Ненцы – народ, который живет на самом «краю земли», на полуострове Ямал и землях северо-запада России. Их быт сохраняется неизменным на протяжении 8000 лет. Интересные факты об образе жизни самого многочисленного из коренных народов Севера – в материале 24СМИ.
Кто они: ненцы или самоеды
В тундровых районах, прилегающих к Северному Ледовитому океану, живут коренные народы, называемые самоедами или самодийцами. Всего выделяют пять самодийских групп:
- ненцы;
- энцы;
- нганасаны (устаревшее название – «тавги»);
- селькупы (остяки);
- камасинцы.
В их образе жизни много общих черт, но есть и отличия. Поэтому все ненцы относятся к самоедам, но не все самоеды – это ненцы. Ненецкие кочевники мигрируют со стадами оленей от восточного побережья Белого моря до полуострова Таймыр.
Ненцев делят на евразийских и азиатских, тундровых и лесных, отмечая различия в языке, образе жизни и культуре. Европейские живут в Ненецком автономном округе Архангельский области, азиатские — на Ямале, в Ханты-Манскийском автономном округе, Красноярском крае. Лесные – жители междуречья Енисея и Оби. Тундровые живут в тундрах Кольского полуострова и в низовьях Енисея.
Как живут Эскимосы. Иглу. Еда. Гигиена. Охота. Рыбалка | Факты
Происхождение и антропология
По антропологическим признакам ненцы относятся к уральской контактной малой расе. В них сочетаются признаки европеоидов и монголоидов, и чем дальше на восток, тем ярче выражены признаки монголоидности.
В 1994 году ученым встретилась группа кочевников, почти не имеющая контактов с внешним миром. Они использовали инструменты и сани, аналогичные найденным в археологических раскопках, датируемых 8000-летней давностью. Учитывая схожесть саней и инструментов, ученые сделали вывод, что образ жизни кочевья тоже не менялся на протяжении всего этого времени.
Внешний вид ненцев:
- невысокий рост (для мужчины средний – 158 см);
- коренастое телосложение;
- широкое плоское лицо с коротким выступающим носом;
- волосы прямые и густые; цвет – черный или темно-коричневый;
- борода почти не растет;
- глаза черные или карие;
- кожа смуглая.
По вопросу расселения древних самоедов на территории Саянского нагорья приняты две теории.
Первая гласит, что самоеды приполярной зоны двинулись на юг, заселяя Саяны и Алтай (теория Страленберга). Вторая диктует противоположный путь миграции: тюрки вытеснили с Саянского нагорья племена протосамоедов, отчего те отступили к берегам Северного Ледовитого океана, где встретились с аборигенами Арктики. Так появились современные ненцы.
Некоторые исследователи считают, что таинственные сихиртя из мифов саамов были тем местным народом, с которым пришельцам с Саян пришлось вступить в контакт.
Ненцы — миллионеры. Сколько стоит 1 олень | Факты
Численность
Ненцы считаются самым многочисленным малым народом России. По данным переписи 2010 года, в стране живет 44,8 тысячи ненцев. Из них от 10 до 35 тысяч ведут кочевой или полукочевой образ жизни.
В отличие от скандинавских саамов, пересевших на снегоходы, российские ненцы следуют по традиционным маршрутам миграции на оленьих упряжках. В безлесой тундре на полуострове Ямал летом живет около 50 ненецких групп численностью от 12 до 50 человек. Осенью они мигрируют под защиту таежных лесов. У каждой группы есть своя закрепленная за ней территория.
Их традиционное занятие – крупностадное оленеводство. Всего в стадах Ямала насчитывается до 500 тысяч оленей. Рыболовство здесь менее развито.
Ненецкие олени
Олень – основа жизни коренных народов Севера. Дикого оленя они называют «илебц», что означает «дающий жизнь». Олень – источник пищи, покрытия чума, одежды, предметов быта. В оленьи шкуры заворачивают младенцев и умерших. Кости используют для создания пуговиц, рукоятей ножей, а из сухожилий делают крепкие нити для соединения деталей национального костюма, лодок и шкур, покрывающих жилище.
На вожака упряжки оленеводы полагаются как на навигатор. Если потерял дорогу, то предоставь право выбора пути вожаку. Когда олень колеблется или чихает, пастух ищет другой путь. В ненецкой мифологии олень также предупреждает хозяина об опасности, как богатырский конь в русских народных сказках.
Большую часть дня пастух проводит за отловом оленей, отошедших от стада слишком далеко. Собирая животных, он пользуется арканом и привлекает собак. Но даже если олень забредет в чужое стадо, хозяин сумеет отличить его по ушам и характерным отметинам на шкуре животного.
Говорят, что пастухи никогда не считают оленей. Это считается плохой приметой.
Собаки Сибири
Ненецкая лайка (оленегонный шпиц) – древнейшая аборигенная порода, выведенная людьми в эпоху палеолита. С того момента она практически не изменилась. Высота в холке – 40–52 см. Длина туловища – 102–104 см. Шерстяной покров грубоватый, упругий разных окрасов – серый, рыжий, белый, черный.
Морда умеренно вытянутая, уши стоячие.
Интересно, что происходит ненецкая лайка из Центральной Европы. Оттуда она отправилась со скандинавами на север, а затем вместе с племенами саамов пошла дальше к ненцам. Долгое время ненецкая линия не контактировала с другими породами, поэтому внешность и не менялась.
Самоедская собака выведена из ненецкой лайки. Генетическое исследование останков двух собак, захороненных 100 лет назад, показало, что они связаны с другими изученными образцами возрастом 850 и 2000 лет. Ученые сделали вывод, что линия самоедской лайки на полуострове Ямал сохраняется непрерывной уже пару тысячелетий.
Ослепительно белые самоедские собаки используются для выпаса оленей и участвуют в охоте на медведей. Они путешествовали в экспедиции Фритьофа Нансена к Северному полюсу в 1893–1896 годах.
Кроме функций пастуха и погонщика, самоедская собака выполняет функции няньки. Ночью ее оставляют спать рядом с маленьким ребенком, чтобы поддерживать тепло. Считается, что если обнять самоеда, то он замрет, чтобы не беспокоить спящего.
Ненцы не запрягают самоедов в упряжки. Культурные традиции запрещают это делать.
Быт ненцев
Кочующие народы строят переносные жилища. У ненцев это чумы, строительство которых – обязанность женщины. Летом строительница собирает чум за 30 минут, зимой – за 1 час.
В основе чума – очажный круг. Он считается входом в поземный мир. После того как семья съедет с места проживания, след от очажного круга остается на земле. Каждая ненка знает, что второй раз строить чум на этом месте нельзя ни при каких условиях.
«Квартировладельцем» тоже является женщина. Чум достается ей в приданое от родителей. Строится из 40 жердей и покрывается 65–75 оленьими шкурами. Чтобы их не рвал ветер, шкуры сшиваются в полотнища, называемые «нюками». Диаметр традиционного жилища – 8 метров.
В центре чума стоит основной опорный шест – симзы. Он священен. По шесту поднимается дым от очага к отверстию в крыше и отправляются на подвиги герои ненецких легенд.
Есть в чуме и женское место. Это зона очага. Женщина – хозяйка огня. По поверьям, хозяйка чума умеет прорицать, глядя на пламя, цвет дыма и слушая треск поленьев.
Чтобы не замерзнуть, ненцы надевают шубы, которые называются паркой (женская) и малицей (мужская). Они различаются кроем и типом. Малица – сплошная и шьется мехом внутрь. Парка – распашная, с мехом внутрь и наружу. Женскую одежду дополняют орнаментом из кусочков меха, вышивкой и металлическими украшениями.
В XX веке название «парка» пришло в английский язык из быта северных народов. Оценив удобство и характеристики одежды, в 1950-х в США создали специальные парки для арктических летчиков, вписав швейные достижения северных народов в историю военной одежды. В СССР такие же куртки получили название «аляска».
Мыться на Севере сложно, но есть и другая причина для негативного отношения к гигиеническим процедурам. Олени узнают хозяев по запаху. Мыло скроет привычный аромат тела, и олени не подпустят близко «чужого». Ненцы считают, что мех парки впитывает пот и жир, а загрязненные ворсинки отламываются – и этого достаточно.
Ремесла и хобби
Ненецкое изобразительное искусство проявляется в резьбе по дереву. Ненцы создают деревянные скульптуры духов и предков. Украшают предметы быта инкрустацией оловом по дереву, резьбой по бивням и костям животных.
Воспитание
День рождения у ненцев празднуется один раз в жизни – по фактическому рождению ребенка. Его семье дарят оленя и больше к вопросу празднования не возвращаются.
До того, как ребенок начнет ходить, он содержится в люльке. Начиная с 3–5 лет дети помогают родителям, выполняя посильную работу. Для развлечения мальчики используют оленьи рога и играют в гонки на оленьих упряжках. Девочкам мастерят кукол. Голову куклы делают из птичьего клюва, одежду – из лоскутков. Куклы без лица известны многим древним народам.
По поверьям, отсутствие лица не позволяет нечистым духам вселиться в игрушку и навредить ребенку.
В 7 лет мальчик умеет готовить упряжь, ловить оленя арканом и управлять нартами. Девочка учится разводить огонь, готовить хворост для очага, шить.
Школьное образование – проблемный вопрос для кочующего народа. В советское время при школах организовывали интернаты. Детей собирали в стойбищах и привозили в учебное заведение, где они жили и учились до мая, а затем развозили по домам.
Ненцы отмечали, что в результате такого обучения ребенок терял навыки тундровой жизни, а потому оно несло больше вреда, чем пользы. Конфликт интересов привел к появлению кочевых школ. Сегодня вопросы организации обучения остаются на контроле местных властей.
Язык и письменность
Ненецкий язык относится к уральской языковой семье, к ее самодийской ветви. Европейские ненцы чаще пользуются русским языком для общения, а азиатские – ненецким. Ненецкий язык делят на 11 диалектов. Этому способствует низкая плотность населения и большие территории, по которым кочуют оленеводы. Между тундровым и лесным ненецким имеются фонетические различия.
Что касается письменности, то ненцы пользовались пиктографическим письмом. Первая попытка создать письменность относится к 1830 году, когда архимандрит Вениамин Смирнов опубликовал ряд богословских текстов, основываясь на латинице.
Следующую попытку внедрить письменность на основе латинского алфавита предприняло советское правительство в 1932-м, а затем в 1937 году – еще одну попытку создать письменность на основе кириллицы. Сегодня используется написание на кириллице. Ненецкая издательская продукция состоит из учебников для начальных классов и некоторых произведений классиков.
Питание и кухня
Тип питания ненцев – белково-липидный, т. е. вся пища, попадающая в организм, состоит из белков и жиров. Это сырое мясо оленей, кровь, рыба. Поедание парного мяса считается праздником. То мясо, что не съедается сразу, замораживают в вечной мерзлоте сибирского грунта и хранят. Зимой едят замороженную оленину – строганину.
Если нарезать мясо некогда, то замороженную рыбу разбивают ударом о стол на съедобные кусочки. Такое блюдо называется колотушкой.
Особый деликатес – молодые рога оленя (панты). Их обжигают на огне, очищают и съедают. Кроме того, панты – народное лекарственное средство. Рога растирают в порошок и дают пить ослабленному больному вместе с водой.
Растительной пищи в рационе ненцев мало. Женщины собирают таежные ягоды: морошку, голубику, бруснику. Варят из толокнянки альпийской кашу.
Не едят грибы. Их считают пищей оленей. Считается, что грибов в тундре не так много, чтобы хватило людям и оленям. Также не едят чаек. По ненецким поверьям, чайки – священные птицы.
Ген Чингисхана
Алкоголь неодинаково действует на представителей разных народов. Считается, что монголоидные расы спиваются быстрее, чем европеоидные, из-за так называемого «гена Чингисхана». Он не позволяет расщеплять токсины, в которые трансформируется алкогольный напиток.
Ученые Сибирского института цитологии считают, что это неправильное объяснение. Они видят проблему в особенностях климата. Чтобы усваивать жиры и не мерзнуть на морозе, организм самоедов стал вырабатывать более жидкую кровь. Она быстрее вбирает токсины.
В рационе коренных народов действительно отсутствуют алкогольные напитки и нет привычки их употребления. Но предрасположенность к алкогольной зависимости создает отсутствие углеводов.
Что касается гена Чингисхана, то в 2003 году исследования генетиков показали, что в мире живет много прямых потомков грозного завоевателя (носителей Y-хромосомы, передающейся по отцовской линии): 1 из 200 мужчин. Но они сосредоточены там, где простиралась Империя Великих Моголов. Среди соседних с Россией государств такая Y-хромосома есть у казахов, киргизов, монголов, уйгуров, узбеков. У ненцев и других самоедов такого гена нет.
Религия и обычаи
Религия ненцев – шаманизм. Шаман – защитник и посредник между духами и людьми.
Вселенную создал бог Нум. Она состоит из 3 «этажей»: верхнего, среднего и нижнего миров. Нум правит верхним миром. В среднем живут люди и духи природы. Ненцы верят, что деревья, горы, озера и реки населены духами.
Подземным миром правит дух смерти и болезней Нга.
Чтобы Нум защищал людей от Нга, ему приносят жертвы. Особенностью религии кочевых народов Сибири является практичность. Если на человека обрушились беды, то духи плохо его защитили. В наказание человек прекращает приносить им жертвы до тех пор, пока духи не исправятся.
Ненцы верят, что нельзя играть со стихиями: водой, огнем. Нельзя протыкать землю металлом или рыть ее. Девушкам нельзя заходить на мужскую половину чума, а мужчинам – на женскую. Нельзя помогать хозяйке убирать посуду или мыть – так из дома воруют благополучие. За столом запрещается петь песни.
Интересны ненецкие представления о загробном мире. Там человек живет ту же жизнь, что прожил на земле, только с обратным отсчетом. Поэтому во время обряда погребения покойнику в гроб клали не новые вещи, а старые: сломанное оружие, перевернутые нарты. На том свете они станут новыми и полезными.
Известные ненцы
Среди представителей кочевого народа встречаются и те, чьи имена обрели ту или иную известность на просторах России. Например:
- Анастасия Лапсуй – ненецкий кинорежиссер советского периода. Она сняла более 10 фильмов о ненцах и коренных народах Сибири. Ее работы удостаивались наград на международных фестивалях.
- Константин Панков – художник-пейзажист первой половины XX века, этнический ненец. Писал картины из жизни охотников и мифологии коренных народов. Погиб в 1942 году на Волховском фронте.
- Юрий Велла – писатель, поэт и эколог. В 1990-м выступал против разработки месторождений нефти и газа на Ямале.
Ненцы действительно могут пострадать от деятельности по добыче полезных ископаемых. Но стоит помнить, что за последние 200 лет они сталкивались с попытками сделать их оседлыми, коллективизацией и влиянием изменений климата на растения и животных. Судя по численности, ненцы научились адаптироваться к изменениям лучше, чем любая другая группа коренных народов.
Источник: 24smi.org
Олень — основа жизни
полярного кочевника
Характер сезонных кочевок северных оленей зависит от численности оленей, режима снежного покрова и состояния пастбищ. Общее направление кочевок, пути, по которым идут олени во время миграции, места переправы через реки отличаются большим постоянством. Дальность миграций северных оленей — от 200 до 750 км. Осенние откочевки начинаются в сентябре и заканчиваются в ноябре
В.В. ЕРШОВ
кандидат политических наук,
руководитель представительства администрации
Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге
На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношения людей с окружающим миром. Чтобы стать кочевником, нужны чрезвычайные обстоятельства. История свидетельствует, что человек — существо, ведущее оседлый образ жизни.
Основная причина переселения человека в глубокой древности — истощение ресурсов в прежнем ареале обитания и межплеменные конфликты на этой почве. Так было и так происходит до сих пор. Человек шел и оседал там, где ресурсов (в том числе ресурса безопасности), по его мнению, было достаточно. Один совершенствовал процесс охоты, другой — земледелия, а кто-то продолжал путь в кочевье. Территория охотника больше, чем у земледельца, у кочевника — она без границ.
Северные народы — ненцы, манси, ханты, селькупы, кеты, коми, эвены, чукчи — занялись оленеводством. Однако в этом процессе есть свои тайны. Например, чукчи в свое время научились у эскимосов морской охоте, но те, в свою очередь, не переняли у чукчей искусство оленеводства.
Борьба за ресурсы, безопасные условия жизни в сочетании с «комфортной иррациональной средой» толкали предков этих народов все дальше и дальше на Север, который привлекал могучим безмолвием, простором чистой природы и требовал от людей такой же чистоты помыслов. Не поэтому ли северные коренные народы так легко и пластично сочетают веру в духов и христианскую или буддийскую религию.
Автор статьи много лет наблюдал обряд эвенских охотников перед выходом в тайгу на промысел зверя. Несколько дней подряд они по утрам собирались и детально обсуждали виденные ими сны, будучи людьми православными. Только после многодневного анализа они принимали решение, когда куда идти и какого зверя промышлять. При этом результат, как правило, был стопроцентным.
Жизнь северного кочевника требует от каждого упорства и трудолюбия, крепкой воли и сплоченности, взаимопонимания и открытости.
Особое место в жизни любого кочевника, в том числе и северного, занимает жилище. Человек всегда рассматривал дом (пещеру, юрту, чум, избу) не только как жилище, в котором он занимался трудом, поддерживал очаг, ел пищу и растил детей, но и как место восстановления своих духовных сил, место, где мужчина снимал доспехи после битвы с врагом. Женщина же насыщала дом внутренним духовным теплом, притягивающим к себе и создающим покров семейного очага.
В этом им помогали не столько стены, сколько система ценностей, унаследованных поколениями и привносимых в жилище всей семьей, состоящей из близких не только по крови людей, но и по духовному состоянию.
Традиционным домом для ненцев является чум. Он имеет коническую форму, которая хорошо подходит к открытым пространствам тундры: эта форма устойчива при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как снег скатывается легко, не задерживаясь. Любой предмет кочевого быта доведен до совершенства.
В чуме всегда прозрачный воздух, дым от очага висит у самого верха, у дымоходного отверстия. Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума и через несколько минут вместе с теплом поднимается вверх.
Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и, как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху. Летом же ее не могут преодолеть комары и гнус. Роль чума необычайно велика. Поэтому его стилизованное изображение — основной элемент орнамента, который используется для украшения одежды, обуви, сумочек, покрывал на женской оленьей упряжке.
Главный элемент конструкции чума — шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит не одно десятилетие. Шесты заготавливают в зимний период из очищенных стволов деревьев длиной около 5 м (бывают до 7— 8 м). Затем заготовки обрабатывают так, чтобы они утолщались к середине. Каркас чума собирается из 40—50 шестов.
От числа шестов и их длины зависят размеры чума. Чем больше шестов, тем вместительнее чум.
Для покрытия чума ненцы используют покрышки (по-ненецки нюки), которые сшиваются из шкур взрослого оленя нитками из сухожилий. Такие нитки очень прочные. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние — покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние — мехом наружу. Покрышки изготавливают из шкур, снятых зимой; для пошива одной используется около 60 шкур. Пошив и выделка шкур входит в обязанности женщин.
Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины, при этом учитывается близость озера или реки, наличие сухостоя для отопления чума и ягеля для кормления оленей. Каждая новая перекочевка сопровождается разборкой чума. В день перекочевки обитатели чума встают раньше, чем в обычные дни. Мужчины проверяют исправность упряжи, нарт. Женщины развязывают и снимают покрышки чума.
На специально отведенную нарту укладывают доски, печку и женскую обувь. В нарту для перевозки вещей укладывают стол, чайники, котлы, ведра. Постельные принадлежности, одежду, мужскую и детскую обувь укладывают на отдельную нарту. Затем чум разбирают и убирают шесты. Мужчины подготавливают стадо оленей для перекочевки.
Разбор чума и перенос его на новое место обязателен во время эпидемий, а также как элемент ритуала при рождении ребенка и в обряде похорон.
В чуме большое значение имеет очаг, и доброе пожелание звучит так: «Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это пожелание является символическим, оно означает: «Пусть не закончится ваш род». Культ открытого, «живого» огня — один из важнейших у ненцев, как и у других кочевников, он имеет очистительную функцию от злых духов.
Место между приспособлением для подвешивания котла и очагом считается священным местом в чуме. Это пространство не разрешалось переступать женщинам. Это место, где сидит шаман во время шаманского обряда, вокруг шеста обносится его бубен.
В зависимости от назначения, все предметы быта находятся в специально отведенных местах. Место противоположное от входа в чум называется синя. Там находится мужская половина, где хранятся мужская обувь, инструменты, боеприпасы. В центре чума место для очага — ту мю. Справа и слева от него располагается постель (ваав), одеяла (тон’) и подушки, уложенные на шкуры вдоль стены чума.
Белые быки. Летняя окраска меха северных оленей — кофейно-бурая или серо-бурая. Зимняя окраска более изменчива, от довольно темной до белой. Олени Крайнего Севера окрашены наиболее светло, лесные олени — темнее.
Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев, это может принести зло мужчине и его вещам.
Специфические особенности природной среды обитания, кочевой образ жизни и абсолютная зависимость от сил природы способствовали формированию у коренных жителей тундры экологического календаря. В основу народного календаря природы легли смена времен года, цикличность природных явлений, а также хозяйственных и промысловых занятий.
На протяжении веков из поколения в поколение передавались традиции бережного отношения к окружающему миру. Ненцы никогда не брали от природы больше, чем необходимо для пропитания и проживания.
Традиционный уклад жизни ненцев, которые являются одним из крупнейших арктических этносов, состоит из двух полугодий и шести сезонов. Началом календарного года считается зима.
Жители тундры к этому времени прошли все трудные испытания: время отела, комариную пору, период оводов, брачный сезон оленей. Наступает пора относительного покоя, стабильности.
Январь и февраль в тундре — время самых сильных морозов. Олени спешат снять окостеневшие рога, а на их месте образуются наросты — яра. Глубокие снега, короткие дни, темные ночи, мрак которых разгоняют вспышки северного сияния.
Резкие порывы морозного ветра обжигают лицо, прерывают дыхание, слепят глаза, но ненцы выработали надежные способы, которые помогают ориентироваться в снежной пустыне. Они знали о существовании господствующих ветров, замечали, в каком направлении ветер вытягивает снежные заструги, в ту же сторону он кренит и торчащие из-под наста верхушки кустов, ориентирует нарастающие на них сосульки.
Поэтому, отправляясь в путь, они замечали угол своего движения относительно застругов. Но если путник попадал в метель, то после нее он не мог разглядеть ни застругов, ни веток. С началом пурги он останавливался, запоминал, по возможности точнее, куда дует ему ветер — в лицо или в спину. Когда пурга стихала, двигался дальше по направлению к ветру так же, как и прежде. Если надо было подсказать путь идущим следом, использовал веточки, которые втыкал в снег и, подражая ветру, наклонял их в сторону своего движения.
У ненцев существует целый ряд примет. Например, если северное сияние раскинулось посреди неба — это к плохой погоде, а если оно на северной стороне — к хорошей. Ухудшение погоды, метель предвещают собаки, валяющиеся в снегу, и олени, сгруппировавшиеся в одном месте. В зимние месяцы оленеводы добывают песцов, зайцев, куропаток, белок.
В марте природа и люди вступают в цикл более активной жизни. В этом месяце олени, утомленные солнцем, бывают вялыми до самого вечера. Эту вялость у них снимают последние мартовские морозы. Во время зимних и весенних морозов олени всегда подвижны, так они сохраняют тепло, набирают энергию.
Оленеводы, заметив среди прирученных оленей подходящего для передового в упряжке, именно в эти дни начинают его тренировать, пока у него молодые рога и малейшее прикосновение к ним вызывает сильную боль. Передовой олень, прирученный в это время, будет надежным в пути, никогда не собьется с дороги.
В апреле в оленеводстве заканчивается зимний сезон и начинается весенний. Появление первого олененка связывается с наступлением весны, поэтому его рождение — торжество в семьях и в оленьем стаде. Первый олененок всегда рискует, потому что апрельские морозы и бураны могут лишить его жизни, если он не сумеет встать на свои тоненькие и слабые ножки по истечении суток.
Но обычно первый олененок — дитя сильной важенки — противостоит злым натискам природы. После его рождения еще две недели в стаде будет спокойно: олени днем ленивы, тихи, сонливы от солнца. В середине апреля, после «Вороньего дня», стада начинают покидать места зимовки и двигаются к местам отела важенок. На Севере, не только российском, ворон — священная птица, он символ мудрости и высокой организованности.
Традиционным домом для ненцев является чум. Он имеет коническую форму, она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах
В мае начинается отел оленей. Кругом еще снег, дуют сильные ветры со снегопадами, часты морозы. В больших стадах ежесуточно рождается по 20—40 оле-нят. Есть приметы, связанные с весной и рождением оленят. Если первым в стаде родится теленок-важенка, то олени будут здоровыми, будет хороший год, а если бычок — будет много рыбы.
К концу месяца обнажаются бугры, появляются проталины, возникают промоины во льду при впадении рек в озера. Хорошая погода в апреле и мае бывает нечасто. Сильные ветры со снегопадами и морозами наносят огромный урон стаду, принося гибель многим новорожденным телятам. В это время выпас больших стад производится двумя группами: ездовых оленей и важенок.
От отела зависит благополучие всего года. Ни одна другая оленеводческая пора не вызывает у пастухов столько переживаний, как отел. По убеждению ненцев, только у хорошего хозяина олени родятся в изобилии и красивыми.
Июнь — месяц гнездования. Для оленеводов он является временем относительного спокойствия. Завершается отел, открываются из-под снега пастбища и еще не докучают комары. Российская приарктическая тундра создает за короткое лето биомассу равную биомассе амазонской сельвы в течение года.
В начале июня телятся последние важенки. Таких оленят ненцы называют авок. Важенки норовят отказаться от этих оленят, поэтому выживших считают даром природы, посланным на счастье и радость. Их выхаживают, ни в чем им не отказывают и ни в коем случае не забивают. Первое время такие оленята проводят в чуме.
В этот период кочевники с утра до вечера находятся около распакованных зимних багажных нарт — просушивают и чинят зимние вещи и одежду.
В июле пастухи пристально следят за приметами лета: для оленевода сильный летний ветер, даже с дождем, представляется хорошим, поскольку он избавляет оленей от комаров и зноя. Тихая погода для оленеводов оказывается сущим адом из-за обилия комаров. Оленевод считает хорошей погодой не ту, что приятна ему самому, а ту, что полезна его оленям. Это подтверждение того, что олень — основа экологической среды, в которую пластично интегрируется человек, а не наоборот. Не человек управляет стойбищем, как хочет, а он гармонично соединяется со стадом и живет внутри его.
В сильную жару олени от измождения либо ложатся на сырой мох, либо бродят вокруг водоемов. Оленеводы на комариный период перекочевывают на обдуваемое ветрами арктическое побережье, сооружают дымокуры. На этот же срок приходится линька оленей, отчего они, заеденные гнусом и покрытые свалявшимися лохмотьями старой шерсти, заметно «теряют лицо». В начале августа годовалые оленята начинают бегать больше других в поисках теплого места, прячутся за кустами, высокими кочками. Ведь новая шерсть еще коротка и недостаточно защищает от ветра.
Каждая перекочевка сопровождается разборкой чума. Постельные принадлежности и одежду укладывают на отдельную нарту
В это же время ставят метки на ушах оленей, продолжают приучать к загону и упряжке прошлогодних быков-производителей. Олени значительно набирают вес, «снимают» остатки прошлогодней шерсти. У ненецких женщин наступает напряженное время: они шьют одежду и делают различную утварь.
В августе у северных оленей прекращается рост рогов и начинает сдираться бархатистая кожица, покрывающая рога. Олени сами стремятся ускорить чистку рогов от кожицы, для чего трутся рогами о кусты. Первыми начинают чистить рога взрослые самцы, за ними молодые, а затем яловые самки и важенки с телятами.
В сентябре день за днем льют осенние затяжные дожди. Во время кочевки оленеводы стараются расширять пастбища с обильным кормом, оставляют на пути движения огромные участки земли, богатые ягелем, нетронутыми — для других оленей, которые пойдут вслед за ними.
Северные олени покидают открытые тундровые пространства в октябре. В это время все звери сменили летний наряд на зимний. Волос стал длинным, крепким, подшерсток — густым и плотным; меняется его цвет. В это время пора подрезать передние ответвления рогов у сильных быков, чтобы они не изувечили друг друга, молодых отцов и важенок. По отросткам на рогах определяется возраст оленя.
По росту рогов ведется счет годового времени. Не случайно среди сезонов и месяцев отмечаются периоды чистки оленями рогов, потери рогов оленями-самцами, прорастания рогов. Для оленеводства символом лета является «рогатость» стада, зимы — комолость. В ноябре олени стараются держаться ближе к чумам: пуржит тундра.
Декабрь ненцы называют «месяцем большой темноты». На тундру опустилась полярная ночь. С каждым днем мороз нарастает. Оленьи стада на зимовку откочевывают на юг. Последний день месяца большой темноты завершает год.
Источник: geo.1sept.ru
где живут олени
А вас конкретно какие олени интересуют? Вот про благородных почитайте
Благородный олень живёт во многих местах мира. Ареал достаточно велик. Это животное можно встретить по всей территории Западной Европы, в Алжире и Марокко, в Южной Скандинавии, Афганистане, Монголии, Тибете, в Юго-Восточном Китае. Наибольшее распространение Cervus elaphus получил в Северной Америке. Завезён в Австралию и Новую Зеландию, Аргентину и Чили.
Там благородный олень акклиматизировался и отлично себя чувствует.
На территории бывшего Советского Союза это животное встречалось в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Невыясненным вопросом остаётся распространение благородного оленя в Среднерусской лесостепи в прошлом. По одним сведениям, он никогда не обитал в рассматриваемом регионе и был акклиматизирован в конце XIX века, по другим — его ареал включал данную территорию, но был здесь полностью истреблён уже к середине XVIII столетия. В настоящее время олени многочисленны в Воронежском и Хопёрском заповеднике, встречаются в других лесах Липецкой и Воронежской областей. В Тамбовской области истреблены в 90-х годах XX века.
Благородный олень предпочитает широколиственные, субтропические и таёжные леса, берега рек и горные альпийские луга. В Саянах водятся маралы, которые живут в верхних пределах лесов, переходящих в альпийские луга. Любимое место обитания изюбра — дубовые леса Сихотэ-Алиня. Бухарский олень предпочитает берега рек, заросли тополей и различных кустарников.
КАКОЙ КРАСАВЧИК
Остальные ответы
Среди нас живут. Каждый десятый — олень, по полной программе.. . )
лесные в лесу, а еще в тундре
Источник: otvet.mail.ru
Там, где живут олени
Осенью прошлого года глава фермерского хозяйства Светлана Гурова получила государственную субсидию в размере 21 миллиона 600 тысяч рублей на создание оленьей фермы. Она стала первой, кто на Тамбовщине занялся промышленным оленеводством. Поскольку в России чистых пород благородного оленя не осталось, поголовье заказали в Германии. На то, чтобы решить все вопросы, связанные с перевозкой скота из-за границы, потребовалось восемь месяцев. В середине апреля в село Подлесное Сосновского района, где расположена оленья ферма, привезли сто маток и пять благородных быков.
Бычок по имени Артёмка
Хотя к строительству фермы приступили ещё в прошлом году, датой открытия оленника считается 7 мая, когда на свет появился первый оленёнок. Обычно оленям присваивают номера, но старший сын хозяйки упросил, чтобы малыша назвали его именем, так и стал бычок Артёмкой.
«Половина маток приехала на Тамбовщину в интересном положении, и сейчас в стаде уже пять малышей, — говорит хозяйка фермы. – Но наш Артёмка не затеряется, мы его всегда узнаем, они, оленята, все разные, как дети».
Из Германии оленей везли на специальных автомобилях. Когда выпустили в вольер, они два дня всем стадом ходили по кругу, обживая территорию. Животные задержались в пограничном карантине, уход за ними там был неважный, и сейчас им требуется время, чтобы восстановить силы. Кормят их два раза в сутки, в восемь утра и в четыре вечера, дают по 800 граммов овса или кукурузного зерна. Ещё олени любят морковь, она появится в рационе зимой, а пока им хватает травы.
Через неделю после отёла телята смогут вместе с матерями подойти к водопою. С месяца начнут кормиться самостоятельно. Матка выкармливает телёнка до шести месяцев. Через полгода подросших самочек и самцов отделят от стада и поставят в отдельные вольеры. В этом возрасте их можно реализовывать как племенной молодняк.
Быкам расти ещё примерно год, пока они не наберут около двухсот килограммов.
Вот ты какой, северный олень
Светлана Неделина родилась в Ханты-Мансийске, где служил отец, военный лётчик. В Тамбов семья вернулась в 1990 году. Шестнадцать лет назад Светлана познакомилась с тамбовчанином Кириллом Гуровым, и с тех пор всё у них вместе — закончили Поволжскую академию по специальности государственное и муниципальное управление. Муж занялся бизнесом, а жена быстро растущей семьёй.
Сейчас у них трое детей. Старшему Артёму шесть лет, Косте два с половиной года, Юлиане восемь месяцев.
Поворот к сельскому хозяйству был вызван тем, что Кирилл, хотя и вырос в городе, дня не может прожить без природы, он страстный охотник и рыбак. Построил домик в Сосновском районе, приобрёл в Подлесном заливные луга — на будущее.
Начинали Кирилл и Светлана Гуровы с разведения маралов, которые завезли из Алтая. Держали их недолго, года три. Тамбовский регион маралам, привычным к резко континентальному климату, мало подходил, они болели, росли затраты на ветеринарное обслуживание. И мясо фермерам не глянулось — качество его ниже, чем у оленей.
«Мы изначально хотели заняться не просто сельским хозяйством, а разводить экзотические виды животных, чтобы это было не только выгодно, но и интересно, — вспоминает Светлана Гурова. – От молочного и мясного животноводства сразу отказались. Чтобы держать коров, требуются солидная кормовая база, крупные вложения на строительство коровников, ветеринарное обслуживание. Олени же не боятся морозов, крыша над головой им не нужна, могут прожить на подножном корме, уход минимальный, прививка только раз в год. Смотрели сначала пятнистых оленей, но оказалось, что это агрессивные животные, и выход мяса невелик. Выбрали благородного оленя».
Благородных оленей специалисты считают частью экосистемы. И олени, и луговой ландшафт развивались одновременно. На лугу нет ни одного растения, не съедобного для оленей, — мятлик луговой, лютик едкий, осот полевой, борщевик, пижма и даже мухомор, который они используют как лекарство. А для коров половина травы на лугу несъедобна.
Уникальность оленя ещё и в том, что у него самая маленькая нагрузка на почву, она не превышает 200 граммов на квадратный сантиметр, он не просто удобряет луга, он их восстанавливают. Коровы же не просто вытаптывают луга, они их трамбуют, нагрузка одного животного достигает трёх тысяч граммов.
Советы профессионала
Для организации оленьей фермы Гуровы пригласили профессора, кандидата биологических наук Владимира Тышкевича. Оленья ферма — это его личная разработка. Обустройством оленников и зубропитомников он занимается последние четверть века. Даже проектировал оленью ферму в Аргентине — для русских эмигрантов, решивших заняться оленеводством. Помимо фермы в Сосновке, он в настоящее время разрабатывает крупный олений питомник в Туле, затем отправится на Дальний Восток.
«Оленеводство – истинно русское занятие, начинали его сотни лет назад староверы, — рассказывает Владимир Тышкевич. — В двадцатом веке оленеводство в России шагнуло на новый уровень, в стране было создано сотни, если не тысячи оленников. В восьмидесятые годы благородных оленей завезли на Тамбовщину. Но спустя десятилетие всё рухнуло, оленей в тамбовских лесах истребили браконьеры. И только сейчас начинается возрождение отрасли».
Под руководством профессора Тышкевича за селом Подлесное за несколько месяцев построены ветеринарно-сортировочный цех, сенохранилище, зерносклад, загоны для скота, огороженные специализированной сеткой высотой в два с половиной метра, и административно-бытовые помещения. Заканчивается строительство водокачки.
Вся территория фермы поделена на три загона. Самый главный из них – домашний, он и расположен в центре. Здесь оленей кормят, сюда они возвращаются в случае опасности. Быков держат в отдельном вольере, они набираются сил перед осенней страдой.
Хребет любого оленника — коридор управления, проходящий через все вольеры. Он позволяет забрать животных с любого загона и перегнать их на ветеринарный пункт.
Общая стоимость инвестиционного проекта — более 60 миллионов рублей. Основные затраты уже сделаны. Но фермеры планируют ещё завозить поголовье, чтобы с учётом молодняка довести стадо до 500 голов, а значит, потребуются средства на новую партию. Гуровы поставили задачу создать племенное хозяйство. Со временем на каждого из родителей заведут родословные книги.
Молодняк благородного оленя востребован и в России, и в ближнем зарубежье.
Бабье царство
Гуровы приезжают на ферму всей семьёй, старшие дети помогают кормить оленей, Светлана занимается отчётностью, Кирилл контролирует ход строительства.
«На оленей просто приятно смотреть — от них исходит аромат благородством, — убеждена Светлана. – Грациозные, умные, добрые животные. Когда наступают роды, матка отделяется от стада, выбирает место рядом с кустарниками, чтобы телёнка не затоптали. Агрессия проявляется только, когда надо сосунку угрожает опасность».
В оленьем сообществе царит матриархат. Даже если бы самцы постоянно обитали в стаде, они бы тоже подчинялись матке. Обычно правит самая старшая олениха. Но если она по какой-либо причине не родила телёнка или не сберегла его, то сразу теряет свой статус. Маткой становится та, которая в этом году первой принесла оленёнка.
Оленье стадо из Германии примерно одного возраста, и матки в нём пока нет. Скорее всего, ей станет олениха, телёнка которой назвали Артёмкой.
«Олени нас уже узнают, хотя и держат дистанцию, — говорит хозяйка фермы. — Они подходят, завидев светлый «Джип», на котором привозят мешки с зерном. Овёс рассыпаем дорожкой. Олени нас не стесняются, но ближе двух метров не подпускают. Только одна олениха, когда корм привозим, сама подбегает к мешку и нетерпеливо тычет мордой: открывай».
Враги оленей
В природе главную опасность для оленей представляют лисицы и собаки, и не только потому, что они переносчики бешенства. Телёнок рождается весом всего около десяти килограммов. Если мать не доглядит, лиса может утащить оленёнка. Чтобы этого не случилось, защитную сетку закапывают в землю на 30 сантиметров.
Двух человек достаточно, чтобы ухаживать за поголовьем, но хозяева вынуждены ещё держать охрану. Оленей привезли утром, а в обед неизвестные подожгли траву в загоне. Фермеры вовремя заметили взметнувшееся пламя, и пожар быстро погасили.
«Как бы ни было сложно, будем налаживать отношения с местными жителями, — говорит Светлана Гурова. — Мы открываем новые рабочие места. Со временем, когда ферма окрепнет, намерены развивать экологический туризм: организовывать экскурсии для школьников и всех желающих увидеть и покормить оленей».
До тех пор, пока не спадёт напряженность вокруг фермы, следить за порядком на обширной территории помогают квадрокоптер с видеофиксацией и камеры видеонаблюдения, установленные по периметру и внутри ограждения.
На вкус и цвет
Основное направление фермы — выращивание племенного молодняка. За границей стоимость самки благородного оленя поднялась до тысячи евро, это 80 — 100 тысяч рублей. За самца-производителя могут запросить и полмиллиона рублей.
Если тёлки пойдут на реализацию и воспроизводство стада, то быки — исключительно на мясо. Оленина – деликатес, редкое по вкусу мясо, и дорогое. В Европе свежая оленина стоит до 20 евро за килограмм, замороженная оленина из Новой Зеландии продаётся по 8 евро. У нас можно купить мясо оленей за 450 — 500 рублей, примерно столько же стоит говяжья вырезка.
«Поверьте моему опыту, оленина на вкус просто необыкновенная, — рассказывает Светлана Гурова. — Главное — правильно её приготовить. Я лично тушу или отвариваю мясо. Лучший гарнир к оленине — овощи».
Бизнес-план оленьей фермы предусматривает и сбор пантов. Ценность в фармакологии представляют молодые рога. Со временем они грубеют и годятся только на пуговицы. Рога у быков вырастают к августу и держатся всю зиму, пока в апреле самцы их не сбрасывают. В условиях фермы рога отпиливают.
Пантами фермеры займутся после того, как нарастят поголовье, хозяйство крепко встанет на ноги.
В фермерских планах также разведение ланей.
Вместо послесловия:
«Я объездил всю страну и должен сказать, что на Тамбовщине почти идеальные условия для оленеводства, — говорит профессор Владимир Тышкевич. — Можно использовать все овраги, балки, другие неудобья, непригодные для земледелия. И учтите ещё, что это самая экологически чистая отрасль животноводства. Надеюсь, что семья Гуровых подаст хороший пример, и у неё появятся последователи, другие тамбовские фермеры тоже займутся оленеводством».
- КФХ Гуровой Светланы
- оленья ферма
- сосновский район
- Тамбовская область
Источник: tamlife.ru