Харакири у самураев как называется

Бусидо, Путь самурая и История Японии касающаяся самураев, а также возникновения и культивирования боевых искусств на протяжении веков. Здесь Вы сможете узнать о развития — самурайства, а также истории возникновения и развития боевых искусств и единоборств.

Раздел Название темы Ответов
Япония — Культура, Музыка, Искусство. Подарок сэнсею 10
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Что привезти шефу 1
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Чего мы читаем. 43
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Вопрос о хобби 16
Grinii
Софт, Компьютер, Игры. Программы для создания сайтов 9
Grinii
Юмор Нужны хорошие шутки 21
Grinii

Харакири – честь для самурая (или нет?)

8 июн 2007

Путь самурая. Обряд Харакири — Сэппуку. Часть I

Нажми мышкой на в нужном поле и, после выделения ссылки, выбери пункт — «копировать»

Часть I

Обряд харакири неразрывно связан и тесно примыкает к бусидо как часть морали сословия воинов. Самураи или другие представители высших слоёв японского общества совершали самоубийство в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена или же (в более позднее время, в период Эдо, 1603 — 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершённое преступление.

Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

В дословном переводе харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Однако слово «харакири» имеет и скрытый смысл. В японском языке ему соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа.

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзен», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость. В соответствии с этим японцы выдвинули тезис, что жизненные силы, расположенные в животе и занимающие как бы срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют более уравновешенному и гармоничному развитию человека.

#3 — Япония, самураи и смерть

Несмотря на то, что в некоторых работах европейских авторов приводилась мысль об отождествлении японского понимания категории «душа» с аналогичными понятиями у древних греков (называвших вместилищем души — психэ — грудно-брюшную преграду) и у древних иудеев (древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике), «хара» в японском смысле не является эквивалентом «души» в европейском понимании. Здесь можно говорить скорее о чувствах и эмоциях. И не случайно в связи с этим в японском языке имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что означает «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться); «харагинатай» (грязный живот, подлый человек, низкие стремления) и т.д.

Важное место японцы отводят также «искусству хара» (живота) — «харагэй». Под этим «искусством» подразумеваются процесс общения людей на расстоянии в результате интуитивной связи и понимание друг друга при помощи намёков.

Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытие его путём харакири означает открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. Другими словами, по понятиям самураев, «сэппуку является крайним оправданием себя перед небом и людьми», и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.

Происхождение обряда

Говоря о харакири как о явлении, развивавшемся и пришедшем к своему логическому завершению на японской почве, нельзя не учитывать, что и у некоторых других народов Восточной Азии и Сибири встречались ранее обрядовые действия, сходные и чем-то отдалённо напоминающие по сути японское сзппуку. Их можно отнести к более раннему времени, чем собственно харакири. Это позволяет предположить, что обряд разрезания живота в ранний период истории народов Дальнего Востока имел более широкое распространение и был заимствован древними японцами, которые имели контакты с представителями этих народов.

Прежде всего следует обратить внимание на обряд вскрытия живота у айнов, заключавшийся во взрезании брюшной полости (пере’) и близко напоминавший японское харакири. Харакири, так же, как и пере’, часто имело вид пассивного протеста и совершалось не из отчаяния; оно имело скорее оттенок жертвенности. У айнов существовало слово «экоритохпа», которое означает «принести в жертву инау», или в буквальном смысле «изрезать живот».

Культ инау — за струженных палочек (часто антропоморфных) или просто длинных древесных стружек — получил распространение на Дальнем Востоке у айнов, нивхов, орочей, а также японцев, которые преобразованные инау называют «гохэй» или «нуса». Инау, по представлениям народов Дальнего Востока, являлись посредниками между миром людей и «верховных божеств» земли и воды, у которых человек просил счастья и благополучия в жизни, спасения от стихии и всевозможных несчастий, удачи в охоте и рыбной ловле и т.д.

Применение инау разнообразно. Их использовали во время культовых действий, при приношении жертв божествам и духам в качестве обмена или платы за что-либо, при похоронах и праздниках; инау держали в каждом жилище на особом месте. Как правило, перед использованием инау освящались шаманом.

Читайте также:  Каким сухим кормом лучше кормить щенка

В этом плане заслуживают большого внимания факты, говорящие о человеческих жертвоприношениях в древней Японии. О них имеются упоминания в японских хрониках. Чаще всего описывались жертвоприношения божествам воды и рек. Есть сведения также о погребении людей живыми вокруг могил императоров (могил господ), в фундаментах мостов, замков, искусственных островов и т.д.

Такие жертвы назывались «хито басира», т.е. «человек-столб». Позднее человеческие жертвоприношения были заменены.

В «Энгисики», например, описано замещение таких жертв изображениями «канэ-хито-гата» (в виде человеческой фигурки из металла) и «микимари», предназначенных для божеств рек и воды.

  • голову с макушкой, волосами и ушными кольцами из заструженных верёвочек;
  • шею;
  • руки;
  • туловище, на котором отдельно различается передняя сторона с волосами, зарубками «как выражением разрезания живота» и коротенькими застружками, «идущими от зарубок вниз и вверх и выражающими отворочение вверх и вниз мягкие части передней стенки живота». Судя по этим частям, инау, без сомнения, являются остатками человеческих жертвоприношений.

Источник: www.aikidoka.ru

Харакири у самураев как называется

история в фотографиях
Харакири — обряд очищения.
Name: история в фотографиях
Page Summary
· elle_terra — (no subject) [+12]
· meezantrop — (no subject) [+1]
· Антон Пирогов — (no subject) [+4]

· hoe_down — (no subject) [+3]
· Anonymous — (no subject) [+1]
· andy51rus — (no subject) [+1]
· Anonymous — (no subject) [+1]
Latest Month

Entry Tags
24th-May-2016 03:48 pm
Оригинал взят у kartam47 в Харакири — обряд очищения.

yBMQPyjP.inettools.net.resize.image.jpg

Обряд совершения харакири (сэппуку). | Фото: thevintagenews.com.

У жителей страны Восходящего солнца свое понятие о чести и отношение к смерти, нежели у европейцев. Умереть от старости считалось недостойным воина, лучше, чтобы кончина наступала от меча. В некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, самураи совершали самоубийство – харакири (сэппуку).

harakiri1.jpg

Обряд харакири. | Фото: look3.ru.

«Харакири» в переводе означает «резать живот». Сами японцы называют ритуал «сэппуку». Сэппуку совершалось только в тех случаях, когда была запятнана честь самурая: если тот не мог защитить своего господина от смерти или же в качестве наказания за серьезный проступок в кругу семьи.

Приверженцы религии дзен-буддизма считали, что хранилищем души человека является живот. Поэтому смерть через его вспарывание считалась благородной, а помыслы искренними.

harakiri.jpg


Кайсяку – воин, который после харакири отрубал голову самураю. | Фото: japanmeiji.ru.

Сэппуку совершалось при множестве свидетелей. К тому же над самоубийцей стоял кайсяку – воин, который после харакири должен был отрубать голову самураю, дабы никто не видел искаженное от боли лицо убитого. Верхом мастерства кайсяку считалось его умение ударить мечом так, чтобы голова осталась висеть на переднем лоскуте плоти шеи и не забрызгала кровью зрителей.

harakiri2.jpg


Орудие для совершения обряда сэппуку. | Фото: look3.ru.

Сам ритуал сэппуку совершался с помощью тачи (длинный меч), вакидзаси (короткий меч) или танто (нож). При отсутствии кайсяку, самурай должен был после харакири ударить еще себя лезвием в горло.

Samurai-about-to-perform-seppuku-459x640.jpg


Руководство как делать харакири. | Фото: thevintagenews.com.

Когда совершался обряд сэппуку, самурай одевался в белое кимоно, ему подавалось любимое блюдо и чарка саке. Обязательно нужно было сесть в устойчивую позу, чтобы после удара тело осталось в прежнем положении. Часть лезвия клинка оборачивалась бумагой, за которую держался самурай (не за рукоять). Смертник должен был сначала сделать рывок слева направо, а затем вверх – чтобы внутренности вывалились наружу, «обнажая душу» воина.

A-soldier-commits-harikiri-after-the-cap.jpg

Солдат, сделавший себе харакири после известия о капитуляции Японии во Второй мировой войне. | Фото: thevintagenews.com.

Известны случаи, когда женщины кончали с собой таким же способом. Сэппуку делалось после кончины мужа или за серьезный проступок. Женщины использовали для харакири кинжал, подаренный им отцом на совершеннолетие или женихом на свадьбу. Но многие из них только перерезали себе горло или направляли клинок в сердце. Ноги при этом перевязывались веревкой, чтобы женщина не упала и умерла в той же позе.

A-tant-prepared-for-seppuku.jpg

Танто — нож, подготовленный для обряда сэппуку. | Фото: thevintagenews.com.

Официально сэппуку было запрещено правительством только в 1968 году. Но до сих пор криминальные авторитеты якудзы таким образом лишают себя жизни.

hara-kiri.jpg

  • Tags: история Японии, необычно, страны

промо foto_history

Информация об этом сообществе

  • Цена размещения 500 жетонов
  • Социальный капитал 20 974
  • Количество читателей
  • Длительность 4 часа
  • Минимальная ставка 500 жетонов
  • Посмотреть все предложения по Промо

Промо-блок свободен! Разместите тут свою запись
24th-May-2016 02:42 pm (UTC)
24th-May-2016 03:36 pm (UTC)

В общем, понятно, почему Японию постоянно трясёт. Какая-то территория сумасшествия и смерти, по определению.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
24th-May-2016 03:40 pm (UTC)

Харакири фигня. Вот откусывание своего языка и глотание крови-вещь. Ни один вертухай не увидит. Камера ..только самурай и его зубы. Сильно.

24th-May-2016 04:50 pm (UTC)

конечно, фигня.
куда как прикольнее/пафоснее было бы не просто вспороть живот, а достать кишки и успеть задушиться ими, обмотав три раз вокруг шеи.

25th-May-2016 09:13 am (UTC)

«Уже пели петухи. Катон было снова задремал, когда появился Бут и сообщил, что в гавани всё спокойно, и Катон велел ему затворить дверь, а сам лёг, словно собираясь проспать остаток ночи. Едва, однако, Бут вышел, как он обнажил меч и вонзил себе в живот пониже груди; больная рука не смогла нанести достаточно сильного удара, и он скончался не сразу, но в предсмертных муках упал с кровати, опрокинув стоявший рядом столик со счётною доской, так что рабы услышали грохот, закричали, и тут же в спальню ворвались сын и друзья. Увидев его, плавающего в крови, с вывалившимися внутренностями, но ещё живого — взор его ещё не потускнел — они оцепенели от ужаса, и только лекарь, приблизившись, попытался вложить на место нетронутую мечом часть кишок и зашить рану. Но тут Катон очнулся, оттолкнул врача и, собственными руками снова разодрав рану, испустил дух»

Читайте также:  Как стрелять из ружья в помещении

24th-May-2016 05:20 pm (UTC)

Когда самурай совершал сеппоку (вспарывание своего живота ритуальным мечом), гуманные японские даймё приставляли к нему «помощника», называемого кийсяку. После того как самурай делал необходимое количество разрезов (например, крест-накрест), кийсяку пресекал его страдания, отрубая голову.

Делалось это не столько из человеколюбия, сколько из стремления японцев к прекрасному, каковое вполне могло быть осквернено воплями бедняги. По причине того же стремления к прекрасному считалось верхом неприличия, если голова слетит с шеи, поэтому кийсяку должен был так ее отрубить, чтобы она повисла на кусочке плоти. В случае если кийсяку не мог надлежащим образом исполнить свою обязанность и эстетическое чувство зрителей (а их порой собиралось изрядно) подвергалось испытанию в виде скачущей словно мяч головы покойного, кийсяку нередко и сам совершал сеппоку. В этом случае новый кийсяку должен был надлежащим образом отрубить голову старому кийсяку, когда тот взрежет себе живот. Такая вот непростая самурайская традиция.
Однако !

Источник: foto-history.livejournal.com

Зачем японцы перед харакири пили сакэ, и другие интересные факты о харакири

Мужчина в кимоно

— гласит один из ключевых принципов кодекса самурая Бусидо.
Смерть через ритуальное самоубийство была особой привилегией, показателем силы воли и чистоты намерения. Каждый самурай знал 10 способов как лишить себя жизни, если этого потребуют обстоятельства.

Как явление оно имело место быть исключительно в контексте отношений самурая и его сюзерена. Харакири из-за разлада в семье или из-за депрессии – для средневекового японца в отличии от современного — дело невиданное. Но умереть за свою честь и честь хозяина было нормой.

Харакири — жутковатый, но почетный обряд

В самом слове харакири зашит глубокий смысл. Он состоит их двух иероглифов, обозначающих живот («хара») и резать «киру». Если более внимательно изучить значение иероглифа «хара» в японском языке, то обнаруживается что таким же образом обозначаются понятия «душа», «намерения», «тайные мысли». А в свою очередь согласно философии буддизма основным местом пребывания души является не сердце, как принято на западе, а именно живот.
Поэтому вспарывая живот таким образом, чтобы из него вывалились внутренности, самурай демонстрировал чистоту своих помыслов и как бы обнажал душу.

Звучит жутковато. А выглядит, особенно глазами европейцев, – еще хуже…
Но смерть именно при помощи такого ритуала была более почетной, чем повешение или обезглавливание, так как позволяла продемонстрировать силу духа.

Самураи лишались жизни таким способом в основном по следующим причинам:

  • по воле господина в случае подозрений в каком-либо преступлении или участии в заговоре
  • по своей воле, чтобы доказать свою невиновность и преданность хозяину
  • в случае смерти сюзерена, чтобы согласно буддийским канонам иметь возможность в следующей жизни снова ему служить.

История ритуала

Харакири появился в 12 веке. И был позволительным только для самураев. Однако романтизация образа смерти во имя чести привела к тому, что самоубийства по сценарию, сходному с ритуалом харакири, стали делать японцы более низкого сословия.
Но в «настоящем» харакири ключевое слово – «ритуал». Просто вспороть живот — не отражает всей полноты этого понятия. Процесс харакири (в японской литературе он более часто упоминается как «сэппуку») был строго регламентирован и требовал прямого участия нескольких человек и еще некоторого количества свидетелей.
Для совершения сэппуку выбирался помощник («кайсяку»). Это могло быть официальное лицо или друг и родственник самурая, которому предстояло сделать харакири. По факту именно кайсяку лишал самурая жизни: его задачей было удержать тело в сидячем положении, пока самурай вспарывает себе живот, и затем отрубить ему голову, но так, чтобы она не скатилась, а осталась прикрепленной к телу на тонкой полоске кожи. Падение тела на землю, равно как и падение головы, считалось страшным позором.

Для ритуала самурай должен был быть одет в белые одежды, символизирующие чистоту его помыслов. Перед ним ставился столик и наливалось саке, которое он должен был выпить за два приема, каждый раз делая по два глотка. Именно такое количество, так как сакральный смысл числа «четыре» в Японии — смерть.

Кроме саке на столике была бумага и письменные принадлежности, чтобы написать прощальный стих. Стих должен был быть легок и изящен и не содержать ни единого упоминания о будущей смерти. Когда саке выпито, а стих написан, самурай скидывал верхнюю часть одеяния и лишал себя жизни…

Самураи как социальный слой исчезли в начале 20го века. Но идея лишения себя жизни ради защиты собственной чести и преданности стране продолжала существовать еще очень долго. Так в 1946 году после того, как император Хирохито фактически отрекся от престола и признал поражение Японии во Второй мировой войне сотни японских военных разных чинов совершили харакири.

Официально сэппуку было запрещено правительством в 1968 году.
Однако, самоубийство, как способ избежать позора, остается весьма распространенным в Японии и в наши дни.

Читайте также:  Просторы где обитали чингачгук и бизоны

Чтобы узнать больше об обрядах и ритуалах Японии, записывайтесь на наш курс по японской культуре.

Харакири — жуткий обряд, не так ли? Что вы об этом думаете?

Источник: nihon-go.ru

Харакири и Сеппуку — в чем разница?

harsep22

Многие считают сеппуку более гуманной разновидностью харакири, так как в первом случае в церемонии участвовал помощник (кайшакунин), который отсекал самураю голову после того, как тот надрезал себе живот.

На самом деле оба термина имеют одинаковое значение — способ убить себя путем разрезания живота (даже если смертельный удар был нанесен помощником). Чтобы лучше понять, в чем разница между этими понятиями, необходимо проследить историю возникновения ритуала и ознакомится со спецификой произношения японских иероглифов.

Описание и история ритуала

Часто называемый харакири на Западе, сеппуку это способ ритуального самоубийства, который возник в феодальной Японии XII века. В 1156 году землевладелец из древнего рода Минамото, проиграв битву, вспорол себе живот, чтобы избежать плена и сохранить честь. С тех пор подобный способ ухода из жизни распространился в среде воинов и был закреплен в кодексе Бусидо.

Сеппуку

До XIV века обряд выполнялся в знак верности господину и как способ умереть с почетом. Помимо этого, воин мог совершить самоубийство как акт протеста или чтобы выразить скорбь в случае гибели почитаемого предводителя. Начиная с периода Камакура (с 1192 по 1333 год) ритуал самоубийства описывается в письменных источниках как способ искупления, возможность извиниться за свои ошибки и доказать свою честность.

Самоубийца вспарывал себе живот коротким мечом, рассекал желудок и затем поворачивал лезвие вверх, нанося смертельную рану. Некоторые войны умирали медленно, особенно если обряд проходил прямо на поле сражения. Другие использовали специально выбранного помощника, который отрубал голову катаной сразу после удара самурая. Перед смертью воин пил сакэ и произносил короткое предсмертное стихотворение.

Проведение ритуала

Практиковалась и женская версия обряда, называвшаяся «джигай». Жена война перерезала себе горло с помощью специального ножа «танто».

В эпоху Эдо, начиная с XIV века, к ритуальному самоубийству стали приговаривать совершивших преступления самураев. Войны первыми наносили себе удар мечем, чтобы с честью уйти из жизни, несмотря на то, что в итоге их обезглавливал палач. В 1873 году такая практика была отменена.

Церемония обычно проходила в присутствии свидетеля (кенши), направленного органом, вынесшим смертный приговор. Осужденный сидел на двух татами, а сзади стоял кайшакунин с катаной, роль которого чаще всего выполнял близкий друг или родственник. Перед осужденным был поставлен маленький стол с коротким мечом.

Через мгновение после того, как воин пронзал себя, палач отрубал ему голову. Иногда помощник наносил удар мечем в тот момент, когда воин только тянулся, чтобы схватить меч. Этого жеста было достаточно, чтобы смерть война бала названа достойной.

Харакири

Сравнение терминов

Японские иероглифы имеют два способа прочтения: китайско-японское «онное» и японское «кунное». В написании «сеппуку» (切腹) используются те же символы, что и в написании «харакири» (腹切り), но в разном порядке. Произношение этих иероглифов отличается, в зависимости от способа прочтения.

Транскрипция и значение «харакири»

«Харакири» (腹切り) состоит из символа «腹», означающего желудок и произносящегося как «хара». «Хара» это «кунное» чтение, японское звучание иероглифа «腹».

Сочетание «切り» произносится как «кири», это инфинитивная форма глагола «киру», означающего «разрезать». «Киру» также является «кунным» чтением символа «切». Вместе эти иероглифы переводятся как «желудок разрезать».

Транскрипция и значение «сеппуку»

В произношении «сеппуку» (切腹) используется китайско-японское, «онное» чтение. Символ «切» звучит как «сетсу» (разрезать), а символ «腹» звучит как «хуку» (желудок). Вместе эти иероглифы переводятся как «разрезать желудок».

Использование в языке

Изначально японцы не имели письменности и использовали китайские иероглифы, если возникала необходимость что-либо записать. Для общения они использовали собственный разговорный язык.

В процессе формирования письменности японцы заимствовали китайские иероглифы вместе с их произношением и переработали их, с учетом особенностей родной речи.

Поскольку «сеппуку» это «онное» чтение, этот термин использовался в случаях, когда предпочтение отдавалось китайско-японскому языку, а именно в письменных документах и официальной речи. Поэтому сеппуку это официальное название ритуального самоубийства.

«Харакири» это «кунное» чтение, поэтому этот термин используется только в разговорной речи и подразумевает сам процесс вспарывания живота, без акцента на его ритуальном значении.

Можно провести аналогию, если бы в современной России существовал приговор «гильотинирование», на улице можно было услышать: «ему отрубили голову». Но судья не сказал бы: «Я приговариваю отрубить ему голову». Во всех официальных заявлениях использовалось бы слово «гильотинирование».

Европейцам больше полюбился термин «харакири», возможно, потому что он звучит более красиво, тем не менее, чтобы проявить уважение к традициям, лучше использовать формальное «сеппуку».

Из недостоверных источников в интернете можно узнать, что «харакири» не используется в японском языке, так как считается просторечным, грубым и ругательным. Такие выводы были сделаны из-за того, что «сеппуку» подразумевает церемонию, проведенную по правилам кодекса Бусидо, а «харакири» означает просто «разрезать желудок мечом». На самом деле японцы не вкладывают в слово «харакири» какого-либо уничижающего значения.

Выводы

  1. Харакири означает убийство себя посредством рассечения желудка и используется только в устной речи. Этим термином японцы называют сам процесс вспарывания живота мечем.
  2. Термином «сеппуку» обозначается торжественный ритуал, проведенный по всем правилам кодекса самураев. Слово является книжным и принадлежит к более высокому стилю речи.
  3. Слово «харакири» популярно на Западе, так как оно более благозвучно и привычно для западного человека.

Источник: vchemraznica.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...