ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ Упражнения в метании боевых (учебно-имитационных) ручных гранат предназначаются для обучения личного состава метанию боевых (учебно-имитационных) ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат по неподвижным и движущимся целям из различных положений в пешем порядке и из боевых машин. Упражнения в метании ручных гранат выполняются боевыми и учебно-имитационными гранатами днем и ночью.
Упражнения в метании ручных гранат выполняются: боевыми гранатами – на учебном месте для метания боевых ручных гранат войскового стрельбища (директрисы) под руководством офицера при строгом соблюдении требований безопасности; учебно-имитационными гранатами – на учебном месте для обучения метанию учебно-имитационных ручных гранат из боевых машин и в пешем порядке, находящемся в тыловом районе войскового стрельбища (огневого городка, директрисы боевых машин), под руководством офицеров, прапорщиков или сержантов. Перед выполнением упражнений с обучаемыми изучаются устройство боевых (учебно-имитационных) ручных гранат, правила обращения с ними, требования безопасности, приемы и правила метания. Учебно-имитационные гранаты, применяемые для метания, по весу и форме должны соответствовать боевым, иметь имитационный запал с предохранительной чекой и быть исправными. К выполнению упражнения в метании боевой ручной гранаты допускаются обучаемые, усвоившие правила обращения с боевыми ручными гранатами и выполнившие данное упражнение учебно-имитационной ручной гранатой. Учебное место для метания боевых ручных гранат Элементы учебного места для метания гранат оборудуется в соответствии с требованиями настоящей статьи и Альбомом схем учебных объектов и полей полигонов (войсковых стрельбищ) Сухопутных войск и выбирается с таким расчетом, чтобы при метании наступательных боевых ручных гранат в радиусе не менее 50 м, а оборонительных и противотанковых боевых ручных гранат – в радиусе не менее 300 м от места возможного разрыва не было людей, животных или объектов, которые могут быть поражены осколками. Подготовка к метанию гранат
При выполнении упражнений в метании боевых ручных гранат соблюдается следующий порядок
- объявляет личному составу тему, цель и порядок проведения занятия;
- проверяет знание обучаемыми требований безопасности, правил обращения с боевыми ручными гранатами и условий упражнения в метании боевых ручных гранат;
- объявляет очередность выполнения упражнения, распределяет обучаемых по сменам и назначает старших смен,
- после этого дает команду обучаемым очередной смены получить на пункте боепитания гранатные сумки, гранаты и запалы к ним, а остальным обучаемым следовать на другие учебные места.
Обучаемые, получив гранаты и запалы, осматривают их, укладывают в сумки и направляются в исходное положение для метания боевых гранат.
По прибытии смены в исходное положение руководитель занятия осматривает гранаты и запалы к ним.
Убедившись в готовности обучаемых, отсутствия на участке для метания боевых ручных гранат и вблизи него людей, животных, машин и т.д., руководитель на учебном месте указывает обучаемому на рубеже метания огневую позицию (окоп, для стрельбы стоя), меняет белый флаг на красный и подает команду: «К бою, подготовить гранату».
При метании боевых ручных оборонительных и противотанковых гранат обучаемый занимает окоп, вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Такой-то к метанию гранаты готов».
Руководитель, убедившись в готовности обучаемого и в безопасности метания гранаты, подает команду: «Такому-то по группе пехоты (танку) гранатой – огонь». Обучаемый, положив оружие на бруствер окопа, берет гранату в правую (левую) руку и выдергивает предохранительную чеку, делает замах и бросает гранату в цель.
После метания гранаты обучаемый должен немедленно опуститься на дно окопа и пригнуться. По истечении не менее 10 с после взрыва гранаты руководитель вместе с обучаемым выходит из окопа и осматривает цель, а затем производит разбор действий обучаемого и объявляет оценку.
Метание гранаты на ходу
При выполнении упражнения боевыми ручными наступательными гранатами в пешем порядке обучаемый занимает окоп, вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Такой-то к метанию гранаты готов». Руководитель, убедившись в готовности обучаемого и в безопасности метания гранаты, подает команду: «Такому-то в атаку – вперед, гранатой – огонь». По этой команде обучаемый выходит из окопа, самостоятельно, на ходу, берет гранату в правую (левую) руку и плотно прижимает пальцами спусковой рычаг к корпусу гранаты.
Продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжимает (выпрямляет) концы предохранительной чеки и за кольцо пальцем выдергивает ее из запала, с выходом на рубеж начала метания делает замах и бросает гранату в цель.
После броска гранаты останавливается, отставив правую ногу назад, опускается на правое колено и приседает на каблук, голень левой ноги при этом должна остаться в вертикальном положении, а правое колено должно быть прижатым к каблуку левой ноги, укрывает незащищенные части тела (оружием и противогазом), а после взрыва гранаты с криком «Ура!» завершает атаку цели.
После преодоления окопа, по команде руководителя на учебном месте «Стой», принимает положение для стрельбы лежа. По окончании выполнения упражнения руководитель на учебном месте возвращает обучаемого на исходный рубеж, осматривает цели, заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого.
После разбора, по команде руководителя на учебном месте, обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие в исходном положении, а очередной обучаемый, получив боевую ручную гранату и запал, выходит на исходный рубеж.
После завершения выполнения упражнения в метании боевых ручных гранат обучаемыми смены руководитель на учебном месте заменяет красный флаг на белый и дает команду на замену обучаемых на учебных точках.
В конце занятия руководитель на учебном месте проверяет на пункте боепитания количество оставшихся боевых ручных гранат, запалов к ним и колец с предохранительной чекой, проводит общий разбор и объявляет оценку подразделению.
Попадание гранатой в цель определяется по месту разрыва боевой ручной гранаты (имитационного запала учебно-имитационной ручной гранаты).
Порядок и метание боевых ручных противотанковых гранат производятся в той же последовательности с учетом ее конструктивной особенности.
Обучаемые и руководитель при метании боевых ручных гранат должны быть в стальных шлемах (средствах индивидуальной бронезащиты), а экипажи боевых машин при метании учебно-имитационных гранат из боевых машин – в шлемофонах.
Оружие стрелка при метании боевой ручной (учебно-имитационной) гранаты должно находиться в положении, обеспечивающем его немедленное применение.
При выполнении упражнений в метании учебно-имитационных ручных гранат Метание учебных гранат в пешем порядке соблюдается такой же порядок, как и при метании боевых ручных гранат.
Источник: www.compancommand.com
Метание гранаты 500—700 г с места
Приступая к обучению, учитель должен соблюдать специальные меры предосторожности: разрешать метание гранаты только после определенного сигнала, в одну сторону; идти за ним можно только по команде; необходимо постоянно контролировать интервал между учащимися (2—3 м) и их расположение на одной линии; категорически не допускаются встречные метания; следить, чтобы метательный снаряд (гранату) держали в руках правильно; запрещать в момент метания учащимся располагаться с правой стороны от выполняющего движение.
Методические указания к обучению. Методика обучения метанию фанаты почти не отличается от методики обучения метанию малого мяча. В связи с большим весом гранаты особое значение приобретает совершенствование движений ног при выполнении скрестных шагов и финального усилия. Выход в положение «натянутый лук», как правило, нужно проводить на каждом уроке в конце специальной разминки перед бросками. Метание гранаты сочетают с совершенствованием навыка метания малого мяча.
Для создания правильного представления о технике метания следует использовать знания школьников из курса физики: расширить понятие о кинетической энергии, импульсе сил, о принципе действия катапульты. Эти знания помогут углубить понимание механизма хлестообразного движения с точки зрения закона сохранения импульса силы, суть которого в том, что баллистическая волна импульса силы в гармоничном движении является аналогом ламинарного потока, т.е. переливается без потерь от одного звена тела к другому.
Условием проявления эффекта хлыста в метательном движении является максимально быстрое и строго последовательное (ступенчатое) ускорение звеньев тела. Баллистическая волна импульса сил возможна только при активном торможении звеньев, отработавших катапульт (кинематической пары). Мышечные усилия, направленные на торможение звеньев тела, должны включаться в те моменты движения, когда волна импульса силы завершает перекат на очередную катапульту. С этих позиций старшеклассникам станет понятной необходимость жесткой постановки левой ноги в упор, начала финального усилия с активной работы ног, резкой остановки локтя после прохождения проекции лицевой плоскости.
Планируя работу по обучению технике метания гранаты на дальность, следует основной акцент делать на овладение метанием гранаты с места и после выполнения скрестных шагов, так как именно от этих элементов в большей степени зависит результат. Метание с разбега по сути чисто спортивнее упражнение, требующее много времени для изучения. Поэтому метание с разбега целесообразно предлагать лишь ученикам, у которых уже есть хорошая школа метаний, а также при условии увеличения времени, отводимого на этот вид упражнений.
Источник: studme.org
Метание спортивного снаряда весом 500, 700 г
Еще на Олимпийских играх в Древней Греции было метание копья на точность, позже добавили упражнение на дальность. Отдельно выделяли метание диска. В современном легкоатлетическом спорте до соревнований допускаются не только мужчины, но и женщины. Было добавлено толкание ядра. История метания мяча неотрывно связана с детскими играми.
Легкий и небольшой снаряд был безопасным и с его помощью легко было тренироваться. Мяч мог быть как воздушным, так и набитым перьями. Игры с ними были популярны в Древней Греции, Древнем Риме и в других цивилизациях. Не потеряли они актуальности в Средние века и Новое время.
2. Порядок проведения испытания
Участники V — VII ступеней комплекса выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г на стадионе или любой ровной площадке в сектор для метания копья или коридор шириной 10 м. Дина сектора (коридора) устанавливается в зависимости от подготовленности участников.
Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо». Запрещено метать снаряд с поворотом. На подготовку и выполнение попытки в метании дается 1 мин.
Участник выполняет три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места спортивного снаряда.
Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:
касание любой частью тела линий разметки или земли за зоной разбега;
заступ за линию метания;
снаряд не попал в «коридор»;
попытка выполнена без команды спортивного судьи.
просрочено время, отведенное на попытку.
3. Техника выполнения
Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда.
Ручку берут четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец находился у самого ее края. Продольная ось снаряда при этом проходит по линии предплечья. При разбеге его поднимают над плечом в полусогнутой руке, которая движется в такт бега.
Разбег можно условно разделить на 2 части:
Выполняет 5 бросковых шагов общей протяженностью 10 м.
То место, с которого должны начинаться бросковые шаги, отмечаются на дорожке для удобства. На нее необходимо попасть левой ногой и продолжить движение с правой, отводя при этом снаряд по дуге, направляя метающую руку по траектории вперед-вниз.
На втором шаге рука, удерживающая снаряд, начинает движение вниз и назад.
Третий шаг выполняется с правой ноги и называется скрестным. Он особенно важен, поскольку направлен непосредственно на подготовку к броску. Скрестный шаг представляет собой толчок левой ногой и мах правой, которая затем становится на всю стопу, поворачиваясь наружу на 45 градусов. Ноги при этом обгоняют руку с гранатой, корпус принимает наклонное положение в направлении, противоположном движению гранаты, а метающая рука поднимается до уровня плеч.
На четвертом шаге участник производит метание гранаты. Левая нога становится опорной, ее стопа при этом поворачивается внутрь до 45 градусов к линии метания. Правая нога выпрямляется и разворачивается влево, грудь также поворачивается по направлению движения снаряда, таз подается вперед, метающая рука поднимается вверх.
Таким образом, участник принимает положение натянутой тетивы. Участник производит хлестообразное движение кистью руки и выбрасывает гранату под углом примерно 42 градуса. После этого граната переходит в состояние полета, выполняя при этом вращательные движения.
Пятый шаг предназначен для того, чтобы не допустить заступа за линию или за планку и называется тормозящим. Он представляет собой перескок с левой ноги на правую. Некоторые метатели после этого делают еще 2-3 скачка на правой ноге, чтобы полностью затормозить движение. В связи с необходимостью выполнения тормозящего шага левая нога при броске должна оказаться не прямо у планки, а примерно за 1,5 м от нее.
4. Упражнения
Начальный этап обучения метанию гранаты с места включает следующие упражнения:
Исходное положение ноги на ширине плеч, рука отведена назад вверх за голову. Выполнить прогиб в пояснице, замах и бросок. Вначале броски выполняются на минимальное расстояние. Затем расстояние броска увеличивается. При метании метающая рука проходит ближе к голове. Метание выполнять не опуская руку ниже уровня плеча.
Это упражнение выполнять двумя руками.
Исходное положение левая нога впереди на всей стопе, правая сзади на носке. Выполнять бросок обращая внимание на выпрямление правой ноги. И захлестывающего движения рукой. Конечное положение после каждого броска фиксировать, и проверять положение ног. Это упражнение выполнять двумя руками.
Исходное положение левая нога впереди правая сзади. Рука отведена назад за голову, корпус повернут левым боком вперед. При выполнении броска обращать внимание на поворот корпуса и выпрямление сзади стоящий правой ноги. Это упражнение выполнять двумя руками.
Исходное положение правая нога впереди левая сзади. Рука с гранатой за головой. С шагом левой ноги вперед выполнить метание гранаты. Обратить внимание на перенос тяжести тела с левой ноги на правую, и на активный поворот туловища.
Стремиться выполнить бросковое движение начиная с правой стопы, правого бедра, туловища и руки последовательно включая в работу мышцы названных частей тела. Это упражнение выполнять двумя руками.
Следующим этапом обучения метанию гранаты является метание в движении или с ходу. Как правило на этом этапе обучение проводится с трех или четырех шагов.
При метании с трех шагов:
Исходное положение лицом в направлении метания, граната в руке на уровне пояса. С шагом левой ноги вперед, отвести руку с гранатой вниз назад. Выполнить скрестный шаг правой ногой и поворот туловища направо. И с постановкой левой ноги вперед выполнить бросок гранаты. Обратить внимание на раннее изученный элементы техники броска.
При метании с четырех шагов:
Исходное положение левая нога впереди, граната в руке на уровне пояса. С шагом правой ноги вперед рука с гранатой отводится вверх назад. Корпус поворачивается направо. Шаг левой ногой. Скрестный шаг правой ногой с поворотом стопы. И с постановкой левой ноги выполняется бросок. Корпус поворачивается налево.
Движение руки из-за головы. Разучивать и тренировать метание нужно начинать в медленном, среднем и максимальном темпе.
Источники информации
1. Базовые виды спорта: легкая атлетика: Учебное пособие/ С.Е. Войнова, М.Ю. Щенникова, В.Е. Лутковский, А.Б. Янковский; Национальный гос.
Ун-т физ. Культуры, спорта и здововья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПБ.:[б.и.], 2010.
2. Кузнецов, В. Бег, прыжки, метания / В. Кузнецов. — М. : Физкультура и спорт, 1964.
3. Андрис, Э.Р. Обучение бегу, прыжкам и метаниям : Учеб.пособие / Э. Р. Андрис, Ю. М. Савельев ; Узбек.ГИФК. — Ташкент : Изд-во им. Ибн Сины, 1990.
Источник: xn--80aahf2atedpfgh.xn--p1ai
3.1. Назначение, особенности организации и проведения упражнений в метании ручных гранат
Упражнения в метании ручных гранат предназначаются для обучения личного состава метанию ручных наступательных и оборонительных гранат по неподвижным и движущимся целям из различных положений: с ходу, с места, в пешем порядке и из боевых машин.
В воинских частях и подразделениях РВСН упражнения в метании ручных гранат выполняются боевыми и учебно-имитационными (учебными) наступательными гранатами днем и ночью. Приемы и правила метания ручных гранат изложены в Наставлении по стрелковому делу «Ручные гранаты».
Упражнения в метании ручных гранат выполняются:
- боевыми гранатами — на учебном месте для метания боевых гранат войскового стрельбища под руководством командира (заместителя командира) воинской части при строгом соблюдении требований безопасности;
- учебно-имитационными (учебными) гранатами — на оборудованном учебном месте войскового стрельбища, огневого городка (участка тактического поля) под руководством офицеров, прапорщиков и сержантов подразделения.
Перед выполнением упражнений с обучаемыми изучаются устройство ручных гранат, требования безопасности при обращении с ними, приемы, правила метания, а также проводятся тренировки в метании ручных учебных гранат на точность и дальность.
Учебные ручные гранаты, применяемые для метания, по весу и форме должны соответствовать боевым, иметь учебный запал с предохранительной чекой и быть исправными.
К выполнению упражнения в метании боевой ручной гранаты допускаются обучаемые, усвоившие правила обращения с боевыми гранатами и выполнившие данное упражнение учебно-имитационной гранатой.
Боевые гранаты метаются только днем.
Обучаемые и руководитель при метании ручных гранат должны быть в стальных шлемах (касках) и средствах индивидуальной бронезащиты.
Оружие стрелка при метании гранаты должно находиться в положении обеспечивающем его немедленное применение.
При метании боевых гранат руководитель и один обучаемый, метающий гранату, находятся на рубеже метания (в окопе); обучаемые очередной смены находятся на исходном рубеже в укрытии, остальные занимаются (тренируются в метании учебно-имитационных гранат) на учебном месте в тылу войскового стрельбища.
Попадание гранаты в цель определяется по месту разрыва запала гранаты (для учебных гранат — в месте ее остановки).
Учебное место для метания боевых гранат выбирается с таким расчетом, чтобы при метании наступательных гранат в радиусе не менее 50 м от места возможного разрыва гранат не было людей, животных или объектов, которые могут быть поражены осколками гранат.
Оно должно быть обозначено по периметру красными флагами и указками с соответствующими предупредительными надписями («Стой! Назад! Идет метание боевых гранат»). Кроме того, в необходимых случаях могут выставляться дополнительные посты оцепления.
При выполнении упражнений в метании боевых наступательных гранат соблюдается следующий порядок.
На исходном рубеже руководитель занятия объявляет личному составу тему цель и порядок проведения занятия; проверяет знание обучаемыми требований безопасности, правил обращения с боевой гранатой и условий упражнения; ставит обучаемым боевую задачу; объявляет очередность выполнения упражнения, распределяет обучаемых по сменам и назначает старших смен; после чего приказывает первому обучаемому, выполняющему упражнение, получить на пункте боепитания боевую гранату, запал к ней и выйти на рубеж метания, обучаемым очередной смены подготовиться к выполнению упражнения и занять укрытие, а остальному личному составу подразделения приступить к занятиям на учебных местах в тылу войскового стрельбища.
По этой команде обучаемый, выполняющий упражнение, получив гранату и запал, осматривает их, укладывает в сумку для гранат, а обучаемые очередной смены занимают места в укрытии на исходном рубеже.
Убедившись, что на участке для метания гранат и вблизи него отсутствуют люди, животные, машины и т. д., руководитель занятия указывает метающему место для метания (машину) — при метании из окопа (машины); направление наступления и порядок метания гранаты — при метании гранаты на ходу; меняет белый флаг на рубеже метания наступательных гранат на красный (размером 100х60 см), занимает свое место в окопе (машине). После этого подает команду «К БОЮ. Подготовить гранату» и осуществляет контроль за действиями обучаемого.
При выполнении упражнения в метании ручной наступательной гранаты на ходу обучаемый занимает окоп, расположенный в 4 метрах сзади рубежа метания гранат, вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Рядовой Иванов к метанию гранаты готов». Руководитель занятия, убедившись в готовности обучаемого и в безопасности метания гранаты, подает команду «В атаку — ВПЕРЕД, гранатой — ОГОНЬ». По этой команде обучаемый выходит из окопа, самостоятельно на ходу берет гранату в правую (левую) руку и пальцами плотно прижимает спусковой рычаг к корпусу гранаты; продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжимает (выпрямляет) концы предохранительной чеки и за кольцо пальцем выдергивает ее из запала. С выходом на рубеж начала метания делает замax и бросает гранату в цель.
После броска гранаты укрывается в заранее оборудованном окопе для стрельбы лежа, а после взрыва гранаты (по истечении не менее 10 с после взрыва) с криком «УРА» завершает атаку цели.
После преодоления окопа по команде руководителя «СТОЙ» принимает положение для стрельбы лежа.
По окончании выполнения упражнения руководитель занятия возвращает обучаемого на исходный рубеж, осматривает цели, заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого. Если необходимо продолжать метание гранат, красный флаг на белый не заменяется.
После разбора по команде руководителя занятия обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие на исходном рубеже, а очередной обучаемый — на рубеж метания гранаты. После завершения выполнения упражнения сменой обучаемых руководитель занятия дает команду на смену учебных мест.
При выполнении упражнения в метании ручной наступательной гранаты из окопа с места порядок действий руководителя и обучаемого до занятий окопа такой же, как и при метании наступательной гранаты на ходу.
В окопе руководитель занятия приказывает обучаемому занять ячейку для метания гранаты на рубеже метания. Указывает порядок метания гранаты, подает команды: «К БОЮ. Подготовить гранату». Обучаемый вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Рядовой Иванов к метанию гранаты готов».
Руководитель занятия, убедившись в готовности обучаемого и безопасности метания гранаты, подает команду «Рядовому Иванову, по атакующей группе, гранатой — ОГОНЬ».
После метания гранаты руководитель занятия и обучаемый должны немедленно опуститься на дно окопа и пригнуться.
По истечении не менее 10 секунд после взрыва гранаты руководитель и обучаемый выходят из окопов и осматривают цель.
Руководитель занятия заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого. Если необходимо продолжить метание гранат, красный флаг на белый не заменяется.
После разбора по команде руководителя занятия обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие на исходном рубеже, а очередной обучаемый — на рубеж метания гранаты. После завершения выполнения упражнения сменой обучаемых руководитель занятия дает команду на смену учебных мест.
В конце занятия с метанием боевых гранат руководитель занятия проверяет на пункте боепитания количество оставшихся гранат и колец с предохранительной чекой, проводит общий разбор и объявляет оценку подразделению.
При выполнении упражнений в метании учебно-имитационных и учебных гранат соблюдается такой же порядок, как и при метании боевых гранат.
При метании учебно-имитационных гранат очередная смена обучаемых, кроме метающего гранату, выстраивается на безопасном удалении на месте, указанном руководителем (не ближе 50 м), наблюдают за местом падения гранат и спускового крючка.
После выполнения упражнения руководитель занятия организует сбор учебных (учебно-имитационных) гранат и подготовку их к последующему метанию.
Если при метании учебно-имитационной или боевой гранаты предохранительная чека из запала не была выдернута, попадание гранаты в цель не зачитывается.
Источник: plankonspekt.ru
Участники V-VII ступеней комплекса выполняют метание спортивного снаряда весом 500 и 700 грамм на стадионе или любой ровной площадке в сектор для метания копья или коридор шириной 10 метров. Длина сектора (коридора) устанавливается в зависимости от уровня физической подготовленности участников.
Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо». Запрещено метать снаряд с поворотом. На подготовку и выполнение попытки в метании дается 1 минута.
После выполнения попытки судья, при отсутствии нарушения, подает команду – сигнал «Есть!» и поднимает белый флаг или, при нарушении правил, – сигнал «Нет!» и поднимает красный флаг.
Участник выполняет три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления спортивного снаряда.
Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:
— касание любой частью тела линий разметки (линия метания, боковые линии дорожки, ограничивающих зону разбега) или земли за зоной разбега;
— снаряд не попал в сектор;
— попытка выполнена без команды спортивного судьи;
— просрочено время, выделенное на попытку.
Источник: www.gto.ru