Что такое рафтинг? Это любимое развлечение для поклонников экстрима, людей, которые предпочитают отдыхать активно и нескучно.
Если вам хочется совместить в одном флаконе тренировку тела и духа с эстетическим удовольствием и командным весельем, изучите рафтинг. Его историю развития, узнайте, где можно заняться рафтингом на мировых курортах и реках России.
Увлекательные приключения среди водных брызг, слепящего солнца, крутых порогов и невероятных поворотов ждут вас, готовые подарить массу впечатлений!
Что такое рафтинг?
Чем же так примечателен довольно таки затратный и опасный спуск по реке?
Сам факт того, что вы можете перебороть собственный страх и заставить себя спуститься по реке уже стоит многого. Из-за этого люди пускаются в столь опасное путешествие.
Если мы окунёмся в историю, то обнаружим, что силой течения люди пользовались всегда.
Ведь как-то нужно было переправить различные брёвна и материалы. О спорте в то время даже и не думали. Нет подтверждения, как это произошло. Но использование сплава для переправы человека стало самым настоящим соревновательным спортом.
Рыбалка на сплаве по закоряженой реке. Ночёвки, костры. Рыбы наловили. Уха, жарёха, природа.
И этому есть определённая причина — адреналин. В любом экстремальном спорте человек основной целью делает лишь получение тех самых эмоций и чувств, о которых потом можно будет поведать своим внукам.
Во время рафтинга вы проходите искусственные и естественные препятствия. Что делает вас настоящим путешественником и первопроходцем.
Спорт определённо популярен в Европе. Ведь в древности именно из Европы на лодках совершались первые открытия различных континентов.
Особенности и положительные стороны экстремального рафтинга
Но так ли всё просто, действительно ли каждый может просто взять специальную лодку и пуститься в путешествие?
Да, определённо, это можно назвать особенностью рафтинга. Он является коммерческим видом спорта. В отличие от парашютизма и дельтапланеризма вам не понадобится специальная подготовка перед непосредственным началом вашего путешествия. Нужна лишь необходимая сумма и вас включат в туристический курс.
Какие ещё особенности и положительные стороны можно выделить в этом виде экстремального туризма (за исключением коммерческого использования простыми любителями) мы рассмотрим ниже:
- Желание. Обычно на рафтах существует две группы туристов. Желающие грести вёслами и те, которые просто хотят насладиться видами(или просто стары для всего этого). В любом случае те туристы, которым просто необходим адреналин, смогут грести и за всю команду;
- Безопасность. Сам маршрут полностью продуман. Вам не нужно бояться, что команда со всем плотом улетит в невесомость. Маршрут контролируется инструкторами. На рафте присутствует всё необходимое оборудование. Волноваться за свою сохранность в таких условиях представляется не самым целесообразным времяпрепровождением.
- Мобильность. Очень активный турист может организовать даже своё рафтинг — соревнование или путешествие. Не так много для этого и нужно. За исключением самого рафта, нужны спасательные жилеты, медицинские средства и шлемы. Обойдется вам это довольно дешёво. Так что можно пуститься в увлекательное путешествие своими силами;
- Без возрастных ограничений. Пуститься в то увлекательно путешествие может как стар, так и млад. Даже ваш сын или дочь могут стать беспристрастными наблюдателями того, как его мама и папа гребут вёслами. Разве вы доверите своему ребёнку такую опасную работу?;
- Водная гладь и красивые места. Одна из основных целей рафтинга в древние и современные времена — исследования просторов. За всё время маршрута вы проплывёте огромное количество различных объектов, которые останутся в вашей памяти надолго. Фотографировать во время рафтинга, конечно, занятие замысловатое, но никем не запрещённое;
- Сплочение. Очень хорошо рафтинг подходит для урегулирования споров и конфликтов. Ведь если запихнуть две противоборствующие стороны в одну лодку, получится довольно интересный эффект — всё сразу обратиться в мир. Ведь, как говорится, мы все в одной лодке.
История развития рафтинга
Рафтинг как вид туризма появился в середине 20 века. Однако, еще раньше, около полутора веков назад плоты использовались для передвижения охотников и рыбаков.
Сплав по реке Чусовая. Дорогу осилит идущий. Начало (1 Часть) 19 дней пути
В 1842 году была проведена первая экспедиция. Тогда рафтинг по горной реке позволил американскому военному Джону Фримонту спуститься к удивительным и малопосещаемым долинам рек.
Рафтинг – экстремальный спорт, набравший популярность с 1980-х годов. В это время прокладывались первые маршруты, в том числе, по водоемам Америки и Африки.
В числе наиболее интересных мест того времени – Большой Каньон.
С 1992 года дисциплина включена в Олимпийские виды спорта. А с 1999 – проводятся международные чемпионаты наравне с альтернативным спортом на воде, кайтсерфингом.
Кому будут интересны рафтинг сплавы?
Рафтинг – это командные спуски, которые заинтересуют активных людей. Тех, кто хочет быть ближе к природе, провести выходные, отдыхая душой.
В тур по рекам выбираются:
- гости сельских усадеб и парков. Они совмещают водные развлечения с пикниками, прогулками верхом на лошадях, рыбалкой;
- путешественники, желающие своими глазами увидеть уникальные ландшафты, прочувствовать колорит и атмосферу местности;
- группы школьников. Для них тур станет прекрасным подарком. К примеру, на выпускной или последний звонок, хорош для любознательных подростков;
- экотуристам – сплав позволяет наблюдать за животными и растениями в их естественной среде;
- коллегам по работе. Корпоративное мероприятие на воде сплотит группу, позволит совместно отдохнуть в неформальной обстановке.
А еще рафтинг рассчитан на веселых людей, которые любят «отжигать», не боятся рисковать. Наслаждаются каждой минутой отпуска, выезжают к воде даже на выходные, берут с собой друзей или всю семью.
Категории сложности маршрутов
Умопомрачительные сплавы на плотах или байдарках ориентированы на людей различной степени подготовленности. Поэтому в зависимости от своего профессионализма выбирайте одну из категорий сложности маршрута:
- 1-ая – идеальна для новичков. Течение слабое, препятствий нет;
- 2-ая – путешествие осуществляется на открытой воде. Пороги просматриваются заранее, требуются базовые навыки;
- 3-ая – препятствий становится больше, а обойти их труднее, на пути встречаются валуны;
- 4-ая – применяется мастерство маневрирования, а валов, бочек и слив уже много;
- 5-ая – пороги настолько большие, что их обход обусловлен спасением жизни человека;
- 6-ая – рассчитана только на профи. Которые смогут преодолеть препятствия любого уровня сложности и хорошо реагируют в непредвиденных ситуациях.
Есть еще и нулевая категория, которая присваивается равнинным водоемам со стоячей водой в отсутствие паводков.
А также седьмая категория, означающая, что пройти маршрут невозможно, река не может быть покорена.
Правильный выбор экипировки
Первое плавание на рафтинге будет запоминающимся и удачным, если правильно подобрать снаряжение и одежду.
Оборудование лучше брать в прокат – так вы сможете сэкономить, не будете переживать, если дисциплина придется вам не по душе.
Что же нужно рафтеру?
- надувная лодка из прочных и упругих материалов с системой сброса воды. Это судно называют рафтом;
- весла – подходят канойные приспособления. , которые смогут пережить удары о камни. Лучшим материалом считается эпоксидная смола;
- спасательный конец Александрова. Веревка с петлей, благодаря ней можно выбраться из воды при непредвиденных обстоятельствах;
- мокрый комплект одежды – то есть, то обмундирование, в котором вы будете плыть. Сюда входит спортивный костюм с футболкой, влагозащитная куртка и брюки, головной убор, носки, ботинки;
- сухой комплект одежды – в него вы переоденетесь после выхода на берег. Включает любые теплые вещи, которые вам нравятся, упаковывать их нужно в непромокаемый мешок.
Если бюджет позволяет, мастера советуют приобрести гидрокостюм. Это идеальная одежда для занятий.
Не забудьте о спасательном жилете и каске. Они требуются при прохождении сложных маршрутов с повышенным уровнем опасности.
Советы для новичков
Основная проблема, подстерегающая начинающих спортсменов, это излишняя самоуверенность и неправильная оценка рисков.
Помните, что спуски на рафтах – это не только весело, но и опасно. Требуется определенная подготовка, концентрация внимания.
Новичкам нужно следовать рекомендациям:
- учитывайте, что рафтинг – командный спорт. Здесь важна слаженность между спортсменами и туристами. Умение найти общий язык, относитесь к своим соратникам доброжелательно и уважительно;
- гребите корпусом, а не руками. Так вы будете медленнее уставать, сможете преодолеть большие дистанции;
- оказавшись за бортом, не паникуйте. Но постарайтесь оперативно вернуться на рафт, для этого плывите в его сторону, хватайтесь за веревку, которую вам бросят;
- даже если плот перевернулся, старайтесь держаться за него, не уплывайте на расстояние;
- выучите основные команды, используемые гребцами. Например, суши, значит, что весла нужно положить на колени, а табань – ход назад.
Внимательно следуйте советам инструктора. Помните, что за более опытными участниками стоят бесценные навыки и мастерство. Поэтому смотрите, как делают они, повторяйте, соблюдайте дисциплину.
Где можно заняться рафтингом?
Планируя сплав на рафтинге, стоит уделять внимание не столько окружающим красотам, сколько количеству порогов и категории сложности. Это первоочередной критерий, как для новичков, так и для профи.
Где же путешественника ждут наиболее фееричные приключения?
- Рафтинг в Турции – первое куда советуем поехать. Лучшим вариантом является река Даламан .
- Где протяженность маршрута составляет 120 км.
- Верхняя часть хороша для мастеров, нижняя – для любителей.
- Заняться рафтингом в Турции удастся с детьми – в Алании по реке Кепрючай, в Кемере по Копролю Каньону, в Анталии по Кепрю.
- Цены – от 30 долларов с человека;
- Европа – повышенным спросом пользуется рафтинг в Хорватии по реке Зрманя и Омиш.
- В Испании экскурсии по Каталонии. Протяженность маршрута 22 км.
- Многие туристы приезжают в Австрию. В Вене доступен искусственный рафтинг и сплавы в клубе, расположенном в Федеральных землях Штирия.
- Жители СНГ едут в Грузию на один день, чтобы проплыть по рекам Кура, Чорохи, Риони, Арагви, Цхенискали;
- Юго-Восточная Азия – заняться спортом удастся в Таиланде.
- В Паттайе предложен королевский рафтинг, уникальная и насыщенная экскурсионная программа.
- Осуществить сплав можно также в провинции Чанг Рай по реке Мае Кок.
- Еще стоит отправиться на остров Хайнань в Китае, рафтинг пять пальцев, это тур к одноименной горе и сплав по реке Ваньцюань;
- Бали – для тех, кто любит экзотику.
- Спуск по речке Аюнг занимает 12 км, он безопасен и подходит для начинающих, а 25 порогов гарантируют выброс адреналина.
- Поплавать тут можно среди джунглей и водопадов, рядом с рисовыми полями и стаями обезьян.
- А после – покататься на слонах, полежать на пляжах и наслаждаться безупречным сервисом;
- Непал – по реке Трисули в центре страны сплавляются опытные спортсмены, которые не боятся трудностей. Если вы новичок, приезжайте только летом и осенью, когда нет половодья, это время года подходит для отдыха с детьми. В Непале можно увидеть дикие горы, самобытные деревеньки и живописные джунгли по берегам.
Источник: glonasstravel.com
Рафтинг: описание,история,виды,снаряжение,безопасность,фото,видео.
Рафтинг представляет собой настоящую находку для тех, кто хочет проверить уровень своих возможностей в самых экстремальных условиях и получить по-настоящему незабываемые впечатления.
Рафтинг позволяет проверить скорость реакции, способность в считанные секунды принять единственно верное решение и много другое. Что же он представляет собой? Это коллективный спуск по бурным водам, который гарантирует настоящий выброс адреналина в кровь.
Немного истории
Понятие «рафтинг» происходит от слова raft («плот» в переводе с англ. языка) и означает одновременно вид активного отдыха и экстремальный вид спорта, участники которого сплавляются на небольших лодках по течению естественных и искусственных водных каналов. По рафтингу проводятся официальные чемпионаты, соревнования, вручаются кубки Мира и Европы, есть даже Федерация рафтинга.
Существует легенда о том, как появился рафтинг. Она гласит, что рафты впервые возникли во время войны во Вьетнаме и использовались для переправки жизненно важных грузов по артериям рек. И в один из дней такой плот оторвался от привязи и ушёл вместе с человеком в пороги.
Солдат, переживший этот эпизод, отнюдь не стал бояться рек, а получил волну адреналина и удовольствия, оттого что пережил такое испытание. И забава эта очень быстро распространилась, ведь солдатская жизнь не блещет развлечениями. А тут всё под рукой — вода, пороги, боевые побратимы, готовые бороться со стихией вместе. С тех пор, как гласит байка, и существует это развлечение, которое, недолго думая, окрестили рафтингом.
Также рафты использовались во Второй мировой войне американским спецназом при высадке в Нормандии в 1944 году. Увы, тогда попытка высадки на побережье не увенчалась успехом.
Рафтинг — экстрим для туристов
Как водный туризм, рафтинг становится все больше популярным среди любителей экстрима. Он походит для всех, как для новичков, так и для туристов с хорошим опытом. От участников рафтинга потребуется физическая энергия, выносливость, координация и умение принимать быстрые решения.
Помощниками в этой захватывающей борьбе со стихией будут только спасательные жилеты, шлемы, выдержка, а также, безусловно, опыт и мастерство инструктора. Покорение горной реки со всеми возникающими на пути трудностями, доставляет массу удовольствия и позитива. Рафтинг это еще и возможность увлекательно провести время, сплавляясь по горной реке, и наслаждаясь первозданной красотой природы.
На территории бывшего СНГ быстрых и бурных рек очень мало, но все же, есть места, где можно организовать рафтинг. В России для подобного водного туризма идеально подходят Алтайские и Карельские реки. Также могут быть интересны водные артерии Кавказа. Только любители острых ощущений и преодоления препятствий могут избрать для туризма рафтинг. Этот вид водного туризма стал настолько привлекательным, что появилось много желающих ощутить всю остроту впечатлений от экстрима без специальной подготовки. По сложности сплава рафтинг разделяется на несколько категорий — спортивный, туристический и походный:
Спортивный рафтинг представляет собой целую систему подготовки, состоящую из особенных требований на состязаниях. Соревновательный процесс включает определенные нормативы и уровень сложности сплава. Для туристических фирм такой вид рафтинга не представляет особого интереса. Своим клиентам они предлагают такие виды рафтинга как походный и туристический.
Походный рафтинг включает в себя элементы спортивного и туристического отдыха. В зависимости от подготовки туристов можно использовать маршруты разной степени сложности. Походный рафтинг может длиться несколько дней, поэтому здесь особое внимание уделяется экипировке и наличию необходимых вещей, продуктов, а также безопасности при обустройстве лагерей отдыха.
Туристический рафтинг самый распространенный вид времяпрепровождения на воде. Его продолжительность составляет всего несколько часов. Управляет судном обычно один профессиональный гребец, который сопровождает группу туристов от 4 до 12 человек. В зависимости от сложности маршрута участниками туристического рафтинга могут быть дети, начиная с 6 лет и люди пожилого возраста.
Гребец, который сопровождает туристическую группу, располагается на борту рафта, упираясь ногами в надувное дно. В рафтинге используется 3 вида гребли — распашной, канойный или комбинированный. Последний вид гребли включает работу основного гребца и двух помощников.
Водные артерии, которые подходят для рафтинга разделяются на шесть категорий сложности. В первую и вторую категорию входят реки с простыми и небольшими порогами, сплавляться на них могут даже начинающие. К третьей категории относятся артерии с водоворотами. В четвертую и пятую, входят реки с более крутыми водоворотами, порогами и бурными потоками. Шестая категория это самая сложная и предназначена только для мастеров и профессионалов в рафтинге.
Какие существуют разновидности рафтинга
Нельзя сказать, что очень чётко выделяются несколько разновидностей этого активного отдыха. Однако, различают назначение самих сплавов. Существует следующая классификация: Экспедиционный рафтинг. Путешествия с научными целями специально обученной группой людей. Походный рафтинг. Туристический сплав по реке, который может включать в себя даже прогулку по тихой воде.
Для любителей экстрима очень часто намеренно прокладывают «белые воды» — маршруты с препятствиями и порогами. Спортивный рафтинг.
Чистый спорт, в котором соревнуются команды и набирают очки за достигнутые результаты. Необходимо понимать, что, если вы решились прокатиться на надувном плоту по горной реке, безопасность вашей жизни зависит от всей команды. Ведь у каждого человека, находящегося в «рафте», есть свои обязанности, которые распределяет инструктор.
Если вы стали участником команды, будьте готовы выполнять какой-то из трёх видов гребли: Распашными веслами. Канойным способом. Комбинированным способом. Второй способ чаще всего используют в спортивном рафтинге. Члены группы усаживаются вдоль бортов, а за ними стоит один или два рулевых.
При походном – распашные весла пользуются большей популярностью. Главное – внимательно слушать инструктора. Чем отличаются снорклинг и дайвинг Это экстремальное занятие можно считать безобидным, если соблюдаются все нормы безопасности, гид-сопроводитель имеет большой опыт, а сложность участка реки соответствует уровню подготовки группы. При таком раскладе легко сохраняется устойчивое положение надувной лодки и сплав завершается успешно.
О правильном выборе одежды и снаряжения
Всё когда-нибудь происходит впервые: первое свидание, первая зарплата и, конечно же, первое плавание на рафте. Чтобы первоначальный опыт рафтинга оказался удачным, важнейшее условие – правильно подобранное снаряжение и одежда. Отсутствие одной, но необходимой вещи способно полностью испортить впечатление от путешествия и надолго оттолкнуть от попыток повторить его.
При подготовке к первому сплаву новичкам следует внимательно изучить перечень необходимого для рафтинга и приобрести или взять всё в прокат. Особенное внимание обращают на качество снаряжения. Чрезмерная экономия – враг туриста. Те, кто отдаёт предпочтение по-настоящему качественным вещам, получают от путешествия массу удовольствия и незабываемые впечатления.
Рафт, весло, спасательный конец
Самое главное и необходимое – это, конечно же, надувная лодка. Судно для рафтинга называется просто и незамысловато – рафт, оно должно отвечать нескольким требованиям:
- надёжность и упругость материалов, из которых изготовлен корпус;
- устойчивость и плавучесть судна;
- соотношение длины к ширине как 2:1;
- наличие системы водоотлива для мгновенного сброса воды.
Поклонники рафтинга, от профессионалов до любителей, традиционно используют для сплавов канойные вёсла. Главное требование к веслу – прочная лопасть, способная выдержать удары о камни. Предпочтительный материал изготовления – эпоксидная смола, армированная стеклотканью. При выборе весла ориентируйтесь на собственный рост.
Обязательная деталь экипировки судна – спасательный конец Александрова. Это линь из синтетического крепкого материала длиной 18 м с петлёй на конце. Он не тонет благодаря двум поплавкам с пенопластом, яркая расцветка позволяет легко заметить его даже в самой бурной реке.
Одежда
Выбирая одежду для плавания, помните, что рафтинг предполагает использование двух комплектов – «мокрого» и «сухого». После нескольких часов, проведённых в борьбе с водной стихией, приятно и полезно для здоровья на стоянке скинуть промокшую одежду и переодеться в сухой и тёплый костюм.
Мокрый комплект
Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.
Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:
- спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
- под кофту – тонкую футболку или гольф;
- поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.
В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.
Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.
Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.
Гидрокостюмы
В идеале лучшая одежда для рафтинга – гидрокостюм, выполненный из неопрена или триламината. Они выпускаются трёх типов:
- сухие – застёгиваются на непромокаемые молнии, полностью исключают попадание жидкости внутрь, руки и ноги полностью закрыты, на рукавах и воротнике предусмотрены уплотняющие манжеты;
- полусухие – довольно плотно прилегают к телу, но допускают попадание внутрь небольшого количества влаги;
- мокрые – вода попадает под оболочку, быстро согревается и создаёт дополнительную теплоизоляцию.
Главное достоинство гидрокостюма из неопрена – его термосберегающие свойства. В нём невозможно замёрзнуть даже в очень холодной воде. Это особенно ценно, если рафтинг предстоит в нежаркое время года или по ледяным горным рекам.
Соблюдение правил безопасности на рафтинге
Главная задача для организаторов рафтинга — это безопасность всех его участников. Для этого проводится обязательный вводный инструктаж, одной из задач которого является создание позитивного психологического настроя в группе, а также ознакомление с личными и групповыми средствами безопасности. Сопровождать группу должен профессионал, прекрасно знающий маршрут и умеющий соответствующий опыт принятия решений в экстремальных условиях. Единственным недостатком водных сплавов является частая потеря «снаряги» и оборудования. В аварийных случаях, которые происходят вследствие переворота судна, все члены группы должны совместными усилиями доставить все оборудование и рафт к берегу.
При наличии пострадавших необходимо своевременно оказать первую помощь. Для предотвращения стрессовых ситуаций все участники перед началом спуска должен быть проинформированы о возможном перевороте и способах доставки плавсредства на берег или возврата его в рабочее состояние. Также в инструктаж входит умение без паники и посторонней помощи самостоятельно добраться к берегу, и оказать необходимую помощь другим участникам команды. Каждый участник спуска по реке должен владеть навыками преодоления последствий аварийной ситуации. Самые сложные пороги преодолеваются на разгруженных суднах с хорошо подготовленной страховкой.
Лучшие реки для сплава
Для любителей активного отдыха и туризма мы предоставляем самые захватывающие места для сплава по горным рекам на всей планете: Янцзы (Китай). Она славится тем, что является одной из самых полноводных и протяженных рек на всём материке Евразия. К тому же, любители рафтинга отмечают в той местности очарование окружающих пейзажей. Колорадо (США).
Она поражает своей прекрасной флорой и фауной. Особенно захватывает участок в районе Гранд-Каньона. Она является одной из самых популярных бурных рек, а рафтеров привлекает множеством порогов и каньонов. Замбези (Зимбабве). Эта река может похвастаться большим количеством водопадов и порогов.
Чудо природы – водопад Виктория – является важной достопримечательностью Южной Африки. Рафтинг здесь будет незабываемо увлекательным для туристов.
. Эта горная река также известная своим множеством водопадов, препятствий и порогов, что позволяет более полно почувствовать удовольствие. Спуск по таким бурным водам интереснейший. Также славятся любовью рафтеров водные потоки Австралии, Непала и Канады. Надеемся, что вы обязательно выберете увлекательное место для путешествия, а сплав по горным порогам запомнится вам интересным и захватывающим видом активного отдыха. Главное, будьте осторожны, и помните: безопасность – превыше всего!
В заключении можно сказать, что несмотря на то, что рафтинг подходит для новичков, всё же важно соблюдать технику безопасности и тогда оздоровление и получение прекрасных эмоций гарантировано.
Related Post
Новые туристические издания
В настоящее время ежегодно выходит несколько десятков туристических путеводителей (периодических и разовых изданий). Интересно, что [. ]
Парусный туризм :путешествие на гребных и парусных судах
Помимо рафтов, в водных путешествиях используются и другие плавательные средства, как старинные, так и суперсовременные [. ]
Какую палатку купить для путешествия на велосипеде?
При выборе велосипедной поездки стоит заранее подумать о возможном размещении. Это не обязательно должен быть [. ]
Источник: zclub-caspian.ru
КАК ПРОХОДЯТ СПЛАВЫ ПО РЕКАМ В КАРЕЛИИ И НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ?
А непромокаемый мешок выдадут? А удочками обеспечите? Ради одного похода неопрен не хотелось бы покупать, можно ли взять в аренду? Эти и многие другие вопросы встают перед теми, кто собирается на сплав. Расскажу об этом подробнее.
Если собираетесь в первый раз на сплав — советуем прочитать эту статью.
На этапе бронирования тура наш менеджер уточнит необходимую информацию и подберёт подходящий вариант сплава. Проконсультирует по времени, на которое необходимо брать билеты.
Конечно, у каждого из вас при сборах на сплав возникнут свои вопросы, ответы на которые можно получить у менеджера по телефону +7-996-963-50-03. Здесь опишу как проходит водный поход, чтобы ответить на большую часть вопросов, всплывающих в голове завтрашнего сплавщика.
Встреча и прибытие на стапель
Для начала рекомендую ознакомиться со статьёй, повествующей о наполнении моей гермоупаковки. Там вы найдете минимум вещей, без чего точно на сплав ехать не надо. И вот когда рюкзак собран, возникают вопросы безопасности иного рода: Кто встретит? Куда поедем? Сколько ехать по времени? Когда накормят?
И так далее.
Итак, начнем с поезда. Бывалые сплавщики шутят: это самый ключевой порог «Поезд» — не все проходят 🙂 Если шутки вы не поняли, то точно надо ехать и спросить об этом бывалых товарищей. Раз вы не смеетесь, значит скорее всего, это препятствие вы преодолеете более чем успешно.
Далее вокзал. Чаще всего мы встречаем вас на вокзале родимого Петрозаводска, однако могут быть другие города Карелии и Мурманской области: Кемь, Беломорск, Кандалакша, Апатиты. Для того, чтобы приехать правильно, нужно внимательно прочитать программу, там написано примерно следующее: «Мы встречаем вас на вокзале. ». Итак, вы выходите из вагона, а там толпа народу: все с рюкзаками и все сплавляться и встречающих с табличками тоже целый вагон. Чтобы не потеряться ищите скромного такого гида с белой табличкой и надписью цвета нашего. корпоративного «Get Karelia» . Итак, встречающего вы нашли и здесь прежде, чем задать вопрос: «А когда есть будем?», следует набраться терпения. Поскольку инструктору предстоит собрать ещё энное количество человек в кучу.
После того, как он всех соберет, он обязательно расскажет план дальнейших действий: идем туда-то, магазин там-то, туалет направо, готовность пять минут. Поехали!
Обычно путь до стапеля занимает от 1 до 12 часов в зависимости от маршрута. Да-да, не пугайтесь, некоторые реки расположены действительно очень далеко, но поверьте, оно того стоит! Дорога — время познакомиться с другими участниками и попытать руководителя похода вопросами. Возможно, вам повезет, и он ответит на них серьезно, а не как обычно он это делает.
Итак, вы прибыли на стапель (так называется место старта). И прежде, чем бежать со счастливым лицом к реке, как показывают в американских фильмах счастливых людей, бегущих по морскому побережью, стоит остановиться. Вы же теперь команда, а команде в данный момент надо:
— освободить автобус от себя;
— забрать свои вещи;
— разгрузить все снаряжение, чтобы с успехом отпустить водителя в обратный путь.
На стапеле, сначала, как это всегда бывает, курящие выкурят по одной, некурящие — обсудят дорогу и те части тела, которые ломит или свело от долгой поездки. Но потом, надо сразу приниматься за работу. Гид-проводник раздаст всем задачи: кому-то дров принести, кому-то катамараны собирать или рафты накачивать. В общем, все при деле.
Инструктаж и сплав
И вот, наконец, еда готова, суда готовы — все уже на низком старте, но спешить не надо! Для начала нужно подобрать для себя личное снаряжение. Если какие-то элементы экипировки зависят от размеров, веса и прочих параметров, то об этом у вас обязательно спросит менеджер на этапе бронирования тура. И тут наступает момент истины и «отлив показывает, кто купался без трусов».
Если вы слукавили с весом, то кольчужка в виде спас жилета вам явно будет не по размеру. А это не что иное, как ваша безопасность и, как следствие, здоровье и приятные впечатления о вашем путешествии. Поэтому в подборе снаряжения лучше себе не льстить и примкнуть к сторонникам бодипозитива — я такой (-ая), какой (-ая) я есть.
Что из снаряжения вам выдадут? Это, конечно же, спас жилет, который подбирается в зависимости от веса; это весло — чаще всего, они все одного размера (с небольшими отклонениями); каска — тоже регулируется под любую голову; гермомешок на 100 литров (в этот девайс вы должны будете переупаковать все свои вещи, заботливо сложенные дома перед поездом).
Сделать переупаковку придется, скрипя зубами, поскольку занятие неприятное, но в 99% случаев этого не избежать — очень редко вижу сумки или рюкзаки, которые можно запихать в герму, не нарушив изначально задуманной идиллии укладки. Также вам выдадут коврик и спальник. Спальный мешок я рекомендую настоятельно иметь свой. Для походника это как зубная щетка.
Но если вдруг его нет, то в стоимость программы он входит. Также имейте в виду, что мы выдаем вкладыши из бязевой ткани, которые стираются после каждого заезда. Со спальниками такие трюки производители не рекомендуют делать, иначе теряются его ключевые свойства и он превращается в тряпку.
Все это вам выдали на время вашего путешествия, чтобы оно было комфортным, и здесь придется заключить первый «общественный договор». Мы вам предоставляем, а вы бережете это как своё и не разбрасываете на стоянках, а бережно и нежно убираете либо в палатку, либо под тент. Как говорят, своя рубашка ближе к телу, и каждое утро, приятнее надевать свой спасик и свою каску.
Снарягу разобрали. Все экипированные такие, красивые стоят. Пришло время для общей фотографии и по коням! Снова стоп! Сейчас — инструктаж по технике безопасности!
Вот здесь вы услышите много нового и интересного: и как грести, и как «лопату» держать, и что в бочке делать, и про морковку, и главное — не ТАБАНЬТЕ!
С техникой безопасности закончили — теперь рассаживаемся по судам и вперед! Сразу оговорюсь, чтобы вы не питали иллюзий о том, что сегодня я поеду на левом борту, а завтра на правом — это не так. Скорее всего вы займете своё место и прирастете к нему до конца похода. Причин тому несколько.
Во-первых, местоположение для вас определит инструктор, опытным глазом прикинув развесовку и расстановку сил. В первый день еще возможны передвижения исключительно в целях улучшения маневренности и управляемости судна.
Во-вторых, если вы начнете пересаживаться каждый день, то в критических ситуациях (а такие будут), вы банально будете забывать «правый» вы или «левый» (и здесь я говорю не о политических пристрастиях). Ещё вчера были «левым», сегодня — уже «правый» и наоборот. А неточное выполнение команд в пороге приводит к еще более критическим ситуациям.
Поэтому рекомендую крепко подумать, прежде чем жаловаться на то, что болит рука, потому что «я сижу справа, а мне надо налево, чтобы рука отдохнула». Рука у вас болит от того, что техника гребли страдает, а следовательно, страдаете и вы. Как следствие, в данной ситуации лучше научиться правильно грести — от этого выиграет не только рука.
Всё, с формальностями покончили, теперь сплавляемся! Казалось бы, греби себе, наслаждайся пейзажами. Но постоянно напоминает о себе этот вредный тип — сидит он обычно сзади и, как водится, не гребет — опустил весло в воду и делает умный вид: мол, я тут главный. И всё бы ничего, но он еще и команды странные раздает: «Левый вперед!», «Правый табань!».
Придется к этому товарищу привыкнуть — работа у него такая: весло в воду опускать и непонятными словами ругаться. Ну еще он может на стоянке кашу приготовить, а может и этот процесс делегировать. И вообще, чем опытнее этот персонаж, сидящий на корме, тем меньше он работает. Ну, по крайней мере, с первого взгляда — именно так. А некоторые экземпляры могут еще и взять гитару вечером и так, чтобы душа свернулась, а потом развернулась!
Есть с этими товарищами проблема одна: не понятно, когда они шутят, а когда всерьез что-то говорят. Держи ухо в остро!
Одно надо запомнить — при прохождении порога, он (или она) — сто процентов не шутит и все команды необходимо выполнять с точностью, даже если они кажутся вам нелогичными.
А сплав уже полным ходом: плёсы, пороги, перекаты, озёра — в Карелии они есть практически на каждой реке, сменяющиеся пейзажи — всё то, ради чего вы собственно и ехали. Вот сплавной день подходит к концу — ищем стоянку.
Стоянка и вечерний досуг
При зачаливании рафта или катамарана к берегу сначала выходят загребающие (как водится это два здоровых мужика, сидящих на носу судна) и держат плавсредство, пока все участники один за другим не выйдут на берег. Здесь есть важное правило: не дергать лодку, когда кто-то стоит, а не сидит. Думаю, не сложно догадаться, что произойдет. И еще одно очень важное правило: по судну передвигаемся исключительно на коленях.
При выходе на берег еще одна сложная задача: не разбежаться по кустам, а всем вместе встать в цепочку и разгрузить судно и вытащить все пожитки на сушу. После этого уже можно идти ставить палатку и заниматься прочим устройством временного лагеря. Не забудьте предложить помощь инструктору с заготовкой дров и приготовлением пищи, а то эти ребята скромные — все время стесняются попросить помощи.
Тут и ужин готов. Можно и расслабиться после тяжелого трудового дня, однако с оглядкой на то, что завтра не менее трудовой день. Песни под гитару у костра? Пожалуйста! Нет гитары? Вот и акапелла-бэнд сформировался. Здесь вход идет все: и про коня, и про байдарку, и луч солнца золотого — тоже здесь.
И что немало важно — можно шуметь после одиннадцати. Кто поставил своё жилище недалеко от костра, тот просто неопытный походник =) В следующий раз лучше с палаткой уходить на дальний кордон и внести в список обязательных вещей беруши.
Итак, утро следующего дня. Все довольные и выспавшиеся выходят на завтрак, заботливо приготовленный тем самым, который с умным видом опускает весло в воду. Утренний кофе, обсуждение того, кто получил приз зрительских симпатий в номинации «Голос» во вчерашнем запеве. Но расслабляться нельзя: сегодня новый ходовой день, а значит новые пороги, новые приключения и море эмоций.
Снова сплав
Двигаемся далее. Вот впереди шивера и все думают: «Ну наконец-то текуха, сейчас можно довериться течению и не грести, а вода сама вынесет». И как только все собрались расслабиться, тишину разрывает команда: «Оба вперед! И раз! И раз! И раз!» Все в недоумении — почему так, что мешает просто сплавиться?
Оказывается, чтобы успешно управлять судном на воде, необходимо чтобы это самое судно имело скорость несколько бОльшую, чем скорость течения, только тогда прохождение будет успешным: можно будет маневрировать среди камней, вовремя совершать повороты и сохранить судно и команду в целости. А что вы думали? Здесь все как в жизни: если вы по течению плывете — то вас как щепку мотает из стороны в сторону, а если вы быстрее, а иногда и против, то у вас уже контроль над ситуацией появляется. В природе также: многие виды рыб для нереста поднимаются в реки против течения или на прокорм становятся против стремнины (то есть течения) — так в рот залетает больше. В общем, после недоуменных вопросов типа: «А зачем нам грести, если нас и так хорошо несет?» — инструктор рассказывает примерно вышеописанную историю и все встает на свои места, приходит понимание, что расслабиться в стремнинке не получится.
Где же тогда расслабляться? Нигде. Отдых то активный. Но есть одна фишечка: на плёсах (так называются спокойные участки, где практически отсутствует движение воды) или озерах, которых в Карелии великое множество, мы припрятали один бонус — это подвесной лодочный мотор. Обычно он небольшой, от 2,5 до 5 лошадиных сил, но свою работу четко выполняет: позволяет расслабиться на скучных плёсах и не выбиться из сил при встречном ветре на озере.
Но даже скучный плёс может стать очень хорошим развлечением. В группе всегда есть рыбаки. Видим плёс или озеро — вот и настал ваш час, ребята — расчехляем удочки. Ну а что же делать тем, кто не рыбачит? Здесь все от фантазии вашей зависит: самые распространенные игры в это время — это «Контакт» и «Города».
Если не знаете, о чем это я, точно надо ехать.
И вот когда все уже успели расслабиться под северным карельским солнцем, крик с кормы: «Чалимся!». Обычно эту функцию выполняют так называемые «загребные» — два самых крепких или самых опытных товарища в группе. Это означает, что им нужно выпрыгнуть на берег с чальным концом (специальной длинной веревкой) и пришвартовать, то есть привязать судно к дереву или камню на берегу.
Снова недоуменные вопросы: «Зачем? Почему?» И так же все нормально было. Объявляется осмотр порога и снова новая порция вопросов: «А зачем смотреть? А сходу нельзя? Чё мы лошары что ли?» Надо сказать, что помимо прямого назначения — осмотра, такая остановка являет собой много плюсов: размять слежавшиеся мышцы, сделать классные фото и сходить в туалет.
Ну и посмотреть на порог — что же нас ждет, и почему инструктор хочет обратить внимание на это препятствие. Осмотр предстоящего препятствия иногда действует очень отрезвляюще: некоторые сразу отказываются идти в порог со словами: «Я лучше вас с берега сфотографирую». Сразу скажу, что вы вправе сделать этот выбор — остаться на берегу, но нужно учитывать еще и то, что скажет тот товарищ, который сидит на корме, опускает в воду «лопату» и ругается непонятными командами. Если он говорит, что идти можно, то наверное стоит прислушаться, вы же приехали сюда не по берегу ходить, а сплавляться.
И вот, когда все уже наделали крутых фото для своих инстаграм-аккаунтов, чтобы поразить всех коллег и подписчиков, гид собирает всех на берегу и начинает что-то с умным видом рассказывать и показывать.
И здесь случается то, что англичане называют «vice versa»: вы видите порог и думаете: «Тут все просто, нечего делать, пройдем на раз!» Инструктор начинает рассказывать, как на самом деле: здесь «закусывает», там «подсасывает», а вот здесь если не «зацепиться», то будет весьма нехорошо. «Напоминаю, если вы оказались за бортом, не теряйте весло — оно стоит миллион, не расплатитесь!» =) Конечно же это шутка, но она очень хорошо помогает действительно не терять весло.
Почему этот аксессуар так важен? Есть два важных момента: во-первых, управление при самосплаве. При попадании в воду вы ложитесь на спину ногами вниз по течению и перед собой держите весло. Таким образом, вы встречаете препятствия, которые приготовила для вас река не головой, а ногами и мягким местом. Весло в данном случае помогает «подруливать» при самосплаве.
Во-вторых, при попадании в бочку (обратный вал воды, способный крутить вас как в центрифуге и не отпускать долго), вы крепко держите весло. Как правило, при первом попадании в бочку, вы не понимаете ничего — где верх, где низ, где ноги, где руки. И тут весло решает, поскольку у него есть лопасть, которая «как бы случайно» находит струю — ваш спасительный ключ, выход их центрифуги. Когда вы не понимаете, что происходит, струя, которая обычно находится на глубине под пеной, попадает в лопасть и вытаскивает вас из бочки. И наоборот, вы видите большой водопад, от которого дух захватывает, и с опаской спрашиваете гида: «Мы ведь туда не пойдем?», на что получаете ответ с ухмылкой: «Легко!»
Почему так? Это опыт «чтения» препятствий. На то он и инструктор, чтобы сзади сидеть, филонить, табанить и опускать «лопату» в воду, да и еще выкрикивать непонятные ругательства.
После многочисленных просмотров, прохождений без осмотров, «зеленых» остановок и прочих прелестей ходового дня, прибываем на стоянку. Сегодня был сложный день, все устали, но это еще не финал. Ставим лагерь, готовим ужин. Сегодня у костра можно задержаться подольше, ведь завтра днёвка.
Это значит, что как минимум две ночёвки будет сделано на этой стоянке и завтра точно не нужно будет собирать палатку. Поэтому и место для днёвки выбирается получше: чтобы баня была обязательно и порог хороший для покатушек, но если нет падуна, то и пляж на озере сгодится!
Источник: www.getkarelia.ru
Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам
Как и где заняться рафтингом, о чем стоит знать заранее новичкам, а также достоинства и недостатки этого вида спорта.
Здесь и далее фото unsplash.com
Если ты хочешь отправиться в настоящее путешествие, не боишься бросить вызов водной стихии и обожаешь адреналин, то стоит обязательно попробовать рафтинг.
По какой реке можно сплавиться, какими бывают маршруты для рафтинга, и о чем стоит узнать, прежде чем бронировать тур? Сейчас подробно ответим на все эти вопросы.
Что такое рафтинг
—> —>
Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным каналам на надувной лодке. Его популярность, вероятно, связана с тем, что рафтингом может заниматься практически любой человек, в том числе и новички.
Все, что требуется, чтобы присоединиться к команде — это 15 минут инструктажа, после чего ты начнешь скакать по бурным порогам или наслаждаться тишиной и спокойным течением реки.
Рафт
Лодки для рафтинга называются рафты, и самые простые из них представляют собой большую надувную лодку. Они бывают разных размеров и могут вмещать от четырех до 18 человек. Современные модели выполнены так, чтобы не затонуть от попадающей внутрь воды, и достаточно прочны, чтобы подводные камни и другие препятствия не могли их повредить.
Экипаж
В спортивном рафтинге экипаж — это единая команда, они работают в унисон, чтобы маневрировать лодкой. Каждый из членов экипажа, как правило, является высококвалифицированным специалистом по рафтингу или опытным энтузиастом. Они все могут «читать» реку, что позволяет им автономно работать в команде и отбрасывает необходимость в гиде.
В коммерческих сплавах по воде экипаж обычно состоит из новичков и нуждается в опытном гиде или капитане, который управляет лодкой. Клиенты работают вместе, чтобы выполнить команды, выкрикиваемые лидером. В этом случае гид подобен водителю, а экипаж — двигателю.
Гид
Работа гида — это, прежде всего, безопасность его команды. Он обязан проинструктировать всех и научить ряду упражнений для понимания того, как вести себя в лодке и в воде, если упадешь за борт. Гид отвечает за «чтение» реки и определение наилучшего маршрута через пороги.
Опыт лидера имеет решающее значение для веселого, захватывающего, но безопасного опыта сплава по воде. Гиды по рафтингу — это уникальные люди, которые почти всегда обладают причудливой и веселой индивидуальностью.
Снаряжение
Снаряжение для рафтинга на воде для клиента включает в себя плавучие средства, гидрокостюмы, шлемы и весло. Для гида это также еще и плот, метательная веревка, коммуникационное устройство, свисток, речной нож, средство для поддержания плавучести на порогах, аптечка первой помощи и большое направляющее весло для дополнительного рычага.
Навигация
Навигация, также известная как чтение реки — это навык, который требует большой практики. Река имеет много особенностей (объем воды, вертикальный спуск, препятствия, мусор, камни, подрезанные скалы, фильтры, отверстия, волны и многое другое), которые образуют пороги.
Работа гида состоит в том, чтобы перемещаться по реке, избегая опасностей и при этом используя все забавные особенности маршрута, которые делают сплав по реке таким увлекательным.
Плюсы и минусы рафтинга
—> —>
Если ты подумываешь о том, чтобы попробовать этот спорт, то наверняка захочешь взвесить все «за» и «против».
Преимущества
- Путешествие по дикой природе;
- Настоящее приключение;
- Новый, волнующий опыт;
- Преодоление трудностей;
- Выброс адреналина;
- Знакомство с новыми людьми;
- Возможность полюбоваться красивыми пейзажами с реки;
- Возможность сделать клевые фото.
Недостатки
- Дороговизна;
- Необходимость уезжать далеко от дома;
- Отдаленность от цивилизации большинства маршрутов;
- Риск переохлаждения и получения травм;
- Высокая опасность при несоблюдении мер безопасности.
Уровни сложности маршрутов
Хотя заняться рафтингом может каждый, но далеко не все маршруты подходят для первого раза, а на некоторые из них не стоит отправляться даже любителям, которые сплавлялись несколько раз. Маршрут оценивается по международной шкале от I до VI, с постепенно увеличивающейся сложностью и опасностью.
Размер и тип волн, удаленность, температура воды и характер реки (сплошные пороги или спокойный участок между порогами), географический рельеф (участок ущелья или равнинная, открытая местность) — все это определяет уровень сложности и то, кому подходит сплав на этом участке.
- Уровень I: быстро текущая вода с небольшими волнами / рябью
- Уровень II: легкий
- Уровень III: трудный
- Уровень IV: очень трудный
- Уровень V: экстремальный, сплавляться может только опытная команда, высока вероятность травм, есть опасность для жизни
- Уровень VI: сплав по этому участку почти точно означает смерть всех участников
Лучшие места для рафтинга
—> —>
Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:
- Грузия;
- Непал;
- Турция;
- Украина;
- Индия;
- Перу;
- Италия;
- Уганда.
Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:
- Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
- Адыгея (река Белая);
- Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
- Якутия (реки Тимпон, Чульман).
Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.
Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.
Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.
Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке
—> —>
Рафтинг — это отличный новый опыт, который подарит тебе незабываемые впечатления, однако важно убедиться, что твоя жизнь не окажется под угрозой во время сплава. Для этого, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно узнать ответы на следующие вопросы.
- Как давно компания, с которой ты собрался сплавляться, занимается рафтингом?
- Насколько опытен ваш гид?
- Соответствуют ли спасательные жилеты, которые вы наденете, стандартам безопасности? Если они повреждены, это должно тебя насторожить.
- В каком состоянии находятся шлемы? Они должны прочно сидеть на голове в течение всего сплава, поэтому недопустимо, чтобы ремни на них были оборваны.
- Внушает ли доверие речное снаряжение и надувное судно?
- Имеет ли гид квалификацию в области базовой первой помощи и СЛР (сердечно-легочная реанимация)?
- Есть ли у компании аптечка первой помощи, аварийно-восстановительный комплект и спасательные сумки?
- Насколько полным является инструктаж по безопасности? Если ты что-то не понял, не бойся задать гиду уточняющий вопрос.
- Во сколько закончится ваш сплав? Важно, чтобы вы успели закончить по крайней мере за час до наступления темноты.
Примечание: обязательно сообщи гиду о любых имеющихся у тебя серьезных заболеваниях и состояниях, а также том, как хорошо ты умеешь плавать.
На что обратить внимание во время сплава
1. На реке всегда носи спасательный жилет и убедись, что он плотно прилегает к телу. Даже если ты хороший пловец, пренебрегать этой мерой безопасности нельзя.
2. Помни, что шлемы в основном предназначены для того, чтобы уберечь тебя от весел восторженных товарищей по рафтингу и очень редко — в качестве защиты от камней на реке. Однако, поскольку такая опасность есть, не снимай шлем до окончания сплава и убедись, что он надежно закреплен на твоей голове.
3. Не привязывай / не обматывай веревкой запястья, руки, ноги или шею! Это может быть опасно, если ты упадешь в воду.
4. Не ставь ноги на страховочный трос снаружи рафта во время гребли. Так ты можешь пострадать, если ударишься о валун.
5. В случае, если рафт вот-вот ударится о валун, не пытайся остановить двухтонный импульс надувного судна своим легким веслом, ногой или руками, поскольку так можно получить травму.
—> —>
6. Прекрати водные бои и другие забавные занятия перед порогами и убедись, что личное защитное снаряжение — спасательный жилет и шлем — плотно прилегают к телу.
7. Если ты упал в воду, не паникуй и расслабься: спасательный жилет немедленно поднимет тебя на поверхность. Существует около 90% вероятности, что ты всплывешь прямо рядом с рафтом. Хватайся за него. Помни, что надувное судно — это твой самый большой спасательный жилет на реке.
В случае, если ты окажешься вдали от рафта, ляг на спину, направив ноги вниз по течению. Не пытайся резко встать, так как можешь зацепиться ногой за камень или другое подводное препятствие. Внимательно слушай своего гида, даже если его указания противоречат твоим инстинктам — плыви туда и так, как он скажет.
8. Получай удовольствие! Если ты сплавляешься вместе с опытным гидом и четко следуешь его инструкциями, не забывая о мерах безопасности, то рафтинг принесет массу ярких впечатлений, и ты наверняка захочешь повторить!
Источник: playboyrussia.com