Как охотники рода оленя готовились к охоте

Как охотники рода Оленя готовились к охоте?

От нашего клиента с логином upCzoqEUf на электронную почту пришел вопрос: «Как охотники рода Оленя готовились к охоте?» это здание мы отнесли к разделу ЕГЭ (школьный). Так как клиент является зарегистрированным пользователем нашего сайта, то мы бесплатно предоставим ответ.

ЕГЭ (школьный) — довольно сложный раздел, здесь действительно попадаются вопросы, которые даже у специалиста с законченным высшим образованием поставят в тупик при подготовке правильного ответа. Но мы известны тем, что сложности нас не останавливают, а наоборот развивают и расширяют наши знания.

Вы спрашивали Как охотники рода Оленя готовились к охоте?? — отвечаем:

Красная Головам Большеухий отправились охотиться. С ними увязался Малыш — мальчишка, ещё не прошедший обряда Посвящения. Его мать рано умерла, и Малыша выкормила старшая женщина рода. Он был мал ростом, но никто лучше него не умел «читать» следы зверей.
Осмотрев сверху долину, юноши заметили стадо пасущихся бизонов за рекой; в перелеске мелькнули олени. Легко одетые, с мешками за спиной, палицами у пояса, охотничьими ножами в сумках, с тяжёлыми рогатинами, острия которых сверкали светло-серыми кремневыми наконечниками, и лёгкими дротиками в руках, юноши покинули стойбище. Уходя в поход, они положили в свои сумки бычьи рога, а в них — сухие палочки и трут — — на случай если понадобится добыть огонь. Этим мастерством особенно хорошо владел Красная Голова.

Охота на водяного оленя. Как приготовить седло водяного оленя. FARMING THE WILD (Охотник и рыболов)

Источник: xn—-7sbapcyiojdlglffl.xn--p1ai

Как охотники рода олени готовились к охоте?

Ответь пожалуйста на мой вопрос страница 28 номер 7 4 класс татарский язык перевод 1 часть меня на этой странице есть фото перевод и скажу и Скажу правильный ответ.

Anyaa123 1 февр. 2022 г., 08:38:02 | 5 — 9 классы

Кто главные герои в рассказе ЗАПИСКИ ОХОТНИКА ?

Кто главные герои в рассказе ЗАПИСКИ ОХОТНИКА ?

ЗА РАНЕЕ СПАСИБО))).

792161600996 1 янв. 2022 г., 07:57:38 | 1 — 4 классы

Как ты думаешь, чем являются гербы для государства, рода, семьи?

Как ты думаешь, чем являются гербы для государства, рода, семьи?

Kisa9902091 7 апр. 2022 г., 16:01:48 | 5 — 9 классы

Какие требования предъявляют к качеству готовых молочных блюд?

Какие требования предъявляют к качеству готовых молочных блюд?

Вика1010101010 19 апр. 2022 г., 13:42:39 | 5 — 9 классы

Срочно ?

По инженерной графике

есть задание там 26 вариантов заданий , их надо сделать в компасе , есть готовые проекты с этими чертежами ?

Коллективная охота на копытных / готовим и выпиваем на кровях / загонная / лось / олень / кабан

Moli418 18 апр. 2022 г., 05:40:03 | 5 — 9 классы

Страна, место, где родился человек, 6 букв кросворд?

Страна, место, где родился человек, 6 букв кросворд.

ParadoxxZver 1 мая 2022 г., 14:31:45 | 5 — 9 классы

Из чего готовят блюдо «котлета по — киевски»?

Из чего готовят блюдо «котлета по — киевски»?

Узнайте историю этого блюда.

Какова технология его приготовления

Bkmzzz 5 янв. 2022 г., 14:31:26 | 5 — 9 классы

Сколько мне лет?

Сколько мне лет?

Я родился в 2005.

Svetlana152001 11 янв. 2022 г., 03:48:25 | 1 — 4 классы

Мужской и жениский средний род в нем?

Мужской и жениский средний род в нем.

75287k 28 апр. 2022 г., 10:18:58 | 5 — 9 классы

В какой последовательности готовят плодово — ягодные консервы?

В какой последовательности готовят плодово — ягодные консервы?

Andrey97 14 апр. 2022 г., 06:07:51 | 1 — 4 классы

Нужен проэкт в школу» как растения готовятся к зиме» с фото и кратким описанием?

Нужен проэкт в школу» как растения готовятся к зиме» с фото и кратким описанием.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Как охотники рода олени готовились к охоте?, относящийся к категории Другие предметы. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 1 — 4 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы.

Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Последние ответы

WikaMlerkaaTOU 29 июн. 2022 г., 02:00:22

Это суждение о геоцентризме принадлежит Клеомеду.

Vanica 28 июн. 2022 г., 23:50:45

Брак — в семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов заключается в органах записи актов гражданского состояния. ЛЮБОВЬ – глубоко позитивное чувс..

DjamKoroleva 26 июн. 2022 г., 09:43:30

Урюпинск. Музей козы . Открыт с 2003.

Масянчик 25 июн. 2022 г., 20:46:07

Напиши всё о своей школе например напиши где твоя школа находится это первое 3) на каком языке проводятся уроки 4) какие курсы праводятся в твоей школе 6) чем занимаются ученики в своё свободное время 6) какие есть допалнительные.

No7teikaAlinEnny 23 июн. 2022 г., 04:36:30

Адам өз өмірінде ең бастысы мамандық таңдаудан жаңылмауы қажет. Әркімнің өзіне етене жақын, жанына жағымды мамандық таңдау сәті — асқақтаған арманының ең бірінші баспалдағы. Мамандығыңды таңдаған сәтте сол кәсіптің білгірі болуы шарт. Менің қалаға..

Niekrasova2005 22 июн. 2022 г., 08:10:42

Эмм. Размытость в глазах.

Источник: drugie-predmety.my-dict.ru

Как и зачем охотились на оленей?

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
…О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Иван Бунин

Охота на оленей — сюжет, знакомый ещё по пещерным росписям времён верхнего палеолита. Считается, что именно эти животные были основным источником пищи для наших предков — кроманьонцев.

Лукас Кранах Младший, «Охота на оленя курфюста Иоганна Фридриха», 1544 г.

Лукас Кранах Младший, «Охота на оленя курфюста Иоганна Фридриха», 1544 г. Фото: artchive.ru

На рисунке, сделанном около 13000 лет до н.э. в пещере Труа-Фрер (Франция), можно даже увидеть странное человекоподобное существо с оленьими рогами и хвостом. То ли это какой-то тотемный дух, то ли шаман, играющий своеобразную роль в древнем охотничьем ритуале.

Слева — пещерный рисунок из Вальторты (Восточная Испания). Справа — «колдун». Эскиз Анри Брёйля

Выследить и убить оленя было для первобытного охотника нелёгкой задачей, пока человек не обзавёлся помощниками в лице собак, а затем и лошадей.

Ну, а для аристократов Средневековья охота на животных стала уже не столько средством пропитания, сколько своеобразным спортивным развлечением. И среди всех охотничьих трофеев самым престижным по-прежнему считался олень — причём не какой попало, а крупный самец, на рогах которого должно было быть не менее десяти отростков. Восхищение красотой этого животного ничуть не мешало его убивать. Напротив, такая «благородная» добыча вполне соответствовала статусу феодальных господ.

Недаром средневековая знать издавна ревностно охраняла свои охотничьи угодья. Иногда их даже огораживали, создавая т.н. «оленьи парки». Например, в «Книге Страшного Суда» (своеобразной переписи 1086 года, которую провёл в Англии Вильгельм Завоеватель) упоминается целых 36 подобных парков.

Каждый же, кто несанкционированно охотился в королевском лесу (как тот же легендарный Робин Гуд), объявлялся браконьером и мог быть убит прямо на месте преступления. Если же в лесу обнаруживали лишь останки убитого животного, жителям окрестных сёл давались сутки, чтобы найти и выдать страже виновного. В ином случае, на всех жителей налагался огромный штраф, мотивирующий их действовать по принципу «Разбёремся, как следует, и накажем кого попало».

Как и зачем охотились на оленей?

Охота феодала часто превращалась в настоящий праздник, обставленный по высшему разряду — с приглашёнными гостями, пирами, песнями, байками. Кроме того, в охоте принимало участие большое количество слуг, на которых и ложилось основное бремя подготовки мероприятия.

Согласитесь, что бы это был за праздник, если бы сеньору приходилось полдня выслеживать оленя, а затем ещё полдня гоняться за ним по всем окрестностям с неизвестным результатом? Поэтому накануне охоты егерь с помощниками выслеживал подходящую особь и заранее продумывал, по какому маршруту будет её загонять. В назначенный день ищейка «поднимала» оленя, охотники трубили в рога и спускали на жертву своры борзых. Когда у загнанного животного уже не было сил бежать, собак придерживали, чтобы сеньор мог собственноручно заколоть жертву копьём или мечом.

Гастон Феб, граф де Фуа, «Книга об охоте» (XIV век):

«Хороша охота на оленя, ведь какое это славное дело — оленя выслеживать, и славно, когда он разворачивается и срывается с места, и славно гнать его, и славно загонять, и славно слышать собак, лающих на него, сгоненного в воде или на суше, и славно отдавать собакам причитающееся, и славно свежевать его, и разделывать, и отрезать каждому его долю, славная и хорошая добыча — крупная дичь. Славный и отрадный зверь — олень, и я почитаю охоту на него самой благородной».

Как и зачем охотились на оленей?

Интересно, что знатные дамы тоже принимали участие в этой кровавой забаве — причём нередко самое непосредственное. Мечом они, конечно, не махали, но могли расстреливать оленей прямо из лука, что видно на многих средневековых изображениях.

Вы только послушайте, с каким восторгом описывает охоту одна из дам в книге Генриха де Феррьера «О короле Модусе и королеве Рацио» (XIV век):

«С раннего утра охотники выслеживали оленя, и вот выследили; теперь мы спокойны: смех, игры, забавы. Рыцари и дамы веселятся, потом устраивают угощение на траве, и кто знает интересные истории, рассказывает их. Вот все садятся в седла.

Тот, кто выследил дичь, едет впереди со своей борзой и находит свой знак — сломанные ветки; борзая берет след, и все направляются за ней, скачут, кричат. Кто любит этот обычай, тому очень приятно в лесу. Когда борзая находит оленя, охотник трубит длинное „слово“, и спускают собак. О! Тогда вы слышите звуки рогов.

Если лес хороший и легко проходимый, если свора многочисленна, то эти голоса и этот лай под высокими деревьями наполняют сердце радостью. Дамы вырываются вперед, видят убегающего оленя; он велик, у него красивая голова. За ним гонятся, кричат, трубят в рога; лай усиливается так, что, кажется, заглушил бы и трубы Страшного Суда».

Из поэмы раннего Средневековья: «Она прекрасна и добра, / И великолепен её конь. / Собаки чуют кровь оленей, / И рога звук её зовет…»

Разумеется, охота на оленя не была просто забавой (как та же охота на лис), ведь оленина — мясо исключительно вкусное и питательное. Недаром в XX веке люди начнут разводить оленей на специальных фермах. Такие фермы есть в США, Ирландии, Великобритании, Германии. Однако лидером на рынке оленины оказалась… Новая Зеландия, где завезённые олени чувствуют себя так же комфортно, как и завезённые до этого овцы.

Читайте также:  Туннельное зрение что это

Оленьи рога тоже идут в дело. Из них делают декоративные изделия — ручки зонтов, рукоятки ножей. Или просто украшают ими стены — причём иногда вместе с головой. Лично я ни за что бы не согласился жить в доме, обвешанном головами и обставленном чучелами (музеи — не в счёт). Зато в детстве на стене моего дома висели лакированные рога косули, играющие роль вешалки.

Подобные детали интерьера вообще были весьма популярны в советские времена и даже нашли своё отражение в мультике «Леопольд и золотая рыбка».

Нарезанные панты

Однако наиболее ценными являлись неокостеневшие молодые рога оленя — панты. Их издревле применяли в китайской и корейской медицине как средство, придающее человеку силы и замедляющее старение. Тонизирующие качества пантов оценила и советская медицина — она производила на их основе водно-спиртовой экстракт «Пантокрин», который рекомендовался при переутомлении и неврастенических заболеваниях.

Ценилась и оленья кожа — прочная и мягкая. Например, из лосиной замши во времена Петра I шились камзолы и штаны. Говорящее название таких штанов — «лосины» — дожило до наших дней (правда, сейчас оно относится ко всем видам обтягивающих штанов — причём преимущественно женских). А вот мех взрослого оленя оказался слишком ломким.

Другое дело — знаменитый пыжик. Изначально «пыжиком» прозвали северного оленёнка в возрасте от одного до шести месяцев. Именно его мех — пушистый, тёплый, блестящий — шёл на изготовление пыжиковых шапок. В царской России эти коричневые шапки вместе с зелёными мундирами носили петербургские студенты на Фонтанке. Подобное сочетание напоминало окраску чижей, из-за чего студенты получили прозвище «чижики-пыжики», увековеченное в известной песне:

— Чижик-пыжик, где ты был?
— На Фонтанке водку пил…

Как и зачем охотились на оленей?

В Советском Союзе 1950−70-х годов пыжиковая шапка была объектом гордости и престижа. Стоила она недёшево и достать её было нелегко. То, что в фильме «Девчата» (1962) уральский работяга Илья ставит на спор свою пыжиковую шапку, говорило о многом.

Однако большинству народа приходилось обходиться дешёвыми шапками из кроличьего или заячьего меха, а пыжик облюбовала партноменклатурная элита. Появилась даже шуточная загадка: «Почему в СССР пыжики стоят, а зайчики идут?» Дело в том, что во время торжеств руководство, как правило, стояло на трибуне и оттуда приветствовало проходящую мимо демонстрацию…

Чтобы оленье поголовье не снижалось, охоту стали строго регламентировать. В США это привело к тому, что олени стали не менее опасны для людей, чем люди для оленей. Разумеется, речь идёт об автокатастрофах, спровоцированных внезапно выбегающими на трассу оленями (мы хорошо знаем об этом из американских фильмов).

Согласно статистике, ежегодно происходит до полутора миллионов таких столкновений, из которых около 150 оказываются летальными не только для оленей, но и для людей. Ну, а если выживешь, то не факт, что тебе не впаяют штраф. Недаром на американских дорогах можно встретить предупреждающий знак: «Осторожно! Здесь бегают олени».

Источник: www.shkolazhizni.ru

ТРАДИЦИИ ТЕЛЕНГИТОВ В ОБЛАСТИ ОХОТЫ

Весь жизненный строй коренного населения Алтая: бытовая деятельность, этика поведения, ритуальная практика- все это базировалось на одухотворении природы. Алтайцы верили, что стихийные силы природы имеют своих духов- хозяев, с которым человеку необходимо выстраивать гармоничные отношения.

Родовые горы, заповедные места, тайга, целебные источники и реки для всех жителей Алтая были священными, им поклонялись, совершали моления. Посещение священных мест: источников, горных перевалов, а так же промысловых угодий происходило по строгим правилам и с обязательным проведением всех обрядов.

Алтайское население верит, что тайга имеет богатого и сильного «Хозяина»- владельца многочисленного скота, то есть промысловых зверей. Существует ряд запретов, примет и поверий, связанных с охотой. Алтайцы отправляясь в тайгу, обязательно совершают обряды перед охотой и во время промысла и придерживаются в тайге строгих правил поведения.

Перед отправкой на промысел, перед моментом вступления во владение «духа-хозяина» территории, охотничья артель устраивала ему особое моление, испрашивая себе удачи, а по возвращении с промысла благодарила его новым жертвоприношением. Перед отправлением на промысел пушного зверя проводится обряд кропления жидкой ячменной кашицей, сваренной из талкана, покровителю охоты.

Он заключается следующим. Охотник произносит текст заклинания и брызгал кашицу из деревянной ложки на изображение духа охоты. В тайге охотники построив шалаш, так же совершали кропление не соленной ячменной кашицей Хозяину тайги, кедру, под которым выстроен шалаш и Духу огня, так же подвязывали на дерево ленту — Кыйра (Рис. 35).

Во время промысла членам охотничьей артели запрещалось рубить можжевельник — арчын. Нарушение этих запретов вызывало ненастную погоду и другие беды. Во время коллективной охоты запрещались ссоры и ругань между охотниками, так как все это могло разгневать «Хозяина горы» или «Хозяина тайги» в местах, где происходил охотничий промысел и охотников постигала неудача (Муйтуева В.А. и др.,1996).

Ленты-Кыйра

Рис. 35. Ленты-Кыйра

3.1 Традиции теленгитов по данным опроса Улаганского населения

1. Перед отправкой на промысел охотник благословляет хозяина горы, на которую идет (Вяжут белую ленту — кыйра на деревья, угощают молоком хозяина тайги, окропляя с деревянной ложки).

2. Во время промысла не стреляют в меченых животных, которые чем-то выделяются от остальных (окраской, особым пятном, вожаков) иначе дух этого животного будет мстить.

3. Никогда не перешагивают через ружьё, особенно женщинам. Так же охотники разговаривают со своим ружьем как с другом.

4. Перед тем, как сесть кушать, обязательно угощают костер, который разведен в тайге, просят благословления.

5. К охоте тщательно готовятся, чтобы ничего не забыть, если что-то забыть — считается плохой приметой.

6. У каждого рода есть свое священное животное, на которое запрещено охотиться.

7. Запрещается в тайге кричать, шуметь, ругаться, дабы не разозлить хозяина тайги.

8. После промысла нужно обязательно поделиться добычей с соседями родственниками.

9. Ни в коем случае нельзя стрелять в гуся каменного (варновку), так как она как лебедь, верна своей паре всю жизнь.

10. Улаганцы никогда не стреляют в голубей.

11. Не стреляют в глухаря, так как считается что эта птица мстительная, и охотника после убийства преследуют несчастья.

12. Нельзя убивать выдру, она считается зверем-шаманом (Кам). Если убить это животное то тогда умрет кто-то из родных охотника.

13. Весной никогда не стреляют самок

3.2 Традиции алтайских охотников

Особенность алтайского охотничьего культа заключается в том, что он тесно переплетается с национальным музыкальным искусством алтайцев — каем. Охотники, отправляясь в тайгу, часто приглашают с собой кайчи, чтобы тот, услаждая слух духов тайги и родовой горы, вызывал тем самым расположение духов к охотникам. Возвращаясь домой из тайги, алтайские охотники обязательно одаривали заговорившего с ним встречного путника. В Алтайских горах верят, этот путник, на самом деле, воплотившийся в человеке Хозяин тайги, и его обязательно надо одарить за удачную охоту на следующий год, что бы он послал много зверей. Культ охотников у алтайцев выражается в особом уважительном отношении к диким животным.

Считалось, что духи многих диких животных равны с людскими. Каждый род — сццк у алтайцев имел свой тотем (по-алтайски «Байана») — общего первопредка: животного или птицу, духи которых охраняют и берегут их от злых духов и всевозможных опасностей. Тотемизм — это одна из ранних форм верований. Нарушившего табу своего «Байаны» подвергались наказаниям.

Самым страшным наказанием для алтайцев является «чалу» — смерть всех членов семьи или рода по очереди, иногда сопровождающиеся мучительными неизлечимыми болезнями. Поэтому каждый человек с особым почтением и уважением относится к животному или птице своего сццка. Например: «Байана» майманов — косуля, глухарь. Мундусов — сова, беркут, бык. Комдошей — выдра.

Кобоков — волк. Тодошей — заяц и т.д. Не стреляли в вожака и самок, которые будут телиться весной. Перед разделыванием туши говорили слова прощения и перед духами оленей, хозяевами тайги. При разделке туши с осторожностью относились к месту, куда попала пуля или стрела.

Эту часть хозяин не кому не отдавал.

Для охотников существовали табу — запреты. Стрелять в оленя, показавшегося самым особым и красивейшим, с большими рогами означало стрелять в «Хозяина тайги», последствием которого может быть несчастье или смерть для охотника или кого-то из его семьи. Точно так же почитались и другие дикие животные. Чтобы не вызвать злости у духов медведей, волков, рыси, барса и других хищных зверей называли их другими почитаемыми именами — «Абай», «Орокон», «Кокок» и т. д.

Особый охотничий культ совершается во время охоты на выдру. Считают, что выдра является самым любимым животным Эрлик-Бия. Охотник может стрелять только одну выдру в течение года или более года. Там где была поймана выдра, охотник оставляет добычу на специальном подготовленном месте в течение суток.

Дух выдры — это целые десятки человеческих «душ», то есть жизней, поэтому в течение трёх суток они должны покинуть выдру и уйти в тайгу. Тем самым охотник гарантирует безопасность для себя и своих родственников. Шкуру выдры режут на полоски, которыми окаймляют национальную шапку, сшитую из лапок лис, кабарги, рыси, соболя. Для резки полосок шириной в два пальца находят пожилых женщин-матерей в хорошем здравии, не каждая женщина решается на такой шаг. Если у нее были несчастия или потери близких в ближайшие годы, то она не соглашается и шкурку в руки не берет.

Читайте также:  Как кормить щенка таксы 2 месяца

Так же одним из любимых животных Эрлик-Бия является медведь. Существуют обряды, запреты, обычаи, связанные с этим животным, в основу которого лежит миф о том, что: Эрлик-Бий посылает своего — сильного, смелого, умного и справедливого человека — «медведя», чтобы он верховодил всеми в лунно-солнечном мире.

С медведем, посланным из подземного мира, никто не мог сравниться умом и силой, поэтому он стал управлять миром, наказывать людей и животных по своему усмотрению. Тогда Кудай сломал его большой палец и отдал человеку. Сила медведя была в этом пальце.

Раньше человек не имел большого пальца, а теперь носит большой палец медведя- своего старшего брата (как алтайцы величают его до настоящего времени). Медведь считается человеком и старшим братом не только у алтайцев, таковым его признают многие тюрко-монголо-язычные народы, они держат по отношению к нему табу. Табуировано так же его имя.

Медведя стараются не убивать, так как он — человек подземного мира. За убийство медведя в том мире охотника будет наказывать сам Эрлик-Бий. В этой связи, уместно заметить, что среди существ, созданных Эрлик-Бием, имеется ряд животных, которых нельзя убивать. За их убийство Эрлик-Бий требует голову, то есть за убитого животного должен умереть человек.

Вот почему, чтобы на том свете не быть наказанным за убийство «человека подземного мира», чтобы Эрлик-Бий не узнал про такое убийство, охотники совершают соответствующие обряды, придерживаются запретов. На охоте они не называют вслух свои личные имена. На ухо убитого медведя шепотом говорят: «не говорите на «том» свете, что мы убили Вас, а скажите, что упали с дерева и умерли или упали со скалы и умерли, или съели много ореха».

В мировоззрении алтайцев кабан, действительно считается животным Эрлик-Бия. Но культ кабана и миф о нем не сохранился. Тем не менее, алтайцы не охотились на него и не употребляли в пищу его мясо. В пищу свинину начали употреблять, в основном, с конца 20 века. Кабан входил в число животного двенадцатилетнего календаря алтайцев, считается, что год кабана — неудачный, холодный и голодный (кату jыл).

Алтайцы не убивали без причины кабаргу, не ели его мясо, не шили они и одежду из его шкуры, так как это животное создано Эрлик-Бием. Конечно же, неверно утверждать, о том, что «мясо кабарги употребляет местное население, шкура идет для собственных нужд, на различные коврики, одежду». Алтайцы хорошо знали повадки кабарги.

Она как ночное животное особенно активна в сумеречные и ночные часы. Лишь изредка она кормится днем. Раньше алтайцы охотились на кабаргу лишь в том случае, когда появлялась необходимость использования струи самца этого животного для лечения болезней. При этом они спрашивали разрешения убить ее у бога подземного мира и у Алтай-Ээзи, а так же у хозяина горы, где обитало это животное.

Одним из интересных животных, которое занимает важное место в мировоззрении алтайцев, является заяц. Он имеет небесное происхождение. Алтайцы придерживаются табу по отношению к нему. Миф утверждает, что заяц был дочерью Неба, которая однажды вместе с сестрами спустились на Землю, что бы искупаться в молочном озере.

Когда они купались в озере, человек (кокымай) прикоснулся к одежде одной из них, тем самым, осквернив ее. Все сестры улетели, а она одна не могла подняться на небо. Оставшись на земле, дочь Неба принимает облик зайца, становясь посредником между Тосями и людьми. Заяц является jайыком у некоторых родов алтайцев.

Так же в особом почете для всех является волк, так как он считается первопредком всех тюркских народов. Миф о том, что волчица является праматерью тюрок- предков алтайцев, в сознании народа не сохранился. Согласно этому мифу предки тюрок, жившие на правом берегу «Западного моря» составляли аймак — бывший ветвью Дома Хуинов, по прозванию Анши.

Эта ветвь была уничтожена воинами государства Линь. В живых остался только десятилетний мальчик, которого враги не убили. Отрубив ему руки и ноги они бросили его в травянистое озеро. Здесь его нашла волчица, которая из «жалости» к нему стала кормить его мясом и спасла от голодной смерти. Узнав об этом, враги решили убить волчицу, и мальчика.

Однако, волчица спаслась и вместе с мальчиком ушла в глубь Алтайских гор. Здесь в пещере, она родила от него десятерых сыновей.

Марал является творением верхнего бога. Однако рога оленя созданы Эрлик-Бием. Интересное сообщение об этом имеется у Бессонова С.С. (1983), она приводит сведения о поколении монголов и бурят рода оленя. Добыв животное, охотники сначала отделяли голову с рогами.

Потом один из охотников вез его домой, где придерживая перед собой, укладывал голову на белую кошму около очага и совершал моление. После этого каждый прикасался к голове оленя, чтобы получить благословение, ибо считалось, что голова оленя- это эрjине. Алтайцы так же считали, что на голове марала может находиться эрjине (Турлунова С.Н.,1998).

Алтайцы почитают так же тех зверей, которые сами оказались в черте поселения. Их оберегают от собак, уводят в тайгу и отпускают на волю. Гибель или убийство такого животного обязательно принесут беды. Запрещается бить по головам животных. Запрещали стрелять в глаза, а так же в уши всякому животному, считая, что иначе охотник мог ослепнуть или у него могли заболеть домашние.

Закидывали глаза убитых зверей в тайгу, говоря, что Алтай даст эти глаза другому зверю.

Алтайский социум всегда ограничивал количество промысловых зверей, которых можно было добыть на охоте в тайге целой системой экологических запретов, проявляющихся в приметах, табу, ритуалах, традиционных верованиях. Алтаец всегда ощущал свою сопричастность с природой, не мысля себя без нее. А значит, он чувствовал свою ответственность за ее благосостояние, способствовал ее приумножению как магическими, так и экологическими действиями (Жирносенко и др., 2009)

3.3 Охотничий промысел теленгитов

Охота носила в жизни теленгитов сезонный характер. Начиная с сентября, охотились на диких козлов, горных баранов. К сентябрю упитанность животных определялась как очень высокая, мясо и шкуры были наивысшего качества. В октябре-ноябре открывалась охота на красных лис и волков. Лис отстреливали только с высококачественными шкурами, они назывались «поспевшими».

В это же время производился отлов хорьков и горностаев. Шкурки этих животных не использовались в хозяйстве, а шли на продажу и на обмен. Зимняя охота заканчивалась в апреле. Теленгиты предпочитали отправляться на охоту не большими группами, сроком на 15- 20 дней. Охотники объединялись произвольно, не только по родственному признаку (Рис. 37). Строго закрепленных угодий не имелось.

Выезжали к месту промысла верхом с собаками, лыжами (чана), подбитыми камусом, съестными припасами.

Огнестрельное оружие широко применялось на охоте. Традиционным видом являлось кремниевое ружье (мылтык) с сошками. К ружью охотник имел пояс с необходимым арсеналом. Пояс кожаный, изготовлялся из сыромятой кожи, с железной пряжкой- застежкой. На ременных вязках к поясу прикреплялись мешочки для пороха (коту), мерка из рогов (адына), натруска из рога для пороха (камынды); рог для пистонов (бастен салгыш), мешочек из кожи (сургуш), куда клали тряпки, пропитанные маслом, для протирания ружья, палка- шомпол для выбивания пуль из ствола.

Промысловой одежды у теленгитов не было. На охоту выезжали в обычной, но сезону, одежде (Рис. 36). Исключение составляет головные уборы. При целевой охоте, например, на сурков, волков, лисиц, косуль охотники имели головные уборы, сшитые из шкур этих животных, снятых из головы, что свидетельствует о сохранении в культуре теленгитов древних имитационных магических действий этого промысла.

К охоте на пушного зверя, особенно на белок, готовились заранее. Особой заботы требовал запас пороха, который достигал для одного охотника более 10-15кг. Белкование, как правило, сочеталась с охотой на других зверей, поэтому охотники брали с собой лыжи, ловушки, капканы, петли. Охоту на белку начинали с середины октября и продолжали включая февраль.

Выезжали группами (8-15 человек) или индивидуально, сроком от 2 недель до двух месяцев. При групповом выезде всегда присутствовал человек, наиболее опытный, хорошо знающий места охоты. В это же время охотились на колонков, горностаев, соболей, а так же кабаргу, медведей.

На колонков и горностаев ставили капканы (чакпы) или ловушку (баспак) с приманкой в виде кусочков мяса какого-либо убитого зверя. Рысь, росомаху, кабаргу помимо огнестрельного оружия добывали с помощью петли, перпендикулярно к тропе, делали огораживание длиной в 1 км. Петля прикреплялась к перекладине, состыкованной с огораживанием.

Кроме петли, на звериной тропе при охоте на этих зверей ставили капканы, самострелы. На диких козлов, маралов теленгиты охотились круглый год. В летнее время к месту промысла охотник ехал верхом с собакой. Охота проводилась Толька по северным склонам гор, где козлы днем обычно отлеживались. У водопоя охотники поджидали животных, которые спускались с лежбищ в долину.

Отстрел нередко велся с лошади, раненых по команде охотника преследовали собаки. Индивидуально охотились на маралов и козлов на месте солончаков. Искусственный солончак готовил сам охотник заблаговременно. В определенном месте взрыхлялась земля, в нее разбрасывались кусочки соли. При этом место было достаточно каменистым, трудоемким для животных.

После устройства солонца проходило немало времени, для выветривания с этого места запаха человека. На некоторых расстоянии от солонца охотник сооружал балаган из мелкого леса или старых шкур животных. В своей засаде охотник всегда поднимался с южного склона горы, оставляя у подножья лошадь и собаку.

Читайте также:  Как защититься от тепловизора

В балаганчике охотник сидел с взведенным курком ружья, не куря, не издавая шорохов. Раненного зверя обычно загоняла собака, с места ее охотник подзывал определенной командой только утром. Специально натасканные собаки находили раненого зверя, если он был подстрелен еще вечером (Елин В.Н., 1978).

Охотиться могли только мужчины. Обычай запрещал женщинам не только заниматься этим видом промысла, но даже прикасаться к оружию и переступать через них. Способы и приемы охоты у алтайцев были очень разнообразными. Практиковалась загонная охота, в которой участвовала большая группа охотников, численностью до нескольких десятков человек.

Так же был распространен способ облавной охоты и еще один вид охоты из засады. Этими способами охотились и на копытных и на пушных зверей. Охотились при помощи облавной охоты так же на горных козлов и баранов. При облавной охоте и охоте из засады участвовали много людей. На перевалах, или в тех местах, проходили тропы животных ждали один или два человека с ружьем.

Отсталые участники охоты двигались на определенном расстоянии по прямой линии и криками и шумами пугали животных, которые убегали от шумевших в сторону засады (Турлунова С.Н., 1998).

Охотник- Алтаец в национальной одежде

Рис. 36 Охотник- Алтаец в национальной одежде

Рис. 37. Охотники

Источник: studbooks.net

Как и зачем охотились на оленей?

Охота на оленей — сюжет, знакомый ещё по пещерным росписям времён верхнего палеолита. Считается, что именно эти животные быОхота на оленей ли основным источником пищи для наших предков — кроманьонцев.

Лукас Кранах Младший, «Охота на оленя курфюста Иоганна Фридриха», 1544 г.

Лукас Кранах Младший, «Охота на оленя курфюста Иоганна Фридриха», 1544 г.Фото: artchive.ru

На рисунке, сделанном около 13000 лет до н.э. в пещере Труа-Фрер (Франция), можно даже увидеть странное человекоподобное существо с оленьими рогами и хвостом. То ли это какой-то тотемный дух, то ли шаман, играющий своеобразную роль в древнем охотничьем ритуале.

Слева — пещерный рисунок из Вальторты (Восточная Испания). Справа — «колдун». Эскиз Анри Брёйля

Слева — пещерный рисунок из Вальторты (Восточная Испания). Справа — «колдун». Эскиз Анри Брёйля Фото: wikipedia.org

Выследить и убить оленя было для первобытного охотника нелёгкой задачей, пока человек не обзавёлся помощниками в лице собак, а затем и лошадей.

Ну, а для аристократов Средневековья охота на животных стала уже не столько средством пропитания, сколько своеобразным спортивным развлечением. И среди всех охотничьих трофеев самым престижным по-прежнему считался олень — причём не какой попало, а крупный самец, на рогах которого должно было быть не менее десяти отростков. Восхищение красотой этого животного ничуть не мешало его убивать. Напротив, такая «благородная» добыча вполне соответствовала статусу феодальных господ.

Недаром средневековая знать издавна ревностно охраняла свои охотничьи угодья. Иногда их даже огораживали, создавая т.н. «оленьи парки». Например, в «Книге Страшного Суда» (своеобразной переписи 1086 года, которую провёл в Англии Вильгельм Завоеватель) упоминается целых 36 подобных парков.

Каждый же, кто несанкционированно охотился в королевском лесу (как тот же легендарный Робин Гуд), объявлялся браконьером и мог быть убит прямо на месте преступления. Если же в лесу обнаруживали лишь останки убитого животного, жителям окрестных сёл давались сутки, чтобы найти и выдать страже виновного. В ином случае, на всех жителей налагался огромный штраф, мотивирующий их действовать по принципу «Разбёремся, как следует, и накажем кого попало».

Охота феодала часто превращалась в настоящий праздник, обставленный по высшему разряду — с приглашёнными гостями, пирами, песнями, байками. Кроме того, в охоте принимало участие большое количество слуг, на которых и ложилось основное бремя подготовки мероприятия.

Как и зачем охотились на оленей?

Фото: Иоганн Элиас Ридингер, arthive.com

Согласитесь, что бы это был за праздник, если бы сеньору приходилось полдня выслеживать оленя, а затем ещё полдня гоняться за ним по всем окрестностям с неизвестным результатом? Поэтому накануне охоты егерь с помощниками выслеживал подходящую особь и заранее продумывал, по какому маршруту будет её загонять. В назначенный день ищейка «поднимала» оленя, охотники трубили в рога и спускали на жертву своры борзых. Когда у загнанного животного уже не было сил бежать, собак придерживали, чтобы сеньор мог собственноручно заколоть жертву копьём или мечом.

Гастон Феб, граф де Фуа, «Книга об охоте» (XIV век):

«Хороша охота на оленя, ведь какое это славное дело — оленя выслеживать, и славно, когда он разворачивается и срывается с места, и славно гнать его, и славно загонять, и славно слышать собак, лающих на него, сгоненного в воде или на суше, и славно отдавать собакам причитающееся, и славно свежевать его, и разделывать, и отрезать каждому его долю, славная и хорошая добыча — крупная дичь. Славный и отрадный зверь — олень, и я почитаю охоту на него самой благородной».

Как и зачем охотились на оленей?

Фото: Gaston Phoebus; wikipedia.org

Интересно, что знатные дамы тоже принимали участие в этой кровавой забаве — причём нередко самое непосредственное. Мечом они, конечно, не махали, но могли расстреливать оленей прямо из лука, что видно на многих средневековых изображениях.

Вы только послушайте, с каким восторгом описывает охоту одна из дам в книге Генриха де Феррьера «О короле Модусе и королеве Рацио» (XIV век):

«С раннего утра охотники выслеживали оленя, и вот выследили; теперь мы спокойны: смех, игры, забавы. Рыцари и дамы веселятся, потом устраивают угощение на траве, и кто знает интересные истории, рассказывает их. Вот все садятся в седла.

Тот, кто выследил дичь, едет впереди со своей борзой и находит свой знак — сломанные ветки; борзая берет след, и все направляются за ней, скачут, кричат. Кто любит этот обычай, тому очень приятно в лесу. Когда борзая находит оленя, охотник трубит длинное „слово“, и спускают собак. О! Тогда вы слышите звуки рогов.

Если лес хороший и легко проходимый, если свора многочисленна, то эти голоса и этот лай под высокими деревьями наполняют сердце радостью. Дамы вырываются вперед, видят убегающего оленя; он велик, у него красивая голова. За ним гонятся, кричат, трубят в рога; лай усиливается так, что, кажется, заглушил бы и трубы Страшного Суда».

Из поэмы раннего Средневековья: «Она прекрасна и добра, / И великолепен её конь. / Собаки чуют кровь оленей, / И рога звук её зовет…»

Из поэмы раннего Средневековья: «Она прекрасна и добра, / И великолепен её конь. / Собаки чуют кровь оленей, / И рога звук её зовет…» Фото: Master of the Epitre d’Othea, wikipedia.org

Разумеется, охота на оленя не была просто забавой (как та же охота на лис), ведь оленина — мясо исключительно вкусное и питательное. Недаром в XX веке люди начнут разводить оленей на специальных фермах. Такие фермы есть в США, Ирландии, Великобритании, Германии. Однако лидером на рынке оленины оказалась… Новая Зеландия, где завезённые олени чувствуют себя так же комфортно, как и завезённые до этого овцы.

Оленьи рога тоже идут в дело. Из них делают декоративные изделия — ручки зонтов, рукоятки ножей. Или просто украшают ими стены — причём иногда вместе с головой. Лично я ни за что бы не согласился жить в доме, обвешанном головами и обставленном чучелами (музеи — не в счёт). Зато в детстве на стене моего дома висели лакированные рога косули, играющие роль вешалки.

Подобные детали интерьера вообще были весьма популярны в советские времена и даже нашли своё отражение в мультике «Леопольд и золотая рыбка».

Однако наиболее ценными являлись неокостеневшие молодые рога оленя — панты. Их издревле применяли в китайской и корейской медицине как средство, придающее человеку силы и замедляющее старение. Тонизирующие качества пантов оценила и советская медицина — она производила на их основе водно-спиртовой экстракт «Пантокрин», который рекомендовался при переутомлении и неврастенических заболеваниях.

Нарезанные панты

Нарезанные панты Фото: Jazzix, wikipedia.org

Ценилась и оленья кожа — прочная и мягкая. Например, из лосиной замши во времена Петра I шились камзолы и штаны. Говорящее название таких штанов — «лосины» — дожило до наших дней (правда, сейчас оно относится ко всем видам обтягивающих штанов — причём преимущественно женских). А вот мех взрослого оленя оказался слишком ломким.

Пыжиковая шапка

Пыжиковая шапка Фото: Источник

Другое дело — знаменитый пыжик. Изначально «пыжиком» прозвали северного оленёнка в возрасте от одного до шести месяцев. Именно его мех — пушистый, тёплый, блестящий — шёл на изготовление пыжиковых шапок. В царской России эти коричневые шапки вместе с зелёными мундирами носили петербургские студенты на Фонтанке. Подобное сочетание напоминало окраску чижей, из-за чего студенты получили прозвище «чижики-пыжики», увековеченное в известной песне:

— Чижик-пыжик, где ты был?

— На Фонтанке водку пил…

В Советском Союзе 1950−70-х годов пыжиковая шапка была объектом гордости и престижа. Стоила она недёшево и достать её было нелегко. То, что в фильме «Девчата» (1962) уральский работяга Илья ставит на спор свою пыжиковую шапку, говорило о многом.

Как и зачем охотились на оленей?

Кадр из к/ф «Девчата», 1962 г. Фото: kinopoisk.ru

Однако большинству народа приходилось обходиться дешёвыми шапками из кроличьего или заячьего меха, а пыжик облюбовала партноменклатурная элита. Появилась даже шуточная загадка: «Почему в СССР пыжики стоят, а зайчики идут?» Дело в том, что во время торжеств руководство, как правило, стояло на трибуне и оттуда приветствовало проходящую мимо демонстрацию…

Чтобы оленье поголовье не снижалось, охоту стали строго регламентировать. В США это привело к тому, что олени стали не менее опасны для людей, чем люди для оленей. Разумеется, речь идёт об автокатастрофах, спровоцированных внезапно выбегающими на трассу оленями (мы хорошо знаем об этом из американских фильмов).

Согласно статистике, ежегодно происходит до полутора миллионов таких столкновений, из которых около 150 оказываются летальными не только для оленей, но и для людей. Ну, а если выживешь, то не факт, что тебе не впаяют штраф. Недаром на американских дорогах можно встретить предупреждающий знак: «Осторожно! Здесь бегают олени».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...