Бурые (Ursus arctos) и черные (Ursus americanus) медведи оказались крупнейшими переносчиками семян ягодных кустарников на Аляске. Как рассказывается в Ecosphere, исследователи показали это на примере семян из ягод заманихи (Oplopanax horridus).
На Аляске в одних и тех же местах обитают более крупные бурые медведи (Ursus arctos) и более мелкие черные (Ursus americanus). Эти животные всеядны: во время нереста лосося они большей частью переходят на рыбу, в другое время едят много ягод (малины, голубики, черники), обеспечивая себя углеводами. Если в одном районе обитают и бурый, и черный медведи, более крупный бурый отгоняет черного от мест нереста и не дает ему охотиться на рыбу, поэтому черным медведям чаще приходится довольствоваться растительной пищей, в том числе ягодами.
Поедая рыбу, медведи служат переносчиками питательных веществ из океанических в наземные экосистемы. Оставшиеся после медведей рыбьи скелеты дают прибрежным сообществам до четверти соединений азота, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Кроме того, известно, что хотя в экосистемах умеренного климата основными переносчиками семян являются птицы, но млекопитающие тоже участвуют в процессе и могут быть распространителями до половины фруктовых семян.
Hungry black bear eating berries (Черный медведь ест ягоды). Banff National Park HD
В новой работе биологи из Государственного университета Орегона Лори Харрер (Laurie Harrer) и Тааль Леви (Taal Levi) предположили, что аляскинские медведи тоже служат переносчиками семян. Черные медведи, которых отгоняют от рыбы бурые конкуренты, кормятся на сравнительно высоких местах. Бурые медведи ищут растительный корм в низинах, по берегам ручьев и рек, чтобы не пропустить идущую на нерест рыбу. Ученые выдвинули гипотезу, что бурые и черные медведи на Аляске в сумме могут распространять больше семян, чем птицы, при этом основной вклад будут вносить более крупные бурые медведи.
Ученые исследовали поведение животных на юго-востоке Аляски вблизи реки Чилкат и ее притока Клехини летом 2014 и 2015 годов. Здесь обитают оба вида медведей и приходит на нерест рыба, также есть удобные подъезды и речная навигация для подвоза оборудования. Исследователи решили наблюдать только за одним видом ягод, плодами кустарника заманихи (Oplopanax horridus), самого многочисленного в местах наблюдения. Ягоды заманихи яркие, красного цвета и вырастают кластерами на верхушке растения, так что хорошо видны издалека. К тому же, они привлекают как медведей, так и птиц, так что авторы статьи могли сравнить, кто ест больше ягод.
Исследователи установили камеры-ловушки с датчиками движения на деревьях на расстоянии 1-2 метров от кластеров ягод на кустах заманихи. Авторы посчитали число ягод в 60 нетронутых кластерах в 2014 и в 2015 годах и, таким образом, установили среднее число ягод в кластере — 395. Чтобы выяснить, сколько ягод съели медведи и склевали птицы, исследователи раз в неделю осматривали кластеры и считали, сколько ягод в них осталось. Всего исследовалось 142 кластера ягод в 2014 году и 271 кластер в 2015 году. Чтобы выяснить, черные или бурые медведи, самцы или самки приходили за ягодами, ученые собирали остатки слюны с кустов и анализировали выделенную из нее ДНК.
Так как камеры не всегда позволяют корректно отследить активность птиц (камеры включаются с задержкой и могут не успеть зафиксировать птицу), ученые установили птичьи кормушки с гранулами, похожими по размеру и цвету на ягоды заманихи, и рядом с ними поставили постоянно работающие камеры. Потом они сравнили количество гранул и ягод, которые птицы поклевали за час и таким образом откалибровали процент кормящихся птиц, которых успевает снять камера.
Выяснилось, что бурые медведи, в среднем, съедали по 355 ягод (около 90 процентов), а черные — по 316 ягод (80 процентов) с кластера. Птицы значительно уступали им в прожорливости и в сумме склевывали, в среднем, по 76 ягод заманихи (19 процентов). Таким образом, авторам удалось показать, что медведи съедают значительно больше ягод, а значит, являются главными распространителями семян в регионе.
Также ученым удалось установить видовую принадлежность и пол 107 медведей, приходивших к кустам. 68 (64 процента) из них оказались бурыми, 39 (36 процентов) — черными. В обоих случаях чаще лакомились ягодами медведицы. Как и предполагали ученые, животные «поделили» кустарники заманихи. Черные медведи, по большей части, кормились ягодами на высоте 150-170 метров, бурые — не выше 100 метров.
Недавно исследователи выяснили, как изменение климата повлияло на пищевые привычки бурых медведей кадьяков, обитающих на одноименных островах рядом с Аляской. Из-за потепления ягоды бузины, которые раньше созревали к концу нереста, стали созревать раньше. Поэтому медведи переключились с питательной рыбы на ягоды.
Источник: nplus1.ru
Бурый медведь
Вес этого косматого лесного великана в осенний сезон может иногда достигать 700 килограммов, а длина тела – трех метров! Особенно жиреет медведь к зиме: под кожей и на внутренних органах накапливает большой слой сала. С таким запасом он легко переносит зиму, впадая в спячку на шесть с половиной месяцев!
Медведь – зверь всеядный. Ест ягоды, орехи и сочные корешки трав, ловит рыбу, лягушек, ящериц, мышей, птиц, поедает и их яйца, очень любит мед, личинки насекомых, в том числе муравьев, и даже ест падаль. Кормится он в основном в сумерках и ночью. На вид он тяжел и неуклюж, но бегает резво, отлично плавает и лазает по деревьям.
Зимой медведи спят в берлогах под защитой бурелома, в глухих дремучих местах. В это время медведица рожает двух-трех крошечных, не больше рукавицы, медвежат. Два года они все вместе зимуют в одной берлоге. На третий год молодые медведи уходят и начинают жить самостоятельно.
Перед тем как залечь в берлогу, медведь тщательно выстилает её ветками елей, мхом и сухой травой. Обычно Косолапый спит в берлоге на боку, свернувшись клубком. Иногда он спит на брюхе, поджав лапы и уткнувшись носом в подстилку.
Источник: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Чем на самом деле является зимний сон медведей, и зачем они сосут лапу
Каждый человек еще с детства знает о том, что с приходом зимы медведи впадают в зимнюю спячку. К косолапым не следует вообще приближаться, а потревожить медведя зимой – это и вовсе билет на собеседование к апостолу Петру. Однако, действительно ли спячка это обычный сон? И самое главное: зачем косолапые сосут свои лапы лежа в берлоге?
Зимой медведю положено спать. |Фото: ural-meridian.ru.
В состояние зимней спячки впадают не только медведи. Многочисленные насекомые, пресмыкающиеся и другие крупные животные переживают данное состояние в зимнее время для того, чтобы выжить. Называть спячку сном можно, но все-таки это не очень корректно. В биологии данное состояние называется гибернацией.
Состояние сна и гибернации с физиологической точки зрения родственны, но не одинаковы. В одном ряду с этими явлениями стоят еще и такие вещи как анабиоз, обморок, кома, летаргический сон.
Шатуны очень опасны. |Фото: oir.mobi.
Обычный сон – это результат работы нервной системы организма. Ежедневное засыпание и пробуждение животного или человека связано с уровнем активности мозга. Без сна любой организм рано или поздно погибнет.
Гибернация или зимняя спячка – это особенное состояние организма, в котором происходит замедление жизненных процессов в целях экономии энергии на период слабой доступности пищи. Нарушение гибернации не ведет к гарантированной смерти, однако животное будет нуждаться в экстренном поиске пищи. Именно по этой причине так опасны медведи-шатуны, косолапые, невовремя пробужденные от своего зимнего «сна».
Берлоги бывают разные. |Фото: huntland.ru.
Состояние гибернации бывает сезонным, как у медведей, или суточным, как у колибри. Как правило, «спячка» свойственна для живых организмов с крайне высоким уровнем метаболизма. Впадают в гибернацию животные не только зимой. Некоторые виды используют это состояние для того, чтобы пережить часть срока беременности. В спячку впадают и некоторые приматы.
Впервые это было доказано учеными в 2004 году. Выяснилось, что гибернацией занимаются малые карликовые лемуры с Мадагаскара.
Медведь спит — зима идет. |Фото: oir.mobi.
Косолапые впадают в спячку после того, как накопили представительное количество энергии в виде жировой прослойки. Все лето и осень косолапый занимается набором «лишнего» веса. Для того, чтобы провести зиму, ему придется наесть +25% массы своего тела или 15 сантиметров жира. Поедается все: ягоды, коренья, шишки, насекомые, мясо других животных и рыба.
Если запасы жира закончатся, а зима не пройдет, то медведь проснется прямо посреди холодов, выйдя из состояния гибернации. В действительности прервать его сон пугающе легко. Любой холод или серьезное физическое воздействие потревожат медведя. Вернуться к спячке до следующей зимы шатун уже не сможет.
Лапу не сосут, а чешут. ¦Фото: funart.pro.
Перед тем как впасть в зимнюю спячку, косолапые ищут себе берлогу. В действительности они бывают двух видов: грунтовые в виде земляной норы и верховые. Верховая берлога – это когда медведь просто собирает вокруг себя подстилку и ложится спать в ожидании, пока его не присыплет сверху первым снегом. Так косолапый проведет всю зиму.
Что же касается сосания лапы, то в действительности медведи ее не сосут, а чешут. Дело в том, в зимний период на подушечках лап начинает обновляться кожа. Она в свою очередь постоянно чешется, из-за чего медведь и начинает теребить и облизывать конечности.
Видео с нашего канала расскажет о том, почему раньше женщины ездили на лошади боком, а не прямо:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про метели и медведи : как выживают россияне в условиях Крайнего Севера при -50
Источник: novate.ru
Конспект занятие по ООМ в средней группе «У медведя во бору грибы-ягоды беру»
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Формировать представление о растениях леса, грибах, ягодах.
Расширять представление о пользе природных витаминов для человека и животных.
Оборудование : Панорама осеннего леса: Берёза, рябина, ель. Игрушки: еж
Муляж грибов и ягод.
Методы и приё мы: показ, вопросы, беседа, помощь, рассматривание муляжей.
Ход занятия:
-Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес. (Ходим по кругу)
-Представьте, что мы очутились в лесу, вокруг много деревьев и кустов. А как вы думаете, какие деревья могут расти в лесу? (Берёза, ёлка, ель, сосна, дуб)
-Много много деревьев может расти. А как вы поняли, что перед нами берёза? (Она белая с чёрными полосками)
-А как вы думаете, осенью у берёзы какие листики? (Жёлтые)
-А теперь посмотрите на это дерево, как вы думаете, как оно называется? (Рябина)
-А почему Рябина? (У неё красные ягодки на кустах)
-А у рябины какого цвета осенью листья (Красные, жёлтые, зелёные)
— А как называется это дерево? (Ёлка)
-Как вы поняли, что это ёлка? (Иголки)
-Какого цвета иголки? (Зелёного)
Вывод: Осенью у берёзы листья жёлтые. У рябины: красные, жёлтые и зелёные. А одна ё лочка зимой и летом одним цветом: зелёная.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
-Посмотрите, кто-то в листочках фырчит. Как вы думаете, кто это? (Ёжик)
-Посмотрите, что у него есть? (Иголки) А как вы думаете, для чего ему иголки? (для защиты, для переноса листьев, еды)
-Сейчас я хочу вам рассказать о том, как живётся в лесу. Каждый занят осенью своим делом, белочка орешки, да шишки грызёт, сушит грибы. Люди грибы собирают.
-А без родителей в лес можно ходить? (нельзя, можно заблудиться)
— Есть разные грибы а как вы думаете, какие? (Съедобные и не съедобные)
— Правильно, незнакомые грибы кушать можно? (нельзя) Почему? (Можно отравиться)
— Посмотрите, это мухомор, он очень красивый. (Давайте повторим. Мухомор)
— НО его есть нельзя, он не съедобный. Но он очень полезный, с его помощью звери лечатся. Грибы вырывать с корнем нельзя! Ножку аккуратно срезают, что бы выросли новые грибы.
-Если вырвать с корнем, то больше на этом месте грибов не будет и животным питаться будет нечем.
-В нашем лесу много ягод. Кто ест ягоды? (птицы, люди, животные)
-Какие вы знаете ягоды? (Малина, смородина, виктория, юрга, вишня)
-А ягоды какие бываю? (Съедобные, не съедобные)
-А незнакомые ягоды кушать можно? (Нет) Почему? (Можно отравиться)
-Прежде чем скушать незнакомую ягоду, что нужно сделать? (Спросить у родителей)
— Сейчас я предлагаю вам попробовать ягоду или фрукт и сказать, что вам попалось. Закрываем все глаза.
Молодцы. Кому, что попалось? (Виктория, яблоко)
-Чем полезны овощи и фрукты? (Витаминами)
-Чем нам помогают витамины? (Делают нас здоровыми и сильными)
А сейчас встаём. Будем играть в игру: у медведя во бору.
Один будет медведем, остальные лесники. Говорим все вместе слова:
У медведя вобору
Грибы ягоды беру
А медведь не спит
Всё на нас глядит
*Рычит медведь и догоняет детей.
-Чем мы с вами сегодня занимались?
-Какие бывают грибы и ягоды?
-Перед тем как есть, что мы должны сделать? (Спросить у родителей)
-В лес с кем мы ходим?
— Вырывать грибы можно?
-Как мы берём грибы?
Публикации по теме:
«У медведя во бору». Летнее развлечение для самых маленьких Видео Под звуки музыки «Старый лес» дети заходят в зал и садятся на стульчики. На интерактивной доске идет слайд шоу «Лес». Ведущая: — Ребята,.
«У медведя во бору». Сценарий летнего музыкально-спортивного развлечения Под музыку «Сказочный лес» дети заходят на площадку и занимают места. Медвежёнок (из-за ширмы): — Кто тут в гости пожаловал? Кто отдыхать.
Фотоотчет по дистанционному обучению в средней группе по теме недели «Грибы, ягоды» Подошел к концу учебный год. Время подвести итоги: дети повзрослели, поумнели, многому научились, но многому предстоит ещё научиться. Время.
Фотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группе Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели » Грибы. Ягоды» в старшей группе. Всю неделю.
Фотоотчёт «Как мы играли в игру «У медведя во бору» в старшей группе» Подвижная игра – важное средство для пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Подвижная игра развивает мышление, смекалку,.
Календарное планирование тематической недели «Грибы. Ягоды» в средней группе Сентябрь 4 неделя. Тема: «Грибы. Ягоды. Детский сад (день)[/i]. Цели: Формировать и расширять у детей словарь по теме.
23 сентября понедельник.
Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.
Конспект подвижной игры «У медведя во бору» для детей младшего возраста Подвижная игра «У медведя во бору» Цель игры: учить действовать согласно словам текста, формировать у детей навыки активности, развивать.
Конспект занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Лес. Грибы и ягоды» «Лес. Грибы и ягоды». Цель:продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания; Задачи: Образовательные:.
Мастер-класс по лепке и аппликации с использованием шерстяных ниток «У медведя во бору грибы, ягоды беру» Мастер-класс «У медведя во бору грибы, ягоды беру» (лепка и аппликация с использованием нетрадиционного материала) для детей младшего.
- Грибы и лесные ягоды. Все материалы
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Источник: www.maam.ru