З айцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зернами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, о орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали, но трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страха метаться из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Где живет заяц русак?
Похожие записи:
Думаете, все зайцы одинаковые, все трусы? Нет, зайцы тоже разные бывают. Спросите вот моего сынишку, какого мы раз поймали скандалиста. Мы были на охоте в лесу. Втроём: сынишка, я и Джим.
Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. .
Старый Мазай разболтался в сарае: В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили; Зайцы вот тоже,— их жалко до слез! Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут,— Нет! .
Первоклассник Алик нарисовал: сиреневого верблюда, зелёную лошадку, синюю утку и красного зайца. Папа увидев рисунок сказал: — Разве бывают сиреневые верблюды, зелёные лошадки, синие утки и красные зайцы? — Не бывают, — сказал печально сын.
Писать даже маленькие рассказы — довольно трудное занятие. Хотя бы потому, что всё время нужно придумывать что-то совершенно новое, не повторять себя и то, что уже сделано другими. В основном, в этом и заключается трудность. Ведь во многих других специальностя.
И все-таки удивительно это — лес! Ели, сосны, ольха, дубы, осины и, конечно, березы. Как эти, что стоят отдельной семейкой на опушке: всякие — молодые и старые, прямые и кургузые, красивые и вовсе вроде бы не симпатичные на взгляд. Но почему-то сюда тянет. Тян.
Когда началась война, Коля Соколов умел считать до десяти. Конечно, это мало считать до десяти, но бывают дети, которые и до десяти считать не умеют. Например, я знал одну маленькую девочку Лялю, которая считала только до пяти. И то, как она считала? Она .
Источник: poznayki.ru
Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Зайцы-русаки. ( Lepus europaeus )
презентация к уроку (чтение, 2 класс) на тему
Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контролировать свои действия.Урок литературного чтения построен с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Скачать:
urok_literaturnogo_chteniya_buyvol_o.a_-_.zip | 834.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Буйвол Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан
Класс: 2, УМК «Гармония».
Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Тема: Л.Н. Толстой. Зайцы.
Цель : развитие читательских умений.
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.
- Организационный момент
— Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений.
— А как вы это понимаете? Слайд 2
Читательские умения – осознанность, правильность, беглость,
-Значит, будете читать, рассуждать, анализировать.
-Какие еще умения понадобятся?
(умение работать в группе или в паре)
2. Проверка домашнего задания :
— С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)
— Какое это произведение? Почему?
(художественное, вызывает чувства)
— Какие чувства будете передавать?
-Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)
— Какой критерий будем оценивать?
Оценить рассказывание по четырехбальной шкале.
(На доске выстраивается шкала для оценивания.)
— Какую задачу ставили?
— Какие умения понадобились?
3 . Методический прием «Корзина понятий».
-Вы узнали кто это?
-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.
Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были — былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине — художественный – вызывает чувства
-Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.
4. Метод «Чтение с пометами».
-Все ли знаете об этом писателе?
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.
а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.
-Что узнали нового?
Музей – усадьба Я́сная Поля́на — в Щёкинском районе Тульской области Слайд 6. ( показать место на карте России).
Вывод : — Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.
5. Работа над новым материалом.
- Методический прием «Предположение» .
— Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Слайд 7.
Тема: о животных.
— Что знаете об этих животных?
— Как бы Вы озаглавили?
— Определить жанр произведения.
Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» ( по щелчку) Слайд 7
Задание до чтения : (Слайд 8)
1. Определить жанр произведения, вид текста.
2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?
Мозговой штурм после слушания текста.
— Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.
— А как о зайцах говорится?
— Определить вид текста. Докажите.
6. Лексическая работа .
— Значение каких слов не поняли? Слайд 9.
- Озимями
- На гумнах * (с.48)
- Гуменники
— Как понимаете выражения?
-Зачитат ь толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.
— Какую задачу ставили? Справились? Докажите.
-Какие умения понадобились?
7. Повторное аналитическое чтение по частям.
— Доказать, что в тексте содержатся научные факты.
Заполнение таблицы в парах.
Задание для работы в паре : заполнить таблицу.
Критерии – кратко сообщить факты.
Источник: nsportal.ru
Гуменник :: Общие сведения
Гуменник (гумённый, гумённый хозяин) – дух, обитающий на гумне (гумно – площадка для молотьбы, а также сарай для сжатого хлеба) или в ригах (рига – сарай для сушки снопов и молотьбы), прикрытых бревенчатыми срубами с непротекающими крышами. Гуменника нередко отождествляли с овинником; иногда его смешивали и с домовым или дворовым.
Согласно поверьям, гуменник оберегает хлеб от всякой напасти, беды и нечисти; часто даёт хороший примолот; подметает гумно, обмолачивает снопы, веет зерно, обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк и т.п. Крестьяне верили, что если гуменник любит хозяев и доволен ими, то таскает им «Бог весть откуда» хлеб, так что хозяева не только не покупают хлеб в течение всей зимы и весны, но и сами ещё продают лишний хлеб.
Гуменник представлялся небольшим человечком с ярко горящими глазами; нередко его также считали мохнатым существом с лапами. По некоторым поверьям, он мог принимать облик кошки, барана, медведя и т.д. Мохнатость гуменника соотносилась с достатком хозяина дома («Гуменник мохнат – крестьянин богат»).
Как дух, связанный с хлебными злаками и с помещением, в котором обрабатывают и хранят урожай, составляющий достаток семьи, залог её благополучия, гуменник весьма почитался крестьянами. Очевидно, некогда ему приносили различные жертвы; так, в некоторых местах на Покров Пресвятой Богородицы хозяева ставили на току ведро пива и оставляли его там на несколько дней как жертву гуменнику.
По поверьям, гуменник, как «свой», домашний дух, может защитить хозяев и все свои владения от нечистой силы. Однако он считался не только добрым, благосклонным к людям духом и мог вредить хозяевам за то, что те нарушили какие-то правила поведения. Так, гуменник, по поверьям, наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой; он вообще не любит ночных посетителей и может даже задавить человека, который «ночлежничал» на гумне. Считалось также, что иногда гуменник вредит без всякой причины: так, в ночь на Аграфона-гуменника (4.IX) гуменник бегает по сёлам и деревням, «дурит» и раскидывает по гумнам снопы; для того, чтобы уберечь гумно от его проказ, люди в эту ночь стерегли свои гумна в вывернутых наизнанку тулупах, с кочергами в руках.
Как и овинника, гуменного хозяина нередко призывали в гаданиях (преимущественно девичьих). Так, девушки ходили на святки на гумно; считалось, что если гуменник погладит гадающую голой лапой, то это «к худу», к бедному жениху и т.д.; если же погладит шерстистой, мохнатой лапой – это «к добру», к богатому жениху, семейному благополучию и т.д. На Новый год ходили слушать на гумно, стараясь по звукам определить, каков будет будущий год: «как хорошо будет жить, так метлой гребут, а как нет, так разметают».
Гуменник в славянской и русской мифологии
Кто такой гуменник, где он живёт и как выглядит в реальной жизни? Фото гуменник.
Чего бояться, если увидишь гуменника? Как наказывает живущий на гумне дух гуменник?
Как вызвать и задобрить гуменника? Как с ним общаться?
Как рисовать карандашом гуменника (пошагово)?
Источник: svetorusie.livejournal.com
Заяц в Краснодарском крае
Заяц — русак распространен на всей территории нашей огромной страны. Естественно, что повсеместно встречается он и в Краснодарском крае.
Описание животного
Зоологи причисляют этого зверька к млекопитающим, предпочитающим растительную пищу, и, по вполне понятным причинам, относят его к семейству зайцеобразных.
Длина тела русака составляет около 60 см, а средний вес взрослой особи приближается к 4 кг. Животное обладает довольно крупными размерами и очень подвижно. На бегу оно может достигать 50 километров в час.
Численность таких млекопитающих не убывает, не взирая даже на то, что их шкурка является желанной добычей охотников. Зайцы-русаки размножаются быстро, поэтому убыли их популяции быстро пополняются.
Шкурка животного отличается особой расцветкой, темнеющей в зимнее время. Она очень красива. Шерсть зверька кажется волнистой и шелковистой. Ее окрас сочетает в себя палевые, рыжие и серые оттенки. На спине шубка завивается и становится похожей на мех ягнят.
Брюшко у зайца-русака белое, как и ободки вокруг глаз. В Краснодарском крае его шкурка всегда остается одноцветной. На севере же к зиме животные меняют окраску на белую с темной полоской, идущей по спинке. Ушки и хвостик зверька остаются черными в любое время года. Линяют они ближе к осени, а иногда и весной.
Но самой примечательной чертой млекопитающего являются уши, длина которых достигает 15 см, а кончики окрашены черной шерсткой. Имеется у него также маленький черный хвостик.
Образ жизни зайца-русака
В хвойных лесах встретить подобное животное можно исключительно редко, оно предпочитает их лиственные варианты, наиболее часто выбирая редкие дубравы, ивняки и осинники. На болотах зверь селиться категорически не любит. Лучше всего он чувствует себя в широкой степи с редкими деревцами и кустами. Здесь он в поисках пищи способен перемещаться на очень дальние расстояния.
Зимой заяц-русак выходит к человеческому жилищу, а также исследует и сельскохозяйственные угодья.
Появляется он чаще всего по ночам. Днем животное отдыхает в укрытии. Глубоких нор зверь не выкапывает. Обычно он просто делает в земле небольшую ямку или прячется под корнями или кустами. В солнечные дни заяц выходит наружу, а зимой спит на снегу, укрывшись от ветра.
Пристанищ русака много и он часто их меняет. Иногда животное занимает хорошо замаскированную брошенную нору барсука или лисицы.
Стай зайцы не создают и, как правило, живут по одиночке. В брачный период они находят себе пару.
Животные отличаются большой осторожностью. У них великолепно развито зрение, обоняние и слух. Поэтому заметить их бывает очень сложно, тем более, что в обычное время никаких звуков они не издают. Но в случае опасности зверьки громко и отчаянно пищат или барабанят лапками по земле, предупреждая собратьев об угрозе.
Пища
Питается заяц-русак растительной пищей. Съедает он ее целиком с корнями и листьями. Частенько животные опустошают огороды, отдавая предпочтение капусте и моркови. Нередко обдирают они и яблони, причем грызут их ее не из-за отменного вкуса, а для того, чтобы отточить зубы, заодно и перекусив корой.
Летом в Краснодарском крае зверю подходит свыше полутысячи различных растений. Особенно любит он бахчевые культуры, овощи и фрукты. Осенью заяц-русак находит ветки, корешки, кустарники или траву или совершает набеги на поля, ночуя в окрестных кустах. Зимой пищей ему служит кора, семена, озимая пшеница и остатки съестного.
Врагов у зайца очень много. Ими являются и хищники, и охотники, и разоренные ими фермеры. Поэтому в дикой природе русаки долго не живут.
Вам может быть интересно
Источник: anapacity.com