (БМБ-1), который специально разрабатывался под размеры ББ-1 и позволял увеличить площадь сбрасывания. Также стали использовать новый взрыватель, который воспламенял порох при достижении глубины в 210 метров.
Одновременно с ББ-1 на вооружении стояла схожая по конструкции БМ-1 (Бомба малая), которая только уступала по габаритам и поражающей способности (вес заряда составлял всего 25 кг). Применять ее в бою было практически бесполезно, так как она не могла нанести серьезного урона. Но она тоже нашла свое применение: ее использовали для разминирования после войны, так как она, взрываясь, подрывала мины противника.
Следующим шагом для Советского Союза стала разработка нового бомбомета и боеприпасов к нему. Ими стали бомбы РБМ, которые были основаны на БМ-1, но получили хвостовой стабилизатор, твердотопливный реактивный двигатель и обтекаемую форму носа. Взрывчатого вещества стало больше (32 кг), а ускорение погружения достигало 6-8 м/с, что повышало шансы на подрыв противника.
В 1949 разработали новый бомбомет, который во многом повторял достижения английских аналогов.
В этот раз эффективность работы зависела от количества сброшенных бомб. Пусковая установка представляла собой 24 стержня с заданным вектором сброса.
Снаряды Б-30 имели всего 13-килограммовый боезаряд, но были настроены таким образом, что помимо реагирования на касание до твердого предмета, детонировали от разрыва других глубинных бомб. Таким образом, накрывалась огромная площадь под водой, что снижало шансы противника уйти из зоны поражения. Позже система совершенствовалась в основном за счет улучшения характеристик применяемых бомб.
В 1957 году на корабли советского флота начали ставить систему «Смерч» с бомбами РГБ-25. Они имели реактивный двигатель, стабилизаторы и обтекатели для максимально быстрого достижения глубины. Первое поколение позволяло погружаться бомбе со скоростью в 11 м/с и удаляться от места пуста до 500-2500 метров, и там взрываться.
Следующее поколение, РГБ-60, уже получило меньше боезаряда, но могло достигать удаления до 5800 метров от корабля и до 450 метров глубины. Позже приняли на вооружение РГБ-10. Эти бомбы (уже можно сказать, торпеды), имели еще больший заряд, но гораздо меньшую дальность работы: всего 1000 метров.
Эволюция глубинных бомб в СССР
Длина | 71 см | 45 см | 124 см | 115 см | 134 см | 183 см | 170 см |
Диаметр | 43 см | 25 см | 25 см | 18 см | 21 см | 21 см | 30 см |
Боевая часть | 135 кг | 25 кг | 32 кг | 13 кг | 25 кг | 23 кг | 80 кг |
Скорость погружения | 2-2,5 м/с | 2,5 м/с | 6-8 м/с | 5-6 м/с | 11 м/с | 11 м/с | 11-12 м/с |
Дальность выстреливания | 5-20 м | 5-20 м | 1200-1400 м | 200 м | 2500 м | 5800 м | 1000 м |
Максимальная глубина | 100 м | 100 м | 330 м | 200 м | 320 м | 450 м | 450 м |
Взрыватель | часовой | гидростат. | гидростат. | от удара | от удара | от удара | от удара |
Отечественные образцы часто равнялись показателям, которые выдавались зарубежными аналогами. В целом, военная отрасль государств в этом компоненте демонстрировала удивительное единодушие, выпуская поколения сопоставимых по характеристикам проектов. Это касается и извечного соперника СССР – США, а также первопроходцев в создании глубинных бомб – британцев.
У глубинных бомб невысокие показатели дальности действия, мощности и точности. К сожалению, это данность, связанная с простотой использования. Это оружие стало пережитком прошлого, в котором раньше нуждались остро, но сегодня – меньше.
Сегодня прогресс подводного флота позволил достигнуть собственных защитных механизмов на каждом борту, крепость обшивки, скорость передвижения.
Для противодействия субмаринам, гораздо выгоднее стало заказывать ракетные комплексы, которые включают ядерные боеголовки и средства обнаружения. Сбрасывать же бомбы или запускать простейшие торпеды – стало бессмысленным занятием.
Вероятно, говорить о том, что время глубинных бомб прошло, пока опрометчиво. Все-таки, они будут оставаться дополнительным защитным инструментом для каждого корабля. Но для стратегической борьбы такое оружие не подходит, поэтому абсолютно обоснованно считается морально устаревшим.
Источник: warbook.club
masterok
Каждый, кто внимательно рассматривал фотографии времен Первой и Второй мировых войн, наверняка обращал внимание на необычную форму морских мин. Шарообразные боеприпасы были снаряжены шипами по всему контуру.
Что это за конструкция, и используют ли подобные мины сегодня?
Это покажется невероятным, но первые морские мины появились во второй половине XIV века в Китае. Примитивные бомбы представляли собой загерметизированные шпаклевкой деревянные бочки со взрывчатым веществом внутри.
В действие такие бомбы приводились двумя способами: с помощью заранее зажженного фитиля, представляющего собой аналог системы отложенного подрыва, и колесцового замка с кремнем, прикрепленного к длинному тросу. Сапер сбрасывал бочку, разматывал трос и, когда мина оказывалась вблизи вражеского судна, дергал за шнур, приводя спусковой механизм в действие.
Несмотря на простоту идеи, в Европе подобные мины додумались использовать только к концу XVIII века.
Революцию в минном деле совершили русские изобретатели. В 1812 году Павел Шиллинг изобрел первый электрический взрыватель, который взрывал боеприпас с помощью электрического тока от батареи, размещенной на берегу.
Изобретение показало свою высокую эффективность в годы Крымской войны. Русский флот официально признается первым флотом в мире, который начал использовать мины не спорадически, а как элемент продуманной стратегии. В конечном счете, Россия поддерживала лидерство в саперном деле вплоть до Первой Мировой войны.
Шипастая мина, которую мы привыкли видеть в исторических фильмах, представляет собой корабельный якорный боеприпас гальваноударного действия.
Она была изобретена русским адмиралом Петром Киткином в 1908 году. Оружие получило широкое распространение в годы Первой Мировой войны, в 1939 году было усовершенствовано советскими инженерами и продолжило службу вплоть до 1960-х годов. Масса боеприпаса составляла 602 кг., в качестве взрывчатого вещества использовалось 110 кг. тротила. По регламенту мина сохраняла боеспособность 10 лет.
Для чего нужны «рога»?
Минные шипы — это гальваноударные взрыватели, которые детонировали боеприпас при контакте с целью. Внутри свинцового колпака находилась угольно-цинковая батарея и электролит в стеклянной ампуле.
Натыкаясь на корпус судна свинцовый колпак деформировался, стеклянная колба разбивалась, а разлившийся электролит позволял активировать батарею. Батарея приводила в действие запальное устройство и воспламеняла детонатор. Происходил взрыв.
К сегодняшнему дню мина Киткина, разумеется, устарела. В современной армии применяются мины с неконтактными взрывателями, детонирующими от магнитного поля или акустики проплывающего мимо судна.
Однако, гальваноударные якорные боеприпасы не потеряли своей актуальности для обеспечения противодесантных мер. Такие мины устанавливают на берегу на небольшой глубине против высадочных средств противника.
Источник: masterok.livejournal.com