Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.
Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.
На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.
Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда, суда на подводных крыльях и воздушной подушке.
Водоизмещающие суда поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.
Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.
Маломерные суда, типы и основные определения
Глиссирующие суда в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище находу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3—6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.
Характерные линии (обводы) современной глиссирующей мотолодки
К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.
Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.
Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.
Моторно-парусный бот — Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами (рис. 3). Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.
К шлюпкам относятся все гребные и моторные маломерные суда, являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют — спасательными, рабочими т. д.
Яхты — это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.
Глиссером является моторное судно, имеющее реданы — поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами. Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях.
Источник: dad-master.ru
Комплексное определение морского судна (маломерное судно, рыбопромысловое судно)
Транспорт — одна из важнейших составных частей материальной базы экономики, он играет исключительно важную роль в развитии эконоики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов и пассажиров в со-ответствии с потребностями производства и обеспечивает тем самым норма-льное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Продажа транспортных услуг или их покупка намирвом рынке означа-ет участие транспорта в операциях невидимого экспорта или импорта. В отличие от продукции других отраслей народного хозяйства продукция тран-спорта не имеет вещественной формы, но материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства. В последнее время в связи с развитием интеграционных процессов во всем мире, в связи с укреплением экономических и торговых отношений все большее значение приобретает и развитие международных перевозок и соответствен-но вопросы их правового регулирования. Таким образом, актуальность данной темы является очевидной. Объектом исследования является перевозка грузов и пассажиров различными видами транспорта.Предмет исследования — система международных перевозок.Целью исследования является рассмотрение на основании доступного нормативного и теоретического материала особенностей перевозки грузов и пассажиров различными видами транспорта в международном частном праве.Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:изучить понятие и нормативно-правовые основы международных перевозок грузов и пассажиров;изучить виды международных перевозок грузов и пассажиров. [4]
При рассмотрении применялись методы системного подхода, в частности в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ нормативных актов и литературных источников; сравнительный анализ.Структура работы включает введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Комплексное определение морского судна (маломерное судно, рыбопромысловое судно)
Понятие судна является одним из основополагающих в морском праве. От того, квалифицируется ли тот или иной плавучий объект как морское суд-но, во многом зависит его правовой статус и соответственно те правовые последствия, которые возникают в процессе мореплавания.В соответствии со ст. 7 КТМ РФ 1999 г. под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.[1]
В свою очередь, под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
— перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
— промысла водных биологических ресурсов;
— разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
— лоцманской и ледокольной проводки;
— поисковых, спасательных и буксирных операций;
— подъема затонувшего в море имущества;
— гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
— санитарного, карантинного и другого контроля;
— защиты и сохранения морской среды;
— проведения морских научных исследований;
— учебных, спортивных и культурных и иных целей (ст.2).
Нетрудно видеть, что перечень целей, для которых используется «плавучее сооружение», не имеет существенного значения для выяснения содержания понятия судна, поскольку он не является исчерпывающим, т. к. судном может считаться плавучее сооружение, используемое для иных целей. Очевидно, что назначение перечня состоит главным образом в том, чтобы охарактеризовать основные цели, для которых может быть использовано су-дно в процессе торгового мореплавания.[1]
Независимо от целей использования судов, в общем Кодекс устанавливает для них единый правовой режим. Единственное условие эти цели долж-ны вытекать из торгового мореплавания. Таким образом, решающее значение для определения понятия судна в КТМ имеет его квалификация как плавуче-го сооружения.
Прежде всего, судном может быть признано только сооружение, т. е. искусственно и целенаправленно созданный объект, другими слва-ми говоря творение рук человеческих. Во-вторых, такое сооружение должно быть плавучим, т.е. предназначенным для плавания, а не только плавающим в данный момент. Не может быть признано судном имущество, которое случайно оказалось плавающим в море, но по своему назначению для этого не предназначено. Равным образом, не могут считаться судном сооружения, которые находясь в море, не являются плавучими, к примеру, жестко закрепле-ны на морском дне (искусственные острова, установки, нефтяные вышки и т.п.).[2]
1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.[1]
2. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.[1]
3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.[1]
Морское судно | |
Рыбопромысловое судно | Морская плавучая платформа |
Маломерное судно | Спортивное парусное судно |
Прогулочное судно | |
Схема классификации судов в морском праве. Рис.1 |
Источник: megaobuchalka.ru
Проект Закона о безопасности судоходства маломерных судов
Итак, 23 июня 2017 г. на всенародное прубличное обсуждение на правительственном сайте, специально для этого предназначенном, был представлен проект Закона О безопасности судоходства маломерных судов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В общем и целом, направление мысли составителей документа выглядит правильным и логичным. Что, однако, не исключило «сырость» в некоторых, довольно значимых, местах. Впрочем, на то он и проект. Давайте пройдёмся по тексту и посмотрим
что нового
Маломерное судно
Видимо судьба данного понятия — постоянно меняться или уточняться. Ну, никак мы не можем прийти к окончательному решению вопроса о том, что же такое маломерное судно (МС). Сейчас это всё, что не больше 20 м и с пассажировместимостью не более 12 человек. И уже это, относительно новое, определение маломерного судна опять не всем нравится: оно-де не совпадает со стандартом, принятым в странах наших некоторых западных партнёров, мол там длина МС до 24 метров. И вот это несоответствие, друзья мои, по мнению некоторых экспертов, даже создает барьеры в торговле. Видимо поэтому теперь в Проекте следующее определение:
маломерное судно – инженерное плавучее сооружение максимальной длиной корпуса не более 24 метров, используемое в целях судоходства маломерных судов
Главное торговля и дружба. Возразить нечего.
Кстати, в проекте Закона впервые дано исчерпывающее определение понятия «судоходство маломерных судов».
Маломерные суда, не подлежащие государственной регистрации
Здесь тоже новшества, которые довольно ощутимо ущемляют интересы владельцев нерегистрируемых лодок. И на профильных рыбо-водных форумах по этому вопросу дружно выражается недовольство. Всё потому что в проекте Закона пункт 2 Статьи 7 «Государственная регистрация маломерного судна» выглядит так:
Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса менее 2,5 м и установленным двигателем менее 8 кВт.
Что такое 2 метра 50 сантиметров? Для наглядности: это высота потолка в среднестатистической квартире в многоквартирном доме. И вот, все что размером от этих 2,5 м и больше предполагается регистрировать.
Т.е. обычная гребная двухместная надувная лодка, например, «Нырок 2-06» длиной 2 м 55 см, которая спокойно переносится в рюкзаке, будет подлежать регистрации в ГИМС. А это значит что на борта этой надувнушки нужно будет нанести 11-значный идентификационный номер + флаг, и эта надувнушка должна будет проходить ТО. Ну а судоводитель этого «большого корабля дальнего плавания» должен быть аттестован на управление данным маломерным судном, т.е. иметь права.
Вообще-то логика в выборе длины, как параметра, который легко проверяется, очевидна и не подлежит сомнению. И я об этом писал и не раз. Но 2,5 метра… Я не верю, что это серьёзно. То, что эта цифра упоминается в некоторых ISO Small Craft совершенно не делают это ограничение обоснованным.
Вообще, простая формула «длина + мощность» хороша при «демократичном» подходе к вопросам регистрации МС. Как, например, в Финляндии, — там все маломерки не больше 5,5 м или с мотором не мощнее 20,4 л.с. не подлежат регистрации.
Когда же мы начинаем «мельчить» с длиной в нашей простой формуле, в сети регистрации попадает всякая смешная мелочь в виде водных велосипедов и даже надувных резиноизделий, приводимых в движение парой дощечек в мускулистых руках.
Поэтому, в таком случае, нужно вводить в формулу новые переменные: предъявлять различным видам маломерных судов (гребным, парусным, моторным) различные требования.
В этом плане мне понравились чёткие формулировки в законодательствах некоторых штатов США. Есть очень много штатов, где ВСЕ моторные лодки подлежат регистрации (нашим фрондёрам на заметку). Однако при этом, в подавляющем числе штатов гребные лодки не нужно регистрировать. Безмоторные парусники либо не регистрируются вообще, либо до определенной длины. Ознакомиться с законодательством США в области регистрации МС можно здесь.
Немного здравого оппортунизма
То что я сейчас напишу многим не понравится. Но тем не менее.
Есть в налоговом праве такой основополагающий принцип — равенство налогообложения.
Давайте вспомним, когда маломерное судно становится объектом налогообложения транспортным налогом. Для этого, согласно Налоговому кодексу РФ, должны быть соблюдены два условия:
- Маломерное судно должно быть зарегистрировано в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 п.1).
- Мощность двигателя лодки должна быть более 5 л.с. (ст. 358 п.2, пп.1).
Что в действующих правилах «нерегистрируемости» лодок, что в «проектных» применяются два параметра, один из которых мощность двигателя. В обоих случаях она составляет 10,88 л.с.
А теперь представьте такую ситуацию. Два судовладельца, и у обоих лодки с мотором 9,9 л.с. Лодка первого по всем параметрам соответствует определению маломерного судна, не подлежащего регистрации, а вот у второго чуть-чуть не проходит по массе (или длине, какая разница). И получается вот что: эксплуатируя практически одинаковые лодки, один платит налог, а другой нет, т.к. этого делать не должен.
А если, допустим, у второго (у которого лодка дбыть зарегистрирована) установлен мотор 6 л.с., и он платит налог, в то время как первый катается «нерегистрате» с мотором 9,9 л.с. (который, конечно же, по факту 15 л.с.) и никакой налог не платит, — тогда как? Можем ли мы здесь говорить о равенстве налогообложения? Вопрос творческий.
Действующие правила регистрации маломерных судов позволяют обойти ограничение 5 л.с. прописанное в ст. 358 НК. Почему так получилось? Да потому что соответствующие части статьи 358 Налогового кодекса совершенно не изменились с тех времен, когда все моторные лодки подлежали регистрации и являлись объектами налогообложения (с двигателями выше 5 л.с.). Составители НК и подумать не могли, что моторная лодка может быть не зарегистрирована «в установленном порядке», но при этом использоваться по прямому назначению без каких либо претензий со стороны надзорного ведомства.
О чём это всё говорит? Есть противоречие в законодательстве, которое можно решить, либо дополнив ст. 358 НК РФ одним простым предложением, либо определив предельную мощность двигателя маломерного судна, не подлежащего регистрации как 5 л.с.
Итого
Учитывая вышесказанное, предлагаю следующую конструкцию:.
Не подлежат государственной регистрации следующие маломерные суда:
1. моторные и парусно-моторные маломерные суда, наибольшая длина которых не превышает 4,2 метра с мощностью установленного двигателя не более 5 л.с.;
2. парусные суда, наибольшая длина которых не превышает 5,5 метра;
3. гребные суда вне зависимости от размеров.
4,2 метра — предел того, что 5 л.с. могут безопасно, если хотите, «толкать».
Да, 5 л.с. — это вам не 9,9 (которые 15). Но надо честно признать, что эксперимент с 8 квт (10,88 л.с.) потерпел фиаско и может быть отложен до появления сознательного (во всех смыслах) поколения судовладельцев. К тому же есть нестыковки с НК.
Данная формула МС, не подлежащего регистрации, кстати, немного похожа на немецкую: в Германии не нужно регистрировать маломерки с мотором не мощнее 3 л.с., парусники до 5,5 м включительно и всё гребное. Так что, с другой стороны, хоть 5 и не 10,88, но зато и не 3.
Прочие нововведения
Любое лицо может обратиться в ГИМС и за плату получить выписку из реестра маломерных судов на любое судно.
Уклонение от обязательной государственной регистрации является административным правонарушением.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять за плату освидетельствование маломерных судов. Также они могут быть аккредитованы на аттестацию на право управления маломерными судами, т.е. кроме обучения судоводителей ещё и проводить экзамены.
Зарегистрированные маломерные суда должны иметь на борту, кроме судового билета, свидетельство о годности маломерного судна к плаванию и судовую роль маломерного судна.
Свидетельство о годности — не что иное, как старый добрый талон ТО. Судовая роль — лист бумаги, на котором подробно перечислены все лица, находящиеся на борту МС. Судовая роль нужна только при пересечении судном госграницы РФ или если длительность перехода больше 8 часов. Утверждается судовладельцем.
Интересно, как инспектор ГИМС будет проверять длительность перехода? Ну и подпись судовладельца… Может проще и быстрее будет ставить подпись судоводителя? А то вдруг свекровь, на которую записана лодка, заерепенится и не утвердит судовую роль со скандальной невесткой в списке…
Расследованием аварий маломерных судов занимается ГИМС, включая аварии маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации. В случае аварии судовладелец (судоводитель) обязан информировать об этом ГИМС.
Судоводитель обязан
оказывать первую помощь пострадавшим в авариях маломерных судов, людям, терпящим бедствие на водных объектах, за исключением случаев, могущих повлечь угрозу жизни и здоровья людей, находящихся на борту маломерного судна и безопасности самого маломерного судна.
Судовладелец обязан обеспечить несение флага на МС, подлежащим регистрации.
Новые права
Удостоверение на право управления МС переведено на английский язык. Действует 10 лет с момента выдачи. Если просроченные права вы не заменили в течение 3 лет после окончания их срока действия — пожалуйте на экзамен.
Типы маломерных судов с обозначениями:
Районы плавания маломерных судов:
- IV — водные объекты;
- IVV — внутренние водные пути Российской Федерации;
- 6NM — водные объекты в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в пределах шестимильной зоны от исходных линий;
- 20NM — 20 миль от берега;
- 50NM — 50 миль от берега;
- UA — неограниченный район.
Что не найдено в проекте закона
Возраст юного судоводителя
Права на маломерные суда можно получать с 18 лет. Но есть моторные лодки, на которые не надо иметь права. И тут не урегулирован вопрос: с какого возраста можно управлять маломерным судном, не подлежащим регистрации? А ведь это напрямую связано с безопасностью судоходства МС.
И всё же о правах
Лодки, не подлежащие регистрации, никак не ограничены в районах плавания, могут пересекать судовой ход и т.д. Причем, т.к. документов на право управления таким судном не требуется, судоводитель такого МС, может абсолютно не знать правил плавания, что повышает риск создания им ситуаций, угрожающих безопасности судоходства на акватории.
Данный вопрос также никак не урегулирован. В такой ситуации для «нерегистратов» представляется обоснованным установление ограничений внутри района плавания (например, предельного расстояния удаления от берега) с установлением запрета на пересечение судового хода МС, судоводители которых не аттестованы на управление соответствующими типами маломерных судов.
Опасное судовождение
В ПДД с 2016 года существует понятие «опасное вождение» с исчерпывающим определением. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность.
Правила пользования маломерными судами такого понятия не содержат. Только неопределенные фразы про безопасность. Однако многие, думаю, не понаслышке знают, что вытворяют некоторые «судоводители» на воде. Нормы, предполагающей ответственность за опасное судовождение нет.
В целом проект Закона, за исключением параметров лодок не подлежащих регистрации, у меня не вызвал серьезных возражений. А то, что, на мой взгляд, требует изменений и доработки я перечислил.
Источник: ruslodka.ru
Маломерные суда: прошлое, настоящее и будущее
Уникальность географического расположения России как великой морской державы обусловлена двумя важными факторами. Во-первых, ее побережье омывается тремя океанами и двенадцатью морями, а общая протяженность морской береговой линии составляет свыше 60 тыс. км. Во-вторых, наша страна имеет самые протяженные в мире внутренние водные пути.
Василий Гуцуляк, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, д.ю.н., профессор
Владимир Гуцуляк, заместитель руководителя Центра морского права, к.ю.н.
Маломерные суда: прошлое, настоящее и будущее
На территории России протекает около 3 млн рек. Общая их протяженность составляет свыше 12 млн км. Помимо рек на территории РФ расположены свыше 2 млн озер общей площадью 408 856 км 2 , а наряду с естественными имеется более 2200 искусственных водоемов – прудов и водохранилищ общей площадью свыше 65 тыс. км 2 .
Уникальный водный путь – это Единая глубоководная система европейской части России, имеющая протяженность 6,5 тыс. км и гарантированную глубину 4 м. В ее состав входят Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь, а также реки Волга, Кама, Дон; Белое, Онежское и Ладожское озера. Ряд участков системы входят в перечень Европейского соглашения о внутренних водных путях международного значения.
Наличие такой обширной сети морских и внутренних водных путей не могло не вызывать в нашей стране бурное развитие маломерного и прогулочного флота. Сегодня в России на государственном учете находится порядка полутора миллионов маломерных судов, причем их число растет с каждым годом. Государственный и технический надзор за этим значительным флотом осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), структурно входящая в МЧС России.
Понятие маломерного судна в нашей стране прошло интересную эволюцию. Длительное время в советском, а в последующем и российском законодательстве использовалось «тяжеловесное» и подвергавшееся резкой критике определение маломерного судна, под которым понималось самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).
Таким образом, понятие маломерного судна было достаточно сложным для восприятия и, что самое главное, крайне затруднительным для практического использования.
25 мая 2012 г. вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения маломерного судна». Иначе как революционным его не назовешь, поскольку кардинально не только поменялось определение маломерного судна, но и условия его государственной регистрации.
Согласно закону под маломерным понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать человек.
Закон существенно облегчил жизнь российским владельцам маломерных судов, установив, что не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10 л.с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
До вступления в силу указанного закона гребная лодка грузоподъемностью 100 кг, или байдарка грузоподъемностью 150 кг, или даже надувная лодка грузоподъемностью 225 кг уже являлись маломерными судами, а соответственно, нуждались в государственной регистрации, а до недавнего времени требовалось еще и прохождение ежегодного технического освидетельствования.
Такое положение дел вызывало справедливую критику со стороны профессионального сообщества. Действительно, трудно понять логику нормативного акта, требующего, например, от спортсменов регистрировать их байдарки и ежегодно проходить техосмотр.
В наши дни технический прогресс идет семимильными шагами, очень важно в этой связи, чтобы законодательство не отставало и соответствовало новым требованиям времени. К сожалению, в этом плане вышеуказанный закон не отвечает на новые вызовы.
Так сравнительно недавно на российском рынке появилось необычное техническое устройство Jetlev Flyer – мобильный летательный аппарат, который с помощью двигателя всасывает воду и сбрасывает ее через турбины, таким образом поднимая человека в воздух на высоту до десяти метров. Аппарат развивает скорость до 65 км/ч, а длительность полета составляет около 2 часов.
Или еще одна новинка – реактивная доска Powerski Jetboard. При габаритных размерах около двух с половиной метров в длину и весе 91 килограмм она оснащена мотором мощностью 45 лошадиных сил, что позволяет развивать скорость до 65 км/ч.
В связи с эксплуатацией этих технических средств возникает вопрос, связанный с их регистрацией. По своим характеристикам данные устройства нельзя отнести ни к одному из существующих типов судов.
В этом плане проблемы возникают не только с техническими новинками. Так, в нормативных документах ГИМС нет такого типа судов, как парусно-гребные лодки (по сути, швертбот с веслами). Поэтому на этом основании в регистрации такой лодки будет отказано.
Наконец-то упразднено архаичное требование, предусматривавшее обязательность государственной регистрации любой лодки, как только на нее устанавливается движитель любой мощности, даже электрический. В практике известен курьезный случай, когда собственник резиновой надувной лодки установил в качестве движителя электродрель с питанием от аккумулятора, и инспекция ГИМС потребовала от него зарегистрировать указанную лодку как маломерное судно. И это при всем том, что если речь идет о судне с двигателем мощностью 3,68 киловатта (5 лошадиных сил) и менее, то в этом случае государственное удостоверение на право управления маломерным судном в соответствии с законодательством России не требуется.
Таким образом, в оборот вводится совершенно простое и удобное для практических целей определение маломерного судна, которое в максимальной степени приближено к тому, что сегодня используется в международной практике.
Источник: poisk-ru.ru