Современная механическая рулевая система представляет собой механический шестеренчатый редуктор (рулевую машинку) и один рулевой трос «тяни-толкай» с «червяком» на стороне редуктора (либо зубчатой рейкой) и стальным штоком на стороне двигателя.
К основным преимуществам «механики» стоит отнести доступную цену, а также простоту и надежность конструкции.
К недостаткам, а точнее конструктивным особенностям, — критичность рулевого троса к количеству изгибов и их радиусу. Первых в идеале не должно быть более двух (90 градусов каждый), а второй не должен быть менее 20 см.
Конструкция корпусов большинства моторных лодок и катеров позволяет без труда соблюсти эти требования, поэтому механические рулевые системы остаются самыми востребованными на рынке. «Механика» может применяться для управления судами с двигателями мощностью до 300л.с., однако, обладая даже 90- сильным двигателем, уже можно задуматься об установке гидравлической системы рулевого управления.
Виды дистанционного управления лодочным мотором
Для регулирования оборотов двигателя и направления вращения винта устанавливается газореверсная машинка, его еще называют пультом дистанционного управления. Простейшая машинка имеет два рычага, один из которых отвечает за подачу топливовоздушной смеси через дроссель, а второй за переключения передач на редукторе двигателя.
Алюминиевая моторная лодка Wyatboat 430 под румпельное управление
Для управления самой лодкой, направлением ее движения служит система, состоящая из руля и редуктора, соединенного с двигателем тросом или гидравликой.
Установка рулевой консоли для лодки ПВХ
Установка конструкции дистанционного управления движением судна не составляет труда, но некоторые моменты необходимо прояснить, это:
- желательно устанавливать ее на середине лодки (берется длина плавательного средства, и делим пополам), это размещение уравновешивает реактивную силу гребного винта;
- всегда при установке учитывайте мощность ПЛМ;
- применяйте редуктор к двигателю соответствующей мощности: Т67 для мотора 60 лошадиных сил;
- для этой пары рекомендуется трос Т-09 ил М58;
- в этом случае диаметр штурвала не должен быть больше 400 миллиметров.
Если подвесной мотор в диапазоне 60-110 «лошадей», специалисты рекомендуют применить редуктор Т71. Он не нуждается в специфической наладке, изготовлен из сплава алюминия и дюраля, прочный к механическим воздействиям.
Редуктор Т85 устанавливается на рулевой конструкции, мотор которых до 160 «лошадей», параметры:
- ход 220 миллиметров;
- штурвал делает три оборота до блокировки;
- передает усилие до 350 килограмм;
- допустимый min. изгиб троса 200 миллиметров, трос М66.
Устройство дистанционного управления лодкой
- Механическая рулевая система имеет преимущество перед гидравлической в простоте конструкции и относительно низкой цене, но уступает в точности управления моторами. Она состоит из механического рулевого редуктора, троса, рычага и рулевого колеса. Чем мощнее двигатель, тем сложнее его управление, для каждой группы двигателей нужен подходящий редуктор, но при мощности более 150 л.с. рекомендуется устанавливать гидравлическую систему.
- Не ко всем лодочным моторам можно подключить систему дистанционного управления. Из доступных по цене двигателей Yamaha в категории до 30 л.с. представлены три модели.
- Рулевое управление мотора 25 BWC можно уставить как румпельное, так и позже подключить дистанционное, а вот для управления подачей топлива и переключением передач потребуется газореверсная машинка. Его мощность составляет 25 л.с. и цена у официальных дилеров 176 300 рублей, модели с мощностью в 30 л.с. также обладающие возможность подключения дистанционного управления, стоят ненамного дороже.
- Из двухтактных моторов Suzuki стоит обратить внимание на модель DT 30 RL, ориентировочная цена в 142 000 р. В комплект поставки мотора входят газореверсная машинка, переходники тросов и рулевая тяга. Аналогичный по мощности и с возможность подключения ДУ, но уже четырехтактный двигатель будет стоить на 100 тысяч дороже.
- Двухтактные двигателя Tohatsu M 30 HE PL с возможность подключения дистанционного управления стоит чуть дороже, 166 000 рублей, как видно цены на японские моторы примерно на одном уровне, потому стоит обращать внимание на такие факторы, как надежность модели, отзывы других владельцев и экономичность.
- Отечественный мотор, с возможность установкой дистанционного управления, Вихрь 30 Э сравним по мощности с японскими, но значительно выигрывает в цене – всего 53 000 рублей. У него отличная от зарубежных система рулевого управления. Для поворота используются два троса, вместо одного, вследствие чего монтаж несколько усложняется. Сейчас многие российские производители комплектуют свои лодки системой дистанционного рулевого управления, что весьма удобно.
Рулевая консоль для лодки своими руками
Причиной самостоятельного изготовления рулевой конструкции служит не соответствие между желаемой функциональностью и комфортностью с продаваемой комплектацией изделий. Когда предлагают плав. средство из ПВХ укомплектованную по вашим требованиям, ее стоимость превышает начальную раза в два.
Конструкцию для управления движением можно делать самому, на нее крепиться будут следующие элементы, это:
- колесо управления (руль);
- приборы – тахометр, вольтметр, эхолот;
- можно расположить на ней сигнальные огни, прожектор поворотный, звуковой сигнал.
Выбираем ширину изделия 45 сантиметров, в ее основании будет стоять аккумулятор. Ноги судоводителя помещаются по задуманной комфортности внутрь конструкции, поэтому все края должны быть округлыми. Материал для изготовления «дистанционки» ─ водостойкая фанера толщиной 12 миллиметров.
Наши действия:
- детали конструкции выпиливаются отдельно и собираются на уголках, которые применяются в монтаже мебели;
- края нашего изделия и соединения смазываются эпоксидным клеящим составом;
- на лицевой панели делаем отверстие для редуктора;
- выводим на панель выключатели и приборы контроля работы ПЛМ, а также трос «моментальной» остановки мотора;
- проводим шлифовку конструкции, покрываем ее стеклотканью, грунтуем;
- после высыхания покрываем всю конструкцию морской краской;
- ее крепим к пайолу лодки, в нашем варианте 5 мощных шурупов.
Комплектующие элементы дистанционного управления, это:
- редуктор;
- штурвал;
- машинка реверс-газ;
- приборы контроля ПЛМ.
Элементы приобретаются заранее, и под них адаптируется консоль.
Установка дистанционного управления лодочным мотором
- Стоит с внимательностью отнестись к выбору места расположения газоревресной машинки, так как после установки для переноса нужно будет либо укорачивать, либо покупать новые троса.
- Самостоятельная установка дистанционного управления на лодку без соответствующей подготовки может стать причиной поломки двигателя, но если вы решились на это, то стоит основательно подготовиться.
- Перед покупкой троса стоит точно рассчитать расстояние от машинки до двигателя, прокладка должна осуществляться в таких местах, чтобы рубашка троса подвергалась механического воздействию и надежна закреплена, допустимый радиус изгиба не более 150 мм.
- Подробная схема подключения должна быть в инструкции к двигателю. Установка системы дистанционного управления на надувную лодку немного сложнее, для этого используют рулевые консоли, которые крепятся к баллонам или устанавливаются прямо на палубу лодки.
- На многих лодках с жесткими корпусами предусмотрены места для монтажа машинки и рулевого механизма, что значительно упрощает монтаж системы ДУ.
Принцип действия и установка
Система дистанционного управления состоит из:
1) Рулевого дистанционного управления
Дистанционное управление для лодочного мотора состоит из нескольких различных приспособлений: рулевого колеса, редуктора, рулевого троса и рулевой тяги. Эти элементы, с помощью закрепления между с собой, образуют систему управления.
При выборе рулевого дистанционного управления на лодку учитывайте, в первую очередь, мощность ее мотора. Грамотное сочетания мощности мотора и определенного вида редуктора дистанционного управления, предполагают лучшие результаты и обеспечивают наиболее эффективную эксплуатацию.
Одно-тросовая система дистанционного управления — в данное время наиболее распространённая система, устанавливается на импортных агрегатах. Управление осуществляется с помощью руля (штурвала), который установлен на валу рулевого редуктора. Вращательное движение штурвала через рулевой редуктор преобразуется в возвратно- поступательное движение рулевого троса, на конце которого крепится рулевой рычаг (он закреплен на специальную рейку в нижней части поддона лодочного мотора).
Отличительная особенность в этой системе — принцип работы рулевого редуктора, это так называемая «зубчатая» передача. В данный редуктор заводится наконечник троса с зубцами, а оболочка прикручивается к корпусу редуктора, создавая упор. При повороте рулевого колеса трос выходит/заходит со второго отверстия в специальный защитный чехол, который обычно набивают смазкой.
Полная перекладка руля, как правило, осуществляется за два с половиной оборота. Другой конец рулевого троса подсоединяется к двигателю. Рубашка троса снова служит упором, а сам трос толкает/тянет двигатель, поворачивая его вправо-влево с помощью штока и рулевой тяги, которая подсоединяется к опорной пластине.
Упор для рубашки может быть осуществлен несколькими способами, в зависимости от типа лодки и модели двигателя — к струбцине мотора или к транцу. На рулевом рычаге имеется рулевая тяга, благодаря ей можно менять угол приложения усилия при повороте и откидывать двигатель. Рулевой рычаг и опорная пластина под него устанавливается индивидуально для каждого мотора, это исключает все помехи при ходе штока и обеспечить максимальный угол поворота мотора.
2) Дистанционного управления реверсом и дроссельной заслонкой.
Для дистанционного управления переключением передач и дроссельной заслонки лодочного мотора необходимо дополнительно прокладывать в лодке два троса газ реверс, один из которых управляет дроссельной заслонкой, а второй служит для переключения передач редуктора двигателя. Управление осуществляется с помощью специальных пультов или, как их называют по-другому, коммандеров и машинок газ реверс. Наиболее удобная и отлаженная машинка газ-реверс — это та, которая приобретается вместе с мотором (фирменная).
Трос для дистанционного управления лодочным мотором
В системе рулевого управления при подборе троса нужно исходить из модели рулевого редуктора, а он подбирается по мощности навесного мотора.
Для подбора троса управления двигателем следует знать, что к каждому двигателю подходит трос только определенной марки, а его длина рассчитывается исходя из длины лодки.
Следует измерить расстояние от машинки до транца лодки, прибавить к нему половины ширины транца и 90 см. для поворотной петли.
При расчете длины троса рулевого управления замеряется расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину пути вдоль борта плюс половина ширины транца. В конце вычесть 10 см за каждый изгиб в 90 градусов, в результате мы получим требуемую длину троса.
Что касается марок, то в инструкции к мотору указаны требуемая марка троса и его класс, также есть универсальные тросы подходящие к большинству двигателей Yamaha, Suzuki, Tohatsu.
Для моторов от Mercury и Johnson придется приобрести дополнительные адаптеры в случае использования универсальных тросов.
Выбор троса для газа и реверса
Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами).
К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.
Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.
Консоль и приборная панель
- Консоль рулевого управления на надувных лодка с жестким дном легко крепится к днищу болтами и представляет собой два кронштейна с панелью для крепления машинки и руля. Для лодок с мягким дном и небольших размеров консоль крепится на баллон носовой части или одного из бортов.
- Также есть модели консолей для крепления на банку, представляет собой полноценную панель с возможность установки приборов и ветрового стекла. Изготавливается из стеклопластика, имеет малый вес и хороший дизайн с возможность установки в нее эхолота и навигатора. Полноценные панели для установок на лодки с жестким полом может представлять собой пульт совмещенный с креслом для экономии места и большего комфорта.
- Стандартный набор приборов на панели – тахометр со счетчиком моточасов, индикатор уровня топлива и спидометр, показывающий скорость движения лодки относительно воды.
Нелишними будут и различные индикаторы:
- температуры головки блока;
- температуры воды за бортом;
- давления воды в системе охлаждения;
- угла наклона двигателя, а также амперметр и вольтметр.
Есть как универсальные приборы, так и специальные, предназначенные для двигателей определенного производителя или конкретной модели. Эти приборы необходимы в случае использования дорогостоящего двигателя средней и большой мощности, они помогают контролировать условия его работы и избежать перегрева или неожиданной разрядки аккумулятора.
Разновидности ДУ
Существует два типа систем, служащих для управления двигателем судна. Они могут применяться по отдельности либо совместно.
- 1.Системы, в функцию которых входит включение передней, задней или нейтральной передачи, а также регулирование положения дроссельной заслонки, что позволяет изменять обороты винта, воздействуя на скорость движения судна.
- 2.Системы, которые предназначаются для осуществления маневрирования, изменения направления движения лодки и т.д. Их работа построена на том же принципе, что рулевое управление в автомобиле.
Предназначение рулевого управления
Рулевая консоль для лодки ПВХ сконструирована для регулирования перемещения плавсредств без приближения к мощным подвесным двигателям. Устройство удаленного управления монтируется с помощью шасси, к которому подключаются коммуникационные провода для регулирования лодочного мотора.
- штурвал;
- редуктор;
- машинку-регулятор газа и реверса.
Помимо основных комплектующих в состав системы включают эхолот, вольтметр, триметр, тахометр, навигационные приборы. На управляющей панели можно установить индикатор заряда аккумуляторного блока, управление осушительной помпой, выключатель.
Источник: volgamaster34.ru
Что такое румпельное управление лодочным мотором
Румпель – это специальный рычаг, который является составляющей частью устройства лодочного управления. Другими словами — это поворотник баллера.
Общая информация
Одноплечий румпель, имеющий одно колено, называется продольным, а двуплечий, который имеет и второе, шарнирно закреплённое к первому, колено, — поперечным; румпель же, имеющий форму сектора с тросовым (румпель-тали, румпель-штерты) или зубчатым приводом, — секторным.
- Однорычажный румпель целесообразно использовать на катере с транцевой кормой, а двухрычажный обычно навешивается на руль при вельботной корме; натяжеиие троса регулируется винтовым талрепом. Существенным усовершенствованием однорычажного грумпеля следует считать румпель, выполненный в виде сектора.
- Использование секторного румпеля позволяет сохранить постоянное передаточное отношение от штурвального колеса к рулю, устраняет угловые колебания троса в горизонтальной плоскости в процессе перекладки руля и допускает весьма близкое расположение роликов тросовой проводки. Натяжение троса в этом случае проще всего регулировать с помощью ролика, поворачивающего трос в обратном направлении и установленного на длинном резьбовом штыре, который с помощью гайки и контргайки крепится к переборке, кронштейну илн иному жесткому элементу набора. Натяжение троса производится лишь в одной ветви управления, что приводит к изменению положения штурвала при нахождении руля в ДП.
Румпельный удлинитель
Румпеля, зачастую недостаточно для того, чтобы переместить тяжесть лодки ближе к носу. С этой целью и был создан удлинитель румпеля для лодочного мотора.
Существует два вида румпельного удлинителя:
Простой удлинитель подходит почти для всех типов лодочных двигателей с ручным управлением. Телескопический удлинитель просто создан для смещения центра тяжести в лодке. Он монтируется на самом румпеле. В подвесных моторах это осуществляется благодаря винтовому креплению. Максимальная длина телескопического румпеля может достигать 102 сантиметров.
Видео
Виды рулевого управления для лодочного мотора
В ряду наиболее важных систем любого судна, рулевая занимает лидирующую роль. Посудите сами, каким бы промыслом вам ни довелось заниматься с лодки, от того насколько она послушна рулю зависит очень многое. Иногда добыча рыболова-охотника, а иногда здоровье или даже жизнь. Поэтому крайне важно уделить максимум внимания выбору системы рулевого управления, а затем поддержанию ее в рабочем состоянии.
Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора
Сегодняшний рынок предлагает владельцам моторных лодок и катеров два типа рулевых систем управления:
- румпельное (ручное, прямое) управление зачастую штатно ставится на спасательные, рыбацкие и спортивные лодки, этот тип управления отлично подходит судам, чья задача – частое и сложное маневрирование.
- дистанционное управление, отличный выбор для лодок, длина которых превышает 3,5 м. Находясь у рулевого колеса, человек ведущий судно получает гораздо лучший обзор, нежели у румпеля, что добавляет системе очков в плане безопасности.
В любом случае основными критериями при выборе системы рулевого управления, являются – мощность двигателя, размер судна и расстояние от руля до транца лодки. В последнее время, на рынке наблюдается существенный перевес продаж в пользу систем, основанных на принципах дистанционного управления, о них и хочется поговорить в этой статье.
Дистанционное рулевое управление лодочным мотором
Специалисты разделяют устройство дистанции на три основных типа, вот они:
- механическая (стандартная тросовая дистанция);
- гидравлическая;
- электрическая или правильнее будет сказать электрогидравлическая (трим).
Давайте теперь попробуем разобраться в каждой внимательнее, найти сильные и слабые стороны и выбрать, если конечно таковой найдется – лидера в номинации цена—качество.
Механическое рулевое управление
Набор стандартного механического рулевого устройства включает в себя следующие комплектующие:
- Механический рулевой редуктор. В зависимости от мощности мотора к управлению которым подключается этот узел, их делят на две группы: для двигателей до 55 л.с. и более 55 л.с. В свою очередь, рулевые редукторы второй группы (более 55 л.с.) имеют допуски к применению на моторах мощностью до 200 л.с. Вот только специалисты, рекомендуют двигатели после 150 л.с. оборудовать уже гидравлическими рулевыми системами, ввиду большой массы и мощности моторов.
- Рулевой трос. Трос металлический, запакованный в пластиковую оболочку, внутри которой свободно двигается. Марка троса зависит от модели редуктора. А вот его длину определяют, отталкиваясь от габаритов и конструкционных особенностей судна. Установленному на лодке двигателю мощностью до 55 л.с., соответствует марка троса М58, свыше 55 л.с. марка М66.
- Рулевые рычаги или тяги, подбираются согласно марке и количеству установленных на лодку моторов. Здесь нет четких правил установки и соответствия, поэтому каждый случай стоит рассматривать отдельно.
- Рулевое колесо или штурвал. Самая понятная даже новичкам часть рулевой системы. Крепится, как правило, на рулевой редуктор. Не имеет строгого соответствия, каким-либо конкретным рулевым системам.
Принцип действия механического рулевого управления следующий: поворот руля в левую или правую сторону приводит в движение шестерню рулевого редуктора, на которую наматывается рулевой трос, проложенный вдоль борта судна. К двигателю трос крепится посредством рулевых рычагов. Переключение передач, регулировка оборотов и угол наклона подъема двигателя также осуществляется через тросы, правда меньшего диаметра, так как нагрузка на них минимальна.
Плюсы механической дистанции:
- невысокая цена;
- беспроблемный монтаж;
- огромный выбор на рынке.
Без минусов тоже не обошлось:
- сравнительно недолгий срок службы;
- чувствительность тросов к особенностям укладки в корпусе судна;
- проблемы с управлением слишком мощными двигателями.
Цена среднего по качеству комплекта около 10 000 рублей.
Гидравлическое рулевое управление
Гидравлическая дистанционная система чаще всего монтируется в паре с моторами, мощность которых превышает 150 л.с. и состоит из следующих узлов и деталей:
- Помпа рулевого привода является ручным масляным насосом, на валу которого закреплено рулевое колесо. При вращении колеса с валом в ту или иную сторону помпа посылает под давлением масло к определенным полостям гидроцилиндра, закрепленного на подвесном двигателе.
- Гидроцилиндр является устройством разделенным поршнем со штоком на две полости. В момент приложения усилия к рулю, давление масла в одной из полостей вырастает, и поршень идет в обратную сторону, направляя усилие либо на подвижную часть двигателя, либо на поворотную колонку.
- Гидравлические шланги соединяют рулевую помпу с гидроцилиндром. Длина и прочие рабочие параметры рассчитываются исходя из габаритов и конструкционных нюансов катера или лодки.
- Рулевое колесо идентично вышеописанному в разделе о механической дистанции.
Важнейшей составляющей гидравлического рулевого управления является масло. Такие его свойства как отсутствие способности к сжатию и минимальное трение, приводят к полному исключению люфта. Поэтому в точности передачи сигнала от руля к конечному механизму гидравлической дистанции нет равных.
К достоинствам гидравлического дистанционного управления можно отнести:
- усилие, прилагаемое на рулевое колесо, в сравнении с механикой, практически отсутствует;
- точность в передаче сигнала от руля к двигателю;
- возможность монтажа системы в связке с несколькими моторами;
- возможность подключения системы «Автопилот»;
- возможность управлять гораздо более мощными моторами, чем с механикой;
- надежность.
Электрическое рулевое управление
Рассматриваемый комплекс приборов и механизмов, это скорее дополнение к двум вышеописанным системам, чем самостоятельное рулевое управление. Поэтому логичным будет просто пройтись по основным моментам симбиоза трех этих систем.
- основное преимущество этой системы в возможности отказаться от частичного или даже полного использования тросов;
- пульт управления и двигатель соединены между собой лишь кабелем, который передает электрические сигналы к установленным на двигателе электромоторам, а уж они дают ход поршням гидроцилиндров;
- электрическая система также дает возможность исключить установку тросов на переключатели передач и газ/реверс;
- при наличии на судне спаренных двигателей, электрическая система единственный способ синхронного управления ими.
Рулевое управление для лодочных моторов различных производителей
Магазинов, продающих запчасти и аксессуары на лодки и катера тысячи. Не меньше и фирм производителей как лодочных моторов, так и комплектующих к ним. Поэтому мы попробуем составить среднюю картину по ценам на известные марки моторов и рулевых систем к ним.
Ямаха. Признанный гранд. Производит двигатели для различных климатических условий, мощностью от 30 л.с. до 350 л.с. Большая часть моторов Ямаха поставляется с дистанционным управлением в комплекте.
Неплохо справляются со своей ролью итальянцы, признанные мастера корабельных дел, цены на их продукцию расположены возле отметки 30 000 рублей. Бодро, впрочем, как и на остальной рынок в нишу лодочных аксессуаров входят азиаты: Китай, Тайвань. Их цены ниже, 10 000–15 000 рублей, но и качество, ставшее нарицательным, заставляет с придирчивостью относиться к выпускаемой ими продукции.
Моторы других популярных фирм, как Сузуки, Хонда, Тохацу, Меркурий можно не рассматривать отдельно. К ним применимы все вышеперечисленные правила и цены.
Итожа все сказанное, можно прийти к таким выводам: гидравлические системы управления двигателями, более надежны, универсальны, но и существенно дороже систем механической дистанции. Приличный комплект, да если с электронным тюнингом, потянет где-то на 150 000 рублей.
Вот такой ценовой диапазон. А что выбрать, решать только вам, владельцы лодок и катеров. Стоит только помнить о «золотой середине» и не забывать поговорку «Скупой платит дважды». Удачи и семь футов под килем!
Управление лодочным мотором
Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.
Безопасное управление лодкой с мотором
Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.
Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.
Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды.
Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.
Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.
Ручное управление лодкой
Моторами мощностью до 50 л.с. управляют с помощью румпеля. Для движения на лодке с румпельной системой управления делают следующее:
• приехав на водоем лодку накачивают, устанавливают банки и жесткое дно, вставляют в уключины и прикручивают гайками весла;
• лодку спускают на воду, складывают в нее удочки, якорь, сумки и ящики с рыболовными и кемпинговыми принадлежностями;
• выносной бензобак привязывают ремнями к дну лодки или крепят к банке;
• мотор устанавливают на транец лодки, фиксируют струбцинами, дополнительно привязывают страховочным тросом к транцу;
• на бензобаке открывают воздушный клапан. Соединяют шлангом выносной бензобак и мотор;
• судоводитель и пассажиры садятся в лодку;
• лодку отталкивают от берега, отплывают не несколько метров;
• мотор опускают дейдвудом в воду, чеку вставляют в кнопку «стоп»;
• открывают (при наличии) топливный кран. Установленной на бензошланге «грушей» накачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;
• рычаг скорости устанавливают в положение «нейтраль»;
• вытягивают ручку подсоса, рычажок (или ручку) газа устанавливают на 1/3, румпель направляют вдоль лодки;
• несколько раз дергают за ручку стартера. Как правило, исправный двигатель заводится со второго – третьего рывка;
• несколько минут двигатель прогревают на холостом ходу, далее ручку подсоса ставят в режим рабочего хода, убавляют газ до минимума и включают необходимую передачу. На маломощных моторах для движения назад двигатель разворачивают на оси на 180°;
• прибавляя газ начинают движение лодки. Для изменения направления движения мотор румпелем поворачивают на оси. Для изменения скорости лодки двигают рычажок или поворачивают ручку газа.
Система дистанционного управления лодкой
Управление лодкой с помощью румпеля во время длительных переходов очень утомительно. У судоводителя устают руки и поясница, с кормы лодки сложно наблюдать за обстановкой впереди. Для облегчения длительных водных переходов на нос лодки устанавливают систему дистанционного управления.
Система дистанционного управления устанавливается на алюминиевые и полихлорвиниловые лодки, RIBы и пластиковые катера. Состоит она из следующих частей:
• консоль или рулевая стойка с штурвалом;
• система электрического запуска мотора;
• машинка газа-реверса и переключения скоростей.
Для подключения системы д/у пригодны лодочные моторы мощностью от 9 л.с. Мотор устанавливают на транец лодки, снимают румпель, устанавливают троса и рычаги системы д/у, электрический стартер и аккумулятор. Консоль устанавливают на нос лодки, крепят к баллонам бортов или к полу (в зависимости от ее конструкции).
Как правило, оборудованную системой д/у лодку сдувают только для зимнего хранения. Все лето лодка лежит накачанная с установленным мотором на прицепе. Приехав на водоем водномоторник заезжает прицепом в озеро или реку, спускает лодку на воду.
Для управления оборудованной системой дистанционного управления лодкой водномоторник ключом зажигания заводит лодку, несколько минут прогревает двигатель на холостом ходу, включает скорость, начинает движение. Для поворотов лодки судоводитель крутит штурвал, для изменения скорости и переключения передач передвигает рычаг машинки газ-реверса.
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Валы
- Компрессоры
- Моторы
- Редукторы
Источник: evakuatorinfo.ru
Румпельное управление лодочным мотором что значит
Одна из основных приятных особенностей ПЛМ заключается в простоте управления. В подтверждение этих слов можно привести два факта, которые скажут сами за себя.
Во-первых, управление лодочным мотором осуществляется одной рукой. Во-вторых, для управления лодочными моторами малой и средней мощности(до 5 лошадиных сил) даже не нужно иметь права.
Не смотря на то, что управление может отличаться от модели к модели, отличаться оно будет лишь в мелких деталях, которые легко освоить самому даже на интуитивном уровне, в остальном же, базовые принципы управления едины практически для всех моделей ПЛМ.
Ниже я и рассмотрю эти самые базовые принципы.
Базовые принципы управления лодочным мотором.
Ручной стартер.
Прежде всего, для того, чтоб управлять лодочным мотором, его нужно завести. Для этого медленно потяните ручку ручного стартера до тех пор пока не закончиться «свободный ход», пока не почувствуете сопротивление, затем резко дёрните ручку «на себя», чтобы запустить движок.
Если с первого раза не получилось – ничего страшного, просто повторите процедуру.
После того как движок завёлся – верните ручку в исходное положение.
Румпель.
Румпель позволяет изменять направление движения судна. Для того, чтобы изменить направление движения достаточно повернуть ручку влево или вправо в зависимости от выбранного курса.
Если вы новичок, то первое время избегайте резких движений румпеля, по крайней мере до тех пор пока не научитесь «чувствовать» лодку. Так же хочу заметить, что при кардинальной смене курса, на достаточно «крутых» поворотах следует сбрасывать обороты двигателя во избежание опрокидывания судна.
Винт фиксатора рулевого управления позволяет регулировать усилие, необходимое для поворота ручки румпеля. Так же с помощью этого винта можно зафиксировать двигатель в одном положении, к примеру если вы собираетесь длительное время плыть вперёд.
Рукоятка дросселя.
Рукоятка дросселя служит для управления оборотами двигателя, скоростью вращения винта и соответственно скоростью движения судна.
Для увеличения скорости рукоятку следует повернуть против часовой стрелки, для уменьшения соответственно по часовой стрелке.
Здесь так же следует соблюдать осторожность если вы только осваиваетесь. Не следует слишком быстро набирать обороты или слишком быстро сбрасывать.
Рукоятка дросселя, так же как и ручка румпеля, имеет фиксатор, который позволяет либо зафиксировать рукоятку в нужном положении, для длительного движения в одном темпе, либо отрегулировать удобное для вас усилие, которое требуется для поворотов рукоятки.
Рычаг переключения передач.
Если двигатель оборудован коробкой переключения передач, то первое, что стоит усвоить – это то, что при переключении передач обороты следует сбрасывать до минимума, то есть повернуть рукоять дросселя по часовой стрелке «до упора». А так же учесть то, что запуск двигателя необходимо осуществлять при включенной нейтральной передаче.
В остальном же всё просто, достаточно следовать обозначениям указанным возле «флажка» переключения и переводить его в нужное вам положение. Обозначения у «флажка» трактуются следующим образом: F — движение вперед(винт вращается), N – нейтраль(двигатель работает, винт не вращается), R — задний ход(обратное вращение винта).
Остановочный линь.
Остановочный линь вряд ли можно отнести к непосредственным органам управления лодочным мотором, но тем не менее от таковым является.
Суть этого приспособления в том, что при возникновении экстренной ситуации(если вы оказались за бортом судна) остановочный линь заглушит двигатель, тем самым убережёт вас от травмирования винтом двигателя и от самопроизвольного движения лодки.
Устройство и использование очень простое, это своеобразный ремешок, который с одной стороны крепиться к кнопке аварийной остановки двигателя, а с другой, крепиться к одежде или надевается на руку или ногу.
Так уж сложилось, что ввиду нашего менталитета многие пренебрегают использованием данного устройства, настоятельно рекомендую вам этого не делать.
Вот в принципе и всё, базовые принципы управления лодочным мотором мы рассмотрели, как и сами органы управления. Как видите всё действительно предельно просто. Усилий минимум, удовольствия море, как в прямом, так и в переносном смыслах.
Не смотря на то, что в рамки данной статьи не входит рассмотрение ничего кроме базовых принципов, я хочу рассказать вам об одном возможном и весьма удобном дополнении к вашему двигателю и лодке, такой занимательной вещи как дистанционное управление.
Дистанционное управление лодочным мотором.
Да, когда я впервые об этом услышал у меня тоже округлились глаза в предвкушении увидеть пульт управления с антенкой и рычажками как у детской игрушки. Но мне придётся вас разочаровать, речь пойдёт немного о другом управлении, не таком захватывающем, но зато более практичном.
Вся суть заключается в том, чтоб перенести органы управления лодочным мотором на отдельный блок/консоль на лодке.
В некоторых случаях это делается для удобства управления судном и снижения утомляемости водителя, а в некоторых это делается из соображений безопасности, т.к. на достаточно габаритной лодке при управлении румпелем ухудшается обзор по курсу лодки, что может привести к столкновению с препятствием.
О правах.
Так же хочу вам напомнить, а для тех кто ещё не в курсе сообщить приятную информацию.
Согласно приказу министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 423, права на управление лодочными моторами мощностью до 5 лошадиных сил включительно, не требуются.
Управление лодочным мотором
Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.
Безопасное управление лодкой с мотором
Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.
Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.
Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды.
Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.
Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.
Ручное управление лодкой
Моторами мощностью до 50 л.с. управляют с помощью румпеля. Для движения на лодке с румпельной системой управления делают следующее:
• приехав на водоем лодку накачивают, устанавливают банки и жесткое дно, вставляют в уключины и прикручивают гайками весла;
• лодку спускают на воду, складывают в нее удочки, якорь, сумки и ящики с рыболовными и кемпинговыми принадлежностями;
• выносной бензобак привязывают ремнями к дну лодки или крепят к банке;
• мотор устанавливают на транец лодки, фиксируют струбцинами, дополнительно привязывают страховочным тросом к транцу;
• на бензобаке открывают воздушный клапан. Соединяют шлангом выносной бензобак и мотор;
• судоводитель и пассажиры садятся в лодку;
• лодку отталкивают от берега, отплывают не несколько метров;
• мотор опускают дейдвудом в воду, чеку вставляют в кнопку «стоп»;
• открывают (при наличии) топливный кран. Установленной на бензошланге «грушей» накачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;
• рычаг скорости устанавливают в положение «нейтраль»;
• вытягивают ручку подсоса, рычажок (или ручку) газа устанавливают на 1/3, румпель направляют вдоль лодки;
• несколько раз дергают за ручку стартера. Как правило, исправный двигатель заводится со второго – третьего рывка;
• несколько минут двигатель прогревают на холостом ходу, далее ручку подсоса ставят в режим рабочего хода, убавляют газ до минимума и включают необходимую передачу. На маломощных моторах для движения назад двигатель разворачивают на оси на 180°;
• прибавляя газ начинают движение лодки. Для изменения направления движения мотор румпелем поворачивают на оси. Для изменения скорости лодки двигают рычажок или поворачивают ручку газа.
Система дистанционного управления лодкой
Управление лодкой с помощью румпеля во время длительных переходов очень утомительно. У судоводителя устают руки и поясница, с кормы лодки сложно наблюдать за обстановкой впереди. Для облегчения длительных водных переходов на нос лодки устанавливают систему дистанционного управления.
Система дистанционного управления устанавливается на алюминиевые и полихлорвиниловые лодки, RIBы и пластиковые катера. Состоит она из следующих частей:
• консоль или рулевая стойка с штурвалом;
• система электрического запуска мотора;
• машинка газа-реверса и переключения скоростей.
Для подключения системы д/у пригодны лодочные моторы мощностью от 9 л.с. Мотор устанавливают на транец лодки, снимают румпель, устанавливают троса и рычаги системы д/у, электрический стартер и аккумулятор. Консоль устанавливают на нос лодки, крепят к баллонам бортов или к полу (в зависимости от ее конструкции).
Как правило, оборудованную системой д/у лодку сдувают только для зимнего хранения. Все лето лодка лежит накачанная с установленным мотором на прицепе. Приехав на водоем водномоторник заезжает прицепом в озеро или реку, спускает лодку на воду.
Для управления оборудованной системой дистанционного управления лодкой водномоторник ключом зажигания заводит лодку, несколько минут прогревает двигатель на холостом ходу, включает скорость, начинает движение. Для поворотов лодки судоводитель крутит штурвал, для изменения скорости и переключения передач передвигает рычаг машинки газ-реверса.
Румпельное или дистанционное управление? Что выбрать?
По способу управления лодочные моторы делятся на два вида: румпельные (ручные) и дистанционные. Зачастую судовладелец оказывается в тупике, столкнувшись с вопросом выбора двигателя по типу управления. Советы опытных владельцев моторных ботов и катеров о том, как правильно выбрать лодочный мотор, также не облегчают положение, ведь каждый водномоторник самостоятельно принимает решение, учитывая множество факторов:
- тип плавсредства, его назначение и частота использования;
- габариты и технические характеристики лодки;
- предпочтение самого владельца судна: безопасность, комфорт, наличие нагрузки.
Румпельное управление
Управление лодкой данным способом производится румпелем – ручкой газа, расположенной на рулевой сошке, выходящей из самого мотора. Данный рычаг передаёт кутящий момент на специальный вал (баллер), который снизу соединяется с пером руля, а сверху – с ручкой газа.
Человек, управляющий ботом, садится боком к мотору и, воздействуя на рычаг одной рукой, направляет его по нужному курсу.
Где используется?
Ручное регулирование считается наиболее подходящим для использования на следующих видах маломерных судов:
- рыбацкие лодки – отличное взаимодействие и контроль над снастью: можно подсекать рыбу и удерживать удочку одной рукой;
- спасательные, спортивные и патрульные судна – возможность быстрого маневрирования, лёгкое прохождение сложных участков и резких поворотов, благодаря прямому правлению;
- прогулочные и туристические судна – надёжность и простота использования, не занимает свободное пространство на кокпите.
Когда румпельное управление предпочтительно?
- Мощность двигателя плавсредства не превышает 50 л. с.
- Вес бота вместе с грузом – не более 900 кг.
- Длина судна не превышает 3,5 м.
- Исключены заплывы на дальние расстояния по глубоким водоёмам.
- Средняя скорость передвижения не превышает 50 км/ч.
- Имеется необходимость в частом и регулярном снятии и установке мотора.
- Небольшой бюджет – румпельный комплект стоит значительно дешевле своего конкурента.
Дистанционное управление
Данный способ маневрирования лодками и крупногабаритными судами более сложный в техническом плане, но на деле является значительно комфортнее и предпочтительнее румпельного.
Строение дистанционного управления:
- Рулевая система: контролирует направление движения посредством поворота двигателя. Включает в себя штурвал и редуктор, соединённые тросом и гидравликой, а так же консоль-стойкой.
- Машинка газ-реверс: отвечает за обороты двигателя и направление вращения винта.
- Система электрического пуска двигателя.
Как правило, надувная лодка сдувается только перед зимним периодом для хранения. Собранный борт перемещают на лодочном прицепе и спускают на воду, заезжая прицепом в водоём.
Принцип пользования ДУ заключается в следующем: водномоторник заводит лодку ключом зажигания и прогревает её пару минут на холостом ходу, затем начинает движение. С помощью штурвала лодочник поворачивает судно, а с помощью машинки газ-реверса меняет скорость и переключает коробку передач.
Как выбрать систему удалённого управления?
- Желательно, чтобы комплект ДУ и двигатель были одной марки и приобретались одновременно.
- Перед приобретением «дистанционки» следует внимательно изучить инструкцию к плавучему средству, подвесному лодочному мотору и устанавливаемому оборудованию, чтобы исключить их несоответствие.
Когда допустимо дистанционное управление
- Мощность двигателя более 50 л. с.
- Скорость передвижения на лодке превышает 80 км/ч.
- Вес гружёного борта более 900 кг.
- Расстояние между носом и кормой бота более 3,5 м.
Преимущества ДУ:
- Повышенная безопасность: судоводитель располагается ближе к его носовой части, что значительно улучшает обзор во время движения и снижает риск столкновения с нежелательными объектами.
- Удобное и физиологичное расположение рулевого в специальном кресле – нет повышенной нагрузки на руки и поясницу.
- Правление ботом можно осуществлять в положении стоя для большего обзора во время выполнения манёвров.
- Возможность совершать длительные путешествия на дальние расстояния.
- Уменьшается задирание «носа» судна во время режима глиссирования вследствие перемещения судоводителя ближе к носовой части. Чем короче судно, тем заметнее эффект.
Реорганизация румпельного мотора в дистанционный
Владельцы лодок с румпелем, которые смогли ощутить все достоинства «дистанции», обычно всерьёз задумываются над преобразованием своего лодочного двигателя.
Этот процесс достаточно трудоёмкий. И для его осуществления потребуется приобрести специальный комплект для переделки. Набор запчастей обычно подбирается в соответствии с типом мотора, его серийным номером и содержит около 20 составляющих. Также потребуется машинка и тросы газ-реверса, рулевой трос, тяга, колесо, электрический стартер и консоль.
Так что же выбрать?
Управлять лодкой вручную или отдать предпочтение «дистанции» – единственно верного совета не существует. Чтобы выбрать хороший лодочный мотор с удобной системой управления, каждому судовладельцу нужно учитывать характеристики собственного плавсредства: его длину, назначение, мощность двигателя, а также собственные предпочтения на отдыхе.
Спасибо за внимание! Надеемся ваш выбор всегда будет правильным!
Подписывайтесь на канал, тут будет много интересного! ⚓
- Свежие записи
- Ящерица украшение что значит
- Ятп что это значит
- Ястыки икры что это значит
- Ясность что это значит
- Ясноглазый человек что значит
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Источник: oboidomkursk.ru