Как называли избу у коми зырян

Комплекс хозяйственных построек коми-пермяков был довольно разнообразен, что неоднократно отмечалось исследователями. «Пермяк вообще любит строится, это — его страсть, — должно быть за неимением чего-нибудь лучшаго, на что бы он мог обратить свою любовь. Пермяк называет себя бедным, несчастным, если у него, по крайней мере, половина двора не загромождена разными клетушками, сарайчиками, соломянниками, сенниками и т.п. И нужно ему отдать справедливость, он достиг известной степени совершенства в архитектуре своих построек: они прочно сложены и довольно красивы на вид. Русские, живущие рядом с пермяками, иногда в одних и тех же физических условиях, держатся совершенно противоположных воззрений. У них не смотря на обилие леса под рукою, новые избы строятся весьма туго, только в крайних случаях, и не отличаются ни красотой, ни прочностью и во всем уступают пермяцким.» (Добротворский 1883, С. 244).

Типы связи двора и жилой части у коми-пермяков были различны. Довольно распространенной как прежде, так и теперь была однорядная связь, при которой двор пристраивался сзади. Но более часто, особенно прежде, встречалась двурядная связь, когда жилище и хозяйственные постройки стояли параллельно друг другу и имели самостоятельные крыши.

Двор покрывали как односкатной, так и двускатной крышей, он мог быть двухэтажным, но чаще встречались одноэтажные дворы. При этом наиболее широкое распространение, особенно в южных районах Коми-Пермяцкого округа, получил двор вятского типа покоем.

Такой двор представлял собой замкнутый четырехугольник, в котором рядом с домом, выходившим фасадом на улицу размещались ворота и калитка с примыкавшим к ним амбаром, поставленным боковой стеной к улице (в настоящее время здесь ставят другие постройки или делают капитальную стену). Такой двор чаще всего бывал открытым и только в задней его половине имелся навес, соединявший под прямым углом дом и хозяйственные постройки стоявшие параллельно двору (Белицер 1958).

Сейчас , правда, подобные дворы чаще всего покрывают односкатной крышей, соединенной с кровлей дома. Для каждого вида животных имелся отдельный сруб и в хозяйственном комплексе двора было не менее трех-четырех таких срубов, которые стояли впритык друг к другу. Поверх срубов перекрытых досками или чаще мелкими бревнами хранят сено.

Если двор не перекрыт кровлей, то как и прежде ныне над срубами сооружают дощатые сарайчики для сена. Амбары у коми-пермяков ставили вблизи от дома, хотя иногда они могли стоять группами за деревней. Амбары на сваях встречались только на севере округа. Погреб по своему устройству был аналогичен коми-зырянскому.

Сегодня амбары и погреба исчезли практически повсеместно, чего нельзя сказать о банях. Баня является обязательной надворной постройкой. Традиционные коми-пермяцкие бани несколько больше по размерам коми-зырянских, но по своему устройству не отличаются от них . Правда для сооружения каменки коми-пермяки использовали не речной камень, а выкапывали его в поле.

Черных бань в округе осталось немного, но до 60-х годов они полностью преобладали. Белые бани в массовом порядке стали сооружать лишь с конца 60-х годов. Вместо каменки сейчас устанавливают сварную железную печь, сбоку которой приваривают емкость для нагрева воды, а в верхней ее части кладут камни. Некоторые хозяева ставят баню прямо в крытом дворе или пристраивают сбоку и вход в нее делают из сеней.

Новыми типами надворных построек являются летние кухни, которые чаще всего представляют собой простой досчатый сарай с небольшой кирпичной плитой. Правда, они более распространены в лесных поселках, но и в селах их можно встретить довольно часто. Рядом с домом обычно за двором ставят и дощатый туалет. Во многих огородах, как и прежде, стоят срубы, которые служат парником для рассады, но теперь к ним прибавились еще и теплицы, хотя они не очень широко распространены и набор огородных культур в основном остается прежним: картофель, репа, морковь, редька, капуста. Гаражи как самостоятельная постройка существуют, но довольно часто машины ставят за воротами крытого двора.

Жилища коми-пермяков («керку») неоднотипны. На севере, в Гайнском районе, они сходны по типу с традиционным жилищем коми, проживающих на Верхней и средней Вычегде. Это трехраздельный дом(изба-сени-клеть) на высоком подклете под одной крышей, где хозяйственная часть двухэтажная.

В южных районах жилища иного типа: здесь очень низкий подклет, как и на севере отсутствует фундамент и жилая часть дома как правило меньших размеров. Вот что писал о коми-пермяцкой избе в XIX в. известный исследователь коми-пермяков Н.А.Рогов: «Пермятская изба складывается из 19-23 рядов. Вершина ее бывает равна 2,1/2-3 саженям. В плане изба всегда представляет квадрат, которого стороны непременно равны нечетному числу, семи,девяти, одиннадцати аршинам.

В избе угол между стенами — одной противоположной входу, и другой, противоположной боку печи, называется передним углом. В нем на высоте трех четвертей аршина от лавки всегда маленькая полочка, божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.» (Рогов 1858,С.103). Строительным материалом являлось дерево еловых пород. Рубили избы «в угол».

Крыли их тесом. Крыши двухскатные, трех- и четырехскатные. До начала XX в. крыши чаще всего делали не самцах с князевым бревном скрепляющим оба ската. Затем наиболее распространенной стала стропильная конструкция кровли. Окон как правило всего четыре: три по фасаду и одно на боковой стене. В XIXв. одно окно было большим, а три маленькими, волоковыми.

Рамы таких окон вынимались вовнутрь избы. Вместо стекол в них часто вставляли пузырь животного или промасленную бумагу и прикрывали дощечкой. Такое количество окон очень характерно и для многих современных изб. Изба как правило повернута к улице или фасадом, или стеной параллельной улице, что наиболее часто встречается в южных районах округа.

До начала XX в. распространены были курные избы. Немногие жилища имели оформленные входы. Чаще крыльцо представляло собой открытый помост с лесенкой или просто две-три невысоких ступеньки перед дверью.

Встречались у коми-пермяков и избы-двойни, которые обычно были повернуты боковой стороной к улице и лишь изредка их фасады выходили на улицу. Но в отличие от аналогичных коми построек, избы-двойни коми-пермяков покрывали не односкатными , а двускатными крышами (Белицер 1958, С. 203).

В наиболее типичном трехраздельном доме иногда обе избы были жилыми(сейчас такое устройство дома встречается довольно часто), но обычно второй сруб использовали в качестве клети(чома). Сени распологались между избой и чомом, но в ряде случаев чом распологался рядом с избой, а сени пристраивались сзади них. Чом как правило находился метра на полтора выше пола в сенях и входа в избу.

Под ним размещался либо сенник или дровяник, но чаще помещение для скота. Из сеней в чом вела высокая крутая лесенка, а перед входом в него сооружали небольшой помост без перил. Окон в чоме не было. Их заменяли небольшие прорезные отверстия на ширину бревна.

Печи в чоме не ставили, ибо здесь в основном хранили всяческий хозяйственный инвентарь: дуги, хомуты, кадки и т. д. Нередко чом использовали и используют в качестве летней избы. Сегодня его нередко используют в качестве дополнительного жилого помещения и в этом случае оформляют также, как и избу.

В самой избе главное место занимала глинобитная печь (гор). Печь обычно стоит в метре или чуть более от задней стены, устьем она как правило обращена к окнам передней или боковой стены. Она как бы делит избу на две части, поскольку пространство возле нее как правило отделено дощатой перегородкой или занавеской.

Возле печи делают и люк в подпол, ибо, поскольку подклет низкий, голбец как у коми-зырян не устраивают. Рядом с печью обязательно располагается полка или шкафчик для посуды. Красный угол расположен в противоположном от входа углу и в нем прежде, но нередко и теперь укрепляется полка с иконами.Здесь же стоит стол, а вдоль стен лавки, которые сегодня чаще заменяют стулья и табуретки.

Там , где нет икон, в красном углу стоит телевизор или радиоприемник, но часто они просто соседствуют с иконами. В каждой избе прежде непременно были полати, где вся семья спала в течение зимы. Ныне полатисохранились лишь в очень немногих избах. Бревна в избах внутри стесаны до половины стены, а ниже остаются круглыми.

В настоящее время стены в большинстве случаев окрашивают масляной краской, но оклейка их обоями еще не очень широко практикуется. Прежде рядом с жилой избой устраивали пролет — маленькую узкую глухую комнатку, которая была отделена и от избы, и от клети капитальными стенами. В ней хранили посуду и различные продукты: муку, крупы, масло и даже молоко. «Эта комната находилась в исключительном ведении женщин, мужчины никогда не ходят туда, а если хозяину нужно взять что-нибудь из пролета, он посылает туда «бабу» (Добротворский 1883, С. 243). Прежде в интерьере жилища в основном преобладала нехитрая самодельная мебель: столы, лавки, посудные полки. Теперь в избах в основном покупная мебель и типичными стали диваны, кровати, шкафы, серванты и т.д.

Читайте также:  Как завязывать плетенку на карабин

Источник: komipermian.livejournal.com

Коми-зыряне

Коми-зыряне — один из уральских народов, относящийся к финно-угорской языковой группе. Коренное население республики Коми. Общую численность коми-зырян в России оценивают в 228 тысяч человек, из которых 202 тысячи живут на территории республики Коми. Они составляют 23,7% от населения республики.

Коми-зыряне значительно обрусели. Родным язык коми назвали лишь 169 тысяч человек.

Существует предположение, что название коми произошло от названия реки Камы. Также на древнем языке слово ком означало «мужчина» или «человек».

Ученые относят появление предков коми-зырян и коми-пермяков ко II тысячелетию до нашей эры. Позже из района впадения в Волгу Оки и Камы они ушли на север – в Прикамье. На территорию современной республики Коми предки зырян попали в I тысячелетии до нашей эры.

Коми-зыряне в лодке

Зыряне стали первым финно-угорским народом, который перешел под власть Москвы. В XVI—XVII веках коми-зыряне заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX веках — Печору и Ижму. 22 августа 1921 года в составе РСФСР была образована автономная область Коми (Зырян) с центром в Усть-Сысольске. Позже, в 1929 году АО Коми (Зырян) вошла в состав Северного края, а в ноябре 1936 года автономная область была преобразована в Коми АССР. В 1992 году преобразована в республику Коми.

В составе народа выделяются несколько локальных этнографических групп: удорцы, печорцы, ижемцы, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, прилузцы, сысольцы. Они сохранялись до начала XX века.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона о зырянах (фрагмент)

Зыряне — народ финского или уральского класса туранского семейства, обитающий в восточных частях губерний Вологодской и Архангельской. Составляя, вместе с вотяками и пермяками, пермскую группу народов, зыряне очень близки к вотякам и почти нисколько не отличаются, по языку, от пермяков.

Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью черный, при серых и темно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза. Зыряне остроумны, хитры и находчивы.

Изобретательность их выразилась во множестве разнообразных способов ловли птиц, зверей и рыбы. Зыряне любознательны, любят грамотность и способны к учению. Зыряне — православные (есть и раскольники); они религиозны и способны к глубокой привязанности; отличаются честностью, гостеприимством, бережливостью, смелостью и терпением. Им приписывают пристрастие к спиртным напиткам, хотя и не более, чем русским; зырянские девицы обвиняются в недостатке целомудрия; сутяжничество доведено у зырян до высших пределов.

Язык зырян распадается на шесть наречий: сысольское, печорское, ижемское, вашкинское или удорское, вычегодское и лузское (по К. Попову), или на пять говоров: сысольский, вычегодский, ижемский, удорский и камский (по Г. С. Лыткину). Произведений самобытной народной словесности у З. почти нет; они любят пение, но песни их — неудобопонятные искажения русских песен на зырянский лад. Сказки и загадки по большей части заимствованы у русских. Суеверия и предрассудки отличаются большей осязательностью и живостью, чем у русских. Они верят в леших, водяных, кикимор, в суседка, в овинных, банных, в орта, в колдунов, еретиков, чакыдчисей, в порчу, в ведьм, и своеобразно объясняют многие явления природы.

Зырянские поселения расположены исключительно по берегам рек, села их многолюдны и тянутся иногда на несколько верст. Избы их — керки — отличаются массивностью и строятся из соснового леса; план и фасад построек заимствован у русских; керки вообще не отличаются опрятностью.

Заимствованная у русских одежда пополнена лишь соответственно условиям климата и занятий; особенно выделяется промысловый, охотничий наряд.

Главное основание хлебной пищи составляют ячная мука и крупа; главные напитки ырош — квас и сур — пиво, оба из ячного солода; праздничный напиток — гэрмога-чужва — сусло со стручковым перцем. Обычаи при родинах, свадьбах, похоронах, а равно и увеселения мало отличаются от русских. Паренье в банях — потребность каждого зырянина; парятся ежедневно.

Зыряне занимаются хлебопашеством, огородничеством, скотоводством. На Печоре, в ближайшей части ее к Уралу, и на севере хлебопашества нет. Земледельческий район зырянского края Кл. Попов делит на две части: одна лежит по правую сторону р. Вычегды, начиная от Усть-Сысольска, и находится в полосе начального хлебопашества, другая лежит по левую сторону и считается местностью по преимуществу земледельческою. Господствующее хлебное растение — ячмень, затем следуют: рожь (яренская пользуется известностью), овес — только на юге, пшеница — плохого качества, лен и конопля — почти повсеместно.

Хлебопашец зырянин

Из овощей возделывают картофель, капусту, репу, редьку и лук, но не повсеместно; на юге — хмель и горох. Скотоводство обусловлено обилием лугов и сочных трав. Держат помногу лошадей, коров и овец, тех и других — исключительно комолых, также свиней, известных под названием чудских — тучных, с длинными ушами. Из домашних птиц — одни курицы, и то не везде.

Обилие лесов способствует развитию звериного промысла, составляющего главное и любимое занятие зырян. Предметом охоты служат зайцы, горностаи, олени, лисицы, случайно — куницы, медведи, волки, росомахи, выдры и рыси, главным же образом — белки, добыча которых на весь край достигает 1 млн штук ежегодно.

Из птиц добывают куропаток, тетерь, водяную дичь, но в особенности рябчиков, которых в хороший год бьют до 500 тыс. пар. Звериные и птичьи промыслы производятся в два периода времени и называются лесованьями: с конца сентября до декабря и с января до первых признаков весны. На охоту отправляются партиями от 2 до 12 человек и уходят иногда верст за 500. Ружья винтовочные, кремневые, изделия местных мастеров; вместо литых пуль запасают свинцовые проволоки, от которых и откусывают пульки зубами.

Охотники-зыряне

Непременный спутник охотника — собака, отличающаяся у зырян неутомимостью, тонким чутьем и уменьем распознавать зверя. Дальнейшими принадлежностями охотника служат; матка, т. е. компас, вделанный в деревянную коробочку, нарты — узкие, длиною сажени в две; санки для провизии и добычи, и лыжи, с посохом особого устройства. Для остановок в лесах расположены промысловые избушки — пывзяны и около них щамьи — чуланы, в виде голубятни на столбах, для предохранения добычи от хищных зверей. В лесах же расположены у каждого промышленника многочисленные и разнообразные ловушки для приманки и ловли зверя и птицы.

Рыболовство также составляет любимое занятие зырян: ловятся лох, нельма, шип, налим, лещ, семга, а также чиры, пеляди, сиги, щуки, окуни и т. п.

Вологодские зыряне печорских волостей занимаются разработкой точильного камня на брусяных горах (Воя и Сопляс), а также сбором кедровых орехов.

Вымские зыряне рубят и доставляют дрова для Сереговского солеваренного завода. Лузские зыряне с большой выгодой занимаются постройкой, нагрузкой и сплавом судов. Множество зырян отправляется бурлачить на вологодскую и другие пристани, а также на заработки в Петербург. Начинает развиваться смолокурение, дегтекурение и сажекопчение.

Ремесленной промышленности почти не существует. Торговля среди вологодских зырян развита мало. Большой предприимчивостью и способностью к торговле отличаются зыряне села Ижмы, занимающиеся также оленеводством и выделкой замши.

Н.Е. Ермилов о зырянах в путевых очерках «Поездка на Печору» (1888 г.)

Архангельские зыряне по наружности в общем не отличаются какими-нибудь особыми резкими признаками от наружности русского крестьянина. Большинство из них блондины, среднего роста, крепкого, коренастого телосложения. Женщины, по-видимому, обладают несколько большим ростом сравнительно с женщинами русских деревень.

Одежда зырян ничем не отличается от обыкновенного крестьянского северного одеяния: те же малицы и совики, те же рубахи, сапоги и комарники, то же отсутствие шапок в летнее время. Как на особенность, можно указать на страсть зырянок к ярким цветам одежды: красный, желтый, синий и зеленый цвета, в самых резких оттенках и крайних контрастах, составляют их любимые сочетания цветов. Укажу также на головную повязку деревенских девушек, которая, впрочем, встречается повсеместно и у русских в Печорском крае: один цветной платок (чишьян) складывается в виде узкой полосы, которою обвязывается голова вокруг верхней части лба, концы же платка завязываются сзади у затылка; таким образом повязка эта образует род венка; сверху ее повязывается обыкновенным образом, узлом сзади, другой цветной платок, который, впрочем, на работах и в жаркое время дня снимается с головы, и девушка остается лишь в венкообразной повязке.

Пробыв весьма короткое время в зырянском крае, я не могу сказать много об их нравственных свойствах, но и поверхностному наблюдателю бросаются в глаза отличительные качества зырян – гостеприимство и честность. Редко кто из них решится взять плату с проезжего за хлеб-соль или за ночлег; напротив, нужно видеть с каким удовольствием принимают они путника, с какою радостью они видят, что он не отказывается от их угощения, чтобы судить, что действительно хлебосольство их бескорыстно.

Читайте также:  Как определить заглубление воблера по лопасти

Мне рассказывали местные жители, что гостеприимство среды зырян развито до того, что проезжие, нисколько не знакомые с хозяином, заходят свободное в его избу даже во время его отсутствия и не только отдыхают и обогреваются в ней, но даже пользуются пищею, которую предусмотрительно гостеприимный хозяин оставляет на всякий случай прохода или проезда путника на видном месте в своей избе. Доказательством честности зырян служит отсутствие замков и в настоящее время: все помещения, даже амбары с имуществом и хлебом запираются простым деревянным засовом.

Впрочем, это относится к селениям небольшим, в населенных же густо селах, например, в Ижме, даже и замки не оберегают владельца от покраж. Косвенным доказательством честности зырян служит отсутствие в их языке коренного собственного слова, означающего понятие «воровство». По ижемскому наречию вор обозначается словом «гусьясьись», которое производится от русского же слова «гусь» (подобно выражению «вот так гусь!»). По причине честности зырян все денежные и торговые сделки заключаются с ними на честное слово, без всяких документов; достаточно зырянину сказать: «вот тед веськыдкы», — даю тебе честное слово – чтобы всякий, знающий этот народ, безусловно ему поверил.

Коми-зыряне

В религиозном отношении весьма многие из зырян Архангельской губернии коснеют в расколе. Причиною этого служит как разбросанность и малонаселенность их селений, так и отдаленность их от приходских церквей…

Зырянские избы, или «керки», строятся обыкновенно на две половины, сообщающиеся между собою входными сенями, в которые ведет пристроенное с лицевой стороны крыльцо; так как эти избы в большинстве случаев устраиваются таким образом, что пол и окна находятся высоко от земли, то крыльцо это делается на столбах и к нему приделывается сбоку лесенка в несколько ступенек. Крыльцо или покрывается крышей, тоже на столбах, или же остается открытым.

Левая половина избы черная – в ней живут хозяева летом и зимою, в ней приготовляют пищу, в ней берегут своих домашних животных; воздух в ней всегда спертый, удушливо-жаркий. Правая половина избы чистая, так сказать, парадная: в ней не живут, но принимают гостей; вместо лавок вы в ней встретите иногда и стулья; вместо белых столов (пызан) – столы крашеные, глиняная русская печь (пац) с лежанкой заменяется нередко голландской печью. Понятно, что такое деление изб на две половины встречается в общем, или точнее, в господствующем типе зырянских построек и что существуют от него отступления. Заднюю часть избы составляет повет, в которой держат домашний скот; на этой же повети хранятся сани, лишнее платье и имущество, посуда и проч.; ход, или, вернее, въезд на повет устроен из бревенчатой настилки, расположенной наклонно от земли вверх до широкий ворот повети. Общее впечатление, выносимое из осмотра зырянских «керок», дает основание заключать о неряшестве из содержания: грязь, покрывающая пол и стены, обилие тараканов, копоть на потолке и прочее – все это указывает на то, что зырянин не любит поддерживать чистоту в своем жилище и не заботится о ней.

Коми-зыряне около своего дома

Амбары, погреба и бани строятся отдельно от изб, причем последние устраиваются ближе к берегу реки и не отличаются обширностью помещения: площадь в две квадратных сажени составляет средний размер зырянской бани; по стенам внутри ее размещены скамьи и потолок, который отличается тою особенностью, что устраивается не высоко над полом, как в русских банях, а на одном уровне с лавками; в одном из углов расположена каменка. На эту до красна раскаленную каменку поливают холодную воду (горячей воды в бане не заготовляют) и в образовавшейся атмосфере пара, чада и угара парятся вениками, но не моются.

Попариться в бане – любимое удовольствие зырян: в баню они ходят по несколько раз в неделю. Есть среди них такие любители, что могут пробыть в этой невыносимой жаре и чаду до 20 минут и их выводят оттуда даже силой. Летом прямо из бани большинство идет выкупаться в реке. Нужно удивляться выносливости и крепости зырянской натуры: на них не действуют страшные зимние холода, долговременное пребывание под дождем, ветром или снегом и вообще непогода; на них не действует даже ночлег во время крутого мороза в глуши лесов, наконец тот тяжелый труд и борьба с природой, которую зырянину приходится вести чуть ли не ежедневно, — все это дает основание полагать, что физическая крепость зырянского народа уже испокон века закалена в борьбе за существование и что все, кажущееся постороннему наблюдателю неестественным или непреодолимым, в жизни этого мало цивилизованного, но рабочего народа, для него самого представляется простым и естественным.

Прочесть полный текст путевых записок Н.Е. Ермилова о путешествии на Печору можно прочесть по ссылке.

UraloVed.ru

  • Народы Урала
  • Перечень памятников истории и культуры в Республике Коми
  • С Печоры на Каму и встречь. Печорский волок
  • Республика Коми
  • Народы

Источник: uraloved.ru

Как называли избу у коми зырян

утилитарно-функциональное назначение
финно-угорский народ коми
деревянные строения

1. Зыков С.Н. Сакральный образ птицы в предметах финно-угорской тематики // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 (часть 8). – С. 1876–1880.

2. Ильина И.В. Традиционная культура народа коми: этнографические очерки / И.В. Ильина, И.Л. Жеребцов, Н.Д. Конаков и др. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 270 с.

3. Кошаев В.Б. Традиционное жилище народов Западного Приуралья. Культурогенез. Классификация. Искусство / В.Б. Кошаев. – Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001. – 370 с.

4. Налимов В. П. Очерки по этнографии финно-угорских народов / В.П. Налимов. – Ижевск – Сыктывкар, 2010. – 336 с.

5. Овчинникова Е.В., Зыков С.Н. Ретроспективный анализ традиционного коми дома с применением компьютерных технологий // Московский государственный университет дизайна и технологии. – 2010. — №15 (57). – С. 24–31

6. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. Гражданское зодчество / А.В. Ополовников. – М.: Искусство, 1983. – 287 с.: ил.

7. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 272 с.

8. Шургин И.Н. От лесной избушки до церкви дивной. Деревянная архитектура коми / И.Н. Шургин. – М.: Совпадение, 2009. – 264 с.: ил.

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению деревянных строений с позиции взаимопроникновения утилитарного и мифорелигиозного содержания, обозначим территориальное расположение объектов исследования, что является важным для лучшего понимания вопроса. Это лесные районы современной Республики Коми (относятся к Северо-Западному Приуралью и примыкают к Полярному и Приполярному Уралу) и север Пермского края (относится к Среднему и Северному Приуралью), где исторически сложились этнографические группы коми-зырян и коми-пермяков. Именно в лесных краях, где одним из основных видов деятельности коми являлась охота, и формировалась на протяжении столетий самобытная культура возведения деревянных построек.

Рассмотрим некоторые характерные деревянные строения с функционально-утилитарных и сакрально-мифологических смысловых позиций.

Одной из интересных построек на охотничьем стане был охотничий лабаз (рис. 1). Конструктивно лабаз – это маленькая дощатая либо рубленая избушка, размещенная высоко на спиленном дереве.

С утилитарно-функциональных позиций лабаз такой конструкции являлся практичным и совершенным строением, поскольку обеспечивал хорошую защиту съестных припасов, вещей, да и самого охотника (на отдыхе) от крупных лесных зверей. У этого строения стоит отметить и наличие уникального мифологического содержания. По-видимому, именно такие охотничьи лабазы (или подобные постройки) у многих народов, проживавших в лесных краях, в сказках и легендах стали прообразом лесной «избушки на курьих ножках», куда опасно было заходить, потому что там могла коротать время нечистая сила. Необходимо сказать, что такие слухи и поверья о подобных строениях на высоких стволах деревьев служили хорошим магическим оберегом от проникновения в них кого-нибудь, кроме хозяина-охотника.

Именно охотничьи станы можно считать предшественниками традиционного жилища коми – больших усадеб с множеством помещений, расположенных под одной общей кровлей, со сложной системой переходов (рис. 2, 3, 4). Сооружение таких объектов было трудоемким и материально затратным делом. Несмотря на то что их поэтапное строительство могло длиться годами, с утилитарно-функциональной точки зрения это было оправданным, потому что в северных краях, где холодное время года было очень продолжительным, а лето — коротким, необходимо было конструктивно обеспечить максимальную защиту людей и домашних животных от суровых погодных условий.

Рис. 1. Охотничий лабаз [6]

Описание: Uk006

Рис. 2. Традиционный дом народа коми [3]. Фото В.Б. Кошаева

Описание: G:НАУЧНАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА___СТУДЕНТЫ МАГИСТРЫ АСПИРАНТЫНекрасов Руслан ВалерьевичЭКСПЕДИЦИЯ 2012МежадорDSC01961.JPG

Рис. 3. Дом в деревне Межадор (Республика Коми). Фото Р. В. Некрасова

Описание: G:НАУЧНАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА___СТУДЕНТЫ МАГИСТРЫ АСПИРАНТЫНекрасов Руслан ВалерьевичЭКСПЕДИЦИЯ 2012ЧухлэмDSC01927.JPG

Рис. 4. Дом в деревне Чухлэм (Республика Коми). Фото Р. В. Некрасова

Мир по космогоническим представления коми был создан двумя богами-демиургами – Еном и Омолем (у коми-пермяков Ен и Куль), которые олицетворяли собой добро (Ен) и зло (Омоль) [2]. Добро и зло с самого начала противостояли и дополняли друг друга. Например, Ен сотворил солнце и день, а Омоль, оторвав от солнца кусок, создал луну на ночном небе.

Читайте также:  Лисица корсак где обитает

Наполняя мир живыми существами, боги добра и зла также вложили в них каждый по своей частице (например, Ен сотворил собаку, а Омоль дал ей шерсть) [2]. Поэтому коми считали, что абсолютно все на земле имело и хорошее и плохое начало. Все хорошее было даровано Еном, а все плохое – Омолем [2].

Созданный богами-демиургами мир был огромен, поэтому они решили разделить власть над ним: Ен стал править верхним миром, а Омоль – нижним. Общая картина мира в представлениях народа коми была трихотомичной – состоящей из трех миров. Наряду с верхним (или небесным) миром (где правил бог-демиург Ен, который имел богатый растительный и животный мир, был населен небесными людьми [4]) и нижним миром (где правил бог-демиург Омоль, который являлся последним пристанищем душ умерших и, по сути, вмещал в себе современные представления о христианском аде [4]), существовал и средний мир обычных людей, где боги-демиурги непосредственно не жили, но существовали иные божества и духи, покровительствующие какому-либо промыслу и управляющие стихиями природы (например, дух огня). По верованиям все три мира объединяло священное мировое дерево, служащее мировой осью.

Окружающий мир для язычников, какими являлись и коми, был, образно говоря, «большим домом», созданный для них богами. Именно поэтому, возводя жилище, коми пытались моделировать в нем божественное совершенство этого «большого дома», все его особенности и сакральные значения – трихотомичность, мировое древо, а также иную священную знаковость. Так, например, даже строительный материал выбирался не случайно. Им была сосна, которая согласно существующему культу деревьев была деревом бога-демиурга Ена.

При возведении нижних венцов дома внутри сруба вкапывали молодую елочку или рябину с корнями в качестве символа мирового древа, которое будет обеспечивать благополучие семьи (рода) и охранять дом от злых духов в период строительства [3]. По вертикали конструкция дома являлось одним из воплощений мирового древа – единства трех миров.

С нижним миром ассоциировалось подполье, где в ямке зачастую закапывали жертвенные кости (умершего хозяина или младенца [3]). Жилое пространство избы являлось миром жилых людей и ассоциировалось со средним миром. Верхняя часть дома и чердачные помещения сакрально отождествлялись с верхним миром. Интересно, что в доме имелись особые конструктивные элементы, символизирующие переходные границы между мирами (голбец и матица) и потому окруженные таинственным мифическим ореолом.

Голбец – дощатый пристрой к печи, наружная сторона которого оборудовалась лавкой и ступенькой на полати. В голбце имелась дверь, открывавшая лестницу для входа в подполье. С точки зрения мировоззрения коми внутреннее пространство голбца было проходом из среднего мира людей в нижний мир мертвых.

Матица (матич на языке коми [3]) являлась центральной балкой поддержки перекрытия потолка. По верованиям, она лежала на границе среднего и верхнего мира, поэтому была священной. Интересно отметить, что условная вертикальная плоскость, проходящая через матицу и поверхность печной стены (со стороны входа), формировала сакральную границу «свой — чужой». Гость не имел права заходить за матицу в дом (семейное родовое сакральное пространство) без приглашения хозяина [2].

Наряду с моделированием в конструкции дома коми трихотомичной картины мира в этом сооружении проявляются и другие особенности мировоззрения этого финно-угорского народа. Исследователь В.П.

Налимов в работе «Очерки по этнографии финно-угорских народов» [4] отмечал, что религия ассоциировалась у коми как союз труда, куда входили на равных божественные создания, включая людей и животных. Считалось, что боль или несчастье, которое по какой-либо причине испытало любое из них, может повлечь всеобщее горе: обиженное существо, жалуясь на свою судьбу, сеяло несчастье вокруг. Поэтому человек избегал поступков, которые могли бы навредить живущим с ним рядом существам [4]. Общая конструкция коми-дома (дом кошелем [5]) хорошо согласуется с этими мировоззренческими позициями – люди, лошади, коровы, птицы жили под одной общей кровлей в отдельно устроенных помещениях, были накормлены, обогреты и защищены. Даже будка для собаки, которая стояла отдельно от дома, у коми имела конструкцию полноценного срубного строения [8], как у людей.

Рис. 5. Собачья будка в усадьбе коми [8]

Материальная культура народа коми как языческого этноса тесно связана с формировавшимися веками мировоззренческими устоями. Сакральные понятия общинной (родовой или семейной) территории неизменно проецировались на возводимые человеком деревянные сооружения. Создавая их, коми выступали творцами нового не только материального, но и сакрального мира для своего рода, по образцу и подобию «большого» природного мира, созданного богами-демиургами Еном и Омолем. Поэтому, чтобы понять всю глубину конструктивной организации объектов деревянного зодчества, необходимо руководствоваться не только утилитарно-функциональным подходом, но и изучением их как сакрально-значимого феномена материальной культуры финно-угорского народа коми.

Рецензенты:

Умняшкин В.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой дизайна Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск;

Бендерский Б.Я., д.т.н., профессор, профессор Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск.

Источник: science-education.ru

Традиционными поселениями коми в XIX начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой. — презентация

Презентация на тему: » Традиционными поселениями коми в XIX начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой.» — Транскрипт:

2 Традиционными поселениями коми в XIX начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (с икт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой тип застройки, в один или несколько рядов. Дома были фасадами ориентированы на реку или на юг.

3 У коми различают два типа изб: сысольскую и вымскую избу. Первый тип представляет собой квадратное сооружение, состоящее из двух равных по площадям частей — жилой и хозяйственной. Обе половины тесно примыкают друг к другу. Жилая половина состоит из двух самостоятельных изб-четырёхстенков — зимней избы и летней.

К задней части изб примыкает сруб крытого двухъярусного хозяйственного двора, верхняя часть которого использовалась под сарай для сена и громоздкой хозяйственной утвари. Нижний ярус выполнял функции скотного двора.

4 Второй тип дома, названный высоким домом-комплексом, отличается от сысольского типа дома передним фасадом. Кровля над жилой частью и хозяйственным двором, расположенным по одной оси за жильем, общая, двухскатная. Жилая половина вымского дома, так же, как и сысольского, состоит из зимней и летней изб, разделённых сенями. Однако их внутреннее пространство организовано по-другому. Печь расположена не против входа, а рядом с ним, и устьем обращена к окнам лицевой стены избы.

6 Традиционный дом коми-зырян с росписью на фронтоне, конец XIX века

7 Часто можно увидеть двухэтажные дома, а иногда и трехэтажные

9 Самое главное в коми избе – это печь. Она давала людям тепло, в печи готовили пищу. А еще над ней сушили грибы и ягоды на зиму. Пространство возле печи называлось «бабье место».

11 «Красный угол» всегда находился наискосок от печи Здесь всегда горел «небесный»огонь – лампада. Это самое почетное место в доме. Здесь усаживали дорогого гостя, здесь беседовал отец с сыном.

13 В сенях хранились различные хозяйственные инструменты (слева висят ножницы для стрижки овец, скребки для ошкуривания бревен, чесала, сито, трещотка). Все предметы принадлежат жителям села и собраны в народный музей в течении года.

14 Интерьер зимней половины. Кухонная утварь.

15 Зимняя половина. Вся мебель ручной работы мастеров села Усть-Вымь. В следующей комнате виден ткацкий стан, на котором, помимо тканых полотен изготавливали также и половики.

17 В избе нет перегородок, отдельных комнат. Здесь и кухня, и передний красный угол, и прихожая — подпорожье. Поражает высота бревенчатого потолка (высота от пола 3,3 м). Вероятно, изба раньше была курной, т. е. топилась «по черному». Позднее поставили белую глинобитную печь. Она занимает почти четвертую часть объема избы.

Площадь избы невелика, около 25 м 2. Однако здесь жила большая семья – более десяти человек, и у всех было свое место во время работы, обеда, сна.

18 В избе создан интерьер крестьянской избы: стол, покрыт скатертью, на нем — долбленая чашка, солоничка — уточка, ложки. Рядом зыбка на березовом шесте. Тут же светец, разноцветные пояса-опояски, кушаки. Большое место на полках и лавках занимает кухонная утварь.

19 Главными занятиями у коми были земледелие и животноводство

21 культура коми : домашняя утварь, мебель, украшения жилища.

24 Любой посетитель этнопарка в с. Иб сможет посмотреть на устройство жилища коми народа

25 Спасибо за внимание! Забоева А.Н., воспитатель ГУ РК «Детский дом 3»

Источник: www.myshared.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...