Как обмотать рукоять катаны

Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:.

Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары.

Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.

Обмотка рукояти катаны, тренировочного самурайского меча боккэна

История развития.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао.

Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку ( 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса.

В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая.

В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция.
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.
Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

katana_diag.png

katana_struct.png

Более крупные образцы требуют усложненной конструкции.

  • Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
  • Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
  • Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
  • Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах.

Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano).

Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником.

Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Основные части :

  • Ха — режущая кромка
  • Хабаки — крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
  • Касира — головка рукояти
  • Кои гучи — вход в ножны
  • Моноучи — бьющая поверхность
  • Мунэ — тупой конец клинка
  • Мэкуги — бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго — основание лезвия
  • Сагэо — веревка
  • Сая — ножны
  • Цуба — гарда
  • Цука — рукоятка
  • Синоги — ребро клинка

tati_katana.jpg

Второстепенные части:

  • Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати — край Ха
  • Хамон — линия закалки
  • Боти — линия закалки на острие
  • Екоте — разделяющая линия острия
  • Дзи-ада — лезвие
  • Ицу — канавка для Кодзука (нож)
  • Когай — (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки — острие
  • Кодзири — оконечность ножен
  • Ко-синоги — ребро клинка на острие
  • Куриката — петля для Сагэо
  • Мунэ мати — край Мунэ
  • Мэи — надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана — отверстие для штыря
  • Мэнуки — орнамент рукоятки
  • Нагадза — длина клинка
  • Накаго-дзири — оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ — частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие — Ниои)
  • Самэ-хада — кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ — отверстие для Куриката
  • Сори — прогиб
  • Сэпа — шайбы
  • Фути — муфта рукоятки
  • Цука-ито — шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи — плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) — закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ — насечка напильника на Накаго

Источник: katori-khv.ru

Способ оплетки рукояти катаны

Хотя идея обматывать рукоять пришла на острова с запада, из Кореи и Китая, там никогда не применяли широкую тесьму с подкруткой в местах пересечения витков, но именно такой прием можно считать японским «ноу-хау», дающим очень хороший результат.

Китайские способы замысловаты и образуют слишком гладкую поверхность, а рукоятки многих «цзяней» вовсе обтянуты кожей.

Преимущество самурайского покрытия в том, что оплетка держится на основе чрезвычайно крепко, а витки взаимно перехлестывают друг друга так, что поочередно оказываются прижатыми сверху.

Если во время сечи один или даже несколько будут разрублены, система позволит спокойно окончить битву. Разновидностей плетения («маки») много — только официально зарегистрировано свыше семидесяти форм, но реально применяются лишь несколько наиболее простых и функциональных.

Принцип, в общем-то, один, различия состоят в мелких деталях, основная доля которых была придумана и внедрена в период Эдо.

Хинэри-маки (Hinerl-maki) — базовый стиль, при котором тесьма («ито») скручивается в местах пересечения витков.

Ката-хинери маки (Katahineri-maki) — стиль, в котором верхний виток не скручивается, а сдавливается в точке пересечения с нижним.

Цумами-маки (Tsumami-maki) — причудливый стиль, в котором защипываются оба витка.

Хандати-зука (Handachi-zuka) — все, как в «цумами-маки», но тесьма затягивается через отверстие касира внутрь рукоятки.

Хира-маки (Hira-maki) — находил применение на старинных тати. Обе «ито» пересекаются свободно, не сдавливаясь и не скручиваясь. В результате получалась гладкая («хира») обмотка. Встречается также на образцах офицерских каи-гунто времен второй мировой войны.

Кататэ-маки (Katate-maki) — сугубо военный стиль, при котором плетение начинается от центра рукоятки, и витки, крестообразно пересекаясь, тянутся к е торцам. Такая обмотка применялась в период второй мировой войны для оформления син-гунто военно-морских сил,
с коричневой тесьмой. Данный способ не может быть признан традиционным.

Для качественной оплетки используется не какая угодно, а специальная шелковая тесьма своеобразной плотной фактуры и ощутимой толщины (порядка 1 мм).

Ширина подбирается в соответствии с типом меча и колеблется от 10 мм (для катана и тати) до 5 мм (для танто).

Читайте также:  Стая рыб как называется по другому

Среди вакидзаси и танто встречаются любопытные экземпляры с рукоятками, для оформления которых использовалась не тесьма, а тонкий, плоский шнурок или даже нитки, уложенные виток к витку и скрещенные в соответствующих местах.

Иногда применялась лаковая бумага или особым образом выделанная змеиная кожа, нарезанная тонкими лентами. Скруток при этом не делается.

И, наконец, важнейшим показателем качества является то, как исполнен финальный узел.

Этот жанр, именуемый «маки-домэ» (Makidome), чем-то напоминает ремесло иллюзионистов, ловких творцов внешних эффектов, скрывающих порой удивительную простоту идеи.

Хотя узлы гарантированно (прежде всего) обеспечивают прочность и надежность оплетки в целом, их облик наводит на мысль о головоломках, простых и неразрешимых одновременно.

Способ оплетки рукояти катаны

перемещено из Историческое холодное оружие

Всем доброго дня.
Заранее предупреждаю, что по историческому ХО знаю очень мало, так, общие фразы.

Я иногда просматриваю эту ветку и на днях меня посетили такие размышления:
Я исхожу из того, что многое длинноклинковое ХО было разработано под определенную работу в определенных условиях. Конкретно я заинтересовался рукоятями. Если я смотрю на западноевропейские длинномеры, то большинство рукоятей состоят из дерева и различных металлов (например литые бронзовые или с намотанными цепочками). Иногда и кожа. А если посмотреть на японские мечи, в простонародье называемых катанами, то там вроде дерево покрытое шкурой ската и обмотанное шелковым или хлопковым шнуром.
Прошу не придираться к терминам, сейчас дело не в этом.

Так вот, как там было с гигиеной? Я, как пользователь обычных складных и нескладных ножей могу предположить, что после схватки кровь и другие соки поверженного противника достаточно хорошо можно убрать с оружия европейского типа. И с рукояти тоже. А как же с японцами? Мне представляется проблематичным убрать все остаки из под всех шнуров.

А если их не убрать, то будет неаккуратно и начнет вонять и разлогаться.

Если судить по популяризируему образу аккуратных японцев, то мне кажется маловероятным пренебрежительное отношение к таким вещам. Собственно вопрос: Как с этим делом боролись? Я знаю, что рукояти у японских мечей снимались, следовательно можно было обмыть со всех сторон. А как же быть со шнурком? Его регулярно меняли?

Буду благодарен за пояснения.

Может такое быть, что к одному мечу было несколько рукоятей? Тоесть, одной пока пользуешься, другие на перемотке.

Хотя правомерно ли подходить с современной позиции к тем временам, да еще и к другому народу?

во времена войн всех против вся — владельцы мечей жили недолго. И мечи были расходным материалом, при соответствующем качестве.

Оплетка рукояти меча

Вам понадобится какая-либо лента, атласная не совсем подойдёт, так что лучше изготовьте её самостоятельно из подходящей ткани.
Для нужд тутора, в качестве рукояти я буду использовать палку. Просто палку. Конец с зубцами олицетворяет собой гарду. Именно от неё и начинаем оплётку.
Поделите ленту пополам и разместите её середину на рукояти. У вас должно остаться два, достаточно длинных, конца с обеих сторон.
Переворачиваем на другую сторону. Всегда будьте уверены, что держите ленту крепко и натяжение не теряется. Иначе всё может быть испорчено.
Правой рукой удерживайте ленту. Левой, возьмите правый свободный конец и подогните его вовнутрь (примерно на 70 градусов) как показано на фотографии. Оставьте примерно пол сантиметра между краем изгиба и рукоятью.
Всё ещё удерживая ленту снизу правой рукой, левой снова подогните правый конец ленты на 70 градусов, но на этот раз наружу. И снова не забудьте про пол сантиметра отступа.
Оберните левый конец ленты вокруг правого.
Теперь, левой рукой держите правый конец ленты. А правой, подогните левый конец ленты внутрь точно по такому же принципу, как вы подгибали ранее правый.
И наружу…
Прочно удерживая оба конца ленты, переверните рукоятку.
Тут нам предстоит повторить всё то, что мы проделали на прошлой стороне, но в зеркальном порядке. То есть начните с левого конца ленты (то есть с того, на котором вы закончили). Подгибаем внутрь…
…и наружу.
Накладываем сверху другой конец ленты.
Подгибаем внутрь…
… и наружу.
Опять переворачиваем рукоятку и повторяем шаги снова.
Продолжайте в том же духе, пока не достигните конца рукояти. Помните, что на одной и той же стороне сверху всегда один и тот же конец ленты. На фото слева правый конец всегда над левым. Следите за этим, иначе всё испортите.
В конечном итоге, рукоять должна выглядеть как на фотографии слева. Всё что вам осталось сделать – это закрепить края ленты тугим узлом. Завязывать завершающий узел тоже можно по разному и существует множество техник, но я не до конца в них разбираюсь сам, так что порекомендовал бы вам просто импровизировать.

Успехов вам в косплее,
ваша редакция.

Намотка рукояти — reverse engineering. (много фото)

Много фото. Каждая фотография от 211 до 470 Кб размером.

Долго думал, стоит ли одеть резиновые перчатки, но потом решил, что помою руки в соляной кислоте и все.

Классическая намотка. Ничего лишнего и без выкрутасов.

Устье. Хорошо видно «лыко» на спинке, создающее овальное сечение после намотки.

Фучи стандартное, составное. Они что, в середину обычную медь впаивали, а по краям шакудо?

Паяный шов изнутри. Довольно аккуратно сделано. Медь внутри как будто ровняли на грубой алмазной пластине. Ровно — и ладно.

Размотать узел — абсолютно дохлый номер.

Под узлом с обеих сторон обнаруживаются значительные по размерам подкладки из рисовой бумаги.

Под каждой скруткой ито имеется треугольничек, свернутый из рисовой бумаги.

Вот такой. На самом деле он состоит из двух, сжатых вместе временем и давлением шнура. Легко разделяется на две части.

А вот какая халтура предстает на глаза без шнура. Можно подумать у них был дефицит самэ.

Прообраз современной липкой ленты. Кусок ската древний мастер просто присобачил на бумагу и клей, чтобы не елозил. Липнет до-сих пор.

Если на пол что-то упало — это менуки. Литье. Знать бы из чего.

Лыко во всей красе. Это дерево, не бумага.

Форма дерева возле каширы. Это косяк или так и надо?

Дерево спокойно развалилось на пополамки прямо в руках. Похоже что их прихватили клеем, не по всей поверхности. Внутри обнаружился трупик насекомого. Ужасная смерть.

Размеры и содержимое развернутого «полутреугольника». Интересно что это? Бумага очень тонкая, как в дореволюционных Библиях.

Еще парочка. Если будет интересно, я могу больше развернуть и сфотать.

Кашира изнутри.

Вот эти штучки, которые вставляются в каширу, сито-домэ — подогнаны просто на зависть. Входят туго и по месту. Похоже на медь с позолотой.

И под конец — нечищеный пока результат. Цуба скоро приедет.

Если у Вас возникли вопросы или Вы хотите рассмотреть что-то поближе — пожалуйста обращайтесь, я сделал около 200 мегабайт фотографий.

2) Скос на краю деревяшки — под узел, чтобы не слишком выпирал.

3) Половинки треугольников — интересно, КАК они складываются ?
По идее основание треугольника должно быть тонким, вершина должна быть толстой. В этом весь фокус.

4) Шпон из дерева вдоль рукоятки сглаживает толщину края самэ и служит опорой треугольников при намотке.

5) Металлически шпеньки на обратной стороне мэнуки — все нормально. На подделках эти элементы, как правило, отсутствуют.

А вот какая халтура предстает на глаза без шнура. Можно подумать у них был дефицит самэ.

А в Вашем примере кстати вполне может быть что и по кругу обмотали.

Вот на цуке син-гунто видно, что не хватило длины полоски шкурки — добавили кусочек.

Вот еще одно, с некоторыми деталями.

Plesan
а почему в син-гунто разные детали на цуке?

а сколько вариантов вы видели?

а сколько вариантов вы видели?

2) Набалдашник рукоятки, представленный, Old man отличается от обычных.
А именно — сверленые отверстия. Тогда, может быть, и цуба отличается от обычных? Есть еще два момента, но это можно объяснить погрешностями фототехники.
3) Какой-то странный цвет у деталей рукоятки, представленной Plesan. Может, это фото такое ? По идее желтое должно быть желтым.

papasha1
2) Набалдашник рукоятки, представленный, Old man отличается от обычных.
А именно — сверленые отверстия. Тогда, может быть, и цуба отличается от обычных?

Plesan
Mower_man вопрос теперь к вам,
а сколько вариантов вы видели?

несколько. Связано ли это с регламентом по старшинству офицеров или из разряда накладных МОН, не ясно, скорее всего такая мелкая деталь не регламентирована.

  • Свежие записи
  • Как чистить аквариум
  • Секреты воспитания йорка
  • Как обезопасить собаку от клещей
  • Некоторые тонкости разведения попугаев
  • Откуда у котов глисты
  • Правообладателям
  • Политика конфиденциальности

Источник: molotokrus.ru

оплетка рукояти катаны

Подписывайтесь на канал! Помощь каналу: www.donationalerts.com/r/nihongorus В этом видео вам расскажут о том .

Плетение из Паракорда — Оплетка рукояти ножа №1 — wrap a knife handle with paracord using
zhlédnutí 11K Před 5 lety
Плетение из Паракорда — Оплетка рукояти ножа.
Как сделать ручку Катаны
zhlédnutí 65K Před 4 lety
Рукоять Катаны, Оплетка рукояти Катаны .
оплетка катаны и смена батареек.
zhlédnutí 7K Před 2 lety
Оплётка рукояти
zhlédnutí 1,6K Před 6 měsíci

Как сплести ручку катаны? Легко и просто
zhlédnutí 15K Před 3 lety

katana #катана #ручкакатаны #каксделатьручкукатаны #сплестиручкукатаны Покажу, как легко и быстро сделать красивое .

ОПЛЕТКА РУКОЯТИ КАТАНЫ ШНУРОМ. KATANA STYLE SHEET CORD
zhlédnutí 6K Před 3 lety

Показан сегмент одного из видов оплетки рукояти катаны. Так же вы можете задать вопросы и увидеть готовое изделие в .

Обмотка рукояти катаны, тренировочного самурайского меча боккэна
zhlédnutí 41K Před 2 lety

В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. При провозе боккэна в .

Видеоурок: создаем намотку в ZBrush
zhlédnutí 1,8K Před rokem

Видеоурок о том, как сделать оплётку рукояти катаны в ZBrush, используя стандартные инструменты и маскирование.

ОПЛЕТКА РУКОЯТИ КАТАНЫ ШНУРОМ. финальный узел.KATANA STYLE SHEET CORD. final node
zhlédnutí 3K Před 3 lety

Показан финальный узел оплетки рукояти катаны. Так же вы можете задать вопросы и увидеть готовое изделие в моей .

Оплетка «Кобра» из паракорда
zhlédnutí 25K Před 6 lety
КАК НОСИТЬ КАТАНА HOW TO WEAR KATANA
zhlédnutí 16K Před 3 lety

Здравствуйте, сегодня мы поговорим о том как носить катана. Ну, в первую очередь нужно понимать, что меч носили воины .

Оплетка одинарным узлом рукоятки ножа. Paracord
zhlédnutí 48K Před 8 lety

Оплетка паракордом рукоятки ножа или другого инструмента. Оплетка одинарным узлом. □ Все видео канала Technic’s .

СДЕЛАЛ САМУРАЙСКИЙ МЕЧ ТАНДЖИРО! Как сделать КАТАНУ?!
zhlédnutí 642K Před 2 lety

Недавно я посмотрел такое прекрасное аниме -«клинок рассекающий демонов» и загорелся желанием изготовить меч .

Обмотка рукояти ножа. Вариант второй
zhlédnutí 88K Před 4 lety

Еще один вариант обмотки рукояти ножа Первый и самый простой вариант обмотки ножа chclip.net/video/7X3ixceKIHk/video.html.

Источник: chclip.net

Устройство рукояти японской катаны

Простые туры

Касира — головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури.
Кодзири — наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.

Коигути — «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).

Куриката — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.

Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.

Мэнуки — орнамент на рукояти меча.

Сагэо — шнур на ножнах меча.

Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука.

Сэппа — пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.

Фути — муфта на рукояти.

Цука-ито — обмотка рукояти

Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 — 90 = 85 см, 85 — 8 = 77 см.

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана (дайто) и вакидзаси (сёто). Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана. Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно.

Читайте также:  Где можно покормить уток в Москве

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё — пары мечей, носившихся самураями, — этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.

Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури). Эти основы могут далее получать любую фор­ му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно).

Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури, могли иметь особые детали украшений:

кольцо, охватывающее вход в ножны — кои-гути («рот карпа») или кутиганэ, если оно металлическое; урагавара — укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана; облицовка прорезей для ко-гатана и когай. Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи; куриката («форма каштана») — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ, через который проходит шнур сагэо; сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ, — маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса.

Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси, но его присутствие часто говорит о хорошем клинке; кодзири — наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси, и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны.

По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира. Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи­ меньшего размера, необходимого для их предназначения.

Как сделать ножны для меча

Состоят ножны, в большинстве случаев, из трех частей:

  1. Устье — то место, куда вставляется меч. Выполнялся из металла, чтобы острые клинки не повреждали изделие при каждом извлечении. Позже стали делать кожаные, они издавали меньше шума.
  2. Наконечник ножен предназначен для ограждения нижнего конца ножен от повреждений. Изготавливался из металла, зачастую украшался для придания красивого вида.
  3. Перевязь, тканевая или же кожаная петля, призванная крепить ножны.

Процесс изготовления ножен всегда начинается с замеров, независимо от материала стоит оставлять небольшой запас, чтобы не резать ножны изнутри при каждом их использовании. Дальше в зависимости от материала делаются сами ножны.

Вот основные шаги по изготовлению:

  1. Деревянные изготавливаются двумя способами. Из цельного куска дерева, делая внутри выемку под меч. Либо используя две половинки, которые подготавливают, а после склеивают между собой.
  2. Кожаные одни из самых сложных в изготовлении. Первым делом делается шаблон по контуру клинка с небольшим зазором на бумаге, лучше сначала примерить нож к бумажному чехлу, если потребуется — внести корректировки, а после уже переносить все на кожаную заготовку. В конце все сшивается и придается конечный вид.
  3. Для ножен из пластика особых навыков не требуется, главные инструменты — это строительный фен и клепальщик. Взяв нужный по размеру кусок пластика, нужно сделать из него пластину, зажать там нож, и с помощью фена придавать правильную форму. После склеиваем между собой края, а для того чтобы чехол не разошелся, скрепляем заклепками. С кайдексом поступаем также, как и с пластиком, но материал более податливый и приятней в работе.
  4. Ножны из ткани просты в изготовлении, две заготовки склеиваются между собой, а после сшиваются для большей прочности и придания красивого внешнего вида.

Основные характеристики катана

Катана имеет признаки, указанные в таблице.

Что такое катана

Длина оружия

А здесь подробнее о преимуществах непальского ножа кукри.

Размеры

Помимо длины клинка и общей, значение имеют такие размеры катаны:

Таковы размеры катана в сантиметрах, но в Японии длину меча определяли в собственных единицах измерения, и она должна была составлять от 2 сяку.

Вес катаны

Как выглядит

Катана выглядит как мощный меч со слегка изогнутым длинным клинком и прямой рукоятью. От рубящей части последняя отделена защитой для руки – гардой.

Строение

Строение катаны по регламенту выглядит так:

Второстепенные составные части катаны – это:

Лезвие

Лезвие катаны имеет одностороннюю заточку, его линия отличается плавным изгибом. Оно должно быть обработанным до состояния бритвы, сужаться к острию или быть равномерным по всей длине.

В первом случае мастера добивались следующих показателей:

А максимальная толщина обуха клинка – 5 мм. Такое сочетание размеров тупой и заточенной кромок дает мечу особые боевые качества.

Нужная толщина лезвия катаны достигалась в том числе полировкой на заключительном этапе изготовления. Сначала его точили грубыми камнями разной абразивности, затем обрабатывали более нежным материалом. Острый край лезвия должен быть гладким, без зазубрин.

Сталь для меча

Сталь для катаны должна иметь высокую степень содержания углерода, то есть быть твердостью не менее 60-62 HRC. Но клинок всегда делают многослойным, то есть используют несколько ее сортов и разные способы их сочетания.

Мягкая сталь или она же, соединенная со средней, придают оружию эластичности, значит, не дают сломаться при серьезной нагрузке. Твердая обеспечивает клинку высокую остроту на долгое время.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

набор самурайских мечей

Виды катан и их разновидности

Существуют следующие виды катан:

Есть еще старинные и современные разновидности катан. Но последние могут быть не хуже качеством, чем существующие несколько веков, поскольку секреты их изготовления сохранены и используются японскими мастерами.

Деревянная катана

Короткая катана

Короткая катана – это меч вакидзаси. Оба носили парой на левой стороне пояса, и назывался комплект «дайсе».

Вакидзаси имеет:

Маленькая катана всегда находилась при своем обладателе, если он оказывался в чужом доме. А большую в этом случае нужно было снять с пояса и положить рядом.

Прямая катана

И, в отличие от вакидзаси, кокатану могли носить только аристократы.

Тактическая катана

Параметры Tactical Katana Machete:

Металлическая часть сделана из углеродистой стали. Рукоять изготовлена из полипропилена, и на ней имеется рисунок отделки настоящей катаны. В комплекте есть также тканевый чехол с пластиковой отделкой.

Парные катаны

Катана с красным лезвием

Катана с красным лезвием

Скрещенные катаны

Скрещенные катаны – ничто иное, как символ готовности к бою. Но в реальности увидеть оба орудия в руках обладателя именно в таком положении невозможно. Использовать дайсе одновременно нельзя. Перекрещенные мечи отмечаются лишь на графических изображениях, фамильных гербах, символизируют воинскую доблесть рода самураев.

Причины популярности

Почему сохранилось так много древнего оружия

Японцы трепетно относились к оружию, передавая его в каждом роду потомкам. Самурайские мечи отличались высоким качеством, богатой отделкой, поэтому были достоянием семьи наравне с землями и денежным имуществом. Соответственно, и хранились они бережно, много орудий дошло до наших дней.

Есть и другие причины обилия экземпляров мечей:

Вакидзаси — короткий традиционный японский меч.

Оружие самураев все его разновидности

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка — от 30 см до 61 см. Общая длина 50—80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ.

Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. “Танто” должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, “вакидзаси” – от 41 до 60 см, “катана” – от 61 до 75 см, “тати” – от 75 до 90 см. “Одати” от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.

Ножны катаны

Ножны катаны, или сая, делают из магнолии по размеру клинка. В поперечном сечении они могут быть овальными, в виде эллипса или восьмиугольника с острыми либо скругленными краями. Сая покрывают лаком, иногда делают орнамент, как на рукояти и гарде, или обтягивают рыбьей кожей.

Вход в ножны украшают декором из рога и кости. Но если оставить их без всяких украшений, это не будет ошибкой. Именно такими сая стали в период запрета ношения катаны императором страны. В настоящее время ножны делают и металлическими, но внутренний слой должен состоять из дерева.

Самурайский меч катана

Катана — японский самурайский меч с выгнутым наружу лезвием длиной более 60 см (дайто) с длинной и прямой рукояткой, которая дает возможность применять хват двумя руками. Несильный изгиб лезвия и заостренный конец допускают также использовать колющие удары. Сражение одной рукой сильно осложняется тем, что

Самурайский меч катана фото

История и характеристика катаны

Приемы владения катаной

Настоящий японский самурайский меч можно отличить по характерной линии закалки хамон, которая образуется вследствие использования особых методов ковки и закалки, и по рукояти цука, которая обернута кожей ската и замотана полоской шелка. В качестве обтяжки могла использоваться простая кожа. Деревянные рукояти или рукояти из слоновой кости бывают только у сувенирных и парадных катан.

Фото линия закалки хамон.

Клинок сделан по крайней мере из двух различных типов стали: вязкого в сердцевине и прочного в режущей кромке. Эти составляющие перед ковкой проходили очищение приемом множественного сложения и сварки.

Ножны катаны носят название сая; они сделаны из дерева и на их поверхность нанесен лак.

Ношение катаны

Японские самурайские мечи катану и вакидзаси носят лезвием вверх на левом боку в ножнах, которые помещены за поясом. Когда самурай заходил в дом, он вытаскивал катану из-за пояса. При угрозе он держал меч в левой руке в состоянии готовности к бою или, если хотел показать доверие, в правой. Присаживаясь, он клал клинок на пол в черте досягаемости, при этом вакидзаси оставался за поясом. Если нужда часто применять катану отсутствовала, ее оставляли дома в недекорированной оправе сирасая, сделанной из магнолии, которая сохраняла лезвие от коррозии.

Читайте также:  Как сделать ножны для мачете своими руками

Источник: easytravelling.ru

Стальная катана постапокалипсиса своими руками

Безусловно, что японский меч катана является не только самым знаменитым оружием Японии, но и ее символом известным по всему миру. Давайте поподробнее разберемся, что же представляет из себя катана меч.

Катана – это длинный, изогнутый двуручный меч. Она имеет длинную рукоять, подходящую для хвата двумя руками, что делает её удобной для нанесения режущих ударов. Лезвие меча несильно выгнуто наружу, что в сочетании с заостренным, слегка изогнутым концом позволяет использовать этот меч и для нанесения колющих ударов. Лезвие катаны имеет длину от 60 см, вес же этого японского оружия варьируется от 750 грамм до 1.5 килограмм.

Изготовление катаны

Изготовление катаны это очень трудоемкий процесс, он может длиться несколько месяцев. Можно условно разделить изготовление меча на несколько этапов.

Важнейшую роль в изготовлении клинка играет качество используемой кузнецом стали. Традиционно, японские мастера используют рафинированную сталь (очищенную от вредных примесей – фосфора, серы и шлака). Основной сорт стали используемый для изготовления катан (и других японских мечей и кинжалов) называется тамахаганэ (в переводе с японского «алмазная сталь»). Эта сталь является уникальным японским изобретением и используется с древних времен. Изготавливается эта сталь в японских плавильных печах – татара, температура в таких печах может достигать 1500° С.

Первым этапом можно назвать подготовку стали. Слитки тамахаганэ обмазываются раствором глины (некоторые кузнецы на этом этапе также добавляют золу). В процессе плавления из металла выделяется шлак, который и впитывает глина и зола.

Следующий этап изготовления – ковка. Мастер раскаляет части полученной стали, что бы соединить их. Далее кузнец начинает молотом сплющивать получившийся брусок стали, складывая его, чем удваивает слои стали. Повторяться эта операция может при необходимости до 20 раз. Таким способом мастер добивается равномерного распределения углерода по заготовке, что обеспечивает невероятную твердость будущего меча.

После этого мастеру необходимо добавить более мягкую сталь, это делается для того, что бы катана смогла выдерживать большие силовые нагрузки и не ломаться. В процессе ковки, которая может длиться от нескольких дней до недели, брусок вытягивается в длину, и оружейник путем компоновки слоев стали с разной степенью твердости, создает структуру и предварительный вид клинка.

Далее следует этап закалки клинка. Перед закалкой, заготовку снова покрывают раствором глины, это необходимо для недопущения перегрева заготовки и ее окисления. При закалке клинок нагревается до высокой температуры и мгновенно охлаждается (обычно для этого используется ванна с водой), в результате чего режущая кромка становится невероятно твердой и прочной. Клинок катаны состоит из нескольких частей – твердой режущей кромки (якиба) и более мягкой и гибкой задней части (хирадзи). В процессе закалки между якибой и хирадзи формируется хамон (граница соединения твердой и более мягкой стали).

После окончания закалки следует длительный процесс заточки, полировки и придания конечной формы клинку. Полировкой занимается отдельный мастер – тогиси. Полировка клинка производится камнями с различной зернистостью (как пример можно привести современную наждачную бумагу с разным размером зерна). На один меч мастер может потратить около пяти дней работы.

Эта работа очень ответственна, так как тогиси должен полностью сохранить форму, которую придал клинку кузнец. Так же тогиси устраняет мелкие недочеты в работе кузнеца. Современные мастера иногда наносят гравировки на рукоять и незакаленные участки клинка. Чаще всего сюжетами для гравировки являются сцены буддистских эпосов.

После того как клинок отполирован, мастер приступает к созданию рукоятки и ножен катаны. Ножны называются «сая», а рукоять – «цука». Стоит отметить что все катаны комплектуются ножнами. Сая изготавливаются из дерева и традиционно покрываются лаком. Встречаются так же и не лакированные сая, так называемые «сарасая» ( белые ножны).

Рукоять традиционно покрывается кожей ската или обматывается шелковыми шнурками. Когда ножны и рукоять готовы – создание катаны закончено. Современные катаны изготавливают не только вручную, но и на заводах, что конечно же сильно упростило производство и уменьшило время изготовления меча. Но все же качество стали остается важным и неизменным атрибутом.

Устройство рукояти японской катаны

Устройство рукояти японской катаны, это знание необходимое заказчику при заказе катаны, мастеру при изготовлении катаны, да и любому, кто углубляется в тему совершенного японского холодного оружия – катаны.

Тут мы рассмотрим один из элементов этого оружия, а именно устройство рукояти катаны.

Общее название рукоять: цука.

Устройство рукояти японской катаны

И так приступим:

Цука – рукоять катаны.

Цука – рукоять катаны

Касира – навершие. Скорее даже, крышка, которая имеет декоративное и практическое назначение. Касира – завершает рукоять металлической крышкой и имеет отверстие под пропуск ленты, которая используется при оплетке рукояти.

Самэ – кожа ската, традиционный материал обтяжки деревянной рукояти катаны. Дорогостоящий материал.

Самэ – кожа ската

Хо – деревянные накладки рукояти катаны.

Мэнуки – декоративный элемент, используемый при отделке рукояти катаны.

Мэнуки

Мэкуги – отверстие и штырь, используемый для удержания рукояти катаны.

Мэкуги

Накаго – это основание лезвия, на которое монтируются элементы рукояти.

Накаго

Фучи – крепежная и декоративная муфта рукояти, вместе с касирой удерживает деревянные накладки рукояти, собранными.

Фучи

Сэпа – металлические шайбы, несут как декоративную, так и практическую функцию. Всего две штуки устанавливаются с двух сторон от цубы.

Сэпа

Цуба – гарда катаны. В отличии от европейского меча, у японского меча функция защиты кисти руки при ударе с помощью цубы, было последним делом.

Цуба – гарда катаны

Хабуки – крепежная муфта, основная задача создавать плотное соединение клинка и ножен.

Хабуки

На изображении не отмечено. Но не менее важно указать и такой элемент, как:

Цука-ито – лента при помощи, которой делается обмотка рукояти.

Рукоять катаны мастерской “Зброевы фальварак”

Теперь, мы знаем терминологию. И понимаем из чего состоит рукоять японской катаны. Теперь, использую эти знания, мы можем разобрать, в чем состоит стилизация рукояти у изготавливаемых мастерской «Зброевы фальварак» – катан.

Для примера возьмём одну из ранее изготовленных катан:

А именно: Катана с круглой цубой Онин

Рукоять катаны мастерской “Зброевы фальварак”

Как видите, мы делаем не разборную рукоять, но при этом, сохраняем значительное количество, характерных элементов оригинальной рукояти катаны.

Мэнуки, фучи, сэпа – это литье из латуни.

Цука-ито – кожаная лента, что не менее характерно для катаны.

Самэ- обычная кожа.

Отсутствует: мэкуги и хабуки.

Вот фото стандартного набора на рукоять катаны, мастерской “Зброевы фальварак” (отстствует мэнуки, но она также входит в набор)

Стандартный набор на рукоять катаны, мастерской “Зброевы фальварак”

В целом, это высокий уровень стилизации. Однако, мы стремимся к большему.

Вариант обмотки рукояти катаны –

Но стандартно наша рукоять выглядит именно так.

Уход за катаной

Ухаживают за катаной при помощи специальных инструментов. Все действия производятся в строгой последовательности. Сначала удаляются зазубрины или глубокие царапины, это делается полировочными камнями. Затем смятой (дабы не допустить царапин от крупных частиц) рисовой бумагой лезвие меча очищается от старого масла.

Если катана сильно загрязнена, то к рисовой бумаге добавляется известь, которая хорошо убирает грязь и не царапает клинок. Затем, при помощи нового листа рисовой бумаги наносится небольшое количество масла (чаще всего гвоздичного). Тонкий слой масла будет защищать лезвие от ржавчины и загрязнений.

Новое в блогах

— двуручный изогнутый японский меч длиной 95–105 см (сам клинок в среднем был 70–75 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 30,3 см).

Наряду с коротким мечом вакидзаси

входил в комплект вооружения самураев.

Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ

Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трех сантиметров, толщина спинки — от 5 мм. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки.

Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, катана из стали весит больше 1 кг. Встречаются катаны весом в 1,9 кг. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без повреждений для себя.

— линия закалки лезвия у катаны. Возможности катаны основаны на совершенной технологии. Гений японских кузнецов проявился в том, что им удалось создать клинок одновременно острый и гибкий. Секрет же заключается в термообработке готового клинка.

Засчёт покрытия клинка глиной можно контролировать скорость охлаждения — в результате в одном клинке образуется сталь двух видов: гибкая и очень твёрдая т.е. меч получается острым и ударостойким. Граница между двумя видами стали уникальна для каждого меча.

Особенно ценятся катаны, на которых есть Мэи

— подпись с именем известного мастера и годом изготовления. Однако даже на самых ценных клинках, создание которых приписывают величайшим мастерам, не всегда есть подпись. Процесс изготовления катаны довольно долгий и трудоемкий. В ее изготовлении принимает участие не один мастер, а несколько.

Один — переплавляет специальный песок в тамахагане, другой — кует и закаляет клинок, третий — полирует и точит, четвертый — занимается ножнами и рукоятью. Особый этикет обращения с катаной включал в себя такие моменты, как поклон мечу перед ношением. Тщательно выполнялся ритуал ухода за лезвием — очистка от загрязнений, смазывание маслом.

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi),
  • Шнур — Ито (Ito),
  • Лезвие — Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),
  • Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),
  • Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок — Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки (Menuki),
  • Хвостовик — Накаго,
  • Завязки — Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),
  • Ножны — Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сеппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча — Тецу,
  • Клинок — Тосин,
  • Гарда — Цуба (Tsuba),
  • Рукоять — Цука (Tsuka),
  • Оплетка — Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.

Катана быстро разбиралась по частям с помощью специального молоточка. Довольно часто на ножнах делались вырезы для ножа козука

, который служил как обычный нож в походе и шпильки
когаи
.

Исторически козука и когаи появились на больших полевых мечах тати (или но-тати). Обычно когаи были две — они использовались для развязывания узлов на шнурках, которыми крепились доспехи, а также как палочки для еды. Есть легенды, что во время боя козука втыкалась в труп противника как метка «владельца» вооружения поверженного противника.

Применение катаны

В феодальной Японии для тренировок использовали людей, постоянно рубили заключённых. Их использовали, чтобы испытать меч и посмотреть какое воздействие он оказывает на кости и ткани. Анатомия катаны начинается и заканчивается клинком. Такой меч имеет слегка изогнутое лезвие, что позволяет клинку дольше оставатся в разрезе. Это очень важно, поскольку, чем дольше меч остаётся в ране, тем глубже проникает.

Многие приёмы из арсенала самураев были задуманы специально, чтобы использовать 10–15 сантиметров кончика меча (входя в тело на 5–10 сантиметров гораздо легче сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования). Первый удар наносится в лоб, для тренировок нередко используются деревянные мечи, часто удар наносится по ключице — это позволяет разрубить подключичную артерию, рассечь рёбра, лёгкие, грудину, переднюю стенку сердца — после чего меч выходит назад и его сразу можно использовать.

Поскольку схватка на катанах продолжается считанные секунды, самураи стремились овладеть разнообразной тактикой. Очевидно, что лучше ударить первым, но у самураев были более хитроумные приёмы. Можно позволить противнику атаковать первым и контратака окажется для него роковой…

Смысл схватки на катанах — обмануть противника. Всё зависит от той картины, которую представишь противнику, от движения глаз, от того, как двигается тело или не двигается. Самураи старой школы не размахивали мечами как битами — здесь должен присутствовать обман, минимальная подготовка к удару. Если слишком высоко поднимать меч, будет трудно обмануть противника.

Источник: mir-angelica.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...