В северных широтах Азии и Европы коренное население издавна занималось разведением домашних северных оленей. В различных природных зонах Сибири коренное население по – разному использовало оленей в своей хозяйственной деятельности. Известно, что в тундровой зоне было мясо – шкурное использование данных животных.
Совсем иначе использовались олени в более южных таёжных районах. Там были в большей степени развиты охота и рыболовство, и поэтому олени использовались как транспортное средство. Способы ведения оленей у различных северных народов имели заметное отличие. Оно было как упряжное, так и молочно – вьючное.
Оленеводство в дореволюционной России было одной из отсталых отраслей хозяйствования. Происходило стихийное развитие данной отрасли на фоне массовых заболеваний оленей и бескормицы. Иначе обстояло дело в советское время, когда происходило развитие данной отрасли.
Свои особенности имеет оленеводство в тундровых и лесных зонах. Отличительной чертой оленеводства в тундровой зоне является выпас оленей кочевым методом. В открытой тундре при данном методе оленей пасут весной и летом. В зимний период выпасают в лесотундре. Так как стада оленей кочуют на сотни километров, для их обслуживания необходимы пастушеские бригады.
Ненцы — миллионеры. Сколько стоит 1 олень | Факты
В советское время в крупных оленеводческих хозяйствах на пути кочующих стад были установлены промежуточные базы. Именно там пастушеские бригады снабжались продовольствием, промтоварами и производственным оборудованием.
Оленеводы пасут северных оленей, подчиняясь в своём движении биологическому ритму животных. В летний период, спасаясь от комаров и гнуса, стада оленей идут на Север к холодному морю. А с наступлением зимы происходит движение оленей на юг, где за границей леса имеется больше пищи и есть возможность скрываться от ветров.
Оленеводы должны обладать знаниями об особенностях местности, экологии животных, растений, погоды. Без этих знаний в данном деле обойтись невозможно. Поэтому оленеводы знают не только каждого своего оленя, но и каждую кочку в тундре.
Источник: etosibir.ru
Казым, праздник оленеводов.
Ежегодно в конце февраля в Казыме (ХМАО, недалеко от Белоярска) проводится праздник оленеводов. Казым — поселок, с численностью 1700 чел., почти все население — ханты, есть немного зырян и еще меньше русских. Основное занятие местных рыбный промысел и оленеводство.
Мы поехали туда в составе экскурсии от краеведческого музея (из Нягани), дорога длинная и утомительная (больше 5 часов), большей частью по зимнику. Но праздник того стоил.
На первый взгляд празднество напоминает русскую ярмарку — кругом лавки с одежей, снаряжением, сувенирами и пр. Пахнет шашлыком, который готовят на каждом углу, в том числе и из оленины, горячий чай с шанежками и пирогами.
Но наличие оленьих упряжек, легких нарт и хантов в традиционных одеждах, сразу добавляют празднику свою специфику и колорит.
Поселок Казым стоит на берегу довольно крупной реки, которая называется так же Казым. На реке и разворачивается основное действо — соревнования погонщиков в разных видах заездов (они там сидя гоняют, стоя, на нарах, на кожаных санях). На другом берегу реки музей под открытым небом, где в одной из избушек женщины-ханты показывают мастер-класс по изготовлению пим (бурок).
Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (они их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). Правда пимы дорогие — пара стоит штук 10 р. На фото женщина готовит орнамент для бурок (а может для шубы, шубы они тоже делают из оленьей шкуры, называется сах).
Выделка шкур.
Февраль — месяц твердого наста, как говорят ханты, в это время оленей на выпас не гонят, потому что наст травмирует копыта. Копыта у оленей не такие, как у лошади, они шире и между ороговевшими «пальцами» чувствительные меховые подушки. Самое время устроить праздник и соревнования.
К тому же в феврале у оленей линька. Шерсть отваливается, ломаются рога. Смотреть на окровавленные головы неприятно, но похоже самих оленей это не сильно беспокоит.
В национальной одежде у казымских хантов ходят все, начиная с детей. Даже годовалые малыши, и те одеты в сахи и бурки. Но и современный материал ханты использовать не гнушаются, вот на парнишке накидка камуфляжная, да и фенечка с ценником — видно тамгами мать неподалеку торгует:)
Пока оленеводы готовятся к соревнованиям, народу демонстрируется образец хантыйсткого творчества. Творчество это символично и где-то даже примитивно, но соприкасаясь с ним, не испытываешь дискомфорта, наоборот — какое-то внутреннее соучастие, естественность.
Думаю, надо сделать небольшой экскурс в историю, а то я и сам не совсем понял, что написал. Музыкальные инструменты обские угры (это ханты и манси) знали уже тысячи лет назад, в том числе и струнные. Сочиняли они притчи и баллады, тексты которых описывали отношения между людьми, между людьми и богами-духами, и носили назидательный характер.
Есть и героические эпосы, тоже с тональностью поучения. Теперь же творчество хантов осовременилось, отчасти обрусело, но дух того древнего вида искусства остался. Вот это шоу на фото внизу, тут сразу и танец, и песня (поют по-очереди женщина в сине-красном и женщина в черном), и маленький театр (те же женщины играют сценку, насколько я понял — какие-то разногласия между мужем и женой, я хантейского не знаю, если что). В общем, я смотрел представление с любопытством и удовольствием. Когда следом вышла русская женщина петь русскую песню, мне стало скучно, хотя пела она хорошо 🙂
Народа было много, толком сфоторгафировать не удалось. Вообще, меня приятно удивило, что на праздник пришло много молодежи.
Все экспонаты казымского музея под открытым небом я показать не смогу, но вот лодку-долбенку, думаю, показать стоит. Эта лодка называется обласк. Ее делают из единого осинового бревна. Работа долгая и кропотливая. Зато обласк получается легкий, быстрый и маневренный.
Начались соревнования. Много времени между заездами проходило, поэтому для ротозеев вроде меня, состязания текли скучновато, да и мороз был -17 — долго на одном месте не постоишь. Но когда мимо пролетает погонщик на нартах в упряжке — захватывает. Вообще, я быстро понял, что управлять оленями — дело сложное. Нарты — сани легкие, там же только деревянный каркас.
Олени пугливы, могут на полном бегу сбиться, спутать упряжь, споткнуться — и готово, погонщик улетел в сугроб и нарты кубарем летят следом. Я такое на соревнованиях видел несколько раз. Олени, кстати, не могут бежать долго, да и по скорости лошадь их сделает легко, галопом олени вообще бегать не умеют, только аллюром.
Но олень способен тащить нарты сутками в сильный мороз, когда лошадь околеет уже после десятка верст. Кстати, мои соображения позже подтвердил хант, выигравший 1 место в этих соревнованиях (мне с ним удалось поговорить). Он сказал, что управлять оленями ханты начинают учиться с раннего детства.
Ханты — народ доброжелательный, улыбчивый, приветливый и молчаливый. Если спрашивать — отвечают, но коротко, все вытягивать приходится. В общем, чувствуется эдакая настороженность к чужакам. И вот еще что: ханты — низкорослый народ. 160 см росту — предел.
Еще один образец хантейского творчества. Что-то вроде ряженных. Вот такие актеры караулили нас в лесу и разыгрывали небольшие сценки.
Пришло время рассказать о хантейской кухне. Нашу экскурсию кормили 2 раза (кормежка входила в цену билета). Трапеза осуществлялась в двух больших чумах, правда крытых не оленьими шкурами, а брезентом. Там было тепло и стояли низкие столики и лавки. На завтрак нам подали уху, пироги с рыбой, олади и чай.
В ухе кроме рыбы (окунь и еще что-то, но не стерлядь), не было ничего — ни картошки, ни крупы, только соль, лавровый лист и перец. На самом деле это и есть настоящая уха, с картошкой или крупой — то уже рыбный суп. Уха была замечательной. Я выпил три кружки в прикуску с пирогами (бульон подают отдельно, отваренную рыку из ухи достают и выкладывают на блюда).
Обед оказался намного разнообразнее и сытнее. На горячее был бульон из оленины, тоже без картошки или крупы, и никакой зажарки. Бульон, как и уха, был сварен только с лаврушкой и солью. Но ничего больше и не требовалось — бульон и отварная оленина оказались божественны (и мне не стыдно за пафос этого слова :)).
Дальше, на столе имелись три тарелки с свежемороженой ягодой: морошка, брусника и черника, салат из отварной щуки (очень вкусный), малосольный муксун (для тех, кто не в курсе: не бывает малосольной рыбы вкуснее, чем муксун), струганину из сырой мороженной оленины, и заливное (вроде холодца) опять же из оленины, к чаю подавали ватрушки. Большую часть блюд вы можете видеть на фото внизу.
Как видите, хантейская кухня изысканностью не грешит, но она очень вкусная, да и в условиях тамошнего климата — единственно верная. Ни крупы, ни хлеб в этих землях не родят, и до появления русских, о них слыхом не слыхивали, зато ягод, грибов и рыбы всегда было в изобилии. Пару слов насчет струганины. Замороженная сырая оленина — первый кусочек все брали с опаской.
В самом деле — как можно есть сырое мясо? Оказалось очень просто, оленина очень нежная, это вам не говядина и даже не свинина. Взял кусочек, посолил-поперчил и в рот. Не скажу, что безмерно вкусно, отваренная намного вкуснее, но такая себе вполне нормальная еда. К тому же под 50 грамм, как закуска — самое то.
Олени удивительные животные. Я не мог ними налюбоваться. Северный олень, кстати, небольшой, размером с годовалого теленка примерно. Они спокойны, молчаливы (я так и не услышал, чтобы хоть одно животное произнесло какой-то звук), пугливы, потому что к большому количеству людей и людскому гаму не приучены. Стоят там, где их погонщик оставил часами и не шевелятся.
Есть в Казыме и русская православная церковь. Деревянная, в традиции русского деревянного зодчества. Вообще, Казым — довольно аккуратный поселок, на глаз приятный. Хлама-мусора нет, избы и дома как правило деревянные, но дворы ухоженные, все чистенько, аккуратненько.
В завершении прокатился на оленьей упряжке:)
А провожал нас вот такой закат:
Фотограф из меня никакой, так что я в двух режимах сфоткал, и даже не знаю, какой снимок лучше.
Рассказывать можно много еще о празднике оленеводов, но и так получилось много. Так что на этом заканчиваю.
Источник: nemetss.livejournal.com
Югра: оленье стойбище хантов
Настоящая дикая природа, где ханты и олени соседствуют с медведями и тучами гнуса.
Никакой бутафории.
Долгая дорога к ним в гости: редкий лес, снег в лицо, и вот ты уже гладишь нежную оленью мордочку…
1. Территория Югры огромная. Расстояние в 100-200 км. и не расстояние вовсе.
Поэтому прекрасно, что тут есть дороги. И неплохие.
Со времён начала разработки нефтегазовых месторождений для крупной техники укладывали плиты. Сейчас они заботливо укрыты асфальтом, и всё же кое-где можно ощущать стыки, ощущая себя как в старой доброй электричке.
2. Однако, в гости к хантам, на настоящее оленье стойбище, автомобиль не проедет.
Здесь главный герой — снегоход. Отечественный «Буран», например.
3. Мы почти в 30 км. от с.Варьёган Нижневартовского района.
Здесь располагается родовое имение хантов — семьи Казамкиных.
Вот, рассекая снежные волны, летит наш гостеприимный хозяин — Валентин.
4. Его отец — Егор Андреевич уже в ожидании выезда.
…И только сотовый телефон выдавал в окружающей картине 21 век.
5. Народу много, едем на деревянных нартах.
Бережно, но надежно укладываются оленьи шкуры. Густой, плотный мех — надежная и пожалуй единственная защита от непогоды в этих суровых краях.
6.
7. Нож настоящий. Без него тоже никуда.
Даже в городе он всегда лежит в сумке, — говорит Виталий. «Уже привыкли.»
8. С другом Саней указываем фотографу направление на светлое будущее и просим поймать фокус.
Обратите внимание на конструкцию на мое голове. Это балаклава, если что.
Вообще, если бы не заботливые друзья из «Спутника», мёрзнуть бы нам всю дорогу. З — забота.
9. Ехать всего километров восемь.
И уже привал.
Летнее стойбище. Здесь семья хозяев и их гости проживают коротким летом.
Лабаз на ножках все заметили?
10. Наличие антенны говорит, вероятно, что домик гостевой.
Сюда можно приехать на несколько дней: порыбачить, погулять с оленями, поучиться местным премудростям в охоте.
11. Избенки у хантов низкие — экономия тепла и древесины.
Они и дичь с рыбой добывают только в том количестве, что нужно семье на текущий момент.
12. Фотик во время поездки я убрал, всё-таки впервой на нартах, плюс непогода.
Так что смотрите короткое видео:
13. И вот мы уже на зимнем стойбище.
Таких загонов по пути немало. Оленей постоянно перегоняют с места на место — это дает возможность восстановиться мху-ягелю, который животные подъедают со скоростью хорошего комбайна.
14. Учет оленей не ведётся.
Точнее, их количество знает только хозяин. Точное их число — большой секрет семьи.
15. — Иди хлеба дам!
16.
17. Классные, мягкие, пушистые мордахи.
18. Как тут с друганом селфи не запилить?
Кстати, кто еще не дружен со мной в инстаграм — милости прошу!
19.
20. «Егермастер». Югра.
21. Победитель в номинации «Самые красивые рога».
22. Гостям можно погонять в нартах на оленях.
При желании — утром ранним.
Кстати, этого красавца зовут Степашка. Сынуля Виталия имя дал.
23. Вот смотрите видео ещё:
24. А вот про медведей не шутка.
Их здесь как на Камчатке — огромное количество. В соседних городах даже объявляют предупреждение, когда особо наглые мишки заходят за едой в город.
Впрочем, ханты народ опытный. И чаще всего нежданные гости остаются в виде симпатичных шкур при входе в избу.
25. Надеюсь, эту постройку узнали все.
Да, даже в -35 и даже в -50, здесь все удобства на улице. Такое вот единение с природой…
26. Фотик оттаивал с трудом.
А я в это время полностью переключился на стол для гостей.
После ложки супа из оленины с мукой, я разомлел окончательно…
27. Строганина из замороженного мяса оленя.
Ел впервые.
Мясо как мясо, но есть особый сладковатый привкус и животный запах. В принципе, если посолить-поперчить, заходит неплохо.
28. Брусничка.
Лучший витамин. Никаких айхербов не надо.
29. Грелись от печки, от еды, очень душевно болтали.
А хозяева сидели незаметно в углах избы, ведь для хантов гость — главный человек в доме.
Ему и стол, и лучшая еда, и козырное место на пологе-кровати. До сих пор.
Скромность, радушие, простота и отсутствие спешки вызывают удивление и огромное уважение в наше время.
И, кстати, кто не знает, сейчас этого малочисленного угорского народа в Югре всего около 20 тысяч человек.
30. Спасибо вам, Казамкины за прием и за ваши истории! Низкий поклон, что храните свои традиции.
И всем маленький бонус — колыбельная от бабушки Агафьи Дмитриевны.
Огромное спасибо за знакомство с Югрой моим новым друзьям!
Всем желающим увидеть Югру своими глазами — жмём на баннер:
Если вам понравился этот материал, я буду благодарен если вы поделитесь им в социальных сетях:
Источник: nikitinskiy.com
Ханты и манси: владыки вод, повелители оленей | Bigasia.ru
15.06.2018 Олег Волгин 11711 просмотров
«Юган», «Югра» — родина финно-угорских народов. Обские угры, возможно, ближе всего к древним корням.
Обские угры, проживающие в бассейнах Оби, Иртыша, Конды и Северной Сосьвы, – это ханты и манси, коми-пермяки обычно называют их югра. Место «прописки» — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Раньше угры жили охотой и рыбалкой (на севере), оленеводством (ближе к югу). Да и сегодня, в общем-то, мало изменяют заветам предков. Добычу «чёрного золота» — нефти – они оставляют пришлым…
Сейчас в Ханты-Мансийском автономном округе коренные жители – ханты, манси, ненцы, зыряне – составляют менее 1,5% населения. И всё же это – их земля, их вода, их рыба, их олени. Да и нефть, по большому счету, – тоже их…
Ханты и манси, говорящие на родственных финно-угорских языках, не чужды цивилизации. Однако, хотя на смену чумам кое-где пришли современные утеплённые палатки, а мотоциклы и «Бураны» вытеснили оленьи нарты, в городах угры селятся неохотно и редко. А зачем? Они издавна научились выживать в суровом краю при экстремальных температурах, в заболоченных низменностях, поросших в основном мхом и осокой, кедровником и лиственными лесами. Основной источник питания — дары природы.
Старинный способ ловли рыбы северных народов ханты и манси. Россия. Ханты-Мансийский АО. Старинные способы ловли рыбы — перетяги, мордушки, рюжи и сегодня успешно используются коренными народами округа. Конечно, в мордушку, например, не поймаешь как неводом сразу несколько сот килограммов «живого серебра».
Однако и затраты на изготовление и эксплуатацию такого приспособления несоизмеримы. Нетрудно научиться сплести из ивовых прутьев мордушку, а пойманная в нее рыба, в отличие от современных снастей, остается живой несколько дней. Фото: Алексей Щукин/ТАСС
Ханты и манси — отменные рыболовы. Благо что реки Западной Сибири до сих пор богаты рыбой — лососем, нельмой и сигом. В настоящее время рыбный промысел также остаётся для этих людей одним из самых жизненно важных. Когда-то они били рыбу даже из лука — на мелководье.
Но чаще всё же использовали сети и специальные снасти, которые плелись из конопли и крапивы, а затем обрабатывались настоем из черёмуховой коры — тёмно-коричневый цвет меньше заметен в воде. Мужчины ловили рыбу, женщины её готовили — вялили, сушили или солили.
Ещё не так давно ханты и манси на своих долблёнках, которые сооружались из осинового ствола, выходили на рыбалку. Это были довольно вместительные лодки, в них усаживалось до восьми человек. В некоторых поселениях такие остались до сих пор. Но их становится всё меньше и меньше.
Незадолго до начала зимы заканчивался рыболовный сезон и начинался охотничий, длившийся примерно до середины апреля, до весеннего ледохода. Ружья у ханты и манси появились лишь в начале прошлого века. Долгие века основным оружием было копьё, с которым ходили на медведя, оленя и лося.
Говорят, что некоторые и сегодня придерживаются обычая пить свежую кровь животных — сразу же после того, как зверь был повержен. Считалось, что сила животного находится в его крови, она, если её выпить ещё тёплой, укрепит и силы человека. Сердце, почки, глаза, уши также поедались в сыром виде — этот обычай также имел больше ритуальное значение. Из мяса, как правило, делалась строганина. Оленье сало считалось деликатесом.
Команда из села Половинка на соревнованиях по гребле на обласах. Ханты-Мансийский АО. Окружные соревнования по гребле на обласах (облас — легкая лодка типа каноэ, выдолбленная из цельного куска дерева) в поселке Пойковский. Цель соревнований — популяризация национальных видов спорта среди коренных жителей ханты и манси. Фото: Алексей Щукин/ТАСС
До появления огнестрельного оружия ханты и манси охотились на птицу с луком. К стрелам прикреплялись перья хищных пернатых — орла или ястреба. Когда они запускались в небо, то издавали в полёте характерный звук, который вынуждал уток реагировать соответствующим образом — они стаями садились на воду, где их уже и поджидали охотники.
Скотоводством эти народности практически не занимались — небольшое количество одомашненных животных было лишь у хантов, проживающих на юге. Северные угры в основном промышляли оленеводством — разводить оленей они научились у ненцев, правда, в отличие от последних, поголовье этих животных не доводилось до больших стад. Примечательно: манси, кроме оленей, имели в своём домашнем хозяйстве и лошадей, а вот ханты выращивали больше собак, которые, в частности, и служили им основным средством передвижения. Оленьими шкурами подбивались и лыжи, на которых ханты и манси ходили на охоту по снегу.
Почему-то многие из тех, кто хоть немного знаком с культурой и обычаями этих народностей, считают, что основным их жилищем был чум — четырёхугольная каркасная постройка, покрытая чехлом из оленьих шкур, с конической крышей. На самом деле это верно лишь отчасти, поскольку в таких относительно лёгких и мобильных сооружениях проживали в основном оленеводы, которым приходилось кочевать вместе со своими стадами. Те же ханты и манси, которые вели полукочевой образ жизни и были привязаны к тому или иному промыслу, строили на зиму деревянные избы — невысокие срубы с односкатной или двускатной крышей. Планировке дома особого внимания не уделялось.
Музей под открытым небом в поселке Варьеган. Россия. Ханты-Мансийск. Жилища и хозяйственные постройки ханты и ненцев, живущих в здешних местах, предметы быта, одежда и многое другое собраны в музее под открытым небом. Все здесь как на настоящем стойбище: в печи можно печь хлеб, в чувале готовить еду.
Как это делается, покажут гостям жители поселка. Фото: Алексей Щукин/ТАСС
Кстати, ханты рыли для жилья и землянки, и полуземлянки, которые укреплялись деревянными столбами. Сверху на всю конструкцию укладывалась обрешётка из жердей, на неё затем клались ветки и дёрн. Отапливались такие помещения при помощи чувала — традиционного очага. Нары для отдыха устанавливались по периметру землянки.
Сегодня народа ханты в России проживает чуть больше 20 тыс. человек, а манси и того меньше — его численность не дотягивает и до 10 тыс. человек. И те, и другие считаются православными, но на самом деле большинство семей и поныне придерживается традиционных языческих верований, которые пришли к ним из глубины веков от предков.
Интересный факт: у многих народов ворона считается не очень хорошей и чистой птицей, но только не у угров, которые уверены, что её крики будят природу после долгой зимы. Вороны, прилетающие на Север первыми, извещают, как считают ханты и манси, о приближении тепла, ассоциируются с возрождением жизни, поэтому их и стали почитать как покровителей детей и женщин. В честь ворон даже устраивается несколько праздников, во время которых не только варится специальное угощение — саламат, густая каша, но и проводятся всевозможные кукольные представления. Куколки вырезаются из дерева, во время праздника, когда начинается, собственно, сам «спектакль», их привязывают к пальцам ног человека, который, двигая ими попеременно, приводит фигурки в движение и при этом общается со зрителями разными голосами. Представление также сопровождается песнопениями «артиста».
Для народа ханты медведь — хозяин тайги, желанный трофей любого охотника. Россия. Ханты-Мансийский АО. Для народа ханты это еще и священный зверь. После добычи зверя охотники проводят ритуал «медвежьи игрища», чтобы примирить душу убитого медведя и охотника.
На снимке: охотник Владимир Каюков с сыном Ильей обрабатывают шкуру добытого зверя. Фото: Алексей Щукин/ТАСС
Однако самое почитаемое у ханты и манси торжество — это, безусловно, Медвежий праздник. Медведь для угров — сын главного божества Торума и богини-прародительницы Калташ. Именно медведь является хозяином тайги, устанавливает в ней свои порядки и вершит справедливость.
Когда медведя заваливали во время охоты, то после в его честь в поселении обязательно устраивался праздник — словно люди извинялись за то, что отняли у животного жизнь. Кульминация праздника — проведение определённых обрядов. Непременно исполнялись ритуальные танцы с поеданием медвежатины — во второй половине ночи, когда душу зверя «отправляли» на небо. Считалось, что если всё сделано правильно, то в новом сезоне охотникам будет сопутствовать удача.
Источник: bigasia.ru