(чукот. ирын, коряк. ямочгын), глухая мужская и женская одежда у народов северо-востока Сибири. Шилась в два слоя из оленьих шкур, а также собачьих, шкур морских животных и др.Синонимы:
одежда, рубашка
Смотреть что такое КУХЛЯНКА в других словарях:
КУХЛЯНКА
КУХЛЯНКА, -и, ж. На Севере: верхняя меховая одежда.
КУХЛЯНКА
кухлянка ж. местн. Меховая рубаха (у жителей Крайнего Севера).
КУХЛЯНКА
кухлянка ж.upper garment made of deer skin (as worn in the extreme North)
КУХЛЯНКА
кухлянка сущ., кол-во синонимов: 2 • одежда (297) • рубашка (52) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: одежда, рубашка
КУХЛЯНКА
1) Орфографическая запись слова: кухлянка2) Ударение в слове: кухл`янка3) Деление слова на слоги (перенос слова): кухлянка4) Фонетическая транскрипция . смотреть
КУХЛЯНКА
верхняя меховая рубаха народов Севера; шьют обычно из оленьей шкуры, мехом наружу. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) * *. смотреть
Н, ЭНЫЛ. Видеосюжет мастер-класса по пошиву национальной одежды — кухлянки
КУХЛЯНКА
-и, род. мн. -нок, дат. -нкам, ж. Верхняя меховая рубаха у народов Севера.— Что это такое кухлянка? — спросил я. — Это такая рубашка, из оленьей шкуры. смотреть
КУХЛЯНКА
кухля́нка, кухля́нки, кухля́нки, кухля́нок, кухля́нке, кухля́нкам, кухля́нку, кухля́нки, кухля́нкой, кухля́нкою, кухля́нками, кухля́нке, кухля́нках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: одежда, рубашка. смотреть
КУХЛЯНКА
кухл’янка, -и, род. п. мн. ч. -нокСинонимы: одежда, рубашка
КУХЛЯНКА
Ударение в слове: кухл`янкаУдарение падает на букву: яБезударные гласные в слове: кухл`янка
Источник: rus-etno.slovaronline.com
Где хотя в кухлянках
Норденшёльд. Чукчи — одежда, оружие, еда
1-окт-2015 10:50 am
(Продолжение. Начало см. по метке «Норденшёльд»)
«Одежда чукчей делается из оленьих и тюленьих шкур. Более тёплые оленьи шкуры идут главным образом для зимней одежды. Мужчины надевают зимой две меховые рубашки: ближе к телу более тонкую — мехом внутрь, поверх — более плотную, мехом наружу. Кроме того, в дождливую или снежную погоду ещё надевают верхную одежду, сшитую из кишок или бумажной пряжи, называемую ими “калико”.
Мне довелось однажды видеть такую зимнюю одежду, вроде оленьей замши, прекрасного качества и, несомненно, домашнего производства. Замша эта первоначально была белая, но её разукрасили широкой раскрашенной коричневой каймой. Несколько красных и синих шерстяных рубашек, подаренных нами, чукчи также носили поверх меховой одежды.
Яркие цвета этих рубашек доставляли их владельцам величайшее удовольствие. Меховая одежда чукчей короче лопарской. Она не достигает колен и стянута поясом. Чукчи носят две пары штанов: нижние мехом внутрь, верхние мехом наружу. Штаны эти хорошо сшиты, ловко сидят и спускаются до стопы ноги.
Зимняя одежда северных народов в мороз . Обзор
Обувь состоит из оленьих или тюленьих мокасинов, связанных у щиколотки со штанами по манере, принятой у лопарей. Подошвы из моржовой или медвежьей шкуры, волосом внутрь; на остальной части мокасин волос снаружи. Под сапоги надевают чулки из тюленьей кожи и внутрь мокасин кладут сено.
Головной убор состоит из украшенной бисером меховой шапки, поверх которой при сильном морозе надевают ещё меховой чепец, обшитый по краю собачьим мехом. Чепец обычно плотно застёгивается под подбородком и красиво спускается в виде воротника на плечи. Полный наряд состоит ещё из мехового галстука и нагрудника из взятой в несколько рядов оленьей шкуры или сшитого из различных меховых обрезков в виде узора шашками. Летом и до глубокой осени мужчины ходят с обнажённой головой, хотя волосы их обрезаны на затылке до корней.
В тёплое время года зимнее платье, по мере потепления, постепенно снимают, так что одежда, в конце концов, состоит из кухлянки, верхней одежды против дождя и одной пары штанов. В яранге мужчины носят только короткие, достигающие до бёдер кожаные штаны и кожаные ремни (для здоровья) вокруг пояса и на руках.
Мужская одежда мало разукрашивается; зато мужчины часто носят жемчужные нити в ушах и меховую повязку, украшенную крупным, со вкусом расположенным жемчугом, или кожаную повязку на лбу с несколькими очень крупными жемчужинами. С этими кожаными повязками они расстаются неохотно, и одна женщина рассказывала, что жемчужины на ней изображают количество убитых врагов. Но я уверен, что это было пустое бахвальство. Женщина, по-видимому, применила к настоящему времени древнюю легенду из воинственных времён, и мы имеем тут только пример хвастовства военным насилием. Такое хвастовство принято не только у чукчей, но и у более культурных народов.»
Источник: umbloo.livejournal.com
Традиции ительменов – забавный прародитель и очищение берёзой
Ительмены – народ, который многие исследователи называют «индейцами Камчатки». В далёкой древности североамериканские аборигены и жители Севера Евразии действительно имели общего предка, а сегодня традиции ительменов очень близки индейским обычаям. Культура этого народа позволяет погрузиться в поистине уникальный самобытный мир, где особое место занимают вера в духов, поклонение предкам и почитание великого Ворона Кутха, прародителя племён Камчатки.
Ительмены в большинстве своём являются христианами (по официальным данным), но и сегодня древние ритуалы, анимизм и тотемизм ярко отражаются на их культуре. Этот народ умеет хранить наследие, полученное от предков. И хотя ительмены – этнос малочисленный (их насчитывается чуть больше трёх тысяч человек), они доказали, что главная ценность нации – её традиции. Чем же интересны ительменские обычаи и ритуалы?
«Индейцы» на Камчатке
При знакомстве с ительменами невольно удивляешься, насколько их обычаи не похожи на привычные нам принципы. Представители этого народа не спешат спасать утопающих – они верят, что нельзя вмешиваться в дела духов воды. Более того, в их поверьях боится утонуть даже великий прародитель, Ворон Кутх. Считается, что духи гор или рек не могут обходиться без пищи, а потому периодически забирают людей и животных.
Как показывают исследования учёных, у ительменов действительно немало общего с индейцами Северной Америки. Особенно сходство заметно в культуре этих народов. Если верить распространённому предположению историков. в далёком прошлом существовал единый народ, часть которого осталась на территории Камчатки, а часть перешла по некогда существовавшему перешейку (или льдам) на земли Северной Америки. Несмотря на разделение, очевидное родство у этносов соранялось на протяжении многих веков.
Удивительный Ворон
Немало сведений об ительменах и их обычаях предоставляли русские путешественники, занимавшиеся освоением Камчатки. Конечно, людей удивляли традиции и даже внешний вид местных жителей. В их понимании Земля была плоской, а с другой стороны всё происходило наоборот. Если на камчатских землях царила зима, то с «изнанки» разгоралось солнечное лето.
Своим прародителем, как я уже заметила, ительмены считают Ворона Кутха. Согласно древним легендам, на заре времён он прибыл в мир, поднял со дна океана землю, на которой создал горы и вулканы, тёплые гейзеры и источники пресной воды. Благодаря Кутху появились и люди, которых добрый Ворон научил строить дома – так человек сумел защититься от холода и продолжительных зимних морозов.
Кстати, хочу сказать, что Кутх – наверное, самое необычное божество в мире. Каким вы представляете прародителя народов? Конечно, грозным и величественным. Но Кутх вовсе не такой. Этот Ворон часто попадает в переделки.
Во многих сказаниях он безуспешно пытается перехитрить своих врагов, но ничего не удаётся. Неслучайно Ворона Кутха называют самым забавным богом среди прочих небожителей народов мира.
Семейный уклад
До наших дней дошли многие семейные традиции ительменов. Сразу хочу заметить, что у этого народа существует весьма чёткое разделение на «мужское» и «женское». Однако это вовсе не означает, что мужчина не может заниматься уборкой или приготовлением пищи.
Напротив, такая деятельность приветствуется. Издавна считалось, что абсолютно мужским занятием является рыбная ловля или охота на морского зверя. А вот, что интересно, шаманами у ительменов могли становиться лишь женщины. На мой взгляд, в этих особенностях и аспектах древних обычаев присутствуют черты матриархата.
Главный праздник
Важнейшим обрядовым праздником ительменов был Алхалалалай. Этот день был связан с ритуалами очищения и сменой одного жизненного цикла на другой. К началу празднества уже завершались хозяйственные работы, люди могли позволить себе немного отдохнуть перед началом новых трудов. Интересно, что Алхалалалай, как гласят поверья, мог подарить очищение любому человеку. Для этого необходимо было пройти под связанными ветвями берёзы, а после бросить в пламя костра пучок травы.
Что интересно, праздник Алхалалалай сохранился до наших времён. Сегодня на это ительменское торжество приезжают гости со всей Камчатки и, конечно, из самых разных уголков мира. В этот день здесь можно увидеть соревнования по ловле и переработке рыбы (а также отведать вкусные рыбные блюда), принять участие во всевозможных конкурсах.
Самые стойкие местные жители любят продемонстрировать свою выносливость в ритуальных танцах. Такая хореография предусматривает непрерывное движение на полусогнутых ногах. В качестве передышки можно использовать лишь три минуты в час. А теперь представьте: самые стойкие танцоры исполняют своё действо на протяжении нескольких суток.
Примечательно, что даже ухудшение погоды не может повлиять на танец. Уж если решил танцевать – то надо выдержать до победного финала.
Если же вам захочется пройти древнейший обряд очищения – смело отправляйтесь на Камчатку на Алхалалалай. И в наше время ительмены связывают ветви, бросают в огонь пучки травы, чтобы задобрить духов. Как видите, традиции предков здесь по-прежнему живы.
Путешественники, побывавшие на землях ительменов, часто говорят, что возникает ощущение, будто перемещаешься в иной мир. Это действительно так – традиции ительменов настолько своеобразны и самобытны, что и вовсе напоминают несколько изменённую реальность. Нам же остаётся лишь восхититься преданностью этого народа культуре своих предков.
На обложке: Обрядовый праздник Алхалалалай / npaproject.kamgov.ru
Источник: musaget.ru
radvi_sasha
Нет, про Колыму в другой раз. Как-нибудь. А сегодня мы с вами, дорогие мальчики и девочки, отправимся на Чукотку. Чукотка раньше входила в состав Магаданской области. Поговаривали, что наши чукчи зимой по Беренгову проливу ходили в гости на Аляску. Правда или нет — не знаю. Столица Чукотки — город Анадырь. Ударение на вторую «а»!
А то некоторые шутники на «ы» ставят.
Чукотский орнамент
Краткий словарь для начинающего журналиста
Абрамович — местночтимый святой. Должность — губернатор. Руководить предпочитает на расстоянии: в 2002 году был на Чукотке 2 раза (налетами). Каноническое изображение (с предвыборного плаката, который до сих пор расклеен в самых неожиданных местах тундры) — почти в профиль. Слегка небрит, коротко стрижен (см. полубокс), на губах — мягкая ускользающая улыбка, взгляд мечтателя. Из разговора журналиста с Абрамовичем:
— Вам какие места Чукотки больше нравятся?
— Мне нравится Жуковка. И Дзержинский район (отвечает, не раздумывая).
«Анадырь» — главный ресторан Чукотки. Состоит из одного зала (обеденный, он же — банкетный) мест на 60-70. В «Анадыре» Абрамович встречал Новый, 2002 год (в конце декабря) — с микрофоном в руках. Из разговора журналиста с местным пьяницей:
— Расскажите, что такое город Анадырь.
Пауза. Тяжелый вздох.
— Ты когда-нибудь слышал песню «Будь проклята ты, Колыма»?
— Да.
— А семь раз на бис в ресторане?
— Нет.
— Вот что такое Анадырь!
Анадырь — город, одноименный ресторану. Одна настоящая улица, две большие дымящие трубы, 11 305 человек. Из разговора журналиста с шефом местной культуры:
— У вас здесь есть колония?
— В смысле тюрьмы? Нет. Зачем? Преступников отправляем на юг. В Магадан.
Балок — барак (общесибирское). Дом, в котором живет тот, кто уже не хочет жить в яранге, но пока еще не получил квартиры.
Ехай! — проходи мимо, пошел отсюда (анадырское).
Интерес — ключевое понятие туземной русской культуры. Из разговора журналиста с гардеробщицей ресторана «Анадырь»:
— Мы же вам помочь приехали!
— Вы сюда приехали за своим интересом.
Копалька — деликатес из тухлого мяса. Исходный продукт закапывают в мерзлоту и достают через некоторое время. После подтухания.
Кредитка — способ расплаты с оленеводами. Введен Абрамовичем, чтобы самогон не покупали за нал. За время бытования кредиток на Чукотке отмечено четыре случая их повреждения или пропажи. Из разговора журналиста с оленеводом на стойбище при закупке шкур:
(Оленевод) — Расплачиваться будете как?
(Журналист) — То есть как «как»?
— Налом или по кредитке?
Кухлянка — шуба из оленьих шкур без завязок и застежек. У нее 4 дырки: одна для ног, две для рук и еще одна — для головы. В кухлянке можно спать на снегу (местное поверье). Все остальное в ней делать неудобно. Сесть в машину нельзя — только в кузов грузовика.
Поэтому ее носят в тундре. В город Анадырь в кухлянках приходят оленеводы.
Материк — все, что не Чукотка.
Мерзлота вечная — то, что на Чукотке вместо земли.
Морзверобой — тот, кто на море зверя бьет. Чукча, у которого нет оленей. Слово образовано по принципу соединения корней, распространенному в чукотском языке. Там, где в русском языке нужно предложение, в чукотском достаточно одного слова. Но очень длинного.
Начальник Чукотки — см. Абрамович.
Оленина — еда. В ресторане «Анадырь» можно попробовать бефстроганов из оленины на завтрак, бифштекс из оленины на обед, оленину в кляре на ужин (или наоборот). На стойбище 90 процентов еды — это оленина: пить оленью кровь — праздник, гостям предлагают олений язык.
Олень — больше чем животное. Его едят (см. оленина), его носят (см. кухлянка, торбасы), в нем живут (см. яранга).
Полубокс — местная прическа. Полубокс носят 60 процентов мужского населения Анадыря (см. Абрамович).
«Пурга» — местное музыкальное радио. Появилось благодаря Абрамовичу.
Пурга — климатическое явление, одноименное радио. Но гораздо шумнее.
Строганина — деликатес из сырой рыбы. Только что добытую рыбу замораживают и затем режут тонкими ломтиками.
Сытый — не голодный. Положительная характеристика — вроде слова «клевый».
Торбасы (вар.: торбаса) — унты. Обувь из оленьих шкур. По этому слову местных отличают от приезжих. В чем разница между унтами и торбасами — ясно только тем, кто их делает.
Тундра — все, что не город Анадырь.
Чаевка — мера измерения сопротивления тундры человеку. Из разговора журналиста с оленеводом:
— Вы расстояние как мерите?
Недоуменный взгляд в ответ. Пауза.
— Как «как»? По километражу! По карте мерим (оленевод руками показывает, как нужно измерять расстояние)
— А говорят, вы в чаевках мерите?
— А-а. Это шутка такая.
«Чукотка» — гостиница. Реконструирована турками. Выглядит как отель средней руки в Анталье. Генеральный директор — Джошкун Саатчы. Он же руководит гостиницей «Hotel» (в просторечии — «канадская гостиница», построена канадцами — обозреватель «НГ» был практически ее первопоселенцем).
Чукотка — автономный округ, одноименный гостинице. Площадь равна Франции (местное верование). Ничего общего с Францией не имеет, кроме размера.
Чукча — человек, у которого много оленей (см. олени).
Яранга — дом из оленьих шкур.
Михаил Сидлин,
Независимая газета
29.04.2002
www.chukotka.org
Кое что от себя:
В чем различие между унтами и торбасами?
Унты делают юз кожи, голенища — из меха. Мех любой. Торбаса делают полностью из меха (олень или нерпа). Верх украшают апликацией из кожи, бисерной вышивкой. Картинку можно посмотреть здесь http://www.remesla.ru/bib-1/utkin/pg_09.html
Самая известная поэтесса Чукотки — Антонина Кымытваль.
Весною в тундре справляют праздник —
Праздник маленьких оленят.
Съехались гости из стойбищ разных,
Бубны ликуют, бубны гремят!
Сколько оленьих рогов за ярангой,
Сколько готовится вкусных блюд!
Солнцу весеннему люди рады.
Солнышко светит, а люди поют.
(это перевод)
Песня «Октябрь» на стихи Кымытваль входит в репертуар Софии Ротару.
А еще, мои дорогие друзья, вы можете ознакомиться с чукотскими писателями, если заглянете сюда, сюда и сюда.
Источник: radvi-sasha.livejournal.com
Поле чудес за 8 января 2021 года – ответы на вопросы
И снова пятница, последний рабочий день подходит к концу, все в предвкушении выходных собрались у голубых экранов, что бы традиционно посмотреть свою любимую передачу, капитал-шоу Поле чудес. На календаре 8 января 2021 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.
Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Как в середине 14 века на Руси называлась подбитая мехом одежда из дорогих тканей, которую носили в высших сословиях?
Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на первый тур. В середине 14 века на Руси появилась одежда, которую шили из самых дорогих тканей. Для зимы ее подбивали мехом. Носили такую одежду представители высших сословий. Как называлась такая одежда? (Слово из 7 букв)
Ответ: Охабень (7 букв).
Как называлась старинная меховая рубашка чукчей и эскимосов?
Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на второй тур. Одежда чукчей и эскимосов всегда была глухой без разреза. Мужчины носили зимой две меховые рубашки. Одна шерстью наружу, другая шерстью внутрь. Как такая рубашка называлась? (Слово из 8 букв)
Ответ: Кухлянка (8 букв).
Как называется одежда чукчей и эскимосов, которая защищает меховую одежду от снега?
Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на третий тур. У чукчей и эскимосов есть верхняя одежда, которая защищает меховую одежду от снега. Шьется она из хлопчатобумажной ткани, брезента или синтетических материалов. Раньше алеуты шили эту одежду из кишок морских животных. Как называется такая одежда? (Слово из 8 букв)
Ответ: Камлейка (8 букв).
Как называлась шапка поморов, сшитая из шкуры молодого оленя или тюленя?
Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на финальный тур. В старину поморы из шкуры молодого оленя или молодого тюленя шили особенно теплые шапки. Этнографы считают, что такая поморская шапка была одной из самых древних меховых головных уборов Севера. Как называлась шапка поморов? (Слово из 7 букв)
Ответ: Оплеуха (7 букв).
Ответы в Суперигре Поля чудес 8.01.21
Победительница игры набрала более 5 тысяч очков, но все же решила рискнуть и сыграть в Суперигру на Поле чудес за сегодня 8 января 2021 года.
Как в старину по-другому называли женскую зимнюю душегрею?
Слово по горизонтали (8 букв). Как называется женская зимняя одежда? Это душегрея, в разных российских губерниях она была похожа на куртку, на жилет с раструбами на спине. У нее несколько названий, скорее всего это производное от названия мужской одежды.
Ответ: Епанечка (8 букв).
Как, согласно словарю В.И. Даля, в Ярославской губернии называли женскую шубейку?
Слово слева по вертикали (5 букв). В словаре даля говорится, что в Ярославской губернии так называлась женская шубейка. Как звучит это название?
Ответ: Дурка (5 букв).
Как, согласно словарю В.И. Даля, называли надетые вместе тулуп и армяк?
Слово справа по вертикали (6 букв). У Даля есть название надетых вместе тулупа с армяком для тепла. Как это называется?
Ответ: Снизка (6 букв).
Победительнице сегодняшней игры Поле чудес удалось отгадать главное слово по горизонтали.
Как назывались шапки у поморов, сшитые из шкуры молодого оленя или тюленя?
Первое упоминание об оплеухе датируется XIII веком, но, видимо, она была изобретена гораздо позже. Не исключено, что такие же длинноухие шапки первооткрыватели Арктики, предки нынешних поморов, носили еще в доисторические времена, – говорит Мосеев.
Шилась она поморами в основном из шкур молодого оленя либо из шкур молодого тюленя-серки. Реже, в лесных районах Поморья, использовался мягкий мех куницы или белки. Этнографы считают, что поморская шапка-оплеуха является одной из самых древних моделей меховых головных уборов Севера.
– У поморов была такая «шуба» – малица, которая напоминает комбинезон с пришитым капюшоном и рукавицами, но она очень сковывала движения во время охоты, – рассказывает Владимир Ломакин. – И поэтому малицу использовали в большей степени для того, чтобы согреться. Так же была сюма – она была без капюшона. Вот эту шапку-оплеуху и использовали во время промысла: она позволяла свободно поворачивать голову, не сужала охотнику поле обзора, в отличие от тяжелых меховых капюшонов. А длинные «уши» использовались вместо шарфа, в морозы ими обматывали шею, – говорит Ломакин.
Как у чукчей и эскимосов называется одежда для защиты меховой от снега?
У эскимосов теплая одежда не делится на мужскую и женскую. Они носят кухлянку — штаны и куртку с капюшоном, рукавицы, кожаную обувь или меховые унты. Одежда эскимосов имеет много общего с одеждой чукчей и основным материалом для ее изготовления является шкура оленей и других животных. Ранее, кроме этого, эскимосы вместо шкур животных использовали шкурки птиц с перьями (перьями внутрь).
А еще у инуитов в ходу своеобразные непромокаемые «дождевики» (камлейка), изготавливаемые из кишок крупных млекопитающих. Но сейчас, конечно же, эскимосы кишкам предпочитают ткани.
Эскимосы очень любят украшать свои одежды мехом пушных животных, вышивкой и бисером.
Конечно же, как и другие люди, эскимосы стараются украсить себя. И кроме колец, бус и прочего-прочего им всегда очень нравилась татуировка. Они раскрашивали свои лица, причем, у женщин рисунки были более замысловатыми.
Как у чукчей и эскимосов назывались меховые рубашки?
Основой для зимней одежды чукчей были шкуры оленей и кожа морских млекопитающих. На тело чукчи надевали две меховые рубашки. Нижняя была потоньше, зато на верхнюю не жалели драгоценный мех пыжиков, оленей моложе года. Верхние рубашки по крою были похожи на парки. Они имели круглый вырез на груди, а застёгивались на костяные «пуговицы».
Иногда кафтан оторачивали мехом собаки, волка или росомахи. Также у чукчей существовал походный вариант парки из короткошерстных оленьих шкур, который русские исследователи назвали кухлянкой.
Женщины носили особый наряд – длинный (до колен) меховой комбинезон керкер с широкими рукавами и воротом. Надевали керкер и летом, и зимой. «Морозный» вариант был двухслойным.
Нганасаны в качестве материала для своей одежды использовали оленьи шкуры. Мужчины носили малицу лу, состоящую из двух отдельных предметов. Нижняя часть была длиннее и надевалась мехом внутрь. Её украшали по подолу иногда при помощи краски, иногда собачьим мехом. Верхняя часть малицы была короткой, зато с капюшоном, и надевалась шерстью наружу.
В крепкие морозы мужчины натягивали на неё совик, особый тип шубы без застёжек.
Женщины носили комбинезоны фоние из кожи или похожую на парку глухую лихаре с разрезом спереди и песцовым воротником. По крою они были выше колен. Украшались такие комбинезоны металлическими бляхами.
Как в 14 веке на Руси называлась одежда, шитая из самых дорогих тканей?
Вот задание на первый тур. В середине XIV века на Руси появилась одежда, которую шили из самых дорогих тканей. Для зимы ее подбивали мехом. Носили такую одежду представители высших сословий. Как называлась такая одежда? (Слово из 7 букв)
Охабень – старинная русская одежда, появившаяся в середине 14 века: широкая, длиннополая, подобно однорядке, с длинными свисающими рукавами, в проймах которых были прорези для рук. Для красоты рукава завязывались на спине. Охабень имел большой четырехугольный воротник.
Эта ткань импортировалась из Венеции. Очень дорогая пышная ворсистая бархатная ткань. На Руси любили ее красные или фиолетовые оттенки, украшенные звериными орнаментами. Для выделки узоров использовали золотые нити, обмотанные вокруг тонких шелковинок. Аксамит был очень плотным и тяжелым материалом – 5 метров ткани весили 16 кг.
Одно из первых упоминаний аксамита на Руси можно найти в «Слове о полку Игореве».
Царь Алексей Михайлович в одежде из алтабаса
Это еще более плотная ткань, чем аксамит. При изготовлении этой парчи использовались золотые или серебряные проволочки, вытянутые до тонкости волоса. Особенно любили восточные алтабасы, в них было больше драгоценных нитей, чем в аналогичных западных. Но за это русским модницам приходилось «страдать» — восточные алтабасы практически не сгибались и не образовывали складок, поэтому одежды из них казались металлическими листами, но зато смотрелась очень монументально! Считается, что одежду из алтабаса, за исключением духовенства, монопольно носили только члены царской семьи или как подарки за службу «с царского плеча».
Это старинная тонкая шелковая ткань с волнистыми разводами, которые получались после горячей обработки. В особой моде была в 15-17 веках. Более всего русскими модниками были любимы лазоревые, алые, червчатые цвета. Из объяри шились кафтаны, опашни, ферези. Особенно ценились иранские объяри.
Одежда из тафты. Реконструкция.
Изначально тафта — это тонкая шелковая ткань разнообразной расцветки от однотонной до узорчатой. Впервые появилась на Руси в 14 веке. Привозилась из Византии и других восточных стран. Использовалась как для пошива женской, так и мужской одежды. Тафтой отделывали шубы, шили кафтаны, штаны и рубахи, использовали и для головных уборов.
Бархат – это шелковая, если ее везли из Италии, или хлопчатобумажная, если импортировалась с Востока, ткань с мягким густым ворсом. Итальянский бархат любили больше, так как шелк, отличался глубиной цвета, блеском ворса, мягкостью и эластичностью поверхности. По бархату вышивали золотом и серебром, ткали красивые узоры.
Но даже такие красивые и дорогие ткани, казались русским царевнам и боярыням недостаточно «богатыми», поэтому отечественные золотошвейки дополнительно нашивали на ткани драгоценные камни и жемчуг.
Источник: www.zdesvoprosy.ru