Где проходили бои гладиаторов

ГЛАДИА́ТОРЫ (лат. gladiatores, от gla­dius – меч), в Древ­нем Ри­ме бор­цы, спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ные для пуб­лич­ных по­един­ков ме­ж­ду со­бой или со зве­ря­ми. Гла­диа­тор­ские бои за­ме­ни­ли ри­ту­аль­ные че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния, прак­ти­ко­вав­шие­ся на ста­дии пер­во­быт­но­сти для уми­ло­стив­ле­ния бо­жеств, и пре­вра­ти­лись в смер­тель­ные по­един­ки плен­ни­ков на по­хо­ро­нах пав­ших во­ж­дей.

Рим­ля­на­ми этот обы­чай (под назв. munus – обя­зан­ность) был за­им­ст­во­ван у эт­ру­сков. Знат­ные се­мьи уст­раи­ва­ли в па­мять об усоп­ших по­гре­баль­ные иг­ры (гла­диа­тор­ские бои) у по­гре­баль­ных ко­ст­ров.

Сна­ча­ла в по­един­ке вы­сту­па­ла од­на па­ра ра­бов, по­сте­пен­но чис­ло уча­ст­ни­ков уве­ли­чи­ва­лось: в 264 до н. э. впер­вые бы­ло вы­став­ле­но три па­ры ра­бов – фех­то­валь­щи­ков, в 216 до н. э. – 22 па­ры, в гла­диа­тор­ских бо­ях 65 до н. э., ор­га­ни­зо­ван­ных Юли­ем Це­за­рем, участ­во­ва­ло 320 пар. Со 105 до н. э. бы­ли вве­де­ны, на­ря­ду с ча­ст­ны­ми, офиц. об­ществ. гла­диа­тор­ские бои, за про­ве­де­ние ко­то­рых от­ве­ча­ли ма­ги­ст­ра­ты. Бои уст­раи­ва­лись во вре­мя са­тур­на­лий и со­став­ля­ли часть по­ли­ти­ки «хле­ба и зре­лищ» . Гос. дея­те­ли для при­вле­че­ния к се­бе сим­па­тий на­ро­да ор­га­ни­зо­вы­ва­ли по­ра­жаю­щие гра­ж­дан про­дол­жи­тель­но­стью, чис­лом уча­ст­ни­ков, раз­но­об­ра­зи­ем во­ору­же­ния гла­диа­тор­ские бои (напр., иг­ры при из­вест­ном своим де­мо­кра­тиз­мом пле­бей­ском три­бу­не 123–122 до н. э. Гае Грак­хе). В по­след­ний пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния рес­пуб­ли­ки гла­ва­ри вра­ж­дую­щих по­ли­тических дви­же­ний (Кло­дий, Ми­лон и др.) вклю­ча­ли воо­ру­жён­ных Г. в свои от­ря­ды.

Гладиаторский бой Максимуса и Непобедимого Тигра (Гладиатор 2000)

Источник: bigenc.ru

Гладиаторские игры

Гладиаторские игры

Гладиаторские игры, возникшие из этрусского обычая устраивать кровавые поединки при погребении знатных воинов, были любимым развлечением римлян.

«Афиши»

Каждый римский гражданин мог устроить гладиаторские игры, но для этого ему нужно было получить специальное разрешение от сената, в котором точно оговаривалось число гладиаторов и количество дней для проведения игр. Все эти ограничения не касались императоров, и они устраивали невероятные по своему размаху представления.

Например, празднование победы императора Траяна над Дакией длилось 4 месяца, и за это время на арене Колизея выступило 10 тыс. гладиаторов. Обычными поводами для проведения гладиаторских игр были какие-нибудь знаменательные годовщины в семье императора или открытие какого-нибудь общественного сооружения. Об играх сообщалось заранее в «афишах» — надписях на стенах домов и зданий, иногда даже на могильных памятниках, расположенных вдоль оживленных дорог. В «афишах» кроме времени проведения игр и их организатора указывалось количество сражающихся гладиаторов.

Сражения гладиаторов в римском Колизее: величие и кровь

Амфитеатр

Гладиаторские бои проходили обычно в амфитеатре, каменном здании, внешне похожем на большую и глубокую миску: дно, покрытое песком и называвшееся ареной, служило площадкой для сражений, а бока -местом, где располагались сиденья для зрителей. Для защиты от зверей вокруг арены шла невысокая стена с укрепленной на ней железной решеткой. Места для зрителей распределялись между тремя ярусами: нижний, с мраморными креслами, предназначался для наиболее почетных зрителей (императора, сенаторов, особо уважаемых граждан); средний, с каменными скамьями, был платным, верхний — бесплатный.

Каждый ярус был отделен от другого низким парапетом и узким коридором. Над верхним ярусом шла широкая терраса с галереей, а над ней находились отдельные маленькие ложи для женщин. Продуманная система лестниц и переходов, спрятанная за рядами сидений, помогала избежать толчеи и давки при входе и выходе.

Крыши над амфитеатром не было, ее заменял тент из парусины, который натягивали в жару или дождь. Такие амфитеатры были в каждом городе Римской империи. Самым большим амфитеатром и одним из самых замечательных зданий во всем мире был Колизей, или амфитеатр Флавиев , он вмещал до 50 тыс. зрителей.

Казнь христиан

Казнь христиан

Звериная травля

Представления в амфитеатре проходили в течение всего дня. По утрам обычно устраивали звериные травли: иногда сталкивали зверей разной породы, например быка и дога или собак и антилопу, но чаще всего противником зверя был бестиарий, специально для этого обученный гладиатор.

Казнь-представление

Дикие животные (львы, пантеры,тигры,носороги и медведи) доставлялись в Рим со всех концов империи и даже из далеких стран. Звери в амфитеатре иногда выступали в роли палачей: им отдавали на растерзание преступников, осужденных на смертную казнь. Во И-Ill вв. такому наказанию нередко подвергали христиан. Жестокость такой казни усугублялась ее театральным оформлением.

«Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!»

Около полудня звериная травля заканчивалась, устраивали небольшой перерыв, во время которого убирали тела убитых и посыпали арену чистым песком, а затем начиналось выступление гладиаторов. Сначала они в пурпурных, расшитых золотом одеждах появлялись на арене, обходили ее кругом, останавливались у ложи императора (если представление проходило в Риме) и хором приветствовали его словами: «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!» Затем часто разыгрывался мнимый поединок, в котором сражающиеся показывали ловкость и умение фехтовать, так как бились деревянным оружием. После этого на арену вносили настоящее оружие, устроитель игр проверял его качество, раздавался звук трубы или рога, и сражение начиналось.

Вооружение гладиаторов

По своему вооружению и «технике боя» гладиаторы делились на несколько групп. Самнитов, в императорское время сменивших имя на гопломахов, легко было узнать по шлему с высоким гребнем и султаном из перьев. Фракийцы были вооружены национальным оружием племени, давшего им имя, — небольшой саблей с лезвием, изгибавшимся под тупым, а иногда и под прямым углом.

На шлеме у мурмиллонов находилось изображение морской рыбы, от которой они получили свое название. Ретиарии не имели ни шлема, ни поножей, ни мечей, все их вооружение состояло из рыболовной сети и трезубца. Для того чтобы сделать поединок более зрелищным, друг против друга выставляли бойцов, принадлежавших к различным группам. Кроме пеших гладиаторов сражались еще всадники и есседарии, то есть колесничники.

виды гладиаторов

Поединок

Опытные воины могли сражаться на протяжении нескольких часов, новички же обычно умирали в первые минуты поединка. Бой продолжался до тех пор, пока один из участников не погибал или не получал серьезное ранение, не позволяющее ему сражаться дальше. В случае ранения музыканты трубили в трубы и ланиста, во время представления бывший судьей, останавливал бой. Моля о пощаде, раненый протягивал руку к организатору боев или к самому императору, когда тот был среди зрителей. Если гладиатор понравился публике, император мог помиловать его, если нет — приказывал победителю всадить нож в горло побежденного.

Жест, при помощи которого император изъявлял свою волю, точно неизвестен, большинство исследователей считает, что большой палец, направленный вниз или к груди, означал приказ добить побежденного. Случалось, что силы сражающихся были равны, и ни тот ни другой не могли одержать победу над противником. Тогда в ход поединка опять могли вмешаться зрители и потребовать от организатора игр или императора отпустить бойцов.

Гладиаторская школа

Гладиаторы жили и тренировались в специальных школах, организацией которых занимались люди, называвшиеся ланистами. Они следили, чтобы принадлежавшие им бойцы находились в прекрасной физической форме, хорошо питались, а в случае ранения получали необходимую медицинскую помощь.

Гладиаторами были в основном рабы, которых в качестве наказания хозяева продавали ланисте, военнопленные и преступники. Редко встречались среди них свободные, полноправные римские граждане. Обычно это были бедняки, отчаявшиеся чего-либо добиться в жизни. Гладиаторы, одержавшие несколько побед, становились знаменитостями и могли выкупиться на свободу.

Источник: sitekid.ru

Где проходили гладиаторские бои в Риме и Греции?

На вопрос о том, где проходили гладиаторские бои, абсолютное большинство людей, посещавших среднюю школу, не задумываясь назовёт Древний Рим. Всем известно, что смертельные схватки между полуобнажёнными мускулистыми атлетами были любимым видом развлечения среди всех слоёв населения Римской Империи на протяжении многих веков.

Однако мало кто знает, что придумали это развлечение не римляне, а этруски, сражавшиеся с римлянами за господство на Апеннинском полуострове задолго до того, как Рим превратился в центр мировой цивилизации. Именно этрускам принадлежит идея не казнить военнопленных или осуждённых просто так, а придавать этому действию зрелищность. Позже, когда Рим уже вошёл в силу, средоточием самых знаменитых гладиаторских школ стала область Кампанья с центром в городе Капуя – родины этрусков.

Также многие ошибочно полагают, что на арены выгоняли рабов и преступников, чтобы растерзать их на забаву публики. На самом деле среди гладиаторов большинство людей были свободными гражданами, пришедшими в школы совершенно добровольно. И уж совсем мало кому известен факт, что в схватках участвовали женщины. И эти встречи были самыми захватывающими.

Появление гладиаторских боёв

Известна точная дата первого гладиаторского боя, точнее его подобия. Это произошло в 264 г. до н. э. во время поминок одного знатного римлянина. Его сыновья в перерыве между застольями устроили поединок между тремя парами рабов. Однако сразу это представление не вошло в традицию.

Лишь 50 лет спустя, на поминках другого гражданина (которые, к слову, отмечались 3 дня) родственники устроили побоище, в котором участвовало уже 22 пары бойцов. В 105 г. до н. э. правители империи, заботясь о развлечении низших слоёв общества, которые стали формироваться в класс, решили придать боям официальный статус.

Уже к концу II в. до н. э. состязания проводились по несколько дней без перерыва. В них участвовали сотни бойцов разной специализации (с мечами, с сетками, с защитными приспособлениями и без). В 122 г. до н. э. власти решили сделать вход на стадионы платным. Однако местный защитник прав малоимущих Гай Грах в знак протеста за одну ночь разнёс до основания все помосты. В итоге от идеи обилечивания оказались, и вплоть до 404 г. н. э. – времени заката гладиаторства – вход на стадионы был бесплатным.

Где проходили гладиаторские бои в Риме и Греции?

Практически с самого начала вокруг публичных боёв стало формироваться сообщество, обслуживающее мероприятие. Самые смекалистые организовали специальные школы, где стали обучать бойцов и сдавать их в аренду на всякие праздники. Первыми учениками таких школ были рабы – крепкие молодые мужчины из числа военнопленных, которых приобретали на рынках.

Однако гладиаторов надо было не только учить. Их надо было специально кормить, чтобы они были сильными, лечить (по понятным причинам), снабжать вооружением и т. п. Так появились профессиональные тренеры, многие молодые и даже опытные медики стремились попасть на работу в такие школы, поскольку без дела там сидеть не приходилось, а платили очень даже хорошо.

Со временем бои превратились в настоящий, как бы сейчас сказали, шоу-бизнес, вокруг которого крутились огромные деньги. Во время состязаний активно работали букмекерские компании, специальные люди занимались рекламой предстоящего поединка. Её смысл заключался в расписывании достоинств одних участников и обливании грязью других. Т. е. толпа подогревалась заранее. Во-первых, это заставляло людей на эмоциях делать ставки, а во-вторых, придя на стадион, толпа уже была за одних и против других, что усиливало эмоциональный фон всего действия.

Где проходили гладиаторские бои в Риме и Греции?

Традиция гладиаторских боёв в Древней Греции после подчинения её Римом во II в. до н. э. не прижилась. Встречи устраивались по инициативе местных властей или даже просто состоятельных людей и проводились по римскому образцу. Однако популярностью у местного населения не пользовались и в перечень Олимпийских игр как вид единоборства не вошли.

Читайте также:  Какое масло заливать в лодочный мотор

Почему люди становились гладиаторами?

Итак, первыми гладиаторами были преступники, приговорённые к казни. В эту когорту попадали те, кто совершил убийство, предательство, воровство, разбой, осквернение храма. Этих людей судом приговаривали к смерти на арене. За некоторые преступления человек мог быть приговорен «к мечу». Это означало, что на песок он выйдет с оружием, а значит продержится чуть дольше.

Других приговаривали «к арене», т. е. выпускали без защитных приспособлений и орудий и их просто убивали самым изощрённым способом. Бывало и так, что преступник с оружием побеждал. В этом случае ему назначался новый противник и так до тех пор, пока его не убивали. Приговорённые сидели в тюрьмах при гладиаторских школах: их не тренировали и плохо кормили.

Второй путь в бойцы – это плен или рабство. Т. е. часть бойцов попадала на арены по воле случая, который по сути давал им шанс на выживание и свободу. Таких бойцов хорошо кормили, о них заботились (это был актив, приносящий хорошую прибыль), тренировали, лечили. Более того, им платили деньги!

Самый необученный боец получал 200 монет в месяц, что соответствовало полугодовому жалованию легионера невысокого ранга. Мужчины тренировались не менее 1,5-2 лет прежде, чем их выпускали на арену. За это время многие из них накапливали достаточную сумму денег, чтобы купить себе свободу и даже собственное жильё. Если раб особо отличился во время боев и нравился публике, то со временем он мог также получить свободу и все гражданские права.

Отдельная категория – это свободные граждане, которые шли в бойцы по доброй воле, осознавая, что могут быть убитыми или жестоко покалеченными. Для многих юношей из нищих семей это был шанс разбогатеть и заслужить славу. Среди учеников школ существовала чёткая иерархия.

По мере приобретения опыта и в зависимости от количества побед гладиаторы переходили на более высокие ступени мастерства, что значительно увеличивало их жалование, давало множество свобод и привилегий. Бойцы высших классов зарабатывали до 15000 монет. Даже одна такая зарплата расценивалась как небольшое состояние. Такие герои жили за пределами школы, имели семьи и собственные поместья.

Где проходили гладиаторские бои в Риме и Греции?

Ну, и знать. Представители этой прослойки шли сюда исключительно для славы. Многие из них даже не брали гонорары, а бились ради удовольствия и завоевания признания толпы или женщин. Одним из них был даже римский император Коммод.

В 66 г. н. э. император Нерон своим указом разрешил участвовать в состязаниях женщинам. Это также могли быть рабыни или свободные гражданки, но последние должны были иметь разрешение на бой от мужа или отца. Дамы чаще бились на колесницах, метая друг в друга дротики и нанося удары кинжалами, но было немало любительниц рукопашной схватки.

Как проходили бои?

Зрелища, которые заканчивались реками крови и разорванной плотью участников и смертью некоторых из них, начинались как праздник. Накануне для будущих участников устроители состязаний устраивали грандиозное пиршество, куда приглашались знатные горожане и простые люди. Все могли оценить физическую форму гладиаторов и определиться, за кого завтра будут болеть. Здесь же крутились букмекеры, делались ставки, заключались пари.

Где проходили гладиаторские бои в Риме и Греции?

На следующий день действо началось парадом участников, наряженных в дорогие и эффектные костюмы. Возглавляли шествие одетые в пурпурные мантии судьи (обычно это были бывшие гладиаторы и очень уважаемые люди).

Затем начинались бои. У гладиаторов существовала специализация: кто-то обучался схватке с сетью, такой боец выходил на арену без защиты, в одной руке держал меч, в другой сеть. Его задача была так метнуть сеть чтобы она опутала противника, а затем просто добить его. Другие бились на коротких мечах со щитами.

Особое веселье у толпы вызвала схватка между двумя так называемыми андабатами. В эту категорию попадали наименее способные ученики. На бой они выходили вооружёнными двумя мечами, а на головах были шлемы с прорезями для глаз, которые с расположением глаз не совпадали. В итоге бойцы бились вслепую, а сзади их «подбадривали» специальные люди при помощи раскалённых железных прутьев.

Если один из бойцов чувствовал, что проигрывает, он имел право поднять руку вверх с тремя поднятыми пальцами. Этот жест означал, что он просит пощады у публики. Именно она решала, помиловать слабака или добить. Надо сказать, что в противоположность бытующему мнению, трибуны не так часто, как мы думаем, требовали смерти. Но уж если народ решал, противостоять им не решался никто.

Недовольство могло быстро перерасти сначала в драку болельщиков, а затем и в бунт, который можно было и не подавить. Судьи и устроители особенно волновались, когда один из участников или приговорённый слишком быстро умирал. Толпа начинала бесноваться и требовать ещё крови. Как правило, заканчивалось мероприятие убийством приговоренных.

Где проходили гладиаторские бои в Риме и Греции?

Где проходили гладиаторские бои в Древнем Риме?

Для зрелищ подобного рода строились специальные сооружения, которые назывались амфитеатры. Они представляли собой круглые многоярусные трибуны, окружавшие небольшие арены, засыпанные песком. Крыш у таких сооружений не было, однако на случай непогоды были предусмотрены тенты.

Так выглядела внешняя часть. Под трибунами и частично под землёй располагалось множество помещений бытового и подсобного назначения: комнат ожидания, клеток для животных, морг, кладовые, лечебное отделение, помещения для предсказателей, отдельно – для судей, для обслуги (уборщиков), глубокие колодцы, куда сбрасывали трупы людей и животных.

Самый известный амфитеатр Античного мира – Колизей. Он же является самым вместительным: рассчитанный на 52 тысячи человек, он неоднократно вмещал и по 80 тысяч. Это один из немногих артефактов, дошедших до наших дней, где проводились реальные гладиаторские бои. Под ареной Колизея располагалась сложная система инженерных сооружений, позволяющая менять декорации.

Источник: geekometr.ru

Жестокие игры Вечного города

Одним из характерных элементов римского образа жизни являлись гладиаторские бои. Согласно утверждениям римских историков, этот обычай первоначально возник у северных соседей римлян — этрусков — как пережиток погребальных жертвоприношений. Когда умирал представитель знатного рода, военнопленные или рабы должны были сражаться друг с другом у погребального костра, чтобы их кровь умилостивила духов преисподней. У этрусков этот обычай заимствовали кампанцы, а у последних его переняли римляне. Кто попадал в гладиаторы, какую школу они проходили и с каким оружием принимали участие в своих жестоких играх?

Происхождение и история игр

В Риме бои гладиаторов впервые были представлены в 264 г. до н.э. сыновьями умершего сенатора Децима Юния Брута Перы. В 216 г. до н.э. на погребальных празднествах в честь Марка Эмилия Лепида на римском форуме бились друг с другом уже 22 пары бойцов. В 206 г. до н.э. Публий Корнелий Сципион устроил состязание гладиаторов в честь погибших отца и дяди в только что захваченном им Новом Карфагене (современная Картахена) в Испании. Здесь друг с другом на арене сражались не только принуждаемые к тому военнопленные, но и добровольцы, стремившиеся продемонстрировать свое презрение к смерти и воинское искусство.

Начиная с 186 г. до н.э. помимо поединков гладиаторов в Риме также начали устраиваться звериные травли, в которых против хищников сражались вооруженные рогатинами бестиарии. Необычное зрелище настолько пришлось по душе народу, что быстро стало любимым развлечением толпы. Погребальная составляющая гладиаторских игр при этом отошла на задний план, и они превратились в чисто зрелищное состязание. Игры устраивались как облеченными властью магистратами, так и частными лицами. Полководцы их давали перед началом похода, чтобы закалить солдат видом ран и крови, политики – для соискания популярности избирателей.

Частота проведения игр возрастала — как и число их участников. После того, как в 65 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь вывел на арену рекордные 320 пар гладиаторов, его противники провели закон, ограничивавший максимальное число участников зрелищ 120 бойцами. Чтобы воспрепятствовать возможности подкупа избирателей, в 63 г. до н.э. был принят другой закон, запрещавший соискателям государственных должностей устраивать бои гладиаторов на протяжении 2 лет, предшествовавших их избранию.

​Ахилл приносит в жертву духу Патрокла пленных троянцев. Фреска этрусской гробницы IV в. до н.э. Музей Торлония, Рим - Жестокие игры Вечного города | Warspot.ru

Императоры, начиная с Августа, стремились взять проведение столь популярного зрелища под свой контроль. Согласно закону, принятому в 22 г. до н.э., гладиаторские игры должны были устраиваться должностными лицами, вначале эдилами, а затем – квесторами. Частные лица для организации соответствующих состязаний обязаны были запрашивать разрешение у сената.

Регулярные состязания устраивались дважды в год – в декабре и в марте. Количество участников ограничивалось 60 парами. Императоры также устраивали зрелища, проведение которых обычно увязывалось с каким-либо значимым событием — например, с годовщиной пребывания у власти, открытием какого-либо общественного сооружения или одержанными победами.

Август в своем завещании сообщал, что трижды давал гладиаторские игры от собственного имени и еще пять раз – от имени своих сыновей и внуков. В этих играх принимало участие до 10 000 человек. Кроме того, он 26 раз устраивал травли, во время которых на арене было убито 3500 диких животных.

Преемники Августа старались превзойти его в размахе зрелищ. Император Клавдий в честь завоевания Британии в 43 г. представил на Марсовом поле осаду и разграбление города, причем сам распоряжался на этом зрелище, сидя в плаще полководца. В 52 г. при спуске Фуцинского озера он устроил битву флотов по 12 трирем в каждом, всего в ней приняло участие 19 000 воинов. Но всех предшественников превзошел император Траян, устроив игры в честь завоевания Дакии. В этих празднествах, продолжавшихся с июня 107 г. по ноябрь 108 г. на протяжении 117 дней, принимали участие 9883 гладиатора, а также 11 000 диких зверей, сражавшихся друг с другом на арене Колизея.

​Поединок секутора (слева) и ретиария (справа). Ретиарий потерял свое оружие и вытянул правую руку в знак просьбы о пощаде. Терра сигиллата, I в. н.э. Британский музей, Лондон - Жестокие игры Вечного города | Warspot.ru

К IV в. гладиаторские состязания устраивались на протяжении 10 дней в году. Римская чернь самозабвенно любила игры и состязания. Образованные люди осуждали их жестокий характер, но их голоса продолжительное время были едва слышны. Лишь с широким распространением христианства отношение к играм начало меняться.

В 325 г. император Константин обнародовал эдикт, осуждавший «кровавые зрелища». Его наследник Констанций II в 357 г. запретил добровольцам поступать в гладиаторские школы. В 399 г. император Гонорий совсем закрыл школы, а в 404 г. запретил проведение игр. Травли диких животных в Риме продолжали устраиваться до 523 г., а в Константинополе – до 681 г., когда были запрещены окончательно.

Набор и обучение гладиаторов

Гладиаторы имели различное происхождение. Большинство из них было военнопленными или осужденными преступниками, которым участие в гладиаторских играх заменяло смертный приговор. Одних выпускали на арену безо всякой подготовки, других предварительно обучали гладиаторскому ремеслу. Если осужденный выживал в течение трех лет, он мог получить помилование. Еще в начале II в. император Адриан запретил частным владельцам отдавать в гладиаторы рабов без веской на то причины, однако этот запрет систематически нарушался.

Читайте также:  Куда делись мистрали для России

Самыми ценными гладиаторами считались добровольцы, которые составляли примерно четверть бойцов. К их числу относились отставные солдаты, дезертиры, беглые преступники и просто искатели острых ощущений. Они должны были засвидетельствовать свое желание перед магистратами и принести клятву о том, что их можно «жечь, вязать, сечь и казнить мечом». Правовое положение такого добровольца низводилось до состояния раба, чьей жизнью и смертью на протяжении установленного срока службы должен был распоряжаться его работодатель. Тем не менее, он мог выкупиться до истечения срока контракта.

​Фрагмент рельефа с изображением гладиаторов - Жестокие игры Вечного города | Warspot.ru

Если все это время гладиатор оставался в живых, по окончании срока он вновь становился свободным и, разумеется, вновь мог наняться на службу. За свои выступления добровольцы получали немалые деньги. Ветераны, прошедшие через множество поединков и оставшиеся при этом в живых, пользовались большим спросом. За одно-единственное выступление такого бойца императору Тиберию как-то пришлось выложить 1000 золотых монет – огромную сумму.

Гладиаторов содержали и готовили к выступлениям в особых школах, где они вели суровый, но здоровый образ жизни под надзором своих учителей-ланист. Самые ранние из этих заведений известны в Капуе. В эпоху империи в Риме существовало не менее 4 таких школ: Большая, Галльская, Дакийская и школа, где готовили бестиариев для звериной травли.

Остатки гладиаторской школы в Помпеях включают прямоугольный двор 56×45 м, в котором проходили тренировки. По периметру двор был обнесен крытой колоннадой, в которую выходили двери 71 камеры без окон, в которых по двое жили гладиаторы. Среди других помещений были идентифицированы тюрьма, большая кухня, оружейный склад и мастерская. Крупнейшая из римских школ имела собственный небольшой амфитеатр с местами для 1200 зрителей.

​Гладиаторское состязание, мозаика с виллы Боргезе, Рим - Жестокие игры Вечного города | Warspot.ru

Управлялись императорские школы прокураторами, распоряжавшимися целым штатом служащих: учителями фехтования и гимнастики, массажистами, врачами и надзирателями. В провинциях ланисты самостоятельно должны были набирать и обучать свою труппу и затем предлагать свои услуги устроителям игр. В поисках заказчиков они могли переезжать с места на место, подобно бродячему цирку, давая по пути представления, неизменно приносившие хороший доход: уже после двух выступлений можно было окупить все затраты.

Оружие и снаряжение

Оружие и снаряжение гладиаторов первоначально отражало особенности вооружения противников римлян. Со временем в него вносились изменения. Некоторые типы снаряжения входили в моду, другие со временем исчезали. Одной из самых ранних разновидностей гладиаторов являлись самниты, сражавшиеся мечом и защищавшиеся большим прямоугольным щитом. Голову самнитов закрывал шлем с петушиными перьями, доспехи включали бронзовый нагрудник и широкий кожаный пояс, а также поножи на левой ноге и мягкие обвязки для защиты правой руки.

Их традиционными противниками выступали фракийцы, которых можно было узнать по изображению грифона на шлеме, круглому щиту и кривому мечу. Ретиарий был легковооруженным бойцом без доспеха с непокрытой головой, сражавшимся трезубцем и сетью. Его противником зачастую выступал тяжеловооруженный секутор в глухом шлеме с небольшими прорезями для глаз, вооруженный большим щитом и коротким мечом.

​Реконструкция снаряжения мирмиллона (слева) и фракийца (справа) - Жестокие игры Вечного города | Warspot.ru

Кроме того, существовали тяжеловооруженные гопломахи и мирмиллоны, лаквеаторы, старавшиеся поймать противника арканом, велиты, бросавшие во врага дротики. Эсседарии сражались на колесницах, андабаты бились друг с другом в глухих закрытых шлемах, меридианы развлекали публику в перерывах между утренней травлей зверей и устраивавшимися после полудня боями, а суппозитов внезапно выпускали против только что одержавшего победу гладиатора.

Бои между гладиаторами проходили как в форме парных поединков, так и в виде схваток целых отрядов, в которых участвовали одновременно до сотни человек пехотинцев и всадников. Как правило, снаряжение бойцов специально подбиралось различным, как и используемая ими техника боя.

Секутору, сражавшемуся тяжелым вооружением, чтобы поразить своего противника, следовало приблизиться к нему вплотную. Ретиарий, напротив, сражался издалека, стараясь набросить на своего противника сеть и затем поразить его трезубцем. Участники поединка демонстрировали свое мастерство во владении оружием и стремились скорее измотать или ранить противника, чтобы заставить его просить пощады. Известны случаи, когда ни один из бойцов не мог одолеть противника и бой оканчивался «вничью».

​Реконструкция снаряжения двух секуторов - Жестокие игры Вечного города | Warspot.ru

Смертельный исход поединка являлся относительной редкостью. Из 200 известных нам гладиаторов I в. н.э. на арене погибли 19 — таким образом, шанс остаться в живых у них был примерно 9 к 1. Даже проигравший, в том случае, когда он просил зрителей о пощаде, мог сохранить свою жизнь с вероятностью 1 к 4. Победитель поединка получал от устроителя игр денежную награду и, описав по арене круг, выходил через парадные ворота. Тело погибшего вытаскивалось через другие ворота служителями в масках Меркурия и Харона.

Внешний облик

При раскопках некрополя Эфеса были найдены 67 останков, принадлежавших гладиаторам местной школы. Почти все скелеты свидетельствуют о том, что их владельцы были молодыми людьми возрастом между 20 и 30 годами, выше среднего роста, физически очень крепкими. Их кости несут на себе следы и значительного мышечного напряжения, являвшегося результатом интенсивных физических тренировок. Кажется, что некоторых из них начали обучать гладиаторскому искусству в раннем возрасте, вероятно, еще подростками, в возрасте от 12 до 15 лет, поскольку наблюдаемая асимметрия длины рук может развиться лишь до завершения созревания скелета.

​Бронзовый гладиаторский шлем I в., найденный в Помпеях. Национальный музей археологии, Неаполь - Жестокие игры Вечного города | Warspot.ru

Следы заживших ранений, в том числе довольно тяжелых, указывают на хороший медицинский уход и квалификацию состоявших при школе врачей. Необыкновенно высокий уровень стронция в костях указывает на то, что они придерживались вегетарианской диеты, состоявшей из ячменной каши и бобов. Помимо укрепления костей, растительная пища способствовала наращиванию слоя подкожного жира, который, должно быть, служил дополнительной защитой против порезов и поверхностных ранений. Грузные, слегка оплывшие тела гладиаторов, изображенные на римских мозаиках, вполне соответствуют действительности.

О судьбах многих гладиаторов мы знаем по их надгробным эпитафиям. Например, сириец Фламма за 30 лет своей жизни принимал участие в 38 боях, т.е. начиная с 17 лет, он выходил на арену в среднем раз в 4 месяца. В 25 боях он одержал победу, в 4 потерпел поражение, но был отпущен за храбрость, еще в 13 случаях бой окончился «вничью». Фламма 4 раза получал деревянный меч как символ освобождения, но он продолжал сражаться на арене, а затем был учителем фехтования в гладиаторской школе.

Амфитеатры

Первые игры в Риме устраивались на Форуме или на Марсовом поле, где, чтобы вместить толпы зрителей, спешно воздвигали деревянные трибуны. Начиная с середины I в. до н.э. ввиду быстрого роста популярности гладиаторских состязаний специально для них начали строить открытые амфитеатры. В Италии и провинциях к настоящему времени известны остатки 230 сооружений такого рода.

​Изображение амфитеатра в Путеолах на фреске из Помпей I в. н.э. Национальный музей археологии, Неаполь - Жестокие игры Вечного города | Warspot.ru

Одним из древнейших являлся амфитеатр в Помпеях, воздвигнутый около 80 г. до н.э. Его элипсовидная арена заглублена в землю, деревянные скамьи для зрителей уступами поднимались вверх по склону. Вместимость амфитеатра оценивается в 20 000 человек и рассчитана не только на городское население, но и на приток людей из округи.

В Риме первый амфитеатр из камня и дерева был построен в 29 г. до н.э. Статилием Тавром. Во время пожара Рима в 64 г. он сгорел и в 72 г. император Веспасиан начал строить новый каменный амфитеатр на месте, где некогда располагался парк Золотого Дома Нерона. Строительство продолжалось 8 лет и было завершено в 80 г. Титом. В древности в отношении него использовалось название Амфитеатр Флавиев, а сегодня мы знаем его как Колизей.

Колизей был крупнейшим римским амфитеатром. Его общая высота – 48,5 м, глубина фундамента – 9 м. В плане здание представляет собой эллипс с внешним обводом длиной 527 м, главные оси имеют 188 м в длину и 156 м в ширину. Длина осей арены – 86 и 54 м. Под ареной находилась сеть переходов и помещений, предназначенных для размещения зверей и гладиаторов, а также механизмов, поднимавших на арену декорации представлений. Колизей вмещал около 50 000 зрителей, но это число можно было увеличить в полтора раза за счет стоячих мест верхних ярусов.

  1. Горончаровский В.А. Спартаковская война: восставшие рабы против римских легионов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. – 176 с.
  2. Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. М., 1992. – 270 с.
  3. Носов К.С. Гладиаторы. Спб, 2005.
  4. Паолуччи Ф. Гладиаторы: обреченные на смерть. М., 2007.
  5. Тарновский В. Гладиаторы. М., 1998.

Источник: warspot.ru

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Индивидуальные экскурсии в Риме

Гладиаторские бои в Древнем Риме издавна вызывали самые разные эмоции у современников и исследователей. Сражавшихся на арене людей одновременно любили, презирали и боялись.

Кровопролитные схватки пробуждали азарт, зачастую заставляли восхищаться достоинством и поведением бойца, даже женщины увлеченно наблюдали за исходом битвы.

История

Уже более полутора тысяч лет прошло с тех пор, как мир попрощался с Римской империей, которая в свое время была величайшим государством. Тем не менее до сих пор человечество помнит любовь римлян к кровавым и жестоким развлечениям. Речь идет о гладиаторских боях, излюбленном зрелище каждого жителя империи.

Первые гладиаторские бои

Сейчас сложно достоверно узнать, когда и почему появились гладиаторские бои.

Изображения первых гладиаторских боёв на античных римских мозаиках

По одной из версий, основанной на записях греческого историка Николая Дамасского, принято считать, что они возникли в Этрурии и были частью похоронного обряда.

Впоследствии эта теория нашла подтверждение. В городе, который считается одним из самых древних поселений этрусков — Тарквиния — проходили археологические раскопки. Исследователи обнаружили изображения похорон, и одним из сюжетов были игры, ставшие прообразом гладиаторских боев.

Очень быстро из похоронного обряда, сопровождавшегося жертвоприношением, игры превратились в публичное развлекательное зрелище.

Историк Тит Ливий утверждал, что впервые жители Рима увидели их в 264 г. до н.э. Поводом послужила смерть известного политика из знатного рода Децим Юния Брут Пера, сыновья которого устроили бои для того, чтобы почтить память отца. Шестеро гладиаторов сошлись в смертельной схватке на Бычьем форуме (Forum Boarium).

Спустя несколько десятков лет — в 216 году до н.э. — обряд повторился, на этот раз в память консула Маркуса Эмилиуса Лепидуса. Масштаб действа был более серьезным — трехдневные бои, в которых приняли участие 22 пары бойцов.

Следующим политиком, удостоенным такой великой чести, стал Публий Лициний Красс, скончавшийся в 183 году до н.э. Похороны были отмечены играми, в которых сражались 120 гладиаторов.

Постепенно обычай настолько укоренился среди римлян, что летописцы даже не упоминали об этих «малых» боях.

Почему гладиаторские бои стали популярными

Интерес народа к кровавому зрелищу быстро рос, и оно стало настолько неотъемлемой частью жизни римлян, что в 105 году до н.э. Рим получил предложение от консулов оплачивать бои из казны. Первые же сражения, где выступали обученные за государственный счет гладиаторы, снискали такую невероятную популярность, что быстро стали публичными.

До наших дней дошел известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» Именно в нем секрет популярности гладиаторских боев. Простым римлянам была хорошо знакома нищета. На протяжении всей жизни они боролись с голодом, и император, прекрасно понимая, как опасна доведенная до отчаяния чернь, таким образом дарил праздник своему народу.

Читайте также:  Нднд или слань что лучше

Возбужденные зрители выпускали пар на трибунах, а в обычной жизни становились более спокойными, и ими было проще управлять.

Пик популярности

Выступления гладиаторов постепенно достигли пика популярности, став любимейшим развлечением как знати, так и плебса. Теперь это были не просто бои, а настоящее шоу, призванное как можно сильнее поразить воображение зрителей.

О предстоящем празднике люди узнавали заранее, читая объявления на специальных щитах. Там указывалась вся необходимая информация: дата, время, повод, количество бойцов, имена наиболее знаменитых гладиаторов, порядок выступления.

Последнюю ночь перед боем будущие участники проводили на пиру. Для них заказывались изысканные лакомства, играли музыканты, танцевали прекрасные девушки.

Утром жители города любовались торжественным шествием гладиаторов. Перед ними шли ликторы, за ними — трубачи и свита. В конце процессии шел писарь и человек, в руках которого была пальмовая ветвь, которая использовалась для воздания почестей победителю.

Попробуйте мысленно перенестись на места для зрителей, прочувствовать атмосферу кровавого праздника. Итак, действо начинается.

Сначала на арену выпускают диких животных — львов, тигров, медведей, которым не давали пищи несколько дней, чтобы как можно сильнее озлобить их. Неудивительно, что сразу же разгорается настоящее сражение. Другой вариант — звериная охота. Против животных выходит специальный гладиатор — venator. Вместо доспехов на нем несколько кожаных полосок, а защищаться приходится только копьем.

Затем зрителям предлагают следующее зрелище — казнь преступников или христиан, которых безоружными выгоняли на арену и отдавали на растерзание голодным и яростным животным.

Растерзание христиан-гладиаторов в Колизее животными

Подобная смерть в глазах каждого римлянина была великим унижением. Но вот эта часть представления закончена, тела погибших с помощью крючьев удалили с арены, кровавые пятна засыпали свежим песком.

Перед зрителями появляются главные действующие лица — гладиаторы. Сейчас они вооружены лишь деревянными мечами, но в результате боя никто не погибнет. Сражение — своего рода разминка, которая подготавливает бойцов и зрителей. Специальные служащие — ланисты — знакомят публику с участниками схваток.

Бои были достаточно короткими, чтобы не успели наскучить. Всего 10-15 минут, и исход очевиден. Сигналом к началу схватки был звук, издаваемый с помощью рога. В течение дня посетители могли увидеть не более 10-13 боев.

Гладиаторы были обязаны соблюдать определенные правила, за этим следили судьи (summa rudis). Обычно на эту должность назначали отставных гладиаторов, и каждое их суждение безоговорочно принималось.

Проигравший, но еще живой воин обращался к судье, признавая свое поражение, поднимал вверх три пальца – большой, указательный и средний. Теперь его судьба зависела от желания публики. Гладиатор, снискавший уважение своим мастерством, храбростью и умением сражаться мог рассчитывать на помилование, но в случае отказа он должен был пройти еще через одно испытание — умереть, глядя в глаза сопернику и не теряя достоинства.

Чтобы прилюдно доказать смерть бойца, распорядитель касался тела раскаленным железом. После этого служители, изображавшие Харона или Меркурия, выносили останки с арены. Для этого была специальная дверь, ведущая в комнату для трупов — spoliarum. Там с тела снимали доспехи и забирали оружие.

Победитель получал лавровый венец и деньги. Если гладиатор был осужденным или рабом, его могли одарить высшей наградой — деревянным мечом, символизировавшим свободу.

Особенного успеха в проведении игр достиг Юлий Цезарь, который возвел бои в искусство, наделив их элементами театра. Например, за короткое время на арене сооружались впечатляющие декорации, копировавшие стены Карфагена, первая часть гладиаторов изображала легионеров, а вторая — карфагенян.

Другое дошедшее до нас свидетельство гласит, что схватка гладиаторов проходила среди свежесрубленных деревьев, изображавших лес, и повторяла битву римских легионеров с германцами.

Навмахии – морские сражения

Для властителя не было ничего невозможного, и самые фантастические сценарии обязательно исполнялись. Например, устраивались даже инсценировки морских сражений, которые назывались навмахиями (naumachia).

Навмахии – морские сражения гладиаторов в Древнем Риме

46 год до н.э. — жители города понимают, что их ждет невиданное зрелище. На Марсовом поле (Campus Martius) выкопано искусственное озеро невероятных размеров. 16 галер сошлись в ожесточенной битве, 4000 гребцов приводили их в движение, 2000 гладиаторов проливали кровь друг друга.

Казалось, невозможно провести более впечатляющие игры, но спустя 44 года Октавиан Август порадовал римлян навмахией, где сражались уже 24 корабля и 3000 воинов. Жители города получили возможность воочию увидеть, как происходила битва при Саламине — морское сражение между греческим и персидским флотами, произошедшее в 480 г. до н. э..

Император Клавдий побил этот рекорд. Действие перенеслось на Фуцинское озеро (Lago Fucino), а в отчаянном бою встретились уже 50 кораблей, на которых находилось 20 тысяч человек. Все зрители были в невероятном восторге от зрелища.

Еще один великий римский император — Траян — устроил своему народу праздник продолжительностью в 123 дня. 10 тысяч гладиаторов убивали друг друга все это время, доводя публику до неистовства.

Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем римлян, они не только давали людям яркие эмоции, азарт, но и усиливали чувство патриотизма. Часто бойцов одевали и вооружали как представителей покоренных народов. Поединки снова и снова доказывали могущество Римской империи.

Запрет боёв

Со временем государство вступило в эпоху кризиса. Участились вторжения врагов, разразилась опустошительная эпидемия чумы, довершили дело экономический спад и Гражданская война. Все активнее распространяется христианство, уже многие знатные люди начинают исповедовать эту религию. Бои гладиаторов постепенно теряют свою популярность.

Первая попытка их отмены была сделана в 315 году н.э. Император Константин I запретил отдавать людей на растерзание животным на арене.

В 365 году н.э. уже другой император — Валентиниан I ввел штрафы для тех судей, которые продолжали выносить подобные приговоры для христиан.

Император Гонорий в конце IV — начале V века н.э. закрыл школы, где обучались гладиаторы.

В 438 году Валентиниан III еще раз наложил запрет на гладиаторские бои, и спустя год историки упоминают о последних играх в Риме.

Сооружения – где проходили бои?

Первые сражения проходили на городских рынках, где существовали открытые площадки. Чтобы знатные люди могли со всеми удобствами наслаждаться зрелищем, для них возводили временные места на возвышенностях. Бои завоевывали все большую популярность, и потребовались специальные сооружения.

Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н.э. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе.

Амфитеатр

В 80 году н.э. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo).

Колизей в Риме – место проведения гладиаторских боёв

Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли.

Здесь все поражало воображение. Под полом арены была устроена хитрая система коридоров, в которых находились удивительные механические устройства для смены декораций.

Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов. Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах.

В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями.

Отдельно стоит упомянуть форму амфитеатра. Арена хорошо просматривалась даже с самых неудачных мест, а каждый звук был отчетливо слышен.

Зрители

Передние ряды занимали самые привилегированные люди. Здесь были сиденья для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины смотрели на бои со специально отведенных мест.

Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. Многие зрители имели своих любимцев и всячески поощряли их. Более того, по требованию народа победителя могли вознаградить свободой. Заключались пари на исход битвы, и здесь проигрывали или выигрывали целые состояния.

Например, известен досконально описанный бой между двумя популярными гладиаторами — Верусом и Прискусом. Каждый из них имел своих поклонников, азарт публики особенно подстегивался тем, что воители были лучшими друзьями.

Культура

Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.

Картины

В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».

Картина поворот пальцем Pollice verso Жан-Леон Жером 1872 год

Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.

Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).

Гладиаторы картина Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico)

Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.

В музыке

Группа «Ария», в репертуаре которой немало хитов на исторические темы, не обошла своим вниманием и эпоху Древнего Рима.

Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.

5 лучших фильмов про гладиаторов

Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.

  1. «Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000). В центре сюжета знатный воин, генерал Максимус.

    Став жертвой предательства, он оказывается на арене Колизея, где его ждет бой с давним врагом.

  2. «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010). Сериал рассказывает зрителю о малоизвестных ранних годах жизни Спартака. Показана личная трагедия главного героя, его удивительное мужество и известность.
  3. «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964). Перед зрителем предстает эпоха упадка государства. Угрозы нападения, кризисы, теряющие популярность бои гладиаторов, интриги — все вместе составляет увлекательное повествование.
  4. «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954). Невероятная история христианина, по стечению обстоятельств ставшего гладиатором. Выдержит ли его вера предстоящее испытание на арене?
  5. «Два гладиатора» — фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964). Неожиданное появление еще одного наследника трона ставит императора в затруднительное положение. Смертельный поединок решит, кто из них будет править.

Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.

Мысленно поднимитесь на арену Колизея, а лучше наяву купите билеты, закройте глаза. Прислушайтесь, почувствуйте себя участником событий, отзвучавших много веков назад. Слышите рев толпы, звуки шагов, музыку, заглушаемую звоном оружия? Таким был голос Вечного Города. Ave, Caesar, morituri te salutant!

Источник: italy4.me

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...