«Чеховское ружье» фигурирует во многих произведениях, оно является литературной техникой, появляющейся в основном в начале истории, чтобы потом дать повод для какого-либо сюжетного поворота. «Рамблер» рассказывает о ружье Чехова и других вариациях на данную тему.
Фото: Кадр из фильма «Типа крутые легавые» Кадр из фильма «Типа крутые легавые»
Изначально задумка Чехова строилась на том, что в произведение не стоит включать элементы, не являющиеся необходимыми для истории. Однако сейчас «чеховское ружье» является деталью, которая раскроется только к концу истории и сыграет в ней ключевую роль. Распространенным определением термина является:
«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»
Иногда читателю или зрителю могут несколько раз показывать какую-либо деталь произведения, которая в дальнейшем просто обманывает ожидания. Подобное встречается довольно часто, например, в «Гарри Поттере и Принце Полукровке» упоминается, что на фуршете у Слизнорта присутствует вампир. Дело в том, что Джоан Роулинг известна, как писательница, у которой «висящее на стене ружье всегда выстреливает», поэтому дальнейшее замалчивание о целой расе для нее необычно. Тут сама писательница призналась, что хотела раскрыть тему глубже, однако отказалась от этого по настоянию редактора.
Чеховское ружье должно…
Источник: weekend.rambler.ru
Чеховское ружье: базовый принцип в написании сценариев
Что значит принцип чеховского ружья и как правильно его использовать? Разбираем один из основополагающих принципов разработки сценариев.
Анастасия
Старовойтова
Автор Band
Автор статьи
В материале мы расскажем:
Поделиться
Принцип чеховского ружья помогает отсекать лишнее, создавать логичный сюжет, избавляться от ненужных деталей. Понимание принципа обязательно сценаристам и желательно всем писателям.
Что значит чеховское ружье?
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Ружьё Чехова – принцип драматургии, согласно которому все элементы в истории должны внедряться в неё осознанно и служить на благо сюжету, а лишние детали – удаляться.
Принцип побуждает авторов не давать ложных обещаний в своем повествовании, не использовать предметы/монологи/диалоги, которые в конечном итоге ни на что не влияют. Если автор делает какие-то детали заметными, то они должны быть интегрированы в траекторию сюжета, развитие персонажа и настроение произведения.
Из писем классика
Чехов неоднократно повторял суть принципа в своей переписке с другими писателями и драматургами.
Цитата ниже представляет собой отзыв Антона Павловича на чужое произведение:
«Добрейший Александр Семёнович! Водевиль Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами.
Атака Титанов — «чеховские ружья» Исаямы / Как мангака играет со зрителем? [Обзор Аниме]
Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем – этак лучше.»
Проблематика ружья Чехова
Данный принцип часто принимают за предзнаменования и другие литературные приёмы. Но на самом деле, это нечто большее.
Ружья Чехова могут объединять в себе ряд сюжетных ходов, такие как отвлекающие манёвры или предостерегающие знаки. Но они также существуют сами по себе.
Помните: мы говорим о принципе. Теории эффективного писательства. Всё остальное – способы его реализации.
Влияние на мировую литературу
Влияние принципа на литературу и драматургию приобрело такие масштабы, что само ружьё обзавелось рядом вариаций: оружейная Чехова (несколько выстрелов в произведении), пропавший человек Чехова (исчезнувший персонаж является антагонистом или появляется в кульминации) и даже вулкан Чехова (если в сюжете есть вулкан, он непременно проснётся)!
Что это значит для начинающих авторов?
- Не нагружать текст деталями, которые не имеют сюжетного значения
- Не обманывать ожидания читателей
- Научиться внедрять в историю только то, что действительно важно
Как стрелять правильно?
Разберем действие чеховского принципа на примерах мировых бестселлеров и классики.
Помните, что ружьё Чехова призывает нас сохранять в тексте те детали, которые впоследствии будут использованы.
В фильме «Достать ножи» в самом начале показана бутафорская коллекция кинжалов. На ней делают акцент и после благополучно забывают. А в финале, в кульминационном моменте, главный злодей кидается на героиню, схватив один из этих ножей. Спасение пришло именно из неудачно выбранного оружия: кинжал – бутафорский, лезвие в нем не настоящее и прячется в рукоятку при нажатии.
И замечательно, что о коллекции было сказано в начале. Накал страстей это не снижает, но хорошо объясняет «внезапную» удачу. А вот если спасение героев из безвыходной ситуации происходит действительно неожиданно (нет и намека на такой исход), то этот прием называется роялем в кустах.
Источник: bandband.ru
Из чего сделано «чеховское ружье»
Текст: Артем Заяц
Вы, конечно, слышали о чеховском ружье. В своем письме 1889 года к литератору Александру Лазареву-Грузинскому Антон Павлович Чехов писал: «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него». Мысль классика заключалась в том, что любая деталь сюжета должна быть оправданна, а все лишнее только отвлекает читателя или зрителя. Потомки, однако, поняли все по-своему – и приписали мастеру русской драматургии совершенно постороннюю идею, в сегодняшнем Голливуде известную под названием «предзнаменования». Давайте же отделим мух от котлет и разберемся, о чем все-таки идет речь.
Чехов высказывался о своем ружье неоднократно – не только в письмах, но и прилюдно. Например, он обсуждал эту тему с литератором С.Н. Щукиным, которому оказывал покровительство. Уже после смерти Чехова Щукин описал в своих воспоминаниях услышанный от него полезный совет: «Не надо ничего лишнего. Все, что не имеет прямого отношения к рассказу, все надо беспощадно выбрасывать.
Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить. А если не будет стрелять, не должно и висеть».
Молодого писателя Илью Гурлянда Чехов в 1889 году наставлял аналогичным образом: «Если вы в первом акте повесили на сцену пистолет, то в последнем он должен выстрелить… Иначе – не вешайте его». В общем, смысл, казалось бы, ясен и не подразумевает двояких трактовок.
Но недалекие литературные критики умудрились привязать «чеховское ружье» к смыслу другого литературного приема – «предзнаменования» (foreshadowing). Хотя концепция «предзнаменования» не является перефразировкой Чехова и, если присмотреться, заявляет о практически противоположной вещи: «Чтобы герой мог снять с крючка ружье и воспользоваться им, сначала его нужно туда повесить», – в том смысле, что автору следует заранее предупреждать зрителя или читателя, что у героя есть ружье. Иначе, если оружие появится словно из ниоткуда и сразу начнет палить, это будет выглядеть жульническим трюком, подобно вынутому из рукава тузу. Именно эту идею в итоге стали называть «чеховским ружьем», отчего классик, наверное, не устает переворачиваться в гробу (хотя насчет правильности самой идеи, надо полагать, он вряд ли стал бы спорить).
«Предзнаменование» существовало в западной литературной традиции и раньше. Но путаница привела к тому, что «чеховское ружье» стало теснить его и сегодня большинством людей считается чем-то вроде синонима – лишь самые настырные критики борются с этой подменой понятий, предлагая не выворачивать мысль русского классика наизнанку. Всем остальным яркий пример с ружьем настолько нравится, что в массовой культуре идею «предзнаменования» уже много лет принято объяснять именно через него. Исконный же смысл, который вкладывался в «ружье» самим Чеховым, сегодня подзабылся.
Профессиональные драматурги упирают на то, что «предзнаменование» – более правильный термин, поскольку он четко и ясно формулирует суть явления. В частности, под «знамением» подразумевается некая деталь, которой зритель первоначально не придает значения, но впоследствии она может стать важным элементом истории, сыграть ключевую роль в сюжете (иначе говоря – да, «выстрелить»).
Предзнаменование может проскользнуть в виде фразы во вроде бы шутливом диалоге, который по ходу сюжета обретет для зрителя совершенно новое значение, в форме «случайной» песни по радио, в отрывке новостей по телевизору и, конечно, в виде какого-нибудь предмета, вроде бы ради украшения висящего на стене, тоже. Задача сценариста состоит в том, чтобы вставить «обещание» в кадр как можно незаметней. Например, когда в начале «Назад в будущее» по радио передают новости о террористах, укравших плутоний, мы еще не знаем, что дальше по ходу действия главные персонажи столкнутся и с плутонием, и с террористами. Но когда это происходит, у зрителя срабатывает необходимый эффект узнавания: «А, знаю, слышал про этих ребят, да». Когда сумасшедшие старики в хоррорах типа «Пятница, 13-е» начинают пугать приехавших на отдых подростков завываниями «Вы все умрете!» – можно не сомневаться, позже окажется, что дедушка был не такой уж и псих.
Специалистами выделяется три основных типа предзнаменования: а) когда нам демонстрируют некий объект, функции которого прояснятся позднее; б) когда намекают на особый навык или талант у кого-то из персонажей; в) когда упоминают нечто важное для понимания мотиваций и дальнейшего поведения героя.
Хорошим примером объектов, которые позже «выстрелят», являются гаджеты, вручаемые Джеймсу Бонду перед каждым заданием, – мы понятия не имеем, как он их будет использовать, но, конечно, в трудную минуту они ему пригодятся. Еще пример: в «Челюстях» никто не придает значения валяющемуся под ногами баллону с кислородом, о который спотыкается Броди, но зато когда он впоследствии использует баллон, чтобы убить гигантскую акулу, никто уже не задается вопросом, откуда этот баллон вообще взялся.
Особые навыки тоже не должны браться «ниоткуда». Если у персонажа есть скрытые таланты – хорошим тоном считается хотя бы намекнуть о них по ходу дела, иначе это будет «рояль в кустах», в который никто не поверит в нужный момент. Скажем, в прологе комедии «Маска» не просто так вставлен эпизод с собачкой: главный герой Стэнли просит своего любимца найти ключи от машины, и тот их приносит. Вроде бы ничего особенного, но этот отрепетированный трюк очень пригодится впоследствии, когда собака поможет Стэнли сбежать из камеры, притащив ключи.
Не менее важны и мотивации. Флешбэк-эпизод «Криминального чтива», являющийся отсылкой к прошлому боксера Бутча и рассказывающий историю часов его отца, помогает понять, почему он готов рискнуть ради них жизнью. Не будь этого эпизода, зритель бы нашел поведение Бутча неадекватным: да подумаешь, какие-то часы! Но «предзнаменование» ставит все на свои места.
Предсказать поведение героя может даже брошенная походя фраза, которая сразу все про него объясняет. Бад Фокс в «Уолл-стрит», поговорив с могущественным бизнесменом по телефону, в двух словах объясняет приятелю свою жизненную программу: «Знаешь, о чем я мечтаю? Оказаться однажды на другом конце провода». Так что нам уже не приходится удивляться, что ради исполнения этой мечты он готов даже преступить закон.
Все это классические «ружья», которые стреляют без осечек, то есть работают на сюжет, делая его логичным и правдоподобным. Хотя бывают и такие намеки, без которых фильм ничего не потерял бы. Например, в «Людях в черном» в кадре появляется таракан – это сигнал о том, что вскоре на Землю пожалует таракан куда покрупней. Два таракана никак не связаны, и первый вполне может быть выброшен без ущерба для второго – просто с «предсказанием», конечно, получается красивей. Флешфорвард, помещаемый в пролог фильма или сериального эпизода, также часто является необязательным знамением, вставляемым чисто для сенсационности и разжигания зрительского любопытства (так, например, в начале «Титаника» мы видим затонувший корабль, а затем уже узнаем, что с ним случилось).
Предзнаменование может быть закопано и гораздо глубже, находя выражение в неких предметах, в сюжете вовсе не участвующих. Например, в «Крестном отце» подсказкой работали апельсины – каждый раз, как они возникали в кадре, это был намек, что сейчас прольется чья-то кровь. В ремейке «Безумного Макса» таким маркером было изображение черепа (возможно, большинство зрителей этих подсказок не заметили, но, безусловно, они работали на подсознательном, эмоциональном уровне). В «Бешеных псах» намек на то, кто из гангстеров является полицейским стукачом, засунут прямо в кадр в виде оранжевого воздушного шарика (а персонажи, как мы помним, называют друг друга кодовыми «цветными» именами). Вы ведь видели этот шарик?
Типичным примером фильма, в котором первые полчаса состоят из одних сплошных предзнаменований, являются «Типа крутые легавые» Эдгара Райта – в DVD-здании даже есть специальная секция с фактами, подробно разбирающая, к чему было сказана та или иная фраза и какое отражение она позже нашла в сюжете. То же касается другой ленты Райта – «Зомби по имени Шон». Что и говорить, развешивать подсказки стало модно настолько, что без злоупотреблений не обходится.
Но предзнаменование – все же техника достаточно тонкая: если слишком явно тыкать зрителю в глаза каким-то предметом, даже дурак догадается, что это неспроста, и знамение превратится в грубый спойлер. Неудачный подбор актеров тоже может обернуться спойлером – ежу понятно, что если Джонни Депп в начале фильма пьет кофе за столиком на заднем плане, то он еще «выстрелит» впоследствии, ведь такой видный актер на роль серенького статиста никогда бы не согласился. С другой стороны, режиссеры, зная, что прием несколько поистрепался и зрители в последнее время склонны видеть подсказки даже там, где их нет, уже наловчились дурить аудиторию «фейковыми ружьями»: специально суют им под нос какую-то отвлекающую деталь, направляющую по ложному следу (такую обманку американцы зовут red herring – букв. «копченая селедка»), и в итоге, конечно, это ружье не стреляет, а стреляет совсем другое, на которое никто и внимания не обратил.
На тему ружей не устают шутить как писатели-юмористы, склоняющие чеховскую сентенцию на все лады (напр.: «Если в фильме Тинто Брасса на стене висит ружье, то ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, В КАКОМ МЕСТЕ оно окажется в конце»), так и кинематографисты: например, канадская драматическая комедия Стефана Лефлера «Континенталь – фильм, в котором нет ружья» прямо в названии декларирует отказ от «чеховского» принципа. Зачем предупреждать всех о том, чего нет? Надо понимать, таков тонкий канадский юмор. Внеся эту необязательную деталь, авторы убили сразу двух зайцев: подкололи классика и одновременно обезопасили себя от возможных претензий начитанных киноманов: мол, понимаете, друзья, про ружья мы в курсе, но решили обойтись без них. Вместе с тем в качестве специфического «знамения» название работает отлично – ведь всё правда, никаких ружей в фильме нет, и зритель получит именно то, о чем был предупрежден.
Выражение о чеховском ружье стало крылатым, и это хорошо: знание законов драматургии зрителям еще никогда не вредило. Хуже то, что старательные режиссеры-середняки порой используют подсказки без всякой меры, развешивая «ружья-знамения» в каждом своем фильме, хотя далеко не всякий сюжет этого требует – в результате на экране появляются ненужные спойлеры, а сам прием потихоньку превращается в набор штампов. Но что уж поделать – в массовом искусстве без штампов никуда.
Возвращаясь к истинному значению советов Антона Палыча, заметим, что сам Чехов позволял себе время от времени использовать нестреляющие ружья (вписывал в произведения детали, не имевшие видимых последствий). Но Чехов был не просто хорошим писателем, он был гением. А гениям, как известно, можно все.
Источник: www.livelib.ru
Ружьё Чехова
Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать.
Если в книге сказано, что герой положил в карман ключи, так и знайте: или сопрут, или потеряет. В жизни так бывает далеко не всегда.
Динозавры зрят в корень
Чеховское ружьё — литературная техника, суть которой состоит в том, чтобы в начале истории вскользь упомянуть о чём-либо и не раскрывать его значения до самого конца. На самом деле Антон Павлович. [1] имел в виду совсем другое: не стоит включать в историю элементы, не являющиеся необходимыми. Но его слова были поняты неправильно.
Часто цитата о ружье Чехова всплывает в дискуссиях о сюжетных дырах.
Во многих ранних пьесах Чехова использовалась техника повторного указания. Она состоит в том, что в истории периодически упоминается персонаж или объект, кажущийся при первом упоминании незначительным, но в конце неожиданно оказывающий влияние и развязку.
Иногда зрителю могут специально тыкать под нос ружьём, намекая, что оно всплывёт в дальнейшем, однако делают это ради ломки ожиданий.
- 1 Примеры
- 1.1 Литература
- 1.2 Кино
- 1.3 Телесериалы
- 1.4 Мультфильмы
- 1.5 Мультсериалы
- 1.6 Видеоигры
- 1.7 Визуальные романы
- 1.8 Реальная жизнь
Примеры
Литература
Оказывается, у ненцев отношение к этим «мумиям оленьих фараонов» отнюдь не святое. Впрочем, как и ко всем их богам. Эти святыни можно запросто кушать! Прямо в гнило-сыром виде с душком. Даже полная тухлятина не теряет своей калорийности. Едят такое не только в нужду или по форсмажорным обстоятельствам, но и просто как своеобразный деликатес.
Но всегда восполняют взятое — захотелось копальхема, смерть вожаку, Духа Большого Оленя тоже обижать не следует. Тысячелетия жизни в тундре такому научили — это ведь прекрасные консервы на чёрный день, не говоря уже о спасительной помощи тем, кто потерялся в тундре. Ведь главная их ценность — что они как бы ничьи, забытые и разбросанные по северной земле дары предков. Именно такую тушу и взялся разыскать Савелий Пересоль.
- «Вечный зов» — эксплуатация тропа. Когда домой возвращается сын, который сотрудничал с немцами, отец вешает на стену ружьё.
- «Осколки Сампо» Дмитрия Овсянникова. Ножи в руках героев. И упомянутые вскользь в начале романа амулеты из медвежьих зубов, которые Тойво и Антеро получают перед уходом в путешествие:
Да возьмите и это — ведун извлёк из-за пазухи два амулета — медвежьи клыки длиной с палец, надетые на тонкие шнурки из конского волоса, — от зверья хищного убережёт. У чудовища взял я их много лет назад, не у медведя — у хийси в медвежьей шкуре.
- М. и С. Дяченко, трилогия «Маг дороги»: в первом томе, когда Королевство отправляется в путь, Лена замечает одиноко стоящую женщину, которая смотрит вслед их процессии. Больше об этом речь не заходит до третьего тома, в котором эта женщина, пусть и не желая того, устраивает всему Королевству веселую жизнь.
- Там же в начале книги Лена хочет задать старшему магу, Лансу, неудобный вопрос, но в последний момент, струсив, спрашивает про первое пришедшее в голову заклинание. Ланс отвечает, и в конце книги это знание спасает Лене жизнь.
- Там же, когда Королевство обосновалось на новом месте, король Оберон предлагает Лене дать имя реке, и Лена называет её Лансом — в честь погибшего мага и воина. В третьем томе, когда Лене нужно обратиться к любому воину, оставившему этот мир, не используя некромантию, она обращается к Лансу через реку.
- В третьей книге шутки ради присутствует прямая отсылка к тропу. Маг Гренто по прозвищу «Дурной глаз» видит на стене трактира старинный топор и говорит: «Как сказал один критик, если в первом акте пьесы на сцене висит топор, значит в последнем кому-то…» Тут его затыкают задолбанные такими сглазами спутники, однако на утро это чуть было не происходит.
Кино
- «Смерть ей к лицу» — буквально: оружейный шкаф в доме Эрнеста и Мэдлин. Мы видим его несколько раз по ходу фильма, а потом Мэдлин достаёт дробовик из него и использует, чтобы пробить дыру в Хелен.
- Knives Out — десятки ружей, как и положено в хорошем детективе.
- Mad Max — Перехватчик Макса в первом фильме. В начале его демонстрируют Максу, чтобы тот остался в ОСП. Но затем ближе к концу фильма он угоняет машину и использует, как орудие мести.
- «Зомби по имени Шон» — ружей тоже десятки (как и в других фильмах Райта), но отдельного упоминания заслуживает буквальное ружьё, которое буквально висит на стене в баре «Винчестер».
- Марвеловский «Человек-Муравей» — брелок Хэнка Пима в виде танка, который в нужный момент увеличивают до его настоящего размера.
- Джанго освобождённый — подрукавный пистолет доктора Шульца. Вначале слегка мелькал на экране, но в конце влияет на судьбы всех героев.
- «Дрожь» — итальянский джалло (триллер) семидесятых. Нестандартная вешалка для одежды (состоящая из торчащих во все стороны металлических конусов) в доме помощницы писателя вызывает удивление у её гостей в первой половине фильма. В финале на один из шипов напарывается серийный убийца (по совместительству — как раз тот самый писатель).
- Монти Пайтон и Священный Грааль — где-то на одном моменте Артур по дороге случайно убивает историка. И казалось бы, обычная чёрно-юморная сценка на минуту, но потом спустя продолжительное время нам показывают на пару секунд сцену, где жена историка уже подозвала полицейских и детектива. Через ещё один промежуток времени нам снова показывают на пару секунд сцену, где полицейские уже теперь следуют по пятам убийцы. А уже в самом конце фильма полицейские наконец приезжают в самый разгар битвы и арестовывают Артура, оборвав тем самым кульминацию фильма.
- «Убойные каникулы» — плохо зафиксированная опорная балка в доме Такера и Дейла несколько раз мелькает, но по-настоящему выстреливает (точнее, пробивает череп) в сцене с шерифом.
- Аллергия Чеда на ромашковый чай. При очередной попытке «спасти Эллисон», она уговаривает Чеда сесть за стол переговоров и выпить чаю. Чед говорит, что главное, чтобы чай был не ромашковый, у него на него аллергия. В ходе финальной схватки Дейл находит пачку ромашкового чая, вскрывает и кидает чай Чеду в лицо.
Телесериалы
- «Мандалорец» — Гриф Карга показывает Мандо спрятанные за пазухой слитки бескара, которыми с ним расплатились за услуги посредника имперцы. Этот бескар позже спас Грифу жизнь, когда Мандо выстрелил ему в грудь из бластера.
- «Доктор Кто» — отрубленная в начале второго сезона рука Десятого (не волнуйтесь, он потом новую отрастил за счёт энергии регенерации), которая после эпичнейше «выстреливает» в финале четвёртого: Доктора подстреливает возникший из ниоткуда далек, что впоследствии заставило Доктора начать процесс регенерации (что подразумевает полное изменение внешности и личности). Но тут на помощь пришла именно эта самая рука: Доктор скопировал с неё ДНК, что позволило ему регенерировать, при этом сохранив свой облик и характер . После эта же рука, сохранив часть регенерационной энергии, дала Донне интеллект Повелителя Времени и породила Мета-Кризис Доктора, являющийся наполовину Повелителем Времени и наполовину человеком.
- В начале пятого сезона Доктор сначала уходит, оставляя Эми ждать его в лесу, потом на минуту возвращается. У Эми в этот момент глаза закрыты, но зрителю видно, что на Докторе пиджак, хотя уходил он без него. В финальной серии сезона выясняется, что это был Доктор «на перемотке» событий прошлого после взрыва ТАРДИС.
- Тринадцатая регенерация Доктора. Подразумевалось, что у Таймлордов есть ограничение на количество регенераций — не больше двенадцати. Однако Доктор регенерировал уже четырнадцать раз (одна регенерация не была Доктором, а носила имя Воин). Намекалось, что ему помогли обойти это ограничение другие Повелители Времени, но ни подтверждения, ни опровержения эта информация не получила. Да, у Доктора нет ограничений на перерождение. Ничего интересного, проходим дальше. А потом в двенадцатом сезоне оказалось, что свою регенерацию галлифрейцы получили от Доктора, которого их древняя исследовательница нашла на другой планете. В отличии от остальных, он полноценно бессмертен и живёт уже очень давно. Просто его народ после каждых двенадцати регенераций полностью стирал ему память. В последних сезонах же тех, кто мог провернуть это, просто не осталось.
- Ой ли? А вот по мнению большинства фанатов, все перечисленное про количество регенераций — наглейший орлангур.
- Тут дело в том что ружье зарядили ещё в эпоху Четвертого Доктора в эпизоде Мозг Морбиуса, когда в битве разума можно увидеть лица предыдущих Докторов и ещё восемь(!) неизвестных лиц. А о важности Доктора в происхождении Повелителей Времени намечалось в двух последних сезонах олдскула.
- Подразумевалось то, что он может быть воплощением древнего, наравне с Рассилоном и Омегой, повелителя времени по прозвищу Иной (The Other), но никак не Иисуса из открытого космоса другой вселенной.
- 1 сезон — «свитер Чехова», в смысле, свитер Отиса.
- 2 сезон — если психотерапевт ведет записи, то их должен кто-то прочитать.
Мультфильмы
- «Зверополис» — клубни ядовитого растения, украденные в первой части мультфильма лаской-жуликом. А ещё ягоды черники . И вообще, к огромному удовольствию взрослых зрителей, здесь хватает развешанных по стенам ружей, которые затем весьма метко стреляют, а ручка с диктофоном — так вообще палит очередями.
Мультсериалы
- «Вселенная Стивена» — во время первого разговора с Перидот Стивен говорит, что не является единственным землянином, и для примера перечисляет нескольких знакомых. Пару сезонов спустя Аквамарин и два Топаза прибывают на Землю для захвата этих людей.
- Также Аквамарин спрашивала людей: «Это ты мой папа?» Просто Стивен упомянул и его, но имени не назвал.
Видеоигры
- Metro: Last Light: по ходу игры мы встречаем на станции бронепоезд красных. Во время обороны Д6 они разносят этим поездом баррикаду ордена.
- Metro Exodus — как узнаёт игрок из медицинской карты в начале игры, у Артёма группа крови АВ(IV) Rh+, позволяющая ему быть универсальным реципиентом. Это очень пригодилось ему в конце игры, при переливании крови от всего экипажа «Авроры».
- Ys: Origin — в сюжетной линии Тоала в прологе Фина и Рея находят его сломанный серебряный меч. В финале Фина возвращает Тоалу восстановленный меч, с помощью которого он побеждает Дарма.
- Сам Тоал отдаёт Юнике огненный меч её отца. Ближе под конец залпом из этого меча Юника сбивает с ног Кишгала, атаковавшего Тоала.
Визуальные романы
- Cartagra — материальное: о револьвере, который Тодзи выдаст Сюго перед вторжением в храм Сэнри, он вспомнит только тогда, когда нужно будет спасать Кадзуну от Юры.
Реальная жизнь
Да, так тоже бывает.
- Попадается множество вещей, безделушек или хлама на первый взгляд, которые хочется выбросить и забыть, ибо не должны пригодиться, но через какой-то случайный промежуток времени именно они выручают или даже меняют жизнь. Иногда и не в лучшую сторону (как, например, неочищенная история браузера).
Производные тропы
- Чеховское ружье: оно самое.
- Ружье Шредингера: нужные детали появляются (вернее, придумываются) по мере необходимости. Вы не можете сказать, что их не было раньше: о них просто не говорили.
- Запретное чеховское ружье: никогда, никогда не нажимайте на ЭТУ КНОПКУ.
- Чехов, пропавший без вести: упомянутый, но долгое время не появлявшийся персонаж, который оказывается чеховским стрелком.
- Чеховский стрелок: второстепенный персонаж, который совершенно неожиданно оказывается ключевым.
- Чеховский арсенал: ну очень много развешанных ружей.
- Чеховская армия: ну очень много чеховских стрелков.
- Чеховский бумеранг: ружье, которое уже стреляло и внезапно стреляет вновь.
- Чеховская витрина: некий объект, который находится на всеобщем обозрении, скажем, в музее. Угадайте, что будет потом.
- Чеховский вулкан: ну, если бы он не начал извергаться, это была бы просто гора, правда?
- Чеховский навык; чеховское хобби: самоочевидно.
- Чеховские новости: по телевизору, в газетах или по радио вскользь сообщают что-то совершенно не относящееся к делу.
- Чеховский подарок: с днем рожденья, вот тебе штучка, просто штучка.
- Чеховская хохма: сначала это просто хохма. Потом оказывается, что все гораздо серьезнее.
- Чеховская школа: нужную информацию дают на уроках прямым текстом, но почти все пропускают ее мимо ушей.
- Легенда о Чехове: совершенно неправдоподобная история, которую рассказывают просто так.
- Если зрителю много раз показывали разные ружья, а в конце главзлодей помирает от птичьего гриппа — это ружьё Бондарчука.
- Похоже, это задание для Аквамена — суперспособность Чехова.
Примечания
- ↑ В. И. Немирович-Данченко в мемуарах утверждал, что первым фразу про висящее ружьё сказал он в споре с Чеховым, а Чехов позаимствовал.
- ↑ молочный шоколад с кусочками зефира
Источник: neolurk.org
Что означает чеховский закон о ружье на стене?
Для того, чтобы лучше понять роль «чеховского ружья», обратимся к самому Чехову:
В своих письмах он не раз обращается к этому ружью, например, в одном из них (к Лазареву) он даже сравнивает это ружьё с обещанием, которое надо выполнить, иначе зачем оно нужно?
Так что этим ружьём на стене Чехов раскрывает один из секретов своего творческого мастерства, которое состоит в том, что ружьё – это своего рода загадочный персонаж драмы, у которого своя собственная роль в дальнейшем развитии действия.
Тот факт, что каждый элемент в рассказе или драме не может быть случайным или лишним, а должен обязательно быть необходимым, должен не обмануть ожиданий читателей или зрителей — это один из важнейших принципов драматургии Чехова.
Этот принцип — довольствоваться в объяснении только самыми простыми, но всё объясняющими элементами, избавляясь от излишних, имеет глубокие исторические корни и важен не только в драматургии.
Источник: www.bolshoyvopros.ru