Что это значит на жаргоне охотников, лесорубов, егерей и пр.?
комментировать
в избранное up —>
СТЭЛС [272K]
более года назад
У нас в Сибири, в Забайкальской тайге, балаганом называют временное строение, для не долгого проживания в тайге на охоте, на рыбалке охотники лесники и рыбаки, иногда такой строят на дальних покосах и пастбищах пастухи.
Основное его отличие в том, что делается он, как правило, из того что растет рядом. За опоры чаще принимаются естественные укрепления, стволы деревьев, выворотни корней или отвесная скала рядом.
Вход идут жерди и лапник хвойных деревьев, или ветки лиственных, как укрывной материал, вместо рубероида и шифера.
Лежанку делают выше от земли, что бы сырость не тянуло, так же на жердях, сверху сухая трава или просто сено (если на покосе)
Некоторые балаганом называют бревенчатый сруб в лесу, но это не правильно, это уже избушка или зимовье. Балаган не имеет капитальных стен, в нем не получится зимовать. Он нужен для ночлега в теплое время года, и защиты от дождя. Сегодня, для сооружения балагана, например на рыбалке, берем горсть гвоздей и отрез пленки, это упрощает сооружение каркаса и есть чем закрыть сверху. Час делов, и балаган готов.
НАШЛИ ДОМ В ТАЙГЕ И ПОБЛЕДНЕЛИ.СПРЯТАННАЯ ФАЗЕНДА ПРОФЕССИОНАЛА.УВЕЗЛИ СВОИХ ЖЁН НА ДАЛЬНИЙ КОРДОН
Хотя. бомжи как то живут и зимой в балаганах.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Жилища народов тайги и тундры
Безусловно, изобретения северных и вообще кочевых народов по части конструирования переносных жилищ следует отнести к величайшим вершинам человеческой мысли в этой области.
Новое – хорошо забытое старое. Современный вариант чума. Насколько жизнеспособен – покажет время.
Наиболее простым вариантом такого жилища кочевников является сооружение, известное большинству людей как вигвам. Но это вовсе не вигвам, а несколько другое туземное жилище, именуемое на американском континенте «типи», а на азиатском – летний чум.
Типи представляет собой связку (8-15] длинных стоек (от 5–6 метров длиной), расположенных шалашиком и обёрнутых всем чем угодно – снятой особым образом берестой, брезентом, парусиной или оленьими шкурами (это уже чум). В центре располагается очаг.
Палатка эвенов на реке Олой.
В оригинальном типи дымовое отверстие представляет собой специальный клапан, который управляется при помощи шестов. Виденные мною летние чумы эвенов такого приспособления были лишены.
Кочёвка владельца типи осуществляется довольно своеобразно. Шесты, которые служат стойками для жилища, укладываются на землю, увязываются вершинками, весь скарб заворачивается в парусину, служащую покрытием палатки, получившийся тюк привязывается к шестам, и вся эта конструкция тащится по бездорожью к месту новой стоянки. Это чудо-сооружение называется «тра-вуа», или индейской волокушей.
Рассказывая про чумы и типи, я не могу не упомянугь такое чудо инженерного искусства в области строительства временных жилищ, как чукотскую ярангу. По сравнению с любыми палатками она выглядит, как «Эмпайр Стейт Билдинг» рядом с сельским домиком. Прежде всего это огромное сооружение диаметром около пяти-восьми метров со сложным составным каркасом, крытым оленьими шкурами.
Как уже не раз говорилось, оленьи шкуры из-за особенностей строения волоса северного оленя обладают замечательными термоизолирующими свойствами. Именно поэтому летом в яранге прохладно, а зимой – тепло. Каркас яранги составляет полукруглый купол, каждая стойка сделана из трёх составляющих, соединённых между собой под углом пятнадцать-двадцать градусов.
Стоек в яранге много – десятка полтора-два. Между этими стойками брошены палки-перекрытия, оленьи шкуры уложены черепицей, вверх мездрой. Что интересно – внутри яранги поставлен полог из оленьей шкуры – маленькая палатка размером с двухместную брезентовую палаточку.
Яранга – традиционное жилище чукотских оленеводов.
В пологе спят, спасаются от комаров и самого лютого холода. Получается такая «палатка в палатке». Учитывая огромные размеры самой яранги, это несложно себе представить. Раньше полог отапливался и освещался специальным прибором – жирником, сейчас освещается свечками и нагревается примусом.
Посредине яранги находится очаг. Шкуры, покрывающие жилище, естественно, сложены так, что наверху находится дымовое отверстие. Но для быстрой готовки современные оленеводы всё-таки предпочитают использовать горелки и примусы.
Об очагах я вообще хочу поговорить поподробнее. На первый взгляд это очень заманчивая идея – вы избавлены от необходимости возить с собой печку или горелку с запасом горючего – всё находится прямо посреди жилища, чайник вскипятил – и жарко!
На самом деле всё обстоит совсем не так.
Мне приходилось ночевать в чумах эвенов и эвенков, в ярангах чукчей и коряков, в самодельных «типи» охотников-энтузиастов. Лично я пришёл к неутешительному выводу – открытый огонь внутри временного дома, будь он брезентовый или сложенный из шкур, не есть хорошо. Причин этому три – искры, дым и невозможность регулировки.
Для того чтобы избежать искр, существует масса теоретических и практических советов. С унынием наблюдая за их тщетностью, я в какой-то момент понял главное – все они содержат какую-нибудь деталь, которую в полевой практике выполнить невозможно.
Как понять выражение «равномерно высушенные дрова из пихты или горного ильма» в то время, когда ты находишься в индигирской лесотундре и ничего, кроме лиственницы и кедрового стланика, там не растёт в радиусе двух тысяч километров? А если ты оказываешься в местах, где кругом ну сколько хочешь и этого ильма, и этой пихты, то как понять, что дрова из них «равномерно высушены»? При этом даже одна случайно упущенная искра от горящего хвойного полена способна прожечь в кровле вашего жилища дырку величиной с ноготь. Вот и прости-прощай незыблемость крыши, а это – одно из главных условий комфортного существования в окружающем мире.
Дым – неизменный спутник жилища, имеющего открытый очаг. При этом избавиться от него практически невозможно, несмотря на всякие направляющие клапаны дымоходов, сухие дрова и прочие многочисленные ухищрения. По крайней мере, аборигены, в жилищах которых мне приходилось бывать, избавляться от него и не пытались. Они садились на корточки на земляной пол, устланный теми же оленьими шкурами, а когда дым заполнял всё вокруг, ложились, как древние римляне на ложи, продолжая пить чай и степенно беседовать о погоде и дорогах.
Бытует мнение, что дым дезинфицирует одежду, способствует изгнанию из палаток летучих кровососов. Насчёт дезинфекции – не знаю, а вот насчёт комаров… Если это и так, то люди покидают палатку одновременно с ними… или немного раньше. Вообще, не знаю, каким должен быть дым, чтобы изгнать откуда бы то ни было злобных комаров какой-нибудь Анадырской низменности.
И вообще, как сказал мне ламут Серёга Чаин, с руганью вылезая из наполненного дымом чума, где в костёр случайно попало одно сырое полено: «Печку геологи не зря придумали».
«…люди перебираются в палатки, – часто очень большие, прекрасные, целиком из оленьих шкур, и островерхие с дымовым отверстием наверху, похожие на индейские вигвамы. Перед местом хозяйки дома очаг, где варится вся пища, так как погода обычно очень ветреная. Можно было бы предположить, что вместе с теплом наступает время тихого уюта, но это далеко не так. Варка пищи внутри палатки не позволяет завешивать входное отверстие, и люди сидят либо на сквозняке, либо в густом дыму, что, впрочем, их как будто не стесняет».
К. Расмуссен. Великий санный путь
Источник: document.wikireading.ru
Таежное зимовье: почему двери в таких домиках открываются наружу
Соваться в тайгу без должных знаний и подготовки или во всяком случае без сопровождения квалифицированного человека лучше не стоит. Ошибок данное место, равно как и его суровые мохнатые обитатели, не прощает. При этом по всей тайге разбросаны многочисленные домики-зимовья. Предназначены они для егерей, охотников.
Отличительной чертой таких избушек является то, что дверь в них всегда открывается наружу. Вопрос: почему?
Домик для егеря. /Фото: izzhizni.ru.
Таежное зимовье – это не роскошные апартаменты. В конструкции егерских избушек нет ничего лишнего и непродуманного. Даже тот факт, что дверь в зимовье открывается наружу, имеет под собой конкретное обоснование. Всего можно выделить четыре главные причины, почему дверь в таких домах открывается именно на улицу. Сразу стоит отметить, что традиции местных жителей здесь совсем не причём.
Двери всегда открываются наружу. /Фото: fotokto.ru.
Первая и, пожалуй, самая главная причина – это защита от хищников. При всей своей сообразительности ни медведи, ни волки не догадываются, как можно открыть дверь движением на себя. На такое способны некоторые собаки, но только после того, как увидят подобное от человека. При этом волки и медведи могут попытаться вломиться в дверь, однако, когда она открывается наружу, попасть во внутрь таким образом крайне непросто.
ЕСЛИ ВАМ НАДОЕЛО ЧИТАТЬ, МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ СТАТЬЮ ЗДЕСЬ:
Медведи не умеют тягать двери на себя. /Фото: nat-geo.ru.
Вторая важная причина : экономия внутреннего пространства. Это может показаться мелочью, но в действительности в контексте зимовья наличие свободного квадратного метра внутри избушки крайне важно. Хотя бы потому, что большинство зимовий очень небольшие по своей площади, чтобы не сказать «скромные». Третья причина – чисто техническая.
Дело в том, что дверь петлями наружу намного проще повесить. Это кажется мелочью, однако в действительности сильно упрощает постройку зимовья и в без того непростых условиях.
Труд егеря не прост и опасен. /Фото: hunting.ru.
Четвертая и последняя по списку, но отнюдь не по значению причина – это пожарная безопасность. Дело в том, что в экстренной ситуации человеку свойственно наваливаться и вышибать дверь своим телом. Особенно важно это в тех случаях, когда зимовье по какой-то причине загорелось и нужно срочно покидать помещение.
Во сколько обходится чум оленеводов и как много им требуется шкур, можно узнать из нашего видео
Источник: novate.ru
Жилище народов Сибири
Жилые постройки народов Сибири отличались разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромными масштабами территории расселения, многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.
Яранга
Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной особенностью чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: наличие внутри пологов. Яранга с пологом — удивительное изобретение коряков и чукчей, которые дословно называли своё жилище «настоящий дом».
Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3,5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из двух жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур.
Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, чтобы при сильном ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной или восточной — жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог — сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была достаточно высокой, чтобы даже в холодное время здесь можно было спать без одежды.
С начала XVIII века яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей — охотников на морских животных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, практически не разбиралась, стены её часто обкладывали дёрном.
Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при сильном ветре большими камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, который являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника — светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу.
У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая «эвенская юрта», подобная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек использовали оленьи шкуры, летом — ровдугу или бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек использовали также и рыбью кожу.
Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов.
В такой полуземлянке проживала большая патриархальная семья численностью до 40 человек. Большие полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, здесь проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков — обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Особенностью полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной защитой от снежных заносов верхнего входа в жилище.
Чум
У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.
Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов.
Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой — сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными — мехом внутрь и наружу.
Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа — мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.
У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.
Такое жилище можно построить в любом месте.
Чум строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние связывали гибкой петлей.
По кругу размещали остальные шесты.
К внутреннему шесту (симза) крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки — нюки. Главный элемент чума – шест. Его обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине.
Олений волос на покрышках подстригали, чтобы зимой снег не набивался в длинный мех.
Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума — макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.
— Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум;
— летний чум – таны мя. Он отличается покрытием — мюйко — старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.
Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.
Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.
В чуме большое значение имеет очаг — печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.
После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.
Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна.
Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги.
В чумах сумки иногда служили подушками. Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.
Деревянный дом
У рыболовов-охотников западносибирской тайги — хантов и манси — основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой или дерном.
У амурских народов — рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни (нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи), — в качестве зимнего жилища использовались четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обычно жили две-три семьи, поэтому очагов в нем было несколько. Летние жилища были разнообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.
Юрта
Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком.
Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.
Внутреннее устройство юрты было строго регламентировано. В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части).
В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской — утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей.
У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, (хакасы, западные тувинцы, западные буряты) получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.
Балаган и ураса
Жилище якутов было сезонным. Зимнее — «балаган» — бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX века традиционным летним жилищем якутов являлась ураса — коническая постройка из жердей, покрытых берестой.
В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой — куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары — «орон». Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек — примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали — почетный (юго-западный) угол.
Жилые и хозяйственные помещения усадьбы якуты всегда обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри усадьбы ставили резные деревянные столбы — коновязи, к которым привязывали лошадей.
Жилище диких сибирских обывателей
В своё время я взял фразу про жилище диких сибирских обывателей из авторских примечаний К. Ф. Рылеева к одному из его произведений, уж не помню, к какому, эпиграфом к моей книге «Божество». Сделал я это, потому что мне понравилось весьма необычное для современного языка сочетание «дикий обыватель».
Источник: xn——6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai