Как китобои ловили китов

Китобойный промысел существовал еще четыре тысячи лет назад, и существует по сей день. Однако способы добычи китов как ресурсов значительно отличаются. В далекие времена, для ловли морских гигантов китобоями использовались гарпуны и лодки. По фонтанчикам из воды смотрящим определялось местонахождение и начиналась охота.

На лодке подбирались максимально близко к млекопитающему и метался гарпун. После этого удара моряки оставались наедине с огромным китом, который мог хвостом легко разбить лодку и погубить китобоев.

С течением времени и развитием судостроения менялись и способы добычи заветного китовьего жира. Скорее менялось оружие, гарпуны делались из более крепких сплавов, к ним прикреплялся канат с пустым бочонком на конце, чтобы видеть куда плывет раненное животное, и когда оно вновь появлялось на поверхности наносили следующий удар.

Убитый кит буксировался к лодке (судну) и разделывалось на месте, так как наиболее ценились жир и китовый ус. Первый применялся в кулинарии и как смазочный материал для машин, второй по большей части для производства женских корсетов, зонтиков, вееров, высоких причесок и так далее.

Охота на китов Гарпун Разговор с ученым Пробую мясо кита Косторезы #3

На сегодняшний день охота на китов жестко ограничена мораторием из-за катастрофически снизившейся популяции видов, однако сохранилось ограниченное разрешение для жителей Чукотки, там разрешено в год ловить до 140-а особей, так как китовое мясо употребляется в пищу, а жир до сих используется в быту. Такое же ограничение и в Норвегии, где китобойным промыслом занимаются много веков.

Предлагаем вам узнать как осуществляется ловля огромных морских гигантов на сегодняшний день, в видео истории, которая была снята одним из участников, охотившихся на китов. Этих людей называют «Китобои». Мы узнаем по какой стратегии они работают, какие инструменты используют для охоты, как хранится добыча, где таятся опасности и многое другое.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник: sea-man.org

Чем в XIX веке китобои убивали китов ?

Гарпуном — ответ неверный. Правильный ответ: китов убивали копьем.

Для ранних китобоев гарпун не служил орудием убий­ства, он использовался для прицепления к киту линя (веревки). Метал гарпун профессиональный гарпунщик, стоя на носу гребной шлюпки и упершись коленом в специальный вырез на банке. Дождавшись, пока расстоя­ние между лодкой и китом сократится до шести метров, гарпунщик бросал в жертву гарпун.

Чем в XIX веке китобои убивали китов

На конце гарпуна закреплялась веревка в 150 саженей (275 м) длиной, про­питанная животным жиром (чтобы лучше «травиться»), аккуратно смотанная и уложенная в большой чан между скамьями для гребцов. Кроме того, веревку регулярно поливали водой, чтобы при разматывании та не загоре­лась от трения.

Охота на китов. «Китобои»

Когда вся веревка вытягивалась, китобоев ждало «нантакетское катание на санях». Это когда загарпунен­ный кит тащит судно со скоростью 42 км/ч — быстрее в те годы человек по воде передвигаться просто не мог. (В XIX веке остров Нантакет, расположенный у побере­жья штата Массачусетс, был центром китобойного про­мысла Северной Атлантики.) Проходило много часов, прежде чем кит наконец выбивался из сил и лодка под­ходила к нему поближе. Вот тогда-то место гарпунщика занимал капитан или его помощник и наносил жертве смертельный удар копьем (бросок копья считался преро­гативой исключительно офицеров). Крик «There’s fire in the chimney!» («Дым из трубы!») означал, что из дыхала кита бьет кровь и конец близок.

После этого тушу подтягивали к кораблю, привя­зывали цепью и начинали «обдирать» — резать прямо с палубы с помощью острых инструментов с удлинен­ной ручкой. Нередко работа превращалась в состяза­ние «кто быстрей» со стаями акул, вырывавших из туши куски ворвани, пока «мясники» орудовали но­жами.

Ремесло гарпунщика считалось настолько опас­ным, что норвежцы допускали к нему лишь неженатых мужчин.

Все изменилось в 1868 г., когда норвежский инженер Свен Фойн придумал гарпунную пушку*. Разрывная гра­ната на конце гарпуна — вот она-то действительно уби­вала кита, а саму пушку теперь можно было ставить хоть на палубе больших паросиловых судов. Это была рево­люция в китобойном промысле: гарпунная пушка Фойна сделала возможной охоту на более быстрых и более мощных китов, таких как рорквалы** (от норвежского royrkval, «бороздчатый кит», из-за рядов гребней, идущих по всей длине нижней части кита, подобно нитям автомо­бильной шины) — голубые (или синие) киты. Впослед­ствии Фойн предложил модернизированный вариант взрывающегося гарпуна, который накачивал туши китов-полосатиков воздухом, поскольку до этого они тонули сразу же после выстрела.

Синий кит (или блювал, большой полосатик) стал са­мым прибыльным из всех возможных уловов: 27-метровое животное давало 15 900 литров жира. К 1930-м гг. ежегод­ное число истребляемых синих китов достигло 30 000. И когда в 1966 г. Международная китобойная комиссия объявила мораторий на охоту на синих китов, их популя­ция сократилась с 186 000 (1880 г.) до 5000 особей.

Кит Моби Дик из одноименного романа (1851) Герма­на Мелвилла имел реальный прототип — кашалота-аль­биноса по кличке Мока Дик, которого часто видели неподалеку от чилийского острова Мока. Тело его было буквально истыкано дюжиной гарпунов — «сувениров» от сотни схваток с китобоями в 1830—1840-х гг.

В2007 г. коренные жители Аляски убили на охоте гренландского кита и обнаружили в его ворвани застряв­ший наконечник и фрагменты гарпуна-гранаты, датиро­ванного1880 г. Это означает, что эта особь прожила не менее 130 лет.

* Гарпунная пушка системы Фойна с круговым обстрелом заряжалась прикрепленной к тросу особой разрывной гранатой с четырьмя расходящимися лапами, между которыми помещалась стеклянная трубочка-взрыватель. При попадании выпущенного из пушки гарпуна в тело кита последний, стремясь уйти от преследования, натягивал трос, прикрепленный к кораблю. В результате лапы гранаты расходились и трубка разрывалась, что приводило к взрыву.

**Рорквал — он же кит-полосатик.

Источник: zablugdeniyam-net.ru

Входя в гавань, китобои палили из гарпунных пушек

Китобазой «Юрий Долгорукий» стал бывший германский лайнер «Гамбург», переданный СССР по репарациям.

В августе 1959 года в самую западную область СССР прилетела весть с Дальнего Востока: ваши земляки, ученики-гарпунеры, добыли первых китов! Особенно был отмечен Алексей Карпов. Морского исполина он сумел загарпунить первым же в своей жизни выстрелом. В общем, знай наших! Но с чего бы янтарному краю понадобились собственные гарпунеры?

30 марта 1959-го Совет Министров РСФСР принял решение о создании Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» с базой в Калининграде. Западные морские ворота страны должны были стать еще и портом для китобоев.

Кадры решают всё

В первую экспедицию новоиспеченная флотилия должна была отправиться уже в 1960-м. Между тем китобоев у нас еще не имелось – не ходили из Калининграда за китами. А ведь промысел этот специфичен. Говорят, рыбак – вдвойне моряк. Если так, тогда китобой – моряк втройне.

Читайте также:  Как насадить мотыля на крючок на леща

И дело тут не только в особенностях самого процесса, когда вместо сети – гарпунная пушка, а добытую огромную тушу нужно оперативно разделать. Китобойный промысел в Антарктике – это еще и рейсы продолжительностью до 250 суток, постоянный холод, частые шторма. Не говоря уже о «мелочах» вроде спартанских бытовых условий.

Какое-то количество китобоев удалось переманить с других флотилий. Однако большую часть кадров для АКФ «Юрий Долгорукий» надо было растить самим. Будущих китобоев начали спешно вербовать – прежде всего среди рыбаков и тех, кто отслужил срочную в ВМФ. Уже вскоре после принятия решения о создании флотилии у нас стали формировать экипажи для «китобойки».

А кандидатов в гарпунеры и мастера по разделке направили в район Курильских островов – постигать азы нового для себя дела. Там в эти дни 60 лет назад и были добыты самые первые «калининградские» киты.

Но условия промысла у берегов Антарктиды отличаются от Дальнего Востока. И в январе 1960-го стажеров послали на практику уже в Антарктику. А когда в мае они вернулись, то результаты их, по сути, учебного рейса были признаны трудовой победой. «Молодцы, так держать!» – одобрил работу наших земляков и самый, наверное, известный тогда в СССР китобой – Герой Социалистического Труда капитан-директор китобойной флотилии «Советская Украина» Алексей Соляник.

Одет по погоде, а к выстрелу – всегда готов! Гарпунеры и их пушки неизменно вызывали у всех повышенный интерес.

Одет по погоде, а к выстрелу – всегда готов! Гарпунеры и их пушки неизменно вызывали у всех повышенный интерес. Фото: Архив автора

Русский князь с немецким акцентом

В тот учебный рейс начинающие китобои отправились уже не на чужих, а на первых двух калининградских китобойцах. Строили их в Николаеве. И поначалу на них у нас ходили смотреть, как на диковину. Причем особое внимание было к гарпунным пушкам на носу.

Еще больший интерес вызвал флагман – китобаза «Юрий Долгорукий», которая дала имя флотилии. Изначально это был лайнер «Гамбург». Спущенный на воду в 1926-м, до войны он курсировал на трансокеанских линиях, совершал круизы. Потом стал вспомогательным судном ВМФ Третьего рейха, базируясь в Гдыне. В 1945-м, не желая отдавать такой трофей победителям, немцы сами затопили его – у Засница.

Тем не менее в 1950-м он был поднят, став собственностью СССР. Сперва его ремонтировали, планируя использовать как пассажирское судно. Но в 1955-м лайнер было решено переоборудовать в китобазу. Выполнить непростой заказ доверили верфи в немецком Варнемюнде.

Длина экс-лайнера была более 200 метров, численность экипажа – свыше 500 человек. В Калининград из-за своей могучей осадки «Юрий Долгорукий» заходить не мог, в связи с чем оставался на внешнем рейде Балтийска. 12 июля 1960-го в Варнемюнде состоялась церемония его передачи. А 26 июля он встал на якорь у Балтийска – начались последние приготовления к первому походу.

Китобоец буксирует богатый улов на базу.

Китобоец буксирует богатый улов на базу. Фото: Архив автора

Добыть китов у кромки льдов

Впервые на промысел АКФ «Юрий Долгорукий» (китобаза и 14 китобойцев) отправилась 9 октября 1960-го. Провожали ее с размахом. А тогдашний «хозяин области» глава обкома КПСС Федор Марков сказал:

– Ваш первый рейс не разведка, не экспериментальный поход, а полнокровный, рабочий рейс. Он будет нелегким: среди моряков флотилии немало новичков…

«Немало» – мягко говоря. Из участников первого рейса лишь четверть ранее работала на китобойном промысле. 17 ноября 1960-го флотилия добралась до кромки антарктических льдов. Первые же дни выявили наличие множества «отдельных недостатков», которые приходилось устранять на ходу.

О чем, кстати, глава обкома, напутствуя китобоев, тоже говорил: «Будут трудности в эксплуатации новой техники, механизмов, оборудования». Но – всё в итоге преодолели. И, выполнив плановое задание, с гордостью рапортовали об этом 15 мая 1961-го, вернувшись домой.

Потом был второй рейс, третий, четвертый. И вот уже план не выполнен, а перевыполнен. Начав с 1700 китов в первом рейсе, в 14-м взяли 3943 кита. Рекорд! Но рекорды – не ради рекордов.

Промысел был очень выгоден и имел большое значение – в переработку шло более 90 процентов от веса добытых гигантов. Так, их жир применялся в пищевой, кожевенной, мыловаренной, текстильной, химической промышленности. Спермацет и амбра – в парфюмерии и косметологии. Из китового мяса делали колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени вырабатывали витамины и лекарства, включая инсулин. Отходы в виде муки и бульонные концентраты добавлялись в корм скота и птицы.

Огромную добычу требовалось разделать быстро, чтобы ничто не успело пропасть. Ведь в переработку шло более 90 процентов от веса морских гигантов.

Огромную добычу требовалось разделать быстро, чтобы ничто не успело пропасть. Ведь в переработку шло более 90 процентов от веса морских гигантов. Фото: Архив автора

Забвению не подлежит

Однако в результате массового истребления поголовье китов стремительно сокращалось. Огромный китобойный флот становился не нужен. И в 1975-м АКФ «Юрий Долгорукий» расформировали. Китобазу списали «на иголки». А что же люди?

– На меня тогда возложили обязанность устраивать на работу капитанский и штурманский состав расформированной флотилии, – вспоминает почетный работник рыбного хозяйства РФ Юрий Смирнов, в ту пору – главный капитан экспедиционного и китобойного флота. – И это был очень болезненный процесс. Порой дело даже доходило до трагедий…

Немудрено. Высококлассные профессионалы в одночасье оказались не у дел. У многих из них вся сознательная жизнь была связана с этой флотилией. Создавали ее с нуля, жили ею на протяжении пятнадцати лет. От них просили сделать все возможное – и они не жалели себя. Отдав лучшие годы и здоровье, сделали флотилию образцовой.

И вдруг – «наверху» решили ее упразднить.

Желая воздать должное землякам-китобоям, Юрий Смирнов даже написал книгу о нашей «китобойке». Не дает о ней забыть и Музей Мирового океана. А сейчас в Калининграде создается еще и частный музей «Дом китобоя». Забвение АКФ «Юрий Долгорукий» вроде не грозит. О том же, какую роль она играла, можно судить хотя бы по тому, как китобоев встречали.

Старожилы помнят те встречи – это было событие для всего Калининграда. Обычно флотилия возвращалась из рейса в мае, когда все расцветает. В Балтийске моряки китобазы, кроме вахтенной службы и безопасности, пересаживались на китобойцы, и они стройной кильватерной колонной входили в морской канал.

Уже по берегам канала стояли тысячи людей, приветствуя героев китобойного промысла. Но еще больше народа ждало их в порту – с оркестрами и цветами. А китобойцы, входя в гавань, палили из гарпунных пушек… Пожалуй, так ярко и масштабно у нас встречали еще лишь космонавтов.

Читайте также:  Ящик для зимней рыбалки какой выбрать

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Источник: www.kaliningrad.kp.ru

Охота на китов на Чукотке — не просто традиция

Коренные жители чукотки испокон веков жили исключительно охотой на китов, моржей, нерп, лахтаков, которыми они питались, из костей которых строили жилье, из шкур шили одежду и мастерили лодки, жиром обогревали и освещали жилье.

В годы советской власти навыки охоты на китов традиционными способами были утрачены. Китов и прочих морских животных истребляли с крупных судов гарпунными пушками, а местные жители занимались в основном звероводством. Самобытность чукчей практически была утрачена.

Когда рухнул Союз, на Чукотку перестали завозить продукты и на полуострове начался голод. Чтобы выжить, пришлось восстанавливать давно забытые способы охоты на китов.

Из журнала «Вокруг света»:

«В середине 90-х гг. прошлого века, когда начал возрождаться морской зверобойный промысел, уже мало кто помнил, как именно охотится на кита. А стариков, которые в детстве сами принимали участие в промысле, вообще можно было пересчитать по пальцам. В море выходили на чем попало и убивали животных всем, что подворачивалось под руку.

В одном из поселков для этой цели использовали противотанковое ружье из запасов упраздненной воинской части. Охотники то и дело гибли в море. И дело не только в опасностях морской стихии. Недостаток опыта заставил морских зверобоев Чукотки вспомнить старые ритуалы и обряды. К счастью, не все, потому что среди охотничьих обычаев у чукчей был и такой — они не спасали тонущих.

Тому было два объяснения: во-первых, если охотник оказался в воде, значит, он попал во власть морского черта по имени Кели, а с ним лучше не связываться. Второй мотив более циничен: занявшись спасением, можно упустить добычу и тогда весь поселок окажется на грани голодной смерти. То есть из двух зол выбирали меньшее. За исключением этого старого правила все прочие восстановлены по воспоминаниям стариков и исполняются неукоснительно.»

Современная аборигенная охота совсем не предполагает использование только лишь традиционных орудий и способов добычи. Но хоть чукчи и используют для охоты моторные лодки и крупнокалиберные карабины, их способ добычи морских млекопитающих вряд ли сопоставим с истреблением с помощью специально оборудованных китобойных кораблей (как в Японии и Норвегии).

Вокруг Света: «Сегодня на Чукотке китовая охота открывается шумным гульбищем.

На следующее утро после праздника уже подготовленные и снаряженные должным образом охотники выходят в море за китом. Обычная бригада состоит из пяти-шести больших катеров со скоростными моторами американского или японского производства и одного тихоходного БМК — большого морского катера, который предназначается для буксировки добычи к берегу.

Охотники разбиваются на группы по два катера и начинают прочесывать акваторию Берингова пролива. Обнаружив китов по фонтанам воды, которую они с шумом извергают, всплывая на поверхность, охотники по рации оповещают своих товарищей.

Дальше начинается сложная процедура преследования кита, которая напоминает какие-то сумасшедшие гонки — катера то развивают огромную скорость, то дрейфуют в полнейшей тишине. Главное, как можно ближе подойти к месту, где в следующий раз вынырнет кит, и вонзить в него гарпун, к которому привязан ярко-оранжевый буй — пых-пых. Этот буй будет указывать местоположение жертвы. Пых-пых существует столько же, сколько и сама китовая охота. Только раньше использовались наполненные воздухом шкуры тюленей или желудки моржей, а сейчас — пластмассовые шары японского производства.

А вот поворотный гарпун, который метают в кита, — каким был, таким и остался. Это древнее и весьма остроумное охотничье приспособление. Его острие крепится к древку и пых-пыху хитрой системой узлов. Когда гарпун попадает в тело кита, на его острие раскрывается жало, которое не позволяет гарпуну выскочить наружу. Пых-пых разматывает веревку, узлы развязываются, древко отскакивает от гарпуна, всплывает, и затем его хозяйственно подбирают — напомним, что к дереву здесь отношение бережное.

После того, как контрольный гарпун удачно попал в кита, в него вонзают еще четыре или пять. Волоча за собой пять поплавков, кит теряет скорость и не может уйти на глубину. Тут-то его и добивают. Зрелище это не для слабонервного европейца. До второй половины XIX века китов разили длинными, острыми, как бритва, пиками.

Главное оружие современных охотников — карабины «Тигр» калибра семь-шестьдесят два. Хорошие охотники могут добить кита пятьюдесятью выстрелами. Малоопытные расстреливают от двухсот до четырехсот патронов.

Многотонную тушу добитого кита привязывают к БМК и со скоростью три-четыре километра в час буксируют к поселку. Охотники прямо в море отрезают кусок плавника и с ним, в качестве доказательства удачной охоты, на своих быстроходных катерах отправляются домой.»

Для народности, которая целиком зависит от китобойного промысла, удачная охота – большой праздник.

Мясо добытого животного делят на всех жителей поселка.

«Первыми лучшие куски отрезают охотники. Не торопясь, они стаскивают добычу в прибрежные сарайчики. Толпа в почтительном нетерпении ждет незримого сигнала: можно! И тут начинается самая настоящая кровавая битва. Кровь, конечно, китовая, но люди бьются вполне всерьез.»

Чукотские китобои в последнее время добиваются увеличения квоты на добычу китов, однако пока им не идут на встречу. Международная общественность, как никак, настроена против охоты на китов, пусть даже аборигенной, считая ее негуманной.

Природоохранные организации пытаются убедить коренное население прекратить аборигенную охоту, направляя в округ гуманитарную помощь. Но даже если проблема дефицита продовольствия будет решена, неужели чукчам снова нужно жертвовать своей самобытностью и традициями, и превратиться из морских охотников в обыкновенных животноводов?

Источник: www.hunting.ru

Как китобои ловили китов

Пересечение экватора. Праздник Нептуна на китобойном судне.

Читайте также:  Мешает машина куда звонить

Праздником на китобойной флотилии было пересечение экватора. Анатолий Мамаев рассказывает: «Вся команда к этому готовилась. Делали разные наряды из ветоши, расплетённых канатов. Тех, кто экватор пересекал первый раз, купали в специальной купели. Им давали выпить стакан солёной воды и чарку вина. Ну и мазали их.

Всем, чем только можно. Машинным маслом, графитом, сажей. Чтобы отмыться потруднее было. Они так «чистилище» проходили. «Врач» им здоровье проверял, обстукивая огромной киянкой, а «брадобрей» головы «брил». Огромной деревянной бритвой.

Головы перед этим намыливали, но деревянная «бритва» не брила. «Брадобрея» это не останавливало. Капитан просил Нептуна пропустить судно и помогать нам в нашей работе. Новичку давали грамоту. Следующим рейсом он уже освобождался от купели. «.

Первый раз через экватор: новички под надёжной охраной «морских чертей»

Другим праздником была победа в социалистическом соревновании. В разное время использовались разные схемы организации охоты. Но вскоре всех добытых китов стали делить на всех китобойцев. Но моральное стимулирование осталось. Победитель определялся и за месяц, и в целом за весь рейс.

Победителю, набившему за месяц больше всех китов, с базы передавалась «корзина»: торт и фрукты на всю команду. Ну и коньяк.
Места, занятые экипажами китобойцев в рейсовом социалистическом соревновании, определяли и место китобойца в колонне при проходе по каналу Балтийск — Калининград.
Но самым главным праздником для всех членов флотилии был. разбор фальш-палубы на базе. Перед каждым рейсом из толстых дубовых досок на палубе «Юрия Долгорукого» делали новый настил. На нём разделывали добытых китов. Палуба быстро покрывалась скользким слоем жира и крови. Раздельщики китов ходили только в сапогах, подбитых шипами. Иначе они бы не смогли стоять на палубе.

Не говоря уже о том, чтобы работать. И когда этот дубовый настил с палубы убирали, это означало, что китов больше бить не будут. Флотилия идёт домой. И это был самый большой праздник.
Иногда, когда флотилия уже выполнила план, из Калининграда приходила срочная радиограмма. Обком партии, или горком, или ещё кто-то из начальства просил поработать ещё немного, чтобы отчитаться о перевыполнении плана. Но уставшие команды китобойцев мыслями уже были дома. Перспектива задержаться в Антарктике «ещё немного» никому не улыбалась.

И тогда, с молчаливого одобрения капитанов, на китобойцах «переставали» видеть фонтаны. «Не видим фонтанов» — передавали китобойцы на базу. На базе начинали ругаться: «Как так?! Мы видим, а вы нет?!». Ругань не помогала. Китобойцы упорно продолжали «не видеть».
И тогда на базе начинали снимать фальш-палубу. Флотилия шла домой.

Домой

Анатолий Мамаев — человек советской закалки. Он далёк от мистики и прочего потустороннего — загадочного. Но рассказывая о том, что чувствовали моряки, когда шли домой, он отмечает, что положительными эмоциями было заряжено всё. Даже механизмы.

«На промысле всякое бывало, — вспоминает он, — но как только начинался обратный переход — ни одной поломки. Китобойцы шли на полной мощности, на всех четырёх двигателях».

От Гибралтара до Калининграда переход занимал пять суток. На этом отрезке пути домой китобойцы устраивали гонки. Маленькие китобойцы проскакивали в Балтийское море проливом Зунд между Швецией и Данией. Китобаза в Зунде не помещалась. Осадка не пускала. «Юрий Долгорукий» проходил через Большой Бельт. Это дольше.

Китобойцы приходили в Балтийск раньше базы, но оставались на рейде, пока к ним не присоединялся «Юрий Долгорукий». И только тогда китобойцы, выстроившись в колонну в соответствии с занятым местом в рейсовом социалистическом соревновании, заходили в Индустриальную гавань порта Калининград.
«А на берегу что творилось! — вспоминает Мамаев. — Приходилось оцепление выставлять, столько народу было. У меня для встречи с родными и близкими всегда была припасена бутылка рома. А продолжение — уже дома, где был накрыт стол».

Существует калининградская легенда, что уважающий себя китобой приезжал домой на трёх такси. В первом ехала его фуражка, во втором — его портфель, в третьем — он сам и подарки для близких.

Анатолий Мамаев утверждает, что эта легенда родилась задолго до «китобойки», во времена тех же первых сельдяных экспедиций в Атлантику в конце сороковых: «Тогда люди на подвиг уходили. Суда были малооборудованы, спасательных судов не было. Они получали по тем временам очень хорошие деньги. И среди них были хохмачи, которые позволяли себе. «.
Через день-другой после возвращения китобои шли в рестораны. У каждой компании — своя точка. Официанты ждали возвращения «своих» китобоев, как родных.
Китобоев всегда узнавали в городе. Одежда у них была вся иностранная, яркая. Даже носки. Особенно популярны среди китобоев были «синие брюки». Нет, не джинсы. «Синие брюки» покупали в Монтевидео.

Сшитые из лёгкой синтетической ткани, даже после сильного дождя они сохраняли безупречные стрелки.

Последний рейс

В 1975 году китобойную флотилию «Юрий Долгорукий» расформировали. СССР присоединился к международной конвенции о запрете добычи китов. Их стало слишком мало. А некоторые виды оказались на грани исчезновения.
Саму базу отправили на слом, а несколько китобойцев оказались в африканских странах, где их переоборудовали под корабли береговой охраны.
В промышленных масштабах сегодня китов бьют японцы в нарушение международных договорённостей. Небольшими партиями (по сравнению с тем, что было до 1975 года) китов бьют американцы, норвежцы, исландцы, канадцы. Разрешён промысел китов представителям некоторых северных народов России и Америки. Для них добыча китов — древняя национальная традиция. Киты составляют важную часть рациона чукчей, например.

«Много себе позволяем вещей. «

Не жалко ли было бить китов? В последнее время этот вопрос часто слышат ветераны легендарной калининградской «китобойки». Я позволил себе задать его Анатолию Мамаеву.
Вместо ответа он спросил, не жалко ли мне телят, коров, цыплят, кроликов, свинок, оленей, рыбу и других животных, которых мы массово убиваем сегодня. И добавил: «Мы много позволяем себе вещей. «.
Китобои жили в том, другом времени, когда их тяжёлая работа была нужна их стране. Насколько морально задавать такие вопросы с высоты нашего времени, когда столько поменялось и вокруг нас, и в наших головах?
Кстати, телят, цыплят и многих других животных мне жалко. Но это не мешает мне их есть. А вам?

По материалам Государственного архива Калининградской области. Спасибо за помощь Музею советского периода и Александру Быченко, студии «Паракадров».

Текст: Александр Адерихин
Фото: Александр Подгорчук, личный архив Анатолия Мамаева
Вёрстка: Мария Гоменюк-Кравцова
Видео: Фильм «Китобойцы» (1966 год)

Источник: special.klops.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...