Маршрут: г. Емва – пос. Чиньяворык – р. Ворыква – р. Вымь — пос. Весляна — г. Емва
Сроки: с 25 июня по 20 августа.
Количество дней: 10.
Проживание: в палатках.
Передвижение: сплав (байдарки, лодки, катамараны).
Маршрут: спортивно-познавательный.
Программа:
Дни | Программа |
1 | Прибытие в г. Емва. Заезд путешественников от г. Емва до р. Ворыква — 5-6 часов. Сборка судов. Обустройство лагеря |
2-9 | Обучение простейшим приёмам гребли и управления каркасными, надувными судами. Сплав по рекам Ворыква, Вымь; при желании — посещение природных ботанических и геологических памятников (пешком). Купание, отдых и развлечение. |
10 | Прибытие в пос. Весляна — г. Емва. |
Сплав по реке: 232 км. |
Начало крупнейшей реки Обь
Маршрут проходит по территории Княжпогостского района Республики Коми. Административным центром района считается г. Емва. Истоки рек Вымь и Ворыква берут своё начало на Тиманском кряже.
Тиманский кряж — сглаженный хребет с отдельными невысокими грядами на северо-востоке восточно-европейской равнины. Тянется от Чешской губы до истоков реки Вычегды. Высшая точка — Четласский камень (463 м). Рельеф Тиманского кряжа, в основном, равнинный, местами холмисто-грядовый.
Расчлененность склонов речных долин определяется выходом на дневную поверхность кристаллических пород (базальтов, кварцевых песчаников). Выходы базальтов образуют гряды с крутыми стенками и сопки. В местах выходов известняков развиты карстовые формы рельефа.
Карст — процессы образования подземных полостей (пещер) в карбонатных породах и гипсах в результате растворения их водой. Карстовые формы: провальные воронки, карстовые котловины, сухие и слепые долины, карстовые лога, пещеры. Карстовые явления: исчезающие реки и ручьи, карстовые источники и мощные источники — воклюзы.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -17°С, июля +15°С, среднегодовое количество осадков — 550 мм. Почвы: торфяно-болотные, подзолистые, перегнойно-глеевые. Леса — преимущественно еловые, елово-березовые с примесью сосны, реже лиственницы. В них встречаются лось, росомаха, ондатра, речной бобр, глухарь, тетерев, рябчик.
В реках и водоемах обитают семга, нельма, сиг, хариус. В августе — сентябре леса изобилуют дичью, грибами и ягодами.
Ворыква — Вымь – заповедные сёмужье-нерестовые реки. Река Ворыква — это правый приток Выми. Сама Вымь впадает в р. Вычегду, которая является притоком Северной Двины. Длина реки Вымь — 499 км, площадь бассейна 19125 кв.км. Берёт начало на среднем Тимане у хребта Покъюиз. Течёт с севера на юг.
Мост. Усть — Вымь.Место впадения реки Вымь в реку Вычегду.04.06.2022.
Значительная часть течения проходит по Тиманскому кряжу. Питание — смешанное, с преобладанием снегового. Замерзает в октябре-ноябре, вскрывается в начале мая. Река протекает в глухой тайге, поэтому проплыв первые 100-120 км, туристы не встретят ни одного человека. Река хороша для семейного отдыха и сплава.
Сочетание малопосещаемых мест с большим количеством «даров» природы, красотой и безопасностью сделает путешествие незабываемым и интересным.
Путешествие лучше начинать в периоды: с 15 по 30 июня и с 15 августа по 15 сентября. Ориентация на эти сроки связана с особенностями реки. Тиманский кряж сложен легкорастворимыми известняками, поэтому часты карстовые явления. В межень или в жаркую сухую погоду в верховьях река уходит под землю, и на протяжении шести километров путешественникам придётся перетаскивать груз и суда по сухому руслу реки.
Объекты, интересные для посещения:
- Необходимо учесть, что заброска из Емвы до р. Ворыква нелёгкая, т.к. дорога грунтовая и ухабистая.
- Путешествие проходит по «глухим» таёжным лесам, поэтому выход с маршрута возможен только в конце путешествия.
Источник: uralkomi.narod.ru
ВЫМЬ
река Вологодской губ., Яренского уезда, правый приток реки Вычегды, берет начало в пределах Мезенского уезда, Архангельской губ., и впадает в Вычегду у селения Усть-вымского двумя рукавами, разделенными небольшим песчаным островком на 269 верст от устья Вычегды. Длина реки около 500 верст; общее направление течения ее с севера на юг; ширина реки в нижней части доходит до 50 — 70 саж.; глубина на плесах доходит до нескольких сажен, но на многочисленных перекатах и переборах воды в меженное время бывает не больше 6 вершков, в верхней же части реки существуют, кроме того, и пороги.
Все это вместе делает судоходство по Выми возможным только на протяжении 22 верст от ее устья до Сереговского солеваренного завода. Выше ходят только небольшие лодки, в случае надобности протаскиваемые берегом. Вымь имеет значение для края еще как единственный летний путь сообщения между большею частью Яренского уезда и местностью по Мезени и Вашке, так наз. Удорским краем. Главные притоки: Елва, Веслена, Пожег, Чуб. См. «Военно-статистическое обозрение Вологодской губ.»; «Известия геологич. комит.» за 1890 г.
(Юлва, в верховье — Эмба)
река в Коми АССР, правый приток р. Вычегда. Длина 499 км, площадь бассейна 25600 км 2 . Берёт начало с Тиманского кряжа. Далее протекает по равнинной лесистой местности с обширными болотами. Выше устья р. Елва имеет пороги. Главные притоки: справа — Ворыква, Едва, Пожег, Чуб; слева — Коин, Весляна. Средний годовой расход воды 196 м 2 /сек (с. Весляна). Сплавная.
Судоходна от впадения р. Весляна.
вымь сущ., кол-во синонимов: 1 • река (2073) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: река
ВЫМЬ (Ю л в а, в верховье — Э м б а), река в Коми АССР, прав, приток р. Вычегда. Дл. 499 км, пл. басc. 25 600 км 2 . Берёт начало с Тиманского кряжа. Далее протекает по равнинной лесистой местности с обширными болотами. Выше устья р. Едва имеет пороги. Гл. притоки: справа — Ворыква, Едва, Пожег, Чуб; слева — Коин, Весляна. Ср. годовой расход воды 196 м 3 /сек (с.
Весляна). Сплавная. Судоходна от впадения р. Весляна.
Вымь — река Вологодской губ., Яренского уезда, правый приток реки Вычегды, берет начало в пределах Мезенского уезда, Архангельской губ., и впадает в Вычегду у селения Усть-вымского двумя рукавами, разделенными небольшим песчаным островком на 269 верст от устья Вычегды. Длина реки около 500 верст; общее направление течения ее с севера на юг; ширина реки в нижней части доходит до 50 — 70 саж.; глубина на плесах доходит до нескольких сажен, но на многочисленных перекатах и переборах воды в меженное время бывает не больше 6 вершков, в верхней же части реки существуют, кроме того, и пороги.
Все это вместе делает судоходство по Выми возможным только на протяжении 22 верст от ее устья до Сереговского солеваренного завода. Выше ходят только небольшие лодки, в случае надобности протаскиваемые берегом. Вымь имеет значение для края еще как единственный летний путь сообщения между большею частью Яренского уезда и местностью по Мезени и Вашке, так наз. Удорским краем.
Главные притоки: Елва, Веслена, Пожег, Чуб. См. «Военно-статистическое обозрение Вологодской губ.»; » Известия геологич. комит.» за 1890 г. Ю. Ш.
прав, приток Вычегды. Дл. 499, по другим данным 370 км. Берет начало со склонов Тиманского кряжа в районе хр. Покъюиз.
Мы склонны считать, что гидроним Вымь — Емва обско-угорского происхождения: хант. емэнг «святой, священный». Коми географический термин ва «вода, река» был присоединен позднее. Вымь (Вым) является вариантом слова ем (йэм). Неслоговой в перед ы развился на русской почве из й, см. Векшор — Екшор, By — ю (йу).
Религиозные термины довольно часто встречаются в топонимах как коми, так и обско-угорского происхождения, в том числе и с компонентом ем. Хантыйский ойконим Ем-вош имеет параллельное коми название Вежакар «священный город» (хант. вач, вон, ваш «город») .
В «Книге Большому Чертежу» Вымь выступает под названием Птица. См. Кай.
Синонимы:
Емва, река, пп Вычегды; Республика Коми. Русское название реки Вымь и коми Емва имеют в основе хант. емынг (йэмынг) ‘священный’ с последующей переработкой: утратой суффикса -ынг, добавлением протетического в в русск. названии и термина ва ‘река’ в названии на коми. См.
также Емва, Илыч.
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .
Синонимы:
Вымь, Юлва (в верховьях Эмба), река, правый приток Вычегды, в Республике Коми. Длина 499 км, площадь бассейна 25,6 тыс. км 2 . Берёт начало на склонах Тиманского кряжа. Протекает по равнинной лесистой местности с обширными болотами. Выше устья реки Елва порожиста. Средний расход воды у деревни Половники 263 м 3 /с.
В бассейне В. свыше 1000 озёр. Судоходна на 172 км от устья. Сплавная.
ВЫМЬ , река на севере Европейской части России, правый приток Вычегды. 499 км, пл. бассейна 25,6 тыс. км 2 . Сплавная. Су доходна на 172 км от устья.
Источник: slovaronline.com
Вымь
Вымь (Юлва, Емва) — река в Княжпогостском и Усть-Вымском районах Республики Коми.
Географические сведения
Длина реки — 499 км, площадь её водосборного бассейна — 25 600 км². Питание Выми смешанное, преимущественно снеговое. В верхнем течении Вымь сильно извилиста. В среднем течении протекает в узкой долине с залесёнными склонами высотой до 75-80 м. Ширина реки до 100 м. Глубина воды в межень 1-1,5 м, на перекатах — до 0,2 м. В среднем течении Вымь носит черты полугорной реки.
В нижнем течении долина Выми расширяется до 2-3 км; её склоны пологие, преимущественно, залесены. Пойма в основном узкая, односторонняя. Русло песчано-галечное, шириной до 200-300 м. Глубина воды — 5-3 м.
Основные притоки: Ворыква, Ёлва, Пожег, Чуб — правые; Коин, Весляна — левые. В бассейне Выми расположено озеро Синдор, второе по величине площади водного зеркала в республике.
На реке расположены д. Весляна, пос. Ветью, д. Кони, пос. Турья, г. Емва, с. Усть-Вымь и др.
Судоходство
Река судоходна на нижних 172 км, хотя гарантированные габариты никогда не устанавливались.
Мосты и переправы
Через реку проходят автодорожный и ж/д мосты недалеко от вахтового поселка Четлос, ж/д мост в г. Емва, автомобильный мост дороги Р-27 и ж/д мост в с. Усть-Вымь.
Рыбы
Вымь — река заповедная, сёмужно-нерестовая. В ней водятся сёмга, нельма, сиг, стерлядь, хариус, лещ, язь и другие породы рыб. Лов ценных пород рыб на Выми и её притоках запрещён. Вдоль берегов установлена водоохранная лесная зона шириной 3 км; вдоль основных притоков она составляет 1 км.
Источник: catcher.fish
2starika
День 1 , заброска до ж/д моста на бокситный рудник. По этой дороге находится бывшая исправительно-трудовая колония, примерно на середине пути. На въезде в нее бывший пунк КПП. Все удобства, разумеется, на улице.)) Кстати, дальше находится действующая ИТК колония-посление, где отбывающие срок валят лес. Они то нам и подсказали что мы движемся в верном направлении: «ДА, ж/д мост дальше.
Были мы там — недавно возле него, одного из наших ловили» — беглеца разумеется.) Видимо особенный статус данного заведения не позволил Яндексу отобразить весь участок дороги. Поэтому заброска вместо 130км оказалась 170! Учтите если тоже поедите — нам бензина в притык хватило.
Там же, возле будки. Бывшая вышка связи, остался только металлический остов.
Там же, возле КПП — вид на бараки бывшей ИТК.
Едем дальше. Наш зоркий взгляд выцеливает в кустах гусеничный вездеход ГАЗ. Останавливаемся поздороваться и конечно уточнить далеко ли нам до ж/д моста. Оказалась на таком транспортном средстве катается группа экологов из Сыктывкара. Все лето колесят по тайге собирая разные пробы и делая анализы, а потом зимой обрабатывают.
Дружелюбно предложили нам чаю. Мы, поскольку спешили, отказались, ограничившись лишь короткой фото сессией в «БМД». А Родион на обратном пути заехал чайку попить, говорил что хорошо посидел.))
Прибыли. Заброска по грунтовке на УАЗ «Патриот» 170 км составила почти 4 часа. Перед нами река Вымь. У моста лодка, которая называется «Комячка». Длинная лодка из ели, промазанная отработанным маслом — видимо против гниения и чтобы не ел короед. Длина лодки около 5-6м.
Соответственно, ширина реки возле моста не более 10м. Глубина чуть более 1м. Вода чистейшая.
Наконец то мы на воде. Осматриваемся по сторонам. На уши давит настоящая тишина. С непривычки у одного из нас даже нерв небольшой появился: ни каких тебе пробок, выхлопных газов и «ящика» — стресс для организма в хорошем смысле этого слова)))
Течение бодрое. примерно 1 м/с. Почти не гребем, лишь подруливаем веслами, наслаждаемся пейзажем.
Стоянка. За первый день прошли не много, около 8 км. Встали на намытой косе песка и камней. Площадка ровная, палатка поставилась легко и быстро. Дрова здесь же — весенним паводком нанесло много топляка, за лето он подсох, горит на ура. Кстати, на этом же островке мы обнаружили заправку «BP» — стояли две 40л канистры с бензином и масло для двухтакных моторных двигателей.
Стоял бенз аккуратно, накрытый полиэтиленом, не похоже что забыли. Поскольку не наше — трогать не стали, да и не зачем. В общем, почистили и засолили единственного пойманого хариуса, отварили рис, вскипятили чайку. поужинали. А кругом тишина.. — класс!!
День 2, поплыли дальше, естественно выспавшись как следует. Река попрежнему не широкая, по краям — топлячек. Глубина не более метра. Вода Ледяная
По берегу видно уровень весеннего паводка, получается почти под самый край, или +3метра к текущему уровню реки Вымь.
В конце второго дня также выбрали для стоянки галечник. Вставали уже поздно, почти в 9 вечера, темнело. Так что выбирать особо не приходилось.
Даже среди следов медведя.
. лося.
и лося с медведем..)) Поэтому место пришлось «обкричать» как следует — чтобы прогнать хозяев куда по дальше в лес. Еще костерок по ярче, нарвали в кустах шиповника с красной смородиной — вот отличный получился чаек!
День 3, отплыли, дождь.
Который в последствие превратился в ливень, причём каждый день такое повторялось по несколько раз. Для нас было необычно наблюдать такое частое изменение погоды.
Весь день плыли под дождем. Только к вечеру он прекратился и мы решили встать на ночь на уже традиционном галечнике.
На утро решили покушать. Иван набирает воду для приготовления пищи.
Наловили хариуса.
Сделали остановку чтобы почистить и засолить. К вечеру уже готова.
Плывем даль. Пейзаж говорит сам за себя.
Ниже по течению ближе к людям уже пошли небольшие частные базы отдыха.
Источник: 2starika.livejournal.com
41. Широка река, глубока река.
Вымь (Емва) — река, правый приток Вычегды; Русское название реки — Вымь и коми — Емва имеют в основе хант. емынг (йэмынг) ‘священный’ с последующей переработкой: утратой суффикса ынг, добавлением протетического в русском названии и термина ва ‘река’ в названии на коми. (Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001).
Село Усть-Вымь расположено на месте впадения реки Вымь в Вычегду, откуда и получило свое название по месту географического нахождения – устье Выми. В свое время Усть-Выми принадлежало значительное место в развитии экономических отношений Коми края, поскольку именно через него проходили торговые пути, и изначально село являлось неким центром (сегодня бы сказали – логистическим центром) по перевозке грузов.
Очевидно, что удобное географическое расположение — одно из тех обстоятельств, на которые не мог не обратить внимание Стефан Пермский, основав в Усть-Выми свою епархию. Таким образом, благодаря своему удобному расположению, село стало отправной точкой и перевалочной базой для торговых и промысловых экспедиций и изысканий, отправляемых на Урал и в Зауралье, а также развития торговых и товарно-денежных отношений не только всего Коми края, но и прилегающих к нему земель.
Водный транспорт во все времена был и остается самым рентабельным видом транспорта в России, поскольку имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими, в том числе низкую себестоимость перевозок. А если рассматривать водные речные артерии в средние века, как дороги, то очевидно, что развитой инфраструктуры сухопутной дорожной сети тогда еще не существовало и, поэтому, водный транспорт являлся самым доступным видом транспорта средневековой России.
Это особенно важно для слабоосвоенных районов, которым был в то время Коми край. К тому же водный транспорт, всегда имел огромное преимущество по перевозке крупногабаритных грузов и большую пропускную способность перевозок. Все эти рассмотренные факторы, сведенные воедино, позволяют говорить о том, что развитие водного речного транспорта в определенном экономическом районе или конкретной местности ускоряет освоение и развитие этого района.
В шестидесятых годах Вымь была сплавной рекой, по которой осуществлялся молевой сплав леса.
А вот в семидесятых годах я уже не помню, чтобы на реке были установлены боны, может, если только в самом начале десятилетия.
А вот паровозы, как на фото выше, я еще застал. В самом начале семидесятых они еще очень активно использовались, как на грузовых перевозках, так и на пассажирских. Впрочем, я уже сказал об этом в предыдущей главе, так что перейдем к речным суднам Выми и Вычегды.
В семидесятых годах двадцатого века Вымь была еще судоходной. По ней и по Вычегде каждодневно курсировали теплоходы и быстроходные катера на воздушной подушке «Заря». Встречались и более интересные экспонаты, как колесные теплоходы или колесные буксиры. Несмотря на солидный возраст, они продолжали свою жизнь на реке.
Дно реки каждый год чистилось и углублялось по фарватеру. Тысячи тонн грунта намывал земснаряд, который ежегодно работал напротив Усть-Выми. Таким образом, производилась добыча песка для строительной и дорожной отрасли, а также велись дноуглубительные работы по фарватеру реки.
Ширина Выми у моста составляет примерно около 400 метров. Переплыть реку в семидесятых — было не только предметом гордости и споров пацанов, выросших на реке, но и пунктом преодоления себя. В первый раз я переплыл реку уже в классе девятом, наверное. Плыл я в одиночку, вначале довольно легко примерно до середины реки. И тут не очень далеко от меня прошел какой-то катер.
От поднявшейся волны я сбился с ритма, да еще хлебнул воды. В голову сразу же ударили невеселые мысли: «Ну, все, приплыл…» Сил, которых еще недавно, казалось бы, было много, вдруг стало не хватать. Плохо, когда человека в таком состоянии охватывает паника. Как-то мне все же удалось отплеваться, успокоиться и потихоньку плыть дальше.
Когда у противоположного берега руки стали задевать дно, я встал, пошатываясь от усталости, выбрался на берег, упал на песок и долго лежал. Борьба с течением отняла у меня много сил. Все-таки плыть поперек течения реки гораздо тяжелее, чем в стоячей воде или в той же реке купаться у берега. Обратно плыть я уже не решился – пошел на свою сторону пешком через мост.
Фото: Вымь в 60-е годы. Видны сплавные боны. И поезд, который тащит паравозик! Фото из семейного архива Колычевых
Источник: proza.ru