Где живут юкагиры в России

В Республике Саха (Якутия), самой большой административно-территориальной единице мира, проживают представители пяти коренных малочисленных народов Севера. Один из них — юкагиры. «Вокруг света» совместно с проектом «Дети Арктики» рассказывает о людях, чьи предки населили российскую Арктику несколько тысяч лет назад.

Народ, давший свет

Юкагиры — самый древний народ, проживающий на территории Якутии, а когда-то он был и самым многочисленным. Это отразилось в якутском названии северного сияния: дьүкэгиир уоттара означает «юкагирский свет». Легенда гласит, что раньше юкагиров было очень много, поэтому свет их костров озарял все небо.

О том, когда юкагиры начали заселять Восточную Сибирь, до сих пор ведутся споры. Одни исследователи считают, что это произошло около 8–10 тысяч лет назад, другие полагают, что юкагиры появились в этих местах 5 тысяч лет назад, а третьи говорят про 3 тысячи лет назад.

Численность народа начала стремительно сокращаться в XVII веке после покорения Сибири Россией, и к концу столетия юкагиров оставалось всего 2,5 тысячи, а к середине ХХ века — лишь 600. Сейчас в России живет около 1600 юкагиров.

Юкагиры — древний народ Якутии | загадочный юкагирский язык

Две ветви одного народа

Юкагиры — неоднородный народ: он делится на лесных юкагиров — одулов, и тундренных — вадулов. Одулы живут в тайге в верховьях Колымы. Они охотятся в лесах, ловят рыбу, собирают дикорастущие ягоды и травы. Вадулы населяют низовья Колымы и занимаются оленеводством в тундре.

Одулы и вадулы говорят на разных диалектах юкагирского языка, которые разделились примерно 2 тысячи лет назад. Сейчас они настолько не похожи, что северные и южные юкагиры, говорящие на родных языках, практически не понимают друг друга.

Юкагирский язык считают родным и могут на нем объясниться в той или иной степени лишь около четверти юкагиров. Подлинных носителей юкагирского — людей, которые не только говорят на нем, но и думают, осталось не более ста человек. Чтобы язык не исчез окончательно, сейчас предпринимаются усилия по его сохранению.

Источник: www.vokrugsveta.ru

Как живут люди в самом труднодоступном посёлке Якутии Юкагир

Село Юкагир самый отдалённый и труднодоступный оплот цивилизации, находящийся в Устьянье на берегу сурового моря Лаптевых.

Полный размер

Когда-то в этом поселении жили только юкагиры, поэтому он и получил такое название. Сейчас же это многонациональное село, где проживают якуты, юкагиры и эвены. Доподлинно известно, что предки нынешних юкагирцев участвовали в многочисленных полярных экспедициях, были искусными охотниками и рыболовами, передвигались на ездовых оленях и собаках, легко ориентировались во льдах Ледовитого океана.

ВЫМИРАЮЩИЕ НАРОДЫ СЕВЕРА. ЮКАГИРЫ – ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ ПЛЕМЁН ЯКУТИИ. ЧУКОТКА #19

Полный размер

Уже много веков из поколения в поколение жители Юкагира охотятся на песцов, рыбачат и занимаются поиском бивня мамонта. Именно здесь в двадцатом веке нашли известного юкагирского мамонта, шерстистого носорога и другие останки древних животных.

Полный размер

В посёлке постоянно проживают около 120 человек (30 родовых кланов). Летом из-за добычи бивня количество людей увеличивается, но все они находятся на побережье, где и проходит добыча мамонтовой кости.

Полный размер

В посёлке есть основная общеобразовательная школа, здесь сейчас учится 31 школьник, рядом со школой стоит детский сад и новое здание ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Приезжий с «большой земли» фельдшер проживает прямо в здании ФАП. Похожие типовые новые медпункты построили во многих посёлках Якутии взамен старых.

Полный размер

Сотовая связь в посёлке есть уже давно, а вот интернет здесь только спутниковый, отсюда низкая скорость и неоправданно дорогая стоимость услуг.

Полный размер

Напомню, что круглогодичных дорог с большой землёй нет и аэропорта здесь нет тоже! Поэтому жители Юкагира на снегоходных караванах выезжают в соседнее село Тумат, откуда уже есть зимник до Казачьего, и дальше уже налажена связь с цивилизацией. Раз в год напрямую из Казачьего в Юкагир пробивают дорогу бульдозерами и санно-тракторным караваном завозят продукты, топливо, уголь и другие необходимые вещи.

Полный размер

Несмотря на такие суровые условия, население самого труднодоступного посёлка Якутии не уменьшается, а молодёжь после окончания учебных заведений возвращается в родное село и даже привозят сюда своих молодых жён и женихов.

Полный размер

Есть один интересный факт про Юкагир — в посёлке нет ни одной машины. Зато снегоходы есть у всех жителей, поэтому когда мы прокатили местных ребятишек на машине, многие из них видели, а главное, ехали на этом виде транспорта впервые в своей жизни. Восторг у детей был непередаваемый и теперь они точно запомнят наши красные арктические Тойоты навсегда.

Читайте также:  Какие следы у белки

Полный размер

Кстати, здесь до сих пор проживают потомки каюра Томского — проводника экспедиции знаменитого первооткрывателя островов Северного Ледовитого океана барона Толя и лейтенанта Колчака — будущего адмирала и правителя Сибири и Дальнего Востока.

Полный размер

А правнучка каюра Томского, которая и сейчас занимается пошивом национальной одежды из оленьей шкуры.

Полный размер

За фото и описание спасибо Богдану Булычеву, подробности об арктических экспедициях можно узнать на канале YouTube: ПРО ПУТЕШЕСТВИЯ

23 июля 2021
Поделиться:

Ужасть! Людям надо Героя России присваивать! Но я!Караул! Яйца морозить? Увольте, я люблю тепло и южное море.

Фото в намордниках это днище

Как турист пожил бы там неделю

Живу в городе между Петербургом и Москвой, но всегда с удовольствием читаю про путешествия особенно про север и про Якутию…у нас в 70 км от Великого Новгорода есть памятник Якутским стрелкам учавствовавшим в сражении 6а озере Ильмень во 2й мировой войне, зимой из Якутии прилетают к нам и школьники на лыжах проходят по окраине озера где был бой.Вроде каждый год прилетали раньше…на свою историческую родину около 100км от города отъезжаешь и уже все другое, а здесь все другое…несмотря на все трудности, многих север манит.

Родина, папа за копейкой в Ангарск ездил, по реке паромом трое суток ходу до Якутска, нас там нет, а она до сих пор в Крыму бегает.

Как всегда очень информативно, и захватывающе!

Спасибо очень понравилось

Несуществующий пользователь
Без машины

напоминает спокойную жизнь без суеты,

Никогда не хотел жить в Москве, это как была, так и осталась большая помойка. Живу в райцентре, село 7 т.населения. В областной центр езжу раз в 1-2 месяца к взрослым детям. Воздух свежий, тайга кругом, от села до села 30-40 км, есть и дальше. А в плане последних потрясений уехал бы куда-нибудь на заимку, закупался бы на фактории.

Живут люди и без интернета, без автомобилей. Есть лошади, олени, ламы, соседи, которые расскажут новости.
При всем при этом я большую часть жизни прожил в городах, жил в многоэтажках, где знаешь 3-5 человек из дома, а здесь едешь и только успевай приветствовать встречных.

Источник: www.drive2.ru

Где живут юкагиры в россии

Юкагиры относятся к древнейшему населению северо-восточной Сибири. Это один из самых старых народов России: исследования показывают, что юкагиры жили еще в VII веке до н. э. Сегодня представители народности расселены в основном в бассейне реки Колымы, Республике Саха и Чукотском автономном округе. В Якутии юкагиры сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олеринский Суктул» Нижнеколымского улуса.

Существует версия, что в древности юкагиры были самым многочисленным северным народом. Но в XVII веке их количество значительно сократилось из-за эпидемий (особенно губительной была оспа) и военных конфликтов с соседними племенами. В зависимости от региона проживания юкагиры делились на тундровых и таежных.

Тундровые юкагиры занимались ездовым оленеводством и собаководством, кочевали за стадами диких оленей, передвигаясь за ними от побережья до лесотундры, охотились на пушного зверя. Таежные юкагиры охотились на горных баранов, оленей, лосей, морских животных. С весны до поздней осени они также занимались рыболовством с помощью неводов, сетей и ловушек. На оленей и лосей охотились с помощью самострелов и петель, а с XVIII века начали применять кремниевые ружья.

Традиционно юкагиры носили распашной кафтан до колен, который зимой шился из оленьих шкур, а летом из ровдуги. Женщины, как правило, расшивали свой наряд по бокам, а мужчины использовали для украшения пласт тюленьей шкуры, который вшивали в заднюю часть своего одеяния наподобие хвоста. Кроме того, мужчины подпоясывали кафтаны кожаными поясами, на которые позже стали вешать мешочки с табаком, порохом и пулями. Одежду также нередко украшали мехом нерпы-белька, выкрашенным в красный цвет.

ГУБИТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ЮКАГИРОВ СТАЛА ОСПА

Читайте также:  Как выглядит пистолет макаров

В качестве воротника в мужской одежде использовали шарф из лисьих хвостов, в женской — из беличьих. Очень ценились круглые серебряные бляхи, которые женщины носили на нагрудниках: их называли «грудным солнцем». В тундре в сильные морозы женщины надевали короткие штаны-натазники с нагрудником, а мужчины носили меховые штаны (харо).

Длинную, почти до паха, зимнюю обувь из камуса оленя или лося натягивали на теплые меховые чулки. Летом надевали ровдужную обувь до колена длиной. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая ее железной бляшкой или несколькими нитками бисера. Женщины заплетали много косичек с нитками бисера и жемчуга, а также медными кольцами.

Традиционно народ жил в полуземлянках — чандалах. Крышу покрывали дерном, а пол устилали ветками и шкурами животных. В центре жилища оборудовали очаг, над которым закрепляли шесты для приготовления пищи, сушки одежды, вяления рыбы и мяса. Позже юкагиры стали строить чумы конической формы: их обычно покрывали древесной корой или оленьими шкурами.

В семейной и социальной жизни юкагиров бытовало равноправие, но общественные посты могли занимать только мужчины. При этом женщины играли важные хозяйственные роли, участвовали в общих собраниях и имели право голоса. Перед свадьбой жених отбывал в доме невесты «трудовую повинность», а после свадьбы перебирался к жене на постоянное проживание.

При этом все имущество — олени, лодки, нарты, сети — наследовалось по отцовской линии. Во главе племенной общины стоял самый старый человек рода — лигэйэ шоромох. Его место мог занимать лучший охотник, прославленный воин или шаман.

ПЕРЕД СВАДЬБОЙ ЖЕНИХ ОТБЫВАЛ В ДОМЕ НЕВЕСТЫ «ТРУДОВУЮ ПОВИННОСТЬ»

Основу рациона юкагиров составляли рыба и мясо. Зимой их часто ели сырыми, в виде строганины, а летом, как правило, варили. В теплое время года юкагиры запасали сушеное мясо (эхалэнг), нанизанное на жильные нитки, — его употребляли в пищу зимой. Из икры рыб пекли подобие лепешек, а из костей делали муку.

Самым популярным напитком у юкагиров был травяной чай, а также отвар из березовых наростов. Посудой юкагирам служили деревянные и берестяные сосуды четырехугольной и круглой формы.

Сохранилось два диалекта юкагирского языка — южноюкагирский (колымский) и северноюкагирский (тундренный) язык. Они настолько непохожи, что при встрече носители едва ли смогут понять друг друга.

ОГОНЬ ИЗ ДОМАШНЕГО ОЧАГА НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПЕРЕДАВАТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Особого внимания заслуживает древнейшая юкагирская письменность, основанная на пиктографических обозначениях, схожих с индейскими письменами. Женщины часто использовали эти рисунки для любовных посланий. Современные юкагиры говорят в основном на русском и якутском языках, владение юкагирским — большая редкость в наши дни.

Традиционная религия юкагиров — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, вере в духов и культе предков. Важную роль в жизни юкагиров играл культ огня, поэтому в особом почете был домашний очаг: из него нельзя было передавать огонь чужим людям. Пламя олицетворяло солнце, поэтому в знак признательности очаг регулярно «подкармливали» мясом, рыбой, а также сладостями.

Важным праздником для юкагиров был Шахадьибэ, что значит «сбор всех племен», «общее собрание». Он также связан с культом солнца. Это торжество играло важную объединяющую роль и было призвано задобрить духов предков. В этот день мужчины соревновались в силе и ловкости, а позже все члены общины жгли костры, над которыми шаманы читали специальные молитвы.

Современные нижнеколымские юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством и коневодством, верхнеколымские — огородничеством и клеточным звероводством. Несмотря на глобализацию, юкагирам удалось сохранить черты своей самобытной культуры и традиции предков до сегодняшнего дня.

Фотографии на странице: Александра Марчук/geophoto.ru, издательство «Кириллика» и Ассоциация КМНС и ДВ

Источник: hraniteliarktiki.ru

Где живут юкагиры

Юкагиры — почти исчезнувший северный народ, сейчас живущий преимущественно в Якутии. У них свой язык, самобытная культура, заметно отличающаяся от других северных этнических общностей. «Лента.ру» рассказывает о традициях и истории этого народа.

Сейчас юкагиров очень мало, они почти забыли свой язык и культуру. Но когда-то они были одним из первых уральских народов, переселившимся на северо-восток материка.

Юкагиры - почти исчезнувший северный народ, сейчас живущий преимущественно в Якутии

Современные юкагиры живут в Якутии, в Нижнеколымском и Верхнеколымском районах, а также в Магаданской области. Но еще в XVII веке их племена селились от реки Лены до устья реки Анадырь, где их и застали первые русские экспедиции. О юкагирах узнали после похода служилых людей 1639-1640 годов к северным рекам, а впервые они упоминаются в докладных казачьего десятника Е. Бузы, совершившего путешествие к реке Чондон в 1639 году.

Читайте также:  Как сделать правильно отводной поводок на окуня

Тогда юкагиры вели первобытный полуоседлый образ жизни — охотились на оленей и лосей ради мяса и шкур, занимались рыболовством. Оленеводов среди них было мало, а там, где они были, этих животных в основном использовали для транспортировки людей и грузов.

Как отмечал Йохельсон, юкагиры жили родами, причем необязательно кровными — обычно род образовывался несколькими семьями на основе географической близости расселения, но в него могли входить и просто пришлые люди, ведущие совместное хозяйство. Главными в таком объединении были старейшина, шаман, богатырь и первый охотник.

Старейшину не выбирали всем родом, им становился либо самый старый, либо самый авторитетный пожилой член племени. Он занимался хозяйственными вопросами, решал споры и хранил обычаи. Это звание передавалось по наследству по женской линии.

Шаман ограждал от влияния злых духов, причем даже после своей смерти. Его череп водружали на деревянного идола, и фактически превращали в бога. Богатырь защищал род от врагов — это звание не наследовалось, богатырем признавали самого сильного в племени. Главный охотник был обязан снабжать сородичей шкурами и мясом, но задачи себе он самостоятельно ставить не мог — им руководил старейшина, ведь все хозяйство было подчинено ему.

Помимо узкого понятия рода, существовало еще и широкое — все племена, жившие вдоль одной реки, считали друг друга родственниками. Ежегодно они съезжались все вместе — играли, плясали, развлекались, совещались и просто общались. Это было чрезвычайно важно: здесь заключались союзы взаимопомощи и обороны от общих врагов.

В отличие от чукчей, чья воинственность широко известна, юкагиры считались самым слабым народом Арктики. С этим, впрочем, сами они не соглашались, ведь в их преданиях множество свидетельств воинской доблести. Косвенно говорит об этом и расселение северных народов к XVII веку — коряки и чукчи к тому времени были вытеснены юкагирами к краю материка.

Юкагиры помогали русским колонизаторам в походах против других местных народов. Однако в результате этих военных авантюр их численность сильно сократилось, что позволило чукчам впоследствии сильно оттеснить юкагиров, захватив у них охотничьи угодья.

Колонизаторы, однако, относились к этому народу как к расходному материалу. Возводили поселения в местах, где местные обычно устраивали стоянки для охоты и других видов промысла. Результат такой политики — регулярный сезонный голод у юкагиров. Введение государственных повинностей способствовало дальнейшему их обнищанию — ведь за долги отбирали любые предметы обихода, в том числе и лодки, кормившие этих людей.

Юкагиры с их полуоседлым образом жизни были ближе по духу русским поселенцам, чем другие народы Севера. Это привело к культурной ассимиляции, особенно ускорившейся в XVIII веке, с массовым крещением аборигенов. Благодаря христианизации, юкагиры могли заключать браки с русскими и вливаться в местную старожильческую общину.

В XIX веке стал исчезать юкагирский язык. Земли, опустевшие от голода и эпидемий, занимали якуты и эвены. Выжившим юкагирам приходилось приспосабливаться и обучаться языку чужаков.

Сейчас количество представителей этого народа оценивается примерно в 1100 человек. Как показала этнографическая экспедиция в Среднеканский район Магаданской области, прошедшая в 2011 году, местные юкагиры (особенно мужчины) не спешат заключать браки, и многие из них даже не имеют среднего образования.

Юкагирская культура здесь находится на грани исчезновения. По данным исследователей, лишь считаные проценты местных юкагиров могут говорить на своем языке или способны хотя бы вспомнить несколько слов на нем, хотя все заявляют, что хотели бы им владеть и он для них важен.

Ни один юкагир из этого региона не занимается традиционными промыслами постоянно, и большинство не знает о фольклоре и обычаях своего народа. Они принимают участие в районном празднике, для которого необходимо шить традиционный костюм, но сведения о том, как это делать, черпают из интернета.

При этом все они хотят знать свою культуру, чтобы ее изучали и их дети. Но пока эти знания остаются уделом стариков, которые скоро покинут этот мир.

Источник: milli-firka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...