Доподлинно известно, что пролетарского поэта почему-то интересовали подробности гибели царской семьи.
В этом году Владимиру Маяковскому исполнилось бы 120 лет. О его жизни и смерти до сих пор ходят легенды. В Тюмени, к примеру, есть улица названная именем советского поэта. Но вот бывал ли на ней сам Маяковский?
Был ли Маяковский в Тюмени, для Александра Петрушина это не вопрос. Краевед обнаружил в архивах любопытную информацию. В январе 1928 года в клубе водников, который позже стал кинотеатром «Победа», поэт встречался с тюменскими чекистами. «Чекисты, с которыми по странным обстоятельствам очень дружил Владимир Маяковский, и организовали ему личную встречу в связи с 10-летием органов ВЧК-ГПУ. Вообще, тогда вся страна готовилась к 10-летию Октябрьской революции», — рассказывает Александр Петрушин.
В автобиографии Маяковского есть короткая запись: «Возили в Тюмень на охоту». Доподлинно известно, что пролетарского поэта почему-то интересовали подробности гибели царской семьи. Любопытство, по словам Петрушина, могло стать причиной гибели классика: «Зная о встрече Маяковского с чекистами, не исключаю, что как раз тот пистолет, из которого был произведён роковой выстрел, ему и подарили в Тюмени».
14 апреля 2022, девяносто два года,как застрелился Маяковский.
Позже именем поэта назвали одну из заречных улиц областного центра. Раиса Ильинична помнит, как это было. «Ранее улица называлась Второй заозерной, на ней я родилась. Рядом была Первая заозерная. Вторую переименовали в улицу Маяковского», — вспоминает жительница дома по ул. Маяковского Раиса Велижанина.
Стихи революционера тюменцам не сложно найти в библиотеках, книжных магазинах, но только в музее изобразительных искусств они могут увидеть плакаты, выпущенные в 1921 году. «Поэт в соавторстве с художником Черемных создавал очень сатирические или достаточно, так сказать, призывные плакаты. В них присутствуют как раз стихи Маяковского», — пояснила заведующая отделом музея изобразительных искусств Татьяна Сергейчук.
Есть и образы, созданные Маяковским как художником. Например, рабочий с наковальней — дело рук поэта-легенды.
Источник: vsluh.ru
Из какого пистолета застрелился маяковский
поделиться
Поделиться Вконтакте
Поделиться в Одноклассниках
Поделиться в Twitter
Поделиться в Telegram
Поделиться в WhatsApp
Поделиться в Viber
Посты на ту же тему
Post mortem
Допустим, умер я.
Лидице…. Место, где убивали детей
3 комментария
Лучший комментарий
8 лет назад
Как-то на двери квартиры, где жили Маяковский и Брики, появилась эпиграмма, авторство которой приписали Есенину: «Вы думаете, здесь живет Брик, исследователь языка? / Здесь живет шпик и следователь Чека». Осип Брик был официально завербован ЧК. Вскоре и у Лили появилось удостоверение сотрудницы ГПУ за номером 5073. В их квартире собирается специфическая публика: энкавэдэшники, советские банкиры и госчиновники.
Улика из прошлого — Убийство Маяковского
Пастернак позже назовет этот дом «отделением московской милиции». Позже признавался, что страшно было слышать, как Лиля говорит: «Подождите, скоро будем ужинать, как только Ося придет из ЧК».
Как-то на двери квартиры, где жили Маяковский и Брики, появилась эпиграмма, авторство которой приписали Есенину: «Вы думаете, здесь живет Брик, исследователь языка? / Здесь живет шпик и следователь Чека». Осип Брик был официально завербован ЧК. Вскоре и у Лили появилось удостоверение сотрудницы ГПУ за номером 5073. В их квартире собирается специфическая публика: энкавэдэшники, советские банкиры и госчиновники.
Пастернак позже назовет этот дом «отделением московской милиции». Позже признавался, что страшно б
Показать комментарий полностью
Источник: m.fishki.net
Кто убил Маяковского?
85 лет назад, 14 апреля 1930-го, в Москве в Лубянском проезде застрелился МАЯКОВСКИЙ. Такой была официальная версия: поэт сам поднес пистолет к груди, измученный проблемами с женщинами, творческими неудачами и сифилисом (в некрологе было написано: «стремительная болезнь», хотя позже были сделаны анализы, и болезнь они не подтвердили).
«Многие засекреченные документы и раздражающие вопросы без ответов подсказывают: истинная правда была искажена и сокрыта. Выдающаяся работа, проделанная русским исследователем Валентином Скорятиным, заставляет по-новому посмотреть на версию о самоубийстве Маяковского», — говорил на конференции по Маяковскому американский профессор Альберт Тодд.
Чем больше материалов о гибели поэта находил Скорятин, тем больше он замечал несостыковок и странностей.
Несколько человек дали показания, что Маяковский не собирался считать 14 апреля последним днем своей жизни. 10 или 12 апреля поэт пообещал, что поможет делать первомайские лозунги для ЦК, но попросил отложить работу на несколько дней из-за гриппа.
БРИКИ и МАЯКОВСКИЙ жили «шведской семьёй»
Чуть раньше, 4 апреля, он внес деньги в жилищный кооператив РЖСКТ им. Красина. И попросил знакомых, чтобы до осени, пока строится дом, ему помогли снять жилье. Жизнь втроем с Бриками тяготила Маяковского, он хотел иметь нормальную семью, сделал предложение Веронике Полонской.
После смерти поэта в новую квартиру переехали Брики.
Лиля не скрывала от своего Щеника, что стала любовницей Агранова, начальника Секретного отдела ОГПУ. Кровавый следователь, которого называли палачом русской интеллигенции и который лично санкционировал казнь Гумилева, Агранов ничуть не ревновал к предшественнику. Даже подарил ему револьвер.
Маяковский был левшой, однако пистолет перед выстрелом почему-то взял в правую, неудобную для него руку. Годы спустя, изучая протокол следствия, Скорятин заметил, что оружие подменили. Вместо маузера № 312045, записанного в протоколе, обнаружился браунинг № 268979.
Знаменитого поэта застрелили из пистолета, который ему подарил любовник Лили БРИК
Лиле БРИК (КАГАН) с детства было свойственно обострённое половое любопытство
Агранов пулей примчался в комнатку Маяковского и сразу взял следствие в свои руки. Возможно, это с его помощью следствие «не заметило» показания людей, вбежавших в комнату сразу после рокового выстрела. Они утверждали, что поэт упал ногами к двери. Те, кто пришли позже, увидели тело в другом положении, головой к двери. Положение тела кто-то изменил, чтоб не возникало мысли о том, что в поэта стреляли.
Изучая посмертную маску, исследователи обратили внимание, что у поэта сломан нос. Похоже, Маяковский упал лицом вниз, а не на спину, как бывает, если человек стреляет сам в себя.
АПОСТОЛ ИЛИ ИУДА
Михаил Булгаков, который неплохо знал Маяковского, не поверил в официальную версию самоубийства. Марина Черкашина, исследовательница творчества Булгакова, заметила: «Булгаков был настолько потрясен, что возобновил работу над оставленным было романом о князе тьмы. На его глазах разыгрывалась драма воистину библейского масштаба».
Кесарь в этой драме — Маркс и его «всесильное учение», прокуратор Пилат (наместник кесаря в СССР) — товарищ Сталин, начальник тайной службы Ершалаима Афраний — начальник Особого отдела ОГПУ Яков Агранов (даже фамилия созвучна!) с Ягодой. «Проповедником Иешуа был Мастер, распятый на газетных полосах; наконец, румяным менялой из Кириафа (променявшим душу на 30 монет) — рослый поэт из Багдади, променявший талант на партийный агитпроп, — пишет Черкашина. — Надо было обладать недюжинной смелостью, чтобы в стране, где действовала отлаженная машина политических убийств — ОГПУ-НКВД, вскрыть и показать в романе тайный механизм таких убийств. Булгаков это сделал на печальном примере Маяковского.
И никого не обманул библейский антураж эпизода. Под белым плащом с кровавым подбоем, под тогами Афрания и его подручных явственно проступают чекистские френчи с синими петлицами».
Булгаков настойчиво подчеркивал: библейские события романа происходили 14 числа весеннего месяца нисана. Прямая отсылка к дате гибели поэта, 14 апреля 1930 г. 14 числа начальник тайной службы Ершалаима, Афраний, беседует с прокуратором Иудеи Пилатом. В этот же день Иуда гибнет, получив удар ножом в сердце. С Маяковским расправились без ножа. Он был застрелен.
В романе Пилат поднимает бокал с красным, как кровь, вином — Цекубой. Название этой марки очень созвучно со знакомой аббревиатурой ЦК(б) — большевиков. А вот тост Пилата, обращенный к кесарю: «За тебя, кесарь, отец римлян, самый дорогой и лучший из людей!» Самым дорогим и лучшим из людей в булгаковские времена именовали лишь одного единственного человека.
Из романа «Мастер и Маргарита»:
— Да, Афраний, вот что внезапно мне пришло в голову: не покончил ли он сам с собой?
— О нет, прокуратор, — даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, — простите меня, но это совершенно невероятно!
— Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.
Слухи о том, что самоубийству кто-то помог, действительно в тот же день поползли по Москве.
Но не слишком ли жестко представлять живого страдающего человека, каким был Маяковский, в образе библейского предателя? Почему в глазах Булгакова пролетарский поэт мог быть только Иудой?
Цитата
Иван БУНИН:
— Думаю, что Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства по части литературного восхваления его.
БУНТ НЕДОУЧКИ
Михаил Булгаков, сын профессора Духовной академии, выходец из религиозной семьи, с содроганием смотрел на богоборчество Маяковского. Тот мог быть в его глазах только Иудой, восклицая: «Я бросал бы в небо богохульства». Чуть ли не в каждом стихе Маяковский озвучивает навязчивые мысли о Боге, буквально ведет личное соперничество со Всевышним, надеясь занять его место в сердцах людей.
Я, воспевающий машину и Англию,
может быть, просто,
В самом обыкновенном Евангелии
тринадцатый апостол.
И когда мой голос
похабно ухает —
от часа к часу,
целые сутки,
может быть,
Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.
Еще в 1916 — 1917 годах он пишет поэму «Человек», где выстраивает жизнь лирического героя (которого без ложной скромности зовут Владимир Маяковский) по евангельскому канону. Говоря о рождении Маяковского, поэт обыгрывает сюжет Рождества Христова. Следующие главы — «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского», «Возвращение Маяковского», «Маяковский векам».
«Как же
себя мне не петь,
если весь я —
сплошная невидаль,
если каждое движение мое —
огромное,
необъяснимое чудо».
МНЕ И РУБЛЯ НЕ НАКОПИЛИ СТРОЧКИ
Марина Черкашина замечает: «В глазах Булгакова Маяковский мог быть только Иудой, ведь он предал свой «атакующий класс», став новым пролетарским буржуа: заграничные поездки, большие гонорары, валютные подарки любовнице — все это мало вязалось с образом пламенного «агитатора, горлана-главаря».
«Будьте прокляты! — кричит поэт всем сытым в 22-м голодном году. — Пусть будет так, чтоб каждый проглоченный глоток желудок жег! Чтоб ножницами оборачивался бифштекс сочный, вспарывая стенки кишок!» «Всероссийский староста» Калинин, побывав в южных областях, засвидетельствовал факты людоедства. А Маяковский, путешествуя по Берлину, заказывает огромные порции в самых дорогих ресторанах. В Париже идет в дорогое ателье на Вандомской площади, чтоб рубашки шила портниха.
По Лилиной просьбе привозит из-за границы в Москву «форд» последнего выпуска на усиленных покрышках-баллонах. Советский барин носил шелковое белье, отдыхал в лучших домах отдыха, снимал дачи, нанимал домработниц.
«Заявления Маяковского в налоговую позволяют создать представление о его доходах. Обычный его доход за полугодие составлял около 6 тысяч рублей, то есть 12 тысяч в год. Сравним эту сумму с годовым заработком рабочего, составлявшим примерно 900 рублей. Маяковский зарабатывал почти в 13 раз больше», — пишет шведский литературовед Бенгт Янгфельдт.
В КОМПАНИИ ГЭПЭУШНИКОВ
Как-то на двери квартиры, где жили Маяковский и Брики, появилась эпиграмма, авторство которой приписали Есенину: «Вы думаете, здесь живет Брик, исследователь языка? / Здесь живет шпик и следователь Чека». Осип Брик был официально завербован ЧК. Вскоре и у Лили появилось удостоверение сотрудницы ГПУ за номером 5073. В их квартире собирается специфическая публика: энкавэдэшники, советские банкиры и госчиновники.
Пастернак позже назовет этот дом «отделением московской милиции». Позже признавался, что страшно было слышать, как Лиля говорит: «Подождите, скоро будем ужинать, как только Ося придет из ЧК».
У Булгакова не было иллюзий касательно ОГПУ, агенты которого не выпускали его из-под контроля. Сохранился протокол допроса писателя «в органах»:
— Укажите фамилии лиц, бывающих в кружке «Зеленая лампа».
Надо было обладать недюжинной смелостью, чтобы ответить, как Булгаков:
— Отказываюсь по соображениям этического порядка.
Маяковский ухаживал за женщинами с небрежностью, как бы считая их существами низшего порядка. Легко мог охарактеризовать девушку как «вкусный кусок мяса» и очень любил рассказывать о своих похождениях. По словам Бурлюка, Маяковский был «мало разборчив» в своей страсти. Он довольствовался «любовью мещанок, на дачах изменявших своим мужьям — в гамаках, на скамейках качелей, или же ранней необузданной страстью курсисток». В то же время писал о «подонках, присосавшихся к каждой двуспальной кровати».
1. Вера Шехтель. Маяковский вызывал отвращение и ужас у родителей девушек, с которыми был знаком. Когда поэт начал встречаться с Верой Шехтель, дочерью выдающего архитектора, ее отец принял все меры, чтобы прекратить связь. Но напрасно.
Вера забеременела, и ее отправили за границу делать аборт.
Потом она вышла замуж за другого. В 1932 году у нее родился сын Вадим Тонков. Старшее поколение помнит его по образу комической Вероники Маврикиевны.
2. Лиля Брик. С юного возраста Лиле Каган было свойственно обостренное половое любопытство. В 17 лет она забеременела от учителя музыки. От беременности Лилю избавил знакомый врач в «грязном клоповнике» — больнице в Армавире.
Выйдя замуж за Осипа Брика, Лиля и не думала скрывать от него свои похождения. Роман с Маяковским, которого она звала Щеник, плавно перешел в странную жизнь втроем.
Андрей Вознесенский позже будет потрясен признанием Лили: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал. »
Когда Лиля уехала в Ригу, Осип и Маяковский имели одну тему для разговоров: «единственный человек на свете — киса». «Я все такой же твой щен, — пишет Маяковский Лиле, — живу, только и думая о тебе, жду тебя и обожаю. Каждое утро прихожу к Осе и говорю: «Скушно, брат Кис, без Лиски», и Оська говорит: «Скушно, брат Щен, без Кисы».
Однажды Лиля сказала Маяковскому, что любит Осипа. Вот что было дальше, по словам биографа Бенгта Янгфельдта: «Маяковский всхлипнул, почти вскрикнул и со всего роста бросился на диван. Его огромное тело лежало на полу, а лицом он зарылся в подушки и обхватил руками голову. Он рыдал. Лиля растерянно нагнулась над ним. — Володя, брось, не плачь.
Ты устал от таких стихов. — Ося побежал на кухню за водой. Он присел на диван и попытался приподнять Володину голову. Володя поднял лицо, залитое слезами, и прижался к Осиным коленям. Сквозь всхлипывающий вой выкрикнул: «Лиля меня не любит!» — вырвался, выскочил и убежал в кухню. Он стонал и плакал там так громко, что Лиля и Ося забились в спальне».
3. Елизавета Лавинская. Маяковский работал вместе с Елизаветой в «Окнах РОСТА». После непродолжительного романа замужняя Лавинская родила от него мальчика. Лиля Брик тогда написала: «Пойду посмотрю, что может от Володи родиться».
Мальчика назвали Глеб-Никита и отправили в детдом: муж Лавинской не принял чужого ребенка. Когда малышу исполнилось 3 года, Лавинские забрали его в семью. Маяковский лишь один раз навестил сына.
4. Элли Джонс. Когда Маяковский приехал в Америку, он, не зная английского, при знакомстве с людьми доставал из кармана записку.
С нее он читал вслух извинение, что не здоровается за руку. (Маяковский очень боялся инфекций, даже дверные ручки открывал через карман пиджака или салфеткой.) Быть его переводчицей вызвалась Элли Джонс, эмигрантка, которая бежала из России после революции. В июне 1926-го Элли родила от Маяковского дочку. Вместе с девочкой она в 1928-м приехала в Ниццу — это была первая и последняя встреча отца и дочери.
5. Татьяна Яковлева. Лиля Брик спокойно относилась к амурным похождениям Щеника, но Элли Джонс вызвала у нее страшное опасение. Поэт не скрывал, что влюбился. Это ставило под угрозу материальное положение Бриков, которое обеспечивал Маяковский.
Чтобы устранить соперницу, Лиля попросила свою сестру Эльзу, жившую в Париже, познакомить поэта с кем-нибудь еще. Эльза свела Маяковского с Татьяной Яковлевой. И снова роковая страсть! Поэт влюбился так сильно, что, уезжая, оставил кучу денег в цветочном магазине — чтобы Татьяне каждое воскресенье приносили охапку роз.
6. Вероника Полонская. Опасаясь, что влюбчивый Щен женится на Яковлевой и выйдет из-под влияния Бриков, те знакомят его с актрисой Вероникой Полонской. Полонская была замужем, однако о романе с Маяковским знала вся Москва, включая ее мужа. Накануне гибели поэта актриса пообещала, что переедет к нему.
Может быть, именно это взбесило Лилю, которой придавал сил и всемогущества адюльтер с Аграновым?
Никто теперь не ответит, что же случилось в «комнатке-лодочке» поэта в момент его гибели. Юрий Олеша рассказывал, что Полонская, которая находилась там, выбежала с криком: «Спасите!» И лишь потом грянул выстрел.
Полонская не пришла на похороны: мать и сестры Маяковского считали ее виновной в гибели поэта. А вот Лиля восприняла гибель Маяковского без трагизма. После похорон у Бриков пили чай, шутили, болтали обо всем на свете.
Источник: www.eg.ru
Кто стрелял в Маяковского?
Памяти судебно-медицинского эксперта профессора А. В. Маслова, участвовавшего в современном расследовании этого исторического факта.
Версии
Самоубийство Маяковского вызвало множество различных толков. Одной из подозреваемых стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее развестись с Яншиным и стать его женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако следствие установило, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского.
Значит, стрелять она не могла.
Версия, будто Маяковский не в переносном, а в прямом смысле «лег виском на дуло», не выдерживает критики. Мозг поэта сохранен по сей день и, как сообщили сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы».
Лет 15 назад в телепередаче «До и после полуночи» известный журналист В. Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы двух выстрелов.
Эту гипотезу развеял другой журналист – В. Скорятин, проведший весьма скрупулезное расследование. Выстрел был один, но Скорятин считал, что в Маяковского стреляли, конкретно – начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым, кстати, поэт дружил. Спрятавшись в подсобной комнатушке и дождавшись, когда уйдет Полонская, Агранов будто бы проник в кабинет, убил поэта, оставил предсмертное письмо и черным ходом вышел на улицу. А затем уже появился на месте происшествия как чекист.
Версия занятная и почти укладывается в законы революционного времени. Впрочем, расследование журналиста неожиданно помогло экспертам. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови».
Значит, рубашка сохранилась!
Рубашка
Действительно, в середине 1950-х гг. Лиля Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В. В. Маяковского – там реликвия хранилась в пропитанной специальным составом бумаге.
Получив разрешение на исследование, профессор А. В. Маслов показал рубашку крупному специалисту по судебно-баллистической экспертизе Э. Г. Сафронскому, который, увидев на ней отверстие, сразу поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор». Эксперты договорились: специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передавалась рубашка, для чистоты эксперимента не будут знать о ее принадлежности поэту.
Итак, исследованию подлежала рубашка бежево-розового цвета из хлопчатобумажной ткани. Спинка от ворота до низа разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей. Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа – по следам выстрела более чем 60-летней давности установить его дистанцию. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом). Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, свойственных огнестрельному повреждению, для чего использовался диффузно-контактный метод.
При выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если выстрел произведен с дальней дистанции, облачко не достигает объекта; с близкой – газопороховая взвесь должна осесть на рубашке. Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения.
Благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в упор топографией. Причем рисунок отложения сурьмы говорил, что дуло было прижато к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части – признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном вниз.
Заключение экспертов
«1. Повреждение на рубашке является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.
2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.
3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В. В. Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.
4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».
А если инсценировка?
Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного-двух признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Даже если допустить, что чекист Агранов был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и следов сурьмы.
Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году! Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.
Автограф смерти
Пришлось поработать и почерковедам Федерального центра судебных экспертиз. Многие современники Маяковского сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, написанного карандашом почти без знаков препинания: «Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля, люби меня. Моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете. И не к чему перечень Взаимных бед И обид.
Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 14.IV.30 г.».
Из «Заключения» экспертов:
«Представленное письмо выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».
«Ваше слово, товарищ маузер»
Из протокола следователя, подписанного врачом-экспертом, явствует, что Маяковский застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». У поэта было два пистолета – системы браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В. А. Катанян говорил о маузере, а Н. Денисовский спустя годы – о браунинге, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.
Сотрудники Музея В. В. Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование пистолета браунинг № 268979, принадлежащего Маяковскому, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт.
Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Результаты экспериментальной стрельбы показали, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстреляна не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».
Все-таки маузер. Кто же подменил оружие? Револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен чекистом Аграновым. Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем?
Маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову. Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «. пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил».
Смотрите также:
- Игорь Долгополов: «Благотворительные фонды не должны подменять государство» →
- Акушерка-убийца снова работает с беременными женщинами и маленькими детьми →
- Лётный сезон. Почему летом дети чаще падают из окон и с балконов →
Источник: aif.ru
Смертельная муза: что на самом деле стало причиной смерти Владимира Маяковского?
«Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят – что ж?! По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь», – Владимир Маяковский.
Москва еще не видела подобного зрелища. 17 апреля 1930 года сотни тысяч людей вышли на улицы города, чтобы проводить в последний путь великого поэта, «агитатора-горлана, главаря» Владимира Маяковского. Милиция оцепила все переулки и площади, улицы были забиты народом. Стояли так тесно, что невозможно было протиснуться. Стояли на тротуарах, на мостовой, висели, прицепившись к фонарям.
Крыши были черны от забравшихся на них людей. Была давка, стояли трамваи. Писатель Юрий Олеша вспоминал: «Если бы он знал, что так его любят и знают, не застрелился бы». Цветов не было. Был лишь один необыкновенный венок.
Доктор исторических наук Владимир Фортунатов: «Его хоронили в течение трех дней. Пришло 150 тысяч человек. Когда его везли на бронированном автомобиле, не было ни одного цветка. Это интересная деталь. Был только венок. Он был металлический, собранный из молотов, маховиков и винтов. И на этом венке было написано «Железному поэту – железный венок».
То есть он со своим ростом, голосом, манерой чтения и стихами воспринимался многими как железный человек. Я не знаю, как в нашей истории дальше пойдет дело, мы по крайней мере знаем два века в истории культуры – это Золотой век и Серебряный век. Но я думаю, что Советский век в культуре – это век Железный».
Маяковский ушел из жизни 14 апреля 1930 года в комнате на Лубянке, где он работал. Поэт приехал туда вместе с Вероникой Полонской, молодой актрисой МХАТа, с которой у него был длительный роман. По словам актрисы, он уговаривал ее уйти от мужа и выйти за него замуж. Она была женой известного актера Яншина. Дальнейшее известно только со слов Полонской.
Фортунатов пересказывает, что писала Полонская: «Он запер двери, спрятал ключ в карман и стал требовать, чтобы я не ходила в театр и вообще ушла оттуда. Плакал. Я спросила, не проводит ли он меня. Нет, сказал он, но обещал позвонить. Еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было. Он дал 20 рублей.
Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Я бросилась к нему, я повторяла «Что вы сделали?». Он попытался приподнять голову, потом голова упала, и он стал страшно бледнеть. Появились люди. Мне кто-то сказал бежать и встречать карету скорой помощи.
Выбежала, встретила, вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно, умер».
«Предполагать, что кто-то был при этом объяснении и так далее можно сколько угодно, но вот последняя свидетельница (она прожила аж до 1994) рассказывает это именно так», – комментирует Фортунатов.
Официальная версия гласила: самоубийство совершено на почве личных отношений. Однако по Москве пошли слухи, что в истории с суицидом слишком много неясностей. Расследование вело ОГПУ, которое слишком быстро закрыло дело. Курировал его видный чекист Яков Агранов, у которого был роман с Лилей Брик. Агранова называли «палачом русской интеллигенции».
На его совести убийство другого поэта – Николая Гумилева.
«Но уже тогда стали возникать слухи, что в смерти Маяковского слишком много загадок. То ли он застрелился от неразделенной любви к Лиле Брик, которая его все-таки оставила. То ли его убили чекисты, поскольку в этот момент начались разногласия Маяковского с советской властью. То ли это было временное умопомешательство – у Маяковского были такие приступы.
То ли его застрелила сама Вероника Полонская. И тем не менее слухи остаются слухами. Уже в наше время была проведена очень серьезная современная экспертиза, которая достаточно убедительно показала, что Маяковский все-таки застрелился сам», – говорит писатель, культуролог Андрей Столяров.
В протоколе было записано, что Маяковский выстрелил себе в грудь из маузера, но позднее установили, что пуля была от другого пистолета. Предсмертное письмо датировано не 14-ым, а 12-ым апреля и написано почему-то карандашом. И таких неувязок в деле немало. Была даже версия, что Маяковского убили. Некий чекист выстрелил ему в сердце и ушел через черный ход, а Агранов подложил предсмертную записку.
«Неожиданно выяснилось, что Маяковский застрелился из маузера. Это по данным следствия, данные официальные, но в документах и вещественных доказательствах, приложенных к делу, почему-то фигурировал браунинг. А куда делся маузер? Кто его заменил? Или выясняется, что маузер подарил ему никто иной как Яков Агранов.
Это заведующий секретным отделом ОГПУ, с которым Маяковский был хорошо знаком, потому Агранов, помимо всего прочего, курировал еще и творческую интеллигенцию. И всплывает упорный слух, что Лиля Брик, которая тогда уезжала за рубеж, перед отъездом пожаловалась на мужа Агранову, что она больше не знает, как избавиться от Маяковского. У нее больше нет на него сил», – рассказывает Андрей Столяров.
1930 год складывался для поэта крайне неудачно. Почему-то ему отказали в визе во Францию, где он собирался обручиться с Татьяной Яковлевой. Позже жившая в Париже сестра Лили Брик Эльза Триоле напишет ему о ее скором замужестве. Полностью провалилась выставка «20 лет работы», в которой поэт подводил итоги своего творчества. Никто из видных партийных деятелей на нее не пришел.
Началась травля поэта в печати. Многие коллеги говорили, что он окончательно исписался, что он давно превратился в попутчика советской власти. И это о Маяковском, трибуне революции, авторе поэм «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо».
Владимир Фортунатов говорит: «9 апреля, буквально за 5 дней до трагического события Маяковский выступает перед студентами института народного хозяйства и, как это часто бывало, возникла дискуссия. И Маяковскому начинают задавать вопросы. Надо сказать, что такие вопросы могли быть просто инспирированы и подготовлены для того, чтобы тоже оказать определенное давление на него. «Имеет ли отношение его творчество к революции?», «Все написано о себе, рабочие не понимают Маяковского из-за манеры разбивать строки», «пусть Маяковский докажет, что через 20 лет его будут читать». Он в то время хотел отметить 20-летие своей такой активной поэтической деятельности и – очень интересная деталь – журнал «Печать и революция» сначала решил опубликовать приветствие, в котором о Маяковском говорилось как о великом революционном поэте. Однако приветствие изъяли из уже готовых экземпляров журнала по решению руководства Госиздата».
Скорее всего, причиной смерти стали проблемы в личной жизни. Шерше ля фам! Ищите женщину! Женщин у Маяковского было много, но судьбу перевернула встреча с его проклятой любовью Лилей Брик. В наше время Лиля вела бы блог в Instagram, имела бы миллионы подписчиков и не сходила бы с обложек скандальных журналов. Их было две сестры: Лиля и младшая Эльза.
Именно Эльза познакомила Маяковского с Бриками. Позднее она переехала во Францию, вышла замуж и стала известной писательницей Эльзой триале. А у Маяковского с Лилей Брик начался бурный роман, который продлился 15 лет. Лиля стала вечной музой поэта, все свои стихи он посвящал незабвенной Лиличке. Она сняла с него желтую кофту, заказала костюм и галстук, одела английское пальто – идущий с ней поэт должен был выглядеть соответственно.
«Власть Лили Брик над Маяковским была необычайной. Вот с этого момента все свои стихотворные произведения, за исключением только поэмы «Владимир Ильич Ленин», он посвящал только ей. Познакомившись с Лилей, Маяковский уже не смог уехать из Петрограда.
Он сначала поселился в гостинице, потом поближе к Брикам на Надеждинской улице (сейчас это улица Маяковского), а когда Брики перебрались в Москву, он много лет жил с ними в одной квартире. На дверях так и было написано: «Брик. Маяковский», – говорит Андрей Столяров.
Лиля была замужем за Осипом Бриком, но это не помешало ей жить втроем с Маяковским. Чем приворожила его эта женщина, мы никогда не узнаем. Она была образована, умна, немножко танцевала, немножко рисовала, но главный ее талант был в совращении мужчин. Список ее любовников занимает не одну страницу, при этом она совсем не стеснялась Маяковского.
Иметь ручного знаменитого поэта, да еще хорошо зарабатывавшего – вот что нужно было хозяйке модного салона. «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой – рифмой», – писала она. Он страдал от ревности. Как потерянный щенок плакал под дверью, за которой она занималась сексом с другими… и все ей прощал.
«Он воспринимался как такой мощный железный человек железного века и железной культуры. А на самом деле, на мой взгляд, он был где-то внутри очень неуверенным в себе человеком. Я очень хорошо помню одно из его стихотворений, где есть такая строчка: «Изо всех щенячих сил бедный щен заголосил». Откуда вот это слово «щен»?
Это его так называла Лиля Брик, и он соглашался с этим, в роли этого щена выступал. То есть это, на мой взгляд, очень большое самоуничижение. Почему нельзя было ту же самую Лилю Брик послать подальше, если были многие другие женщины. То есть это человек был очень противоречивый. Человек, который производил одно внешнее впечатление, а на самом деле внутри него было много всего другого», – рассказывает Фортунатов.
Маяковский выполнял все ее прихоти. Она стала первой владелицей собственного автомобиля в Москве. «Купи мне рейтузы розовые 3 пары, рейтузы черные 3 пары, чулки дорогие, иначе порвутся», – Лиля цинично упивалась своей властью над поэтом и откровенно издевалась над ним. В то же время она жила на гонорары трибуны революции и поэтому держала его на коротком поводке.
Маяковский писал в поэме «Во весь голос»: «Мне и рубля не накопили строчки!». Действительно, все гонорары уходили Брикам. Без сомнения Лиля была музой поэта, но это была хищная муза. Она была похожа на рафаэлевского ангела, но в душе оставалась циничной расчетливой хищницей.
«Любила ли Лиля Брик Маяковского – это вопрос. Во всяком случае, свидетели вспоминают, что она достаточно равнодушно говорила: «Володе полезно страдать. Вот он помучается и напишет хорошие стихи». Или жаловалась: «Володя такой скучный, он даже не устраивает мне сцены ревности».
Фаина Раневская позже вспоминала, что она однажды встретила Лилю Брик и та очень долго и страстно говорила ей об Осипе Брике. Сказала даже, что ради него она готова отказаться от всего. Раневская тогда спросила: «Отказались бы и от Маяковского?». И Лиля ни на секунду не задумываясь ответила, что и от него отказалась бы.
Складывается ощущение, что для Маяковского это действительно была любовь, удар молнии, а для Лили Брик это был просто один из многих любовных романов. Возможно, самый яркий, самый исторический, значимый, но все же один», – говорит Столяров.
В конце концов поэт устал от такой неустроенной жизни. Ему хотелось нормальной семьи, нормального дома. За два года до смерти Маяковский встречает в Париже ту, которую искал. Она была роскошной красавицей: Татьяна Яковлева переехала из Союза во Францию и работала манекенщицей в фирме Chanel. «Ты одна мне ростом вровень», – писал он ей, звал в Союз, предлагал жениться.
Уезжая из Парижа, он заключил договор со службой доставки цветов. И в течение нескольких лет каждое воскресенье Татьяна получала от него букет, даже после смерти поэта. Говорят, что Лиля почувствовав угрозу своей обеспеченной жизни, добилась того, чтобы Маяковскому не давали визу для поездки за границу.
«Когда человек попадает в так называемую разработку, прямую косвенную, через каких-то агентов влияния, все – он уже из этого выбраться не может. Прямая связь с Лилей Брик и сестрой Эльзой – все совершенно завязано. Из этого круга ему не выскочить. И я не знаю, вот эта идея самоубийства была связана с тем, что он понял, что из этого круга не выскочить.
Но я думаю, что он понял это намного раньше, но выхода их положения нет. Лучший выход – это пустить себе пулю, да еще и в сердце, почему-то не в голову. Ведь самоубийцы по-другому поступают», – рассказывает писатель Александр Мясников.
В 1935 году Лиля Брик, которая стала неофициальной вдовой поэта, и которая получила все права на его стихи, была вынуждена обратиться с письмом к Сталину. Ведь Маяковского после смерти почти перестали печатать, гонорары иссякли, а жить Лиля привыкла роскошно. Ей повезло.
Сталин наложил на письме резолюцию: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей, советской эпохи». Благодаря этому память о гениальном творце увековечена в бронзе, названиях улиц, площадей, театров и даже малой планеты. А Лиля смогла и дальше безбедно существовать с очередным мужем. Виктор Шкловский писал о Бриках «Варят клей из покойника».
«Брик приватизировала память и вообще все, что связано с Маяковским. Потому что есть версии, что эти странные поездки за рубеж, когда они уехали (опять же не будем осуждать и говорить о моральной стороне, пускай их рассудят в другом месте), их трое жило. А уехали двое. Почему третьего не пускают за границу к ним?
Есть версия, что они специально уехали, чтобы остаться в тени в связи с этим событием. Она ведь очень потом любила рассказывать, что на самом деле он не раз пытался застрелиться, но как-то не получалось. Есть очень хорошая поговорка: «Мертвого льва пнуть может каждый». Про покойника можно говорить все что угодно, что он вам говорил, рассказывал.
Документов нет, других свидетельств нет. Поэтому все эти ее рассказы про якобы его попытки самоубийства – это ее рассказы. Как там было на самом деле? Человеку 36 лет – это самый разгар творчества, о чем говорить», – говорит Мясников.
«Любовная лодка разбилась о быт», – написал поэт в предсмертном письме. Он сам указал причину ухода из жизни. Когда мы говорим о Маяковском, нам представляется мощная железная фигура певца революции. Таким его запомнили очевидцы. Но на самом деле это был нежный, очень ранимый человек.
Впрочем, всей правды мы никогда уже не узнаем. А жизнь гения всегда выбивается из привычных житейских рамок.
«Он был одновременно и грубым, и ранимым. И шумным, и застенчивым. И презрительным, и обидчивым. О проницательным, и наивным. Словом говоря, это был поэт.
И, видимо, если бы не совокупность всех этих его несовместимых противоречий, превратившись в ад всю его жизнь, он бы и не стал поэтом такого космического масштаба. Настоящий поэт расплачивается за свои стихи всегда жизнью», – говорит Столяров.
«Все чаще думаю – не поставить ли лучше точку пули в своем конце», – Владимир Маяковский.
Посмотреть выпуск передачи «Секретные материалы» от 25 сентября можно также на нашем YouTube канале.
Смотрите новые серии документального проекта каждую субботу в 7:20 на телеканале «МИР».
Источник: mir24.tv