Как подобрать длину ноги мотора для лодки (дейдвуд)
Покупка мотора для лодки в корне и в целом меняет философию передвижения на ней. Теперь ходить по воде можно не только на 200-300 метров от места старта, но гораздо дольше, а порой и с ветерком! Романтические прогулки на лодке, превращаются в «морские круизы». Однако лодочный мотор, прежде чем подарить нам минуты радости, должен быть выбран и куплен!
И здесь возникает проблема не только выбора фирмы производителя, но и конструкции. И сейчас мы даже не о тактах работы мотора, 2 или 4 — тактный, а именно о физических габаритах мотора, о его высоте. Так вот, на эту высоту мотора в первую очередь влияет его нога. Именно о подборе правильной высоты мотора по ноге лодочного мотора мы расскажем.
Что называют ногой лодочного мотора
По сути нога это то, что идет от колпака мотора, где стоит сам двигатель и вниз до редуктора. Нога мотора это не просто удлинитель, но еще и вал, которые в нем установлен. Так вот, в зависимости от лодки, от высоты ее борта, а вернее от высоты транца, надо будет выбрать ногу мотора по размеру. В идеальном случае длина выступания ноги с редуктором ниже дна лодки, а еще точнее расстояние от между гидрокрылом (плитой) и дном лодки выставляется не более 50 мм, а еще лучше 20-30 мм. Вот несколько картинок из инструкций.
Дейдвуд или мото весло, честный обзор от собственника.
Само гидрокрыло, а иногда его называют антикавитационной пластиной, необходимо для отсечения воды под винт, то есть для направления именно на него. В отсутствии такой пластины, на большой скорости, винт будет «хватать» воздух с поверхности, а значит будет пропадать тяга. Тоже самое будет и в том случае, если нога будет короткая, если даже она будет в воде.
Если длина ноги будет длинная, то здесь уходить под самое дно и ниже, то вектор силы будет стараться сам собой повернуть лодку и мотор, да еще будет и излишнее сопротивление воды. Все это ни к чему.
То есть подбираем ногу так, чтобы она выступала именно на рекомендованный размер. Часто на самих лодках уже есть рекомендации, какую ногу лодочного мотора с ней применять. Такие надписи есть на заводских табличках закрепленных на лодке.
Какие размеры (длины) ног лодочного мотора бывают
Производители водной техники сделали условный типоряд, обозначив ноги мотора под длине определенными буквами:
S — для транца высотой около 381 мм
L — для транца высотой около 508 мм
X — для транца высотой около 635 мм
U — для транца высотой около 762 мм
Моторы с короткой ногой S создают для самых скромных надувных лодок, которыми пользуются рыбаки-любители. А вот моторы с большим размером уже годятся для катеров и яхт к более мощным моторам.
Бывают подвесные моторы по 250 «лошадок», и они предназначены для быстроходных плавучих средств. В таких случаях длина дейдвуда варьируется от 635 до 762 миллиметров.
На самом моторе расшифровать длину ноги можно по следующей маркировке.
Большинство моделей подвесных моторов выпускаются с различной длиной дейдвуда.
Что будет если выбрать неправильную длину ноги лодочного мотора
Как мы поняли, короткую ногу просто не поставить на высокий транец, а вот мотор с длинным дейдвудом можно ставить в надувную лодку с коротким транцем. Однако владелец лодки потеряет в скорости, КПД, мощности. Все это ведет к нерациональной трате горючего и возможности зацепиться за дно на мелководье или у берега.
Получается, что выбрать ногу для мотора не так уж сложно, но весьма важно! Давайте еще раз подведем итог о чем говорили.
Когда нога длинная, можно наблюдать следующие проблемы с лодкой:
• очень сложно вывести лодку на режим глиссирования (скольжение по водной глади);
• винт легко повредить о встречающиеся препятствия, особенно скрытые под водой;
• пристать к берегу становится труднее;
• падает скорость;
• повышается нагрузка на двигатель и расход топлива.
Читать еще: Уход за пвх лодкой
Когда плита выше дна лодки, то есть короткая нога, это также проблемы:
• на поворотах и волнах гребной винт хватает воздух;
• обороты нецелесообразно возрастают;
• скорость то падает, то возрастает.
Кроме всего того, что уже сказано, мотор на лодке следует ставить по центру транца и изначально параллельно водной линии. Во время хода по воде следите за тем, чтобы мотор равномерно набирал обороты и равномерно снижал их, чтобы винт не хватал воздух. В процессе эксплуатации также можно будет незначительно менять погружение пластины за счет изменения угла установки ноги мотора относительно транца, но это уже тема другой статьи.
КАК ПОДОБРАТЬ ДЛИНУ НОГИ ЛОДОЧНОГО МОТОРА?
Выбор мотора является делом не менее значимым, чем покупка самой надувной лодки ПВХ. Он дает принципиально новый виток в жизни рыбака, охотника или любителя отдыха на воде.
Для начала нужно разобраться, какой двигатель подходит для собственного плавсредства по мощности, по тактовой частоте и выбрать длину ноги винта. Об этой характеристике более подробно будет рассказано в данной статье.
Что такое нога двигателя
Участок от верхнего значения крепления мотора на транце (нижняя часть плоской кормы лодки) до антикавитационной плиты называется длиной ноги мотора. В идеале она должна становиться на глубину до пятнадцати сантиметров над плитой.
По сути плита представляет собой пластину, находящуюся на дейдвуде параллельной над гребным винтом. Она нужна для того, чтобы винт не хватал с поверхности воздух. Дейдвуд – это соединяющий движок, редуктор и подвеску элемент. Это также техническое название «ноги».
При малом углублении или слишком внушительном, подвесной двигатель будет работать неправильно. Владелец судна может столкнуться с самыми неожиданными сюрпризами в неподходящий момент.
Поиск нужного размера ноги
Производители водной техники упростили задачу клиентам, обозначив для различных моделей движков определенные числа. Зная их обозначения, легко выбрать нужную длину ноги любого лодочного мотора.
- S определяет короткий дейдвуд. В таком случае длина ноги 381 или 454 миллиметра (разница зависит от компании, выпускающей изделие).
- L обозначает средний или даже длинный дейдвуд. Размер указывает на длину в 508 или 572 миллиметра, что опять же зависит от производителя движка.
- Х – это уже очень длинный дейдвуд с размером в шестьсот пять миллиметров.
Моторы с короткой ногой создают для небольших надувных лодок, которыми пользуются рыбаки-любители. А вот моторы со средним значением годятся для катеров и яхт с более мощными движками.
Существуют подвесные моторы, у которых триста «лошадок», и они предназначены для быстроходных плавучих средств. В таких случаях длина дейдвуда варьируется от 635 до 762 миллиметров.
По мнению специалистов, подвесной мотор с длинным дейдвудом можно ставить в надувную лодку с коротким транцем. Однако владелец плавсредства рискует потерять некоторую скорость и мощность. Также это ведет к нерациональной трате горючего.
Ошибка с выбором размера
Получается, что выбрать нога судна высчитывается несложно. Если кавитационная плита не расходится с размерами транца, винт не будет нависать над водой и будет на уровне лодки. Максимальное отклонение от указанной производителем длины ноги – два с половиной сантиметра.
Когда плита ставится ниже, можно наблюдать следующие проблемы в работе с водной техникой:
- водителю маломерного судна очень сложно вывести его на режим глиссирования (скольжение по водной глади);
- винт легко повредить о встречающиеся препятствия, особенно скрытые под водой;
- пристать к берегу становится труднее.
Когда плита становится выше дна лодки, это также ведет к огрехам в работе агрегата:
- на поворотах гребной винт хватает воздух;
- обороты вала нецелесообразно возрастают и движок выходит из строя.
Моторы на плавсредстве следует ставить по центру плиты транца и параллельно водной линии. А длина ноги лодочного мотора позволяет регулировать наклон изделия по вертикали.
Есть транцы, которые можно без труда приспособить под короткую и длинную ногу. Но если производитель рекомендовал конкретное значение, нужно придерживать его. В противном случае можно лишь добиться неправильной работы мотора и перерасхода топлива.
Читать еще: Редуктор лодочного мотора
Длина ноги лодочного мотора
Выбор лодочного мотора очень часто является симбиозом двух основных противоречий – какой тип лодочного мотора, двухтактный, или четырехтактный будет наилучшим выбором способным удовлетворить все запросы и ожидания потребителя.
Однако, при выборе подвесного лодочного мотора следует не только обладать базовым набором информации и знаний, но и обращать внимание на особенности эксплуатации того, или иного типа подвесного лодочного мотора.
Особенности двухтактных подвесных моторов
Двухтактные подвесные моторы, пожалуй наиболее распространенный тип лодочных моторов используемых в нашей стране, и несомненно, в первую очередь, это связано с более длительной историей производства двухтактных двигателей, и их ценовой доступностью по сравнению с четырехтактными подвесными моторами аналогичной мощности.
Простота конструкции, и непривередливость к качеству топлива, а также, достаточно несложная ремонтнопригодность, и более легкий вес, чем у четырехтактников, -на этом, пожалуй и заканчиваются все достоинства двухтактных подвесных моторов.
Стоит заметить, что при расчете потребления топлива на двухтактном подвесном моторе, принято считать средний расход топлива из расчета 350-400 грамм на одну лошадиную силу в час, в то время, как показатели расхода топлива четырехтактников находятся на уровне 200-250 грамм топлива на одну лошадиную силу в час.
Кроме этого, одним из недостатков двухтактных лодочных моторов является замасливание свечей зажигания, котрое не только приводит к нестабильной работе двигателя, но и негативным образом сказывается на потреблении топлива.
Особенности четырехтактных подвесных моторов
Четырехтактники имеют более высокую – на 30-40% стоимость, чем двухтактные лодочные моторы аналогичной мощности, больший вес, а также, более дорогое техническое обслуживание и стоимость запасных частей и расходных материалов, они более привередливы к качеству топлива, а также, к условиям транспортировки, позволяющей перевозить их либо в строго вертикальном положении, либо на одном боку.
Основными достоинствами четырехтактных подвесных моторов считается более низкое – на 40-50% потребление топлива, меньший расход масла, низкая шумность работы, а также, высокая плавность хода, позволяющая двигаться с минимальной скоростью, что является основным моментом при рыбалке троллинговой снастью.
Более высокая стоимость четырехтактных моторов нивелируется в течении двух-трех сезонов активной эксплуатации за счет экономии бензина и масла, что несомненно влияет на выбор четырехтактного подвесного мотора при предполагаемой интенсивной эксплуатации.
Какой тип подвесного мотора выбирать – каждый решает для себя сам, исходя из вышеперечисленных достоинств, и недостатков, наличия необходимых финансовых средств, а также, личных предпочтений, и предыдущего опыта.
Выбор мощности подвесного лодочного мотора
Один из основных факторов при выборе лодочного мотора, считается подбор необходимой мощности мотора для обеспечения необходимой скорости движения плавательного средства.
Оптимальным считается показатель из расчета одной лошадиной силы на 20-25 кг веса снаряженного и загруженного плавсредства, что предоставляет возможность выхода на режим глиссирования, необходимого для достижения оптимальной скорости передвижения, а также, экономии топлива.
Совершенно другой подход к выбору мощности подвесного мотора, устанавливаемого на надувные катамараны, и небольшие парусные яхты, — в этом случае необходимая мощность мотора подбирается из расчета полного водоизмещения плавсредства и должна обеспечивать оптимальную скорость передвижения по воде, ведь на этих типах плавсредств, в силу конструктивных особенностей, выход на режим глиссирования попросту невозможен.
Некоторые производители специально выпускают подвесные лодочные моторы небольшой мощности, но с установленным на них грузовым редуктором, который обеспечивает необходимое тяговое усилие для парусных яхт и надувных катамаранов.
r />
Выбор оптимальной длины ноги подвесного мотора.
Длина ноги подвесного лодочного мотора это расстояние от верхней точки крепления двигателя на транце, до антикавитационной плиты расположенной непосредственно над винтом подвесного мотора, при этом, длина ноги должна обеспечивать заглубление в пределах 10-15 сантиметров над антикавитационной плитой.
Если заглубление будет меньше, или больше, то режим работы подвесного мотора будет неэффективным, и могут возникать нежелательные последствия при передвижении по воде.
Читать еще: Лодочные моторы бу из японии
Для более оптимального выбора, в обозначениях всех моделей подвесных лодочных моторов присутствуют числа S, L, Х, по которым можно узнать длину ноги.
S — короткий дейдвуд (стандартный), длина ноги подвесного лодочного мотора составляет 381, или 454 мм в зависимости от производителя
L – длинный дейдвуд, длина ноги составляет 508, или 572 мм, в зависимости от производителя лодочного мотора
Х – экстра длинный дейдвуд, длина ноги составляет 605 мм
Выбор системы запуска двигателя.
Практически все модели подвесных лодочных моторов мощностью свыше 5 лошадиных сил, в зависимости от модификации оснащаются ручной системой запуска, либо электрической системой запуска двигателя, которая предполагает использование дополнительного стартового аккумулятора.
Если предполагается установка системы дистанционного управления подвесным мотором, то выбор мотора с электрической системой запуска очевиден, а при отсутствии системы дистанционного управления и ограничением мощности подвесного мотора до 25-30 лошадиных сил, вполне можно обойтись и подвесным мотором с ручной системой запуска, что позволит на только сэкономить деньги, но и не потребует покупки дополнительного стартового аккумулятора.
Общие рекомендации по выбору подвесного лодочного мотора.
Немаловажную роль в покупке лодочного мотора, играет выбор производителя лодочных моторов, так, львиная доля продаж подвесных лодочных моторов приходиться на Американских и Японских производителей, таких, как Johnson, Mercury, Yamaha, Honda, Suzuki, Tohatsu, все они находятся примерно в одинаковой ценовой категории, и предлагают своим потребителям превосходные, совершенные в техническом плане изделия.
Среди Европейских производителей, стоит отметить крупнейшего Итальянского производителя подвесных лодочных моторов Selva, продукция которого, также зарекомендовала себя среди многочисленных покупателей.
Китайские моторостроители, также предлагают широчайший ассортимент разнообразной продукции, которая по своей сути является репликой моделей зарекомендовавших себя Американских и Японских производителей. Китайские подвесные моторы, как правило на 30%-40% дешевле свох Японских и Американских собратьев, а качество сборки и надежность многих моделей, остаются на совести производителя.
Также, перед выбором производителя стоит поинтересоваться о наличии близлежащих сервисных центров по обслуживанию подвесных лодочных моторов той, или иной марки, а также стоимостью и быстротой доставки запасных частей.
Что такое нога двигателя
Участок от верхнего значения крепления мотора на транце (нижняя часть плоской кормы лодки) до антикавитационной плиты называется длиной ноги мотора. В идеале она должна становиться на глубину до пятнадцати сантиметров над плитой.
По сути плита представляет собой пластину, находящуюся на дейдвуде параллельной над гребным винтом. Она нужна для того, чтобы винт не хватал с поверхности воздух. Дейдвуд – это соединяющий движок, редуктор и подвеску элемент. Это также техническое название «ноги».
При малом углублении или слишком внушительном, подвесной двигатель будет работать неправильно. Владелец судна может столкнуться с самыми неожиданными сюрпризами в неподходящий момент.
Поиск нужного размера ноги
Производители водной техники упростили задачу клиентам, обозначив для различных моделей движков определенные числа. Зная их обозначения, легко выбрать нужную длину ноги любого лодочного мотора.
- S определяет короткий дейдвуд. В таком случае длина ноги 381 или 454 миллиметра (разница зависит от компании, выпускающей изделие).
- L обозначает средний или даже длинный дейдвуд. Размер указывает на длину в 508 или 572 миллиметра, что опять же зависит от производителя движка.
- Х – это уже очень длинный дейдвуд с размером в шестьсот пять миллиметров.
Моторы с короткой ногой создают для небольших надувных лодок, которыми пользуются рыбаки-любители. А вот моторы со средним значением годятся для катеров и яхт с более мощными движками.
Существуют подвесные моторы, у которых триста «лошадок», и они предназначены для быстроходных плавучих средств. В таких случаях длина дейдвуда варьируется от 635 до 762 миллиметров.
По мнению специалистов, подвесной мотор с длинным дейдвудом можно ставить в надувную лодку с коротким транцем. Однако владелец плавсредства рискует потерять некоторую скорость и мощность. Также это ведет к нерациональной трате горючего.
Моторы на плавсредстве следует ставить по центру плиты транца и параллельно водной линии. А длина ноги лодочного мотора позволяет регулировать наклон изделия по вертикали.
Есть транцы, которые можно без труда приспособить под короткую и длинную ногу. Но если производитель рекомендовал конкретное значение, нужно придерживать его. В противном случае можно лишь добиться неправильной работы мотора и перерасхода топлива.
Источник: fokino-nn.ru
Мотор для лодки: как не ошибиться с выбором
Пожалуй, каждый рыбак и даже просто любитель отдыха у воды рано или поздно задумывается о покупке надувной лодки. Ведь с собственным плавсредством можно и добраться до укромной и, безусловно, рыбной заводи на том берегу, и посмотреть, что там ниже или выше по течению, и получить массу новых впечатлений.
Однако на весельном приводе далеко не уплывешь, поэтому стоит сразу рассмотреть вариант покупки мотора для ПВХ-лодки. Ведь многие из последних сегодня уже в базовой конструкции имеют все необходимое для крепления двигателя. Более того, в предлагаемом ассортименте силовых установок можно найти вариант и для лодки, не имеющей транца. Диапазон технических характеристик и цен тоже очень обширен – в нем найдется подходящий вариант для любых задач и на любой бюджет.
Однако такой широкий выбор играет и отрицательную роль. Неподготовленному покупателю может быть непросто определиться, какой лодочный мотор лучше выбрать именно для его целей и задач. А ошибочный выбор может стать в прямом смысле дорогостоящим. Поэтому прежде чем открывать каталог двигателей, нужно проштудировать матчасть и разобраться с ключевыми аспектами выбора по типу и мощности. В этом вам готовы помочь эксперты интернет-магазина «Трофей».
Конкретизируйте свои цели
Прежде чем начинать предметный выбор модели мотора, нужно определиться, для каких целей он вам необходим. Именно характер предстоящих задач будет определять оптимальную мощность и практически все остальные технические параметры, а также, разумеется, цену агрегата.
Рассмотрим ситуацию из практики:
- мотор выбирается для рыбалки;
- дальних вояжей в поисках рыбного места не планируется;
- водоем спокойный – река с медленным течением или вовсе озеро.
В таких условиях не столь критична будет мощность и производительность, лучше сделать акцент на легкости мотора и топливной экономичности. Кроме того, для вышеобозначенных задач вполне подойдет и двигатель бюджетного класса.
Теперь другая близкая к реальности ситуация:
- владелец лодки хочет развивать на ней максимально возможную скорость;
- лодка большая, вместительная и тяжелая, скорее всего, с жестким складным дном.
Для таких условий важна высокая мощность мотора, а также его надежность – он должен выдерживать длительные перегрузки. В этом случае нужно быть готовым заплатить за мотор круглую сумму, кроме того, он будет довольно громоздким и тяжелым.
Разумеется, приведенные примеры близки к крайностям, в то же время они объективно характеризуют потребности многих покупателей. Поэтому теперь поговорим о важных параметрах по отдельности.
Типы лодочных моторов
Традиционный вариант – это бензиновый двигатель. Это вариант, проверенный длительной эксплуатацией, неприхотливый и производительный. Работает он на обычном автомобильном бензине и позволяет развивать на воде достойную скорость. Главный плюс бензиновой тяги – автономность. Расход топлива у небольшого ДВС скромный, поэтому достаточно взять с собой канистру бензина, и вероятность остаться без движения на воде сводится к минимуму.
Однако есть у бензиновых моделей и существенные недостатки:
- они относительно тяжелые и громоздкие;
- их работа сопряжена с высоким уровнем шума;
- конструкция ДВС требует периодического обслуживания.
Кроме того, нужно учитывать, что бензиновые моторы для лодки делятся на двух- и четырехтактные модели. Первые дешевле и легче, в их конструкции нередко предусмотрен встроенный бензобак. В то же время они менее удобны, поскольку заправлять их нужно не бензином, а бензомасляной смесью с точными пропорциями топлива и смазки. Еще двухтактники более шумные и менее экономичные.
Четырехтактные двигатели отличаются увеличенным рабочим ресурсом, топливо в них заливается чистым, они тише работают и тратят меньше бензина. Эти плюсы оттеняются повышенной сложностью ремонта, тяжеловесностью и высокой стоимостью.
В целом, 2-тактники – это основной объем всего спроса и предложения на лодочные моторы. Они проще и в транспортировке, и в обслуживании. Главное же преимущество – ощутимо меньшая цена. 4-тактники же предпочитают рыбаки-профессионалы, которые ценят такие моторы за сочетание производительности, меньшей шумности и стабильной тяги на оборотах. Поэтому, если вы специализируетесь на троллинговой рыбалке, то 4-тактный ДВС будет для вас предпочтительней.
Особняком стоят электромоторы. Они привлекательны, прежде всего своей доступностью, бесшумностью, небольшим весом и минимальными требованиями к обслуживанию. С таким мотором можно спокойно сплавляться даже по особо охраняемым акваториям – они абсолютно безвредны для природы. Главным же минусом электротяги является то¸ что такие двигатели питаются от аккумуляторных батарей.
А они, как правило, тяжелые и дорогостоящие. Кроме того, подзарядить аккумулятор можно только от электросети – поэтому далеко на электрическом приводе не уплывешь.
Как рассчитать мощность двигателя
Чтобы определить подходящее количество лошадиных сил, в первую очередь обращает внимание на техпаспорт лодки. В подавляющем большинстве случаев в нем будет указание на предельную допустимую мощность силового агрегата, на которую рассчитана конструкция плавсредства.
Теперь вернемся к рассмотренным нами выше ситуациям. Для охоты и рыбалки на относительно небольшой акватории будет достаточно скорости в 6-12 км/ч при условии, что ваше уже снаряженное плавсредство весит не более 120 килограмм. С такой задачей легко справится двухтактный двигатель на 2.5-4 л.с., его потенциала будет достаточно в данных условиях. А если у вас лодка с надувным дном (НДНД) или так называемая плоскодонка, то даже с относительно слабым двухтактником лодка может выйти на глисс.
Если нужны высокие скорости, то и мощность должна быть соответствующей – как минимум 5-6, а лучше 8-10 л.с. Также нужно учитывать, что интенсивность разгона и возможность выхода в глиссирующий режим будет во многом зависеть от того, как расположена нагрузка в лодке. Если перегрузить нос, то она будет постоянно зарываться им в волны.
Однако и стаскивать всю поклажу назад не стоит – корма уже и без того отягощена мотором. Оптимальный вариант – равномерное расположение груза в лодке. Это не только упростит набор скорости и выход на глисс, но и повысит безопасность движения.
Чтобы определить точное значение подходящей вам мощности с возможностью глиссирования, воспользуйтесь следующей формулой:
- определяется общая нагрузка – это совокупный вес лодки, двигателя, пассажиров и всего скарба;
- делим результат на 30;
- округляем значение до 0.1;
- полученная величина и будет искомой мощностью.
Рассмотрим на примере. Вес 320-сантиметровой лодки со всей оснасткой составляет примерно 35 кг. Мотор весит в районе 25 кг. Вес экипажа 160 кг. Бензобак и багаж – еще 30 кг. Итого, собственная масса лодки с двигателем 60 кг, загрузка на 190 кг – получаем 250 кг общей нагрузки.
Делим на 30, округляем – и получаем 8.3 л.с.
Однако это минимальное значение, лучше обращать внимание на модели лодочных моторов с запасом производительности. Поэтому, чтобы была возможность отправиться всей семьей в дальний речной вояж, лучше выбирать мотор на 9.8-9.9 л.с. Однако сразу учитывайте, что чем мощнее силовая установка, тем она дороже, больше и тяжелее. То есть сразу предусматривайте наличие места для хранения и возможностей транспортировки.
Выбираем оптимальный дейдвуд
Под этим термином понимается длина «ноги» мотора, которая опущена в воду и оканчивается гребным винтом. Длина дейдвуда в большинстве случаев стандартизирована по 3 классам:
- короткая – 381 мм, наиболее распространенный вариант для 2-тактников с небольшой мощностью;
- длинная – 508 мм, широко используется на моторах мощностью от 10 л.с.;
- экстрадлинная – 635 мм, это 4-тактники от 175 л.с.
Однако у отдельных производителей могут иметься свои субкатегории дейдвуда. Например, YAMAHA предлагает эксклюзивные моторы с ультрадлинным 762-миллиметровым дейдвудом.
Лодка ПВХ с жестким транцем требует индивидуальных подсчетов. Определите расстояние от верха транца до днища. По полученной величине выберите подходящую длину «ноги мотора». У мотора дейдвуд измеряется от верхней точки крепления до нижней плоскости антикавитационной плиты.
Большинство лодок под мотор стандартизировано под определенный дейдвуд. Могут быть незначительные отклонения в несколько сантиметров, но они не критичны. Такая унификация облегчает как выбор мотора под высоту транца, так и лодки под мотор.
Слишком длинная «нога» приведет к повышению сопротивления, из-за чего мотору будет сложнее выйти на требуемую скорость, его ресурс будет расходоваться быстрее, а прожорливость мотора возрастет, как и риск повреждения его нижней части.
Разновидности систем пуска и управления
Запускаться лодочные моторы могут по-разному:
- Тросовый стартер – классическое решение. Чтобы завести двигатель, нужно резко дернуть трос. Не слишком удобно, зато бюджетно.
- Электростартер – атрибут дорогих современных моторов. Запуск осуществляется нажатием кнопки или поворотом ключа. Удобнее, но ощутимо дороже.
Система управления также может быть традиционной или более продвинутой. Первый вариант – это румпель, отходящий непосредственно от мотора. Он задает и направление движения, и скорость. Управляющему приходится постоянно находиться возле двигателя. Второй вариант – рулевая система или управление пультом.
Более удобна, но и более дорогостоящая.
Популярные производители моторов для ПВХ-лодок
В России наиболее популярны американские, китайские, корейские и японские марки:
- YAMAHA – один из столпов лодочно-моторной отрасли;
- Suzuki – еще один именитый производитель из Японии;
- Tohatsu – опять же Япония, высокое качество и широкий модельный ряд;
- Mikatsu – подразделение корейского концерна Hyundai, качественные, мощные и сравнительно недорогие моторы;
- MERCURY – ведущие моторостроители из США, имеющие производство в Японии.
- Johnson – еще один именитый бренд из США;
- Hidea – перспективный производитель из Китая;
- HDX – китайские моторы, сочетающие неплохое качество и достаточную надежность.
К вопросу о регистрации
Согласно действующим регламентам для использования лодки с мотором мощностью от 10 л.с. требуется наличие прав и регистрации в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). Это значит, что придется регулярно проходить технический осмотр и платить транспортный налог. Ставку последнего можно рассчитать на основе нормативов, ежегодно публикуемых Налоговой службой.
При регистрации инспекторы ГИМС обязательно проверят соответствие мощности мотора техническим параметрам лодки. Если двигатель окажется намного мощнее допустимого, то будет вынесен отказ. Поэтому учитывайте правило «легче лодка – слабее мотор» и учитывайте рекомендации производителя вашего плавсредства.
ООО «Трофей-2» 2022-06-08T16:05:07 2022-06-05T20:00:00
Статьи по теме
Охота – это не просто хобби, это состояние души. Настоящие охотники тратят на это практически все свободное время, поэтому и подарок для них должен быть подобран с особенным вниманием. Итак, представляем вам список того, что точно будет принято с благодарностью.
Когда речь заходит о лодочных моторах, то большинство сразу представляет себе мощные и быстроходные бензиновые двигатели. Безусловно, бензомоторы наиболее популярны и востребованы.
Придумывать подарки – дело непростое, ведь не всегда знаешь, что же действительно хочет получить тот или иной человек, особенно если вы с ним мало знакомы. Но есть универсальные идеи, если вам известно, что он увлекается туризмом. Ниже мы предложим те вещи, которые наверняка пригодятся каждому путешественнику и точно не будут пылиться в кладовке и не будут передарены кому-то другому за ненадобностью.
Источник: trofey.ru
Как подобрать длину ноги мотора для лодки (дейдвуд)
Покупка мотора для лодки в корне и в целом меняет философию передвижения на ней. Теперь ходить по воде можно не только на 200-300 метров от места старта, но гораздо дольше, а порой и с ветерком! Романтические прогулки на лодке, превращаются в «морские круизы». Однако лодочный мотор, прежде чем подарить нам минуты радости, должен быть выбран и куплен!
И здесь возникает проблема не только выбора фирмы производителя, но и конструкции. И сейчас мы даже не о тактах работы мотора, 2 или 4 — тактный, а именно о физических габаритах мотора, о его высоте. Так вот, на эту высоту мотора в первую очередь влияет его нога… Именно о подборе правильной высоты мотора по ноге лодочного мотора мы расскажем.
Мощность, высота дейдвуда (ноги)
- Ознакомьтесь с данными мощности ПЛМ, указанными в технической характеристике лодки, которую вы хотите приобрести (максимальная мощность мотора указывается изготовителем на транце лодки и в сопроводительных документах).
- Обязательно посмотрите размер транца (место для прикрепления мотора). Указано производителем в сопроводительных документах.
Это нужно для того, чтобы смотреть критерии того мотора, который вам подойдет. Т. е. если ПЛМ будет меньшей мощности, то он просто не потянет вашу лодку. Если ПЛМ будет больше заявленной мощности, то вы просто не поставите ее на учет в ГИМС (иногда производители дают разрешительные письма, на увеличение мощности, но только сил на 10, причем не все).
Величина транца заявлена в характеристиках, и поставить другой ПЛМ никак нельзя. Вообще-то, поставить можно, только лодка не будет ходить никак. Ниже мы приведем четыре стандартных варианта длины дейдвуда (ноги) ПЛМ.
- Длина 381 мм
— «короткая нога» (как правило, обозначается
S
); - Длина 508 мм
— «длинная нога» (как правило, обозначается
L
); - Длина 635 мм
— обозначается
UL
или же
XL
; - Длина 762 мм
— обозначается
XX
.
Выбор длины дейдвуда зависит от высоты транца моторной лодки. Существуют моторные лодки, которые выпускаются с различными вариантами транца. Кроме того, существуют транцы, которые могут быть сконфигурированы как под короткую, так и под длинную ногу.
Сравнение мотора на 5 и 6 л. с.
Выделяют из общей массы оборудования лодочный мотор «Ханкай» (5 и 6 л. с.) отзывы покупателей. Отличие между представленными двумя разновидностями незначительное. Оно заключается в мощности, которую способно выдавать оборудование. При аналогичных габаритных размерах и весе двигатель на 6 л. с. может развить скорость с 1 человеком на борту до 30 км/ч.
Мотор же на 5 л. с. в таких же условиях сможет набрать ускорение до 25 км/ч. Максимальная скорость, которую может выдать подобный агрегат, составляет 27 км/ч в идеальных условиях.
Мощность двигателя 5 л. с. также будет несколько меньше. Это характерно и для количества оборотов в секунду. Выбирая мотор для своей лодки, пользователь должен учесть, как будет эксплуатироваться надувное судно. Если планируется отдых на речке с семьей, а лодка используется для прогулок по воде, можно отдать предпочтение агрегату на 5 л. с.
Желая вести динамичную охоту или рыбалку, лучше выбрать мотор мощнее. Следует также отметить, что стоимость обеих разновидностей устройств находится на одном уровне и в зависимости от торговой наценки составляет 26-27 тыс. руб.
Тип двигателя (ПЛМ) и тип движителя
- ПЛМ с бензиновым двигателем — подвесной лодочный мотор, использующийся в качестве двухтактного или четырехтактного двигателя.
- ПЛМ с электрическим двигателем — подвесной лодочный мотор, у которого в качестве силового агрегата используется электрический мотор, запитываемый от аккумулятора.
- ПЛМ с гребным винтом.
- ПЛМ с водометом.
Мы думаем, что с бензиновым двигателем все ясно. Классика жанра. Это наиболее распространенный вид моторов, который может удовлетворить потребности любого покупателя. Мощность данных моторов варьируется от 2 до 400 л. с.
А вот электромоторы, на сегодняшний день, действительно распространены (чаще всего используются, как вспомогательные или троллинговые). Самое главное, чтобы вы не ошиблись, совершая покупку. Электродвигатели отличаются друг от друга по мощности, емкости аккумулятора, наличию или отсутствию возможности движения по мелководью, наличию или отсутствию возможности приведения плавательного средства в глиссирующий режим. Будьте внимательны, совершая покупку, и можете не сомневаться, что выбранное устройство долгое время сможет прослужить вам верой и правдой, не требуя заправки бензином и работая исключительно на заряде аккумулятора.
Водомётные моторы разрабатываются на основе двухтактных и четырёхтактных двигателей, специально для движения по мелководью и перекатам, благодаря чему, лодку можно подводить прямо к берегу. Они более безопасны для пловцов и любителей водных лыж.
Ведущие бренды и китайские моторы
Если при покупке лодочного мотора на первое место выходит стоимость, то приходится выбирать между известными производителями и китайскими брендами.
Самые популярные движки на лодки — японские и американские Mercury, Suzuki, Honda, Yamaha мощностью до 15 л.с. Они надежны, практически не теряют в мощности даже после 5 лет интенсивной эксплуатации. Ведущие компании не экономят на качестве комплектующих, поэтому предоставляют гарантию до 3 лет. Десятки сервисных центров исключают проблемы с обслуживанием и запчастями.
Из хорошего Китая выделяются Hidea, Parsun и HDX, которые чаще приобретаются начинающими как первый мотор при переходе с весел. Они собираются в заводских условиях на основе снятых с производства японских моделей, отличаются неплохим качеством сборки и комплектующих. Мелкие недочеты нивелируются низкой стоимостью. Гарантийный срок у китайских моторов в пределах 1-2 лет, при ремонте можно использоваться японские запчасти.
Тип бензинового двигателя (ПЛМ)
- Двухтактный (в обозначении литера М
). ПЛМ такого типа более компактны, просты в обслуживании и перевозке, менее прихотливы к качеству топлива и имеют малый вес, что позволяет быстро демонтировать их с лодки. Рабочий цикл двигателя состоит из двух тактов, система смазки совместная (бензин смешивается с маслом и заливается в один бак), благодаря чему, мотор обладает большей удельной мощностью по отношению к четырехтактным. - Четырехтактный (в обозначении литера F
). Такой двигатель имеет более высокий ресурс работоспособности и надёжности, меньше загрязняет окружающую среду, тише работает по сравнению с двухтактным двигателем. Несмотря на больший вес и возможность перевозки только на боку или в вертикальном положении, чтобы избежать вытекания масла из картера двигателя. Модели этого типа обладают рядом преимуществ. Мотор с четырёхтактным двигателем стабильно работает на холостых оборотах, экономичнее на 20–39% в расходе топлива, за счет более рационального расхода энергии внутреннего сгорания. Рабочий цикл двигателя из четырёх тактов, часто с использованием противовеса для компенсирования вибрации, очистка и наполнение цилиндров происходит после полного хода поршня, максимально эффективно расходуя топливо. Система смазки раздельная.
Цена зависит, прежде всего, от типа двигателя.
Самые дешёвые в своём классе — электромоторы, дороже идут ПЛМ с двухтактным двигателем, самые дорогие четырехтактные, но они намного экономичнее и выгоднее (особенно, если часто будите на воде).
Отзывы
Отзывов о лодочном моторе Ханкай 3.5 довольно много.
Сергей из Уфы эксплуатировал двигатель в течение 6 месяцев. Мотор понравился из-за своих небольших габаритов и очень привлекательной стоимости (чуть более 10000 рублей). За день катания по водохранилищу бачок мотора так и не опустел. Аппарат китайский и чувствуются небольшие недоработки (большой шум, вибрация), но в целом работает он хорошо и . Для рыбалки данного агрегата вполне хватает.
Николай купил мотор Hangkai 3.5 в 2014 году. Среди достоинств модели следует выделить румпельное управление, наличие мерного бачка с отметками пропорций, позволяющего легко смешивать бензин и масло в нужной консистенции, и малую стоимость.
За время работы у мотора проявилось и немало недостатков:
- когда ветер дует со спины, то результаты воздушного охлаждения идут на человека, потому данный агрегат еще называют «миксером»;
- не самая высокая мощность и тяга;
- постоянное жужжание и вибрации при работе.
После двух лет эксплуатации мотор начал «захлебываться» на высоких оборотах. После нескольких минут езды начинаются прерывания и перебои, что очень неудобно при движении. В остальном устройство функционирует довольно прилично. Вопросов к нему практически нет.
Приятными впечатлениями от эксплуатации двигателя Ханкай 3.5 делится и Максим из Нижнего Новгорода. Данный агрегат стал первым. После нескольких лет эксплуатации лодки на веслах решил автоматизировать процесс. Выбор пал на китайский мотор из-за небольшой стоимости. В данном сегменте найти что-то дешевле практически невозможно.
Модель имеет простейшую трансмиссию и конструкцию, что сказывается на весе. Переносить устройство может и один человек. При этом удельная мощность модели достаточно высока, что немаловажно. Управление у Hangkai 3.5 одно из лучших. Оно осуществляется посредством ручки мотоциклетного типа, расположенной на румпеле.
Среди плюсов следует выделить и наличие заднего хода. Каких-то отрицательных моментов при эксплуатации мотора обнаружено не было.
Управление ПЛМ
- Румпельное — газ регулируется ручкой мотора, через рукоятку управления. Управление также осуществляется румпелем.
- Дистанционное — газ регулируется дистанционно через пульт управления газом и реверсом. Направление — рулевым колесом, или рычагом. Управление дистанционного типа рекомендуется для лодок длиннее 3,5 метров из соображений безопасности, так как наибольший угол обзора, особенно при выходе на глиссирование, возможен только при смещении управляющего к носу лодки.
Размеры и вес подвесного мотора
Масса и габариты мотора подбираются, исходя из грузоподъемности лодки и личных требований. Легкие модели оптимальны для небольших надувных и алюминиевых лодок. Они компактны и удобны при транспортировке, особенно при наличии рукоятки для переноски, перевозятся в багажнике, пикапе или фургоне.
Тяжелые моторы сложны в перемещении. Их рационально приобретать для стационарной установки и круглогодичной эксплуатации без консервации на зиму, или хранения вблизи причала.
Двух- и четырехтактные модели малой мощности 2,5-15 л.с. весят от 13 до 46 кг. Среднекубатурные моторы на 30-60 л.с. имеют сухой вес от 50 до 100 кг.
По направлению вращения гребного винта
- ПЛМ с прямым направлением вращения гребного винта (по часовой стрелке). При работе, ПЛМ создает на мотолодке момент, который приподнимает правый борт судна. Этим обусловлено размещение рулевого, именно с правой стороны кокпита, что компенсирует силу кручения корпуса лодки при поездке в пустой лодке.
- ПЛМ с обратным (противоположным) направлением вращения гребного винта (против часовой стрелки). Обратное направление вращения гребного винта используется при установке пары подвесных лодочных моторов.
Что такое нога двигателя
Участок от верхнего значения крепления мотора на транце (нижняя часть плоской кормы лодки) до антикавитационной плиты называется длиной ноги мотора. В идеале она должна становиться на глубину до пятнадцати сантиметров над плитой.
По сути плита представляет собой пластину, находящуюся на дейдвуде параллельной над гребным винтом. Она нужна для того, чтобы винт не хватал с поверхности воздух. Дейдвуд – это соединяющий движок, редуктор и подвеску элемент. Это также техническое название «ноги».
При малом углублении или слишком внушительном, подвесной двигатель будет работать неправильно. Владелец судна может столкнуться с самыми неожиданными сюрпризами в неподходящий момент.
По производителю
Сегодня на рынке представлено огромное количество производителей ПЛМ, и поэтому, сделать выбор в пользу конкретной модели, зачастую очень сложно.
Существует несколько стран производителей — это Япония, США, Китай, Россия. Давайте Россию брать не будем (если не хотим идти на веслах 20 км до стоянки машины, к тому же наши моторы найти в продаже новыми труднее всего), с подозрением относимся к Китаю, если конечно вам ненужен ПЛМ малой мощности (лошадки две) и выход на воду одному, два раза в навигацию. Остается Япония и США. Споры про то, что Suzuki — надежнее, Yamaha — тише, Honda — технологичнее, имеют место быть, но это скорее дело вкуса. Главное, чтобы ПЛМ выполнял функциональные задачи, и конечно вам нравился.
Определитесь с тем, что вы хотите
Выбор зависит в первую очередь от допустимых характеристик судна и того, как вы хотите эксплуатировать лодку. Чаще всего надувные ПВХ-лодки под мотор используют для рыбалки или для прогулок на скорости в компании друзей.
Если место клёва находится недалеко, то скорость перемещения не так важна. Чтобы дойти до середины спокойной реки или озера и порыбачить подойдёт маломощный лодочный мотор Хонда, Меркури, Сузуки или любого другого производителя. С точки зрения экономии выгоднее приобретать легкий двигатель с минимальным расходом топлива. Такой стоит недорого, его просто установить и перевозить.
А тем, кто любит покататься с ветерком (или на водных лыжах), предназначены судна специальной конструкции. К ним придётся купить более мощные, соответственно, дорогие ПЛМ. И на топливо тратиться придётся больше.
Кстати, если у вас еще нет ни лодки, ни мотора, покупка готового комплекта — отличная альтернатива. В нашем магазине представлены комплекты надувных лодок с мотором, оптимально подходящих друг к другу. Да еще и по выгодной цене! Купить комплект лодки с мотором
Новый или б/у?
Тут формула проста: НОВЫЙ или Б/У = ЦЕНА
К этому нужно относиться очень серьёзно. Не торопитесь, всё тщательно проверьте. Иногда ПЛМ продают потому, что срочно нужны деньги. Как повезёт. Если не хотите ошибиться и сделать неправильный выбор, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- отдавайте предпочтение исключительно надежным моделям устройств от известных производителей;
- выберите вариант, который будет не самым доступным, но и не самым дорогим по цене;
- перед покупкой ПЛМ посоветуйтесь с механиком, или посетите сервис;
- ознакомьтесь с документами на мотор, а то, можно и не поставить его на учет в ГИМС.
Соблюдая все перечисленные правила, вы сможете рационально вложить свои деньги.
Запуск и управление лодочным мотором
Системы запуска и управления определяют комфорт использования и стоимость. Наиболее простые маломощные моторы имеют тросовый стартер и румпельную рукоятку. Пуск двигателя и управления выполняются только в ручном режиме.
Второй по сложности вариант — наличие электростартера и/или вынесенного пульта. Моторы отличаются легким пуском без усилий и удобным управлением за счет дистанционного переключения передач.
ПЛМ от известных производителей, например Honda, оснащаются многофункциональным румпелем. На его рукоятке расположены все кнопки и рычаги для переключения передач, подъема/опускания и панель с сигнализаторами.
Угол наклона
Имеет значение и наклон двигателя по вертикальной оси. Большинство моделей моторов обеспечивают возможность регулировки этого угла прямо на воде, так как это может понадобиться в случае изменения количества перевозимого груза. Следует также учитывать и конструкционные особенности разных моделей лодок.
Признаками того, что угол наклона в конкретном случае выбран неправильно, и его нужно подбирать опытным путем, может быть:
- При движении нос лодки поднимается слишком высоко относительно поверхности воды. Это приводит к снижению управляемости и устойчивости, а при достаточной мощности мотора плавательное средство может и опрокинуться.
- В другом случае нос лодки при движении как бы «упирается» в поверхность воды. Это также приводит к плохой управляемости и устойчивости, плавательное средство теряет скорость. Нагрузка же на двигатель значительно возрастает.
Фото 2. Баланс лодки и мотора очень важен.
Комплектация
Лодочный мотор «Ханкай» (6 л. с.), отзывы о котором позволяют сделать вывод о целесообразности его покупки, имеет определенную комплектацию при поставке. В первую очередь к мотору прилагается инструкция. Ее необходимо прочесть перед эксплуатацией и учесть все рекомендации производителя. Иначе новое оборудование может долго не проработать.
Для удобства пользователя при покупке мотора дополнительно предоставляется канистра для топлива и воронка. В условиях водоема будет просто заправить бак. Также прилагается набор инструментов, которые могут потребоваться владельцу агрегата при осуществлении монтажа и настройке своего оборудования.
Запасная крыльчатка может также идти в подарок. Этот элемент очень важен. При поломке в условиях дикой природы хозяин техники сможет самостоятельно устранить неисправность и продолжить свой путь.
Источник: volgamaster34.ru