Вирус Эпштейна-Барр у детей проявляется в виде инфекционного мононуклеоза, ОРВИ или хронического заболевания.
Для большинства людей герпес – это «простуда на губах». Однако, вирус Эпштейна-Барр является разновидностью герпеса, но IV типа и «родственником» ветрянки, цитомегаловируса и простого герпеса. Вирус Эпштейна-Барр (как и остальные представители семейства герпесов) – очень широко распространен, до 95% населения земного шара являются его носителями. В 80% случаев заражение происходит в детском возрасте, чаще до 3 лет. Попав один раз в организм, инфекционный агент остаётся в нём пожизненно.
Вирус может размножаться только в клетках организма человека. Часть клеток под воздействием заболевания претерпевает изменения. Измененные клетки позволяют вирусу сохраняться в организме человека навсегда в «спящем» состоянии. При снижении иммунитета «хозяина» микроорганизм активируется, начинает размножаться и завоевывает новые клетки, что проявляется признаками болезни
Передаются вирусы от больного ребёнка к здоровому, пути передачи — воздушно-капельный при чихании, кашле и разговоре; контактный при использовании общих расчесок, зубных щеток, полотенец; через поцелуи. Поэтому заболевание, вызванное вирусом Эпштейна-Барр, называют «болезнью поцелуев». Возможна передача от матери к ребёнку во время беременности. Начало болезни может быть острое или скрытое. Зачастую человек даже не подозревает, что он заразился.
Насаживай червя на крючок правильно. Рыбалка на фидер 2023.
Инфекционный мононуклеоз у детей
Инфекция, вызванная вирусом Эпштейна-Барр, иначе называемая — ВЭБ, в 80% случаев у детей протекает по типу ОРВИ, а в 20% — развивается инфекционный мононуклеоз – заболевание, ассоциированное в первую очередь с вирусом Эпштейна-Барр (но не забываем, что виновниками могут быть цитомегаловирус, вирус герпеса 6 типа и т.д). В отличие от других патогенов, тормозящих развитие и размножение клеток, ВЭБ стимулирует изменение клеток иммунной системы, в частности, В-лимфоцитов. По этой причине наблюдаются типичные клинические признаки:
- Увеличение миндалин (ангина)
- Затрудненное носовое дыхание
- Увеличение разных групп лимфоузлов: чаще шейных, реже – подмышечных, паховых
- Увеличение печени и селезенки
- Повышение температуры тела
Иногда развивается хроническая ВЭБ — инфекция. Родителя должны насторожить следующие признаки:
- Субфебрильная температура (до 37,9гр) длительное время (более месяца)
- Слабость, потливость, нарушения сна, ребёнок стал капризным
- Нехарактерные ранее головные боли, головокружения
- Тяжесть в правом подреберье, появление желтушности склер и кожи
Диагностика заболевания, вызванного ВЭБ
Если вы увидели перечисленные симптомы у своего ребёнка – как действовать дальше? Самое верное решение — обратиться к врачу, а он назначит следующие анализы:
- Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой
- Исследование методом ПЦР
- Антитела к вирусу Эпштейна-Барр
- При необходимости – биохимические анализы для оценки функции печени, почек
Лабораторные анализы при мононуклеозе
Появление реактивных лимфоцитов в анализе крови более 10% (чаще 60-80%) позволяет врачу заподозрить мононуклеоз и продолжить поиск его причины.
Как насадить на крючок мотыля, опарыша, червя [salapinru]
Мишенью для вируса Эпштейна-Барр в организме человека являются лимфоциты, которые изменяются под влиянием патогена, и становятся похожими по строению на другие клетки – моноциты. Такие клетки называются реактивные лимфоциты, или атипичные мононуклеары (от названия клеток появилось название болезни – мононуклеоз).
Исследование методом ПЦР
Метод ПЦР направлен на выявление ДНК вируса Эпштейна-Барр, то есть его генетического материала. Актуален именно в детском возрасте, в период первичной инфекции – при мононуклеозе. Исследуется кровь, моча, слюна или мазок из ротоглотки.
При хроническом течении болезни ПЦР не будет столь информативна, поскольку если патоген попал в организм, он остаётся пожизненно, и выявление его в крови или тканях будет говорить лишь о том, что организм инфицирован, но когда произошло заражение – неделю или 2 года назад – ответа на вопрос мы не получим. Для этого надо изучить иммунитет человека, исследовав антитела.
Антитела к вирусу Эпштейна-Барр
Чтобы понять суть исследования, разберёмся, что происходит в организме в ответ на попадание инфекционного агента?
К каждому типу патогена иммунная система вырабатывает иммуноглобулины (Ig) — специфические белки, направленные на распознавание и дальнейшую защиту от заболевания при встрече.
Иммуноглобулины М (IgM) появляются первыми, они являются маркерами первичной встречи с возбудителем и исчезают из крови примерно через месяц. Но при ВЭБ- инфекции иммуноглобулины IgM могут сохраняться длительно, поскольку ВЭБ воздействуют на иммунные клетки.
Иммуноглобулины G (IgG) – стойкие, синтезируются позже других антител, на 3-4 неделе заболевания и сохраняют информацию о болезни пожизненно. Они точно свидетельствуют о том, что именно данный тип герпеса попал в организм. Обычно наличие IgG и отсутствие IgM говорит о том, что встреча с микроорганизмом произошла давно. К вирусам герпеса это не относится. Даже при многолетнем течении заболевания в какие моменты одновременно могут определяться IgG и IgM.
Структура вируса Эпштейна-Барр сложная, в его составе много белков — антигенов, на которые реагирует иммунная система. Основными являются капсидный, ранний и ядерный антигены, и на каждый из них вырабатываются антитела класса IgM и IgG. Есть смысл обсудить каждый, чтобы уметь разбираться, почему врач назначает столько исследований и целесообразно ли это (спойлер – целесообразно!)
- Антитела к капсидному антигену IgM – вырабатываются с первых дней болезни, сохраняются до 3 месяцев при острой форме, при хроническом течении могут периодически выявляться в крови.
- Антитела к капсидному антигену IgG (IgG к VCA) – синтезируются через 1-2 месяца от начала заболевания, сохраняются пожизненно
- Антитела к раннему антигену IgM (IgM к ЕА) – появляются на первой неделе от контакта с возбудителем, исчезают через 3 месяца при выздоровлении. Сохранение в высоких титрах длительное время (более 3–4-х месяцев) тревожно в плане формирования хронической формы инфекции. Появление их при хронической форме служит индикатором реактивации. Нередко могут выявляться при первичном инфицировании у носителей ВЭБ.
- Антитела к ядерному антигену IgG (IgG к EBNA) – появляются позже всех, через 1-3 месяца от начала, до 12 месяцев сохраняются на высоких уровнях, и остаются пожизненно на небольшом уровне.
- Обнаружение антител IgG к капсидному и ядерному антигенам свидетельствует о перенесенном ранее заболевании.
- Обнаружение антител IgM к капсидному и раннему антигенам при отсутствии IgG к капсидному и ядерному антигенам расценивается как период острой первичной инфекции, что бывает часто при мононуклеозе у детей.
И для того, чтобы в этом разобраться врачу, необходимо сдать все анализы.
- Обнаружение антител ко всем антигенам, кроме ядерного — требует дальнейших обследований и консультации врача
Как оценить давность герпетической инфекции (в том числе ВЭБ)?
С этой целью определяют Авидность IgG к вирусу Эпштейна-Барр. Авидность – это степень прочности связи антител с белками вируса. Чем дольше вирус находится в организме, тем связь становится прочнее и стабильнее. Авидность IgG выражается в процентах: высокая авидность говорит о давнем заболевании, даже при наличии IgM; низкая авидность свидетельствует об о недавней встрече с вирусом.
Лечение инфекции, вызванной вирусом Эпштейна-Барр.
Известно, что специфического лечения не существует! Не придуманы противовирусные препараты, доказавшие свою эффективность. Поэтому обязательно обращайтесь к врачу и не занимайтесь самолечением.
Лечение острой инфекции симптоматическое и включает основные моменты:
- Постельный режим или соблюдение покоя
- Обильное питьё обязательно (с целью снижения интоксикации)
- Приём жаропонижающих препаратов при повышении температуры выше 38,5 С
- И самое главное – никаких антибиотиков! Антибиотики не лечат вирус, а вот повредить организму и снизить иммунитет могут, что только утяжелит течение болезни. Антибиотики назначает только врач в случае присоединения бактериальных осложнений.
Важно: своевременная диагностика мононуклеоза и других проявлений острой первичной инфекции, вызванной вирусом Эпштейна-Барр, способствует своевременному лечению и препятствует развитию осложнений.
Рожкова Мария Степановна
врач клинической лабораторной диагностики, врач-онколог, специалист научно-консультационного отдела лаборатории KDL. Стаж работы 15 лет
Источник: kdl.ru
Как правильно сдавать мочу на анализ
Точность исследования напрямую зависит от того, насколько тщательно проведена подготовка к сдаче анализа мочи. Примеси, попавшие в биоматериал, ошибки в технике забора урины искажают данные исследования и могут привести к неверной постановке диагноза.
Подготовка к исследованию мочи
- заранее приобретите в аптеке специальный контейнер и пробирку с резиновой крышкой, а маленькому ребенку – мочеприемник;
- в течение двух суток до анализа откажетесь от спиртного, не принимайте мочегонные;
- за 10-12 часов до сдачи исключите сладкую, соленую, кислую острую пищу, другие продукты, вызывающие жажду и обильное мочевыделение;
- исключите из рациона свеклу и морковь, которое дают цветное окрашивание;
- перед сдачей биоматериала не рекомендуются незащищенные половые контакты.
- в течение суток перед анализом не пейте препараты, изменяющие цвет мочи – от рибофлавина и нитроксолина урина становится насыщенно-желтой, ацетилсалициловая кислота и амифеназон придают ей красноватый оттенок, фуразидин, рифампицин и нитрофурантоин – оранжевый, метронидазол – светло-коричневый;
Мочу не сдают во время менструации, после процедур, которые могут привести к выделению крови из мочеполовых органов.
Что делать непосредственно в день сдачи мочи
- Для общего анализа (ОАМ) и пробы по Нечипоренко соберите утреннюю порцию сразу после пробуждения. Женщинам нужно предварительно подмыться, мужчинам – омыть головку полового органа и пространство под крайней плотью. Для гигиенических процедур не используйте бактерицидные средства, которые содержат химические примеси, искажающие результат.
- Для сбора мочи возьмите купленный контейнер, снимите с него крышку с иголкой и положите ее рядом, тыльной стороной вверх. Для исследования используется средняя порция мочи, поэтому вначале спустите небольшой объем в унитаз, наполните контейнер примерно наполовину и закончите мочеиспускание тоже в унитаз.
- Плотно закройте крышку контейнера, снимите находящуюся на ней наклейку, возьмите пробирку с пробкой и насадите ее через отверстие на иголку. При этом создается отрицательное давление, и урина сама набирается в пробирку. В течение двух часов доставьте собранный материал в любой из наших медицинских центров.
Как собрать мочу у грудничков и новорожденных
- Для сбора мочи у ребенка приобретите в аптеке мочеприемник – полиэтиленовый пакет с отверстием. Купите емкость для транспортировки урины с хорошей, плотно закрывающейся крышкой.
- Перед процедурой подмойте малыша водой с детским мылом – водите рукой от мочеиспускательного канала к заднему проходу, чтобы микробы из прямой кишки не попали по взятый материал. Промокните ребенка чистой пеленкой.
- Возьмите мочеприемник, открепите бумажку, закрывающую липкий слой вокруг отверстия, и прикрепите устройство к коже малыша. Мальчикам мочеприемник клеят с расчетом, чтобы половые органы находились внутри, девочкам – прикрепляют к большим половым губам. Когда малыш помочится, открепите мочеприемник, срежьте угол пакета, перелейте урину в чистый контейнер с крышкой. Мочу доставьте в лабораторию не позднее, чем через 2 часа.
Как сдать мочу для различных проб
Для биохимического анализа с микроскопией осадка понадобится большая емкость с делениями, которую можно купить в аптеке. Материал собирайте в течение суток, хранить его нужно в прохладном месте. Первую утреннюю порцию вылейте в унитаз, затем сутки собирайте всю выделившуюся урину в общую емкость.
После этого измерьте количество выделившейся мочи, взболтайте весь объем и отлейте 200 мл для анализа в баночку с крышкой. На емкости укажите, сколько урины выделилось за сутки. Исследование позволяет проанализировать средний состав суточной мочи.
Для пробы по Зимницкому мочу собирайте сутки – каждые 3 часа нужно мочиться в отдельную банку. Все пробы сдаются в лабораторию. Исследование проводится для определения суточных колебаний состава урины.
При проведении трехстаканной пробы нужно утром помочиться последовательно в три емкости. У мужчин перед третьей пробой проводят массаж простаты, поэтому такое исследование проводят на приеме у уролога. Методика покажет, в каком отделе мочевыделительной системы находится патологический очаг. При проблемах с мочеиспускательным каналом изменения наблюдаются преимущественно в первой пробе, при патологиях мочевого пузыря– во второй, при заболеваниях почек, мочеточников и простаты – в третьей.
Что может повлиять на результаты анализов
- неправильная подготовка к анализу;
- сбор урины во время менструации или недавно проведенных процедур на органах мочевыделительной системы;
- перегревание организма, лихорадка, рвота и обезвоживание, при которых моча сгущается;
- использование грязной тары;
- большой временной промежуток между сбором материала и его доставкой в клинику;
- замораживание мочи;
- сбор биоматериала у взрослых из судна, у детей – с клеенки или выжатой пеленки;
- значительное повышение артериального давления.
Соблюдение этих несложных правил позволит получить точный результат, поставить правильный диагноз и назначить верное лечение. При сомнительных результатах желательно пересдать биоматериал, чтобы исключить погрешности при его взятии.
Источник: medcentr-sitimed.ru
Конспект комплексного занятия в дошкольной группе СРЦН «Рыбки в аквариуме»
Цель: социализация и реабилитации детей путем включения их в различные виды деятельности, развитие их творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
— расширять и систематизировать знания детей об аквариумных рыбках, их строении, условиях содержания;
— способствовать развитию у детей основных технических приемов пластилинография (раскатывание, сплющивание, размазывание и др.)
— совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную
— развивать интерес к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
— наблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание иллюстраций (показать различных аквариумных рыбок, обратить внимание на особенности строения тела);
— беседа о рыбах (где живут речные, озёрные, аквариумные рыбы, чем питаются);
— отгадывание загадок, разучивание стихов, физкультминуток по теме.
Для занятия детям: подготовить рисунки или раскраски аквариума с рыбками, пластилин, баночки с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Ритуал приветствия
Станем все в большой мы круг. (Дети образуют круг, взявшись за руки)
Ты мой друг и я твой друг!
Целый день мы будем вместе, (Потирают ладошку о ладошку)
Заниматься и играть, (Загибают пальчики на левой руке)
Петь песни, прыгать,
И, конечно же, гулять! (Подскок на двух ногах, хлопок в ладоши над головой)
Рады видеть всех, друзья! (Приветствие взмахом правой руки)
Крикнем весело: «Ура!» (Берутся за руки и поднимают руки вверх)
2. Введение в тему занятия
Загадка
Воспитатель:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле я не хожу, рот есть, но не говорю.
Глаза есть — не мигаю, крылья есть — не летаю.
Кто это? (Рыба)
Воспитатель: Ребята, а где живут рыбки? (Ответы детей)
Беседа о рыбах.
Воспитатель: Правильно, ребята, это рыба. А где же живут рыбы? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, рыбы живут в воде. Без нее они не могут существовать также, как мы без воздуха. Если рыбы живут в море, то как этих рыб мы называем? (Ответы детей)
С какими морскими обитателями мы недавно познакомились? (Ответы детей)
А если рыбы живут в реке, в пруду, озере, то как этих рыб мы называем?(Ответы детей)
Каких речных рыб вы знаете? (Ответы детей)
Речевая игра «Кто больше назовет действий»
Воспитатель: Что делает рыбка?
Дети: плавает, ныряет, клюёт, плещется, резвится, охотится, попадается на крючок, смотрит, выныривает.
Воспитатель: Что делает рыбак?
Дети: ловит, удит, ждет, копает червей, нанизывает на крючок, вытаскивает, подсекает.
Физкультминутка «Рыбаки»
В синем небе облака, (Руки поднять вверх)
Под горой бежит река, (Присесть, руки вытянуть вперед)
Рано утром из реки, (Движения — тянут сети рыбаки. как бы перебирая сеть) Много рыбы наловили, (Развести руки в стороны)
Вкусную уху сварили! (Круговые движения руками, как бы помешивая уху).
Воспитатель: Где еще могут жить рыбки? (В аквариуме)
3. Основная часть
Упражнение «Узнай и назови аквариумных рыбок»
Ритмическое упражнение «Золотая рыбка»
Руки детей совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
У меня в аквариуме
Я смотрю на рыбку,
Говорю с улыбкой:
«Может, ты — волшебная,
Может, не простая,
Раз зовут тебя все люди
Смотрит не мигая,
Ничего не отвечает
Упражнение «Строение рыбки»
Назовите и покажите части тела рыбки.
Продуктивная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок).
Рыбки плавали, ныряли,
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (Пальцы рук очень плотно сжимаются).
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны).
То зароются в песке. (Сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).
Самостоятельная работа
1. Акварельными красками раскрасить голубым цветом воду в аквариуме.
2. В технике пластилинографии выполнить работу по замыслу.
3. Готовые работы детей.
4. Итог занятия
Уборка рабочих мест, выставка работ.
Воспитатель: Ребята, время работы подошло к концу. Вы хорошо сегодня потрудились! Давайте, посмотрим, какие замечательные рыбки у вас получились! Вы все молодцы!
Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что было самым интересным? Что было для вас самым трудным? Мне тоже очень понравилось, как вы работали, большое вам спасибо!
Публикации по теме:
Конспект открытого занятия в дошкольной группе СРЦН «Путешествие в волшебную страну Акварелька» Цель: социализация и реабилитации детей путем включения в различные виды деятельности, развитие их творческих способностей посредством.
Конспект занятия по аппликации из цветной бумаги «Витраж» в дошкольной группе СРЦН Цель: изготовление витражной аппликации из геометрических фигур. Задачи: Обучающая: познакомить детей с понятием «витраж», с искусством.
Конспект занятия по аппликации «Рыбки в аквариуме» в подготовительной группе Цель занятия: формировать умение вырезать на глаз силуэты простых по форме предметов, добиваться отчетливой формы. Задачи: развивать координацию.
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Польза и вред фейхоа: 8 научных фактов
Чем полезны и вредны фейхоа, как их выбирать и сколько можно съедать.
- Что это
- Польза фейхоа
- Вред фейхоа
- Выбор и хранение фейхоа
- Как есть фейхоа
- Комментарий эксперта
Материал прокомментировала Александра Разаренова, врач-диетолог, нутрициолог, терапевт, член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии
Что надо знать о фейхоа
Фейхоа — плод вечнозеленого тропического дерева из семейства миртовых, был открыт в 1815 году в Бразилии немецким ботаником Фридрихом Целле, а 75 лет спустя плоды были доставлены в Европу. Начиная с 1914 года, появились первые плантации в Грузии и Азербайджане.
Мякоть плода кисло-сладкая, с приятным клубнично-ананасовым привкусом. Фейхоа растет на кустарниках [1]. Кстати, лепестки растения также можно есть — их добавляют в блюда и напитки для вкуса и аромата. Ягоды темно-зеленого цвета весят 30–120 г.
Вкус кожуры плода намного более терпкий, чем мякоть, поэтому от нее иногда отказываются. Однако она съедобна и полезна, часто используется в некоторых рецептах, например в различных видах чатни. Кожура дополняет блюда оригинальным цветочным ароматом. Узнаваемый запах фейхоа появляется из-за летучих эфиров метилбензоата, этилбензоата и этилбутаноата. Хотя эти сложные соединения были обнаружены и в других фруктах, в фейхоа высокий процент метилбензоата, и это уникальная особенность плода [2].
Питательная ценность фейхоа на 100 г [3]:
- калории — 183;
- белки — 0,6 г;
- жиры — 0,4 г;
- углеводы — 8 г.
Польза фейхоа
Помимо приятного вкуса и запаха, фейхоа очень полезны для организма. Плоды обладают антиоксидантными, противовоспалительными, антигрибковыми и антимикробными свойствами, содержат много витаминов и подходят тем, кто хочет нормализовать вес. Ученые доказали, что их можно употреблять для профилактики раковых заболеваний и укрепления костей. Помните, что, как и любой экзотический плод, эти ягоды могут вызвать аллергию. Поэтому пробовать их впервые лучше малыми порциями.
Антиоксидантные свойства
Благодаря высокому содержанию витаминов С, В, Р и Е фейхоа можно приравнивать к большинству ягод по антиоксидантной активности. В плоде много полезных флавоноидов — веществ, активирующих работу ферментов при попадании в организм. В 2019 году проводилось исследование, подтвердившее высокую антиоксидантную активность фейхоа [4].
Витаминная бомба
- йод — 10-40 мкг / 100 г (около 18% суточной нормы);
- калий — 6,9%;
- кремний — 56,7%;
- бор — 47%;
- хром — 14%;
- витамин С — 40 мг / 100 г.
Содержание полезных веществ зависит от спелости плода и места его произрастания. Так, фейхоа богата йодом, если кустарник находился в соответствующих регионах, где воздух насыщен этим микроэлементом.
Антимикробная активность
Ученые протестировали активность экстрактов различных частей фейхоа (стеблей, листьев и плодов) против восьми бактериальных штаммов [7]. Врачи сделали вывод, что большая часть антимикробного действия приходится на семена. Другое исследование подтвердило, что кожура фейхоа — также отличный природный антибиотик [8].
Противовоспалительные свойства
Исследователи из Оклендского университета изучили свойства 12 фруктов и ягод. Они обнаружили, что фейхоа и ежевика отличаются самыми сильными противовоспалительными эффектами [9]. Исследование выявило фруктовые соединения, которые можно использовать в качестве лекарственных компонентов для лечения воспалительных заболеваний кишечника и других органов.
Противогрибковое средство
Исследования подтверждают, что экстракты плодов фейхоа эффективны против нескольких видов грибков [10]. Среди протестированных экземпляров наиболее чувствительным к действию флавона оказался Rhizoctonia solani — патогенный гриб, распространенный во всем мире.
Подходит для правильного питания
Фейхоа полезна для пищеварения и обладает небольшим слабительным эффектом. Учитывая низкую калорийность плода, он подходит тем, кто пытается нормализовать вес [11].
Укрепление костей
Ученые доказали, что гликозид одной из кислот, содержащейся в листьях Acca sellowiana, повышает минерализацию костей. Эксперименты проводились с целью выяснить возможности профилактики остеопороза. В результате врачи подтвердили, что экстракт фейхоа увеличивает минерализацию культивируемых костных клеток человека [12].
Профилактика раковых заболеваний
Натуральный флавон (вещество — родоначальник флавоноидов), полученный из фейхоа, оказывает противораковое действие, проявляя ингибиторную активность HDAC [13]. Ученые утверждают, что флавон действует избирательно в отношении опухолевых клеток и не поражает другие.
Вред фейхоа
«Для людей с лишним весом употребление фруктов должно быть ограничено, и фейхоа не исключение», — комментирует врач-диетолог Александра Разаренова. Часто лишний вес сопряжен с нарушениями углеводного обмена. А это значит, что избыток сахаров, в частности фруктозы, может отрицательно сказаться на сопутствующих заболеваниях. Фруктоза чувствительна к лептиновым рецепторам, что притупляет чувство насыщения, приводит к повышению аппетита и перееданию. Поэтому не стоит увлекаться фейхоа в больших количествах, достаточно будет пары ягод в качестве десерта один раз в первой половине дня.
Стоит исключить фейхоа из рациона, если есть склонность к аллергическим реакциям, язвенная болезнь и повышенная кислотность, тиреотоксикоз, ожирение, сахарный диабет. Обязательно обсудите этот вопрос с лечащим врачом.
Как выбрать фейхоа
Для транспортировки плод собирают недозрелым. Иначе он легко повредится при перевозке. Подразумевается, что в пути фейхоа поспеет, но это не всегда так. У вкусного зрелого плода кожица хоть и крепкая, но проминается при нажатии пальцами.
У недозрелой ягоды мякоть зеленоватых оттенков, у спелой — полупрозрачная, похожая на желе, более твердая под шкуркой и нежная ближе к центру плода. Спелый плод портится в срок 2–5 дней, поэтому фейхоа не стоит покупать с запасом. Если взяли много и не успеваете съесть, можно сварить из ягод варенье или положить в морозилку — так плоды хранятся около года.
Как есть фейхоа
Фейхоа можно есть целиком, нарезанной на части или натертой. Из нее готовят варенье, добавляют плоды к десертам, например кексам и мороженому. Чистить фейхоа не нужно, достаточно хорошо вымыть кожуру — она тоже съедобна. Некоторым людям не нравится ее специфический терпкий привкус — в таком случае можно попробовать высушить шкурку и добавить ее в чай, она придаст напитку оригинальный аромат и не будет горчить. Польза фейхоа сохраняется при тепловой обработке, так что можно использовать плоды для приготовления соусов, компотов и даже ликеров без потери питательной ценности.
Комментарий эксперта
Александра Разаренова, врач-диетолог, нутрициолог, терапевт, член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии
В фейхоа много витаминов и микроэлементов, этот продукт содержит большое количество витамина С (наряду с РР, что в разы увеличивает его усвояемость), железа и йода. Эти вещества крайне необходимы во время беременности.
Поэтому употребление фейхоа будет особенно полезно со второго триместра, когда происходит активное развитие эндокринной системы плода, в частности щитовидной железы. Во время первого триместра нет прямых противопоказаний к использованию фейхоа. Но лучше отдавать предпочтение сезонным ягодам и фруктам, которые растут в родном регионе. Употребление новых продуктов во время беременности необходимо согласовывать со своим врачом, если ранее вы их не пробовали.
Включать в рацион фейхоа можно и людям пожилого возраста, но только при отсутствии противопоказаний. Она будет полезна как для иммунной, так и для сердечно-сосудистой системы. Помимо перечисленных противопоказаний, фейхоа не стоит угощать детей до года — из-за высокого содержания пектина и клетчатки. Пищеварительная система в этом возрасте еще не готова к таким грубым волокнам, что может вызвать дискомфорт у ребенка.
Плоды максимально полезны, если употреблять их в сезон созревания. Чем дольше хранится ягода, тем меньше полезных элементов в ней будет, так как свет, кислород и температура губительны для витамина С и йода, которых в ней много. Перетертая и уж тем более подвергшаяся термической обработке фейхоа из разряда полезных продуктов становится просто вкусным. Ягоды рекомендуется хранить в холодильнике не дольше недели, избегая прямого света. Суточная норма для взрослого человека составляет 2–3 штуки крупных плодов в день, детям — не более 1–2 штук в зависимости от возраста.
Источник: style.rbc.ru
Лисичка — гриб без червей
Есть такие грибы — лисички. Они растут на разных континентах, семь видов из семнадцати встречаются в Европе. Среди них лисичка трубчатая с сероватыми пластинками, лисичка желтеющая с коричневой шляпкой, лисичка серая (действительно серая). Все они съедобны, и некоторые виды высоко ценят за рубежом.
Но в России народная любовь безоговорочно отдана лисичке настоящей, или обыкновенной, Cantharellus cibarius. Это очень известный гриб, а в нашей стране один из самых собираемых, ведь.
Каждый год во всем мире съедают 150–200 тысяч тонн лисичек, и численность их, увы, неуклонно снижается. Попытки разводить лисички искусственно успехом не увенчались. Это микоризный гриб, образующий симбиоз с сосной, елью, дубом или грабом. Мицелий оплетает корни дерева и обменивается с ним питательными веществами.
Дерево дает грибу органический углерод, а гриб дереву — азот и фосфор. Для успеха этого союза нужен еще третий участник, почвенные дрожжи Rhodotorula glutinis. В искусственных условиях собрать всю троицу вместе очень непросто, потому что дрожжи нужно вводить в определенное время. А жаль, поскольку гриб вкусный, полезный, а, по некоторым сведениям, еще и лечебный.
В продаже есть разнообразные препараты лисички, их используют для профилактики гипертонии, повышенного содержания холестерина, как иммуномодулятор и противовоспалительное средство, а также для улучшения зрения. Приготовленные из лисичек экстракты подавляют рост золотистого стафилококка, некоторых бацилл, синегнойной палочки, возбудителя язвы желудка Helicobacter pylori, в том числе штаммов, устойчивых к антибиотику, кандид и некоторых других патогенов. А водочный настой сухих или свежих грибов считается в России глистогонным средством. Вот с этого свойства мы, пожалуй, и начнем.
Лисички известны тем, что не червивеют. Приметивши это, народ решил, что грибы содержат некое вещество, убивающее кишечных паразитов. Неизвестно, кто решил назвать его хитиноманнозой, она же хиноманноза и D-манноза. Кандидаты и доктора медицинских и биологических наук, посвятившие много лет исследованию грибов, повторяют рассказ о хитиноманнозе практически дословно.
Они утверждают, что это вещество — полисахарид, но в таком случае, он никак не может быть D-маннозой. D-манноза — одна из изоформ моносахарида маннозы. Она присутствует в лисичках и может образовывать полимеры, которые называются маннаны.
Хитин — известный полисахарид. В грибах он связывается с β-глюканами, то есть полисахаридами, состоящими только из молекул глюкозы, и образует хитинглюкановый комплекс, который, кстати, некоторых паразитических червей убивает. Содержание хитина в этом комплексе зависит от вида и возраста гриба. Если бы хитин связывался с полимерами маннозы, такой комплекс назывался бы хитинманнановый. Но о нем, равно как и о хитиноманнозе, упоминаний в научной литературе нет.
Далее авторы сообщают, что этот загадочный полисахарид проникает через внешние покровы червя и блокирует работу его нервной системы, а также растворяет оболочки яиц и цист. Чтобы описывать механизм действия вещества, его нужно было изучить, а ссылок на эти эксперименты опять-таки нигде нет.
Не имея формулы хитиноманнозы и посвященных ей научных публикаций, мы можем считать эту субстанцию легендарной. Но лисички-то не червивеют! Почему?
Вообще-то в грибах живут не черви, а личинки мух. Однозначного ответа на вопрос, почему они не выживают в лисичках, нет. Польские исследователи считают, что лисички устойчивы к паразитам из-за плотной мякоти и высокой концентрации эргокальциферола.
По мнению российского генетика С. Г. Инге-Вечтомова и его коллег, дело не в наличии какого-то убойного соединения, а в отсутствии необходимого. Насекомым жизненно важен гормон экдизон, который они синтезируют из стеринов, получаемых с пищей. А лисички не содержат стеринов в доступной для насекомых форме, поэтому личинки там жить не могут.
Не исключено, впрочем, что какие-то инсектициды в лисичках есть. Польские исследователи получили из высушенных грибов экстракты, которые капали на комнатных мух и тараканов. Насекомые погибали в течение суток, и ученые утверждают, что экстракт по эффективности не уступает классическим инсектицидам бромфенвинфосу и альфациперметрину.
А что же с настоящими червями? Они грибам докучают редко, разве что почвенные нематоды подпортят мицелий. Но у грибов есть от них защита. Противоглистным действием обладают эфиры ванилиновой кислоты, которая присутствует в лисичках, — в других грибах ее нет, так что это специфическое средство.
А вообще, многие грибы, и лисички в том числе, содержат жирные кислоты, убивающие нематод, в частности линолевую и кориоловую. При повреждении мицелия из линолевой кислоты синтезируются цибаровая и (8E)-10- гидроксидек-8-еновая, также губительные для мелких почвенных нематод Caenorhabditis elegans. От бактерий эти кислоты не защищают и разрушаются при варке.
Настоящая лисичка. Фото Вячеслава Акишина
Новосибирские ученые отмечают, что β-глюканы, а лисичка ими богата, активируют эозинофилы — клетки иммунной системы, которые борются с многоклеточными паразитами, соответственно, и с гельминтами. Также антигельминтными свойствами могут обладать некоторые фенольные соединения и эргостерол.
Новосибирские исследователи попытались экстрактами лисички исцелить мышей от печеночного сосальщика Opisthorchis felineus. Зараженные им люди страдают многочисленными болезнями печени и поджелудочной железы. Для их лечения используют препарат празиквантел, но гельминты, по-видимому, приобретают к нему устойчивость.
Мышей заражали печеночным сосальщиком, а на следующий день вводили экстракт через желудочный зонд. Спустя шесть недель оказалось, что однократный прием препарата снизил количество паразитов с 23 в контрольной группе до 18. Строго говоря, такое лечение бесполезно. Во втором эксперименте экстракт мышам давали спустя пять недель, когда паразиты уже прикрепились к желчным протокам печени. Животные принимали лекарство семь дней, что никак не сказалось на численности паразитов.
Эффективного антигельминтного снадобья из лисичек не получается, зато у них есть масса других полезных свойств. Они содержат много белка, индольные и фенольные соединения, органические и жирные кислоты, сахара и полисахариды, каротиноиды β-каротин и ликопин, стеролы, токоферолы, аминокислоты. Бета-глюканы грибов используют для лечения дерматитов и в кремах, защищающих кожу от ультрафиолета. Каротиноиды превращаются в ретиналь, необходимый человеку для сумеречного зрения.
Свежие грибы богаты эргостеролом и его производным, жирорастворимым витамином D2 (эргокальциферолом). Тридцать — пятьдесят граммов свежих или консервированных лисичек содержат дневную норму витамина D. Но и в сухих грибах эргокальциферол сохраняется несколько лет. Это пищевой источник витамина D для людей, у которых аллергия на рыбу, и вегетарианцев. Кроме того, лисички содержат витамины А, С и Е, а также B1, B2 и B6. Витамина В1 в лисичках даже больше, чем в дрожжах, а витамина С примерно столько же, сколько в апельсинах.
В лисичках много противовоспалительных соединений, в числе которых дисахарид трегалоза, кофейная кислота, фенольные соединения и полиненасыщенные жирные кислоты.
Пищевые волокна лисички (β-глюканы, хитин и хитинглюкановый комплекс) защищают слизистую оболочку толстой кишки и стимулируют рост полезной микрофлоры кишечника. Люди во всем мире тратят ежегодно по 5–6 миллиардов долларов на препараты, содержащие пищевые волокна грибов.
К сожалению, все эти ценные качества не подтверждены клиническими испытаниями, и лабораторных исследований на животных почти нет, но ценности витаминов и полисахаридов никто не отрицает. Лисичка — полезный гриб, кто спорит?
На вкус она кисловата, а ее запах сравнивают с абрикосом. Он обусловлен наличием 1-октен-3-ола, которого особенно много образуется во время сушки. Но иногда лисички, полежав, горчат. Их горечь связывали с горькими аминокислотами (аргинин, фенилаланин, гистидин, лейцин, изолейцин, метионин и валин), которых в лисичках больше, чем в других грибах, до 10,15 мг/г сухого веса.
Однако специалисты Мюнхенского технического университета полагают, что эти аминокислоты особо не влияют на вкус лисичек. С помощью массспектрометрии они обнаружили в лисичках три горьких октадекадиеновых кислоты, а также октадекадиен-12-иновые кислоты, обладающие вкусом кокуми. Точнее, кокуми — не вкус, а эффект.
Он усиливает сигнал от вкусовых рецепторов, и легкий привкус в его присутствии становится ощутимым. В свежих лисичках октадекадиеновых кислот совсем мало, преобладают кокуми-кислоты, грибы имеют насыщенный вкус, но не горчат. Когда грибы полежат, горьких кислот становится больше, и 14,15-дегидрокрепениновая кислота усиливает горечь.
Но это не страшно, после вымачивания и термической обработки горечь уходит. Так что ешьте лисички смело, получайте удовольствие, но чудес не ждите.
Источник: elementy.ru