Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.
Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?
История тельняшки
Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.
Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.
В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.
Форма гражданских моряков — кто, что и как.
Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины. преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег. и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми. ». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.
Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.
Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.
Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?
Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.
Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.
Что обозначает цвет полос на тельняшке:
чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.
Что такое гюйс?
Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.
Лекция «Форма ВМФ матросов и старшин периода 1994-2008 годов»
История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Почему на гюйсе три полоски?
Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:
у Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.
Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.
По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота. (с)
Источник: matveychev-oleg.livejournal.com
Почему у моряков на воротнике 3 полоски? Гипотезы, фото и видео
Интересно
По-голландски “гюйс” обозначает флаг, применяемый на кораблях 1-2 рангов военно-морского флота. Его поднимают на якорной стоянке судна в 8 утра и опускают с закатом. А еще гюйс – это широкий воротник, который фигурирует в форме моряков. В российском флоте утвердился гюйс синего цвета с тремя белыми полосками.
Почему носят гюйс, как он появился, и почему на нем именно три полосы? Эти вопросы определенно требуют ответов.
Как появился гюйс, и зачем он нужен?
Средневековые мужчины не признавали коротких стрижек, практически повсеместно в Европе носились либо длинные волосы, либо парики. В таких условиях активно распространялись вши, необходимо было применять меры для противостояния их ордам, и для этой цели на волосы наносили деготь. Мера отчасти помогала, однако длинные волосы могли с легкостью испачкать одежду, и потому необходимо было использовать какой-то защитный материал.
Так парики, намасленные косички из конского волоса – служили не просто украшением, а обязательным элементом внешнего вида каждого моряка в определенный период времени. И они тоже пачкали одежду, за что матросы получали наказания, так как должны были всегда выглядеть опрятно. Люди стали пользоваться широким воротником из кожи, который защищал одежду, и который можно было легко отмыть от любых загрязнений.
И даже с отказом от длинных волос и пышных причесок полюбившийся и удобный воротник остался, только выполнять его стали из ткани. Ведь длинные волосы или парики в прежние времена в какой-то мере утепляли шею, а с их отменой потребовалась хоть какая-то замена. И широкий тканевый воротник прекрасно справился с функцией шарфа, став еще более любимым. Его можно было заправить внутрь одежды, обеспечивая тепло.
Интересно: Почему моряки измеряют скорость в узлах? Причины, фото и видео
Есть и другая версия, согласно которой в гюйс со временем превратился широкий капюшон, который использовался моряками, чтобы защититься от дождей и брызг.
В процессе своей эволюции гюйс многократно видоизменялся, люди стремились сделать его максимально удобным и практичным. Сегодня он прочно закрепился в русском флоте, и выглядит как синий прямоугольный воротник большой ширины, сделанный из ткани, и имеющий три белые полосы. Подкладка у него тоже синяя, концы имеют по петле, и также есть пуговица в центре выреза – это обеспечивает возможность прикрепления воротника к рабочей или форменной флотской одежде.
Почему на гюйсе именно три полоски?
Воротник такого типа ввели во флоте России в 1843 году. Существует несколько версий, объясняющих наличие на гюйсе именно трех белых полосок. В большинстве своем моряки указывают на то, что полосы символизируют три самые большие победы российского флота – при Синопской бухте, у Чесмы, и у Гангута.
Величайшие победы русского флота, отмеченные тремя полосами
Три полосы на гюйсе, согласно одной из версий, посвящены величайшим победам русского флота. Но что же можно рассказать об этих сражениях, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?
Битва при Гангуте
Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраксин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг. Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море.
Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев. День воинской славы 9 августа отмечается именно в честь этой победы.
Интересно: Почему у французских моряков бескозырка с помпоном? Причины, фото и видео
Чесменская битва
Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак. Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала.
Битва в Синопской бухте
Еще одно великое столкновение русского и турецкого флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм. В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией. Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед.
Другие гипотезы
Точно так же объясняют собственные полосы на гюйсах матросы множества других стран, только победы при этом указывают, разумеется, собственного государства. Это позволяет прийти к мысли, что легенда о победах и полосах – это иностранное заимствование, тем более, что во флотской среде оно наблюдается весьма часто. И сам гюйс тоже вполне может оказаться заимствованием.
Интересно: Как расшифровывается SOS?
Но есть и другая легенда, согласно которой гюйсы ввел не кто иной, как Петр Первый, один из величайших правителей, который дал начало развитию российского флота. Считается, что изначально у императора было три эскадры, каждая из которых имела собственные особенности формы. Третья эскадра считалась наиболее приближенной к правителю, она имела по три полосы вдоль края гюйса и красные фланелевые рубахи.
Интересный факт: есть и еще одна версия появления трех полос – считается, что на три дивизии был поделен Балтийский флот, моряки носили на вороте то число полос, которое соответствовало номеру их дивизии. Но подробностей касаемо того, почему прижились именно три, здесь нет.
Таким образом, сегодня трудно сказать, почему моряки носят именно три полосы на гюйсах, однако эта традиция берет свои корни давно, и остается неизменной. Этот элемент формы рассматривается как очень важный, не менее символический, чем бескозырка с лентами или тельняшка. Несмотря на то, что назвать его функциональным в наши дни уже нельзя, он остается важным элементом, позволяющим отдать дань могучим флотским традициям. И представить себе сегодня моряка без традиционного воротника просто невозможно.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: kipmu.ru
Из истории морской формы
Начнем с «морской души» — тельняшки. Ведь это первое, что всегда отличает моряка! У нас она появилась во времена расцвета парусного флота, а точнее — в 1875 г. В ее покрое, выборе материала и расцветки ярко отразилась специфика нелегкой морской службы. Плотно облегая тело и руки, вязаная (трикотаж) тельняшка не стесняет движения; хорошо сохраняет тепло и в то же время летом в ней не очень жарко; она прочна, легко стирается. И «главное» — красива.
Не случайна привычная расцветка тельняшки. Начало ей положили «бостроги» — рабочие куртки, изготовляемые из полосатого бело-синего тика. Работа с парусами на высоте была делом сложным. Чтобы действовать согласованно, матросам нужно было хорошо различать друг друга, а с палубы — нужно было видеть всех работающих наверху. Это и облегчалось пестрой расцветкой.
На фоне парусов бросался в глаза синий цвет, в сумерки — белый. Наконец, эти цвета символизируют родную сердцу моряка стихию, а если говорить о форме наших моряков, то и цвета советского Военно-Морского Флага.
Не раз нашим морякам приходилось покидать палубы своих кораблей и сражаться с врагами на суше. Но и под армейской гимнастеркой защитного цвета они носили флотскую тельняшку, напоминающую о славных традициях советских моряков.
Справка языковеда. Тельняшка — бытовое сокращение от «нательная рубашка».
Форменный воротник
Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г., сначала только для гребцов на командирских катерах и шлюпках. Воротник был тогда гораздо более широким, чем сейчас, и закрывал плечи по всей их ширине, играя роль зонтика. Происхождение такого прямоугольного воротника связано с тем, что английские и французские моряки носили косу, смазывая волосы жиром, чаще всего тюленьим.
Чтобы жирная коса не оставляла следов на одежде, и придумали кожаный воротник, свободно спадающий на спину. Его вскоре оценили по достоинству; он мог защищать не только спину от сальных пятен и дождя, но и шею и лицо От ветра и брызг. Моряки старых парусных кораблей, не раздевавшиеся на время отдыха, укладывались спать, положив под голову одну половину воротника и прикрываясь сверху другой.
Носили его исключительно с фланелевками, которые надевались лишь в холодную погоду: это объясняет его практическое назначение — предохранять плечи и спину гребца, не стесняя движений при гребле.
Широко распространено мнение о том, что три белые полоски на воротнике в русском флоте установлены в память о трех его выдающихся победах — при Гангуте, Чесме и Синопе. Однако это не подтверждается какими-либо документами.
Первая полоска (кант) появилась в 1850 г., когда для фланелевок корабельных команд пароходных дивизий ввели воротники разного цвета.
В 1882 г. синий воротник с тремя полосками получил весь флот. Почему именно с тремя? Только потому, что с тремя, конечно же, красивее, чем с одной.
Справка языковеда. Воротник — от «ворот», вертеть, оборачивать шею. Кстати сказать, в древнерусском языке «ворот» и означало «шея».
Форменка
Легкая белоснежная форменная рубаха всегда выглядит свежо и празднично. Она как часть выходной одежды введена в 60-х годах прошлого столетия. До нее матросы носили белые рубахи, полностью повторявшие национальную русскую рубашку с небольшим стояче-отложным воротником.
В 1856 г. вместе с клеенчатыми широкополыми шляпами и папашами появились белые форменки из плотного полотна. С самого начала шились они без застежек— с большим вырезом на груди, чтобы легче было их быстро надевать (чтобы закрыть грудь, пришлось тельняшку поднять «под шейку»), с полукруглым (а затем квадратным) синим воротником и синими обшлагами.
Справка языковеда. Форменка, понятно,— от «формы», а вот это слово оказывается латинским и ведет историю от древнегреческого «формос»; так называли корзину, в которую укладывали отжатую массу при «формовке» сыра. Римляне и сам сыр называли тем же словом «форма», а у французов и сейчас сыр — фромаж.
Эмблема — якорь
У каждого флота своя форма, но для всех флотов мира общей эмблемой является стилизованное изображение якоря. Почему именно якоря?
Это — символ надежды, спасения и благополучного окончания плавания. С древнейших времен считали, что якорь обладает магической силой. Корабль, бросивший якорь и удерживаемый им, можно было считать спасенным, как бы ни штормило в открытом море. Этот символ и стали наносить на ленты, погоны, бляхи и другие предметы, входящие в комплект формы одежды моряков военных и торговых флотов.
Справка языковеда. «Якорь», заимствованный из древнеисландского языка, — один из древнейших морских терминов («якори» упоминаются, например, в договоре Олега с греками в 907 г., т. е. задолго до Петра); на всех европ. языках это слово звучит примерно одинаково и восходит к греческому «агкира».
Бушлат
Предшественниками современного двубортного суконного полупальто — бушлата были просторные и удобные кафтаны — бостроги петровских времен (это была удлиненная куртка сначала серого цвета, а затем с синими и белыми полосами). Под названием «рабочее пальто» бушлат ввели в 1851 г. для матросов сначала только так называемых рабочих экипажей. Развитие техники, необходимость длительной работы на палубе при обслуживании механизмов обусловила распространение короткой, удобной и теплой верхней одежды, получившей вскоре новое название «бушлат» или «брушлат», хотя в ходу остались и другие названия; матросский мундир, матросское пальто и т. п. Черный цвет сукна избран не случайно: он лучше сохраняет тепло. Бушлат матросу — первый друг; в шторм не взмокнешь, в мороз — не замерзнешь.
Справка языковеда. Некоторые ученые считают, что «бушлат» — переоформление под влиянием привычного для нас слова «халат» (заимствованного из турецкого языка) немецкого «бушурунк» (матросская куртка).
Фуражка и бескозырка
Первым рабочим головным убором русского матроса была мягкая зеленая шляпа с полями — простая и удобная, почти не отличавшаяся от тех, которые носили крестьяне. Офицеры щеголяли в треуголках, они же служили и парадным головным убором матросов. Так или иначе шляпы продержались на флоте с петровских времен свыше 150 лет, хотя и претерпели целый ряд изменений.
Фуражка появилась сначала в армии — в последние годы XVIII века. По уставам тех времен все конные войсковые соединения выделяли солдат-фуражиров, на обязанности которых было снабжение фуражом. Перетаскивать мешки, имея на голове громоздкую каску, кивер и т. п., было крайне неудобно. Именно поэтому «изобрели» так называемые «фуражные шапки», представлявшие собой остроконечный суконный колпак, для уменьшения высоты перегнутый пополам. Отсюда недалеко и до еще более удобной плоской фуражки.
На флоте удобство головного убора было крайне важным показателем. Через пятнадцать лет после фуражиров — в 1811 г.— и на матросах появились первые фуражки-бескозырки из темно-зеленого сукна. В 1872 г. мягкая фуражка-бескозырка с лентой на околыше и кокардой, укреплявшейся на тулье над лентой, была введена как единый головной убор для всего рядового состава.
Белый кант на фуражке имеет историю, связанную с петровскими временами. Своим «возлюбленным чадам» — отличившимся в первых баталиях на море гвардейцам Преображенского и Семеновского полков Петр I пожаловал белый кант.
С 1840 г. на околыше стали писать номер экипажа или заглавные буквы названия части. Белый чехол появился на Каспии, затем его ввели для моряков Черноморского флота и гораздо позднее — для балтийцев.
На кораблях парусного флота матросам приходилось много работать наверху. Тогда-то и возникла мысль снабжать головные уборы завязками в виде лент. Прежде чем подниматься по вантам, матросы обвязывали эти ленты вокруг шеи.
Надпись на ленте ведет историю с 1806 г.: при осаде англичанами одной из французских крепостей ее непреклонные защитники повязали на свои шляпы ленточки с золотой надписью — «решительные». Со временем на лентах стали писать названия кораблей, что оказалось очень удобным во всех отношениях. Первоначально сами ленты были разноцветными. После гибели адмирала Нельсона английские офицеры в знак постоянного траура повязали на тульи шляп черные ленты, а у матросов появились черные шейные галстуки-платки. Строгие темные ленты на головном уборе прижились у моряков едва ли не всех стран.
Справка языковеда. Как уже ясно, «фуражка» — производное от прозаического и далекого от морской тематики французского слова «фураж». Бескозырка — от слов «без козырька», причем «козырек» когда-то ничего общего с головным убором не имел: «козырем» называли высокий стоячий воротник и это слово корнями связано со словами «коза», «кожа».
Брюки
В наш язык слово «брюки» попало из голландского языка во время петровских реформ, поэтому в русских словарях 1789, 1803 и даже 1834 гг. все еще приходилось объяснять, что брюки — это «матросские штаны».
Наличие спереди откидного клапана (лацбанта) позволяло свободно перемещаться по реям и узким проходам, не рискуя зацепиться за что-либо. Широкий, свободный покрой матросских брюк, как и фланелевок, также продиктован практическими соображениями. В море бывает дорога каждая секунда. Надо иметь такую форму, которую можно надеть практически мгновенно.
В эпоху парусного флота матросы чаще ходили босые, а деревянные палубы то и дело скатывали и мыли. Чтобы не замочить брюк, матросы подворачивали их до колен, а это можно было сделать только при достаточной их ширине. Очень важно, что широкие брюки легко снять в воде при падении за борт. Так или иначе, но современное стремление заузить их (опять-таки, как и фланелевку) противоречит настоящим морским традициям.
Еще довольно молода заглаживаемая на флотских брюках складка: эта «новинка» появилась лишь в начале XX века и сразу же придала морскому костюму удивительную законченность и элегантность.
Справка языковеда. Голландское слово «брюки», поначалу бывшее, как мог убедиться читатель, чисто морским термином, происходит от латинского, где употреблялось в том же значении. В современном морском языке есть еще и термин «брюканец» — мягкая зашивка для герметизации места прохода мачты через палубу и т. п.
Источник: www.barque.ru
Форма моряка ВМС РФ
Эта статья редактируется участником qwerty_2014 в рамках акции «ЗБТ за статью». Просьба воздержаться от правок.
Форма Военно-Морских Сил Российской Федерации
Форменка
Основная статья: Форменка
Форменка — неотъемлемая часть формы ВМС РФ. Форменки бывают различные в зависимости от условий службы моряка: черная (темно-синяя) форменка для холодного времени года и белая для теплого времени года.
Гюйс
На форменке присутствует форменный воротник — гюйс. Представляет он из себя квадратную накладку на заднюю верхнюю часть форменки. В ВМС РФ утвержден голубой гюйс с тремя белыми полосками.
Брюки и туфли
В форме присутствуют обычные мужские черные брюки. В комплект так же входят черные лакированные туфли.
Бескозырка
Ремень
Пряжка ремня
брюки подпоясываются ремнем. На черном (реже белом) кожаном ремне присутствует блестящая золотая бляха с якорем и звездой на нем. На звезде изображены символы Советского Союза — серп и молот.
Головной убор
Морская тельняшка
Основная статья: Бескозырка
Чаще всего в качестве головного убора используется бескозырка. Но известны случаи, когда использовалась и пилотка. У старшего по званию состава часто есть фуражка.
Тельняшка
И конечно же неотъемлемой частью формы ВМС РФ является тельняшка, обязательно с темно-синими полосками (голубые используются для частей ВДВ). Тельняшка используется в качестве нижнего белья (именно поэтому появляться в кают-компании и на мостике в тельняшке строго запрещено).
Источник: wiki.wargaming.net
Три полоски на воротнике моряка: откуда пошла традиция
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
«Гюйс» — это голландское слово, означающее морской флаг на кораблях 1-2 ранга военно-морского флота. Поднимается стяг в 8 утра и опускается вечером. Делается все перечисленное лишь в том случае, если судно стоит на якорной стоянке. А еще «гюйс» является широким воротником, который носят все матросы. В российском флоте используется синий воротник с тремя белыми полосками.
Само время разобраться, что здесь и к чему.
Три полоски на воротнике. /Фото: avangard.rosbalt.ru.
Существует две основные версии, которые рассказывают о том, откуда в принципе появился «гюйс». Первая и наиболее простая версия сводится к тому, что данный воротник в одежде моряков постепенно эволюционировал из капюшона, который мореходы использовали для защиты головы от дождя и брызг.
Воротник матроса. /Фото: crimeansouvenir.ru.
Вторая (сложная) версия сводится к тому, что изначально гюйс появился не на флоте и использовался обычными гражданами, так как большинство мужчин носило длинные волосы. В волосах в то время часто заводились вши. Что бы этого не происходило, использовали деготь. В свою очередь, воротник был необходим для защиты одежды от дегтя в волосах.
Выглядит примерно вот так. /Фото: infourok.ru.
Как бы то не было, в привычном современному человеку виде на российском флоте «гюйс» появился в 1843 году. Именно тогда он был принят как официальный элемент формы моряков. При этом уже тогда на воротнике было три белые полосы. Ирония в том, что в наше время остается только гадать, почему полос непосредственно три, а не две, четыре или пять.
В снятом виде. /Фото: ay.by.
Самая популярная (и наиболее правдоподобная версия) говорит о том, что командование флота разрабатывая форму для матросов решило таким образом отдать дать трем действительно легендарным победам русского флота на море. Это победы у Чесмы (1770 год, война с Турцией), в Синопской бухте (очередная кампания против Турции, 1853 год), а также при Гангуте (1714 год, Северная война).
Один из символов. /Фото: ocean-media.su.
Существуют и другие гипотезы. Одна из них скорее популярная легенда, однако именно она заслуживает внимания (остальные еще менее правдоподобны). Так, некоторые полагают, что три полосы на гюйсе означают три флотские эскадры, которые создал и использовал Петр I, родоначальник русского флота. Таким образом, сказать, почему на воротнике три полосы крайне сложно. Одно известно точно – данная флотская традиция уходит корнями глубоко в века.
Источник: novate.ru