Кальку-шаблон приклеивают на пластину, оставляя вокруг запас на отбортовку. В зависимости от толщины и пластичности металла рисунок переводят следующими способами: с помощью специального чекана – канфарника (при толщине металла 0,8 – 1,5 мм). Чекан ведут по контурам рисунка и легкими ударами молотка по канфарнику наносят ряд точек, образующих пунктирную линию, хорошо заметную после снятия кальки. Точки наносят близко друг к другу. Глубокое канфарение нежелательно, ибо последующим этапом работы (расходка контура) точки будет трудно вывести.
Переводят рисунок также ручным расходником с деревянной ручкой при толщине меди или алюминия до 0,6 мм. Расходник ведут по линиям рисунка одним из уголков рабочего конца, сильно прижимая его к металлу. Линии удобнее вести на себя. При этом графитные контуры линий рисунка являются как бы смазкой для отполированного острия расходника, и он легко скользит по кальке, продавливая металл и оставляя хорошо заметную линию расходки. Это дает возможность обойтись без дополнительной операции – расходки контура после канфарения точками.
Перенос рисунка с компьютера на металл.
Перевод рисунка на металл осуществляют и с помощью копировальной бумаги.
В этом случае металл покрывают гуашевыми белилами, через копировальную бумагу переводят рисунок и закрепляют его нитролаком. При выполнении больших работ, портретов, многофигурных композиций этот прием не применяют из-за малой прочности рисунка.
Расходка контура рисунка. На толстом металле сканфаренный контур рисунка проходят чеканами-расходниками различных размеров. На этом этапе работы отдельные точки, оставленные канфарником, превращают в сплошную неглубокую линию-бороздку, отчетливо выявляя на металле изображение рисунка. Для того чтобы линия расходки выглядела ровной с одинаковой глубиной и без забоин, удары молотка должны быть равномерными по силе и частоте. На тонком металле, где рисунок изображения переведен с помощью копировальной бумаги, линию расходки проходят ручным обводным чеканом или чеканами-расходниками с более толстым рабочим концом – бойком.
Отжиг. Этот этап работы выполняется после проходки контура рисунка при наличии сложной композиции. Паяльной лампой пластину нагревают до темно-красного каления и охлаждают. В процессе нагрева металл охлаждается и вновь приобретает вязкость и пластичность.
Следует помнить, что процесс рекресталлизации алюминия наступает уже при 100 градусах, задолго до начала красного каления, поэтому на пластине из алюминия и его сплавов перед отжигом мылом наносят риски. По их обугливанию можно судить о температуре рекристаллизации.
Медь после отжига охлаждают в холодной воде, остальные металлы остывают при комнатной температуре. Затем с металла крацовкой снимают окалину, промывают и просушивают.
Насмолка. Пластину с расходкой переворачивают на обратную (тыльную) сторону расходки, отбортовывают оставленные края и опускают заготовку в предварительно разогретую смолу.
Важно проследить, чтобы между слоем смолы и металлом не оставалась воздушная прослойка, которая может привести к разрыву металла при выколотке рельефа. В процессе необходимо строго соблюдать безопасность труда и обязательно надевать брезентовые рукавицы.
Перенос рисунка на металл
В металлических ваннах с помощью электронагревателя смолу разогревают. Нагрев можно производить и в деревянных ящиках паяльной лампой под вытяжными установками или зонтами. Разогретую смолу хорошо размешивают металлической лопаткой, чтобы наполнитель равномерно заполнял всю массу смолы, а не только нижние ее слои. После насмолки пластине дают остыть и приступают к выколотке рельефа.
Выколотка рельефа, опускание фона. Выколотку рельефа производят с тыльной стороны расходки.
При крупных работах закругленными бойками чеканных молотков, специально сделанными деревянными или металлическими чеканами, бобобшниками.
При мелких работах выколотку рельефа производят чеканами и маленькими молотками.
Для выколотки крупных работ (панно, декоративные решетки с чеканными вставками, настенные композиции и другие), чаще всего применяют мешки с песком.
Работать на мешках с песком удобнее, так как можно постоянно проверять точность вытягиваемого рельефа на лицевой стороне, экономится время, ибо опускается операция насмолки, отбела, а при достаточном опыте достигается равноценная проработка деталей рельефа чеканки.
Произведения со множеством орнаментов, а также мелкорельефные со шрифтами – гербы, портреты, медали нужно выполнять только на смоле или свинцовой подкладке.
После выколотки основного рельефа делают вторичный отжиг, пересмолку пластины на обратную сторону, опускание и выравнивание фона, а также уточняют с лицевой стороны рельеф.
Затем, если необходимо, на отдельные детали наносят фактуру, тщательно прорабатывают все части и отдельные детали чеканки. После этого чеканку снимают со смолы и очищают.
Изделия из меди и латуни отбеливают в соляной или серной кислоте. Изделия из алюминия отбеливают в теплом растворе двууглекислой соды или едкого натра, промывают водой, протирают пемзовым порошком, вновь промывают и просушивают в чистых древесных опилках.
Отделочные работы. Отделочные работы являются заключительной операцией. Они включают в себя патинирование или оксидирование, шлифовку, полировку, насадку изделия на основу или монтаж, сборку отдельных фрагментов в единое целое, нанесение защитного антикоррозийного слоя.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Черновое нанесение рисунка
Черновое нанесение рисунка Итак, вам понравился определенный рисунок. Теперь мастеру надо определить место его нанесения и нанести черновой вариант или контур рисунка.Способ нанесения первоначального контура определяет сам мастер. На это влияет многое: личные мотивы,
Глава 25 Перевод 8-миллиметровой кинопленки на видео
Глава 25 Перевод 8-миллиметровой кинопленки на видео Если в свое время вы снимали фильмы на 8-миллиметровую (Супер-8) кинопленку, то можете перевести отснятое на видео. Современные видеокамеры позволяют это сделать.Для этого необходимо иметь:видеокамеру с сетевым
3. Определение направлений в море. Перевод и исправление румбов
3. Определение направлений в море. Перевод и исправление румбов Зная положение истинного меридиана наблюдателя, т. е. направления на географические (истинные) полюса Земли (Nи и Sи), мы можем определить направление на любой предмет, расположенный на земной поверхности. Для
Вышивка бисером по контуру рисунка
Вышивка бисером по контуру рисунка Вышивка бисером по контуру рисунка позволяет вышивать дуги, кривые и различные контуры. Используя основные приемы такой вышивки, можно расшивать бисером одежду, вышивать картины, косметички, кошельки, чехлы на мобильные телефоны и
Перевод мотива на ткань
Перевод мотива на ткань Перед работой подготовьте материал и инструменты, определитесь с тем, на какой ткани и какой мотив вы станете выполнять. Начинающим проще купить в магазине готовые наборы для вышивания, в которые входят ткань с уже отпечатанным на ней рисунком и
ПРОСЕЧНОЙ МЕТАЛЛ
ПРОСЕЧНОЙ МЕТАЛЛ Во многих старинных изделиях ажурная просечка металла и ковка были, как правило, неотделимы друг от друга. Закончив ковку, кузнец затем приступал к просечке. Выковывая, например, дверные петли, мастер расплющивал свободные их концы до тех пор, пока они не
Металл
Металл Обычные вещи могут быть выполнены из разных металлов. В качестве основы для декорирования можно взять оцинкованное ведерко или бидон, ржавую банку, лейку, старый термос, металлическую мебель и т. д.В первую очередь предмет осматривают на предмет наличия ржавчины.
Подготовка и перенос рисунка на заготовку
Подготовка и перенос рисунка на заготовку После того как вы завершили обработку заготовки и очистили ее поверхность от пыли, можно приступать к пирографии. Но далеко не все могут вообразить сразу все линии будущей картины, чтобы нанести их на дерево уверенными мазками.
Расположение рисунка на заготовке
Расположение рисунка на заготовке Размещая рисунок, ориентируйте его так, чтобы он подходил к форме и текстуре дерева. Если направление вашего дизайна – пейзаж, лучше положить шаблон на дерево так, чтобы волокна шли горизонтально поперек картинки. Тогда вы можете
Перенос рисунка
Перенос рисунка Аккуратный перенос рисунка имеет большое значение для успешного выполнения работы. Ниже описаны способы, с помощью которых можно это осуществить.Первый способ: неострым мягким карандашом обведите рисунок с обратной стороны и прижмите бумагу к
Техника выполнения рисунка
Техника выполнения рисунка Как и в любом другом виде искусства или ремесла, в пирографии важно для конкретной работы выбрать подходящий инструмент. Как резчиков по дереву учат выбирать тот или иной резец, чтобы выполнить определенную работу, так и пирографы должны знать,
Глава V Художественный металл в убранстве кровли
Глава V Художественный металл в убранстве кровли Построить собственный красивый дом – мечта каждого человека. На Руси эта мечта издавна воплощалась в жизнь при строительстве деревянных рубленых домов.В одной древней подрядной грамоте, составленной плотничьей артелью,
Источник: hobby.wikireading.ru
Травим дома. Практическое руководство.
Для декорирования наших блокнотов мы используем собственноручно изготовленные украшения из листовой латуни. Впрочем, эти украшения можно использовать и как клише для блинтового тиснения — оттиски получатся достаточно качественными. В данной статье я хотел бы поделиться технологией изготовления подобных украшений и клише. В описании я намеренно старался подобрать материалы и химические реактивы максимально доступные для повторения процесса в домашних условиях.
Если верить всезнающей википедии, то Травление — это группа технологических приёмов для управляемого удаления поверхностного слоя материала с заготовки под действием специально подбираемых химических реактивов. Но если просто положить кусок латуни в раствор – то она просто медленно растворится в нем. Нам же для изготовления украшения или клише необходимо, что бы процесс травления происходил только в нужных нам местах, формируя тем самым рисунок на изделии. А значит, на изделие нужно нанести специальную маску, которая защитит поверхность металла от травления. В данной статье я постараюсь показать способ, который доступен для применения в домашних условиях, и не требует использования каких-либо специальных химикатов и оборудования.
Итак, для начала нам потребуется:
- Кусок листового металла. В данном примере используется латунь.
- Наждак.
- Жидкость для снятия лака.
- Лист бумаги-самоклейки.
- Лазерный принтер.
- Утюг.
- Перманентный маркер.
Подготовка макета к печати
Заливка черным цветом
Для качественного создания маски изображения на поверхности металла нам необходимо, что бы изображение было исключительно черно-белым. В идеале это должен быть PNG файл на прозрачной подложке. Необходимо просто залить его черным цветом. Обычно для PNG я использую Photoshop следующим образом: Blending options/Color overlay и выбираю черный цвет.
Если целью стоит изготовление клише, то указания из данного абзаца следует пропустить. Если же делается украшение, и на изображении есть текст, или детали, которые должны быть расположены в нужном направлении, то изображение нужно зеркально отобразить.
Дальше нам нужно распечатать изображение. Печатаем мы его на подложке (!) от самоклеющейся бумаги, предварительно сняв с нее наклейки(их не выбрасывайте – пригодятся). В различных мастер-классах в интернете говорится, что можно использовать и обычную бумагу, но поверьте опыту – обычная бумага оставляет после себя огромное количество ворса, который потом неизбежно повлияет на качество маски. Печатаем тоже не просто так, а предварительно настроив принтер на самую тонкую бумагу (так печка принтера не будет сильно запекать его) и на максимальное использование тонера.
Перенос изображения на металл
Заготовку из латуни необходимо зашкурить и обезжирить. Уберите с нее все заусенцы и выступы, Поверхность должна быть ровной, без перепадов, вмятин. Вырезаем распечатанное изображение, и прикладываем его к заготовке. Сверху изображение фиксируем снятыми кусками самоклейки. Фиксация должна быть качественной – подложка с картинкой не должна двигаться!
Проглаживаем утюгом заготовку
Далее необходимо перенести изображение с бумаги на заготовку. Для этого используем утюг на максимальной мощности. Для этого просто ставим утюг сверху секунд на 30, а потом проглаживаем всю поверхность. Необходимо дать остыть заготовке, прежде чем снимать бумагу с нее. Снимаем аккуратно – если видим, что где-то часть тонера все еще осталась на подложке, то возвращаем бумагу назад, и пробуем повторно пройтись утюгом по проблемному месту.
В большинстве случаев добиться 100% переноса картинки не удастся. Для устранения этих недочетов используем перманентный маркер. Лучше, если не просто зарисовывать проблемные места, а просто ставить многочисленные точки (представьте себя мастером татуировки или матричным принтером) – так получится закрасить максимально плотно.
Защищаем обратную сторону скотчем
Дальше необходимо защитить заднюю поверхность заготовки от травления. Я для этого использую обычный скотч – просто заклеивая им всю поверхность заготовки.
Реактивы для травления
Перекись водорода и лимонная кислота
Самый доступный реагент получается из смеси из лимонной кислоты (20г), поваренной соли (1 ч.л.) и перекиси водорода (100мл) – вполне возможно, что вам даже не нужно будет выходить из дома, что бы отыскать все эти компоненты. Для качественного протрава заготовки 5*5см понадобится как минимум два, а то и три таких набора.
Я же использую хлорное железо – смесь перекиси не очень удобна на больших объемах. Купить его можно в магазинах товаров для радиолюбителей. Расход ХЖ у меня получается примерно такой – 250грамм на 125см 2 при глубине травления в 0,5мм. Готовится раствор ХЖ просто – растворите содержимое банки в воде в пропорции 1 часть ХЖ на две-три части воды. Естественно емкость для травления должна быть пластиковой.
ВНИМАНИЕ! Работать с ХЖ надо аккуратно – на одежде оно оставляет несмываемые пятна, на керамике и плитке тоже, если не успеть убрать. Всегда имейте под рукой ветошь для уборки. Я обычно ставлю один поддон в другой, что бы избежать попадания случайных капель на пол.
Далее погружаем заготовки в жидкость для травления. Если Вы используете смесь из кислоты и перекиси, то располагайте заготовку плоскостью травления вверх. Во-первых, так Вы сможете визуально контролировать процесс, во-вторых – в процессе могут образовываться пузырьки газа (думаю, что это водород) и при другом расположении заготовки пузыри могу образовывать газовые карманы, в которых травление идти не будет.
Если используете ХЖ, то заготовку следует расположить так, что бы плоскость травления была снизу. Дело в том, что в процессе травления ХЖ образовывается осадок, который оседая на заготовку, будет затруднять травление. Можно попробовать загнуть углы на заготовке, что бы опереть ее на них.
Заготовки малого размера вполне держатся на обычном скотче, натянутом между бортами емкости для травления. Можно приклеить заготовку с помощью двухстороннего скотча к чему-то, что позволит зафиксировать заготовку в нужном положении. Я, в последнее время, просто использую заготовки такого размера, что бы их края упирались в борта пластиковой емкости для травления.
После перекиси водорода и лимонной кислоты
Сразу после травления
Дальше остается только ждать и периодически контролировать процесс. Процесс травления в ХЖ у меня обычно длится 3-5 часов в зависимости от крепости раствора. После травления в ХЖ я ненадолго помещаю заготовки в уже упомянутый раствор перекиси и лимонной кислоты. После ХЖ на металле остается налет на который плохо ложится патина(об этом читайте ниже), и смесь перекиси и кислоты прекрасно в считанные секунды убирает данный налет.
Проблемы травления
В общей сложности их три:
Перетрав заготовки
Точечные вкрапления
Патинирование металла
Сразу скажу, что для изготовления клише данный шаг совершенно не нужен. Патинирование — это нанесение на металл устойчивой пленки. В нашем случае — эта пленка нужна для создания контрастного цветового фона на заготовке. Для латуни, и других сплавов на основе меди, проще всего использовать нашатырный спирт.
Рецепт прост — несколько капель нашатыря в емкость, туда же опускаете заготовку, и закрываете емкость на несколько часов. Не нужно обливать заготовку — нам нужны пары аммиака. После того, как заготовка покроется характерным налетом — прогрейте заготовку(на плите или зажигалкой). Очень важно не накалить заготовку, а именно прогреть — в противном случае она станет хрупкой.
Завершение
Далее — механическая обработка заготовки. У меня есть гравер, с помощью которого я удаляю все лишнее по краям заготовки, а дальше в дело вступают надфили, напильники и наждак. Для полировки — паста ГОИ, нанесенная на полоску кожи. Процесс этот не быстрый и трудоемкий, если у Вас нет механических средств для обработки. А в результате у Вас должно получиться примерно следующее:
PS
Приехала небольшая посылка с Али-экспресс, с некоторыми «плюшками». В связи с чем обязуюсь рассказать о таких полезных в травлении вещах, как термо-проводящая резина, фоторезист и электролиз.
Источник: propereplet.ru
Перенос рисунка на металл методом электролитического травления
В данном обзоре автор поделится с нами технологией переноса рисунка на поверхность металла. Для этого используется метод электролитического травления. Эксперимент будем проводить на алюминиевой банке.
В первую очередь необходимо «усилить» банку с помощью эпоксидной смолы, окрашенной в подходящий цвет. Для этого автор использует самодельный станок для центробежного литья.
Далее с помощью наждачной бумаги удаляем всю краску с наружной стороны алюминиевой банки.
Существует несколько способов, как перенести рисунок, надпись или контур на металл. Автор решил сделать это с помощью самоклеящейся пленки, на которой предварительно необходимо вырезать желаемый орнамент или узор. Это очень удобно и быстро.
Советуем вам также ознакомиться с простым способом, как перенести изображение на дерево.
Вырезаем необходимый нам контур на самоклеящейся пленке, а затем наклеиваем его на алюминиевую банку. Потом приклеиваем и ту часть пленки, из которой вырезался рисунок.
Предварительно металлическую поверхность нужно обезжирить. Саму пленку нужно хорошо разгладить: во-первых, чтобы не было никаких неровностей; во-вторых, чтобы она хорошо приклеилась к металлу (это важно!).
Основные этапы работ
В том месте, где будет происходить процесс электролитического травления, необходимо сделать ванночку. Автор использует для этого кусок пластиковой трубы.
Место примыкания ванночки к металлической поверхности обязательно нужно загерметизировать с помощью обычного пластилина (но только с наружной стороны).
Обратите внимание: если рисунок небольшой, то можно сразу сделать ванночку из пластилина.
Плюсовой контакт от блока питания 12 V подсоединяем к алюминиевой банке, а к минусовому контакту крепим медный электрод.
Наливаем в ванночку солевой раствор. Включаем блок питания, и затем погружаем медный электрод в раствор. Не касаясь поверхности металла, перемещаем электрод по всей ванночке.
Один «подход» должен длиться не более 20-25 секунд. После трех таких «подходов» меняем солевой раствор в ванночке на новый. И повторяем эту процедуру до тех пор, пока не добьемся нужного результата.
В процессе электролитического травления происходит бурная реакция и выделяется едкий газ, поэтому если проводите такие работы в мастерской, нужно использовать респиратор. Берегите свое здоровье!
Подробно о том, как перенести рисунок на металл методом электролитического травления, можно посмотреть на видео ниже. Идеей поделился автор YouTube канала «Олег Певцов».
Источник: sdelairukami.ru
Эксклюзив своими руками: нанесение рисунка на нож с последующим травлением металла
В редакцию Homius приходят не только статьи наших читателей о различных способах ремонта. Некоторые обзоры поражают своей простотой выполнения необычных работ, на первый взгляд, невозможных для производства в домашних условиях. И сегодня представляем вашему вниманию одну из таких статей, которая была прислана в рубрику «Истории» Касатоновым Сергеем Борисовичем из города Якутск. В ней он рассказывает о простейшем способе переноса рисунка на лезвие ножа и травлении металла без каких-либо химикатов.
Недавно я увлёкся таким занятием, как травление различных рисунков на металле. Ведь даже кухонный нож можно сделать эксклюзивным, если приложить совсем немного усилий. Однако, если требуется травление высокохудожественного рисунка, не помешает опыт рисования и твёрдая рука. Первоначальное его нанесение проблем не составит, а вот подготовка к гравировке посредством электролиза для некоторых людей будет довольно проблематичным. Но, чтобы не пугать заранее тех, кто хочет понять всю технологию, начну свой отчёт о проделанной работе.
Что понадобится для нанесения рисунка на металл
Здесь всё довольно просто. Кроме самого ножа, достаточно иметь в квартире обычный лазерный принтер и некоторые другие инструменты и материалы, а именно:
- небольшое количество спирта;
- ледяную воду в тазу;
- утюг.
Естественно, клинок кухонного ножа следует тщательно вымыть и высушить. Для охлаждения воды лучше всего использовать лёд.
Приступаем к нанесению рисунка на стальное лезвие кухонного ножа
Для начала нужно найти в сети интернет рисунок, который можно разместить на клинке. В любом графическом редакторе его следует уменьшить до такого размера, чтобы он поместился на лезвии и распечатать. При помощи ножниц необходимо вырезать изображение.
Далее в блюдце наливается небольшое количество спирта, достаточное для того, чтобы распечатанная картинка полностью погрузилась в него. В спирте рисунок должен лежать до тех пор, пока бумага не пропитается. Это будет заметно по изображению, которое проступит на обратной стороне листка. Не стоит бояться передержать его в спирте – ничего плохого с рисунком не произойдёт, даже если он пролежит в блюдце сутки, он не потечёт и не расплывётся.
Использование утюга: здесь потребуется аккуратность
Ту часть клинка, на которое планируется перенести изображение, нужно обильно полить спиртом. После этого аккуратно берём бумажку с изображением и размещаем её на лезвии ножа распечатанным рисунком вниз. В это время его ещё можно поправить, не боясь смазать. Здесь следует учитывать то, что, начав работать нагревательным прибором, ничего подправить уже не удастся.
Когда рисунок уложен так, как нужно, начинаем прогревать его утюгом, включённым на максимальную температуру. При выполнении этой работы следует быть предельно аккуратным, чтобы не сдвинуть листок. Дело в том, что даже чуть нагревшаяся бумага, если её пошевелить, смажет изображение, испортив его.
Прогрев производится в течение 3-4 минут, пока листок не высохнет полностью. При этом лучше переусердствовать, дольше прогревая клинок, чем прекратить работу утюгом, когда бумага ещё полусырая.
Охлаждение клинка и удаление уже ненужной бумаги
Когда спирт полностью испарился, а клинок разогрелся, необходимо как можно быстрее его остудить. Именно для этого у меня и был припасён таз с водой, которая была охлаждена при помощи льда. Клинок ножа опускается в ледяную воду на 20-30 секунд. Необходимо следить за бумагой, ожидая, когда она полностью пропитается, теперь уже обычной водой.
После того, как это произошло, начинаем медленно двигать по ней пальцем. Бумага скатывается и отслаивается.
Торопиться в этом случае не стоит – велика вероятность того, что клинок остыл не полностью, и рисунок будет повреждён.
Что получится в итоге: насколько качественным будет рисунок
Если всё было сделано правильно, рисунок ничем не будет отличаться от того, который был на бумаге. При этом качество изображения не зависит от его сложности и количества мелких деталей. Если травление не принципиально, то можно оставить рисунок таким, каким он получился. Конечно, такое изображение не слишком устойчиво к агрессивным чистящим средствам и высоким температурам, но при отсутствии таких факторов он может продержаться до полугода. Это изображение тигра я решил оставить в виде простого рисунка.
Что касается травления, то для первых опытов с металлом лучше выбрать нечто более простое, особенно, если нет художественного образования или опыта гравировки по металлу. Но статья была бы неполной, если бы я не рассказал в ней о том, как произвести травление на металле, чтобы рисунок уже не стёрся никогда. Об этом я расскажу на примере другого кухонного ножа и более простого изображения – с художественным образованием у меня отношения не сложились, в отличие от технических и точных наук.
Что потребуется для травления рисунка на металле
Чтобы протравить любое изображение на металле потребуется:
- вода с растворённой в ней поваренной солью (3-4 столовых ложки на 0,5 л) в стеклянной банке;
- блок питания (зарядное устройство) от любого телефона или иного гаджета;
- 2 отрезка провода;
- лак для ногтей, желательно бесцветный;
- обычный болт или металлическая пластина, которая поместится в банке.
Необходимо отметить, что от выходного тока зарядного устройства будет зависеть скорость электролиза, а значит и проявления рисунка на металле. Чем выше ток адаптера, тем меньшее время для работы потребуется.
Подготовка металла к нанесению рельефного рисунка
Сначала весь клинок нужно покрыть лаком. Это необязательно должен быть лак для ногтей, вполне подойдёт состав для покрытия древесины. Но здесь стоит вспомнить, что женская химия высыхает практически моментально. Учитывая то, что покрыть металл потребуется в 2 слоя, это серьёзный повод для использования быстросохнущего состава.
Рисунок, если он не слишком сложен, можно нанести после того, как лак высохнет. Но, при необходимости травления изображения, подобного тому, что я нанёс на предыдущий нож, лучше использовать метод перевода при помощи утюга и спирта, а уже после покрывать сталь бесцветным лаком.
Для травления на одном из кухонных ножей, я выбрал не слишком сложную арабскую вязь. Она была нанесена уже после высыхания лака, после чего покрытие по линиям было удалено. Иными словами, я его просто процарапал иголкой. Отмечу, что края полос нужно аккуратно подравнять – при травлении электролиз выест незащищённые места, а значит, все неровности останутся на металле без возможности последующего исправления.
Подключение питания: принцип травления при помощи электролиза
Питание на элементы подаётся следующим образом. В солёную воду опускается провод с болтом на конце, который подключается к минусовому выходу зарядного устройства. На сам клинок подаётся плюсовой заряд. Принцип электролиза заключается в следующем.
Лаковое покрытие не пропускает электричество, а вот область металла, где оно отсутствует, под воздействием напряжения вступает в реакцию с солёной водой. В результате металл разъедается именно там, где лака нет.
Многим будет интересно узнать, что подобным образом можно даже нанести рисунок медью. Для этого производится аналогичная подготовка клинка. Отличием является то, что полярность подключения будет обратной – плюс на болт, а минус на нож. Вместо соли в воде нужно растворить медный купорос. Подобным образом можно как нанести изображение, так и полностью покрыть деталь медью.
Травление: некоторые нюансы, которые следует учесть
Когда на провода будет подано питание, станет отчётливо видно, как происходит электролиз. Из незащищённых лаком областей клинка начнут выделяться пузырьки газа. Именно этот процесс и «выгрызает» частицы металла. Необходимо внимательно следить за температурой зарядного устройства – она может резко повыситься.
Во избежание выхода адаптера из строя, не стоит держать его включённым более 15-20 секунд, давая передышку не менее 10 минут. Таким образом, работа растянется, но при этом вы сохраните работоспособность зарядного устройства. В общей сложности на травление небольшого рисунка уходит около минуты постоянной работы. Получается, что за 3 захода изображение будет готово.
На фотопримере видно, как проступает надпись на металле под действием реакции электролиза. После того, как работа будет окончена, останется лишь очистить уже ненужное лаковое покрытие и отполировать клинок.
В процессе работы на поверхности банки будет образовываться слой окисла грязно-бурого цвета. Это не должно вас пугать, процесс предусматривает подобные отложения.
Завершающая стадия процесса, очистка и полировка клинка
По завершении процесса, питание отключается, а провод отцепляется с ножа. Для удаления лакового покрытия можно использовать канцелярский нож или обычный ацетон, который с лёгкостью выполнит эту работу. Полировка осуществляется на заточном станке с войлочным кругом. Конечно, эту работу можно выполнить и вручную, но времени в таком случае уйдёт намного больше.
Что касается неровности штрихов рисунка, то они не всегда мешают. К примеру, при нанесении арабской вязи, как в моём случае, они даже придают некий шарм надписи, будто она сделана несколько веков назад. Но если изображение требует точности, вроде ранее перенесённого на нож тигра, следует процарапывать каждую линию предельно аккуратно. Конечно, эту работу простой назвать не получится, требуется внимательность к мелочам и усидчивость, зато владелец будет уверен, что рисунок с клинка не сотрётся, независимо от агрессивности чистящих средств или температуры.
Заключительная часть
Подобная гравировка, выполненная своими руками, придаст необычности кухонным ножам. Из обычного ширпотреба они превратятся в эксклюзивные изделия, которые удивят ваших друзей и знакомых. А учитывая то, что на выполнение подобной работы не будет затрачено ни копейки, удовлетворение от рисунков, нанесённых методом электролиза, владельцу обеспечено.
Хотелось бы надеяться, что читатели возьмут на вооружение описанные мною способы работы с металлом. Если что-то из изложенного осталось непонятным, я с удовольствием объясню. Нужно лишь написать об этом в комментариях к статье. Там же можно и высказать своё мнение о прочитанном. Буду рад любому – к критике отношусь вполне адекватно, конечно, если она обоснована.
Буду стараться отвечать на каждый отзыв максимально быстро.
Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.
Источник: homius.ru
Палитра одной краски: как перенести изображение на металл
Столетие назад фотография освободила живопись, сняв с нее бремя ремесленного копирования реальности и дав дорогу абстрактному искусству. Скульптор и фотограф Дима Горячкин-Шапиро считает, что сегодня «Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)» освободил фотографию.
Сергей Апресов
Любой желающий может запечатлеть собственную свадьбу с помощью мобильного телефона и опубликовать свои снимки в интернете. На фоне этой всеобщей «фотограмотности» судьба предоставляет художникам шанс отвлечься от рутины и заняться творчеством на стыке фотографии и живописи, цифровых и классических пленочных технологий.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотохудожник Дима Горячкин-Шапиро поделился с нами собственным методом создания изображений на металле. Каждая из его работ уникальна, так как содержит не только фотографическую часть, но и элементы живописи и даже скульптуры. Дима с удовольствием делится своим творческим ноу-хау с читателями, не опасаясь «подделок»: ведь ценность его картин определяется вовсе не примененными инструментами и химикатами, а творческим замыслом и тончайшими нюансами исполнения. Чтобы попробовать себя в новом виде искусства, достаточно запастись несколькими листами миллиметрового алюминия, самым обычным лазерным принтером, старым станком для контактной печати (при необходимости его легко соорудить самостоятельно) и любой фотокамерой, от профессиональной зеркалки до мобильного телефона.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Алюминиевый лист шлифуем грубой шкуркой, задавая фактуру фона.
Опыт, сын ошибок
Метод Димы имеет два весомых преимущества. Во-первых, он уравнивает шансы обладателей профессиональных камер и копеечных «мыльниц». Еще великий Картье-Брессон сетовал на то, что фотографы слишком уж увлекаются аппаратурой. В наши же дни стоимость камеры и оптики зачастую определяет, в какой лиге играет фотограф, и этот имущественный ценз мешает рассмотреть истинный талант.
Печать на металле сводит на нет остроту оптики и живость цветопередачи. В грубом, почти монохромном изображении на первый план выходит сюжет и композиция кадра, которые зависят лишь от художественного вкуса и охотничьего чутья фотографа. Но главная фишка технологии заключается в уникальности каждого отпечатка. Процесс их создания впитывает в себя не меньше, а то и больше творческого замысла и ручного труда, чем сама фотосъемка.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Именно этого добивался Дима, создавая свой метод. И удача пришла к нему далеко не сразу. Поначалу художник обратился к технологиям конца XIX века, не содержавшим серебра, затем пробовал печатать снимки на разных видах фактурной бумаги с помощью фотоувеличителя. Из-за впитывающих свойств бумаги эмульсия ложилась неравномерно, непредсказуемо влияя на качество изображения. К тому же с технологической точки зрения метод был не так уж и оригинален.
Готовую пластину покрываем лаком с помощью велюрового валика. Хороший результат дает и специальный художественный лак в аэрозольном баллончике.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Следующим на очереди было дерево. Несмотря на то что проблема с впитыванием сохранилась, результат получился более оригинальным и эффектным. Но природная фактура дерева не вполне сочеталась с техногенными сюжетами фотографий, и опыт был вновь признан неудачным. Идею печатать на алюминии экспериментатору подсказала супруга, художница Даша Делоне.
Сталь не прошла отбор из-за склонности к коррозии (фотопечать — это мокрый процесс) и внушительного веса — попробуйте донести до выставки несколько железных «полотен» формата А3! А вот в алюминии все сошлось воедино: естественная люминесценция и светлый тон металла, отсутствие склонности «пожирать» эмульсию и, наконец, высокотехнологичный современный стиль.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Item 1 of 7
Эмульсия разогревается на водяной бане с температурой воды около 70°С. Готовый состав по густоте должен напоминать кефир.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Светлые морщины
Процесс создания произведения начинается с выбора цифровой фотографии и обработки ее на компьютере. Художник переводит фото в черно-белый формат, а затем в негатив. На стадии обработки он может существенно облегчить себе жизнь, приведя световой баланс фотографии к оптимальному для печати уровню. Подтянуть яркость на компьютере намного легче, чем экспериментировать с выдержкой при печати.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Полученный негатив художник распечатывает на самом обыкновенном лазерном принтере формата А3, используя пленки для лазерной печати Lomond или Xerox. Конечно, с точки зрения динамического диапазона и цветопередачи им далеко до настоящей фотопленки, но для Диминых нужд этого более чем достаточно.
Алюминиевые листы также обрезаются под формат А3. Дима шлифует их грубой шкуркой, и вот тут-то и начинается настоящее творчество. Борозды, которые остаются на листе после шлифовки, создают характерное металлическое свечение из глубины картины. Визуально они напоминают мазки художника или карандашный штрих. Уже на этом этапе движения рук художника определяют его уникальный творческий почерк.
Имя: Дима Горячкин-Шапиро // Год рождения: 1964 // Место жительства: Москва // Род занятий: фотограф, скульптор, художник, редактор // Творческий путь: с 1985 по 1989 год учился фотографии в студии Александра Лапина, в 1990-м вступил в Союз фотохудожников СССР, преподавал фотодело, участвовал в выставках в России, Германии, Израиле, США и на Северном полюсе. Персональные выставки с успехом проходили в России и Израиле.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
С технической точки зрения шлифовка нужна для того, чтобы на листе лучше закреплялись химикаты. Но, если пользоваться мелкой шкуркой и «полировать» металл, его поверхность будет мало чем отличаться от обычной бумаги. А грубая шлифовка — это практически живопись.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
При механической обработке алюминия на его поверхности образуется оксидная пленка. Именно она делает алюминиевые кузова автомобилей невосприимчивыми к коррозии, и, к сожалению, она не дает фото-эмульсии закрепиться на поверхности пластины. Чтобы добиться желанной адгезии, Дима предварительно покрывает пластину лаком.
Подойдет обычный «яхтенный лак» из строительного магазина, который наносят велюровым валиком. Наносить его лучше тонким слоем, так как даже «прозрачный» лак имеет свой оттенок. С другой стороны, объемный толстый слой тонированного лака можно рассматривать как художественный эффект. В таком случае можно просто опустить пластину в ванночку с лаком, а затем дать ему хорошо просохнуть.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кисть и расческа
Теперь пора отправляться в темную комнату. Для тех, кто уже забыл то волшебное чувство, когда на фотобумаге, погруженной в ванночку с проявителем, из ниоткуда возникает изображение, напомню: печать фотохимическим способом производится в свете специального «красного» фонаря, излучающего так называемый неактивный (не влияющий на фотоэмульсию, но видимый глазу) свет.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дима использует самую обыкновенную фотоэмульсию для черно-белых фотографий, которую можно легко купить в фотомагазине. Эмульсии бывают переменной и постоянной контрастности. Первые изменяют контрастность изображения в зависимости от тона светофильтра на фотоувеличителе. Вторые при любом свете дают одинаковую контрастность, и именно их использует Дмитрий.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Небольшую емкость с эмульсией разогревают на водяной бане с температурой воды примерно 70 °C. Изначально желеобразная эмульсия приобретает консистенцию кефира. Нанесение ее на лакированную алюминиевую пластину — это и есть настоящее искусство.
Все компоненты для художественных экспериментов продаются в фотомагазинах и на строительных рынках. Контактный станок можно собрать самостоятельно: для этого понадобится деревянный ящик, матовое стекло, несколько ламп (накаливания или LED) и реле времени (из того же фотомагазина).
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Можно равномерно размазать светочувствительный слой по картине стеклянным шпателем, чтобы изображение было четким и ровным. А можно сделать это жесткой малярной кистью, жирными фактурными мазками. Можно наложить несколько разнонаправленных слоев, и там, где они пересекаются, изображение будет темнее.
Эмульсию можно наносить не на всю поверхность, а лишь на ограниченную площадь, как бы кадрируя фото. Можно работать хоть расческой, хоть руками. Это и есть тот самый элемент живописи, который делает каждую работу уникальной.
Для создания отпечатка Дима использует контактный станок 1950-х годов. Когда-то подобные устройства применяли для печати профессиональных портретных фото и репродукций картин. Такой аппарат легко сделать самостоятельно: он представляет собой деревянный ящик с шестью лампами накаливания внутри. Вместо ламп можно использовать светодиоды.
Цветовая температура в данном случае не имеет никакого значения, так как печатаются черно-белые изображения. Подойдет абсолютно любой свет. Также понадобится фотографическое реле времени, чтобы регулировать выдержку, матовое стекло, рассеивающее свет, и крышка, прижимающая негатив и отпечаток к стеклу.
Источник: www.techinsider.ru