Как понизить ксв на магнитной антенне

Мудрый прибор, или, как его называют, — КСВ-метр, — в руках, наверное, держал каждый пользователь аппаратуры связи.

Вот только что там эта стрелка кажет, для подавляющего большинства осталось вопросом. Типа, чем ближе к единице — тем лучше. Однако, как в анекдоте: — Вася, что приборы? — Десять! — А что десять. — А что приборы. Тем не менее, стрелка показывает вполне конкретные величины. Попробую объяснить что они значат, и как их использовать в корыстных целях.

Скрытый текст:

Пойдем от простого к сложному: предположим, что Вы технически грамотно установили антенну на Ваш «торпедоносец», но Вас терзают смутные сомнения. В общем-то правильно, ибо только КСВ-метр расскажет Вам, безопасно ли использовать Вашу Чудо-антену, или же передатчик радиостанции выгорит при первом нажатии на тангенту. КСВ-метр следует подключить к радиостанции через разъем RTX , разъем ANT следует подключить к антенне.

Теперь можно начинать мерить. Необходимо нажать на тангенту и, используя режим калибровки КСВ-метра (FWD), ручкой установить стрелку прибора на крайнюю правую отметку (эту операцию необходимо повторять при каждом следующем измерени КСВ). Затем перевести КСВ-метр в режим измерения отраженой волны (REF) и, собствено говоря, увидеть значение КСВ. Дабы не повторяться, обозначим вышеописанные операции словом «замер».

Про КСВ и настройку антенн


Все вроде бы просто, но как настраивать? Чтобы понять, что делать с Вашей антенной, замеров надо произвести несколько. Предположим, что замер в сетке А Вашего Megajet’a дал КСВ «2» , а в сетке С — «1,1». Вы на этом, совершено правильно, не успокоились, и сделали замер в сетке Е. Он показал также КСВ «2».

Резонно предоположить, что Ваша антена настроена практически идеально на сетку С Megajet’a (сетку С Alan’a, сетку B Yosan’a 2204 и т.д.) Теперь вопрос: что делать, если настройка не соответствует Вашим потребностям, то есть Вы хотите работать приоритетно, например, в сетке Е Megajet’a? На самом деле все просто.

От первого к сороковому каналу сетки, также как и от начальной буквы сетки к последующим (от А к Е и т.д.), рабочая частота растет. Если растет частота, уменьшается длина волны; значит, уменьшается и геометрическая длина идеально насторенного излучателя при прочих равных условиях, — то есть, в конкретном случае, геометрическую длину излучателя необходимо уменьшить. Обычно для того, чтобы поднять частоту резонанса антенны на одну сетку, штырь надо укоротить на 3-4 см. Но это очень условное правило: отрезать всегда проще, чем присобачить обратно. Поэтому прежде чем резать, убедитесь, что штырь антенны полностью вдвинут в регулировочный зажим, а если это так, лучше режьте несколько раз понемногу.

1) В начале настройки необходимо сделать несколько замеров на разных частотах.
2) Согласно этим замерам определить частоту резонанса антенны по минимальному значению КСВ.
3) Если минимальный КСВ антенны находится на частоте ниже той, на которой Вы собираетесь работать, — длину штыря следует уменьшить, если выше — то увеличить.

Настройка КСВ антенны с помощью SWR-171

В самом простом случае регулировка КСВ сводится к вышеописанной процедуре. Однако не всегда. Предположим, Вы в результате замеров обнаружили КСВ «1,5» в сетке А, «2» — в сетке В, «2,5» — в сетке С. Где резонанс? Ниже сетки А, конечно? Даже в этом случае резать штырь стоит осторожно.

Во-первых КСВ «1,5» может оказаться минимально достижимым для данной антенны при данном способе установки. При первых замерах Вы ведь не добрались до частот, где КСВ, пройдя через точку резонанса, снова пойдет вверх. Стоит сразу оговориться, что достигнуть КСВ «1» на машинах получается далеко не всегда.

Большинство автомобильных антенн расчитаны под вполне конкретные условия установки. Так, например, маловероятно добиться приемлимого КСВ от антенны, установленной на споллер, реллинг или багажник, который в каждой точке крепления к кузову не имеет с ним хорошего электрического контакта.

Не очень хорошо строятся антенны, в качестве точки установки использующие капот или крышку багажника (на радиочастоте данные детали, как правило, не являются хорошей массой). В конце концов, есть еще много случаев, когда технически абсолютно исправная антенна в единицу принципиально не настроится без сложных, требующих квалификации, доработок. Ингода с этим проще смириться, так как значение КСВ на самом деле показывает лишь безопасность Вашей антенны для передатчика и только в косвенной степени отражает эффективность работы антенны. Если антенна не строится в единицу ни на какой частоте и все ухищрения не помогают, следует изменением длины штыря свести КСВ к возможному минимуму на тех частотах, на которых Вы предполагаете работать. По практике КСВ «2» является предельным для надежной работы усилителя, а при превышении КСВ «3» есть риск убить даже оконечный каскад передатчика голой станции.

К слову, покупая антенну гражданского диапазона для установки на машину, технически Вы бываете обмануты продавцом (даже мной ), так как половина этой антенны у Вас уже есть. Это кузов Вашей машины. Поэтому важно правильно собрать то, что Вы приобрели, с тем, что у Вас есть, в одно целое. Оптимальная точка установки антенны на машину, как правило, находится на крыше.

В идеале — это ее геометрический центр, но практика показывает, что смещение точки установки к краю или углу крыши сколь бы то ни было заметно не снижает эффективность связи. Важнее руководствоваться правилом: «устанавливать антенну в верхней части кузова машины». Для врезных антенн важно, чтобы в точке установки была надежная масса. С магнитными антеннами все еще заумнее.

В общем случае необходимо, чтобы длина кабеля магнитки укладывалась в пределы 3,6 — 4 метра при соблюдении всех вышеописанных условий. Выполнение этих правил не только увеличивает эффективность Вашей антенны, но и сводит к минимуму трудности с ее настройкой. Опять же, не одну сотню раз на практике убеждался, что если не ставить антенну на машину хитрым, эксклюзивным и оригинальным способом, строится она, как правило, без проблем, но стоит выйти за рамки, просчитанные заводом-изготовителем и соединить кузов машины со второй половинкой антенны каким-нибудь «очень особенно хорошим» способом — и первое, во что утыкается пользователь, — проблемы с настройкой. Впрочем, и с эффективностью тоже. Антенна всегда настраивается на кузов Вашей машины, с учетом особенности установки на него, и на предполагаемую рабочую частоту.

Замеры необходимо проводить в условиях, близких к повседневным условиям эксплуатации антенны. То есть, если Вы настроили антенну на нужную Вам частоту в трех метрах от стены родного дома, лучше там и стойте при использовании радиостанции, так как когда Вы от стены отъедете, настройка непременно сдвинется (скорее всего, вверх от рабочей частоты).

Поэтому перед настройкой антенны поставьте Вашего стального коня не ближе чем метрах в 10 — 15 от строений и других машин, особенно если на них уже стоят антенны гражданского диапазона. Для непосвященного может показаться мистическим эффект, наблюдаемый мной неоднократно: если производить замер на машине метрах в 10 от которой проезжает другая машина с сибишной антенной (даже если эта антенна не подключена к аппаратуре), значение КСВ настроенной в единицу антенны уходит до полутора и более!

В момент замера капот, багажник и двери Вашей машины должны быть закрыты (помните, что кузов есть вторая половинка Вашей антенны, и его геометрия должна быть близка к той, которая будет в условиях повседневной эксплуатации). Возле Вашей машины, по крайней мере со стороны, где установлена антенна, не должны находиться люди. Ну и, понятное дело, лучше применять заведомо исправный прибор. Соблюдение этих нехитрых рекомендаций позволит Вам получить результаты замеров, максимально близкие к реальным, легче и точнее настроить антенну.

Неоднозначным является вопрос, с чего брать сингал для замера КСВ. С одной стороны, в силу схемотехники дешевых КСВ-метров, для уверенного отображения малых значений КСВ мощи надо бы побольше. Так, при замере на обычный КСВ-метр с голой станции, некая антенна дала КСВ «1,1».

Не внося каких бы то ни было изменений в настройку антенны, я подключил более серьезный прибор — антенный анализатор MFJ-269, который показал КСВ «1,3». Впоследствии данный результат неоднократно повторялся. Конечно, MFJ-269 — навороченный прибор, способный куда на большее, чем микробюджетный КСВ-метр, и ему положено видеть такие мелочи.

Но если в качестве сигнала использовать выход усилителя, КСВ, замеренный обычным прибором, будет гарантированно непредсказуемо завышен, в силу того, что, помимо основного сигнала, усилитель, в отличие от голой станции, выдает гармоники, которые антенна излучить в пространство не может, и неизбежно отправляет обратно по кабелю, вызывая серьезные искажения показаний прибора. Показателен случай, когда «разводилы» из «Полета-27» впарили хорошему человеку Alan 9+ взамен его вполне работоспособной Sirio 4000, мотивируя «развод» тем, что данная антенна, дескать, не строилась до приемлимого КСВ при работе с усилителем (со слов потерпевшего, его Sirio 4000 стояла в единицу при замере с голой станции). Ловкость рук — и никакого мошенничества.

Читайте также:  Как поставить ловушку на фазана

По моему мнению, при настройке антенны стоит всегда использовать только голую станцию, так как ее выходной мощности (4 — 10 Вт) хватает для корректной индикации КСВ свыше «1,5» — «2,0» . КСВ менее полутора, в принципе, можно рассматривать как замечательный для автомобильной антенны и не морочить себе голову. Зато при замере с использованием усилителя в качестве источника сигнала невозможно понять, насколько реальный КСВ завышен. Кроме того, микробюджетные КСВ-метры типа Алан К-145 и EuroCB-420/430 рассчитаны на мощность до 100 ватт, и при подключении к ним усилителей 150-300 и больше ватт просто сдохнут, ничего не успев показать

Ну вот, в основном вроде бы и все. Хотелось бы, однако, напомнить, что речь здесь идет об антеннах гражданского диапазона, то есть си-би. С VHF/UHF антеннами кое-что будет иначе, и данные рекомендации будут работать далеко не во всех случаях.

Однако хотелось бы дополнить данное повествование словами мудрого дядьки Бобра. Привожу их ниже:

1. КСВ хотя бы в одной из сеток опустился ниже 2. Это значит, что антенна скорее всего цела и установлена правильно. Предположим, что замер в сетке А Вашего Megajet’a дал КСВ «2» , а в сетке С — «1,1». Вы на этом, совершено правильно, не успокоились, и сделали замер в сетке Е. Он показал также КСВ «2». (далее по тексту…)

2. КСВ во всех сетках от 5 и выше. Поздравляем – Ваша антенна не работает. То есть совсем. Это может быть из-за короткого замыкания или обрыва кабеля, оторванного или замкнутого разъема со стороны станции или антенны, обрыва удлиняющей катушки и проч. Выяснить, что именно произошло, можно с помощью обычного тестера.

Во всех антеннах СВ диапазона средний контакт разъема должен «на ноль» звониться со штырем, а корпус разъема – с кузовом. Также средний контакт и корпус разъема могут звониться между собой. Это происходит из-за того, что практически все более-менее серьезные антенны сделаны как 5/8, что предусматривает автотрансформаторную схему согласования.

В этом случае целостность кабеля с разъемом можно проверить, лишь отсоединив кабель от антенны. Также КСВ больше 5 может быть из-за попадания соленой воды в разъем антенны (для антенн типа Sirio-4000 и им подобных с разъемом UHF, то есть таким же, как на самой радиостанции). Был случай, когда за 10 секунд удалось снизить КСВ с 8 до 1,2 на Sirio HI-Power 4000, путем выдува воды из разъема, закрепленного на водостоке.

3. КСВ во всех сетках от 2,5 до 5. Прежде всего проверьте, есть ли надежный контакт антенны с кузовом. Если контакт есть, снимите верхнюю часть антенны (катушку со штырем) и повторите замеры. Если ничего или почти ничего не изменилось, это может говорить о том, что кабель у Вас сгнил, или промок, или протух – короче о том, что нужен новый. И пусть Вас не смущает, что тестером он звонится как целый – для антенны он уже не пригоден. Если же без штыря КСВ 8-10, а со штырем – около 3-4, и при этом контакт антенны в месте ее крепления к кузову не вызывает сомнений, остается два варианта – или Ваша антенна неисправна (например обрыв катушки согласования), или ее резонанс где-то очень далеко от тех частот, на которых вы производили замеры.

Это может быть по двум причинам.
Во-первых, практически все новые антенны идут с запасом по длине штыря, и если Вы такую антенну будете сразу после установки измерять на частотах от 28 MHz и выше, то ее КСВ там будет около 3, и чтобы вогнать ее в резонанс, придется отрезать минимум 10 см штыря.
Во-вторых, у многих известных антенн (Sirio Turbo, ТАИС и проч.) существуют модификации для работы в диапазоне 33-49 МГц, и внешне от СВшных они отличаются только этикеткой, да и то не всегда. Соответственно, такая антенна никогда не будет нормально работать на 27 МГц без серьезной переделки.

Теперь, пожалуй, точно все, ибо дальше — практика. Ее здесь при всем желании не опишешь. Итак, пост по объему бьет все рекорды. Задавайте вопросы, однако. Мы с дядькой Бобром будем рады ответить.

Если сможем.

Рейтинг популярных антенн:

1. Lemm Turbo 2001
2. Sirio 5000 Performer (5000 Turbo)
3. Lemm АТ-73
4. Sirio 4000 (и производные этой модели)
5. Alan PC 10
6. SIRIO PERFORMER P-1000
7. Lemm АТ-73 на магните
8. Sirio 4000 (и производные) на магните
9. Lemm АТ-1000 Eagle
10. Lemm АТ-500
11. Sirio Turbo-3000
12. Lemm АТ-1700
13. Lemm АТ-72
14. Alan ML-145 (при стационарном креплении)
15. Sirio Turbo 2000
16. Lemm АТ-1500
17. Sirio 3000 (при стационарном креплении)
18. Alan ML-145 (на магните)
19. Таис МА-27 (при стационарном креплении)
20. LEMM AT-109 SUPERSTAR S9
21. Alan 9+
22. Sirio Super Carbonium 27
23. Sirio (EuroCB) ML-145 (при стационарном креплении)
24. Sirio 3000 (на магните)
25. Таис МА-27 (на магните)
26. Ржавый гвоздь, вставленный в разъем
27. Sirio (EuroCB) ML-145 (на магните)
28. Lemm АТ-1200
29. Lemm АТ-900
30. Sirio Т3-27 (при стационарном креплении)
31. Sirio Т3-27 (на магните)
32. TRIFLEX CB / AM-FM / GSM 900

Источник: www.car72.ru

Как понизить ксв на магнитной антенне

Доброго времени суток, подскажите как снизить КСВ, в данный момент зашкаливает за 3, догадываюсь что надо что то сделать с антеной, тока вот что. укорачивать или удленять, антена обычный штырь на магните, радиостанция ic-320. Не коммерция. Заранее благодарен. :rotate:

13.09.2007, 18:08

Частота какая?Марка кабеля?
Условно длина четвертьволнового штыря равна о.23 лямбда.Простейшая формула 300 делишь на частоту (в Мегагерцах) умножай на 0.23 и получаешь длину штыря .Для F320 длина будет примерно от 0.41м до 0.5м-в зависимости от частоты.Штырь делай длинней чем по расчёту,у антенн с магнитным основанием свои причуды и укорачивай,чтоб КСВ опустился ниже 1,5 ,в идеале 1.0, не всегда получается,от кабеля тоже зависит.

13.09.2007, 19:19

1. Первым делом проверить распайку разъемов (может оторвалась оплетка или окислилась. ).
2. Желательно убедиться, что дело в антенне (путем замены ее на любую другую, заведомо исправную).
3. Если п.1 и п.2. проверены, то можно браться за антенну. Антенна на магните расчитана на работу на металлической поверхности (автомобиле), поэтому попробуйте разместить ее на металлическом листе (хотя бы размером 70-100см (диаметр. ). В любом случае металлическое основание улучшит работу антенны.
4. Проверить, измеряет ди КСВ-метр КСВ или «зашкалил» — для этого взяться за антенну (ближе к концу), если стрелка изменит свое положение, то КСВ — метр измеряет КСВ. Тогда начинаем изменять длину: сначала нарастим антенну на 50см, прикрутив к концу кусок медного провода (естественно, обеспечив электрический контакт, паять не надо, достаточно обмотать несколько витков вокруг концв антенны).

Затем изменять длину антенны, загибая конец медной проволоки назад (как бы складывая вдвое в плотную к самой сете и концу антенны). Длина антенны при этом будет зависеть от места «загиба», то есть от расстояния от «магнита» до «изгтба» проволоки. При этом смотрим КСВ! И так шаг за шагом двигаемся к КСВ < 1.5 — 1.2 Более точная настройка не обязательна, т.к. не дает существенного эффекта!

Естественно, при измерении КСВ нужно не держаться за антенну, а сама антенна должна быть в естественном положении, так как при перестановке в другое место настройка может измениться. В этом случае прийдется все повторить.
Может оказаться, что антенну прийдется укорачивать, но к этому нужно отнестись аккуратно, т.к. потом нарастить отрезанный кусок будет не просто 🙂

13.09.2007, 21:48

Какиенибудь металлические предметы в непосредственной близости антенны в последнее время не появились?

13.09.2007, 22:48

А до сегодняшнего дня указанный штырь использовался с данным трансивером? Если использовался, то каков был КСВ?
Если антенна «случайная», то делайте как подсказывали выше:
1. определить резонансную частоту данной антены — расчетом
2. если резонансная длина антены соответствует — тогда согласовывать.
Иначе укорачиванием-удлинением согласуем сопротивление получим КСВ=1, но уйдем с резонансной частоты.

14.09.2007, 09:36

Спосибо всем за советы, у меня были подозрения на кабель, потому, что при укорачивании штыря КСВ снижался, но очень маленькими темпами, в результате прикинул, при 1,5 от антены останется одно магнитное основание 😀 , и ещё вопрос, на станции несколько каналов с частотой от148 до 154 МГц, расчетная длинна штыря скажем для 148 и 154 это вещь не принципиальная?

14.09.2007, 09:54

на станции несколько каналов с частотой от148 до 154 МГц, расчетная длинна штыря скажем для 148 и 154 это вещь не принципиальная?
Настраивать надо на средней частоте 151 МГц.
И как Вам уже говорили, основание должно обязательно стоять на большой металлической плоскости (например, на крыше авто), которая служит противовесом. Без противовеса такие антенны не работают.
Если КСВ вяло изменяется при удлинении или укорочении штыря, то значит плохой кабель — с большими потерями или слишком длинный.
Тонких кабелей с малыми потерями не бывает.

Читайте также:  Какое давление для щуки нормальное

14.09.2007, 09:58

Антенну можно настроить на любую частоту. Обычно, для антенн, работающих в широком диапазоне частот, ее настраивают таким образом, чтобы на краях диапазона КСВ был бы минимальным (при этом на остальных частотах КСВ обычно еще меньше!), если же настроить антенну по минимкму КСВ на середине диапазона, то может оказаться, что на одном из «краев» КСВ будет неоправданно завышен. Тем более, если на минимум КСВ настроить на одном из концов диапазона. Иногда весь диапазон частот не нужен (станция работает на одной частоте, например), тогда можно настроить антенну именно на рабочую частоту.

14.09.2007, 10:27

Обычно, для антенн, работающих в широком диапазоне частот, ее настраивают таким образом, чтобы на краях диапазона КСВ был бы минимальным (при этом на остальных частотах КСВ обычно еще меньше!), если же настроить антенну по минимкму КСВ на середине диапазона, то может оказаться, что на одном из «краев» КСВ будет неоправданно завышен.
То, что Вы говорите, может быть только при настройке более сложных антенн или геометрически укороченных, когда используются согласующие элементы в основании антенны.
А при настойке простого диполя или четвертьволнового штыря, как в данном случае, его длиной, достаточно настроить по минимуму КСВ в середине используемого диапазона. Тогда КСВ будет примерно равномерно повышаться по мере отклонения от средней частоты в обе стороны.

YuraSanych
15.09.2007, 22:29

Тогда КСВ будет примерно равномерно повышаться по мере отклонения от средней частоты в обе стороны.
Вы правы, при использовании диапазонных антенн на КВ, полоса пропускания на выходе передатчика не нормируется, достаточно только на несущей частоте достичь приемливого КСВ. Это только в ДСВ диапазоне полоса пропускания на входе АФУ нормируется не только по КСВ. Там сравнивается симметрия боковых часатот и по фазе и по амплитуде. Это связано с нелинейными искажениями модулируемого сигнала.

Источник: www.cqham.ru

Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Немножко о настройке антенн СИ-БИ ⇐ СВ диапазон (26.9-27.6 МГц)

Радиостанции, антенны, оборудование
Ramik

Сообщение Ramik » 15 янв 2014, 21:17

Антенны для радиостанций 27 МГц требуют настройки, чтобы исключить перегрев элементов передатчика в радиостанции и повысить эффективность излучения энергии в эфир. Количество рабочих каналов антенн и их эффективность излучения различное и это напрямую зависит от длины излучателя антенны (штыря).

К примеру у антенны 2м длиной — рабочих каналов может быть 80, а антенны 1,5м — 40каналов, у антенны 0,6м — 10каналов. Эффективность излучения выше, чем длинее штырь антенны. 2,75м — максимально для автомобильного варианта антенны, но не на каждую машину возможно ее поставить. Оптимальная антенна — 2м длиной штыря.
Настройка антенн обычно осуществляется КСВ-метром или антенным анализатором на требуемый диапазон частот. КСВ (Коэффициент Стоячей Волны) настроенной антенны считается от 1 — 1,5, Предельное значение КСВ для антенны — 2. При большем значении КСВ, радиостанция при длительной работе выходит из строя. Данная поломка радиостанции не является гарантийным случаем, так что будьте готовы к тому, что ремонт в сервисном центре будет платным.
При настройке антенны как правило регулируется длина штыря, реже — удлиняющая катушка антенны.
Антенны бываю двух типов — на магнитной подошве и врезные.
Магнитки поставляются с фиксированной длиной кабеля и разъемом на окончании. Кабель не рекомендуется изменять по длине. Длина кабеля — от 3м до 4м, в зависимости от модели.
Врезные антенны в комплекте поставляются с кабелем 4м длиной и как правило без разъема. Длину кабеля можно менять (не желательно наращивать при увеличении длины, лучше использовать цельный кусок кабеля требуемой длины). Марка кабеля — RG58 с волновым сопротивлением 50Ом.
Как правило редко хватает длины кабеля 4м, если врезная антенна устанавливается в задней части автомобиля, а радиостанция монтируется в панель. Судя по практике установок- на седанах 5м кабеля, на универсалах, внедорожниках, микроавтобусах — 6м. При установке радиостанции у подлокотника — 4м кабеля хватает.
Антенну настраивать важно, особенно если применяете кирпич ещё и потому, что при КСВ 1 в кабеле устанавливается режим бегущей волны, когда напряжение и ток в центральной жиле в любой точке по длине кабеля одинаковы, в случае когда КСВ отличается от 1 в кабеле, который соединяет антенну с аппаратурой будет другой режим, в некоторых точках ток будет очень большим, а в некоторых большим будет напряжение.
При КСВ 2 или более, и 100Вт банально может отгореть кабель в месте, где будет максимальный ток (пучность тока).
Что касается длины штыря и широкополосности антенны, то действительно, чем длиннее штырь тем больше каналов захватит антенна и тем она эффективнее.
Следует уточнить, что КСВ это Коэффициент Стоячей Волны и определяет он согласование реактивного сопротивления линии связи с волновым сопротивлением антенны. Т.е. чем он ближе к 1, тем больше мощности подходит к антенне, т.к. в линии будет меньше (при КСВ=1 — полное отсутствие) реактивных потерь (активные потери в данном случае не так важны, так как в фидере нет постоянного тока, и с ними борются совсем другими методами). В хорошо согласованном фидере ток и напряжение (переменного направления) должны быть не просто одинаковыми по направлению, но и приходить в конечную точку в одной фазе! Это и есть основное условие передачи мощности без потерь.
А широполосность антенны зависит от ее добротности, вернее от добротности колебательного контура, который создают емкость антенны и удлиняющая «катушка». У четверть волнового вибратора удлиняющая катушка не используется, поэтому и добротность у него ниже (читай больше широкополосность), чем у укороченного вибратора. К тому же в удлиняющей катушке расходуется впустую часть подводимой мощности, что еще больше снижает эффективность антенн.
Говоря об эффективности полу-, четверть- и укороченного вибратора не следует забывать о его «невидимой» половине — противовесе. Коим в нашем случае выступает сам автомобиль! Но это уже к вопросу о размещении антенны.
Если в краце, то как то так.

Кстати, упустил конечно важный момент — это «вторая» часть антенны — противовес. В роли противовеса антенны является кузов автомобиля.
При настройке антенны также важно учитывать место установки антенны на кузове. Если рассматривать антенны на магнитном основании, идеальное расположение — в центре крыши. В данном случае антенна во все стороны будет работать практически одинаково. Если установить антенну, к примеру, в правый угол задней части крыши, то диаграмма направленности антенны изменится и антенна будет показывать максимальную дальность в направлении, где больше «железа», т.е. — вперед, в левый угол крыши.
У антенн на магнитном основании важно не увеличивать расстояние магнит-железо.
Для того, чтобы антенна работала эффективно и был хороший КСВ, штырь антенны должен находиться выше крыши автомобиля. Нельзя допускать близкого расположения спойлеров и т.п. к штырю антенны, будь то даже пластик. Основание антенны желательно стремиться располагать в центре крыши.

Т.к. это проблематично и не каждый захочет иметь отверстие в крыше своего автомобиля, врезные антенны устанавливают с помощью кронштейнов. Кронштейны позволяют установить врезную антенну на водосток, рейлинг, крышку багажника, зеркало без высверливание отверстий в кузове автомобиля. Штырь антенны нельзя сгибать и нужно стремиться всегда располагать вертикально. Позволителен небольшой наклон, но чем больше будете наклонять — связь будет хуже.
На рабочие характеристики антенны хоть и незначительно, но так же влияет обычная грязь, поэтому желательно протирать штырь от грязи.
Не рекомендуется устанавливать флажки на штыре антенны — это ухудшает КСВ антенны.

Ramik

Сообщение TRAIK » 11 авг 2014, 20:11

Если я поменяю крепление, это как-то отразится на КСВ? Антенна на креплении поднимется максимум на 2,5-3 см и будет складываться вправо вниз при заезде в гараж.

Источник: altai-boltai.ru

Установка и настройка автомобильных антенн си-би диапазона

swrant

Каждый, кто хоть раз сталкивался с гражданской радиосвязью слышал про настройку антенн. Эта важная процедура является неотъемлемой частью процесса установки комплекта связи на автомобиль. Многие слышали, но не многие знают, и тем более, умеют это делать. В этой небольшой статье я расскажу о некоторых мифах, которые успели появиться вокруг этой темы, правилах установки антенн на автомобиль и, разумеется, о настройке.

Правила установки антенн я уже описывал в своей статье про автомобильные антенны гражданского диапазона, однако я постараюсь подробно осветить основные моменты этого процесса. Установка антенны процесс творческий, антенн много, автомобилей с разными кузовами еще больше, поэтому одного универсального решения (волшебной таблетки), увы, не существует. Однако надо сказать, что при условии соблюдения всех правил, у Вас есть шанс заставить антенну работать так, как задумал производитель, то есть эффективно.

Читайте также:  Как правильно установить лодочный мотор на лодку

Главные правила установки врезных антенн

  1. Антенна должна быть установлена на честную массу, несущий кузов. Устанавливать антенны на навесные элементы (фальшивую массу), двери, капот, багажник, крылья (иногда) не целесообразно. Даже если Вы используете кронштейн и зачистите краску в месте установки, эффективность такой системы сведется к эффективности магнитной антенны и мы теряем, примерно 30% эффективности, как на прием, так и на передачу. Прокидывать массу разными проводочками до несущего кузова смысла нет! Это будет не радиотехническая земля, а обычный громоотвод. После такой процедуры багажник или дверь хорошей землей не станут. На радиочастоте такой проводник будет являться LC цепочкой с плавающими параметрами, которая будет непредсказуемо влиять на настройку антенны. Надо сказать, что иногда такой фокус срабатывает, но чаще всего нет. При такой установке принимать антенна будет вполне сносно, но вот на передачу будет работать как магнитка или даже хуже.
  2. Высота и место установки антенны играют важную роль. Чем выше установлена антенна, тем эффективнее она работает. Установка «в крыло» или, еще хуже, в бампер сократят дальность приема-передачи процентов на 40-50. Лучше всего устанавливать антенну в центр крыши, хотя и не обязательно. Поговаривают, что установка на кронштейн, в угол крыши, никак не проигрывает установке в центр. Это не совсем так. В городе из-за переотражений эффект направленности выражен не будет, а вот на трассе или открытой местности, при работе на большие расстояния, направленность такой системы будет очень заметна. Причем, чем эффективнее антенна, тем заметнее будет эффект. Антенна будет эффективнее работать в сторону большей площади железной крыши! Причем, чем эффективнее антенна, тем больше этот эффект будет выражен и заметен. Но для большинства задач вариант установки в угол был бы более предпочтительным и здесь исходить нужно из соображений целесообразности.
  3. Если антенна врезается в крышу, место установки обязательно должно усиливается дополнительной металлической пластиной для обеспечения механической прочности.
  4. Удлиняющая катушка и полотно антенны должны быть максимально удалены от любых вертикальных металлических поверхностей расположенных параллельно полотну антенны (не менее чем на 0,5м). В противном случае, антенна установленная таким образом работать не будет из-за высокой реактивности пространства, поглощения и отражения сигналов в окружающих антенну предметах и элементах кузова. Особенно остро стоит эта проблема при радиофикации грузовых автомобилей.

113406154

Главные правила использования антенны на магнитном основании

  1. Антенны на магнитном основании, как и врезные антенны, нужно устанавливать на честную массу. Несущий кузов. В этом случае они будут работать, так как задумано производителем и у Вас будет больше шансов, что антенну удастся настроить. Установка антенны на багажник, как многие любят делать, может привести к снижению эффективности работы антенны примерно на 30% или вообще неработоспособности всей системы. Иногда это работает, иногда нет.
  2. Длину кабеля антенны на магните нельзя произвольно изменять, например, нарастить или укоротить. Антенна перестанет настраиваться и работать.
  3. Кабель магнитной антенны, проложенный по салону, не стоит сворачивать в бухту, поскольку это тоже может повлиять на настройки антенны.
  4. Настройка магнитки, не сильно, но зависит от положения оной на крыше или крышке багажника машины. Настроив антенну в одном положении, если убираете ее, уходя домой, старайтесь ставить на тоже самое место, когда она Вам нужна.

46fbddf3f05b

Настройка антенны

Пожалуй, это вторая по важности процедура после корректной установки антенны. От правильности установки и настройки антенны зависит судьба выходного каскада передатчика вашей рации. При неблагоприятном стечении обстоятельств (вы воткнули антенну и «забили» на ее настройку и проверку) передатчик может выйти из строя утащив за собой не только транзисторы выходного каскада, но и всю рацию целиком. Но как же проверить корректность установки?

Для настройки антенны, а также проверки корректности установки, нам понадобится прибор, КСВ метр. Что это такое и как им пользоваться я тоже уже описывал и даже снял парочку видео материалов, для тех, кто с ними еще не ознакомился, настоятельно рекомендую это сделать. Они ниже.

Грамотно установленная антенна, как правило, нуждается только в небольшой корректировке. Если своего прибора у Вас нет, и вы приехали к дяденькам которые оказывают подобные услуги и у которых такой прибор есть, но в голове нет понимания того как это все должно работать, то ваше взаимодействие с этими деятелями будет выглядеть примерно так.

Дяденька достанет грошовый прибор (SWR-420, SWR-430, SWR-171) или еще какой-нибудь похожий, со стрелками. Анализаторов антенн у них, как правило, нет и скорее всего они не знаю что это такое. Подключит прибор к рации и антенне, смотрите за ним, чтобы не перепутал гнезда подключения антенны и станции.

kkk

Нажмет один раз на передачу, с умным видом пощелкает тумблерами на приборчике, покрутит ручку и скажет, что надо от вашей антенны откусить кусок (в видео я об этом говорил)! Если встретили такого деятеля бегите от него подальше! Это радио, мать его, губитель! Как же правильно подводить настройку антенны? Ниже, небольшой алогритм.

Алгоритм настройки антенн

  1. Настройку антенны необходимо производить вдали от металлических, бетонных, деревянных или иных конструкций, деревьев в том числе, не менее 15-20 метров. По возможности нужно выехать на чистую, ровную, сухую поверхность (асфальт). Наличие других антенн си-би диапазона на расстоянии в 15-20 метров тоже может повлиять на настройку.
  2. Установить КСВ метр в систему между станцией и антенной, соблюдая правильность подключения. Усилитель при этом использовать недопустимо.
  3. Замер КСВ должен производиться в нескольких точках, на нескольких разных каналах и желательно в разных сетках, для составления полной картины того, что твориться в антенне и кабеле.
  4. Необходимо найти минимум КСВ (если он есть), записать где он находится (об этом я говорил в видео) и сделать соответствующие выводы о дальнейшей настройке. Если минимум КСВ находится ниже по частоте, то антенну нужно укоротить (привет дадькам с кусачками), если выше, то удлинить. Но в любом случае, минимум должен быть, если антенна установлена корректно и на качественной массе.
  5. Найдя минимум и приняв решение о дальнейшей настройке производим манипуляции с антенной, удлиняем или укорачиваем штырь, убираем или добавляем витки в катушку согласования.
  6. Возвращаемся к пункту 3. Цикл повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат.

Надо сказать, что не всегда удается настроить антенну в КСВ=1, для некоторых сочетаний Антенна/Кузов, такой показатель не достижим. Такое часто бывает у Sirio Performer`ов Ничего страшного в этом нет, поскольку, например, при КСВ=1,5 потери будут около 5%, при КСВ=2, около 11%, что, в общем-то, не страшно и Вы, скорее всего, этого не заметите, и более того, это не повод для переживаний, скорее особенность данной конкретной установки.

Радиостанция будет уверенно работать при КСВ, вплоть до 3, при условии, что нагрузка носит чисто активный характер (обычным КСВ метром оценить невозможно, нужен анализатор). Для работы с усилителем, нужно придерживаться правила, что КСВ должен быть не больше 2.

Основные проблемы при установке и настройке антенн

  1. Если КСВ хотя бы в одной из сеток опустился ниже 2, значит, антенна работает корректно, не факт что правильно установлена, но сама антенна цела и функционирует.
  2. Если КСВ во всех сетках от 2 до 5. Это говорит, о плохой массе в месте установки либо о отсыревшем кабеле, либо об обрывах в катушках согласования самой антенне.
  3. Если КСВ во всех сетках выше 5 – антенна не работает и нужно искать проблему. Здесь может быть что угодно. Замыкание в кабеле. Это могло случиться при не грамотном монтаже разъема на кабель или при монтаже самой антенны. Либо наоборот, отсутствие где-то хорошего контакта, нет связи с антенной. Следует упомянуть, что у автотрансформаторных антенн (AT-73, AT-2001 Turbo, Sirio Performer 5000, AT-1000 Eagle) центральная жила кабеля, при корректной установке должна звониться на оплетку кабеля. У однокатушечных антенн (AT-72, AT-71, Alan 9+, AT-1700), оплетка должна звониться на массу кузова, а центральная жила на штырь.

IMG_1056

Мифы о настройке антенн

  1. Настройка антенн помогает радикально улучшить прием и передачу. Отчасти это верно, но в реальной жизни, и на этом диапазоне, это практически не заметно. На прием и на передачу влияет грамотность установки антенны и наличие честной массы как противовеса.
  2. Антенны поставляются в магазины уже настроенные. Это не правда, поскольку, как правильно говорил дядька Кабан, покупая антенну, Вы покупаете только ее половину. Вторая половина, это кузов вашего автомобиля. Так что антенну настраивать нужно в любом случае.
  3. В природе существуют самонастраивающиеся антенны гражданского диапазона. Это бред. Си-Би антенна не имеет активных элементов для таких процедур.

Если Вы вспомните еще какие-то мифы связанные с этой темой, милости прошу в комментарии.

Источник: radiochief.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...