Я всегда говорил, что рассматриваю каждый фильм как отдельное произведение искусства.
И не беда, если некоторые картины никаким произведением никакого искусства не являются по определению. А являются либо откровенным фуфлом, либо умело скроенным видеорядом, по сути являющимся тем же фуфлом. Поэтому когда я начинал смотреть ленту Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», для себя решил, что оглядываться на предыдущие работы режиссера не буду принципиально.
Оно и правильно, ибо я их не смотрел. Увы мне. И безотносительно ценности «Коктебеля» новый фильм Попогребского мне понравился лишь частично. Почему? Давайте разбираться.
Начнем, как водится, с канвы. То бишь — кто кого, за что и почему. Перед нами одинокий остров в Заполярье под названием Аарчым. В реальности такого острова не существует, а имя Арчум принадлежит лайке, но фильм, тем не менее, снимался на действующей станции Валькаркай на севере Чукотки.
Место действия — метеорологическая станция, для обслуживания которой требуется два человека. Сергей Викторович — старой закалки мужчина в самом расцвете лет, ответственный работник, преданный муж и семьянин. Связи с большой землей у них нет, поэтому Сергей передает тексты SMS для своих родных на центральную базу. Второй пассажир — Паша.
фильм «Эти»
Студент, приехавший в Заполярье в поисках мужского и сурового времяпрепровождения. Однако в реальности работа метеоролога — дело скучное и нисколечко не забавное. Все эти замеры, калибровки и сверки трепетно интересны первые несколько дней, а потом рутина засасывает, и Паша уныло передвигается по окрестностям в поисках хоть каких-нибудь новых ощущений.
Как видите, сюжет фильма прост, как булыжник, найденный на улице. В один «прекрасный» день Сергей отправляется на дальний кордон, чтобы наловить рыбы для своей любимой жены. Пока он отсутствует, с Пашей во время очередного сеанса связывается начальство и сообщает трагические новости — вся семья Сергея погибла в катастрофе. Пашу просят срочно поставить старшего в известность и терпеливо ждать, когда за ними прибудет экстренно высланный транспорт. Паша, которому и так здесь живется несладко, понимает, что подобные известия могут нарушить хрупкое равновесие психического здоровья командира, что сделает последние дни пребывания на станции воистину незабываемыми. Поэтому по прибытии начальника, он молчит, как рыба, выловленная Сергеем…
Начну сразу, без обиняков. Вся эта катавасия и напряжение сюжета начинается где-то после середины фильма, который, к слову сказать, длится аж два часа. Другими словами, целый час зритель с упорством, достойным другого применения, наблюдает тоскливые и серые заполярные пейзажи, задумчивые лица двух главных героев и их рутинные метеорологические дела-делишки.
Я, друзья, понимаю, когда мы имеем дело с напряженным боевиком или детективом, где каждая минута наполнена действием и за полчаса может полностью смениться расстановка сил. Но, простите, два часа следить за тем, как два плохо выбритых товарища меряют температуру? По отношению к зрителю со стороны создателей фильма это просто нечестно и некорректно.
Фильм «Как я провел этим летом» Режиссер Алексей Попогребский
И арт-хаусом и прочими умными словами прикрываться не стоит. Согласен, авторам жалко было бросать наработанный материал в 80 часов, но мы-то здесь при чем? Цифрой можно хоть год подряд снимать, это не дорогущая кинопленка.
В общем, как ни крути, если бы монтаж сократил ленту минимум на полчаса, итоговый продукт только бы выиграл. И зритель тоже. А так получилось хорошее, но невероятно затянутое кино, совершенно несмотрибельное в кинотеатре, где все эти паузы вызывают плохо скрываемую зевоту. Одно дело рассматривать великолепный пейзаж и медитировать вместе с героями фильма, а другое — несколько минут вглядываться в туман, следя за тем, как удаляется человеческая фигура. Просто иногда чувство меры авторам отказывало напрочь.
То, что картину тепло встретили на минувшем Берлинском кинофестивале, конечно, плюс. И исполнители главных ролей, Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис, получили своих Серебряных медведей абсолютно заслуженно, потому что сыграли парни действительно здорово. Натурально, естественно, вот прям веришь, что они там всё это время жили и, что называется, терпели лишения.
Персонажи получились очень жизненные и достоверные. Любители гламурного российского кино будут разочарованы однозначно, ибо привычными Куценко-Ефремовыми-Хабенскими здесь и рядом не пахнет. Хотя, наверное, тот же Балуев в роли Сергея тоже смотрелся бы вполне органично.
Читая отзывы от рядовых зрителей, особенно поражаешься этой часто встречающейся формулировкой — «кино не для всех». Вот бы прокатчикам этой картины вписать сей слоган вместо той фразы, что была заманчиво начертана на постерах к фильму — «Не ври. Не бойся. Не беги».
Пришел зритель, увидел надпись «Не для всех», почесал тыковку и подумал: «А стоит ли?» Зачем нужно было устраивать рекламно-маркетинговую кампанию и продвигать ленту именно как триллер, хотя триллером там даже за километр не пахнет? Банально, друзья, но авторы решили смухлевать, дабы хоть немножко заработать на доверии зрителей. Фестивали, конечно, дело престижное, но абсолютно неприбыльное.
Резюмирую. Перед нами стойкий образчик фестивального кино, которое в российском прокате попытались замаскировать под жанр триллера. Отличная актерская игра и внешне привлекательные пейзажи, к сожалению, не могут компенсировать отсутствие саспенса. Данная картина служит очередным доказательством того, что наши кинематографисты по-прежнему умеют снимать тягучие психологические драмы. Кассовые сборы ленты, в свою очередь, подтверждают факт, что зрителю до смерти драмы надоели, а хочется хорошего российского жанрового кино.
Источник: www.shkolazhizni.ru
Как я провел этим летом
Начальник полярной станции Сергей Владимирович и молодой стажер Павел одни на острове в Северном Ледовитом океане. Их вахта подходит к концу. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. У Павла же заканчивается летняя практика, а он так и не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье.
Единственный канал общения с миром – неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно все. И иногда приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого.
Алексей Попогребский (режиссер): «Когда я в детстве читал дневники и воспоминания полярников, меня поражала их способность адаптироваться к совершенно другим представлениям о времени и пространстве. Одна зима казалась для меня тогда целой вечностью, просидеть полдня дома было мукой, а эти люди – в полной изоляции, за сотни километров от ближайшего жилья – спокойно распоряжались годами своей жизни.
Этот фильм во многом о столкновении двух людей с несовместимыми способами существования в пространстве и времени. Снять такую историю можно было только при полном погружении в эту особую реальность. Мы пошли на риск, организовали абсолютно автономную экспедицию и провели три месяца на труднодоступной полярной станции на самом севере Чукотки. Членам группы приходилось ездить по тундре под дождем и снегом на крыше вездехода, плавать на надувной лодке за пятнадцать километров по Северному Ледовитому океану, таскать тяжелое оборудование по скалам, отгонять головнями белых медведей, но, к счастью, никто не пострадал. Риск оправдался, и мы вернулись в Москву с уникальным материалом».
Григорий Добрыгин (исполнитель роли Павла): «Первым ключиком к моей роли был образ свободного молодого романтика вроде Че Гевары, который уверен в своих силах, и все ему нипочем. Естественным образом между героями фильма складываются отношения по типу «отцов и детей» и соответствующие этим отношениям конфликты. Павел – самый обыкновенный парень, который, попадая в экстремальные жизненные условия, ведет себя соответственно своей человеческой природе, следуя инстинктам самосохранения и выживания».
Сергей Пускепалис (исполнитель роли начальника полярной станции): «Невероятное совпадение – съемки проходили не так далеко от тех мест, где я провел свое детство. Когда мы снимали на Туманной станции, заброшенной с начала 80-х годов, я подобрал газету «Известия» тех лет. Нахлынули воспоминания. Та же фактура камня, те же обветренные и иссеченные пургой серые доски.
Было ощущение, что сейчас из-за угла появится мой отец. Абсолютно верное решение снимать на действующей полярной станции Валькаркай. Было интересно наблюдать за ее начальником Владимиром Мелюшкиным. Он городской человек, но уже много лет работает на Валькаркае.
В его жизни совершенно неожиданно сочетаются выработанный десятилетиями уклад и современные вещи вроде спутникового телевидения и ноутбуков. При этом приходится выполнять массу тяжелой ручной работы, а зимой сутками сидеть без света. Если что-нибудь случится, помощь может прийти очень не скоро».
НАГРАДЫ И ПРЕМИИ
Берлинский кинофестиваль (2010)
«Серебряный медведь» за лучшую операторскую работу (Павел Костомаров);
«Серебряный медведь» за лучшее исполнение мужской роли (Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин);
«Серебряный Медведь» за выдающийся художественный вклад в развитие кино;
— Премии «Золотой орел» в номинациях «Лучший фильм года», «Лучший сценарий» и «Лучшая операторская работа», 2011;
— Премия «Ника» в номинации «Лучший режиссер» (Алексей Попогребский), 2011.
Режиссер-постановщик и автор сценария: Алексей Попогребский
Оператор-постановщик: Павел Костомаров
Композитор: Дмитрий Катханов
Продюсеры: Роман Борисевич, Александр Кушаев
В ролях: Григорий Добрыгин, Сергей Пускепалис, Игорь Черневич, Илья Соболев, Артем Цуканов
Источник: smotrim.ru
Рецензия на фильм «Как я провел этим летом»
Два метеоролога, бывалый Сергей (Пускепалис) и стажер Павел (Добрыгин), тщательно встряхивают термометры на островной метеостанции возле Чукотки. Суровый Сергей встряхивает сосредоточенно, понимая смысл процедуры, за которой десятилетия упорного труда, иногда – потерянные жизни. Легкомысленный Павел здесь чтобы наладить автоматику, которая заменит людей, и к работе относится старательно, но без истовости. Однажды, пока напарник был в отлучке, Павел принимает радиограмму с Большой Земли о том, что у Сергея дома несчастье, но когда тот возвращается, парень не решается рассказать – то одно, то другое, а потом страшно очень, что здоровый хмурый мужик слетит с нарезки и схватится за карабин. Паранойя нарастает, Павел комкает радиограмму в кармане, считает дни до прибытия корабля, который снимет их с вахты, пока не узнает, что корабль не придет.
Три заслуженных приза в Берлине, яркие подробности чукотской экспедиции киногруппы от белых медведей до старинных атомных котлов, которыми, оказывается, уставлен весь наш Север, первая роль Добрыгина, уже вслед за которой последовала «Черная молния» – «Как я провел этим летом» имеет все признаки идеального фестивального кино, что редко можно считать хорошей рекомендацией. Однако, немецкий трейлер к фильму, более активно, чем русский, продвигающий ленту как эко-триллер, в общем, не врет – налюбовавшись северными видами и экзотикой заброшенных радиолокационных станций, как раз дозреваешь, чтобы начать паниковать вместе с добрыгинским Павлом. Абсурд нарастает, с каждым днем тайна все невыносимее, а рассказать все невозможней, и так до тех пор, пока напряжение не полыхнет как следует.
Надо заметить, что The Hollywood Reporter после Берлинале изрядно отоспался на картине Попогребского, размазав фильм за туманные мотивации героев и историю с чем-то непонятным, но радиоактивным, играющую в истории важную роль. На последний вопрос ответить легко – речь идет о вполне реальном РИТЭГ (Радиоизотопный Электрогенератор), источнике питания для удаленных стратегических объектов, похожем на атомный lo-tech из киберпанковских романов. Правда, понять это можно только из пресс-релиза, что и в самом деле нехорошо.
Касательно же непонятных мотиваций и идиотского поведения – интересно было бы почитать рецензию The Hollywood Reporter на чеховского «Злоумышленника». «Как я провел этим летом» действует в опасной зоне, где столконовение физического мира сурового Пускепалиса и виртуального мира в лохматой голове Добрыгина – всего лишь начальный уровень игры, за которым идет следующий: квест в поисках источника морали как основы человеческих поступков. И похоже, что возле Северного Ледовитого океана, где смертельным для человека может стать что угодно, ответ на этот вопрос звучит до очевидности просто.
Источник: www.film.ru
Как я провел этим летом
Одна из наиболее значительных российских артхаусных картин последних лет. Напряженная отечественная драма вышла «из-под пера» Алексея Попогребского и завоевала три премии на Берлинском фестивале. На полярной станции у Северного Ледовитого океана работают два товарища: начальник Сергей и молодой стажер Павел. Их долгая вахта подходит к концу.
Сергею не терпится поскорее вернуться домой к любимой семье, а Павел печалится, что не испытал и половины тех приключений, о которых ему рассказывали полярники. Неустойчивая связь с центральной базой – это единственный способ общения героев с миром. Однажды Павел получает известие, которое предпочел бы не слышать.
Он не знает, как поступить с ужасной новостью, и решает дождаться прибытия теплохода для отправки домой. Но транспорт задерживается. Мужчины остаются наедине друг с другом. Теперь каждому из них предстоит решить, чья жизнь важнее: своя или товарища. Всем ценителям необычного и вдумчивого кино, способного оставить неизгладимое впечатление на несколько часов или дней, настоятельно рекомендуем посмотреть онлайн драматический триллер «Как я провел этим летом».
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
Рейтинг Иви
Поделиться
С фильмом «Как я провел этим летом» смотрят
2014, Казахстан, Драмы
Я не вернусь
2012, Израиль, Драмы
2014, Россия, Драмы
Кино про Алексеева
2005, Россия, Драмы
2008, Россия, Артхаус
2007, Россия, Военные
2014, Россия, Драмы
Класс коррекции
2012, США, Триллеры
Побеждая время
2004, США, Ужасы
2021, США, Триллеры
Смертельное дельце
2011, Россия, Исторические
124 минуты
2011, США, Драмы
Цена страсти
2007, США, Драмы
То, что мы потеряли
2016, США, Триллеры
Эксперимент «Офис»
2011, Дания, Фантастика
Меланхолия
2006, Великобритания, Драмы
2016, Нидерланды, Драмы
2021, Новая Зеландия, Драмы
Со вкусом можжевельника
2017, США, Драмы
История призрака
2005, США, Драмы
2015, США, Триллеры
Идеальный парень
2022, Норвегия, Драмы
Свет жизни
2012, Россия, Драмы
Со мною вот что происходит
2010, Россия, Драмы
2007, Россия, Драмы
Актёры и создатели
Попогребский
Пускепалис
Артём Цуканов
Костомаров
Фильм в подборках
[BadComedian] рекомендует
Пoпуляpныe фильмы
Психологические фильмы
Философские фильмы
Сюжет
Осторожно, спойлеры
Начальник полярной станции Сергей уже многие месяцы не был на материке, не видел жену и сына, но исправно выполняет свою непростую работу. Стажер Павел проходит на станции трехмесячную практику – играет в компьютерные игры, занимается бытовыми делами, собирает данные для передач на Большую землю. Однажды, когда старший товарищ ушел на рыбалку, что не одобряется, молодой полярник получает радиограмму с вестью о гибели семьи Сергея, утаив от начальства факт его временного отсутствия на станции. Однако по возвращении, обнаружив халатность при подготовке данных для передачи, начальник жестко отчитывает подчиненного и тот решает не усугублять ситуацию передачей трагического сообщения.
Чувства вины и страха вынуждают Павла саботировать сеансы связи, а когда за полярниками отправляют вертолет, он идет ему навстречу в одиночку, но из-за нападения белого медведя падает в море. Сергей на моторной лодке подбирает его – переволновавшийся стажер на духу выкладывает всю информацию. Истолковав мрачное молчание сурового полярника как угрозу, практикант убегает вглубь острова, отстреливаясь из ружья. Начальник станции, тревожась за подчиненного, пытается его разыскать, но взаимное недопонимание приводит к тому, что Павел скрывается возле старого РИТЭГа.
Отогреваясь у его теплого корпуса, он внезапно вспоминает о радиации и тут же выясняет, что успел облучиться. Заочно обвинив во всем Сергея, стажер похищает несколько вяленых рыб и облучает их – не подозревающий полярник съедает отраву. Спустя некоторое время, устав скитаться, Павел приходит на станцию и во всем сознается. И когда за полярниками приходит корабль, Сергей решает остаться на острове, отказавшись от лечения и взяв с напарника обещание молчать о случившемся.
Источник: www.ivi.ru