Совершающий харакири самурай и кайсяку. Постановочное фото
Что такое харакири и зачем его совершали?
Харакири, иначе говоря сэппуку – ритуальное самоубийство посредством вспарывания живота, совершаемое самураем согласно древнему японскому кодексу чести бусидо. Оно представляло собой сложный обряд, во время которого самураи демонстрировали смелость смотреть в глаза смерти и мужество игнорировать боль, а также чистоту помыслов перед богами-ками и людьми. Самураи совершали сэппуку с целью искупить вину, смыть позор и ради спасения жизни своей семьи и вассалов. Это было и видом казни: приговорённый к смерти был обязан собственноручно лишить себя жизни, что считалось более почётным, чем повешение или обезглавливание руками палача. Также сэппуку совершали после смерти господина в знак безграничной верности и преданности ему (т.н. дзюнси), чтобы продолжить нести ему службу и в другом миру.
ХАРАКИРИ: Ритуальное самоубийство в Японии
Картина Татьяны Басовой «Самурай. Череп»
Боккэн
— в русском языке часто произносится как бокен (яп. 木剣), деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто, яп. 木刀 «деревянный меч») убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для бо́льшей плотности и веса. Общая длина боккэна составляет примерно 95-105 см. Длина рукоятки — около 25—27 см, клинка — 76—78 см. Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки другим боккэном или дзё.
Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.
В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. При провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. А ношение его без специального чехла самими японцами приравнивается к ношению холодного оружия.
Разновидности:
- «мужской» (яп. 男子木剣 данси боккэн), отличается относительно толстой рукоятью и «лезвием», прямотой и толстой деревянной гардой (цубой).
- «женский» (яп. 女子木剣 дзёси боккэн), наиболее часто используемый вариант. Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой гардой и с ножнами (например, в иайдо).
- «тренировочный» (яп. 素振木剣 субури боккэн) или субурито, отличается утолщением со стороны острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.
Разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:
В Катори Синто Рю принято использование боккэна с меньшим изгибом, иногда и вовсе без него. Более толстый и тяжелый.
Боккэн, используемый в Ивама Рю (так же как и боккэны, используемые в других стилях айкидо), в отличие от предыдущего, имеет более изящную форму и более выраженный изгиб.
Боккэн в Касима Син Рю (так же как и в большинстве школ кэндо), в отличие от двух предыдущих, имеет самое близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.
В чём разница между харакири и сэппуку?
Всё дело в том, что в японском языке оба этих слова записываются одними и теми же иероглифами, но в разном порядке, соответственно, отсюда их разное прочтение. Как известно, иероглифы, пришедшие в японский язык из китайского, имеют два вида чтений – «китайское» (верхнее) и японское (нижнее).
В итоге получается, что сэппуку и харакири – это, соответственно, верхние и нижние чтения одних и тех же иероглифов (setsu + fuku – резать + живот; hara + kiru – живот + резать). Однако не всё так просто. Касательно «харакири», в японской литературе это слово используется очень редко и только в том случае, когда хотят подчеркнуть, что кто-то просто совершил самоубийство, рассёкши себе живот. Европейцы же чаще всего используют его только по той причине, что для них оно более благозвучно или легче произносимо, нежели «сэппуку». Таким образом, японский термин «харакири» считался более «вульгарным», просторечным, однако он наиболее точно выражает духовный смысл обряда – именно «вскрытие» «хары» – души.
Для того чтобы уяснить себе этимологическое происхождение слова «харакири», обратимся к книге А. Б. Спеваковского «Самураи – военное сословие Японии»:
В дословном переводе харакири означает «резать живот» (от «хара» – живот и «киру» – резать). Однако слово «харакири» имеет и скрытый смысл. Если рассмотреть составное бинома «харакири» – понятие «хара», то можно увидеть, что ему в японском языке соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа. Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзэн», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость”.
Иероглифы harakiri.
Иероглифы seppuku. Как мы видим, иероглифы стоят в обратном порядке. По правилам транскрипции японских слов кириллицей нужно писать сэппуку, но в последнее время в интернете распространился вариант написания через «е» – сеппуку. Возможно, однажды это смягченное написание закрепится, как произошло с некоторыми другими японскими словами и именами, к примеру, со словом дзэн/дзен и камикадзэ/камикадзе.
Совершение ритуального самоубийства
Среди самураев было принято носить два меча: длинным мечом, «катаной», сражались, а коротким, «вакидзаси», обезглавливали жертв. Именно коротким клинком и совершается харакири, хотя на рисунках можно встретить самураев, вспарывающих себе живот длинным мечом. Такие изображения датируются ранним периодом, когда правила совершения сэппуку не были детально прописаны. Существует вариант использования клинка без рукоятки. В этом случае лезвие для удобства оборачивалось несколькими слоями бумаги.
Традиционно место совершения харакири застилалось белой тканью. Белое кимоно одевал и сам будущий самоубийца. Данный цвет выражает траур и скорбь у японцев. Если сэппуку совершалось на природе, то небольшой участок земли засыпался песком и разравнивался. По краю устанавливались колышки-ограждения.
В обрядовом действии принимали участие двое: самурай, решившийся на харакири, и кайсаку, обезглавливающий жертву. Последнего выбирали из числа близких друзей. Только человек испытывающий искренние чувства к самоубийце способен одним взмахом длинного меча отсечь голову и избавить умирающего от мучений. Особым искусством было перерезать шею так, чтобы спереди оставалась тонкая полоска кожи. В этом случае голова совершившего сэппуку склонялась на грудь, а вытекающая кровь не обагряла зрителей.
Как совершали обряд харакири (сеппуку)?
Чтобы сэппуку было проведено правильно, требовалось строжайшее соблюдение свода правил, которые чётко регламентировали каждый шаг ритуала. Сначала необходимо было найти помощника (который именовался «кайсяку» или «кайсякунин»), в качестве которого назначалось официальное лицо (если приказ сделать сеппуку исходил от правительсва сёгуна) либо близкий друг или родственник самурая, владеющий мечом в должной степени (в том случае, когда решение совершить ритуальное самоубийство было добровольным).
Наилучшим местом для проведения ритуала сэппуку являлся сад или буддийский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей: их нельзя осквернять убийством). Самурай, которому надлежало совершить харакири, облачался в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен был в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях).
Слуга приносил деревянный столик, на котором располагались чашка саке и листы традиционной японской бумаги васи, изготовленной из коры тутового дерева. Кроме того на столике находились письменные принадлежности и нож кодзука. Также в качестве ножа можно было использовать танто – кинжал без эфеса, завёрнутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие.
Иногда самураи применяли не стальной, а бамбуковый меч (!), разрезать живот которым было исключительно сложно и экстремально болезненно. Самурай скорее не разрезал, а разрывал его, для чего требовалась особая выдержка и сила воли. Такая смерть считалась особо почётной, прославляющей самурая, возвеличивающей его имя и славу его рода.
В отдельных случаях, например, когда человек был слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа клался веер. Чашка наполнялась саке одним из помощников левой рукой, что в иных обстоятельствах посчиталось бы непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивал саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка.
Если выпить саке в один приём, это могло посчитаться признаком жадности, а если в три или больше – проявлением нерешительности. В общем итоге делалось четыре глотка (слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть», оба слова звучат как shi). Затем необходимо было написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвёртой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна была быть изящной, естественной, и в ней ни в коем случае не должен был упоминаться факт предстоящей смерти.
После этого совершающий харакири сбрасывал верхнюю одежду (камисимо) и заправлял рукава под колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он брал нож кодзука в одну руку, другой поднимая столик санбо и помещая его под ягодицы. При этом тело наклонялось немного вперёд, принимая правильное положение.
Если совершающему харакири заменили меч на веер, кайсяку наносил кириороси – вертикальный удар мечом сверху вниз, как только человек касался веером своего живота. Если харакири выполнялось ножом, то кайсяку ждал, пока человек не погрузит лезвие достаточно глубоко в левую сторону живота и затем проведёт им направо с резким восходящим надрезом в конце.
Самурай, который находил в себе силы, мог затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под рёбрами. Таким образом, введение в ритуал сеппуку помощника имело ещё и цель подстраховки на случай непредвиденных обстоятельств. Случалось, что из-за ужасной боли самураи начинали терять сознание и могли потерять контроль над своими действиями и умереть «некрасиво», упав навзничь и опозорив тем самым своё имя. Кайсяку должен был уловить момент потери контроля и немедля добить смертельно раненого самурая.
Последние минуты самурая
Совершение харакири требовало особого мужества от человека. За ритуальным действием часто наблюдали зрители. Самоубийца выходил в центр площадки и садился, сложив колени и оголив верхнюю часть туловища. Иногда кимоно оставалось на плечах, а рукава закладывались под колени. Таким образом одежда мешала телу умирающего откинуться назад.
Обычно перед самураем клали стопку рисовой бумаги, перо и чернильницу с тушью. По другую сторону ставили пиалу с сакэ. Традиционно перед сэппуку выпивался алкогольный напиток, писались напутственные слова, и лишь затем в руки брался ритуальный нож. Разрез живота выполнялся в горизонтальной и вертикальной плоскостях, образуя прямой угол.
Самой сложной техникой считалась дзюмондзи гири, когда два движения изображали крест на животе или японскую цифру 10 – «дзю». Если болевые ощущения позволяли, то самурай последним движением перерезал себе сонную артерию. Для умирающего важно было не показать своих страданий, и он до последнего старался сохранить прямое положение тела. Когда туловище начинало наклоняться вперёд, кайсаку завершал одним взмахом обряд.
Поминовение по наложившему на себя руки проводили сразу после совершения ритуала. Хозяин провожал зрителей в отдельные покои, угощал чаем и сладостями.
Делали ли женщины харакири?
Кадр из фильма «Патриотизм», где главные герои, муж и жена, оба совершают ритуальное самоубийство. Поставлен по одноименному рассказу Юкио Мисимы, который также сыграл в нем главную роль
Женщины самурайского сословия также совершали данный обряд в случае смерти мужа или предательства, совершённого по отношению к нему, дабы избежать позора. Поступить аналогичным образом могла и та женщина, которой грозило бесчестие не по её вине.
Если возникала реальная угроза быть захваченной врагом, японки не только храбро и бесстрашно принимали смерть от рук своих мужей или их повелителей, но при необходимости и сами убивали мужчин, которые по какой-либо причине не могли или не хотели совершить сеппуку, и в такой момент не давали пощады ни самим себе, ни собственным детям. Для мужчин выбирался наиболее жестокий и кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял им никаких шансов на выживание.
Женщине же не требовалось распарывать себе живот, а достаточно было перерезать горло или пронзить сердце при помощи специального кинжала. При этом важным требованием правильного исполнения ритуала являлось связывание лодыжек, чтобы после смерти тело женщины оставалось в целомудренной позе, внешне напоминающей увядший цветок, и имело достойный вид. Ритуальное самоубийство путём перерезания горла (дзигай) совершалось как правило небольшим кинжалом (кайкэн), который девушка получала в дар во время обряда совершеннолетия от отца или от мужа в день свадьбы. По аналогии с вакидзаси самураев, женщина-самурай постоянно держала кайкэн при себе – за поясом или в рукаве.
Источник: vfront.ru
Как называется меч самурая для харакири
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Интересно о Японии. Обряд сэппуку (харакири).
- Feb. 4th, 2010 at 3:04 PM
Сэппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот»), а харакири наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот» «хара» — живот и «киру» — резать). В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок.
Сущность обряда
Самураи или другие представители высших слоев японского общества совершали самоубийство (методом харакири) в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами Бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена или же (в более позднее время, в период Эдо, когда обряд сформировался окончательно) — по приговору суда как наказание за совершенное преступление.
Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека, средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.
Для японцов живот это центр чувств и эмоций. И не случайно в связи с этим в японском языке имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что значит «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться); «харагитанай» (грязный живот, подлый человек, низкие стремления).
Развитие обряда.
В древности в Японии при смерти знатного человека вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и т. д., дабы обеспечить его всем необходимым в загробном мире.. Впоследствии, чтобы избавить людей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство здесь же, на могиле их хозяина. Император Суйнин, правивший в начале нашей эры, согласно преданиям, вообще запретил этот обряд, а слуг, хоронимых вместе с господином вокруг его могилы , приказал впредь заменять фигурами из глины. Однако обычай смерти вслед за сюзереном, несколько трансформировавшись, сохранился в феодальное время и принял вид уже добровольного лишения себя жизни посредством харакири на могиле феодала. Самураи ни во что не ставили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному своему господину.Обычно 10-30 (и более) ближайших слуг феодала умерщвляли себя, сделав сэппуку после его кончины.
В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев массовый характер, для того, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего даймё (землевладельца). Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве; они уходили таким образом от позора.
Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и 60 его преданных друзей совершили обряд харакири. Этот случай считался самураями одним из самых благородных примеров преданности долгу в японской истории.
Обыкновенно вслед за вскрытием живота японский воин этим же ножом перерезал себе и горло, чтобы прекратить мучения и быстрее умереть. Бывали случаи, когда самураи или военачальники обезображивали себе перед самоубийством лицо холодным оружием с тем, чтобы воины противника не смогли их опознать.
Но часто самураи совершали харакири по самым незначительным и несущественным поводам.
М. Хан описал случай сэппуку двух самураев из окружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири после короткого спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда буси проходили по дворцовой лестнице.
Подобная легкость лишения себя жизни была обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, выработанным при помощи дзэнского учения, а также наличием в среде буси культа смерти.
Совершение обряда.
Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать ее так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина. Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель (самоубийство) вполне оправдывалась средством (харакири); после этого страшного ранения остаться живым было уже невозможно.
Кроме крестообразного вскрытия живота, применялись также и другие способы.
Способ вскрытия живота зависел, в основном, от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Определенную роль здесь также играла договоренность с ассистентом самоубийцы, которого иногда выбирал себе самурай для оказания «помощи» при совершении харакири.
В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина, для возвеличивания имени самурая, вследствие спора между буси или же по приказанию.
Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя (имеется в виду японский способ сидения, когда человек касается коленями пола, а туловище покоится на пятках ног), причем одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела после произведения харакири навзничь, так как упасть на спину при столь ответственном действии считалось позором для самурая.
Иногда харакири делалось воинами в стоячем положении. Этот способ получил у японцев название «татабара» — сэппуку стоя (в естественном положении).
Живот вскрывался специальным кинжалом для харакири — кусунгобу, имевшим длину около 25 см и считавшимся фамильной ценностью, которая хранилась обычно в токонома (ниша в центральной комнате)
Харакири самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни.
Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота. А. Бельсор, например, описал случай харакири семилетнего сына самурая, совершившего самоубийство перед наемными убийцами, посланными к его отцу, но убившими по ошибке другого человека. При опознании трупа молодой самурай, желая использовать эту ошибку для спасения жизни родителя как бы в отчаянии выхватил меч и безмолвно распорол себе живот. Преступники, поверившие в этот своеобразный обман, удалились, считая свое дело сделанным.
Для жен и дочерей воинов харакири также не являлось чем-то особенным, однако женщины в отличие от мужчин разрезали себе не живот, а только горло или наносили смертельный удар кинжалом в сердце. Тем не менее этот процесс тоже назывался харакири.
Самоубийство посредством перерезания горла (дзигай) исполнялось женами самураев специальным кинжалом (кайкэн), свадебным подарком мужа, или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Были известны случаи применения для этой цели и большого меча. Обычай предписывал хоронить совершивших харакири с оружием, которым оно было исполнено. Возможно, именно этим можно объяснить наличие в древних женских погребениях мечей и кинжалов.
В соответствии с нормами кодекса Бусидо для жены самурая считалось позором не суметь покончить с собой при необходимости, поэтому женщин также учили правильному исполнению самоубийства. Они должны были уметь перерезать артерии на шее, знать, как следует связать себе колени перед смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе.
.История сэппуку имеет немало примеров, «когда после вскрытия живота герои находили в себе силы, чтобы писать духовное завещание своей собственной кровью». Однако, несмотря на воспитание в духе Дзэн и умение владеть собой, самурай мог подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствие ужасной боли и умереть «некрасиво»: с выражением страдания, упав навзничь, с криком и т. д., опозорив тем самым свое имя. В связи с этим и был введен кайсякунин — ассистент осужденного на харакири, в обязанность которого входило прекратить мучения самурая, вскрывшего живот, посредством отделения головы от туловища.
Когда голова была отрублена, кайсяку отходил от трупа, держа меч острием вниз, вставал на колени и протирал лезвие белой бумагой. Если у кайсяку не было других помощников, он сам брал отрубленную голову за пучок волос и, держа меч за лезвие, поддерживая рукояткой подбородок головы осужденного, показывал профиль свидетелю (слева и справа). В случае если голова была лысая, положено было проткнуть левое ухо кодзукой (вспомогательным ножом, имеющимся при ножнах меча) и таким образом отнести ее для освидетельствования. Для того чтобы не запачкаться кровью, «секундант» должен был иметь при себе золу.
С началом переорганизации государственного строя на европейский образец,официальное применение сэппуку было отменено.Но случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке, и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая ореол славы и величия. Одним из таких «героев» оказался знаменитый японский писатель Юкио Мисима, покончивший с собой в 1970 году.
Источник
Источник: katia-lexx.livejournal.com
Практика харакири: ритуальное самоубийство и дело чести самурая
Японское ритуальное самоубийство.
Харакири было привилегией самураев, которые очень гордились, что могут свободно распоряжаться собственной жизнью, подчёркивая этим страшным обрядом презрение к смерти. В дословном переводе с японского харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Но если смотреть глубже, то же написание иероглифа, что и у слова «хара» имеют слова «душа», «намерения», «тайные мысли». В нашем обзоре рассказ об одном из самых невероятных обрядов.
Сэппуку или харакири является формой японского ритуального самоубийства. Первоначально эта практика была предусмотрена бусидо — кодексом чести самураев. Сэппуку использовали либо добровольно самураи, которые хотели умереть с честью, а не попасть в руки своих врагов (и, вероятно, подвергнуться пыткам), либо также это была форма смертной казни для самураев, которые совершили тяжкие преступления или чем-то опозорили себя. Торжественная церемония являлась частью более сложного ритуала, который обычно проводился перед зрителями, и состояла из погружения короткого клинка (обычно танто) в брюшную полость и рассечения им живота поперек.
Древний свиток с описанием сэппуку./фото: thevintagenews.com
Первый зарегистрированный акт харакири был совершен даймё из рода Минамото по имени Ёримаса во время битвы при Удзи в 1180 году. Сэппуку в конечном счете стал ключевой частью бусидо, кодекса воинов-самураев; он использовался воинами, чтобы избежать попадания в руки врага, чтобы избежать стыда илои избежать возможных пыток. Самураям также могли приказать сделать харакири их даймё (феодалы). Наиболее распространенной формой сэппуку для мужчин было вскрывание живота поперек с помощью короткого клинка, после чего его помощник обрывал страдания самурая путем обезглавливания или рассечения позвоночника.
Самурай готовится к харакири./фото: thevintagenews.com
Стоит отметить, что основным смыслом этого акта было восстановить или защитить свою честь, поэтому воина, который совершал подобное самоубийство, никогда не обезглавливали полностью, а «только наполовину». Тем, кто не принадлежал к касте самураев, нельзя было делать харакири. Да и самурай почти всегда мог осуществить сэппуку только с разрешения своего господина.
Самурай собирается выполнить сэппуку./фото: thevintagenews.com
Иногда даймё приказывал выполнить харакири в качестве гарантий мирного соглашения. Это ослабляло поверженный клан, и его сопротивление фактически прекращалось. Легендарный собиратель японских земель Тоётоми Хидэёси использовал самоубийство врага таким образом несколько раз, причем наиболее драматичным из них фактически закончилась крупная династия даймё. Когда правящий род Ходзё потерпел поражение в битве при Одавара в 1590 году, Хидэёси настоял на самоубийстве даймё Ходзё Удзимаса и изгнании его сына Ходзё Удзинао. Этим ритуальным самоубийством был положен конец самой могущественной семье даймё в восточной части Японии.
Танто, который был подготовлен для сэппуку./фото: thevintagenews.com
До тех пор, пока эта практика не стала более стандартизированной в XVII веке, ритуал сэппуку был менее формализованным. Например, в XII-XIII веках военачальник Минамото-но Ёримаса совершил харакири гораздо более болезненным способом. Тогда было принято сводить счеты с жизнь путем погружения тачи (длинного меча), вакидзаши (короткого меча) или танто (ножа) в кишечник и последующего вспарывания желудка в горизонтальном направлении. В отсутствие кайсяку (помощника) самурай сам вынимал лезвие из своего живота и закалывал себя им же в горло, или падал (из положения стоя) на лезвие, вкопанное напротив в землю напротив его сердца.
Солдат совершает харакири после капитуляции Японии./фото: thevintagenews.com
Во время периода Эдо (1600-1867) проведение харакири стало подробно разработанным ритуалом. Как правило, его проводили перед зрителями (если это было спланированное сэппуку), а не на поле боя. Самурай омывал тело, одевался в белые одежды и вкушал свои любимые блюда. Когда он заканчивал, то ему подавали нож и ткань. Воин клал меч лезвием к себе, садился на эту специальную ткань и готовился к смерти (обычно он в это время писал стихотворение о смерти).
Божественный ветер./фото: suffra.com
Помощник кайсяку при этом становился рядом с самураем, который выпивал чашечку саке, распахивал свое кимоно, и брал в руки танто (нож) или вакидзаши (короткий меч), оборачивал его лезвием частью ткани, чтобы оно не порезало руки и погружал себе в живот, делая после этого разрез слева направо. После этого кайсяку обезглавливал самурая, причем он делал это так, чтобы голова частично осталась на плечах, а не отрубал ее полностью. Из-за подобного условия и точности, необходимой для нее, помощник должен был быть опытным фехтовальщиком.
Самурай, совершающий харакири — ритуальное самоубийство./фото: thevintagenews.com
Сэппуку в конце концов превратился из самоубийства на поле боя и обычной практики в военное время в сложный придворный ритуал. Помощник кайсяку не всегда был другом самурая. Если побежденный воин сражался достойно и хорошо, то противник, который хотел почтить его храбрость, добровольно становился помощником при самоубийстве этого воина.
Сэппуку в ритуальной одежде с помощниками./фото: thevintagenews.com
В феодальные времена существовала специализированная форма сэппуку, известная как канши («смерть от понимания»), в которой люди совершали самоубийство в знак протеста против решения своего лорда. При этом самурай делал один глубокий горизонтальный разрез живота, а затем быстро перевязывал рану. После этого данный человек представал перед своим господином с речью, в которой он объявлял протест против действий даймё. В конце речи самурай сдергивал повязку со своей смертельной раны. Это не следует путать с фунши (смерти от негодования), которое являлось самоубийством в знак протеста против действий государства.
Харакири./фото: humus.dreamwidth.org
Некоторые самураи выполняли значительно более болезненную форму сэппуку, известную как «дзюмондзи гири» («крестообразный разрез»), при котором не присутствовал кайсяку, который мог положить быстрый конец страданиям самурая. Помимо горизонтального разреза живота, самурай также делал второй и более болезненный вертикальный разрез. Самурай, исполняющий «дзюмондзи гири», должен был стоически переносить свои страдания до тех пор, пока не истечет кровью.
Для всех, кого интересует история и культура Страны Восходящего солнца, 28 редких исторических снимков повседневной жизни японцев в конце 19 века
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Честь дороже жизни: как самураи совершали ритуальное самоубийство
Сэппуку или харакири — жестокая и противоречивая традиция самураев. Что это: награда или наказание? Обязательно ли совершать ужасный ритуал или можно отказаться? Кто первым свел счеты с жизнью таким способом? Ответы на эти вопросы будут дальше.
Сэппуку и харакири: в чем разница?
Слова «сэппуку» и «харакири» состоят из одинаковых иероглифов, которые в переводе означают «резать» и «живот». Однако разница заключается в порядке размещения иероглифов.
«Сэппуку» переводится как «резать живот» — означает ритуальное самоубийство, совершенное по всем правилам. Это формальный термин — его используют в официальных речах. «Харакири» означает «вспороть себе живот мечом», используется в разговорной, бытовой речи.
В чем смысл сэппуку?
В Древней Японии верили, что душа человека располагается именно в животе. Поэтому, когда самурай разрезает себе живот, тем самым он доказывает чистоту намерений и помыслов. Правда, выжить после такой процедуры невозможно.
Право совершить харакири воспринималось как честь. Это была привилегия.
Обычных преступников казнили чаще всего просто отсекая им голову. Иногда отрезанную часть тела возили по городу и демонстрировали всем желающим.
А ритуальное самоубийство позволяло самураю сохранить честь. Более того, все имущество оставалось в семье.
Существовало несколько причин проведения обряда сэппуку:
- Смерть господина. Подобная практика была во многих культурах. После смерти знатной особы с ним в загробный мир отправлялись члены семьи, слуги, воины.
- Проигрыш в битве. Сэппуку позволяла избежать плена и очистить свое имя от позора поражения в бою.
- Приказ. За провинность сёгун мог приказать самураю совершить сэппуку. Или же он сам выбирал ритуальное самоубийство, чтобы избежать более серьезного наказания.
- Пассивный протест.
Церемония сэппуку
Любое важное событие в жизни японца сопровождалось многочисленными традициями и церемониями. А что может важнее, нежели смерть?
У самурая был особый кинжал для проведения обряда. Он называется кусунгобу, длина 25 см. Часто кинжал являлся семейной реликвией, передавался от поколения к поколению.
В зависимости от обстоятельств обряд мог проводиться в доме самурая, во дворце его господина, в храме, или в просто в саду. Помещение заранее драпировалось белыми шелковыми полотнами.
За день до сэппуку самурай приглашал гостей на почетный ужин. Там выбирался ассистент кайсяку и его помощники.
В день проведения обряда в дом приходили представители власти. Все присутствующие на церемонии одевали особую одежду. После оглашения приговора осужденный занимал свое место и распахивал одежду. Помощники кайсяку приносили кинжал кусунгобу.
После этого самурай делал один или несколько надрезов на животе. Основная задача состояла в том, чтобы разрезать живот, показав окружающим внутренние органы. Это доказывало чистоту мыслей самурая. После этого кайсяку мечом отсекал голову осужденному.
Конечно, не всегда сэппуку проводилось именно так. Однако японцы старались по возможности выполнять обряд полностью.
Первое харакири в 1180 году совершил даймё Минамото-но Ёримаса. Это произошло после поражения в битве при Удзи. А последнее в 2001 году сделал Исао Инокума. Он был дзюдоистом, завоевал золотые медали на двух Олимпийских играх. Позже Инокума возглавил строительную компанию Tokai Kensetsu . Когда дела в фирме пошли плохо и она оказалась на грани банкротства, мужчина совершил ритуальное самоубийство.
Больше про сэппуку и традиционные обряды самураев – в следующих публикациях. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить!
Источник: pulse.mail.ru