Поделиться
Сломался лифт. Как быстро УК должна его отремонтировать, и что делать, если этого не произошло
У метро
- Щёлковская
- Первомайская
- Измайловская
- Партизанская
- Семёновская
- Электрозаводская
В районе
Другие миллионники
Комнатность
Города в области
Улицы, районы, метро
- Улицы
- Районы
- Станции метро
- Станции пригородных поездов
Тип сделки
У метро
В районе
- Сокольники
- Солнцево
- Капотня
- Куркино
- Левобережный
- Кузьминки
- Бибирево
- Мещанский
- Тверской
- Щукино
- Царицыно
- Хорошёвский
- Проспект Вернадского
- Чертаново Северное
- Соколиная Гора
- Кунцево
- Академический
- Новокосино
- Южное Тушино
- Южнопортовый
- Нагатино-Садовники
- Митино
- Текстильщики
- Рязанский
- Поселение Внуковское
- Поселение Рязановское
- Печатники
- Южное Бутово
- Некрасовка
- Северный
- Северное Тушино
- Ясенево
- Хорошёво-Мнёвники
- Измайлово
- Крылатское
- Покровское-Стрешнево
- Алтуфьевский
- Аэропорт
- Бескудниковский
- Братеево
- Бутырский
- Вешняки
- Орехово-Борисово Южное
- Отрадное
- Очаково-Матвеевское
- Косино-Ухтомский
- Москворечье-Сабурово
- Войковский
- Восточное Дегунино
- Восточное Измайлово
- Выхино-Жулебино
- Гагаринский
- Головинский
- Гольяново
- Даниловский
- Дмитровский
- Донской
- Дорогомилово
- Замоскворечье
- Западное Дегунино
- Зюзино
- Зябликово
- Ивановское
- Коптево
- Красносельский
- Северное Измайлово
- Сокол
- Строгино
- Таганский
- Тимирязевский
- Фили-Давыдково
- Хамовники
- Можайский
- Арбат
- Ховрино
- Беговой
- Черёмушки
- Ломоносовский
- Чертаново Центральное
- Чертаново Южное
- Северное Бутово
- Северное Медведково
- Южное Медведково
- Якиманка
- Ярославский
- Лосиноостровский
- Бабушкинский
- Люблино
- Марфино
- Марьина Роща
- Марьино
- Нагатинский Затон
- Нагорный
- Нижегородский
- Новогиреево
- Ново-Переделкино
- Обручевский
- Орехово-Борисово Северное
- Перово
- Преображенское
- Пресненский
- Раменки
- Останкинский
- Савёловский
- Свиблово
- Тёплый Стан
- Лианозово
- Молжаниновский
- Восточный
- Бирюлёво Восточное
- Бирюлёво Западное
- Коньково
- Лефортово
- Басманный
- Богородское
- Ростокино
- Алексеевский
- Метрогородок
- Внуково
- Поселение Воскресенское
- Котловка
- Филёвский Парк
- Тропарёво-Никулино
- Поселение Мосрентген
- Поселение Сосенское
- Поселение Кленовское
- Крюково
- Матушкино
- Савёлки
- Старое Крюково
- Силино
- Поселение Первомайское
- Поселение Московский
- Поселение Краснопахорское
- Поселение Щаповское
- Поселение Киевский
- Поселение Новофёдоровское
Источник: realty.ya.ru
Как открыть створку грузового лифта
Как открыть и ЗАКРЫТЬ малую створку грузопассажирского лифта
Как открыть вторую дверь грузового лифта
Кабина лифта состоит из каркаса и купе. Каркас кабины состоит из верхней и нижней балок, соединенных четырьмя металлическими стойками. Это основной грузонесущий узел, к которому прикрепляют несущие канаты.
На каркасе расположены направляющие башмаки, подвеска, ловители. Внутри каркаса размещают купе (рис. 2.23) .
Рис. 2.23. Кабина пассажирского лифта:
1 — стойка; 2 — дверь; 3 — линейка; 4 — каретка; 5, 9,11 — балки каркаса; 6, 13 — башмаки; 7 — подвеска; S — механизм открывания дверей; 10 — ловитель; 12 — порог двери; 14 — потолочное перекрытие; 15 — щиты купе; 16 — устройство контроля загрузки кабины; 17 — пол
Купе кабины должно быть ограждено со всех сторон на всю высоту,иметь пол, потолок, а для лифта, в котором допускается транспортировка людей, двери. В купе кабины размещаются освещение, вентиляция, аппарат приказов, переговорное устройство для связи с диспетчером.
Пол кабины размещается на специальной раме. Он может быть деревянным, металлическим или комбинированным. Деревянный пол изготавливают из шпунтованных досок, которые плотно подгоняют друг к другу, покрывают пластиком или тонким металлическим листом. Металлический пол изготавливают из металлического листа большой толщины, который сверху закрывают пластиком или деревянным покрытием.
Различают два типа пола — неподвижный и подвижный. Неподвижный пол устанавливают в кабинах грузовых и больничных лифтов, а также в кабинах пассажирских лифтов, оборудованных устройством контроля времени загрузки кабины, или в тех случаях, когда применяемый метод контроля загрузки не требует наличия подвижного пола.
Подвижный пол (плавающий (рис. 2.24) или петлевой) предназначен для переключения лифта с наружного управления на внутреннее.
Рис. 2.24. Плавающий пол с грузовым возвратом:
1 — щит пола; 2 — регулировочная муфта; 3 — тяга; 4 — порог; 5 — кронштейн; б — рычаг; 7 — груз; 8 — нажимной рычаг; 9 подпольные блок-контакты; 10 — регулировочный болт; 11 — пружина; 12,1.1, 16 — контргайки;14 — болт для регулировки зазора между головкой болта и штоком блок-контак та; 15 — регулировочный болт установки горизонтального положения нажимного рычага
При появлении в кабине пассажира или груза пол опускается и воздействует на электрическое устройство контроля загрузки (выключатель), которое выполняет переключение. В устройство контроля нагрузки кабины входят три комплекта выключателей, регулируемых таким образом, что один из них отключается при нагрузке 15 кг, второй — при нагрузке, составляющей 90 % грузоподъемности лифта,a третий — при нагрузке, соответствующей 110% и более: грузоподъемности лифта. Это обеспечивает контроль за тремя уровнями загрузки лифта.
Направляющие башмаки кабины и противовеса (рис. 2.25) представляют собой устройства, предназначенные для удержания кабины (противовеса) в вертикальном положении Применение башмаков позволяет поддерживать неизменность расстояний между подвижными и неподвижными частями лифта. Башмаки устанавливают на верхней и нижней балках каркаса со стороны направляющей.
Рис. 2.25. Башмак кабины и противовеса:
1 — вкладыш; 2 — амортизационное полукольцо; 3 — корпус; 4 — болт; 5 — гайка; б — фланец, 7 — держатель
В зависимости от скорости движения кабины используют башмаки скользящего типа или роликовые (рис. 2.26).
Рис. 2.26. Роликовые башмаки:
1, 2 — соответственно торцевой и боковой ролики; 3 — подшипник качения; 4, 7 — оси; в — гайка; 6 — пружина; 8 — плита; 9 — двуплечий рычаг; 10 — шпилька;11 — регулировочный винт
Для уменьшения износа вкладышей скользящих башмаков вследствие трения их о направляющие и уменьшения потерь энергии на преодоление сил трения направляющие смазывают с помощью смазывающих аппаратов.
Канатными подвесками называются устройства, при помощи которых канаты крепят к кабине и противовесу. По способу подвешивания кабины и противовеса различают прямые и полиспастные подвески. Прямые подвески подразделяют на рычажные, пружинные и жесткие.
Рычажные (балансирные) подвески представляют собой систему рычагов (балансиров), обеспечивающих одинаковое натяжение всех канатов.
Пружинные подвески (рис. 2.27) не обеспечивают абсолютной равномерности распределения усилий по канатам, но имеют простую конструкцию, меньшую металлоемкость и более компактны.
Рис. 2.27. Пружинная подвеска:
1 — тяга; 2 — гайка регулировки зазора; 3 — рычажная система; 4 — выключатель слабины подъемных канатов
Жесткая подвеска (рис. 2.28) применяется на пассажирских кабинах новых моделей. В конструкции жесткой подвески отсутствуют амортизаторы и устройства выравнивания нагрузок на канаты.
Рис. 2.28. Жесткая подвеска:
1 — верхняя балка; 2 —- стакан; 3,6 — пружины; 4 — гайка; 5, 12 — оси; 7 основание; 8 — прижим; 9 — канат; 10 — клин; 11 — клиновая обойма; 13 — тяга; 14 — рычаг; 15 — выключатель слабины подъемных канатов
При полиспастной подвеске (рис. 2.29) кабина (противовес) оборудована одним или несколькими блоками, а канаты, взаимодействующие с ними, крепятся с помощью пружинных или рычажных подвесок к верхним балкам шахты, машинного или блочного помещения.
Рис. 2.29. Полиспастная подвеска:
1 — вepхняя балка; 2 — блок
Распашные двери кабины пассажирскою лифта (рис. 2.30) имеют две створки с остекленными смотровыми отверстиями, открывающиеся внутрь кабины. Над створками установлено фартучное устройство, которое предотвращает открытие створок во время движения и воздействует на выключатель закрытия дверей кабины. Выключатель закрытия дверей кабины размыкает цепь управления лифтом при открытых створках кабины.
С наружной стороны над cтворками устанавливают металлический упор, который не дает створкам выходить на пределы обвязки двери, если пассажир будет на них опираться.
Рис. 2.30. Распашные двери кабины пассажирского лифта:
1, 5 — створки; 2 — фартук; а выключатель; 4 нажимная пластина; 6 рояльная петля
Двери кабины больничного лифта имеют две складывающиеся деревянные створки с остекленными смотровыми отверстиями. Над створками может быть установлено фартучное устройство или каждая створка может иметь упор для воздействия на выключатель закрытия дверей кабины.
Дверь кабины грузового лифта «Боствиг» (рис. 2.31) представляет собой складную металлическую решетку, которая перемещается по линейке при помощи роликов. На верх ней балке дверей кабины над створками установлен выключатель закрытия дверей кабины. Он размыкает цепь управления лифтом при открытых дверях кабины. Для удержания двери в закрытом положении, и используется поворотная ручка с защелкой.
Рис. 2.31. Раздвижная решетчатая дверь кабины грузового лифта «Боствиг»
Кабина грузового лифта вместо дверей может иметь устройство, удерживающее груз от смещения. Если в кабине не перемещаются люди, дверей может не быть вообще.
Автоматические раздвижные двери кабины представляют собой две створки, которые прикреплены к кареткам и перемещаются по линейке при помощи роликов и контрроликов. На каретках расположены корытообразные от водки (скобы), которые служат для одновременного открытия дверей шахты и кабины, когда кабина стоит на этаже.
В нижней части створок находятся башмачки, которые перемещаются в пазе порога и не позволяют створкам смещаться в горизонтальной плоскости.
На линейке расположены блоки, через которые проходит канат связи. Он позволяет открывать две створки одновременно.
На верхней балке двери кабины (рис. 2.32) установлено электрическое устройство безопасности (выключатель) контроля закрытия дверей кабины, которое размыкает цепь управления лифтом при открытых дверях кабины.
Рис. 2.32. Верхняя балка двери кабины и механизм открывания створок:
1 — ролик; 2 — канат связи створок; 3, 5, 7,8 — крепежные гайки; 4 — держатель; 6 — возвратная пружина; 9 — держатель каната связи; 10 — левая каретка двери кабины; 11 — рычаг; 12 — упор; 13 — корпус блок-контакта контроля притвора створок; 14 — крышка блок-контакта; 15 — регулировочный болт замка; 16 — контргайка; 17 — ролик водила; 18 — конечный выключатель на закрывание створок; 19 — рычаг замка; 20 — упор; 21 — конечный выключатель на открывание створок; 22 — водило; 23 — гайка; 24, 31 — отводки; 25 — зажим каната связи; 26 — контрролики; 27 — винт для крепления отводки; 28 — правая створка двери кабины; 29 — левая створка двери кабины; 30 — шпильки; 32 — линейка
Автоматический привод дверей кабины установлен на верхней балке дверей кабины. Он предназначен для открытия и закрытия дверей вместе с возвратной пружиной дверей кабины. На автоматическом приводе установлено запорное устройство (замок) дверей кабины, которое запирает двери кабины во время движения и когда кабина стоит на этаже с закрытыми дверями. На рис. 2.33 представлен общий вид крышки кабины с автоматическим приводом дверей.
Рис. 2.33. Общий вид крыши кабины с автоматическим приводом дверей:
1 — электрическое устройство контроля закрытия дверей кабины; 2 — верхняя балка каркаса кабины; 3 — редуктор привода; 4 — электродвигатель; 5 — электрическое устройство контроля натяжения канатов; 6 — шкив на валу электродвигателя; 7 — башмак кабины; 8 — канат ограничителя скорости; 9 — ремень; 10 — шкив на валу редуктора; 11 — конечный выключатель закрытия створок;12 — конечный выключатель открытия створок; 13 — водило; 14 — отводка;15 — амортизатор
Реверсивное устройство (реверс) необходимо для изменения направления хода створок, если в пространство между ними в момент закрытия попал посторонний предмет. Реверсирование дверей может происходить от удара о предмет или при пересечении непрозрачным предметом светового луча фотоэлемента, установленного в створках дверей. Электромеханический реверс чаще используется в жилых домах, а реверс с фотоэлементом в административных зданиях.
Ловители — это устройства безопасности, предназначенные для остановки и удержания на направляющих кабины или противовеса, движущихся вниз при обрыве всех тяговых элементов. Ловителями оборудуют кабины всех лифтов, а также противовесы, если шахта лифта располагается над помещениями и проходами, где могут находиться люди. Принципиальная схема работы ловителей лифта с приводом от каната ограничителя скорости представлена на рис. 2.34.
Рис. 2.34. Принципиальная схема работы ловителей лифта с приводом oт каната ограничителя скорости:
1 — ограничитель скорости; 2 — механизм включения ловителей; 3 — натяжное устройство; 4 — канат ограничителя скорости; 5 — зажим; 6 — тяга; 7 клинья ловителей; 8 — швеллер; 9 — направляющая колодка клина
Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз кабину (противовес) при их включении от ограничителя скорости. Ловители грузового малого лифта допускается приводить в действие устройством, срабатывающим от обрыва или ослабления всех тяговых канатов, т. е. без применения ограничителя скорости.По характеру действия различают ловители резкого (рис. 2.35)
Рис. 2.35. Приводной механизм ловителей резкого торможения:
1 — канат; 2 — планка; 3. 4 — рычаги; 5 — ось: 6 — верхняя балка; 7 — гайка;8 — тяга; 9 — контактное устройство (выключатель); 10 — упор; 11 — пружина; 12 — регулировочная муфта; 13 — клинья; 14 — направляющая кабины;15 — рычаг привода клиньев; 16 — направляющая колодка
или плавного (рис. 2.36) торможения и комбинированные. Кабина лифта с номинальной скоростью 6о лее 1 м/с должна быть оборудована лови гелями плавного торможения.
Рис. 2.36. Клещевой односторонний ловитель плавного торможения:
1 — контргайка; 2 — втулка; 3 — гайка; 4, 10, 14 — болты; 5, 13 — пружины; 6,9 — двуплечие рычаги; 7 — тормозная колодка; 8 — клин; 11 — квадратный хвостовик болта; 12 сферическая шайба
Величина среднего замедления кабины с номинальным грузом при посадке кабины на ловители должна быть не более 9,81 м/с2 для ловителей плавного торможения и 25 м/с2 для ловителей резкого торможения.
Электрическое устройство безопасности (выключатель), контролирующее срабатывание ловителей, должно размыкать цепь безопасности при срабатывании ловителей.
В качестве путевых переключателей на лифтах разных типов применяются этажные переключатели или герконовые датчики.
Этажные переключатели (рис. 2.37) используются на лифтах со скоростью движения до 1 м/с для выполнения коммутационных операций в электрических цепях контакторов направления, питающих электродвигатель лебедки.
Рис. 2.37. Этажный переключатель:
1 — болт; 2 — крышка; 3 — винт; 4 ось кулачка; 5 — гайка; 6— кронштейн; 7 — рычаг; 8 — площадка; 9 —направляющая кабины
Отключение электродвигателя производится под воздействием комбинированной отводки (рис. 2.38) на рычаг этажного переключателя заданного этажа при подходе кабины к точной остановке.
Рис. 2.38. Размещение комбинированной отводки на кабине:
1 — направляющая кабины; 2 — этажный переключатель; 3 — комбинированная отводка
На двухскоростных лифтах путевые переключатели выполняют коммутационные операции в электрической цепи контактора большой скорости и электродвигателя привода дверей кабины.
Герконовые датчики (рис. 2.39), установленные в шахте лифта в зоне этажной площадки, называются датчиками селекции (для лифтов со скоростью движения кабины 1 м/с и выше) и выполняют все функции этажных переключателей для двухскоростных лифтов: подачу сигналов для включения малой скорости электродвигателя и о направлении движения кабины.
Рис. 2.39. Герконовый датчик:
1 — датчик ДПЭ-101; 2 — шунт; 3,7 —болты; 4, 5 — гайки; 6 — кронштейн шунта; 8 — направляющая кабины
Если герконовый датчик установлен на кабине, то он называется датчиком точной остановки и подает сигнал о точной остановке кабины на этаже после ее движения на остановочной скорости. Датчики могут быть установлены на любом двухскоростном лифте.
Для взаимодействия с датчиками используются металлические пластины-шунты. Для датчика точной остановки их размещают в шахте, для датчика селекции — на кабине.
Аппараты управления кабиной (рис. 2.40) предназначены для подачи команд управления. Могут быть применены аппараты на основе устройств различных типов: электромеханических, электронных, герконовых и др. Аппараты для подачи команд управления в кабине должны быть расположены вблизи двери.
Рис. 2.40. Аппараты управления кабиной:
а,б — посты управления пассажирским лифтом; в — пост управления грузовым лифтом; г, д — кнопки вызова
Кнопочный пост управления лифтом (кроме постов с кнопками вызова) должен быть снабжен кнопкой «Стоп», которая может быть размещена вне поста управления, рядом с ним.
Пост управления в кабине лифта с автоматическим приводом дверей должен быть оборудован кнопкой с надписью «Двери» или соответствующим графическим символом. Нажатие на кнопку «Двери» должно приводить к открыванию двери при нахождении неподвижной кабины на уровне этажной площадки.
Допускается устанавливать вместо кнопки «Двери» кнопку «Отмена», нажатие на которую вызывает при нахождении неподвижной кабины на этаже от мену зарегистрированного приказа и отмену закрытия дверей кабины. При нажатии на кнопку «Отмена» во время движения кабина должна остановиться на ближайшей по коду движения этажной площадке и открыть двери. Кнопка «Стоп» в кабине устанавливаться не должна.
При наружном управлении лифтом допускается обеспечить действие кнопок «Стоп» только на погрузочной площадке, с которой дан приказ на движение кабины, и из машинного помещения, а при её отсутствии — из запираемого шкафа.
В случае когда движение кабины происходит только при нажатой кнопке управления, кнопку «Стоп» допускается не устанавливать.
Источник: elektromehanika.org
Устройство лифта
Лифтовое оборудование — обязательный элемент оснащения любой современной многоэтажки. Оно применяется в жилых домах, в офисах, торговых центрах, общественных и других объектах. Устройство современного лифта обеспечивает возможность быстрого, комфортного и безопасного подъема и опускания пассажиров и грузов на нужный этаж здания. Собственникам зданий, представителям управляющих компаний, обслуживающему персоналу и просто пассажирам необходимо иметь, по крайней мере, общее представление о том, как устроен лифт в многоэтажке и как он работает.
Обязательным компонентом инженерного оснащения любого многоэтажного здания является лифтовое оборудование. Его применяют в жилых многоэтажках, гостиницах, общественных и офисных, коммерческих и других зданиях. Главное требование к современному лифту — обеспечение быстрой транспортировки пассажиров и грузов с соблюдением норм безопасности и обеспечением комфорта. Понимать, как устроен лифт в многоэтажке, и знать принцип его работы нужно не только специалистам. На базовом уровне эти знания необходимы и собственникам зданий, и самим пассажирам.
Конструкция лифта
В современных зданиях могут использоваться подъемные устройства разных типов. При этом общая конструкция лифта принципиально не меняется. Она включает такие узлы и элементы:
- кабина (в случае с грузовой моделью — платформа);
- противовес, необходимый для уравновешивания кабины;
- высокопрочные стальные тросы;
- система вращающихся шкивов;
- привод и управляющее оборудование;
- профильные направляющие, по которым движется кабина;
- система безопасности.
Кабина подвешивается на стальных канатах, перекинутых через шкивы. К противоположным концам канатов подвешивается противовес. Нужное количество используемых тросов и шкивов рассчитывается в зависимости от веса кабины и уравновешивающих грузов, от грузоподъемности лифтового оборудования и других факторов.
Приводной механизм (обычно на основе электродвигателя) вращает шкивы по команде системы управления. В результате кабина лифта опускается или поднимается, в зависимости от направления вращения системы шкивов. При этом противовес движется в обратном направлении.
Использование противовеса позволяет значительно уменьшить мощность электродвигателя, поскольку основная часть работы по подъему или опусканию лифта производится благодаря действию силы тяжести. Движение осуществляется по вертикальным направляющим из высокопрочного стального профиля. Это исключает раскачивание кабины и ее смещения при подъеме или опускании — она перемещается строго по вертикали.
Для размещения приводного механизма и системы управления в здании оборудуется машинное отделение. Основу привода составляет асинхронный электродвигатель. Вращение на шкивы с заданной частотой передается через передаточный механизм. Оборудование для управления размещено в установочном шкафу.
Коммутация управляющей системы с панелью, установленной в кабине, обеспечивается при помощи гибкого кабеля. Также органы управления выведены на пульт дежурного оператора.
Разновидности лифтов
По функциям и назначению применяемые сейчас лифты делят на три основные категории:
- пассажирские;
- грузовые;
- грузопассажирские.
Тип лифта определяет его технические параметры и конструктивные особенности. Так, грузоподъемность грузовых моделей значительно выше по сравнению с пассажирскими. Они оснащаются не менее чем 2 шкивами и более мощным двигателем.
Для оснащения лифтов может использоваться электрический или гидравлический привод. Более распространен электропривод. Сегодня часто используются усовершенствованные конструкции приводных механизмов с компактными электромоторами. Такие моторы крепятся непосредственно в верхней части шахты на специальной силовой раме или монтируются на направляющих. Это делает конструкцию более компактной и позволяет отказаться от машинного отделения, что упрощает и удешевляет монтаж.
В зданиях, где требуется увеличенная пропускная способность, можно использовать лифтовую систему Twin. Она обеспечивает независимое перемещение двух кабин по общим направляющим в одной шахте. Каждая лифтовая кабина комплектуется отдельным электроприводом, шкивом и системой противовеса. В жилых высотках эти системы не получают применения. Их используют в зданиях, где есть два или больше основных этажей для посадки пассажиров, например, первый этаж, паркинг и т. д. В том числе система Twin может использоваться в торговых комплексах, бизнес-центрах, других здания, которые характеризуются повышенным лифтовым трафиком.
Лифт с гидроприводом имеет особую конструкцию. Движение кабины в нем осуществляется в результате поступательного перемещения штока гидравлического цилиндра. В такой системе не требуется использование противовесов. Эксплуатация лифта с этим типом привода допускается при высоте не более 20 метров. Гидропривод потребляет значительный объем масла.
К его плюсам относится сравнительно небольшой вес, что снижает нагрузки на здание. Конструкция отличается универсальностью и позволяет монтировать лифты без оборудования шахты, использовать кабины разной формы сечения, с возможностью устройства выходов на смежных сторонах лифта. Важный плюс конструкции с гидроприводом — необходимость расхода энергии только во время подъема. Это делает эксплуатацию лифта более экономичной.
Характеристики лифтового хозяйства
Основными техническими параметрами, которые характеризуют эксплуатацию лифта, являются:
- скорость вертикального перемещения кабины;
- грузоподъемность;
- число этажей, определяющее количество остановок лифта;
- предельная высота подъема.
Нормативными документами, которые регламентируют требования к характеристикам лифтового оборудования, являются ПУБЭЛ (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и профильные ГОСТы. Они же регламентируют требования по обслуживанию лифтового хозяйства.
К числу ключевых характеристик относятся скорость и грузоподъемность лифта. Скорость бывает нескольких видов.
Номинальное значение скорости производитель указывает в инструкции к подъемному оборудованию. Она предусматривается в оптимальных эксплуатационных условиях для конкретной модели лифта. Обычно ее значение составляет от 0,18 до 4 м/с. Для оснащения высотных зданий используются скоростные лифты со значением номинальной скорости 9,5 м/с и выше.
При значительном числе этажей, например, в небоскребах и высотных башнях, часто применяют экспрессную систему. Она предусматривает, что скоростные лифты при подъеме начинаются останавливаться только с определенного этажа, например, с 10-го. Ниже этого уровня работают обычные лифты со стандартным номинальным значением скорости.
Рабочей считают такую скорость, с которой по факту двигается кабина в существующих условиях на конкретном объекте. Значение зависит от фактической нагрузки, уровня сетевого напряжения, состояния механических узлов, действующего в них трения и других критериев. Таким образом, на рабочую скорость влияет состояние конструкции лифта, соблюдение требований по его эксплуатации и обслуживанию. Положениями ПУБЛЭЛ предусматривается, что рабочая скорость не должна отличаться от номинальной больше чем на 15%.
Предельной называют скорость кабины, при которой предусматривается срабатывание стопорящих устройств системы безопасности — ловителей или парашютов, останавливающих кабину. Устройства безопасности лифта не должны допускать разгон кабины выше предельного значения.
Перед подачей на заданный пассажиром этаж кабина должна двигаться с остановочной скоростью. Ее значение уменьшено по сравнению с рабочей, чтобы исключить резкую остановку, представляющую для пассажиров опасность или дискомфорт. В лифтах старого образца задается два значения скорости.
Основную часть маршрута лифт проходит с рабочим значением скорости, а перед остановкой переключается на остановочную. Современные модели используют плавную регулировку с помощью частотных электронных регуляторов. Они плавно наращивают обороты двигателя при старте и плавно снижают их перед остановкой кабины. Такой режим более комфортен для пассажиров. Кроме этого, уменьшается износ, и увеличивается срок службы двигателя.
Грузоподъемность — предельная допустимая по паспорту масса перевозимого в лифте груза. Эта величина указывается без учета собственной массы самой кабины и ее дополнительного оборудования. Грузоподъемность стандартных пассажирских моделей обычно составляет 400 кг.
Для комплектации новых жилых комплексов широко используются пассажирские модели лифтов увеличенной грузоподъемности. Так, популярны модели, которые могут работать с загруженностью до 630 кг. Грузопассажирские лифты обычно адаптированы на нагрузку до 1 тонны, а грузовые — до 5 тонн.
Обеспечение безопасности лифтов
Конструкция эксплуатируемого подъемного оборудования должна обеспечивать его функционирование с безусловным соблюдением норм безопасности. Поэтому при проектировании, изготовлении и монтаже должны учитываться все риски, которые могут возникать во время работы.
Значительное внимание уделяется пожарной безопасности. Это связано с тем, что пассажиры пребывают в замкнутом пространстве малого объема, которое не могут быстро покинуть. Поэтому сама кабина и ее ограждающие элементы должны выпускаться из материалов, не поддерживающих горение и не выделяющих токсины при нагреве. Лифты необходимо оборудовать огнестойкими дверями.
Современные модели лифтов комплектуются специальными приспособлениями, которые при отключении электроснабжения в здании выполняют автоматическую подачу кабины на ближайший к месту аварийной остановки этаж и открывают двери. Это позволяет быстро эвакуировать пассажиров.
Кроме этого, конструкция должна обеспечивать защиту от таких видов угроз:
- зажим человека при закрывании автоматических дверей лифта;
- межэтажное блокирование лифтовой кабины;
- падение кабины;
- падение людей в шахту через случайно открытые двери.
Аварийное падение кабины лифта предотвращаются особые устройства — ловители. Они обеспечивают плавную остановку при превышении скорости кабины предельного значения. Для защиты от удара применяются амортизаторы. В случае межэтажной остановки специальное оборудование надежно фиксирует кабину и открывает двери. Это позволяет пассажирам безопасно покинуть лифт.
Кроме этого, персонал, который обслуживает лифтовое хозяйство, обязан принимать меры по освобождению людей в подобных случаях. Размеры кабины рассчитываются таким образом, чтобы она не могла вместить больше людей, чем можно перевозить по ограничениям грузоподъемности. Кроме этого, в случае перегруза блокируется запуск лифта.
Чтобы исключить зажим человек дверями, предусматривается автоматический контроль их открывания-закрывания при помощи инфракрасных датчиков. Если в проеме находится человек, они блокируют закрывание дверей. Кроме этого, специальные устройства не позволяют дверям открыться, если лифтовая кабина не подана на этаж.
Оснащение кабины
Ключевым элементом конструкции лифта можно назвать кабину. Ее комплектация и оснащение прямо влияет на комфорт перемещения пассажиров и их безопасность. В кабине монтируют устройства управления и связи.
Наиболее распространены лифтовые кабины с раздвижными дверями. При установке в шахте небольшой ширины они могут иметь телескопическую конструкцию. Также для узких шахт могут предусматриваться распашные двери, открываемые вручную. Кроме этого, двери могут устанавливаться с двух сторон. Такие конструкции используются, если посадочные площадки размещаются спереди и сзади от лифтовой шахты.
Облицовка кабины современного лифта выполняется негорючими материалами. В том числе используются полированные лифты нержавеющей стали, которые могут иметь декоративное напыление разного цвета, стеклянные и зеркальные панели и другие материалы. Пол отделывается специальной антискользящим прорезиненым покрытием, искусственным камнем, другими видами напольных покрытий, стойких к износу. Дополнительно в кабине часто выполняют установку поручней.
Оборудование для освещения, вентиляции и экстренной связи с представителями службы лифтового сервиса обязательно входит в комплектацию кабины. Стандартно они комплектуются кнопочной панелью управления и табло с указателем этажа.
В зданиях общественного, коммерческого, офисного назначения с большой проходимостью могут использоваться специальные системы предварительного автоматического планирования и управления трафиком лифтов. В этом случае в кабине не устанавливают управляющую панель. Пассажир выбирает нужный ему этаж при вызове лифта. Такие системы устанавливают в строениях высотой не менее 15 этажей, в которых одновременно функционирует 4 и более лифтов. Их применение повышает пропускную способность, уменьшает износ и расходы на обслуживание оборудования, увеличивает общую эффективность работы лифтов.
Источник: www.akruks.net
Классификация лифтов
Слово » лифт» , произошло от английского выражения » to lift » — поднимать (открыть википедею). Лифт — это разновидность грузоподъёмной машины , предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жёстким направляющим . Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» введено понятие типоразмерный ряд лифтов – лифты, характеризующиеся одними конструкторскими решениями, отличающиеся между собой техническими параметрами и характеристиками, такими как: скорость, высота подъема, грузоподъемность, комплектация привода, и другими. Помимо перечисленных выше, существует еще множество признаков, по которым классифицируют лифты. Единой классификации лифтов, на сегодняшний день, не существует. В данной статье мы привели основные признаки, по которым можно классифицировать лифты.
Какие существуют признаки классификации лифтов?
Лифты принято классифицировать по следующим признакам:
Шестнадцать признаков по которым классифицируются лифты:
- типу привода;
- виду транспортируемого груза;
- способу обслуживания;
- скорости движения кабины лифта;
- типу привода подъемного механизма;
- дизайну;
- типу машинного помещения;
- конструкции привода;
- дверям шахты и кабины;
- приводу дверей;
- типу лебедки;
- типу управления;
- системе управления;
- гидроцилиндру;
- способу передачи движения от плунжера гидроцилиндра кабине;
- расположению гидроцилиндра.
Основные признаки классификации лифтов:
1.
Классификация лифтов по типу привода.
1.1. Электрический лифт.
Электрическим лифтом считается лифт, лебедка которого приводится в действие электродвигателем — это классический вариант конструкции подъемника с тяговыми канатами и двигателем .
1.2. Гидравлический лифт.
У гидравлического лифта кабина выталкивается выжимным штоком за счет давления масла.
И электрические, и гидравлические лифты одного класса близки по своим основным характеристикам: грузоподъемности, скорости передвижения, уровню шума, оснащенности и т.д., заметных внешних различий может и не быть, но имеются эксплуатационные различия. Например, скорость электрических лифтов выше, нет ограничений по высоте подъема.
гидравлические лифты, при прочих равных условиях, обладают большей грузоподъемностью, при отключении плавно опускаются до 1-го этажа за счет автономного аварийного питания. Машинное отделение может быть удалено от шахты на любое расстояние.
1.3. Пневматический лифт.
Такой тип лифтов имеет инновационную отличительную особенность от других типов лифтов, он приводятся в движение при помощи воздушного давления, без использования кабелей, блоков и поршней. Пневматические лифты легче в установке и подходят для существующих домов, благодаря их компактной конструкции.
Работают за счёт воздуха, который выкачивается внутри цилиндра в секции выше кабины. Последняя начинает подниматься под действием атмосферного давления снизу кабины. Подъём осуществляется за счёт разницы в давлении снизу и сверху кабины.
2.
Классификация по виду транспортируемого груза.
2.1 Пассажирские лифты.
В пассажирском лифте допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта. Перевозка взрывоопасных и легко-воспламеняемых предметов запрещена. Пассажирские лифты различаются по предназначению:
- для жилых зданий;
- общественных зданий;
- зданий промышленных предприятий.
- для малоэтажных жилых зданий (коттеджей) электрические или гидравлические с этажностью до 5 этажей и со скоростью до 0,63 м/с;
2.2. Больничные лифты.
Лифты предназначенные для транспортировки больных, в том числе на транспортных средствах, и с сопровождающим персоналом на больничных транспортных средствах (каталках, инвалидных колясках). Этими лифтами управляет лифтер; инвалидные лифты — представляющие собой пассажирские лифты самостоятельного пользования, служащие для подъема и спуска пассажиров с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на инвалидных колясках;
2.3. Грузовые лифты.
Грузовые лифты предназначены только для перевозки грузов. Для исключения транспортировки в них людей, кабину рассчитывают на перевозку грузов массой не более 250-300 кг, а ее высота не должна превышать 1250 мм. Площадь пола кабины до 0,9 кв.м. Такие лифты используются, как правило, в ресторанах и кафе — для подъёма продуктов питания; в библиотеках; складах и т.д. Подъём людей на них запрещён. Грузовые лифты различаются своей грузоподъемностью:
- грузовой лифт (грузоподъемность 250 – 5000 кг);
- грузовые малые лифты, предназначенные для подъема и спуска небольших грузов.
2.4. Тротуарные лифты.
У тротуарных лифтов кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк на уровень тротуара. Тротуарные лифты применяют на складах с большими подземными хранилищами для спуска и подъема автомобилей с грузом, на подземных автостоянках, в магазинах для перемещения грузов с улицы в подвал и т.д.
2.5. Грузопассажирские лифты.
Лифты предназначенные для транспортировки людей и грузов;
2.6. Грузовые лифты с проводником и без проводника.
Такие лифты предназначены для транспортировки грузов и сопровождающих их лиц или только грузов.
3.
Классификация по способу обслуживания.
- лифты самостоятельного пользования, которыми управляет сам пассажир;
- лифты, управляемые проводником и всегда сопровождающие груз.
4.
Классификация по скорости движения кабины лифта.
- лифты тихоходные (до 1,0 м/с);
- лифты быстроходные (от 1,0 до 2,0 м/с);
- лифты скоростные (от 2,0 до 4,0 м/с);
- лифты высокоскоростные (свыше 4,0 м/с).
5.
Классификация по типу привода подъемного механизма.
- лифты электрические (с приводом от электродвигателя переменного или постоянного тока);
- лифты гидравлические (с приводом в виде подъемного гидроцилиндра или лебедки с гидродвигателем вращательного типа):
— отличительными особенностями лифтов с гидравлическим приводом являются бесшумность работы, плавность хода, точность остановки, возможность прямого воздействия на кабину цилиндра при небольшой высоте подъема, и возможность установки лифта при наличии только одной капитальной (несущей) стены;
— отсутствие машинного помещения, непосредственно примыкающего к шахте лифта, делает гидравлические лифты популярными для установки в частные коттеджи.
— гидравлические лифты оснащены системой аварийного опускания и открывания дверей при внезапном отключении электроэнергии, что важно при их использовании в коттеджах.
6.
Классификация по дизайну.
В настоящее время приняты следующие разновидности дизайна лифтов:
— в панорамной шахте;
— в остекленной шахте.
- невидовые лифты:
— в глухой шахте (блочная, железобетонная, кирпичная и пр.).
7.
Классификация по типу машинного помещения лифта.
- машинное отделение с верхним машинным помещением (над шахтой);
- машинное отделение с нижним машинным помещением (под шахтой или сбоку от нее);
- без машинного помещения (машинное помещение расположено в габаритах шахты, обычно наверху).
8.
Классификация по конструкции привода.
Конструкция привода лифта, бывает двух видов:
- лифты с лебедкой барабанного типа — канаты, на которых подвешена кабина лифта, жестко закреплены на барабане и при подъеме кабины лифта ее канаты наматываются на барабан. Основной недостаток барабанных лебедок — значительные размеры барабанов по длине, возрастающие с увеличением высоты обслуживаемого здания. Поэтому данный привод используется в зданиях с малой высотой подъема кабины лифта;
- лебедки с канатоведущим шкивом — характеризуются отсутствием жесткого крепления канатов на ведущем органе лебедки (канатоведущем шкиве). Тяговое усилие в канатах необходимое для поднятия кабины лифта создается за счет трения канатов об рабочую поверхность канатоведущего шкива. Такая лебедка позволяет подвешивать кабину и противовес на нескольких канатах, существенно не усложняя ее конструкцию. Это важно для лифтов повышенной грузоподъемности в многоэтажных зданиях. Высота подъема незначительно влияет на конструкцию лебедки. Поэтому в лифтостроении предпочтение отдается лебедкам с канатоведущим шкивом.
9.
Классификация дверей шахты и кабины лифта.
- с распашными дверями;
Пример: лифты КМЗ-58, установленные в нашем доме.
- вертикально — или горизонтально-раздвижными дверями (обычно для малых грузовых лифтов).
10.
Классификация видов привода дверей лифта.
- лифты с ручным приводом, двери шахты (ДШ) и двери кабины (ДК) открывает сам пассажир;
- лифты с полуавтоматическим приводом шахтных дверей (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика);
- лифты с автоматическим приводом дверей;
- лифты с комбинированным приводом (двери кабины — автоматический привод, двери шахты — ручной привод).
11.
Лифтовые лебедки. Какие бывают?
- лебедка электрического лифта? с редуктором;
- лебедка электрического лифта? без редуктора (безредукторная лебедка).
Лебёдки с редукторным приводом применяют на лифтах с небольшими скоростями, а безредукторные лебёдки применяют, наоборот, на лифтах с большими скоростями. Верхнее расположение привода позволяет упростить механическую часть лифта, уменьшить нагрузку на шахту, снизить число перегибов канатов, а следовательно увеличить его срок службы. Нижнее расположение привода, позволяет установить его на самостоятельный фундамент, что снижает шум от привода. Ремонт привода более удобен, так как исключает подъем тяжелых деталей и механизмов на значительную высоту. Но при таком расположении привода увеличивается длинна тяговых канатов, увеличивается нагрузка на шахту лифта, усложняется строительная часть лифта, вызванная установкой дополнительных отклоняющих блоков.
12.
Типы управления лифтом.
Ниже перечислены 3 типа управления лифтом:
- внутреннее управление, при котором лифтом управляют из купе кабины;
- наружное управление с остановочных площадок;
- смешанное управление из купе кабины лифта и с остановочных площадок.
13.
Системы управления лифтом.
Различают следующие системы управления лифтом:
- простое раздельное управление, при котором регистрируется и реализуется только одна команда (вызов или приказ);
- собирательное управление, при котором регистрируются все команды, а их выполнение осуществляется в соответствии с программой работы лифта. При этом могут совершаться попутные остановки по вызовам или приказам. Для лифтов жилых зданий попутные остановки по вызовам выполняются только при движении кабины вниз, а в общественных зданиях — в обоих направлениях. По приказам попутные остановки предусмотрены во всех лифтах в обоих направлениях;
- одиночное управление — управление одним лифтом;
- групповое управление — управление группой лифтов, расположенных в одной шахте, обслуживающих одни и те же этажи и имеющих одинаковую скорость. Разновидностью группового управления является парное управление лифтами, применяемое в жилых зданиях повышенной этажности.
14.
Лифты с гидроцилиндром.
Лифты с гидроцилиндром быват 2-х типов:
- лифты с одноступенчатым гидроцилиндром;
- лифты с телескопическим гидроцилиндром.
15.
Способ передачи движения от плунжера гидроцилиндра кабине лифта.
В настоящее время существуют 2 способа по средству которых движение от плунжера гидроцилиндра к передается кабине лифта:
- лифты с гидроцилиндром прямого действия;
- лифты с гидроцилиндром не прямого действия, с канатным мультипликатором.
16.
Расположение гидроцилиндра относительно кабины.
- лифты с центральным расположением гидроцилиндра;
- лифты с боковым расположением гидроцилиндра.
Для справки: не стоит забывать, что лифт — это стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и, или, грузов, в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не превышает 15 градусов. Лифт — это еще и транспортное устройство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой, кабина которого перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями. Все лифты, без каких-либо исключений, должны быть оборудованы ловителями, которые, по принципу действия могут быть мгновенного и плавного (скользящего) действия. Лифт с монорельсом — лифт, в кабине которого закреплен подвесной путь (монорельс).
В зависимости от грузоподъемности лифта и его скорости, по назначению лифты подразделяют на:
- пассажирские лифты обычные грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг, скоростью 0,71; 1,0 и 1,4 м/с;
- пассажирские скоростные лифты грузоподъемностью 1000 и 1600 кг, скоростью 2 и 4 м/с;
- грузовые лифты общего назначения грузоподъемностью 500, 1000, 2000, 3200 и 5000 кг, скоростью 0,5 и 0,25 м/с, (последняя скорость распространяется на грузоподъемность 5000 кг);
- грузовые лифты с монорельсом грузоподъемностью 1000, 2000 и 3200 кг, скоростью 0,5 м/с;
- грузовые выжимные лифты (кабина или платформа приводится в движение силой, действующей снизу) грузоподъемностью 500, 1000, 2000 и 3200 кг, скоростью 0,5 м/с;
- грузовые тротуарные лифты (выжимные, кабина или платформа которых выходит на верхнем останова из шахты лифта) со скоростью 0,18 м/с и грузоподъемностью 500 кг; грузовые малые общего назначения грузоподъемностью 100 и 160 кг, со скоростью 0,5 м/с;
- грузовые малые магазинные лифты грузоподъемностью 100 кг и скоростью 0,25 м/с;
- грузовые больничные лифты грузоподъемностью 500 кг и скоростью 0,5 м/с.
Существует большое число лифтов специального назначения: пожарные лифты, вокзальные лифты, автомобильные лифты, театральные лифты, лифты мясокомбинатов, судовые лифты, лифты специальных высотных сооружений и т.д. Эти лифты проектируют и изготавливают по специальным техническим заданиям.
Возможно, Вам будет интересно узнать о новом ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов.
P.S. Не стоит забывать что, для безопасной эксплуатации лифта любой классификации необходимо соблюдать основнные требования к его безопасности и ежегодно проводить проверку узлов и механизмов лифта, в форме периодическое техническое освидетельствование. После того как нормативный срок службы лифта, истек, для определения возможности дальнейшего использования лифта по назначению, необходимо провести оценку соответствия в форме обследования. Соблюдение требований безопасности, при эксплуатации лифта — залог надежности, безопасности и комфорта при использовании лифта. Берегите лифты!
Источник: niic-ekspert.ru