Пассажирские лифты — неотъемлемая часть любой современной многоэтажки. Насколько они безопасны? И что произойдет, если внезапно оборвется трос, удерживающий его в шахте? А также другие опасности, подстерегающие вас в этом вертикальном транспорте.
Как устроен современный лифт
Несмотря на различные модификации и разновидности лифтов, общее их устройство выглядит примерно одинаково.
Фото: Depositphotos
Любой современный лифт состоит из следующих элементов:
- Кабина (пассажирская или грузовая)
- Механизм привода, включающий в себя двигатель и тяговую лебедку
- Противовес, уравновешивающий кабину. С его помощью меньше нагружается двигатель.
- Станция управления. Электронный шкаф-контроллер, на который поступают сигналы от кнопок управления и датчиков.
- Шахта с приямком. В приямке установлены буферы, которые способны значительно самортизировать силу удара кабины в случае обрыва.
Фото: liftspas.ru
Когда появился безопасный лифт
История лифтостроения уходит далеко в прошлое. Считается, что первые механические подъемники использовали еще при возведении египетских пирамид.
Открывание дверей лифта при помощи ключа с флажком
Намного позднее такие подъемники стали использовать повсеместно, в том числе и для перевозки пассажиров.
Во времена строительного бума, особенно актуальны стали строительные подъемники, но падали они настолько часто, что строительным компаниям приходилось доплачивать работникам за риски.
Так продолжалось до середины 19 века, когда наконец некто Элайша Отис продемонстрировал восхищенной толпе придуманный им лифтовый тормоз, который впоследствии так и прозвали — «Ловитель Отиса».
Почему лифт не падает в шахту
Почему же кабина не падает в шахту? Кабина подвешена в шахте на нескольких тросах, обычно от 4 до 7 и перемещается по специальным неподвижным направляющим наподобие рельсов.
Даже один такой трос способен удержать её в шахте, поэтому обрыв сразу всех тросов практически исключен. Всего для предотвращения падения кабины в шахту, предусмотрены около 30 электронных и 5 механических защит.
Что будет если все тросы лифта оборвутся
Допустим все же все тросы оборвались. Что тогда?
На помощь придет механическое устройство безопасности — ограничитель скорости. Это вращающийся шкив, который установлен в машинном помещении (в самом верху шахты). Он соединен со шкивом, установленным в приямке (внизу шахты)
Ограничитель скорости. Фото: naladchik2006.ru
Ограничитель скорости имеет две канавки, по которым перемещаются канаты, не связанные с тяговыми тросами. Нижний шкив снабжен системой грузов и электронным выключателем. Груз регулирует необходимое натяжение канатов.
Ограничитель скорости — это не совсем обычный шкив. Внутри он имеет специальный кулачковый механизм, который настроен на определенную скорость вращения.
Принцип действия кулачкового механизма. Фото: slide-share.ru
К кабине крепится система ловителей. Это два металлических «башмака» клиновидного типа. Кабина как бы скользит на этих башмаках по направляющим. К ловителям крепится также металлическая тяга, которая прикреплена к контрольному тросу ограничителя скорости.
Попытка открыть шахту лифта палкой
При превышении скорости вращения эти кулачки под действием центробежной силы выдвигаются и заклинивают шкив. Что в свою очередь вызывает трение контрольного троса о канавку. Контрольный трос не успевает за скоростью кабины и неизбежно тянет тягу за собой.Тяга, в свою очередь, вызывает срабатывание ловителей и они за счет своей клиновидной формы останавливают лифт на своих направляющих, то есть зажимают их.
Ловители. Фото: yaplakal
Поэтому даже если все тросы, удерживающие кабину, одновременно оборвутся, лифт успеет пролететь от силы пару метров, а потом неизбежно его заклинит на направляющих.
В современных лифтах кроме механических ограничителей существует несколько электронных систем защит, которые настроены на определенные параметры положения лифта и не дадут ему упасть.
Один из таких электронных устройств — контрольный выключатель слабины тросов.
Тяговые тросы, поднимающие и опускающие кабину лифта настроены на определенное натяжение.
Когда они стареют, они неизбежно начинают вытягиваться. Но на этот случай под ними установлена специальная площадка по типу детской качели-маятника, под которой установлен датчик.
В случае, если хоть один из тросов ослабнет, под действием силы тяжести он нажмет своим концом на эту площадку и контрольный выключатель сразу остановит лифт до прихода персонала.
Открылась дверь, а лифта нет. Фото: basik.ru
Еще одна современная страшилка. Вы вызываете лифт, перед вами открывается дверь, а там только пугающая пропасть шахты. К счастью, это невозможно. Современные лифты устроены таким образом, что внешние двери не могут открыться в отсутствии самой кабины. Именно на кабине расположено устройство, которое при контакте с дверями автоматически их открывает.
В здании пожар, а вы находитесь в лифте
Есть ли вероятность, что при пожаре лифт застрянет или распахнет двери на этаже, где бушует пожар? Современные лифты устроены таким образом, что если вы окажетесь внутри во время пожара, он автоматически спустится на нижний этаж здания и только тогда откроется дверь. Таким образом исключена возможность остановки кабины на горящих этажах или застревание в шахте.
Несмотря на это, не стоит забывать, что пользование лифтом во время пожара категорически запрещено. Шахта является источником высокой тяги, а замкнутое пространство кабины небезопасно при пожаре.
Теперь вы знаете, почему лифт не падает в шахту, а также что пользоваться современным элеватором абсолютно безопасно. Надеемся, что наша статья помогла кому-то избавится еще от одной распространенной фобии.
Это тоже интересно:
- Как подобрать код к домофону
- Как проехать в лифте и не заразиться коронавирусом: безумные китайские способы
- Ученые предложили реалистичную модель лифта до Луны
Источник: hi-tech.mail.ru
Открываем ДШ лифта трехгранным ключом
Как открыть двери лифта во время движения изнутри + лифт сломался!
Как открыть двери лифта
Отпирание дверей кабины лифта
Открывание дверей лифтовой шахты ключом с резьбой и прорезью
Замена лифтов или как я не могу открыть ДШ
Как открыть створку грузового лифта
Устройство балки дверей шахты ДШ
Как сделать трёхгранный ключ? Самостоятельно делаем треугольный ключик для щитовых за 120 секунд 🙂
Открываем малую створку в лифте
У Лифта при открытии заклинил замок ДШ
Как открыть лифт самодельным ключем.
Как открыть дополнительную створку двери грузового лифта//Как загрузить крупногабаритный груз в лифт
Источник: autotaller.ru
Устройство для аварийного открывания дверей шахты лифта
Сущность: устройство содержит выпрямитель 1, резервный источник питания 2, преобразователь 3, пуско-переключающий блок 5, реле подключения электросистемы экстренной остановки 11, блок контактов 3, включающий реле контроля напряжения 12, два замыкающих контакта 6, 4, и три размыкающих контакта 7, 9, 10. 5-4, 5-10-11-8-7-2-6-1, 12-1. 1 ил.
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию и может быть использовано преимущественно в лифтостроении для открывания автоматических замков раздвижных дверей шахты лифта при аварийных ситуациях.
Известно устройство для аварийного открывания дверей шахты лифта, содержащее цилиндрический корпус, смонтированный внутри корпуса соосно последнему поворотный валик, на выступающем конце которого закреплен радиально расположенный поводок, пружину и ключ с цилиндрической головкой для заведения в кольцеобразную полость между корпусом и наружной поверхностью валика.
Известное устройство не обеспечивает в полной мере безопасность пользования лифтом, так как открывание дверей шахты лифта при аварийной ситуации производится обслуживающим персоналом, находящимся вне кабины лифта.
Известно также устройство для аварийного открывания дверей шахты лифта, имеющее двуплечий рычаг с роликом, установленный на оси, закрепленной на каретке, на одном из плеч рычага имеется палец, который при повороте рычага воздействует на подвижную защелку автоматического замка, закрепленного на балке лифта и разобщает ее с неподвижным упором, закрепленным на каретке. Двуплечий рычаг поворачивается посредством поводка, укрепленного на валике, который в свою очередь поворачивается специальным ключом. Валик с поводком укреплен на створке двери шахты.
Однако и данное устройство не обеспечивает безопасность пользования лифтом, ибо открывание дверей шахты лифта при аварийной ситуации, например отключение электроэнергии при пожаре, землетрясении также производится обслуживающим персоналом, находящимся вне кабины лифта, и которого может не оказаться на месте при аварийной ситуации, а также необходимость определять на каком этаже нужно открывать дверь влечет за собой потерю времени с вытекающими отсюда последствиями.
Наиболее полно вопрос обеспечения возможности своевременно покинуть кабину лифта при аварийной ситуации без помощи извне, например при пожаре, решает устройство, принятое в качестве прототипа, имеющее резервный источник электропитания, представляющий собой 12-вольтовую аккумуляторную автомобильную батарею, выпрямитель, преобразователь напряжения и пускорегулирующую аппаратуру.
Однако данное устройство обладает рядом недостатков, снижающих его надежность и безотказность. Автомобильные аккумуляторные батареи подвержены саморазряду, испарению электролита, что существенно снижает их электрические возможности. Аккумуляторные батареи требуют для своего изготовления дефицитный материал, имеют сравнительно малый срок службы и большой вес. Все это вместе взятое снижает надежность и безотказность работы устройства.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик лифта путем обеспечения возможности открывания дверей шахты лифта при обесточивании.
Указанная цель достигается тем, что устройство имеет в качестве резервного источника питания конденсаторную батарею, блок контактов, включающий реле контроля напряжения с двумя замыканиями и тремя размыкающими контактами, реле подключения электросистемы экстренной остановки кабины и открывания дверей шахты лифта. Конденсаторная батарея подключена через первый замыкающий контакт к выпрямителю, а через первый размыкающий контакт — к преобразователю напряжения. Преобразователь напряжения одним выходом соединен с реле подключения электросистемы экстренной остановки кабины, которое в свою очередь через третий размыкающий контакт подключено к пуско-переключающему блоку, а вторым выходом преобразователь напряжения через второй размыкающий контакт также подключен к пуско-переключающему блоку. Блок контактов управляется реле, постоянно подключенное к выпрямителю.
Использование в качестве резервного источника питания конденсаторной батареи, блока контактов, автоматически включающее электросхему экстренной остановки кабины и открывания дверей шахты лифта при исчезновении напряжения от внешнего источника питания, а также простота устройства и обслуживания существенно улучшают эксплуатационные характеристики лифта и существенно отличает заявленное устройство от прототипа.
На чертеже показана принципиальная электрическая блок-схема устройства.
Устройство для аварийного открывания дверей шахты лифта включает выпрямитель 1, конденсаторную батарею 2, блок контактов 3, управляющий реле контроля напряжением, имеющим два замыкающих контакта 4 и 5 и три размыкающих контакта 6, 7 и 8. Конденсаторная батарея 2 через первый замыкающий контакт 4 подключена к выпрямителю 1, а через первый размыкающий контакт 6 — к преобразователю напряжения 9, один выход которого через второй размыкающий контакт 7 соединен с пускопереключающим блоком 10, который через второй замыкающий контакт 5 соединен с внешним источником питания. Второй выход преобразователя напряжения 9 подсоединен к реле экстренной остановки 11, которое в свою очередь через третий размыкающий контакт 8 подсоединено к ППБ 10. Блок контактов 3 управляется посредством реле 12, постоянно подключенное к выпрямителю 1.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении напряжение от внешнего источника питания поступает на выпрямитель 1 и от него выпрямленное напряжение подается на реле 12, в результате контакты 4 и 5 удерживаются в замкнутом состоянии, а контакты 6, 7 и 8 — в разомкнутом. Через замкнутый контакт 4 напряжение подается на ППБ 10 и от него во все электросистемы в электрооборудовании лифта, а через замкнутый контакт 5 напряжение от выпрямителя 1 подается на конденсаторную батарею 2. Лифт готов к работе.
Для пользования лифтом необходимо кнопкой «Вызов», находящейся снаружи дверей шахты лифта на лестничной площадке, вызвать кабину лифта, например на первый этаж. Кабина, дойдя до первого этажа, останавливается, дверь открывается и пассажир входит в кабину. Далее пассажир нажимает кнопку приказа, например седьмого этажа, и кабина закрывается и движется на заданный этаж. Во время движения кабины, если у пассажира возникает необходимость выйти раньше, например на шестом этаже, то пассажир, когда кабина минует четвертый этаж нажимает кнопку «Стоп». В этом случае кабина доходит до ближайшего этажа по ходу движения, в нашем случае до пятого этажа, и останавливается, двери открываются и пассажир покидает кабину.
При исчезновении напряжения во внешней сети срабатывает реле 12, в результате контакты 4 и 5 размыкаются и отключают внешний источник питания от ППБ 10 и от конденсаторной батареи 2, а контакты 6, 7 и 8 замыкаются и подключают конденсаторную батарею 2 ко всем электросистемам лифта через преобразователь напряжения 9. Напряжение от преобразователя 9 подается на реле экстренной остановки 11, которое включает электросхему экстренной остановки, что равносильно нажатию кнопки «Стоп». Кабина, дойдя до ближайшего этажа по ходу движения, останавливается, дверь шахты лифта открывается и пассажир покидает кабину. При появлении напряжения во внешней сети реле 12 срабатывает и подключает все электросистемы лифта к внешнему источнику питания и конденсаторную батарею 2 к выпрямителю.
Использование конденсаторной батареи обеспечивает открывание дверей шахты лифта при отключении внешнего источника, так как она все время находится на зарядке и не нуждается в повседневном контроле.
Поскольку на изготовление конденсаторов используются не дефицитные материалы, снижается стоимость устройства, а отсутствие электролита значительно упрощает обслуживание.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ ШАХТЫ ЛИФТА, включающее резервный источник питания, преобразователь, пуско-переключающий блок, выпрямитель, соединенный с внешним источником питания, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик лифта путем обеспечения возможности открывания дверей шахты лифта при обесточивании, оно снабжено блоком контактов, включающим реле контроля напряжения с двумя замыкающими и тремя размыкающими контактами, реле подключения электросистемы экстренной остановки, а резервный источник питания выполнен в виде конденсаторной батареи, при этом конденсаторная батарея подключена через первый замыкающий контакт к выпрямителю и через первый размыкающий контакт — к преобразователю напряжения, выход которого соединен через второй размыкающий контакт с пуско-переключающим блоком и через второй замыкающий контакт — с внешним источником питания, преобразователь напряжения подключен также через последовательно соединенные реле подключения электросистемы экстренной остановки и третий размыкающий контакт — к пускопереключающему блоку.
Источник: findpatent.ru
Как открыть двери шахты лифта
+7 (499) 322-94-40
- Главная
- Неисправности лифтов и ремонт лифтовой электроники
Основные причины возникновения неисправности лифта
Неисправности и неполадки в работе лифтов и лифтового оборудования происходят по различным причинам, основными из которых являются:
• Случайное повреждение деталей и узлов лифта
• Несовершенство лифтовой конструкции
• Некачественное изготовление лифта и лифтовых деталей
• Некачественный монтаж лифтового оборудования
• Низкое качество обслуживания лифтов
• Несоответствие отдельных узлов фактическому режиму работы.
В процессе работы лифтов необходимо своевременно и быстро выявлять причины неисправности лифтового оборудования и устранять их.
Неисправности, при которых лифт должен быть остановлен до устранения неисправностей
• Груженая кабина приходит в движение с открытой дверью шахты или кабины с открытой дверью шахты.
• Двери кабины с автоматическим приводом открываются при движении или между этажами.
• При нажатии на кнопку вызова груженая кабина приходит в движение, а порожняя нет.
• Кабина приходит в движение самостоятельно.
• При нажатии на кнопки приказов двери с автоматическим приводом не закрываются или по выполнении приказа не открываются.
• Кабина вместо движения вверх движется вниз или наоборот.
• Точность автоматической остановки кабины превышает нормативную величину.
• Кабина не останавливается на посадочной площадке, на которую она вызвана или направлена по приказу.
• Дверь шахты можно открыть при отсутствии кабины на посадочной площадке без применения специального ключа.
• При нажатии на кнопку «Стоп» кабина не останавливается.
• На лифтах, подключенных к диспетчерскому пульту, не работает двусторонняя переговорная связь или не поступают сигналы с лифта на пульт оператора. Не действует сигнализация из кабины и вызова обслуживающего персонала (для грузовых и больничных лифтов).
• При работе лифта появляются посторонний шум, резкие толчки, ощущается запах гари.
• Не освещены кабина или площадки перед дверями шахты.
• Повреждено ограждение кабины или шахты.
• Разбито стекло смотрового окна в дверях шахты или кабины.
• Отсутствуют или разбиты толкатели кнопочных элементов вызывных или приказных аппаратов, и имеется доступ к оголенным токоведущим частям электрооборудования.
• Металлоконструкции шахты или корпуса электроаппаратов находятся под напряжением.
Все неисправности лифтов можно разделить на неисправности, связанные с электроникой или электрической частью и механической частью лифтового оборудования. В данной статье мы рассмотрим вопросы ремонта лифтовой электроники.
Неисправности лифтов, связанные с электрикой и электрооборудованием и их причины
Неисправность: Кабина (с пассажиром) самопроизвольно идёт до какого — либо этажа
Возможная причина: Обрыв общего провода кнопочного аппарата. Залипание реле этажа, на который самопроизвольно идёт кабина.
Неисправность: При включении рубильника выходит из строя автомат
Возможная причина: Короткое замыкание в обмотках трансформатора или в силовой цепи
Неисправность: При нажатии кнопки вызова этажа, на котором находится порожняя кабина лифта, кнопка залипает, но двери не открываются
Возможная причина: Неисправна цепь реле, неисправна катушка реле, есть обрыв в катушке реле
Неисправность: При нажатии на одну из кнопок приказа кнопка залипает, другие работают исправно
Возможная причина: Неисправна электроцепь кнопки приказа данного этажа. Пробой или обрыв в катушке кнопки приказа данного этажа
Неисправность: Кабина лифта приходит в движение при открытых дверях кабины и шахты
Возможная причина: Неисправно реле, неисправны блокировочные контакты дверей шахты и кабины
Неисправность: Кабина лифта на малой скорости проходит заданную остановку, останавливаясь на следующей
Возможная причина: Зазор между датчиком и шунтом данного этажа больше нормы.
Неисправность: Не горят лампы освещения кабины
Возможная причина: Перегорели лампы освещения кабины. Не включаются контакты
Неисправность: При включении главного рубильника сгорают предохранители
Возможная причина: Короткое замыкание в обмотках трансформатора или в проводах
Неисправность: Не горят лампы аварийного освещения кабины
Возможная причина: Перегорали лампы аварийного освещения отсутствует напряжение на зажимах
Неисправность: Не работает автоматический привод дверей
Возможная причина: Вышел из строя электродвигатель, обрыв ремня или ослабло крепление кулачков
Неисправность: Лифт при пуске не приходит в движение
Возможная причина: Отсутствует напряжение на линии
Безусловно список возможных неисправностей можно продлить до бесконечности. Все запчасти, связанные с электрической частью можно условно разделить на ремонтопригодные и требующие безусловной замены.
В лифтах есть дорогостоящие узлы электроники, которые гораздо выгоднее отремонтировать вместо прямой замены, к ним относятся:
• Сервоприводы и серводвигатели
Ремонт лифтовой электроники
Лифтовое оборудование очень технологично, оно состоит их электронной и механической частей. Вся механическая часть лифтовой системы управляется и контролируется электроникой. Но, как и любая электроника, платы управления и другие электронные блоки лифтовой системы очень восприимчивы к перепадам напряжения и некачественной подаче электроэнергии. Выход из строя даже одного электронного блока лифтовой системы может привести к полной остановке лифта и соответственно прекращению эксплуатации.
Электронные блоки управления и безопасности лифта очень дорогостоящее оборудование и в случае выхода его из строя требуется выполнение его замены. Выполнение таких работ требует профессионализма и опыта.
Электронные блоки управления чаще всего поставляются под заказ, что влечет долгий простой лифтового оборудования. Одним из вариантов решения проблемы является выполнение компонентного ремонта лифтовой электроники.
Компонентный ремонт лифтовой электроники
Как и перед любым ремонтом, в случае ремонта лифтовой электроники, требуется выполнение полной диагностики блока лифтовой системы. Специалист, выполняющий ремонт, выполняет разборку блока, его очистку от пыли и грязи. При помощи специального диагностического оборудования выполняется детальная диагностика всех компонентов электронного блока.
Этот процесс требует большой внимательности, знаний и опыта работы с лифтовым оборудование разных производителей. Выявленный неисправный компонент или группа компонентов демонтируется, а на их место устанавливаются новые. При таком ремонте очень важно соблюдать полную совместимость новых компонентов, т.к. установка неподходящего компонента может привести к полному выходу из строя всего блока. Доверять такой ремонт лучше всего специалистам, которые имеют большой опыт работы.
Лифтобзор.РУ рекомендует доверить свой ремонт только специализированным компаниям, связанных с рынком лифтов и имеющих большой опыт ремонта лифтового оборудования. Одной из таких компаний является эксперт рынка лифтовой электроники компания — «EIT сервис».
Специалисты компании «EIT сервис», выполняют выездную диагностику и ремонт лифтового и подъемного оборудования любых производителей. Мы ремонтируем электронные компоненты лифтов:
• Сервоприводы и серводвигатели
Сотрудники «EIT сервис» готовы в кратчайшие сроки выполнить ремонт и настройку электронных компонентов лифта, что позволит минимизировать время простоя его лифта. В распоряжении компании современное оборудование для диагностики, грамотные специалисты и наличие запчастей, необходимых для выполнения ремонтных работ.
Помимо ремонта электронной части блока, выполняется замена его механических компонентов: сальники, прокладки, подшипники и прочее. Компания «EIT сервис» работает с оборудованием известных, заслуживающих доверие брендов.
Компания «EIT сервис»
Тел: +7 (495) 431-37-73
Аварийная служба ( 24 / 7 ): 8 (800) 302-20-04
Источник: liftobzor.ru