У главного героя фильма «Помни», следователя страховой компании — Леонарда Шелби непростая судьба. Он решил посвятить свою жизнь поискам убийцы жены. Но вот незадача, в прошлом Леонард получил тяжелую травму головы, и теперь помнит только то, что было до травмы и последние 15 минут своей жизни.
Герой находит выход в том, что пишет себе записки, делает моментальные фотографии, а самые важные события становятся татуировками на его собственном теле. Как и в любой истории, без помощи друзей герой не остается. Ему взялись помогать: некий странный тип по прозвищу Тедди и официантка по имени Натали. Вот только доверия у героя ни один из них не вызывает. Что подтверждают его записки-подсказки.
Интригу фильма (наиболее известного как «Memento») режиссер сохраняет тем, что использует композицию-инверсию. И от зрителя, так же как от Леонарда спрятаны события, которые произошли совсем недавно. Сюжетную линию режиссер поместил на две плоскости. В первой мы наблюдаем пятиминутные отрывки из жизни Леонарда, которые идут в обратном порядке. Каждая следующая пятиминутка показывает, что произошло перед этим.
ПУТЬ НОЛАНА. СМЫСЛ ФИЛЬМА «ПОМНИ». ЧАСТЬ 1
Эти отрывки перемешаны с черно-белыми фрагментами, которые длятся по три минуты. В них герой живет в настоящем времени. Ближе к финалу цветная и черно-белая линии сплетаются. Теперь зритель видит всю картину в целом.
Сюжет фильма «Помни»: где начало, где концовка, а где смысл
Пролог (кадры из прошлого героя): Молодой и перспективный работник страховой компании, Леонард Шелби, получает дело Сэмми Дженкинса, который недавно пережил автомобильную аварию. Теперь он не может запоминать новые события. Шелби должен разобраться, входит ли случай Сэмми в страховку.
Если это физическое отклонение, то семья Дженкинса может на нее рассчитывать, если психическое – то нет. Шелби доказывает, что Сэмми не способен доверять своим инстинктам, а значит дело все-таки в психике. Страховка данный случай не покрывает, а Леонард получает повышение. Дальше мы видим, как в дом к главному герою вламываются двое и насилуют его жену.
Первого герой убивает, второй же бьет его по голове кастетом и сбегает. Так Леонард получает свою травму и желание мстить.
Черно-белая линия
События в ней идут в прямом порядке. Показывается то, что происходило ранее. Леонард Шелби просыпается в неизвестном для него мотеле. Понимает, что может находиться тут первый день, а может и неделю, но вспомнить не может. Звонит телефон, и герой начинает диалог с невидимым собеседником.
Он делится с ним историей о Сэмми Дженкинсе. Рассказывает, что тот мучился антероградной амнезией. Мог помнить только текущие пару минут жизни и то, что происходило до аварии. Леонард вспоминает, что он тогда был страховым следователем. И что именно он должен был доказать, что случай Сэмми не входит в страховку.
Леонарду казалось, что Дженкинс узнает его.
Герой подключил к расследованию психиатра и тот обнаружил, что несчастный понимает кто он такой, и может решать задачи, которые выполнял в прошлом. После проведения неоднократного жестокого тестирования, главный герой пришел к выводу, что потеря памяти – чисто психологическое отклонения. Вместо страховки семья Сэмми получила кучу счетов. А Шелби – повышение.
Мементо: Переписанная реальность
Но на этом дело не закончилось. Жена больного пришла к Леонарду и стала его расспрашивать. Ее мучал вопрос: действительно ли муж симулирует, и может ли стать, таким как раньше. Леонард еще раз озвучил ей официальное заключение: на физиологическом уровне, Сэмми может создавать новые воспоминания. Женщина ухватилась за последнюю соломинку.
Она надеялась, что любовь к ней станет толчком для мужа. Будучи диабетиком, она попросила мужа сделать укол инсулина. Потом перевела часы назад и попросила еще раз. Так продолжалось, пока женщина не впала в кому. Позже она умерла, а Сэмми отправили в дом для душевнобольных.
На том конце провода все также внимательно слушали. Леонард продолжил свой рассказ. Теперь он говорит об убийстве своей жены. О том, как двое неизвестных ворвались ночью в дом, надругались, а затем убили ее. Что одного преступника он застрелил, а второй напал на него со спины.
Что именно с той ночи, у Леонарда появилась антероградная амнезия. Но это не мешает ему мечтать о возмездии. Он намерен убить того, кто лишил его самого дорогого. В отличие от Сэмми, Шелби разработал свою систему. Она помогает напомнить с кем он общался, что делал, и насколько продвинулся в расследовании.
Он пишет себе записки, делает мгновенные фотографии (на Полароид), и даже забил все свое тела татуировками. На одной из тату говорится, что убийцу зовут «Джон или Джеймс Г». На том конце провода, человек по кличке Тедди говорит, что убийца, которого ищет Леонард – наркодилер. И что прямо сейчас он находится в заброшенном здании за городом. Шелби спешит туда, убивает Джимми Гранца, фотографирует результат «работы» на Полароид.
Цветная линия
События идут в обратном порядке. После того, как фото проявилось, Леонард надевает одежду Джимми. К нему подъезжает Тэдди. Герой узнает, что его обманули. Убитый был просто мелким наркоторговцем, и его жену ни разу не видел. Тэдди говорит, что на его жену и правда нападали, вот только скончалась она от передозировки инсулином.
И виноват в смерти сам Леонард. Друг рассказывает, что раньше был на страже порядка. Просто он сжалился над Шелби и решил помочь найти Джонна Г. По его словам, первого и настоящего Джонни, герой убил еще год назад. Потом Тэдди обманом «наводил» его на других «Джонов Г», которых как выяснилось не мало. Тедди и сам по документам Джон Г.
Леонард записками заставляет себя поверить, что настоящий убийца жены – это есть Тедди. Уничтожает фото убийств других «Джонов Г». Забирает автомобиль Джимми и уезжает от Тедди. В кармане он находит записку от подружки Джимми – Натали. Леонард забывает, что это чужой пиджак и думает, что девушка пишет ему. В баре он находит Натали и рассказывает ей о своей болезни.
Девушка обещает помочь, если он сделает услугу для нее. Хитростью она заставляет Леонарда убрать человека по имени Додд. Не без труда, но Шелби выгоняет верзилу из города. Натали пробивает для Леонарда номер машины предполагаемого убийцы. Им оказывается Тедди.
На правах герой видит имя — Джон Эдвард Гаммэль. Для Леонарда все сходится. Он везет «друга» за город и убивает его.
Комментариев: 3
Egosuppressor говорит:
В описании упущено одно. Натали знала о Ленни, она сама сказала что некий полицейский по имени Тедди рассказал ей о Ленни и его проблеме с памятью и проверила это наплевав в пиво
Источник: spoilering.ru
Помни 2000 — по ту сторону склероза
Кристофер Нолан – уникальный режиссер, создавший множество шедевральных картин-головоломок. Его фильм «Помни», суть которого мало кому удается уловить с первого просмотра, покорил сердца любителей сложных психологических паззлов. Путанность сюжета, обратный отсчет времени, неожиданная развязка удивляют и не дают расслабиться на протяжении почти двух часов сеанса. Не все зрители смогли понять, какой у триллера «Помни» смысл. Статья поможет в этом разобраться.
Леонард Шелби (Ленни) – страховой агент, жену которого изнасиловали и убили двое преступников. Одного Шелби застрелил. Второй ударил героя по голове, после чего у Ленни развилась антероградная амнезия. Он не запоминает события, происходившие 15 минут назад.
Леонард хочет найти второго убийцу жены по имени John G. Все важные факты по делу убийства супруги он записывает на бумажки, запечатляет в виде татуировок на своем теле. Чтобы не забыть знакомых людей, Шелби делает их фото с подписями.
Хронология событий
События фильма «Помни» (цветные кадры) намеренно показаны в обратном порядке в виде обрывков памяти:
- Шелби убивает Тедди.
- Натали, знакомая Ленни, передает ему конверт с именем убийцы (Тедди).
- Главный герой приходит домой к Натали с фото связанного парня Додда. Девушка объясняет, что Леонард сам вызвался помочь и решил расправиться с ударившим ее торговцем наркотиков. Герои занимаются любовью.
- Очнулся в незнакомом номере отеля. В тумбочке пистолет, в шкафу связанный мужчина. Приходит Тедди. Они отпускают незнакомца.
- Шелби находится в номере отеля. В душевой он замечает тень подкрадывающегося человека. Ленни ударяет и связывает незнакомца по имени Додд, сажает мужчину в шкаф. Звонит Тедди, знакомому с фотографии.
- Леонард бежит от наркоторговца Додда. Из записки узнает номер его комнаты, вламывается к нему. Комната пустая.
- Натали приходит домой избитая – Ленни обещает отомстить обидчику (Додду).
- Натали рассказывает Леонарду о своем друге Джимми. Он пропал с большими деньгами, после встречи с парнем Тедди. Теперь Натали запугивает наркоторговец Додд. Девушка просит Ленни убить Додда. Парень отказывается убивать за деньги. Тогда Натали начинает оскорблять Шелби и его жену. Главный герой ударяет девушку, она убегает из дома.
- Натали, узнав о болезни Ленни, предлагает пожить у нее несколько дней.
- В баре главный герой знакомится с официанткой Натали. Она спрашивает о его болезни, о Джимми и Тедди.
- Шелби в салоне тату. Приходит Тедди, советует ему скрыться.
- Тедди дает Ленни адрес, по которому можно найти убийцу его жены. Герой убивает наркоторговца Джимми, надевает его одежду.
- Появляется Тедди. От него Ленни узнает, что это не первый John G, которого он убивает. Настоящего насильника парень наказал еще год назад.
Альтернативная реальность
Параллельно основной сюжетной линии Шелби рассказывает по телефону случай из своей карьеры (черно-белые кадры). Сэмми Дженкинс, с аналогичной Ленни амнезией, желал получить страховую выплату после несчастного случая. Главный герой доказал, что Дженкинс болен психически, а не физически. Жена Сэмми, больная сахарным диабетом, не верила в невозможность излечения супруга.
Она решила провести эксперимент. Переведя несколько раз часы на 15 минут назад, женщина получила от мужа три дозы инсулина подряд, после чего скончалась.
Это интересно! Стивен Тоболовски, сыгравший Сэмми Дженкинса, испытал однажды реальную амнезию, после использования экспериментального болеутоляющего препарата.
После убийства Джимми Леонард узнает от Тедди, что у Сэмми Дженкинса не было жены, а диабетом болела его собственная жена.
Объяснение сюжета
Для многих фильм «Помни», суть его содержания остаются загадкой по сей день. Что же произошло в жизни Шелби на самом деле?
Горькая правда жизни
После изнасилования жена Ленни осталась жива. Предполагаемого второго насильника герой убивает еще при ее жизни. Об этом свидетельствует татуировка Шелби под грудью, сделанная до смерти жены. Найти преступника герою помогает полицейский Тедди.
Супруга Леонарда умирает от передозировки инсулина, а воспоминания о Дженкинсе – это история жизни самого Ленни. Так подсознание защитило героя от суровой реальности. Момент смерти жены отложился в памяти, но лишь как история одного из клиентов страхового агента.
Невероятно! На съемки фильма «Помни» ушло 25 дней.
Дальнейшую историю героя режиссер сообщает достаточно расплывчато. После смерти жены какое-то время Ленни находился в психиатрической больнице. Потом продолжил общение с Тедди. Полицейский пользовался его болезнью в своих интересах, для расчистки мира от «плохих» парней. Так Шелби убивает наркоторговца Джимми, а также других людей с похожими именами.
После смерти Джимми Тедди рассказывает своему подопечному правду. Ленни не хочет больше убивать. Последним Джоном Джи для него станет сам Тедди. John G — имя полицейского по паспорту. Возможно, он и был настоящим насильником жены Шелби.
Леонард пишет под фото полицейского «Не верь ему. Он лжец» и делает себе на бедре татуировку с номером машины Тедди. С помощью Натали, также успешно пользовавшейся забывчивостью Ленни, главный герой находит владельца машины с нужным номером. Проделкам Тедди приходит конец.
Смысл фильма «Помни» (2000)
Что же хотел сказать своим триллером Кристофер Нолан? Какой у фильма «Помни» смысл?
Основная идея картины – это ценность памяти, как составляющей части личности. Люди так боятся остаться без рук или ног, но часто даже не представляют, как тяжело жить людям без памяти. У них нет полноценного прошлого и будущего, есть только настоящее. Записки – это единственное, с помощью чего они могут каждые 15 минут, вновь и вновь, восстанавливать свою жизнь по кусочкам.
Именно память, по мнению режиссера, определяет сущность человека. «Мир не исчезает, даже если закрыть глаза» — сказал однажды Ленни. На самом деле то, что мы помним, и есть наш мир. Старания главного героя удержать хоть какие-то воспоминания подтверждают это: «Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать, кто мы такие».
Также смысл фильма «Помни» в том, что человеку на каждом этапе жизни нужна цель. Без нее пропадает потребность в существовании. Поэтому Леонард так держался за цель найти убийцу жены. Иначе ради чего ему жить? Ведь, в памяти у него никогда ничего больше не удержится, кроме вошедшего когда-то в сердце родного человека.
В чем суть концовки
Триллер заканчивается одномоментным осознанием главным героем всей правды жизни. Он понимает, насколько жалким стало его существование после смерти любимой. В конце Ленни принимает решение уничтожить своего манипулятора, чтобы больше не становиться убийцей непричастных к гибели его супруги людей. «Лучше я буду убитым, чем убийцей».
Триллер Кристофера Нолана «Помни», смысл которого в ценности знаний о собственном прошлом, заставляет на миг остановиться и задуматься. Кто ты сейчас?
Источник: o-smysle.ru
Смысл фильма Помни
Смысл фильма
Фильм «Помни» был создан Кристофером Ноланом в 2000 году по рассказу его собственного брата, однако картина не считается адаптацией, а оригинальным произведением по причине того, что рассказ был опубликован позже, чем фильм появился на экранах. Не нужно лишний раз доказывать, что Нолан — настоящий мастер триллеров, и «Помни» — один из ярчайших примеров этому.
Композиция фильма довольно сложна и многоэтапна, поэтому восстановить фабулу (хронологическую последовательность действия) не так просто. Фильм начинается с конца, то есть сначала мы видим последствия всех поступков главного героя, и лишь затем постепенно, шаг за шагом, подходим к причинам, источникам происходящего.
5-минутные отрезки жизни главного героя, идущие в обратном временном порядке, сменяются картинами прошлой жизни. Леонард Шелби просыпается в мотеле и ничего не помнит, не помнит вчерашнего дня да и вообще последние несколько месяцев, в его воспоминаниях осталась лишь жена, которую убили, а перед этим изнасиловали, грабители, ворвавшиеся в дом Леонардо и его жены.
Герой находит на своем теле татуировки-подсказки, которые сообщают последовательность действий, следуя этим указаниям Леонардо находит снимки, сделанные на Полароид. Постепенно он понимает, что расследует дело смерти своей жены. Он помнит, что успел убить одного грабителя, но второй напал на него сзади. Удар по голове для главного героя оказался роковым, теперь его кратковременная память отказывается работать. Ему приходится каждое утро восстанавливать последовательность событий снова и снова, чтобы продолжать двигаться в расследования.
А тем временем, мы наблюдаем и вторую сюжетную линию, история, которая произошла с Леонардо до трагического случая, на его работе. Он работает страховым агентом, у него новый клиент — Сэмюэл Дженкис. Сэмми попал в автокатастрофу, и у него проблемы с кратковременной памятью.
Если Леонардо докажет, что болезнь развилась из-за физических повреждений, то Сэмми получит компенсацию от страховой компании, если же выяснится, что это последствие психологических отклонений, то компания ничего не заплатит своему клиенту. Леонардо очень тщательно расследует это дело, но Сэмми не проходит тесты психолога несколько раз, а значит, что на компенсацию он надеяться не может. Жена Дженкиса не верит, что это произошло, и хочет доказать, что это не психологические отклонения, и на самом деле, ее муж может создавать новые воспоминания: она переводит стрелки часов несколько раз подряд на то время, когда муж должен делать ей инъекции инсулина, в итоге эти действия приводят к смерти девушки, потому что Сэмми не помнит того, что уже делал уколы жене.
Не случайно истории этих двух семей в чем-то перекликаются, в обоих случаях умирает жена, а муж не может даже ответить, когда и почему точно это произошло, так как оба получила травмы, в результате которых воспоминания ими больше не могут создаваться — Сэмми и Леонард помнят свои жизни только до трагических событий, после этого каждый день становится будто первым после происшествия.
Смысл фильма Помни
Главная загадка фильма — кто убил жену Леонардо. На этот вопрос даже сам автор картины не отвечает прямо в своих комментариях — он говорит о том, что в этом фильме нет ответа на загадку, убийца тот, на кого вы подумали в результате просмотра. Но стоит обратить внимание на некоторые детали, которые могут стать ключом к разгадке.
Во-первых, конечно, это одинаковая проблема главного героя и его клиента — не получилось ли так, что Леонардо просто не смог смириться со своими воспоминаниями, и поэтому его мозг создал новую фигуру, другого человека, который по ошибке сам убил свою жену?
Во-вторых, интересен персонаж полицейского Тедди, который каждый день звонит Леонардо и «помогает» вести расследование. Но вспомните момент, когда по наводке Тедди Леонардо убивает человека, который точно не являлся убийцей жены героя. Важно и то, что Леонардо ищет человека с именем Джон Г., по его убеждению убийцу жены звали именно так, по паспорту Тедди тоже зовут Джон Г.
Стоит вспомнить и разговор Тедди и Ленардо, в котором полицейский в порыве эмоций признает, что Джонов Г. по всему миру очень много, и многие из них плохие парни. Значит ли это, что полицейский просто пользуется руками Леонардо, чтобы карать плохих парней?
Таким образом, можно построить теорию, что на самом деле, Леонардо спас жену от смерти от рук грабителей и еще некоторое время они жили вместе счастливого, но потом по ошибке, из-за проблем с головой, Леонардо убивает свою жену, скорее всего, именно так, как это сделал якобы Сэмми — передозировка инсулином. После этого мозг отказывается отражать реальность правдивой, и Леонардо отправляется в погоню за призраком, а Тэдди просто пользуется его услугами для зачистки мира от плохих людей.
Заканчивается фильм сценой, когда Леонардо первый раз останавливается перед тату салоном, а в голове одна мысль: «Что все это было?» На фотографии с женой, которую герой всегда носит с собой, у него еще нет татуировок, может это сцена — первое воспоминание после смерти жены?
Напишите в комментариях свой смысл фильма Помни. Мы с нетерпением будем ждать!
Источник: kakoy-smysl.ru
«Моя собственная реальность»: в чем суть триллера «Помни»
Смысл фильма
На чтение 10 мин. Просмотров 2.2k. Опубликовано 15.07.2022
Жанр: триллер, детектив, драма, криминал
Год производства: 2000
Режиссер: Кристофер Нолан
Актеры: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно
Слоган: “Некоторые воспоминания лучше забыть”
Награды и номинации: В 2002 году фильм был номинирован на “Оскар” в категориях “Лучший сценарий” и “Лучший монтаж”.
“Помни” – второй полнометражный фильм Кристофера Нолана. Также он самый запутанный из всех его картин.
Наверное, смысл фильма “Помни” (Memento) заключается в финальной фразе, произнесенной главным героем. Ее суть заключается в том, что человек, пытаясь заполнить свою жизнь хоть чем-нибудь, часто пускается в погоню за ложными целями и теряет самого себя.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. В центре сюжета находится страховой следователь по имени Леонард (Ленни) Шелби. Однажды ему поручают расследование страхового случая Сэмми Дженкинса – человека, который после аварии перестал запоминать новые события. Герою удается доказать, что “необучаемость” Сэмми является психическим отклонением, а не последствием ЧМТ, и тому отказывают в получении страховой выплаты.
Спустя какое-то время в дом Леонарда проникают преступники и нападают на них с женой. Одного из них Шелби убивает, но второй бьет его по голове. Вследствие полученной травмы у Леонарда развивается тот же недуг, что и у Сэмми Дженкинса – антероградная амнезия. То есть, он хорошо помнит, что происходило до нападения, но теперь его кратковременная память ограничена пятнадцатиминутными отрезками. После этого новые воспоминания полностью стираются.
Леонард, пребывая в уверенности, что его жена погибла после нападения, решает найти виновного и покарать его. Пытаясь справиться со своим недугом, герой развивает целую систему – делает мгновенные снимки, пишет заметки. Самые важные факты он вытатуировывает на своем теле. Ключом к разгадке к личности преступника является вытатуированное имя “Джон Г”.
Вскоре Леонард встречается с неким Тедди, который предлагает ему свою помощь. Однако выясняется, что новый помощник, бывший полицейский, просто использует Шелби в своих целях.
Объяснение концовки
В финале Тедди связывается с Леонардом и сообщает ему, что нашел настоящего Джона Г. Шелби приезжает в назначенное место – к заброшенному зданию за городом и смертельно ранит того, кого принимает за убийцу своей жены.
Однако, он ошибся – Тедди навел его на торговца наркотиками, который не имел никакого отношения к трагедии Леонарда. Припертый к стене, тот раскрывает ему страшную тайну: жена Шелби перенесла нападение, но умерла от передозировки инсулина. И виновен в этом был не кто иной, как сам Леонард.
По словам Тедди, он больше года назад помог герою отыскать преступника, напавшего на них с женой, и расправиться с ним. То есть, реального Джона Г уже нет в живых. Однако, пользуясь тем, что Леонард ничего не помнит, Тедди решил использовать его для решения собственных проблем. Так он по его наводке убил уже нескольких “Джонов Г” – то есть, людей, непричастных к преступлению. Шелби обнаруживает интересное совпадение – настоящее имя Тедди – Джон Г…
Под угрозой смерти Тедди помогает понять Леонарду правду – которую он вроде бы искал, но которой боялся.
Объяснение концовки выглядит так: никакого Джона Г на самом деле не существовало. Вся история Сэмми Дженкинса, которую Шелби рассказывает неизвестному собеседнику – это его собственное прошлое, которое он вынес за скобки собственной жизни, считая, что все это произошло с кем-то другим.
Передозировка инсулином наступила из-за того, что Леонард не помнил, делал ли он укол жене. Когда он осознает это, его сознание помрачается, после чего он оказывается в больнице. Там его разум начинает переписывать воспоминания – это позволяет ему справиться с произошедшим. Вспомним, что он говорил о деле Сэмми: “его случай – психический, а не физический”. Это означает, что он может создавать воспоминания и “переносит” события на Дженкинса, афериста, который симулировал потерю памяти для получения денег от страховой компании.
В воспоминаниях Леонарда не он виновник смерти своей жены, а один из преступников. Так он создает себе новую реальность…
Создав себе новое прошлое, Шелби отправляется в полицию и натыкается на продажного полицейского, Тедди. Тот помогает ему отыскать одного из преступников и убить его. Так и начинается его погоня за призраком.
Смысл концовки фильма “Помни” заключается в фразе Леонарда, которая звучит так: “Я должен верить, что мои действия имеют значение”. Подсознательно герой понимает, что успел потерять себя: сделав смыслом своей жизни совершенно ненужную месть, он потратил ее впустую.
Смысл фильма
Фильм “Помни” погружает человека в мир, в котором нет ни прошлого, ни будущего. Здесь есть только настоящее.
Картина Нолана рассказывает историю человека, расследующего убийство своей жены. Однако, у него большие проблемы с памятью. Это не амнезия: Леонард знает, кто он такой, но после травмы он перестал запоминать события.
Фильм позволяет вместе с героем пережить опыт потери кратковременной памяти. Это позволяет режиссеру передать зрителю ощущение неспособности запоминать. Нолан рассказывает историю задом наперед, постоянно удерживая от нас информацию, которая недоступна главному герою. Картина построена таким образом, что мы оказываемся “в шкуре” персонажа: как и тот, зритель дезориентирован и вникает в суть происходящего по ходу событий.
Леонард страдает потерей памяти. Он разговаривает с людьми, которых не знает, оказывается в незнакомых местах, и режиссер хотел, чтобы аудитория тоже это прочувствовала. Именно по этой причине вся история структурирована в обратном порядке. За сценой “В” следует сцена “Б”, а за ней – сцена “А”. То есть, сперва мы узнаем конец фильма и постепенно движемся к началу.
Фильм “Помни” задает множество вопросов, а все цветные сцены идут задом наперед, отображая субъективный взгляд Леонарда на мир. Мы видим важные для него детали (татуировки, снимки, записи) от первого лица – это его субъективная реальность, которая передается нам.
У нас есть та информация, которая имеется у Леонарда. То есть, мы, как и он, понятия не имеем, как оказались в конкретном месте, и где были до этого. Мы знаем только то, что говорят фотографии и записи – внешняя память Леонарда. В отличие от многих других фильмов, каждая мизансцена здесь подразумевает вопрос “Что было раньше”, а вовсе не “Что будет дальше”. По завершении каждой такой мизансцены мы получаем ответ на предыдущий вопрос.
Чтобы такая, несколько хаотичная структура картины не утомила зрителя, режиссер придумал интересную “фишку” – здесь он чередует цветные сцены с черно-белыми. Смысл черно-белых сцен заключается в том, что они идут хронологически правильно. В них Леонард рассказывает историю Сэмми Дженкинса – человека с аналогичными проблемами.
Мы постоянно возвращаемся к истории Сэмми, как к чему-то знакомому. Она служит каркасом, который не дает истории рассыпаться и превратиться в набор бессмысленных сцен. Без них сложно было бы понять арку главного героя – как и, впрочем, суть фильма.
В своем расследовании Леонард вынужден полагаться только на собственные записи. Вся проблема созданной им системы заключается в том, что информация, которую он записывает на фотоснимках, передается ему людьми. Ему приходится доверять им, надеяться на то, что они ему не лгут. Здесь-то и кроется главная проблема: иногда информация, написанная на его фотографиях, неправильная, но он понятия не имеет об этом. Разные люди используют его состояние на протяжении всего фильма, и об этом он также узнает не сразу.
Разгадка слепого доверия Леонарда этим “фактам” заключается в том, что он считает их более надежными, чем собственная память – ведь она не фиксирует события, а лишь интерпретирует их. В действительности же Шелби с самого начала берет неверный след. Оказывается, что все собранные им факты искажены. Они постоянно опровергаются и рассматриваются под другим углом. Они крайне ненадежны, поскольку являются такой же трактовкой реальности, как и воспоминания.
В своих разборах фильма “Помни” зрители отмечают, что окончательно система хранения информации Леонарда рушится в самом конце, потому что он сам подсовывает себе ложные факты. То есть долговременные воспоминания Леонарда не отражают реальность – они создаются им. Так все происходящее искажается его собственными решениями.
Леонард утверждает, что живет только ради мести (которая становится для него идеей фикс), и, когда убивает человека, за которым охотился, осознает, что его жизнь стала пустой. Этого он боится больше всего на свете. Ему важно, чтобы все его действия имели смысл. По сути, он устраняет “Джонов Г”, чтобы продолжать играть в свою игру. Неизвестно, скольких он уже убил, и скольких убьет еще…Главному герою фильма “Помни” нужна не месть, а смысл жизни – неуловимый бандит, за которым он будет охотиться вечно.
Леонард постоянно переключается на вымышленные воспоминания. Он не хочет верить в произошедшее с ним и подменяет реальные воспоминания на те, которые его больше устраивают.
Леонард – потерянный человек. Он играет в детектива и карателя одновременно. Катаясь по городам и убивая людей, он приходит к следующей мысли: “Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать, кто мы такие”. Это ключевая фраза фильма Нолана, которая содержит в себе скрытый смысл: сбежать от себя невозможно – необходимо научиться нести ответственность за все свои поступки.
Однажды Леонард говорит: “Если я закрываю глаза, мир не исчезает”. Эту фразу можно интерпретировать как его отношение к настоящему. Вопреки его “закрыванию глаз” и подменам своих воспоминаний, реальное положение дел не исчезает…
Похожие фильмы
Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Помни” Кристофера Нолана:
- “Прежде чем я усну” (Великобритания, США, Франция, Швеция, 2014 год). Главная героиня страдает расстройством памяти: каждое утро она не может вспомнить, чем были наполнены последние 20 лет ее жизни;
- “Внутри моей памяти” (Великобритания, США, 2003 год). Главного героя обвиняют в автокатастрофе, в которой погиб его брат. Герой ничего не помнит, но однажды он понимает, что способен изменить будущее;
- “Грехопадение” (США, 2012 год). Главную героиню обвиняют в том, что она убила лучшую подругу. Девушка, страдающая расстройством памяти, начинает свое расследование.
- “Начало” (США, 2010 год). Еще один запутанный фильм Нолана.
Автор статьи
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Источник: osmyslah.ru