Формула-1 (англ. Formula One, Formula 1 ) — чемпионат мира по кольцевым гонкам, который проводится ежегодно и состоит из этапов (называемых Гран-при), в соответствии с техническими нормами, требованиями и правилами, установленными Международной автомобильной федерацией (FIA).
Название происходит от набора технических правил (т. н. «формулы»), которому должны соответствовать автомобили всех участников [1] . С 1950 по 1980 год проводился чемпионат мира для гонщиков (англ. World Championship for Drivers ), на смену которому в 1981 году пришёл чемпионат мира Формулы-1 (англ. Formula 1 World Championship ), позже получивший современное название: FIA Formula One World Championship [2] [3] . Турнир находится под управлением Международной автомобильной федерации, ответственной за продвижение на данный момент является группа компаний Formula One Group. Чемпионат мира проводится каждый год и состоит из отдельных этапов, имеющих статус Гран-при, в конце года подводятся итоги турнира, с учётом суммы набранных за сезон очков. В Формуле-1 соревнуются как отдельные гонщики (за титул чемпиона мира среди гонщиков), так и отдельные команды (за титул чемпиона мира среди конструкторов, для которого в русском языке часто используется его историческое название «Кубок конструкторов»).
Формула 1 2021: основы спорта (для начинающих поклонников) | Техника Ф1 | Формула 1 101
Техника участников должна соответствовать техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на ударопрочность. Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при гоночные автомобили собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного гонщика и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще самостоятельно спроектировать и сконструировать машину. Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso (с 2020 Scuderia Alpha Tauri) были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2009 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology, так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH [4] .
Поскольку команды строят машины по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно появляются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных машин, так и дорожных автомобилей [5] .
- 1 Основные правила
- 2 Флаги на трассе и их значения
- 3 Гран-при чемпионата мира Формулы-1
- 3.1 Свободные заезды
- 3.2 Квалификация
- 3.3 Гонка
- 3.4 Директор гонки
- 3.5 Автомобиль безопасности
- 3.6 Чемпионат мира и Кубок конструкторов
- 3.7 Спринт
- 4.1 Шасси
- 4.2 Двигатель
- 4.3 KERS
- 4.4 ERS
- 4.5 Безопасность
- 4.6 Электроника
- 4.7 Шины
- 6.1 1950—1979 годы
- 6.2 1980—1999 годы
- 6.3 XXI век (2000—2009)
- 6.4 1,6-литровые турбированные гибридные двигатели V6
- 6.5 Хронология
- 9.1 Нумерология
- 9.2 Прочие факты
Источник: wiki2.org
КАК УСТРОЕНА ФОРМУЛА 1? ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ НОВИЧКОВ
Всё про гонки болидов Формула-1
Если ничего не знаете о Формуле-1 — расскажем что это такое. Как проходят гонки Ф-1. Краткий экскурс для новичков и «чайников» по основам F-1. Какие шины используются, как начисляются очки, когда совершают пит-стоп и кто такие рента-драйверы.
Основы для новичков и «чайников»
В «Формуле–1» соревнуются автомобили с открытыми колесами (они не закрыты пластиковыми накладками, как у обычных машин). Такие машины называют болидами. Это соревнование проводится ежегодно с 1950 года. F-1 является наивысшей ступенью и многие ее называют «королевой автогонок». Это не случайно, ведь именно здесь собраны лучшие технологии и великие умы мира, которые соревнуются, чтобы доказать, что именно их спортивный болид достоин лучшего.
Соревнования проводятся с марта по ноябрь с промежутком в одну или две недели, в зависимости от календаря на текущий сезон. Гонок за сезон бывает от 19 до 24. Также присутствуют «летние каникулы» , когда соревнования прерываются на один месяц в середине сезона. Это нужно, чтобы конструкторы могли устранить ошибки и подготовить болиды к оставшейся части сезона. Бывало, что после возобновления чемпионата ситуация менялась кардинально и менялся лидер.
За сезон между пилотами разыгрывается 525 баллов. Очки присуждаются за первые десять мест на финишной решётке в соотношении: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1 . С 2019 года ввели дополнительный балл гонщику, который проедет самый быстрый круг (покажет лучше время). При условии, что он будет в топ-10 по результатам данного этапа.
Иногда со старта некоторые гонщики умудряются выиграть большое число позиций. Поэтому старт F-1 — богат на события и аварии.
Спринт гонки
Стандартная процедура в Формуле-1 выглядит так: сначала идут две тренировки в пятницу (по местному времени), потом в субботу 3-я тренировка, а вечером того же дня проходит квалификация, где пилоты борются за место на стартовой решетке гонки. В воскресенье — стандартная гонка.
С 2021 и позднее в 2022 году произошли изменения . На некоторых трассах (не более 3-5 в год) вводится спринт-гонка. Выглядит так: В пятницу 1-ая тренировка, а вечером уже идёт квалификация. Затем вторая тренировка в субботу, а после неё идёт спринт-гонка. Пилоты выстраиваются на стартовой решетке так, как ранее заняли место в пятничной квалификации. Затем идёт мини-гонка на 30 минут.
По результатам 8 пилотов получат очки по схеме 8-7-6-5-4-3-2-1 . Гонка в воскресенье проходит по результатам данного спринта.
Действия механиков команды Феррари во время пит-стопа — задействовано много человек.
В «Формуле-1» не всё зависит от пилота, как в других гоночных сериях. Некоторые гонки выигрывались за счет удачной тактики, чем у соперника. В каждой команде есть штаб аналитиков, которые анализируют ход гонки и просчитывают все варианты. Например, удачно проведенный пит-стоп (смена колес, которая обязательна по ходу заезда) у одной команды, оставлял других соперников позади. Главное, не просто его быстро провести, но сделать в удачный момент.
Иногда так выигрываются гонки.
Шины для Формулы Один
С 2022 года произошли серьёзные изменения. Старые «бублики» были 13 размера с очень высокими покрышками, теперь же перешли на 18 размер с низкопрофильной резиной . Поэтому колёса стали значительно тяжелее и больше. В гонках используется 3 допустимых комплекта покрышек — мягкие, средние и жесткие. Всего же их 5, не считая 2 типа дождевой резины — для сильного дождя и мелкого дождика. Руководство выбирает для каждого отдельного этапа по 3 вида покрышек.
В ходе воскресных соревнований каждый пилот должен обязательно использовать хотя-бы два разных комплекта. Исключение — старт гонки на дождевой или промежуточной резине.
Смена резины — обязательная, это называется пит-стоп . Лучшее время — от 2,26 секунды на замену колёс (раньше 2022 года команды совершали пит-стоп менее 2 секунд). Любая заминка может отбросить гонщика на несколько позиций назад. Поэтому механики постоянно проводят обучение, чтобы предотвратить ошибки. Например, секундная заминка на пит-стопе у лидера гонки, когда механики не смогли быстро прикрутить колесо, оборачивалась потерей очков для пилота или вторым местом вместо первого. Очень дорогая ошибка!
Покрышки с красным ободом — мягкие шины Soft, желтые — средние по жесткости, а с белым ободком — самые жесткие Hard.
Какие поставить шины? Может сначала мягкие, когда топлива в баках много. Потом через 20 кругов сменить на более жесткий тип — и проехать всю оставшуюся дистанцию. Или сначала жесткие, а под конец гонки, когда топлива в баках меньше и болид легче — «мягкую». На каком круге произвести замену?
Об этом думают аналитики команды, и от их решения зависит исход гонки. Тут больше факторов, чем сама смена шин. Например, на какое место вернётся болид после смены покрышек, позади или сзади соперника.
Ограничения для повышения зрелищности
В Формуле-1 вводятся конструкторские решения. Они зависят от регламента гонки, который постоянно меняется. Для примера, сейчас установлен лимит в 3 мотора на всю дистанцию гонки — это, как минимум 20-25 этапов. Если двигатель выработал ресурс, а запасного нет — гонщик получает штраф (+10 позиций на старте). Ему приходится начинать гонку из последних мест.
Далее (пятая и последующие) смена мотора даёт штраф всего в +5 позиций на старте.
Может это несправедливо, но вносит интригу. И видим, когда гонщик топ-команды, стартовавший с последнего места прорывается в верх пелетона, совершая эффективные обгоны. А бывали ситуации, когда так выигрывали гонки. Это не скучно для зрителей.
Новый регламент 2022
- Увеличение обгонов. Чтобы повысить зрелищность серьёзно доработали болиды, а именно изменили аэродинамику. Появились новые антикрылья, боковые понтоны уменьшились.
- Гоночное топливо в 2022 году должно содержать 10% биокомпонентов. Это топливо получило маркировку E10, где литера E обозначает «этанол», который должен производиться из восполняемого биосырья.
- Для экономии бюджета команд, заморозили дальнейшую разработку двигателей на 3 года — до 2025 года, когда изменят конструкцию мотора. Также запретят использовать кастомные материалы для производства силовых установок.
- Конструкция переднего крыла и его торцевых пластин упрощена. Разработчики считают, что оно будет намного менее чувствительным к турбулентности.
- Заднее крыло стало больше, чем на машинах предыдущего поколения, и необычной формы. У него нет торцевых пластин, и оно конструктивно проще: никаких дополнительных отверстий и прорезей не предусмотрено. При этом расположено крыло на 40 мм выше от поверхности трассы.
Пилоты — только самые лучшие
Не стоит думать, что любой пилот F-1 не умеет ездить и попал туда только за деньги. Это не так. Чтобы участвовать в Формуле пилот должен получить суперлицензию . Это значит, что он должен пройти автоспортивную карьеру с самых низов и быть в тройке лучших на гонках Формулы-3 или других аналогичных (Формула-2). Младшие серии это те же самые гонки, но техника здесь попроще, мощность моторов меньше.
Если по итогам года пилот не сможет попасть в топ-3, то не получит суперлицензию на участие в Формуле-1. Поэтому случайных пилотов не бывает.
Российский пилот Даниил Квят за рулем гоночного болида
Встречаются также рента-драйверы — гонщики, которые получили суперлицензию, но не имеют возможности выступать в гонках, т.к. пилотов всего 20, а желающих — много. Поэтому их приглашают в средние по уровню команды, а они взамен приносят спонсорские контракты и деньги. Там они набираются опыта и если есть прогресс, то перебираются в команды топ-уровня.
Но ни одна команда, даже самая плохая, не будет держать пилота только из-за денег. Нужно еще мастерство. Если его нет, то путь в Формулу-1 «заказан».
«Формула – 1» является чисто мужским видом спорта. За всю историю чемпионата мира в нем выступало лишь пять женщин. На соревнованиях представлены болиды различных конструкторских фирм. Единственной машиной, которая с первого появления на старте выиграла соревнования, является Wolf WR1.
Источник: amastercar.ru
Формула 1: интересные факты и цифры
Формула 1 – это не только главное гоночное соревнование планеты, но и один из самых опасных, дорогих и захватывающих чемпионатов по кольцевым гонкам. Несмотря на популярность соревнований, существуют малоизвестные факты о Ф1, способные удивить заядлых фанатов. Поговорим о самых интересных из них.
1. В среднем пилот теряет 3 кг за одну гонку
Потери веса среди пилотов Формулы 1 выглядят впечатляющими. Основная причина таких изменений в организмах гонщиков – очень высокая температура в кокпите, которая в определенные моменты может достигать 50°. Гонщики должны носить огнеупорный комбинезон на случай, если машина загорится. Физические перегрузки во время заездов также влияет на потерю веса.
2. Тормозные диски болидов могут нагреваться до 1000°
Тормозные диски гоночных автомобилей Формулы 1 изготовлены из прочного углеродного волокна. Эти элементы во время заездов могут нагреваться до 1000°. Столь высокая температура приблизительно равна температуре расплавленной лавы.
За последнее время тормозные диски болидов претерпели многочисленные улучшения, и инженеры выходят за рамки того, что еще десять лет назад считалось невозможным. Сегодня производители делают до 1200 отверстий в одном тормозном диске, предназначенных для более эффективного охлаждения. Интересно, что еще пару лет назад в тормозных дисках автомобилей формулы было только около 100 отверстий.
3. Рекорд по скорости пит-стопа
Команде Red Bull в 2019 году удалось провести самый быстрый пит-стоп в истории Формулы 1 – всего за 1,82 секунды. Хотя пит-стопы обычно длятся не дольше нескольких секунд, самый долгий из них длился 43 часа. Столько времени потребовалось команде Mercedes, чтобы открутить сорванную колесную гайку на машине Валттери Боттаса на Гран При Монако-2021.
Быстрый и хорошо организованный пит-стоп — ключевой элемент в гоночных соревнованиях, который может повлиять на итоговый результат гонщика. Некоторые официальные российские букмекеры даже принимают ставки на команду, у которой будет самый быстрый пит-стоп в гонке, например, 1хСтавка. Для тех, кто еще не зарегистрирован в букмекерской конторе, работает промокод 1хСтавка на повышенный бонус.
4. 53 погибших гонщика
Несмотря на то, что автомобили Формулы 1 считаются одними из самых безопасных в мире, случаются инциденты, результатом которых становится смерть пилотов. В результате аварий погибло 52 пилотов. Самым возрастным погибшим был 50-летний Чет Миллер, а самому молодому – Рикардо Родригесу – было всего 20 лет.
Аварии привели к более строгим мерам безопасности. В период с 1994 по 2015 годы не было зафиксировано несчастных случаев, а последний произошел с Жюлем Бьянки в 2014 году, однако смерть наступила только в 2015 году после девяти месяцев нахождения в коме.
2000-е стали единственным десятилетием в истории Формулы 1, когда ни один пилот не погиб. Уровень безопасности на соревнованиях с каждым годом продолжает улучшаться, поэтому остается надеяться на то, что трагические случаи со смертельным исходом останутся в прошлом Ф1.
5. На руле машины Формулы 1 находятся десятки кнопок
Если вам кажется, что производители делают рулевые колеса современных автомобилей слишком сложными, значит вы никогда не сидели за рулем машины Формулы 1. Этот инструмент управления гоночных автомобилей может иметь до 25 различных кнопок и переключателей. Каждый из них контролирует определенный аспект работы, предоставляя пилоту максимальный контроль всевозможных параметров. Эксперты даже говорят, что случайное нажатие не той кнопки может сразу же лишить гонщика шансов на победу.
6. В командах Формулы-1 может быть до 600 человек
Команды Формулы 1 могут показаться достаточно немногочисленным коллективом, состоящим из технического персонала и гонщиков, но реальность такова, что в гоночных командах могут насчитываться сотни сотрудников.
Фактически большинство специалистов работают вне публичного пространства в целях обеспечения успешности предстоящих заездов. Например, инженеры должны постоянно работать над улучшением характеристик каждого компонента автомобиля. Кроме того, команду дополняют пиарщики, менеджеры и резервные водители.
7. Самый быстрый круг в 77 гонках принадлежит Михаэлю Шумахеру
Немецкий гонщик 77 раз показывал лучший результат проезда круга. За Шумахером следуют Льюис Хэмилтон, на счету которого быстрый круг, и Кими Райкконен с 46 лучшими кругами.
8. Разгон до 300 км/ч за 8,6 секунды.
Машины Формулы1 способны развивать максимальную скорость до 360 км/ч, что делает их намного более быстрыми в сравнении с гоночными автомобилями NASCAR, предельная скорость которых составляет 321 км/ч. Машины Формулы 1 разгоняются от 0 до 100 км/ч за 2,6 секунды, от 0 до 300 км/ч за 8,6 секунды.
9. Двигатель заводится только при определенных условиях
Как заверяют технические специалисты, запустить двигатель автомобиля Формулы 1 не получится, если он предварительно не подвергнется прогреву и специфической настройке. Двигатель обычно прогревают перед запуском для чего требуется внешний отопитель. Температура коробки передач также должна соответствовать рабочей температуре двигателя еще до момента включения первой передачи. Это обстоятельство — одна из причин, по которой двигатель нельзя поставить на обычный автомобиль.
Источник: autosport.com.ru
Сложные и непонятные правила в Формуле-1 и других гоночных сериях — зачем они нужны?
Автоспорт — один из самых зрелищных, но иногда непонятных видов спорта. Поэтому, когда вы сажаете рядом с собой у телевизора потенциального нового поклонника Формулы-1, одной из главных проблем становится объяснение всех нюансов. Пока всё объяснишь, пилоты уже допьют призовое шампанское, а ваш собеседник так и не поймёт, зачем ему держать в голове все эти мелочи. Так что перед просмотром заездов лучше заранее разобраться со всеми особенностями автоспорта — в специальном проекте «Чемпионата» и современного сервиса страхования Mafin.
Интересно, что то же самое можно сказать и про оформление КАСКО. Страховка чаще всего тоже вызывает у владельцев авто ассоциацию с чем-то сложным и непонятным, однако Mafin старается сделать страхование автомобиля простым, понятным и дружелюбным процессом для своих клиентов. Вам не нужно обращаться за советом к звёздам автоспорта, чтобы узнать все тонкости страховых продуктов.
Не упустить ни одной детали, получить ответы на вопросы и выбрать КАСКО под индивидуальный запрос поможет Mafin. Кстати, до 30 июня 2021 года вы можете получить 10-процентную скидку на оформление КАСКО по промокоду AUTOSPORT10 (условия использования промокодов — по ссылке). Ну а теперь давайте разбираться в нюансах гонок!
Шины: типы, лимиты, пит-стопы…
Серия: Формула-1
Фото: MARK THOMPSON/GETTY IMAGES
Давно остались позади те времена, когда пилоты и команды Королевы автоспорта имели свободу творчества при выборе покрышек: сейчас всё максимально запротоколировано и вместе с тем непонятно для человека, который впервые смотрит Ф-1. Сейчас в чемпионате мира всего один поставщик — «Пирелли». На протяжении сезона используются пять типов шин — от самых жёстких (С1) до самых мягких (С5), при этом для каждого Гран-при компания выбирает три типа, которые считает наиболее подходящими трассе.
На уик-энд у каждого пилота 13 комплектов шин для сухого асфальта — считается, что именно столько достаточно, чтобы проехать достаточно кругов на тренировках и сохранить нужное число шин для квалификационных попыток и гонки. Хотя гонщики любят жаловаться, что комплектов маловато: достаточно сильно заблокировать одно колесо, и ты уже теряешь половину тренировки. Но экономию никто не отменял: плюс один комплект — это уже 20 на весь пелотон, дополнительные расходы на транспортировку и утилизацию.
До прошлого сезона пилоты могли сами выбирать, какие комплекты они «заказывают» на гоночный уик-энд, но из-за вызванных коронавирусом логистических ограничений это правило временно отменено и все двадцать гонщиков получают идентичные наборы покрышек. При этом часть использованных комплектов нужно сдавать в ходе уик-энда, то есть инженеры должны просчитать, какое именно сочетание они хотят сохранить к квалификации и гонке. «Одолжить» комплект у партнёра по команде, разумеется, нельзя — а то моментально пойдут подозрения, что команда жертвует своим вторым номером ради фаворита. Нельзя и ставить на пит-стопе шины разных типов: это небезопасно.
Три гонки за уик-энд и перевёрнутые решётки
Серия: Формула-2
В главной молодёжной серии планеты в 2021 году произошла серьёзная реформа регламента и календаря. Если ранее Ф-2 каждый сезон проводила 12 этапов с двумя гонками в каждом (основная в субботу и спринтерская в воскресенье), то теперь этапов осталось лишь восемь, но в каждом из них проводятся две спринтерские гонки в субботу и основная в воскресенье. Общее число гонок, таким образом, осталось неизменным, зато команды получили возможность экономить. Если они не представлены в Формуле-3, то теперь должны ехать лишь на восемь уик-эндов вместо 12, а если представлены, то могут задействовать в обеих сериях одних и тех же механиков и инженеров.
Экономия — это прекрасно, вот только новый формат путает и раздражает болельщиков. Теперь в каждый уик-энд у нас сразу две гонки с «перевёрнутыми» стартовыми решётками. Квалификация определяет решётку на основную гонку в воскресенье, а вот в первой спринтерской топ-10 переворачивается (то есть быстрейший пилот стартует десятым).
Ещё один переворот десятки происходит по итогам первого спринта — то есть во второй гонке с поула стартует тот, кто приехал в конце десятки. И вот только в воскресенье, когда все уже давно забыли квалификацию, пилоты наконец-то стартуют в соответствии с её результатами. Позади уже три этапа, но новый формат по-прежнему выглядит как минимум спорным.
«Лишние» моторы
Серия: Формула-1
Фото: LARS BARON/GETTY IMAGES
Вернёмся к Ф-1. С 2014 года в чемпионате используются гибридные турбомоторы, при этом есть довольно серьёзные ограничения по числу элементов установок, которые можно использовать за сезон. Например, в 2021 году пилоты за весь год могут использовать только три двигателя внутреннего сгорания. Поставил четвёртый — получишь штраф в виде потери позиций на стартовой решётке.
Ну, сейчас все автопроизводители уже добились достойной надёжности силовых установок, а вот несколько лет назад бывало, что кто-нибудь переступал лимит ещё до середины чемпионата и начинал регулярно откатываться назад на решётке. При этом команды, разумеется, разом меняли все элементы силовой установки, из-за чего им выписывали безумные штрафы вроде потери 50 мест на старте (на практике пилот в любом случае уходил в бой последним). Поняв абсурдность происходящего, правила в последнее время чуть изменили, но глобально штрафы никуда не делись. Так что не удивляйтесь, что прекрасно выступивший в субботу пилот потом стартует не пойми откуда.
Зачем всё это? Формально ради экономии и приближения к серийным аналогам. 20 лет назад в Ф-1 вовсю использовали специальные «квалификационные» моторы, которые отправляли на свалку чуть ли не после одной сессии в субботу.
Сейчас такое трудно представить, но, с другой стороны, производители тратят огромные деньги на испытания моторов на динамических стендах, чтобы движки получались максимально надёжными. И есть мнение, что по факту расходы ниже не стали из-за огромных трат на разработку и развитие. Но пути назад уже нет. На фоне постоянного обсуждения вопросов экологии никто не поймёт, если в Ф-1 вновь начнут жечь двигатели как спички.
Электричество и сейфти-кар: пересчёты на грани здравого смысла
Фото: FIA FORMULA E
В Формуле-Е, где пилоты используют исключительно электромоторы, своя атмосфера. В серии существуют ограничения на максимальное количество энергии, которое можно потратить за гонку: то есть на самом деле машина ещё может ехать дальше на почти пустой батарее, но если гонщик растратил весь дозволенный заряд до финиша, его всё равно дисквалифицируют. Спорно? Безусловно. Но сделано для того, чтобы каждая команда работала над эффективным использованием энергии — мы ведь продвигаем зелёные технологии…
С сезона-2020/2021 в правилах появился дополнительный нюанс. Раньше гонщики могли перевести дух в случае появления на трассе машины безопасности или введения её «виртуального» режима: размеренная езда позволяла экономить заряд и потом уже бороться до финиша, не заботясь о расходе батареи. Так вот, с прошлого сезона было введено новое правило: за каждую минуту, проведённую позади машины безопасности или в «виртуальном» режиме, от отпущенного на гонку лимита отнимается 1 Киловатт-час.
Вроде идея здравая, но недавно, на первой гонке в Валенсии, ситуация вышла из-под контроля: так получилось, что у пилотов отобрали слишком много заряда, времени компенсировать его уже не осталось, и в итоге в лимит не уложилась почти половина пелотона: кто-то сошёл, кого-то наказали после финиша, кто-то проехал финальный круг в черепашьем темпе… Всё это вызвало бурные обсуждения, по репутации чемпионата нанесён сильный удар, а сторонний наблюдатель, вероятно, так и не понял, почему после финиша были дисквалифицированы обладатели второго и третьего мест.
Источник: www.championat.com