«Злой дух Ямбу́я» — советский художественный фильм 1977 года, по одноимённому роману Г. А. Федосеева. Лидер кинопроката 1978 г.
Премия Джека Лондона за лучший художественный фильм на I МКФ фильмов об Арктике в Дьеппе, Франция.
Сюжет
События фильма происходят в конце 40-х годов в малодоступных районах Восточной Сибири. Во время геодезических исследований в одной из экспедиций один за другим исчезают 3 человека — Петрик, Ефименко и Быков. План экспедиции под угрозой срыва. Коллеги отправляются на поиски пропавших. Все исчезновения происходили неподалёку от гольца Ямбуй.
Через некоторое время они встречаются с племенем эвенков, где им рассказывают всяческие истории про Ямбуй и бродящего там злого духа. От местных жителей Григорий Федосеев также узнает, что, кроме геодезистов, ранее пропали два эвенка.
В дальнейшем выясняется, что в районе Ямбуя объявился медведь-людоед. Рискуя собой, пожилой эвенк Карарбах и Федосеев выслеживают и убивают «злого духа».
Злой дух Ямбуя (1978)
Реальное местоположение
Интересные факты
- Фильм унаследовал реальные имена всех персонажей одноимённой книги, за одним единственным исключением: погибший техник Евтушенко в экранизации почему-то стал Ефименко.
- Съёмки проводились летом и осенью 1977 года в окрестностях села ИенграНерюнгринского районаЯкутии, жители которого снимались в массовых сценах [1] .
- Сюжет и атмосфера фильма, следуя книге, тем не менее, сильно напоминают триллер — гнетущая атмосфера тайны и наличия почти мистического убийцы, подозрения ближних. Все это подкреплено соответствующим звуковым рядом и полным безмолвием и безлюдностью северной тайги.
- В фильме в качестве активных персонажей действуют эвенки. Для съемок были привлечены самые настоящие эвенкийские охотники. Несмотря на то, что все они были полными непрофессионалами, все блестяще справились с ролями.
- Ещё одной сильной стороной картины являются широкие панорамы северной тайги и множество интересного этнографического материала об образе жизни и мышлении эвенков.
В ролях
- Юрий Заборовский — Григорий Анисимович Федосеев, начальник геофизической партии
- Ольга Ензак — Лангара
- Родна Ешонов — Карарбах
- Александр Кавалеров — Степан
- Филимон Сергеев — Павел
- Владимир Круглов — Цыбин
- Николай Куваченок — Илья
- Николай Дмитриев — Долбачи
- Зинаида Пикунова — Сулакикан
- Владимир Зимин — эпизод
Съёмочная группа
- Автор сценария: Б. Бунеев
- Режиссёр: Б. Бунеев
- Оператор: А. Гарибян
- Художник: О. Беднова
Ссылки
- Кадры из фильма «Злой дух Ямбуя»
- «Злой дух Ямбуя» на сайте imdb.com
Примечания
- ↑Федеральный информационный портал «SakhaNews»
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы 1977 года
- Фильмы СССР 1977 года
- Киностудия им. М. Горького
- Фильмы Бориса Бунеева
Источник: dic.academic.ru
Злой дух Ямбуя.
В этом блоге переплелось многое: и краеведение — ведь границы Сахалинской области до 1945 года выглядели иначе; и удивительный уголок природы под названием Шантары, по которым вышло мобильное приложение для путешествующих ( с моими , в том числе, и не только нашего форумчанина Е. Кузьменко, например) фотографиями; и «медвежья тема» вставшая «вдруг» на Сахалине; и добротная литература о героизме людей, чья работа в тайге; и замечательный советский фильм подзабытый сегодня (а ведь знакомство с ним было быть полезным молодым сахалинцам; и даже резонансные (в своё время) криминальные события.
Сахалинская область образца 1914 года
В ходе работы над мобильным приложением «Шантарские острова» сотрудники Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» «Заповедное Приамурье» на острове Большой Шантар обнаружили место захоронения 70-летней давности. Могила до этих пор считалась утерянной (в ходе паводков часть некрополя Шантар было смыто -Г.С.)
Эта находка напомнила о событиях августа 1949 года и о создателях первой карты Шантар геодезистах и топографах. Впрочем, и о чудовищном преступлении, которые редко, но происходят в тайге. Оплакивали героев топографов не только на Шантарах, но и на Сахалине в Александровске.
«ВЫ НАШЛИ МОГИЛУ МОЕГО ДЯДИ»
Письмо пришло от доцента Нижегородского технического университета имени Р.А. Алексеева. Писал Сергей Николаевич Нагорных, племянник первого картографа на Шантарах Ивана Васильевича Нагорных. Он случайно наткнулся на фото захоронения, когда искал изображения островов в интернете. Потом прочитал о том, как шли поиски, впечетлился и сел писать письмо в Хабаровский край.
— Обращаюсь к вам со словами благодарности за то, что вы нашли могилу моего дяди Нагорных Ивана Васильевича, родного брата моей матери. К сожалению, никто из членов нашей семьи не был на его могиле, вдове Евдокии Алексеевне прислали в далеком 1949 году только фотографию памятника, так как она, оставшись с четырьмя детьми, не имела возможности поехать на Шантарские острова. В 2010 году со слов моей матери Нагорных Агриппины Васильевны мы написали родословную нашей семьи, где описаны и трагические события августа 1949 года. Сохранилась телеграмма, которая была послана брату Степану Васильевичу в Александровск Сахалинской области, — писал Сергей Николаевич.
«Ваш брат его проводник застрелены 31/8 рабочим его партии Зинченко который нанес 5 выстрелов 2 проводнику строитель и моторист успели убежать были без оружия убийца скрылся блуждает острову трупы убитых доставлены поселок похоронены поселковом кладбище 9/9 похороны задержались трудности доставки поселок следствие идет = Галныкин».
Дальше племянник Ивана Васильевича рассказал жуткие подробности тех времен. Оказалось, что тот самый Зинченко, о котором шла речь в телеграмме, похитил оружие, деньги, а заодно прихватил топографические карты. Он собирался бежать за границу. Его искали сотрудники Хабаровского отделения НКВД, которые под видом рыбаков плавали вдоль берегов острова Большой Шантар. Они же согласились вывезти Зинченко с острова и, пользуясь моментом, задержали преступника.
— Так погиб мой дядя в 45 лет в полном расцвете сил, — завершает свой рассказ Сергей Николаевич.
Здесь уместно вспомнить, что я, таки библиотечный краевед, и. сообщить, что геодезическую экспедицию, в которой произошла трагедия 1949 года, возглавлял легендарный Г.А. Федосеев, автор романов «Смерть меня подождет», «Злой дух Ямбуя » и др. Кто зачитывался романами В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю», плакал над гибелью Дерсу Узала. будут в полном восторге от творчества Григория Федосеева.
Я не любитель сказочных «ужастиков» типа Гоголевского «Вия» . Для нас парней 70-х классикой фильмов хоррор (horror) был «Злой дух Ямбуя» по роману Григория Федосеева . Сюжет, вроде бы , незамысловатый: руководитель экспедиции (а текст от первого лица — Г.С.) и старик-проводник эвенк выслеживают огромного медведя-людоеда, убившего нескольких людей из тунгусов и членов экспедиции. Медведь не может активно охотиться( из-за травмы), поэтому подкарауливает людей, проявляя чудовищную хитрость. Местные эвенки уверены, что в медведя вселился злой Дух и животное бессмертно. Пересмотрите фильм. адреналин зашкаливает.
Я помню, девушки в истерике выбегали из кинозала. Может многие молодые пересмотрят своё отношение к косолапым и общению с ними вдоль сахалинских дорог.
На Большом Шантаре есть ещё один памятный знак. В 2007 году медведь напал на туристов в палатке и убил одного из. Не публикую фото памятника, дабы не бередить душу родных, но, поверьте, оно есть. Причем, я встречался там с девушками, которых забрасывали на моторных катерах за большие деньги и заставляли ночевать у этого знака памяти. Мало того, что укрывшись с головой от брызг, они мало что видели по дороге, тут ещё и «сон» не шёл.
P.S. фото шантарских медведей Игоря Ольховского (знатока этих мест)
Кстати, роман «Злой дух Ямбуя» можно рассматривать и , в качестве пособия по поведению в тайге, как не стать жертвой медведя. Многое Вам покажется незнакомым. Лично я без четвероногого друга в тайгу ни ногой.
Источник: astv.ru
Два старых фильма о северной романтике
Это два совершенно забытых Советских фильма о романтике путешествий, и жизни в суровых условиях Восточной Сибири снятых в 1977 и 72 годах. Забытых, я так думаю, по причине практически полной победы идеологии эгоизма и потребительства в обществе. В 1977 году, фильм Бунеева «Злой дух Ямбуя» поставленный на киностудии Горького, побил все рекорды проката в Советском Союзе, однако скоро о нем благополучно забыли так как большой экран и телевидение стали заполонять развлекательные ленты откровенно мещанского содержания, с псевдо-западной или псевдо-исторической тематикой. Тем не менее, в Союзе все еще делали хорошие искренние фильмы, идеологически чуждые набирающей обороты жажде стяжательства охватившей все слои общества.
«Злой дух Ямбуя» и «Идущие за горизонт» не единственные приключенческие фильмы о Сибири созданные в 70-х, но они из тех что реально лишены какой-либо фальшивой интонации. Здесь все дело в исходном материале. Если кто читал произведения Куваева и Федосеева, тот поймет. Эти вещи заражают своей непосредственностью и отсутствием формализма. Это незамутненная романтика первопроходцев, но не одиночек изгоев и не искателей наживы, а людей делающих выбор в пользу самопожертвования.
Свою повесть «Злой дух Ямбуя» Федосеев опубликовал в 1966 году, это была третья часть его цикла о работе геодезистов в Восточной Сибири. Все эти произведения Федосеев складывал из своих путевых заметок составленных в экспедициях. Все они основаны на реальных событиях и повествуют о том чем сам Федосеев и занимался, т.е. картографией.
А так же тем что эта деятельность влечет – тяжелая работа, опасности и путешествия по местам диким, первобытным и грандиозным по красоте. Фильм Бунеева конечно же не может 100% передать первоисточник, но при тех весьма ограниченных средствах все же создает свой неподражаемый кино-образ. Неподражаемый, потому что это часть того кинематографа, который в своей сути является совершенно самостоятельным и непохожим ни на американский или какой-нибудь другой.
Немного о сюжете. Вообще фильм позиционируется как остро-приключенческий с детективной подоплекой, говоря американизмами – триллером. Сюжет построен на поисках пропавших геодезистов и на выяснении причин их гибели. Тут надо сказать, что аудио-визуальные решения по раскрытию сюжета, при их явной малобюджетности выдают превосходный результат. Фильм в некоторых моментах смотрится реально жутковато, причем производит впечатление почти документальной реалистичности, даже в эпизодах с животными.
Все эти сцены с живностью и общие панорамы тайги можно считать исключительно удачными. Все это снималось не в Подмосковье и не в Крыму, а почти в оригинальных локациях в Якутии. Поэтому все выглядит предельно аутентично. Еще одно достоинство картины, это тема эвенков. Сцены в стойбище вообще можно считать почти гениальными.
Это потому что снималось все в реальных условиях с реальными охотниками и пастухами именно эвенками, только две главных роли старейшин исполнили якуты. Но это еще не главное, главное на мой взгляд это реально уважительное отношение к этим людям, и это не рисовка. Сцена с поеданием медвежьей головы откровенно говоря меня просто поразила, ничего подобного я никогда ни в одном фильме не видел.
Теперь можно смело сказать что снять что либо подобное более невозможно по двум причинам. Во-первых скушать медведя на камеру просто не позволит общество защиты животных, а во-вторых кажется Великий Советский Кинематограф окончательно похоронен как самодостаточная идея и нам осталась только жалкая копия недоголливуда.
Второй фильм «Идущие за горизонт» был снят на «Беларусьфильме» Николаем Калининым в 1972 году. Это довольно большой телевизионный фильм по повести Олега Куваева «Птица капитана Росса». Литература Куваева вообще разговор особый, его «Территория» когда-то давно помогла мне преодолеть серьезный психологический кризис в который меня завел современный пост-модернизм затопивший все литературное пространство.
Что же касается фильма «Идущие за горизонт», то интересна история связанная с написанием сценария. По итогам работы над сценарием Куваев впоследствии сильно переработал и дополнил свою повесть «Птица капитана Росса». Впоследствии вещь издавалась в новом варианте как «Тройной полярный сюжет».
Сам Куваев относился довольно иронично к своей работе в кино, а фильм «Идущие за горизонт» как и предыдущий «Берег принцессы Люськи», считал откровенно слабым. Что же, Куваев был максималистом, а его произведения совершенно точно были достойны более дорогой и масштабной экранизации, сделанной серьезным режиссером. Тем не менее «Идущие за горизонт», при всех своих накладках свойственных начинающему постановщику имеет определенные плюсы. И в первую очередь это дух той исчезнувшей советской романтики, вырывающейся из душного города на простор Арктики. И деньги здесь имеют не решающее значение.
Источник: movie-rippers.livejournal.com
stalhammar
«Злой дух Ямбуя» (1977) . Первые годы после окончания Великой отечественной войны. Долгие месяцы экспедиция геодезистов провела в Восточной Сибири, составляя карты, согласно которым позже можно было бы освоить эти неведомые края, населенные эвенками. Вроде бы пришла пора собираться по домам, и мужчины ликуют.
Но вот, приходит радиограмма с гольца Ямбуй о пропаже одного из наблюдателей. Он не первый – за последнее время исчез еще один ученый. Поездку домой придется отложить – начальник экспедиции Григорий и один из геодезистов по имени Вадим отправляются в тайгу, к посту, на котором творится нечто странное.
По дороге им встречаются эвенки, рассказывающие: мол, на гольце этом издавна пропадают люди. Буквально недавно там словно сквозь землю провалились двое опытных охотников. Ни останков, ни следов убийцы, ничего. Местные жители наотрез отказываются идти вместе с Григорием. По их словам, там, куда направляются советские ученые, обитают злые духи, жаждущие человеческой плоти.
Ни за какие деньги эвенки не отправятся к «проклятому» гольцу. Но Григорий и Вадим не верят в сказки и предания. Они выходят из лагеря второго сентября 1949 года. И одни только небеса знают, что за тварь встретится им на пути …
Замечательный советский фильм, вышедший на экраны в те времена, когда о слове «хоррор» в нашей стране не слышала ни одна живая душа. А ведь это хоррор, друзья мои. Пусть и с приставкой «приключенческий». Словом, вовсе не псевдо-«жутик», определение, что напрямую относится к большинству якобы жанровых лент, снятых в СССР.
Вопреки своим привычкам, я не выяснял, где именно был снят «Злой дух Ямбуя» — но глядя на экран, ни разу не усомнился в том, что это именно Сибирь, что это именно эвенки, что это РЕАЛЬНО. Аутентичность практически стопроцентная. Роскошные съемки и полное отсутствие «совковости» не дают в этом усомниться.
Единственный след советской эпохи: типажи геодезистов, простых, гордых и мужественных парней, работающих не за деньги, а ради того, чтобы достичь цели, поставленной пред ними не только государством, но и собственным «я». Это не повод для «минусов», это повод для сожаления – в современном российском кино таких героев не встретить. Что еще?
Ах да, по традиции, — сюжет, актеры, камера, интрига. Ни малейших претензий! Советская школа актерства – в наилучшем виде. Сценарий ясен, понятен, логичен. Работу оператора не назвать выдающейся, но какое это имеет значение, если фоном служат фантастические локации!
Что же до сути убийцы, «злого духа», то она открывается вовсе не на первых минутах. Атмосферы – достаточно, напряжения – сверх меры. Если это не хоррор, то что тогда «День животных»? У советских кинематографистов получилось лучше, чем у Уильяма Гирдлера. Пусть даже зверь здесь всего один.
Источник: stalhammar.livejournal.com
Отзыв: Фильм «Злой дух Ямбуя» (1978) — «Если старика досыта кормить, он ленивым станет, и быстро умрёт» (из фильма)
Какие вы помните советские фильмы ужасов? Их на пальцах можно пересчитать: «Вий», «Господин оформитель» да «Десять негритят». Но были еще и кинокартины, которые смело можно отнести к жанру триллеров.
Настоящий ужас, ползущий под кожей, в школьном детстве я испытала, когда первый раз смотрела «Злой дух Ямбуя». На черно-белом экране телевизора разворачивалась страшная история, имеющая совершенно прозаическое объяснение.
Конец 40-х годов. Геодезическая экспедиция отправляется в глубь Сибири. И вот выясняется, что в одной из групп пропало три человека, один за другим. Причина исчезновения геологов неизвестна. Федосеев, руководитель экспедиции, берет на себя поиски, расспрашивает местных эвенков. и узнает от них, что в этих местах, на гольце Ямбуй, живет злой дух.
Советские люди в то время не верили ни в бога, ни в черта — потому что время было атеистическое, потому что только-только закончилась самая страшная война. А вот местные аборигены, охотники-оленеводы, до сих пор живут так, как жили их предки, верят своим духам и веками наработанным наблюдениям.
Фильм снят в потрясающе красивых, диких местах Якутии, и в роли местных жителей снялись настоящие эвенки, не актеры. Сразил меня Родна Ешонов в образе Карарбаха — уважаемого в стойбище старичка, отважного и мудрого охотника. Иногда он напоминал ребенка, таким был трогательным и непосредственным.
Еще одним полноправным участником актерской труппы был очаровательный пес, сибирская лайка, в фильме его зовут Загря — верный четвероногий друг Федосеева.
Читала в книге, что в тех местах собаки тщательно отбирались из помета, проходили своеобразный «кастинг» на сообразительность, выносливость и хитрость, чтобы стать полезным помощником человеку в тайге. Остальных щенков (ленивых, робких, слабых) ждала незавидная участь — в суровых условиях жизни нянчиться с бракованными собаками было некому.
Старый фильм, но посмотрите его — он не устарел, потому что сделано со знаком качества, отлично экранизировано замечательное произведение. Даже недавно, при . десятом пересмотре, смотреть жутко.
Атмосфера страха не нагнетается специально, она вползает в вас незаметно, исподволь, как чувство тревоги в ночном лесу; как ощущение на себе чужого, недоброго взгляда; как ожидание удара сзади.
Соответствующая музыка и ракурсы, приемы съемки (сон Федосеева) создают нужное настроение. Ты жаждешь расплаты убийце, но в самом конце злость вдруг сменяется ненужной, неоправданной жалостью при виде.
В общем, природа не виновата. Если границы честной охоты нарушены, она сама и накажет.
Источник: otzovik.com