Как идут звания в полиции по порядку

Понятие и виды специальных званий в органах внутренних дел Российской Федерации

Специальное звание является одним из отличительных признаков службы в органах внутренних дел РФ. В соответствии с Федеральным законом о полиции сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание (ст. 25).

Понятие «звание» определяется как официально присваиваемое наименование, определяющееся степенью заслуг, квалификацией в области какой-нибудь деятельности, служебным положением [1] . В настоящее время существуют воинские и специальные, почетные, ученые, спортивные, квалификационно-профессиональные и другие звания.

Таким образом, под специальным званием следует понимать разновидность званий, присваиваемых в установленном порядке конкретным лицам с учетом их заслуг, занимаемой должности, уровня образования и профессиональной подготовленности, отношения к порученным служебным и иным обязанностям, выслуги лет и т. д.

все звания полиции

Специальные знаки и различия помогают сотрудникам как носителям властных полномочий исполнять свои функции. Специальные звания обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации сотрудников, т. е. обеспечивают отношения власти и подчинения, позволяют выразить служебный стаж, заслуги и его служебное положение. Присвоение специального звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и служебной обстановке. Подчинение сотрудников по специальному званию служит важным средством поддержания и укрепления служебной дисциплины, организованности и порядка. Специальные звания влияют на условия и порядок прохождения службы разными категориями сотрудников, объем их служебных и личных прав [2] .

История введения и развития структуры специальных званий в органах внутренних дел РФ продолжает оставаться до сих пор недостаточно изученной. Длительное время в российской полиции применялась система должностного различия. В XVIII в. были введены специальные звания (полицмейстер, обер-полицмейстер и т. д.), которые приравнивались к табелю о рангах гражданской государственной службы. Такая система в своей основе сохранилась до Октябрьской революции 1917 г. После революции в органах внутренних дел произошел возврат к должностным наименованиям. Лишь в 1935 г. были установлены персональные специальные звания. Введенная структура специальных званий сохранилась с небольшими изменениями до настоящего времени [3] .

В соответствии со ст. 7 и 8 Федерального закона о службе в ОВД специальные звания устанавливаются по должностям в органах внутренних дел и присваиваются в соответствии с настоящим федеральным законом.

Специальные звания в органах внутренних дел выполняют следующие информационные и организационно-управленческие функции:

  • 1) характеризуют деятельность подразделения, в котором проходит службу сотрудник органов внутренних дел (полиция, юстиция, внутренняя служба);
  • 2) указывают на наличие у сотрудника властно-распорядительных государственных полномочий (например, сотрудники полиции наделены правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
  • 3) свидетельствуют о профессиональном уровне сотрудника органов внутренних дел, занимаемой категории должности, стаже службы в органах внутренних дел;
  • 4) определяют иерархию должностей в органах внутренних дел;
  • 5) формируют мотивацию для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел и достижения результатов в профессиональной деятельности (перемещение на вышестоящую должность, получение дополнительных социальных гарантий и денежного вознаграждения, обусловленных специальным званием и др.).

Специальные звания присваиваются сотрудникам органов внутренних дел РФ пожизненно. При увольнении со службы в органах внутренних дел к имеющемуся специальному званию сотрудника добавляются слова «в отставке».

Федеральный закон о службе в ОВД в зависимости от профессионально-функционального предназначения и направления деятельности устанавливает в органах внутренних дел РФ следующие виды званий:

  • 1) полиции — при прохождении сотрудником органов внутренних дел службы в подразделениях, организациях и службах, создаваемых для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ [4] . Перечень подразделений и служб полиции в центральном аппарате МВД России утверждается Президентом РФ [5] , в территориальных органах МВД России — Министром внутренних дел РФ;
  • 2) юстиции — при прохождении службы сотрудниками органов внутренних дел в подразделениях, осуществляющих предварительное следствие и наделенных соответствующими уголовно-процессуальными полномочиями (следственные подразделения);
  • 3) внутренней службы — при прохождении сотрудником органов внутренних дел службы в органах, подразделениях и службах, осуществляющих обеспечение деятельности органов внутренних дел (подразделения по работе с личным составом, правовые, финансовые, организационно-штатные, контрольно-ревизионные, штабные подразделения, подразделения по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации, тылового обеспечения, медицинских организаций и др.).

Курсантам и слушателям образовательных организаций системы МВД России специальные звания полиции, внутренней службы и юстиции присваиваются с учетом профиля подготовки. Однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 9 ст. 25 Федерального закона о полиции курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему МВД России, считаются проходящими службу в полиции.

В зависимости от занимаемой сотрудником должности и ее категории в органах внутренних дел РФ учреждаются следующие специальные звания:

I группа — рядовой состав:

1) рядовой (полиции, внутренней службы, юстиции);

II группа — младший начальствующий состав:

  • 2) младший сержант (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 3) сержант (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 4) старший сержант (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 5) старшина (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 6) прапорщик (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 7) старший прапорщик (полиции, внутренней службы, юстиции);

III группа — средний начальствующий состав:

  • 8) младший лейтенант (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 9) лейтенант (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 10) старший лейтенант (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 11) капитан (полиции, внутренней службы, юстиции);

IV группа — старший начальствующий состав:

  • 12) майор (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 13) подполковник (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 14) полковник (полиции, внутренней службы, юстиции);

V группа — высший начальствующий состав:

  • 15) генерал-майор (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 16) генерал-лейтенант (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 17) генерал-полковник (полиции, внутренней службы, юстиции);
  • 18) генерал полиции РФ.

Специальные звания в органах внутренних дел РФ могут быть классифицированы по следующим основаниям:

  • • в соответствии с установленной должностью — специальные звания рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава;
  • • в соответствии функциональным предназначением и направлением деятельности сотрудника — специальные звания полиции, юстиции, внутренней службы;
  • • в зависимости от последовательности присвоения — первые специальные звания и очередные специальные звания. Очередные специальные звания в свою очередь могут быть разделены на специальные звания, присваиваемые в соответствии со сроком выслуги, специальные звания, присваиваемые досрочно, в порядке поощрения (внеочередные), и специальные звания, присваиваемые свыше установленного срока (сверхсрочные).
  • [1] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М. : Рус. яз., 1990. С. 221.
  • [2] См.: Каляшин А. В. Специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы как особенность их административно-правового статуса // ВестникВладимирского юридического института. 2007. № 1 (2). С. 114.
  • [3] См.: Основы управления персоналом (кадрами) в органах внутренних дел :учеб.-метод, пособие / С. Н. Афоничкин, С. А. Рябов, А. А. Мухортов, С. Г. Фаттахов.М., 2002. С. 66.
  • [4] См.: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.
  • [5] См.: Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2011. № 10. Ст. 1334.
Читайте также:  Как натаскать таксу на охоту

Источник: studme.org

Как распределяются звания в полиции?

старшего лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции) — 3 года; капитана полиции (внутренней службы или юстиции) — 3 года; майора полиции (внутренней службы или юстиции) — 4 года; подполковника полиции (внутренней службы или юстиции) — 5 лет.

Сколько лет между званиями в полиции?

в звании капитана полиции, капитана внутренней службы, капитана юстиции — три года; в звании майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции — четыре года; в звании подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции — пять лет.

Какие должности в полиции?

  • должности высшего начальствующего состава;
  • должности старшего начальствующего состава;
  • должности среднего начальствующего состава;
  • должности младшего начальствующего состава;
  • должности рядового состава.

Кто самый высший в полиции?

1. Сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания: 1) рядовой состав — рядовой полиции; . 5) высший начальствующий состав — генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.

В каком порядке идут звания в полиции?

  • Младший лейтенант полиции;
  • Лейтенант;
  • Старший лейтенант;
  • Капитан полиции;
  • Майор полиции;
  • Подполковник;
  • Полковник полиции.

Сколько лет выслуги между званиями?

старший лейтенант — три года; капитан, капитан-лейтенант — четыре года; майор, капитан 3 ранга — четыре года; подполковник, капитан 2 ранга — пять лет.

Сколько лет между званиями?

старший лейтенант — три года; капитан, капитан-лейтенант — четыре года; майор, капитан 3 ранга — четыре года; подполковник, капитан 2 ранга — пять лет.

Какие должности есть в полиции РК?

Оперуполномоченный, следователь, дознаватель, криминалист, инженер, инспектор, инструктор, специалист; Штурмовик, взрывотехник, снайпер, сапер; Должности рядового и младшего начальствующего состава.

Кто такой лейтенант полиции?

Старший лейтенант полиции — специальное звание среднего начальствующего состава полиции России, а также милиции НКВД, МВД СССР в 1936—1943 годах. По рангу равнялось старшему лейтенанту государственной безопасности в НКВД, майору в РККА и капитану 3-го ранга в РККФ.

Кто стоит выше полиции?

Прокурорский надзор. Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Какие звания у оперов?

В органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе Российской Федерации должность оперуполномоченного предусматривает присвоение специального звания до капитана полиции (капитана внутренней службы) включительно, старшего оперуполномоченного — до майора полиции (майора внутренней службы) включительно, .

Как называют самого главного в полиции?

7 февраля 2011 года статьёй 26 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» вводится новое специальное звание высшего начальствующего состава МВД России — генерал полиции Российской Федерации.

Как определить звание полицейского по погонам?

Погоны аналогичны рядовым и сержантским, цвет звездочек определяется также как и цвет лычек. Средний начальствующий состав — от младшего лейтенанта до капитана — имеют на погонах одну вертикально расположенную полоску, так называемый, «просвет».

Как различать звания по звездам?

Например, одна звезда на погонах обозначала, что служивый обладает званием прапорщика, если же солдат обладает двумя звездами, то это уже майор , если три, то военнослужащий перешел в звание подполковника , а если четыре – то это штабс-капитан. Пять звезд означают, что военнослужащий имеет высшее воинское звание.

Какое звание дают при службе по контракту?

Гражданам, ранее не проходившим военную службу и поступившим на военную службу по контракту, одновременной с назначением на воинскую должность присваиваются воинские звания «рядовой» или «курсант». . старшина — не менее 6 месяцев выслуги в воинском звании старший сержант. 21.

Кто выше по званию генерал лейтенант или генерал майор?

В современной военной иерархии майор стоит выше лейтенанта, но при этом генерал-лейтенант выше по званию, чем генерал-майор. Это объясняется тем, что изначально генерал-лейтенант был заместителем «полного генерала», командовавшего армией. . lieutenant-colonel) (подполковник), заместитель командира полка (колонны).

Источник: openvorkuta.ru

Сохраняется ли звание лейтенанта полиции при поступлении на военную службу?

Здравствуйте,у меня такой вопрос:я являюсь лейтенантом полиции,имею высшее юридическое образование,хочу пойти служить в армию в офицерском звании.возможно ли это?

03 декабря 2016, 15:21 , Евгений, г. Калуга
Ответы юристов
Олег Феофанов
Юрист, г. Одинцово
рейтинг 10
Общаться в чате

Добрый день. Нет, это специальное звание, и оно не учитывается при поступлении на военную службу. Вы можете получить воинское звание, если будете соотвествовать условиям, устанволенным положением о прохождении военной службы, в частности при назначении на офицерскую должность

03 декабря 2016, 15:24
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.4
Общаться в чате

Здравствуйте, у меня такой вопрос: я являюсь лейтенантом полиции, имею высшее юридическое образование, хочу пойти служить в армию в офицерском звании.возможно ли это?
Евгений

Евгений, добрый вечер.

Поскольку звание лейтенант полиции является специальным, то поступление на службу в Вооруженные Силы РФ оно за Вами сохранено не будет.

Получить в ВС РФ офицерское звание будет возможно в одном из следующих случаев:

2. Воинское звание лейтенанта присваивается:
а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, либо военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, — по окончании указанного учебного заведения;
а.1) гражданину, окончившему федеральную государственную образовательную организацию высшего образования и прошедшему обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этой образовательной организации, — в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации;
б) гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и окончившему указанную образовательную организацию, — при зачислении в запас;
в) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность;
г) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность;
д) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее образование, — по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;
е) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, — в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Источник: pravoved.ru

Вопрос № 3. Специальные звания в системе МВД России и виды должностей

Должность, по определению В. Даля, это «служебное место». Оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределя­ет требования, предъявляемые к лицу, «входящему в обязанность службы», устанавливает служебные права и обязанности служащего.

Должности в органах внутренних дел подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности младшего начальствующего состава;

5) должности рядового состава.

Назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации.

Читайте также:  Как выглядит боевой топор

Назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего (полного) общего образования, для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования.

В органах внутренних дел в соответствии со статьей 8 Закона о службе в органах внутренних дел учреждаются следующие специальные звания:

1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;

2) младший начальствующий состав:

а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;

б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;

в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;

г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;

д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;

е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

3) средний начальствующий состав:

а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;

б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;

в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;

г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

4) старший начальствующий состав:

а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;

б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;

в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

5) высший начальствующий состав:

а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;

б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;

в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;

г) генерал полиции Российской Федерации.

Специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом Российской Федерации.

Первые специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, а также очередные специальные звания полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции присваиваются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Очередные специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первые и очередные специальные звания, соответствующие должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, присваиваются уполномоченными руководителями в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел пожизненно. При увольнении со службы в органах внутренних дел к имеющемуся специальному званию сотрудника добавляются слова «в отставке». Сотрудник может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях:

1) рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции – один год;

2) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции – один год;

3) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции – два года;

4) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции – три года;

5) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции – пять лет;

6) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции – один год;

7) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции – два года;

8) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции – три года;

9) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции – три года;

10) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции – четыре года;

11) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции – пять лет.

Сроки выслуги в специальных званиях старшины полиции, старшины внутренней службы, старшины юстиции, старшего прапорщика полиции, старшего прапорщика внутренней службы, старшего прапорщика юстиции, полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции не устанавливаются.

Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня присвоения сотруднику органов внутренних дел соответствующего специального звания.

Присвоение сотруднику органов внутренних дел очередного специального звания приостанавливается в случае:

1) нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения – до назначения на должность в органах внутренних дел;

2) приостановления службы в органах внутренних дел в случае избрания сотрудника органов внутренних дел депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования или назначения сотрудника на должность главы местной администрации;

3) привлечения сотрудника в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбуждения в отношении его уголовного дела – до прекращения уголовного преследования;

4) наложения на сотрудника письменного дисциплинарного взыскания – до окончания действия дисциплинарного взыскания.

В случае прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию, очередное специальное звание сотруднику органов внутренних дел присваивается со дня истечения срока выслуги в имеющемся специальном звании.

Вывод:Должности в органах внутренних дел подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности младшего начальствующего состава;

5) должности рядового состава.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник: cyberpedia.su

Прекращение уголовного дела и уголовного преследования

Прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования – это такое его окончание, которое осуществляется в связи с наличием обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по уголовному делу или наличием оснований для освобождения лица от уголовной ответственности. В отличие от прекращения уголовного дела, когда прекращается все производство по делу, прекращение уголовного преследования – это прекращение производства в отношении конкретного лица – подозреваемого или обвиняемого.

прекращение дела

Прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования – это такое его окончание, которое осуществляется в связи с наличием обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по уголовному делу или наличием оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.

В отличие от прекращения уголовного дела, когда прекращается все производство по делу, прекращение уголовного преследования – это прекращение производства в отношении конкретного лица – подозреваемого или обвиняемого.

Согласно ч. 1 ст. 212 УПК РФ уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, общий перечень которых предусмотрен ст. 24-28 УПК РФ. К ним относятся:

  • отсутствие события преступления;
  • отсутствие в деянии состава преступления;
  • истечение сроков давности уголовного преследования;
  • смерть подозреваемого или обвиняемого;
  • отсутствие заявления потерпевшего
  • непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
  • наличие акта об амнистии;
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению;
  • наличие определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • примирение сторон;
  • деятельное раскаяние;
  • отсутствие заключения суда или отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного суда РФ или квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела, привлечение лица к уголовной ответственности лиц либо лишение неприкосновенности в отношении которых установлен особый порядок производства по уголовному делу.
Читайте также:  Как доехать до ленина 10

Далее мы рассмотрим эти основания более подробно, а пока вернемся к различиям между прекращением уголовного дела и прекращением уголовного преследования.

Прежде всего, следует иметь в виду, что прекращение уголовного дела в любом случае влечет за собой прекращение уголовного преследования. Однако прекращение уголовного преследования не всегда влечет за собой прекращение уголовного дела.

Так, например, не влечет прекращения уголовного дела прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого ввиду непричастности их к данному преступлению. Это означает, что преступление имело место, его событие установлено, но лицо, его совершившее, осталось неустановленным.

Если по уголовному делу в качестве обвиняемых привлечено несколько человек, а основание прекращения уголовного преследования установлено только в отношении некоторых из них, прекращение уголовного преследования в отношении них не означает полного прекращения уголовного дела, производство по которому продолжается в отношении других обвиняемых.

Рассмотрим некоторые основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования более подробно.

Прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления

В данном случае неустановление события преступления означает недоказанность самого преступного деяния, по которому было возбуждено уголовное дело. Если данный факт устанавливается в суде, это влечет постановление оправдательного приговора. Поэтому данное основание прекращения уголовного дела является реабилитирующим, т.е. влечет восстановление обвиняемого в правах и компенсацию причиненного ему материального и морального вреда.

Следует отметить, что на самом деле случаи прекращения уголовного дела по данному основанию достаточно редки.

Прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления

По данному основанию уголовное дело прекращается в тех случаях, когда само деяние, по поводу которого возбуждено уголовное дело, имеет место, но оно не является преступным, т.е. отсутствует какой-либо признак преступления (относящийся к объекту, объективной стороне, субъекту или субъективной стороне). Это может произойти, когда расследуемое деяние не является преступлением, т.е. не предусмотрено Уголовным кодексом РФ, т.е. совершены без вины в случае:

  • добровольного отказа от преступления;
  • необходимой обороны;
  • причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;
  • крайней необходимости;
  • физического или психического принуждения;
  • обоснованного риска;
  • исполнения приказа или распоряжения.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование по данному основанию прекращается в отношении лица, не достигшего к моменту совершения преступления возраста с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК РФ), а также несовершеннолетнего, хотя и достигшего возраста, с которого начинается уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии (не связанным с психическим расстройством), не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, имеющего признаки преступления. Кроме того, по рассматриваемому основанию уголовное преследование прекращается в отношении лица, совершившего деяние, предусмотренное уголовным кодексом РФ, признанного невменяемым (ст. 21 УК РФ).

Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в связи с истечением давности уголовного преследования

По данному основанию прекращение уголовного дела подлежит, если истекли следующие сроки (ст. 78 УК РФ):

  • два года после совершения преступления небольшой тяжести;
  • шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
  • десять лет после совершения тяжкого преступления;
  • пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 27 УПК РФ прекращение уголовного преследования по данному основанию не допускается, если обвиняемый против этого возражает.

Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого

Следует иметь в виду, что по данному основанию уголовное дело и уголовное преследование прекращаются только в тех случаях, когда факт смерти человека подтвержден в установленном законом порядке (свидетельством о смерти).

Вместе с тем, если родственники умершего либо иные лица, считая его невиновным, ходатайствуют о продолжении производства по уголовному делу с надеждой вынесения оправдательного приговора с целью дальнейшей его реабилитации. Дело должно быть расследовано, передано в суд и по нему должен быть вынесен приговор.

Прекращение уголовного дела при отсутствии заявления потерпевшего о преступлении

Это основание применяется в тех случаях, когда обнаруживается, что уголовное дело возбуждено при отсутствии письменного заявление потерпевшего, в котором он просит привлечь лицо, совершившее по отношению к нему преступление, к уголовной ответственности. Речь идет о делах частно публичного обвинения, по которым уголовные дела возбуждаются не иначе, как при наличии указанного заявления (например, по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 131 УК РФ «Изнасилование», ч. 1 ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав»).

Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в связи с примирением сторон

Данное основание прекращения уголовного дела и уголовного преследования достаточно рассмотрены в следующих публикациях, размещенных на страницах данного сайта:

  • «Примирение сторон в уголовном деле»
  • «Ходатайство о прекращении уголовного дела: примирение в уголовном процессе»;
  • «Постановление о прекращении уголовного дела: примирение сторон»

Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием

Согласно ст. 28 УПК РФ уголовное преследование может быть прекращено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных ст. 75 УК РФ:

  • лицо впервые совершило преступление;
  • добровольно явилось с повинной;
  • способствовало раскрытию преступления;
  • возместило ущерб или иным образом загладило вред причиненный преступлением.

До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения и право возражать против прекращения уголовного преследования.

Поскольку иные основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования на практике встречаются гораздо реже, рассматривать их не будем.

Однако обратим внимание, что в соответствии со ст. 28.1 УПК РФ по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности уголовное дело и уголовное преследование прекращается лишь в случаях, если подозреваемый или обвиняемый до назначения судебного заседания возместили вред, причиненный в результате преступления, в полном объеме (в том числе, уплатили недоимки, пени, штрафы).

Порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования

Уголовное дело уголовное преследование прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору.

Если прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, наличие такого согласия отражается в постановлении.

Копия постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования должна быть вручена или направлена следователем лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику, а также иным заинтересованным органам (например, в налоговый орган).

Когда основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым, следователь выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом, как отмечалось выше, производство по уголовному делу продолжается.

Постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования может быть обжаловано прокурору либо руководителю следственного органа, а также в суд.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации — подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Источник: advokatsidorov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...