Как называлась фигурка медведя у нивхов

Наверное, ни об одном животном не сложено столько сказок, песен, легенд и преданий, как о медведе. С уважением относится русский народ к этому животному, называя его «лесным воеводой» и «хозяином бора». В большинстве сказок медведь предстает перед нами как добрый простак, немного неуклюжий сладкоежка, всегда готовый защищать слабых и обиженных.

Однако если верить старинным преданиям, медведь не такое уж и добродушное животное. Это одно из самых загадочных « существ на планете, окутанное ореолом невероятных мистических тайн.

Берлога — вход в подземный мир

Практически у всех народов мира к медведю особое отношение. В одних странах называют его предком людей, а в других — человеком, ставшим зверем по воле богов. Так или иначе, топтыгин — необычное существо, наделенное неведомой магией, помощник и друг богов.

О том, как человек произошел от медведя, красочно рассказывает древняя легенда индейцев квакиутль. Она повествует о любви медведицы к первому мужчине на Земле. Потомки этой пары впоследствии заселили всю Землю. Одно из древних славянских преданий рассказывает о том, что прародитель людей был медведем-оборотнем.

Приручил ОГРОМНОГО МЕДВЕДЯ — FAR CRY PRIMAL #7

Своим далеким предком медведя называли и воины древних кельтов. Считалось, что именно он наделил своих «детей» храбростью, силой и беспощадностью. Медведя в древности наделяли и божественной силой. Славяне верили, что облик этого зверя принимает бог Велес, а медвежья берлога — вход в подземный мир.

Древние греки наделяли медвежьими чертами Артемиду — богиню охоты. В ее храмах часто селили прирученного медведя, а жрицы-охотницы во время праздника в честь богини исполняли специальный танец, накинув на плечи медвежьи шкуры.

Но более всего интересен историкам и мистикам почти забытый культ пещерного медведя — таинственного бога седой старины. Наши предки считали, что особой магической силой обладали череп и передние лапы этого лесного божества. Несколько десятилетий назад в пещере Драхенлох (Австрия) было найдено странное сооружение — что-то вроде каменного ящика огромных размеров.

Возраст находки насчитывал примерно 40 тысяч лет. На крышке ящика лежал массивный череп пещерного медведя, под которым покоились скрещенные кости передних лап этого животного. Словом, крышка древнего сундука напоминала знаменитую эмблему пиратского «Веселого Роджера». Но более всего удивило археологов содержимое данного схрона. Ящик был доверху наполнен черепами пещерных медведей.

Ученые до сих пор пытаются ответить на вопрос, зачем первобытные люди хранили эти черепа и для чего им понадобилось украшать свою «укладку» красноречивым знаком.

Надо сказать, что медвежий культ оставил свой след и на русской земле. Самое известное капище, посвященное «хозяину леса», находилось на территории современного Ярославля, где жили люди, поклонявшиеся огромному-загадочному медведю и приносившие своему божеству щедрые кровавые жертвы.

Согласно легенде, князь Ярослав Мудрый истребил под корень кровожадное племя и не побоялся вступить в схватку со свирепым «богом». Из жаркого поединка князь вышел победителем, зарубив секирой поверженного топтыгина. В память об этих событиях Ярослав заложил на отвоеванной земле новый город (Ярославль), гербом которого стал медведь с секирой, стоящий на задних лапах.

Позднее, в эпоху христианства, люди называли медведя «братом лешего». Считалось, что он следит за порядком в лесу, так как всяческая нечисть боится лохматого воеводу. Черти и ведьмы бегут от него прочь, поскольку знают: тому под силу одолеть в поединке самого водяного.

Считалось, что медведь может уберечь скотину от всякого лиха. Поэтому сибирские крестьяне частенько вешали в хлеву медвежью голову, дабы «лесной хозяин» охранял живность от мора и напастей.

Медвежьи дети

Древние мифы и сказки повествуют нам о медведе как о большом любителе женского пола. Мол, частенько ворует топтыгин баб в деревнях или же уводит заблудившихся в лесу кумушек в свою берлогу. Там незадачливая пленница становится женой «лесного хозяина», который заботится о ней и после рождения их общего ребенка отпускает домой.

Кстати, и медведицы не отказывали себе в удовольствии время от времени приютить в своем логове охотника. Рожденное же от подобных союзов потомство — это загадочные медведи-оборотни, обитающие в глухих лесах. Они считались искусными магами, наделенными к тому же колоссальной физической силой.

Если верить преданиям, медвежьи дети не всегда оставались в лесах. Зачастую они возвращались к людям и становись известны как бесстрашные и непобедимые воины. Так, русские сказки прославили легендарного богатыря Ивана Медвежье Ушко, сына медведя и украденной им красавицы.

В скандинавских сагах широко известен герой Берсеркер — потомок подобного союза. Воин, облаченный в медвежью шкуру, наводил ужас на врагов одним своим видом. Кроме силы и бесстрашия он отличался от соплеменников звериной яростью и не чувствовал боли. Существует предание, что именно этот герой стал прародителем полулегендарного племени берсерков, кровожадных воинов, несколько столетий державших в страхе народы Северной Европы.

Вполне возможно, что подобные легенды породило некоторое физическое сходство «лесного владыки» с человеком. Известно, что отпечаток медвежьей лапы на мокрой земле удивительно похож на след босой человеческой ступни. Кроме того, если верить бывалым охотникам, освежеванная медвежья туша сильно напоминает человеческое тело.

Не исключено, что данное сходство дало жизнь удивительным рассказам, разлетевшимся по Сибири уже в более позднее время. Во многих деревнях люди, замирая от ужаса, передавали из уст в уста «страшилки» о том, как под шкурой добытого медведя обнаруживали мужика в онучах или же бабу в сарафане.

«Прости нас, хозяин!»

Несмотря на поверья о божественном происхождении и магических способностях медведя, огромное животное с густым теплым мехом считалось завидной добычей. Однако охота на косолапого во все времена была занятием в некотором роде сакральным. Существовало поверье, что «хозяина леса» нельзя просто так убить, как любое другое животное.

Опасаясь мести бурого великана, охотники, обсуждая план будущей облавы, называли предполагаемую добычу иносказательными именами: «старик», «хозяин», «дедушка» и другими. Вот почему у медведя столько прозвищ, среди которых известные нам по сказкам По-тапыч и топтыгин. При этом о медведе нельзя было отзываться неуважительно и уж тем более ругать его, иначе если «старик» услышит, то он обязательно отомстит дерзкому.

Северные народы — эвенки, кеты или нивхи — старались обмануть уже убитого «хозяина». Во время этого действа охотники разжигали костер и принимались медведя ритуально кормить и поить чаем. Угощая «дедушку», с ним вели неторопливые разговоры, убеждая, что это не они убили «хозяина леса», перекладывая вину на «чужих» — русских, юкагирских или долганских охотников. Также во время этих разговоров просили медведя не гневаться за то, что люди воспользуются его мясом и шкурой, и обещали оказывать впредь топтыгиным всяческое уважение.

И вот по окончании данной «трапезы», когда обманутый дух медведя умчался в поисках убивших его чужих охотников, добытчики разделывали его тушу, в первую очередь отрезая его переднюю лапу и голову. Их полагалась освободить от мяса, выварить и повесить на дерево как своеобразный оберег.

Часто при свежевании туши медведя присутствовал чужак — мужчина из другого племени. Считалось, что присутствие чужеродца также помогает сбить со следа разгневанный дух убитого медведя. Именно чужак вырезал сердце добычи и принимал активное участие в приготовлении ритуального угощения.

Когда же охотники с добычей возвращались в свою деревню, навстречу им выходили все женщины селения. Они приветствовали «мохнатого старика» как дорогого гостя и устраивали в его честь настоящий праздник.

Празднество в честь удачной охоты устраивали и русские охотники. Обычно добытчики собирались в доме человека, обнаружившего медвежью берлогу, или же под кровом храбреца, не побоявшегося выйти с рогатиной против «хозяина леса».

Настоящий целитель

Долгое время считалось, что неведомые магические силы, которыми люди наделяли топтыгина, переходили и на обереги, которые изготавливали из его шкуры, зубов и когтей.

Мощнейшим амулетом считался медвежий коготь. Ему было под силу прогнать из дома потустороннюю нечисть, а также даровать покой крикливому малышу. Человеку, что носит на груди данный оберег, не страшны сглаз и порча. В руках опытного шамана медвежий коготь становится сильным оружием, способным обуздать разгулявшуюся стихию.

Чудесными свойствами, по поверью, обладали и зубы медведя. В древности их вешали над колыбелью младенца, дабы дух «хозяина» оберегал кроху до тех пор, пока тот не сможет постоять за себя сам. Кроме того, медвежьи клыки вставляли в стены амбара и закрепляли между досок заборов. Считалось, что они не допустят воров к хозяйскому добру и уберегут имущество при любых обстоятельствах.

Читайте также:  Какое масло для лодочных моторов 2 тактных

Славяне считали, что если новорожденного младенца протащить между челюстями убитого медведя, это избавит малыша от всех болезней.

Особыми магическими свойствами наделялось сердце зверя. Если человек съедал его, то болезни были ему не страшны. У индийских народов существовало поверье о том, что кусочек сырого медвежьего сердца наделял человека бесстрашием, мудростью и неуязвимостью. Некоторые народы считали, что если больного окурить дымом от сожженной медвежьей шерсти, то все хвори отступят.

При магических ритуалах часто использовалось медвежье сало. Считалось, что если смазать им лоб человеку, то у последнего улучшится память.

Елена ЛЯКИНА

Источник: paranormal-news.ru

Как у нивхов и эвенков называется магический предмет (фигурка медведя), который они носят на теле?

Как у нивхов и эвенков называется магический предмет (фигурка медведя), который они носят на теле?

Лучший ответ

Vova VУченик (218) 1 месяц назад

Синкен (真 剣, буквально означает « живой меч ») — это японский меч с живым кованым клинком; это слово используется в отличие от боккэн и синай .

Serg HavrИскусственный Интеллект (182207) 1 месяц назад

Вот живу на Сахалине в Холмске как сразу после кораблестроительного института из Николаева сюда приехал — в округе полным полно японских камней с иероглифами, смысл перевода вообще непонятен.
Технический перевод инструкции по установке японского гидролокатора в подводную часть яхты для морского Регистра некому адекватно перевести — нигде не можем найти достоверный перевод технических терминов с японского — повсюду отсебятину какую-то предлагают, а у нам надо конкретно.

Остальные ответы

Похожие вопросы

Источник: otvet.mail.ru

Поклонение медведю — Bear worship

Религиозная практика в этнических религиях Северной Евразии Церемония Айну Иоманте ( медведь отправка). Японская роспись свитков, около 1870 г.

Поклонение медведю (также известное как культ медведя или арктолатрия ) — это религиозная практика поклонения медведи встречаются во многих северных евразийских этнических религиях, таких как саамы, нивхи, айны, дохристианские баски и финны. Есть также ряд божеств из кельтской Галлии и Британии, связанных с медведем, и даки, фракийцы и гетийцы были известны поклонением медведям и ежегодно отмечали праздник медвежьих танцев. Медведь изображен на многих тотемах северных культур, которые их высекают.

  • 1 Палеолитический культ
  • 2 Люди из России
  • 2.1 Восточно-славянская культура
  • 7.1 Праздник нивхов

Палеолитический культ

Медведь-богиня кормит медведя (1918)

Существование древнего культа медведя среди неандертальцев в Западной Евразии в Среднем палеолите было предметом обсуждения, вызванным археологическими находками. Неандертальцы поклонялись пещерному медведю (Ursus spelaeus), а кости древнего медведя были обнаружены в нескольких различных пещерах и, по мнению некоторых археологов, свидетельствуют о существовании культа медведя в палеолите.

Археологов интересовало не само присутствие этих костей, а их особенное расположение. Во время раскопок археологи на месте определили, что кости были найдены устроенными таким образом, что это было невозможно естественным образом. Эмиль Бэхлер, главный сторонник аргументов в пользу существования древнего культа медведя, нашел останки медведя в Швейцарии и в пещере Морнова в Словении. Наряду с открытием Бэхлера, черепа медведя были найдены Андре Леруа-Гураном, сложенными идеальным кругом в Соне и Луаре. Обнаружение рисунков, подобных тем, что обнаружил Андре Леруа-Гурхан, предполагает, что эти останки медведя были помещены в их расположение намеренно; акт, который приписывают неандертальцам и предполагается, что он был частью какой-то церемонии.

Хотя некоторые из этих находок были интерпретированы как указание на присутствие древнего культа медведя, определенные анализы и обсуждения привели к противоречивым результатам. По словам Ины Вунн, основываясь на информации археологов о первобытном человеке и культах медведя, если неандертальцы действительно поклонялись медведям, то в их поселениях и лагерях должны быть доказательства этого.

Однако большинство останков медведей было найдено в пещерах, а не в ранних поселениях людей. Эта информация подразумевала отсутствие древнего культа медведя и подтолкнула к развитию новых теорий.

Многие археологи, в том числе Ина Вунн, пришли к выводу, что, поскольку большинство видов медведей живут и прячут своих детенышей в пещерах в зимние месяцы для спячки, вполне возможно, что их останки были найдены в пещерах, потому что пещеры были их естественной средой обитания. Медведи жили в этих пещерах и умирали по разным причинам, будь то болезнь или голод. Вунн утверждает, что размещение этих останков, независимо от того, является ли это идентифицированным узором или нет, связано с естественными причинами, такими как ветер, осадки или вода. Таким образом, по мнению Вунна, остатки медведей в пещерах не являются результатом деятельности человека, и нет никаких свидетельств существования культа медведя в эпоху среднего палеолита. Некоторые археологи, такие как Эмиль Бехлер, продолжают использовать свои раскопки, чтобы подтвердить существование древнего культа медведя.

Люди из России

восточнославянская культура

Медведи были самые почитаемые животные древних славян. В языческие времена его связывали с богом Волосом, покровителем домашних животных. В славянском фольклоре медведь описывается как тотем, олицетворяющий самца: отца, мужа или жениха. Появились легенды о медведях-оборотнях, считалось, что людей за проступки можно превратить в медведей.

Волос или его еще называют Велесом на фоне Монумента тысячелетия России

Алтайские народы

В 1925-1927 гг. [Викиданные ] были проведены полевые наблюдения за медвежьим поклонением у Алтая, Тубалара (Туба-Киджи), Теленгита и Шорци Кузнецкой Тайги, а также у племен сагай в Минусинске., недалеко от Кузнецкой тайги (1927 г.).

Финны

В финской языческой культуре медведь считался табуированным животным, а слово «медведь» (окси) было запретным словом. Вместо этого использовались эвфемизмы, такие как mesikämmen «медовая рука». Современное финское слово karhu (от karhea, грубая шерсть, обозначающее грубую шерсть) также является таким эвфемизмом. Считалось, что вызов медведя его истинным именем вызывает медведя.

За охотой на медведя и убийством медведя последовала вечеринка под названием peijaiset с церемонией, призванной показать, что медведь будет «почетным гостем», а не убитым животным, и что его смерть была «случайной», в чтобы не рассердить дух медведя. Череп медведя вешали на дерево, которое почитали как тотем.

Пиренеи

Ежегодно в различных городах и коммунах региона Пиренеев проходят фестивали медведей.

В Prats-de-Mollo, [fr ] («праздник медведя») проводился Сретение (2 февраля) это ритуал, в ходе которого люди в костюмах медведей, размахивая палками, терроризируют людей на улицах. Раньше в центре внимания фестиваля были «медведи», притворно нападающие на женщин и пытающиеся почернить их груди (сажей), что казалось скандалом внешним наблюдателям. Но, по свидетельству человека, который помнил былые времена до этого, фестиваль в Прат-де-Молло включал в себя тщательно продуманную постановку, во многом похожую на версию в Арле.

Арль-сюр-Тек версия ([fr ]) включает женского персонажа по имени Розетта (Roseta), которую похищает «медведь». Розетту традиционно играл мужчина или мальчик, переодетый девушкой. «Медведь» приносил Розетту в хижину, построенную на центральной площади города (где жертву кормили сосисками, пирогом и белым вином). Мероприятие закончилось тем, что «медведя» побрили и «убили».

Известный праздник медведя также проходит в Верхнем Валлеспире ([fr ]).

Медведи в корейской мифологии

Согласно легенде, Унгнё (буквально «женщина-медведь») была медведем, которая превратилась в женщину и родила Дангуна, основатель первого корейского королевства Годжосон. Медведи почитались как материнская фигура и символ терпения.

Нивхи

Нивхский медвежий праздник

Медвежий праздник нивхов около 1903 года

Медвежий праздник — религиозный праздник. коренными нивхами на Дальнем Востоке России. Нивхский шаман (чам) председательствовал на Празднике Медведя, который отмечается зимой с января по февраль, в зависимости от клана. Медведей ловили и выращивали в загоне в течение нескольких лет местные женщины, обращаясь с медведем как с ребенком.

Медведь считается священным земным проявлением предков нивхов и богов в медвежьей форме. Во время фестиваля медведь одет в специально сшитый церемониальный костюм и предлагает банкет, чтобы перенести его в царство богов, чтобы проявить милосердие по отношению к кланам. После банкета медведя убивают и съедают в рамках сложной религиозной церемонии.

Праздник устроили родственники в честь смерти родственника. Дух медведя возвращается к богам горы «счастливым» и награждает нивхов обильными лесами. Как правило, Праздник Медведя представлял собой межклановую церемонию, на которой клан женихов восстанавливает связи с кланом дающих жен после разрыва связи со смертью родственника. Праздник медведей был запрещен в советское время; с тех пор фестиваль пережил скромное возрождение, хотя и как культурная, а не религиозная церемония.

Читайте также:  Как добыть мотыля весной

Поклонение медведю айну

айну церемония йоманте около 1930 г.

народ айнов, живущий на избранных островах Японского архипелага, называют медведя «камуй » на своем языке, что переводится как « Бог». В то время как многие другие животные считаются богами в культуре айнов, медведь является главой богов. Для айнов, когда боги посещают мир людей, они надевают мех и когти и принимают физический облик животного. Однако обычно, когда используется термин «камуй», это означает медведя. Народ айнов охотно и с благодарностью съел медведя, поскольку они считали, что маскировка (плоть и мех) любого бога была подарком дому, который бог решил посетить.

На Земле — в мире человек — айны считали, что боги явились в виде животных. Боги обладали способностью принимать человеческий облик, но они принимали эту форму только в своем доме, в стране богов, которая находится за пределами человеческого мира. Чтобы вернуть бога обратно в его страну, люди приносили в жертву и съедали животное, отправляя дух бога с вежливостью. Этот ритуал называется Оманте и обычно проводится с участием оленя или взрослого медведя.

Оманте происходит, когда люди приносят в жертву взрослого медведя, но когда они ловят медвежонка, они проводят другой ритуал, который на айнском языке называется иоманте. язык, или Кумамацури на японском языке. Kumamatsuri переводится как «праздник медведя», а Iomante означает «проводы». Событие Кумамацури началось с поимки молодого медвежонка.

Как будто он был ребенком, подаренным богами, детеныша кормили человеческой пищей с резного деревянного подноса, и с ним обращались лучше, чем с детьми айнов, поскольку они считали его богом. Если детеныш был слишком молод и не имел зубов, чтобы правильно пережевывать пищу, кормящая мать позволит ему сосать грудь из ее собственной груди.

Когда детеныш достигает возраста 2–3 лет, детеныша приносят к алтарю и затем приносят в жертву. Обычно Кумамацури происходит в середине зимы, когда мясо медведя лучше всего из добавленного жира. Жители будут стрелять в него как обычными, так и церемониальными стрелами, делать подношения, танцевать и наливать вино на труп детеныша. Затем произносятся слова отправки богу-медведю. Этот праздник длится три дня и три ночи, чтобы должным образом вернуть бога-медведя в его дом.

См. Также

Ссылки

Источники

  • Бледсо, Брэндон. «Значение медвежьего ритуала среди саамов и других северных культур». Архивировано из оригинала 9 января 2008 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Шоссонне, Валери (1995). Коренные культуры Аляски и Сибири. Вашингтон, округ Колумбия: Центр арктических исследований. Стр. 112. ISBN1-56098-661-1. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Gall, Timothy L. (1998). Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark. Нивхи. Детройт, Мичиган: Gale: Research Inc., стр. 2100. ISBN0-7876-0552-2. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Киндаичи, Кёсукэ; Ёсида, Минори (зима 1949 г.). «Концепции фестиваля медведей айнов (Кумамацури)». Юго-западный журнал антропологии. Университет Нью-Мексико. 5 (4): 345–350. doi : 10.1086 / soutjanth.5.4.3628594. JSTOR3628594. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Штернберг, Лев Яковлевич ; Грант, Брюс (1999). Социальная организация Гиляка. Сиэтл: Вашингтонский университет Нажмите. ISBN0-295-97799-X. CS1 основной t: ref = harv (ссылка )
  • Вунн, Ина (2000). «Начало религии» (PDF). Нумен. 47(4): 417–452. doi : 10.1163 / 156852700511612. Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2017 года. Проверено 18 января 2017 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Внешние ссылки

Дополнительная литература

  • Эш, Джеффри, Рассвет за рассветом, Холт, 1992.
  • Джонсон, Баффи, леди the Beasts, Harper San Francisco 1988.
  • Шепард, Пол и Барри Сандерс, Священная лапа: медведь в природе, мифах и литературе, Arkana 1992.
  • Кэмпбелл, Джозеф, примитивная мифология (The Masks of God, # 1), Penguin Arkana 1991 (впервые опубликовано в 1959 г.).
  • Беррес, Томас Э., Дэвид М. Стотерс и Дэвид Мазер. «Медвежьи образы и ритуалы на северо-востоке Северной Америки: Обновление и оценка работы А. Ирвинга Хэллоуэлла. «Midcontinental Journal of Archeology 29, № 1 (2004): 5-42. Www.jstor.org/stable/20708205.
  • d’Huy, Julien. (2012). Un ours dans les étoiles, recherche phylogénétique sur un mythe prehistorique.. Préhistoire du Sud-ouest. 20. pp. 91-106.
  • d’Huy, Julien. (2017). 2017. L’Ours était-il vénéré durant le Paléolithique supérieur? Contribution des statistiques à une histoire du passé. / Почитали ли медведя в верхнем палеолите? Статистический вклад в историю прошлого. — Международный информационный бюллетень по наскальному искусству 77: 14-18.. Международный информационный бюллетень по наскальному искусству. 77. pp. 14-18.
  • Lapham, Heather A., ​​and Gregory A. Waselkov, eds. Медведи: археологические и этноисторические перспективы в коренных восточных регионах Северной Америки. Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 2020. doi: 10.2307 / j.ctvx06xv6.
  • Янг, Стивен Р. «МЕДВЕДЬ НА БАЛТИИ». Журнал балтийских исследований 22, вып. 3 (1991): 241-244. www.jstor.org/stable/43211693.

Источник: ru.wikibrief.org

Смыслы Культа Медведя.

Урсус ?, Аркторс? Рыкас? Бер? Медведь! (Оглавление статьи.)

Какое истинное славянское имя было у медведя? Мы этого не знаем. Видимо у славян настоящее имя этого зверя было табуировано. Действительно, станешь вслух произносить его настоящее имя и он придет. Так зачем звать такого опасного зверя.

Из глубины веков нам остался только кеннинг — медведь. Так же мало что осталось от медвежьих культов восточных славян. Только многочисленные амулеты из когтей и зубов этого зверя и еще, то особое отношение, почитание и уважение. Всего этого очень мало для реставрации медвежьего культа. Мы можем только предполагать как на самом деле они выглядели.

Попытаться построить некую временную ретроспективу, реконструкцию.

Культ пещерного медведя в каменном веке. (Оглавление статьи.)

Что нам говорит археология? На самом деле достаточно много начиная со временах среднего и позднего палеолита, во времена поздних неандертальцев, которые предками современных людей не являлись, и времена ранних кроманьонцев, которые как раз и были предками современных людей.

О таких магических охотничьих ритуалах нам говорят найденные рисунки медведей и их изображения из глины и камня со следами ударов копьями. Истыканные не просто так, а в область сердца с левой стороны. В качестве примера можно привести изображение истекающего кровью медведя из пещеры Труа -Фьер, на изображении видны следы ударов копьями.

В пещере Монтеспан, во Франции, было обнаружено грубое изображение медведя из глины, между передними «лапами» которого лежал череп пещерного медведя. Сама статуя носила следы ударов острыми предметами, возможно копьями и ножами. Подобных примеров множество.

Помимо этого обнаружено множество находок, которые можно идентифицировать как алтари. Это высокие камни в пещерах, часто в труднодоступных частях пещер, увенчанные черепом медведя и имеющие следы поклонения, например, в пещере Шове-Пон-д’Арк (Франция). Похожий алтарь культа пещерного медведя есть в пещере Пеш-Мерль (Франция)

В пещере Драхенлох ( не являлось жилой) были найдены сооружения которые тоже можно назвать культовыми. Некие ящики, сложенные из камней, с помещенными туда черепами медведей. В этой пещере находятся так же тысячи других костей пещерного медведя. При этом нет ни одной нижней челюсти.

Отсутствие нижних челюстей говорит о том , что их намерено забрали и можно предположить что забрали именно с ритуальными целями. В этом месте мы можем вспомнить ствол дуба, с девятью нижними (!) челюстями кабана, вставленными по кругу ( найден 1975 году при расчистке русла Днепра, немного ниже устья Десны).

В пещере Ветерница, в Хорватии помимо большого количества костей и черепов, в заложенных нишах, в стенах пещеры, были найдены медвежьи черепа.

Почему у древних охотников так был развит культ именно пещерного медведя? (Оглавление статьи.)

Почему пещерный медведь стал таким явным объектом поклонения, центром охотничьей магии и ритуалов в среднем и верхнем палеолите и у неандертальцев и у кроманьонцев? Видимо в силу своих свойств. Это огромный, умный, хитрый и очень опасный хищник. Так в чем же был смысл смертельно — опасной охоты древних людей на этого огромного хищника?

Ведь мясо и шкуры можно было взять и от других животных, например, различных парнокопытных, лошадей. Их водилось в изобилии а охота на них была гораздо безопаснее охоты на пещерного медведя.

Можно предположить, что основным смыслом была сама охота, т.е. в победа древнего человека над таким опасным животным, проявление доблести, мужества и силы. Возможно, что такая охота была ритуалом инициации молодого охотника. Мы знаем подобные примеры из недавнего прошлого. В африканском племени масаев мужчина ради права называться воином должен был убить льва.

Читайте также:  Как привязать блесну к плетенке на спиннинг

Что потом? (Оглавление статьи.)

Шли тысячелетия. Пещерные медведи вымерли. Одной из версий вымирания медведей является предположение, что они были истреблены в результате охоты. Остались те , что поменьше.

Человеческое общество развивалось. Примитивные виды религии — фетишизм, тотемизм, магия сменялись более развитыми. Человечество развивалось, и от охотничьего образа хозяйства переходило к сельскохозяйственному и скотоводческому образу жизни. В случае такого развития жизнь племени — рода уже не зависела от охотничьей добычи. Медведь оставался тотемом у охотников, пахари молились Солнцу, Небу и Земле.

Понятно, что с изменением условий существования медвежий культ изменялся. Он просто не мог остаться прежним. Хотя , похожие черты оставались в местах, где охота была главной возможностью существования. Например, у различных народов Сибири.

Медвежий культ у восточных славян. (Оглавление статьи.)

Можно сказать что медведь , как объект культа, не играл у восточных славян центральной роли. Медведь перестал быть объектом охотничьей магии потому что славяне занимались сельским хозяйством, но все равно оставался объектом почитания. Особое, уважительное отношению к этому зверю проявляется в отождествлении медведя с одним из главных божеств восточных славян — со скотьим богом — Велесом — Волосом. Медведь был одним из воплощений этого языческого божества.

Насколько важен образ медведя в народных верованиях мы видим по большому количеству амулетов из клыков и когтей медведя. Именно в Новгороде, где Велес был главным языческим богом и найдено большое количество медвежьих амулетов.

Наряду с другими, важными для человека, животными медведь оставил свой след в устной традиции восточных славян. Уважительное отношение к этому зверю прослеживается в его именовании по имени отчеству Михаил Иванович, Михаил Потапыч, и с еще большим уважением — Хозяин. Медведь — частый персонаж народных сказок, в которых он часто действует наравне с человеком.

С медведем было связано большое количество поверий. Дрессированные медведи постоянные участники народных гуляний и увеселений. Борьба с медведем одно из испытаний на силу и доблесть. Может, в древности медведи были участниками языческих ритуалов и церемоний? Может быть, но мы этого не знаем.

Культ медведя в современности. (Оглавление статьи.)

Культ медведя сохранялся у народа нивхов еще в начале XX века. Это были так называемые «медвежьи дни». «Медвежьи праздники» у обских угров (современные ханты и манси). Можно предположить что среди людей, живущих охотой в Сибири сохраняются пока остатки медвежьих культов и охотничьей магии.

Ритуал медвежьего культа — Иёмантэ- сохранялся у айнов ( коренного народа Японских островов ) и был запрещен 1956 году, а в 2006 году, как народный обряд, этот ритуал снова разрешили. Подробнее об этих ритуала читайте в статье » Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.»

Смысл Культа Медведя. (Оглавление статьи.)

Следы культа медведя дошли до нас из глубокой древности, но сам культ претерпел глубокую трансформацию.

По времени культ пещерного медведя это средний и поздний палеолит, по принадлежности — поздние неандертальцы и ранние кроманьонцы.

Мы можем предполагать что культ пещерного медведя у древних людей был связан с охотничьей магией и , возможно, с ритуалом инициации подростков, и возможно с ритуалом возмещения и культом плодородия.

В языческие времена восточных славян основное смысловое наполнение культа медведя видимо изменилось. Медведь стал центром отгонной магии, использовался для снятия порчи. Клыки и когти в качестве амулетов. Сам медведь, его изображение или ряженные в медведя люди в качестве некого оберега для защиты скота, построек , посевов и снятия порчи.

Следы культа медведя у славянских народов сохранялись и в христианские времена. А кое где сохраняются и сейчас.

Для многих народов, в первую очередь народов живущих охотой, медведь мог быть тотемным зверем, прародителем рода или племени. В связи с этим медведь мог почитаться как предок. Для народов, живущих сельским хозяйством, медведь элемент отгонной магии, оберег.

Материалы (Оглавление статьи.)

— Седых В. Н. « О проявлениях культа медведя в Ярославском Поволжье в эпоху раннего средневековья»
— Покровская Л.В., Тянина Е.А. «Амулеты с усадеб Ярышевой улицы Троицкого раскопа.»
— Ивакин Г. Ю. «Священный дуб языческих славян»
— Житенёв В.С. , «Культ медведя в палеолите Европы»,
— Ю.А. Кошкарова , «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России».
— Тележко Г. М. «О семантике индоевропейского названия медведя»
— Липина Л. И. Образ медведя в ископаемых костюмных комплексах.

Источник: www.nordicrunes.ru

Обереги эвенков – 3 вида древних амулетов северного народа

Языческие обычаи народов Севера сохранились и до нашего времени. Обереги эвенков, коренных жителей Восточной Сибири, связаны со старинными верованиями. Амулеты изготавливались для охраны души новорожденного ребенка, удачной охоты, хорошего урожая или помощи в хозяйстве. Ритуальные предметы создавали в виде резных фигурок богов и тотемных животных. Для охраны от злых духов использовались кости, клыки, когти зверей-защитников: волка, медведя, ворона.

Кто такие эвенки?

Этот народ, ранее называемый тунгусами, до сих пор населяет Монголию, северную и восточную часть Китая. Языческая вера, традиции и обряды сохранились и практикуются среди представителей этой народности. Они не представляют большинства и не формируют отдельных поселений, однако, встречаются среди этнических групп большой территории— от Енисея до Охотского моря.

Мировоззрение и традиции

У эвенков языческая вера. Человеку в этом случае отводится роль небольшой части во Вселенной. По представлению народа существует 3 мира: верхний, средний и нижний. Человек обитает в среднем, а остальные миры доступны только шаманам.

Жрецы эвенков общаются с духами посредством огня, который представляет собой частичку эвенкийского бога, помощника верховного бога, сотворившего все живое — Энекан Буга. Традиционно члены северного народа соблюдают основной свод законов «Иты», который состоит из 18 правил, включивших в себя мудрость всех предыдущих поколений. Эвенкийские семьи имеют собственные обереги для удачи на охоте и в промысле. Такие амулеты делают используя части тотемных животных, их шерсть, заговоренные травы или фигурки богов.

Обряды эвенков

Чичипкавун

Традиционный эвенкийский обряд очищения, заключавшийся в прохождении через ноги языческого символа Чичипкан. Делать это следовало во время торжества Нового года, который у северян празднуют весной. Очистившемуся таким образом человеку весь год будет сопутствовать удача во всех начинаниях. Связанный с этим идолом обряд дошел до нашего времени.

Погребальные обряды

Из-за тесного переплетения христианства и язычества на могилах родных эвенки устанавливают сразу 2 памятника: крест и символ оленя. Этому животному северные народы приписывают роль проводника душ. Детей принято хоронить на деревьях, так как считается что их душа слишком слаба, чтобы долететь с земли до небес.

Обереги эвенков

Обереги для детей

У эвенков распространена традиция изготовления амулетов для защиты души новорожденных. Главным было изображение солнца, которое вешали у изголовья люльки, а также различные звонкие элементы, которые подвешивали над колыбелькой. Когда малыш расставался с детской кроваткой этот амулет вешали ребенку на пояс. Традиционно после рождения в семье малыша создавали мурчун — шкатулку, в которой хранили гнездо из замши и деревянную птичку. Птицу считали хранителем души и оберегали всю жизнь.

У каждой семьи было свое тотемное животное и оберегом для детей служили его изображения и кости.

Охотничьи обереги

Для удачи в промысле и охоте эвенки создавали амулеты из частей тотемных животных, к которым причислялись:

Существует эвенкийский миф о противостоянии медведя и ворона, в котором всегда побеждает последний. Мужчины-эвенки, охотясь на медведя, использовали амулеты в виде вороньего пера или клюва, а также мазали лицо сажей, имитировали крик этой птицы. Каждая северная семья изготавливала идол-оберег с изображением своего тотемного животного, который покровительствовал мужчинам в охоте.

Сэвэкичан

Амулеты, изображающие хранителей семьи и ее благополучия. Создавались по образу женской и мужской фигуры. Эта пара оберегов изготавливалась с человеческими лицами и элементами одежды, после чего шаман вселял в них мусун — магическую силу для охраны домашнего очага. Фигурки связывались и хранились вместе. Эвенки считали, что мужская фигурка покровительствует промыслу и охоте, а женская — ведению хозяйства.

Источник: protalismany.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...