Выживание – это целесообразные действия человека, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях, либо в условиях автономного существования при отсутствии привычных бытовых удобств.
Преодоление страха как основа автономного выживания
Бывают ситуации, когда путешественник или турист оказывается предоставленным самому себе в местности не предназначенной для проживания неподготовленного человека. Речь идёт о случаях, когда турист элементарно отстал от группы или заблудился не имея навыков ориентирования на местности при отсутствии компаса. Ключевые слова здесь – «неподготовленный человек». В современном мире люди слишком привыкли к комфортным условиям жизни, следствием чего является слабая физическая подготовка, подверженность стрессовым ситуациям и распространение хронических заболеваний.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Поэтому, когда люди оказываются один на один с природой, они теряются и не понимают, как надо действовать, так как не имеют навыков в области автономного выживания.
Автономное пребывание человека в природе
Оказавшись в экстремальной ситуации, человеку первым делом нужно избавиться от страха, ибо, когда человек остаётся один, очень важно, чтобы он сохранял способность к рациональному обдумыванию ситуации. Ведь, с пониманием, что помощи ждать не откуда непроизвольно накатывает чувство страха, и рациональное мышление отступает. У человека начинается непроизвольная дрожь, учащаются сердцебиение и дыхание. Чтобы прийти в себя надо воспользоваться методиками избавления от подобных состояний. Например, можно переключить мысли на приятные воспоминания; использовать аутотренинг; постараться замедлить дыхание, чтобы организм «поверил», что можно больше не бояться.
Выживание в автономных условиях
Оказавшись в условиях автономного существования в дикой природе, человек, чтобы выжить, должен решить многочисленные и сложные проблемы. Опыт показывает, что его безопасность в таком случае полностью зависит от его духовных и физических качеств и общей подготовки к пребыванию в природной среде.
Полезно для написания работы по теме «Автономное выживание»
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем!
Подберем список литературы, разберем ошибки.
Ориентирование на местности
Имея основные знания в области ориентирования на местности можно самостоятельно выйти к людям. Вот некоторые из них:
- в полдень солнце находится в зените, если стать к нему спиной, то впереди будет север. Теперь можно определить остальные стороны горизонта;
- определить направление на юг можно с помощью солнца и часов. Для этого надо повернуться к солнцу и расположить часы так, чтобы часовая стрелка указывала него. Угол, который образовался между цифрой один и часовой стрелкой делим пополам-это будет направление на юг.
- определить направление, где север можно в полдень по падающей тени от любого предмета. В это время она всегда показывает направление с юга на север. Остальные стороны находим автоматически.
- также север и юг можно определить по муравейнику или кроне одинокого деревьев. С северной стороны муравейник всегда имеет склон более крутой, чем с южной, и пристраивается к дереву или камню. Крона на дереве с южной стороны всегда более густая, чем с северной.
Оказание первой помощи
Если путь лежит в пустыню, то есть опасность столкнуться с ядовитыми змеями введу чего следует запастись сывороткой от змеиных укусов. Также, есть большая вероятность солнечных ожогов, а значит потребуется крем для их лечения. Набор медикаментов будет другим, если путешествие намечается в тропики. Здесь турист может столкнуться с грибковыми заболеваниями, пиявками и многочисленными опасными насекомыми, а значит понадобятся препараты для ликвидации последствий их укусов.
9 правил, без которых НЕ ПОЛУЧИТСЯ выжить в любых условиях!🤯Тактика выживания
Если же в условиях автономного выживания человек оказывается без аптечки, то можно в качестве медикаментов использовать растения. Например, сок медуницы может заменить йод, сок подорожника останавливает кровотечение, а белый мох можно использовать в качестве перевязочного материала. Если надо повысить свёртываемость крови, то можно приложить к ране растолченные листья крапивы.
В таёжных местах опасность представляет энцефалитный клещ. Для того, чтобы его вовремя обнаружить, следует периодически осматривать открытые части тела и складки одежды. Если всё же клещ успел присосаться необходимо позаботиться о том, чтобы как можно скорее его удалить. Для этого надо прижечь его, каким-либо горячим тонким предметом (напр. Угольком или лучиной).
Хоботок клеща из ранки удаляют обеззараженной спиртом или на костре иглой.
Место ночлега
Если всё же пришлось остаться в природных условиях ночью, то нужно вовремя позаботиться о ночлеге. Для него подойдёт сухое место, расположенное недалеко от водоёма (чтобы за водой не пришлось далеко ходить). В качестве временного жилья могут выступать: навес, землянка, шалаш и т. д. Насколько практичным такое жилье будет, зависит от способностей и физического состояния людей, которые его сооружают.
Костёр — необходимое условие для более комфортного пребывания в любой местности. Для его разведения необходима тщательно подготовленная площадка с которой удалены сухие ветки и трава. Давно замечено, что с наименьшим «разбрасыванием» искр горят вяз и дуб. А для их растопки можно взять мелкие сухие ветки или кусок резины.
Пропитание
Человеку в условиях автономного существования необходимо побеспокоиться о своём пропитании. Пищу можно добыть с помощью охоты, рыбалки и сбора дикорастущих растений. Конечно, для этого надо знать какие растительные дары природы являются съедобными, а какие ядовитыми.
Сигнализация о бедствии
Оказавшись один на один с дикой природой необходимо побеспокоиться о сигналах бедствия, которые подскажут где вас искать. Самое эффективное для этой цели средство — огонь. Костёр, в свою очередь, должен быть большим, а сложить его лучше заранее, чтобы при появлении поискового вертолёта его можно было тут же разжечь. Для его сооружения подойдут сухие ветки, мох и брёвна.
Сигнал будет виден лучше, если расположить его на каком-либо возвышении. Для того чтобы дым от костра был гуще, а, следовательно, заметнее, в него надо добавить сырые листья и траву.
Источник: spravochnick.ru
Факторы выживания в условиях автономного существования.
Существуют определенные человеческие факторы, которые прямо или косвенно влияют на возможность выживания в техногенных катастрофах, природных катаклизмах или при появлении других чрезвычайных ситуаций. Знание того, какое влияние оказывают они на потерпевшего бедствие, позволяет держать эти факторы под контролем, что увеличивает шансы остаться в живых.
Страх
Страх – естественная реакция на опасность. Существует 2 вида такой реакции:
1. Управляемый страх. 2. Неуправляемый страх.
Уровень такой реакции прямо зависит от двух факторов:
1. Степени подготовленности человека и умения держать себя в руках. 2. Степени реальной опасности.
Так же необходимо знать, что возможность купировать ситуацию при повышенном чувстве страха зависит от умения адекватно оценить ситуацию на основе имеющихся данных. Адекватная оценка, в свою очередь, зависит от умения держать себя в руках.
Например, в пустыне морально неподготовленного человека будет преследовать страх укуса змеи или попадания в зыбучие пески. Достаточно правильно себя вести, чтобы избежать этих опасностей. В то же время следует отметить, что страх способен увеличивать опасность и превращать безобидную ситуацию во «вселенскую катастрофу», усиливать болевые и прочие неприятные ощущения.
С другой стороны, если действовать хладнокровно, расчетливо, отбросить лишние эмоции и сосредоточиться на выполнении своей основной миссии (миссия – выживание), то контролируемый страх может, наоборот, подстегнуть желание остаться в живых. И позволит выполнить многие действия, которые человек никогда не сделал бы в обычном состоянии.
То есть, страх является оружием в руках самого человека. Если потерпевший бедствие не сможет обуздать его, то страх вывернет наружу все низменные чувства и заведет в гиблые места. Но контролируемый страх увеличит силы и выведет к людям.
Природно-средовые, материально-технические, стрессовые и экологические факторы выживания и риска.
Каждый человек, отправившийся в далекое путешествие на каком-либо виде транспорта или пешком, подсознательно должен быть готов к действию во внезапно возникшей аварийной, катастрофической и дажеэкстремальной ситуации. Максимум хладнокровия и выдержки, умение мгновенно собраться и сосредоточиться на главном вот то, что поможет сохранить жизнь, и не только свою, с честью выйти из возникшей ситуации. от непогоды и хищных зверей и последующим выходом к жилью. В этом случае самое маленькое дело отвлекает от плохих мыслей, тягот и лишений сложившейся обстановки.
Перегрев
Сильные перегрев так же опасен, как и сильное переохлаждение. Жара способна лишить организм влаги, привести к ожогу, тепловому («солнечному») удару и т.п. Поэтому в регионах с жарким климатом необходимо обеспечить защиту от солнца (одежда, укрытие) и своевременное пополнение запасов жидкости в организме. Вплоть до использования собственной мочи в качестве компресса на бандане или источника питья.
Жажда
Без воды в среднем человек может прожить не более трех суток. Этот временной зазор может варьироваться в зависимости от физической работы, времени года и региона пребывания. Необходимо обеспечить себя водой и снизить ее потери, о чем у нас на сайте написано в разделах «Провиант» и «Выживание в пустыне».
Факторы выживания в условиях автономного существования.
Все факторы, влияющие на способность к выживанию, можно разделить на 4 группы:
· экологические и стрессовые.
Антропологические факторы
характеризуют состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма.
К антропологическим факторам относится:
· активно-преобразовательная деятельность, влияющая на преобладание положительных или отрицательных эмоций;
· умение действовать в условиях автономного существования.
Для неподготовленного человека окружающая среда – источник всевозможных опасностей, он находится в постоянном тревожном напряжении. Это состояние продолжается от нескольких минут до нескольких суток.
Таким образом, важная задача обучения – психологически подготовить человека к преодолению возможной ЧС, повысить его эмоционально-волевую устойчивость, научить правильно воспринимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с обстановкой.
Природно-средовые факторы
– температура, влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень давления атмосферы, ветер и др.
Люди способны переносить даже самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако, попадая в них впервые, они оказываются малоприспособленными к жизни в незнакомой среде. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем большего напряжения сил требует борьба за выживание, тем строже должны выполняться правила поведения и тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.
Материально-технические факторы
обеспечивают защитные материалы в условиях автономного существования: одежда, аварийное снаряжение, запас пищи и воды, подручные средства, используемые для различных целей, и др.
Экологические и стрессовые факторы
возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой: всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь, тепловые и холодовые поражения, укусы ядовитых животных и насекомых, паразитарные болезни, а также так называемые стрессоры выживания – боль, холод, жара, переутомление и т.д.
Как обеспечить себя водой и пищей в условиях автономного существования
Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи.
Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой из стоячих или слабопроточных водоемов, ее следует очистить от примесей и обеззаразить. Для очистки легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банке, пробив в донышке 3 — 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком.
Можно выкопать неглубокую ямку в полуметре от края водоема, и она через некоторое время наполнится чистой, прозрачной водой. Самый надежный способ обеззараживания воды — кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой.
Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни. С плохим качеством воды в экстремальных условиях приходится мириться, однако нельзя пить воду из неизвестных источников, т.к. это может привести к тяжелым заболеваниям. Если у попавшего в беду человека названных ювелирных изделий при себе не оказалось, а именно так чаще всего и случается, то можно сделать следующее.
Для большего обеззараживающего эффекта в ведро «воды можно добавить 100 — 200 г молодых веток ели, сосны, пихты, кедра или можжевельника — кипятить их 10 — 30 мин. Осевший на дне ведра бурый, плохо растворимый осадок пить нельзя. С той же целью можно использовать кору ивы, вербы, дуба, бука, молодую бересту, траву календулы, ковыля, тысячелистника, полевой фиалки, полыни. Хорошо дезинфицирует водущепотка соли, крупинка марганцовокислого калия.
И еще есть способы утоления жажды, которые использовать желательно только в крайних случаях и безвыходных ситуациях:
· — для утоления жажды можно использовать сок березы, клена, лозы винограда;
· — можно собирать ранним утром, выпавшую на растениях, росу;
· — зимой, осенью и ранней весной можно добыть воду, растопив кусочки льда или снега, который лучше брать из плотных сугробов.
Человеку, оказавшемуся в условиях автономного существования, надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием с помощью сбора съедобных дикорастущих растений, рыбалки, охоты, т. е. использовать все, что дает природа. На территории нашей страны произрастает свыше 2000 растений, частично или полностью пригодных в пищу.
При сборе растительных даров надо соблюдать осторожность. Около 2 % растений могут вызвать тяжелые, и даже смертельные отравления. Для предупреждения отравления необходимо различать такие ядовитые растения, как вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый (цикута), белена горькая и др.
Пищевые отравления вызывают ядовитые вещества, содержащиеся в некоторых грибах: бледной поганке, мухоморе, ложном опенке, ложной лисичке и др. Встречается множество деревьев и кустарников, дающих съедобные плоды: рябина, актинидия, жимолость, шиповник и др. Из съедобных дикорастущих растений можно воспользоваться стеблями и листьями борщевика и дудника, клубнями стрелолиста, корневищем рогоза, а также разнообразными съедобными грибами. В пищу можно использовать садовых или виноградных улиток. Их обваривают кипятком или обжаривают
Мясо рыбы допустимо есть сырым, но лучше нарезать его на узкие полоски, высушить их на солнце, так оно станет вкуснее и дольше сохраниться. Во избежание отравления рыбой надо соблюдать определенные правила. Нельзя есть рыб, покрытых колючками, шипами, острыми наростами, кожными язвами, рыб, не покрытых чешуей, лишенных боковых плавников, имеющих необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов. Нельзя есть несвежую рыбу — с жабрами, покрытыми слизью, с провалившимися глазами, дряблой кожей, с неприятным запахом, с грязной и легко отделяющейся чешуей, с мясом, легко отстающим от костей и особенно от позвоночника.
Голод
Человек способен обходиться без пищи порядка трех недель (плюс-минус неделя в зависимости от ситуации). То есть отсутствие продуктов в большинстве случаев не является причиной сети. Поэтому к появлению голода, по мнению автора www.extreme-voyage.ru, следует отнестись спокойно, и тщательно выбирать продукты питания (ягоды, плоды, дичь, рыба и т.п.). Если у вас есть пища, но нет воды – стоит отказаться от еды, так как после нее хочется пить еще больше. В общем, при ЧС существуют гораздо более серьезные проблемы, чем голод.
Умение управлять собой и своей психикой в изоляции от общества других людей — главный фактор выживания в сложных условиях автономного существования.
Психические состояния, которые испытывает человек, попавший в чрезвычайную ситуацию. Страх, как главный психологический враг. Переживание страха, испуг, потеря контроля над своим поведением.
Последствия страха: паника и паническое поведение. Их проявление в поведении человека. Попросите учащихся привести примеры панического поведения.
Основные причины страха: внезапное изменение обстановки, одиночество, незнакомость, внезапное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, различные звуки.
Что такое наше внимание? Предложите ученикам выполнить несколько упражнений для развития внимания, приведенных в приложении 1 учебника.
Обратите внимание учеников, что тренируясь постоянно при помощи этих упражнений можно выработать такую черту характера, как наблюдательность.
Предложите ученикам выполнить упражнения 1 и 2 для развития наблюдательности.
Поясните понятие — объем внимания на примере.
Разложите на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь, ключи, игрушку, фонарик и т.д. Пригласите к столу ученика и попросите разложить эти предметы. Накройте все это скатертью или газетой. Отвлеките ученика на какое-нибудь другое дело. Через 10 минут попросите его вернуться к столу.
Снимите скатерть на полминуты и снова накройте предметы. Попросите ученика записать на бумаге все, что он успел увидеть. Потом снимите скатерть и сравните, все ли предметы он смог заметить и записать. Чем больше предметов записано, тем больше объем внимания.
Тренировка объема внимания в повседневной жизни. Понятия: устойчивость и переключение внимания. Ощущения и восприятие, как важный фактор выживания в экстремальной ситуации на природе. Приведите пример из учебника о психологическом эксперименте на ощущение.
Возможные последствия нарушения ощущения и восприятия в условиях автономного существования. Приведите пример из учебника о психологическом опыте на крысах.
Важность зрительных объективных законов восприятия в различных ситуациях. Понятие «иллюзия восприятия».
Предложите учащимся выполнить по вашему усмотрению несколько упражнений на развитие ощущения и восприятия.
Значение памяти и мышления для человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
Понятие памяти. Непроизвольная и произвольная память.
Мышление и интеллектуальное поведение. Этапы интеллектуального поведения на примере, когда человек заблудился в лесу.
Предложите учащимся выполнить по вашему усмотрению несколько упражнений для развития памяти и мышления (приложение 1 в учебнике).
Воображение и инстинкт самосохранения в условиях автономного существования. Чрезмерное увлечение размышлениями и воображением картин.
Установка на выживание и ее элементы: осознание;
Воля человека. Умение управлять своим поведением. Преодоление трудностей в достижении поставленной цели. Воспитание воли. Важность выполнения конкретных решений.
Переутомление
Возникает из-за стресса, недостатка пищи, воды, при физических перегрузках. Утомление приводит к притуплению чувства самосохранения и, как следствие – летальному исходу. Поэтому старайтесь чаще отдыхать, в том числе в первые часы и дни после наступления ситуации выживания. Правильно дышите, думайте, гоните страх, и все будет нормально.
Если переутомление наступило – суточный отдых и, возможно, стресс помогут снять его. Например, купание в ледяной воде (при крайнем переутомлении не рекомендуется).
Источник: coronavirus-epidemy.ru
Условия выживания в чрезвычайных ситуациях
Методические рекомендации: После изучения темы ученики должны понять, что благоприятный исход выживания в условиях автономного существования во многом зависит от воли, решительности, собранности, изобретательности, подготовленности человека. У учеников должно быть сформировано представление о важности выбора тактики выживания человека в условиях вынужденной автономии в природе.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
3. Основные понятия автономного существования человека в природе: причины, виды, последствия.
Автономное существование человека в природных условиях — это вынужденное нахождение его в природе по разным причинам.
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.
4. Основные факторы, способствующие выживанию человека в природной среде
Одним из факторов, препятствующих выживанию является растерянность, страх. Что необходимо сделать для его преодоления?
— решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план (по желанию отвечают ученики).
Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них?
— боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики).
Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?
— сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию).
Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание – это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.
Задание 1. Ученики самостоятельно выбирают понравившуюся им картинку. По изображению придумывают какую-нибудь экстремальную ситуацию, которая происходит с людьми и в природе. Используя знания, полученные на уроках ОБЖ, ученики должны обязательно найти выход из чрезвычайной ситуации и оставить своих героев живыми и здоровыми.
На работу дается 10 минут. По окончании работы над заданием ученики по желанию рассказывают придуманные ими сюжеты.
Задание 2. Теперь у каждого из Вас есть разноцветные стикеры. На зеленых напишите, пожалуйста, факторы препятствующие выживанию в условиях автономии, а на стикерах розового цвета — качества человека, способствующие выживанию. На работу дается 5 минут.
На основе выступлений на листе ватмана или на флип-чарте ученики наклеивают стикеры в соответствующие колонки таблицы (можно ее приготовить заранее, но более выразительно, когда данная таблица составляется вместе с учениками у них на глазах). После этого учитель зачитывает надписи, сделанные учениками на стикерах в каждой из колонок и подводит итог вместе с учениками.
Факторы, препятствующие выживанию | Качества человека, способствующие выживанию |
Тактика поведения человека при выборе плана действий по выживанию в условиях вынужденной автономии.
Всего существует три вида тактики выживания человека в условиях вынужденной автономии:
— комбинация активного и пассивного типов выживания.
Когда применяется тактика пассивного выживания?
— когда есть абсолютная уверенность, что пропавших будут разыскивать; когда известно, что спасательные подразделения знают примерный район местонахождения пострадавших; если есть нетранспортабельный больной; если в группе много детей.
Когда применяется тактика активного выживания?
— когда нет надежды на скорое прибытие служб спасения; группа уверена, что сможет найти выход к ближайшему населенному пункту; есть возможность установить свое местонахождение; если нужно срочно эвакуироваться из района бедствия.
Когда применяется смешанная тактика выживания?
— когда в группе много детей и женщин; когда не установлено местонахождение группы; в условиях длительного автономного существования и т.д.
Ответы учеников, желательно так же записывать на листах ватмана или на флип-чарте. С целью закрепления материала предлагаем ученикам выполнить следующие задание.
Задание 3. На доске прикреплены в произвольном порядке карточки с надписями, обозначающими различные задачи вынужденной автономии. К какой из групп вы бы их отнесли.
— оказание само- и взаимопомощи;
— спасение имущества и продовольствия;
— установление сигналов связи или подача сигналов бедствия;
— утепление одежды, ремонт;
— инвентаризация и поиск снаряжения из подручных средств;
— построение временного укрытия;
— ориентирование в пространстве и времени;
— планировка лагеря (жилья, хранения пищи);
— определение обязанностей каждого члена команды.
— ожидание спасателей, скорой помощи;
Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.
Источник: urok.1sept.ru
Условия выживания при экстремальных ситуациях в природной среде
Но возможны и другого рода ситуации, тоже возникающие внезапно, часто неожиданно: смена климато-географических условий, резкое изменение природных условий, заболевание, отравление, укусы и другие повреждения организма, требующие экстренной медицинской помощи, вынужденное автономное существование. При этом помощь попавшим в такую ситуацию извне, т. е. от других людей, исключена или ограничена. Подобные ситуации называют экстремальными.
Видео: гроза, ураган 98.
Например, человек неожиданно заблудился в лесу. Он не знает точно, где находится, в каком направлении надо идти, у него нет пищи. Красивый лес начинает ему казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть.
Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли путаются.
При необходимости изменить привычное место проживания, т. е. при смене климато-географических условий жизни, риск оказаться в экстремальной ситуации возникает вследствие нарушения: температурного режима (резкого перехода от холода к теплу и наоборот); суточного режима в результате смены часовых поясов, солнечного режима; режима питания и питьевого режима. Эта ситуация не из разряда неожиданных. О предстоящем переезде, поездке или перелете (допустим, на отдых) вы знаете заранее. Поэтому к новым условиям нужно готовиться заблаговременно.
Причинами этого могут быть такие внезапные природные явления, как сильное похолодание, дождь (ливень), метель, пурга, сильный снегопад и мороз, сильная жара, засуха и др. При этом человек, находящийся в отдалении от населенных пунктов, вынужден менять график и маршрут движения. Из-за этого отодвигается время его возвращения, что может привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному голоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природной среды (обморожению, переохлаждению организма, переутомлению, перегреву организма, тепловому и солнечному удару и т. п.). Если при этом до населенного пункта не один десяток километров, а непогода мешает ориентироваться и двигаться, встает проблема длительного выживания.
Видео: торнадо, песчаные бури
Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи, не так уж редки среди путешественников, туристов, а также людей, профессия которых связана с пребыванием в природной среде. Они могут возникать в результате травм (ушибы, вывихи, переломы, растяжение мышц), отравления растительными и животными ядами, укусов животных, тепловых ударов и переохлаждения, инфекционных болезней. В зависимости от степени их неблагоприятного воздействия может возникнуть угроза здоровью и жизни человека.
Автономное существование — наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один за один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынужденно. Рассмотрим причины таких ситуаций.
Потеря ориентировки на местности, особенно часто в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, выдерживать направление движения, обходить препятствия. Однако это может случиться не только с неопытным туристом. Потеря группы в результате отставания или отрыва от нее, несвоевременного выхода к месту сбора группы. Авария транспортного средства (самолета, автомобиля, теплохода и т. д.).
Однако не всякое автономное существование нужно считать экстремальной ситуацией. Например, группа в походе находится в автономном существовании. Но она обеспечена продуктами, знает свой маршрут и без приключений идет по нему. То же относится и к различным исследовательским экспедициям.
Другое дело, что во время похода, экспедиции могут возникнуть обстоятельства, приводящие к экстремальной ситуации: кончатся, например, продукты, при переправе унесет чей-то рюкзак со снаряжением. Конечно, нельзя предугадать и описать все возможные ситуации и дать конкретные советы, как в них действовать. Но, как вы увидите далее, во всех таких случаях приходится решать одну, главную задачу — уцелеть, выжить.
Есть отличие в понятиях «стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация природного характера) и «экстремальная ситуация на природе». — Нужно заранее подготовиться к смене климатогеографических условий. — Резкое изменение природных условий или заболевание (травма) может привести к экстремальной ситуации на природе. — Не каждая ситуация по автономному существованию человека в природных условиях может считаться экстремальной.
Выживание — активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.
Выдержки из книги Андрея Ильичева «Большая энциклопедия выживания»: Сколько раз я со своими товарищами выдирался из уже почти сомкнувшихся на глотке лап смерти. Сколько раз, оглядываясь назад, мы удивлялись тому, что умудрились сотворить. И ведь не супермены какие-нибудь — обычные, без горы мышц и суперволевых подбородков, не пренебрегающие бытовым комфортом люди. Середнячки.
Так почему мы смогли и выжили, а другие в менее экстремальных ситуациях погибли? Стихийное бедствие — это природный процесс.
ПОМНИТЕ! Экстремальная ситуация в природных условиях — внезапное изменение обстановки, когда помощь извне ограничена или невозможна.
ПОМНИТЕ! От ваших действий во многом зависит преодоление экстремальной ситуации на природе.
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461168497.pptx (Опасные природные явления)
Понятие и виды экстремальных ситуаций
Экстремальная ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную неблагоприятную или опасную обстановку, положение.
Совокупность экстремальных ситуаций можно разделить на несколько типов:
Источник: voentorg-ku.ru