Что такое одеяние северного оленя

Тайна северной одежды.
Одежда для северного человека служит своеобразным домом. Она согревает и охраняет его от лютых морозов, в ней не страшно подолгу находиться на холоде, ездить на дальние расстояния. И поэтому северяне с древности наделяли свою одежду особым таинством, трепетно относились к ней.

И так должно быть, ведь именно по одежде можно определить возраст человека, его принадлежность к той или иной народности. А за период использования она полностью пропитывается энергетикой своего хозяина, становится частью его души. И поэтому, наверное. многие северные народы отправляют человека на тот свет одетым и кладут в гроб к нему все то, что он носил на протяжении жизни.

Иначе нельзя, по поверьям северян, если носить одежду умершего человека, несчастия начнут преследовать как родственников, так и того, кто ходит в его одежде. С древних времен бытует поверье о том, что и на том свете человек продолжает жизнь, только иную, по сравнению от той, откуда ушел. Ему и в нижнем мире также необходимы одежда, средства передвижения, орудия лова.

Зимняя одежда северных народов в мороз . Обзор


Уникален полуостров Таймыр, земля великих кочевников: долган, ненцев, нганасанов и энцев, издреле населяющих этот суровый край земли. Они создавали на редкость яркое, жизнерадостное искусство пошива национальной одежды. Веками создавали бесконечные узоры национальных орнаментов, которыми украшали они свою одежду. Скупая на краски и тепло северная земля щедро одаривает своих жителей талантом в пошиве и украшении национальной одежды.
Живя среди природы у северного человека веками вырабатывалась тонкая наблюдательность, понимание красоты и гармонии природы. А в силу отсутствия письменности, аборегены севера выражали свою художественную культуру в украшении предметов быта, одежды и обуви, тем самым создавал неповторимое народное искусство. Ни с чем несравнимы творения рук народных мастеров из бивня мамонта и рога оленя, национальная одежда.
Проходят годы, столетия, а народные традиции живы, как вечность. В то же время они постоянно совершенствуются и развиваются дальше.
В таймырских селах, в оленеводческих стойбищах, что ни женщина, то мастерица. Да еще какая. Одна владеет искусством вышивки подшейным оленьим ворсом, другая — мастерица по бисеру, третья — искуссная вышивальшица меховой мозаики.
А одежда, сшитая руками женщин северянок — настоящее произведение искусство ручной работы.
Жители тундровых стойбищ по весне съезжаются в поселки на свой традиционный праздник — день оленевода. И только здесь на этом празднике можно увидеть всю красоту бисерного узора, и национальной одежды долган, одного из малочисленных этносов Таймыра.
Долганские женщины украшали одежду меховой мозаикой, вышивкой из разноцветных ниток и бисера, маталлическими пуговицами, сство ручного труда. женские парки, сумочки, шапочки, обильно расшитые бисером передавались из поколения в поколение. И при этом каждый узор это своеобразная летопись народа. На первый взгляд кажется украшение одежды обыкновенным узором, но далеко не так. Узоры можно читать, расшифровывать.
Шитье одежды при керосиновой лампе — нелегкое занятие. Но перед этим еще необходимо выделать шкурку, из которой предстоит ее сшить. Этому мастерству северные женщины тоже учились с малых лет у своих матерей и бабушек. С детства также учились видеть прекрасное вокруг, а однообразную белизну снег скрашивать причудливыми узорами из бисера.
Материал для изготовления одежды, издревле северному человеку дает олень, символ жизни этой суровой земли. А способы и приемы обработки шкур, его украшение оттачивались веками. У каждого мастера свои секреты, свои особенности. А к одежде существуют свое декоративное дополнение — это металлические пуговицы, цепочки. которые долгане сами ковали .
Проходят годы, а долганские мастерицы не перестают учить и своих детей искусству шитья национльной одежды. Время на миг не остановишь. Но со временем традиционная одежда долган может оттойти в историю. И задача сегодняшнего дня — сохранить ее любым путем, дополняя лишь к ней какие- то детали современной моды, объединить красоту, практичность и доступность тардиционной одежды.

И это сейчас на Таймыре очень хорошо поставлено. Занимаются этим Норильский колледж искусств, Таймырский дом народного творчества, городской центр народного творчества, а также сами мастреицы из числа коренных народов.

Нганасанская одежда.
Образ жизни и мировоззрение, занятие нганасан нашли яркое отражение в их национальной одежде, в его пошиве, украшении и орнаменте.
Соеобразна и уникальна одежда этих самых древних жителей поострова Таймыр — нганасан. Расшита она ярким орнаментом, меховой и замшевой мозаикой, а также обильно украшенна различными маталлическими побрягушками. Нганасанская одежда не имеет себе аналога среди одежды других народов Российского севера.
Искусство шить, скромность и кроткость были присущи нганасанской женщине в добрые старые времена, когда представители этого маленького народа кочевали по просторам полуострова Таймыр.
В ходу у нганасанской мастерицы три десятка орнаментов. Они имеют собственное название. Их употребление было столь же упорядочено, как и пользование родовыми знаками различия. Определенными видами орнамента украшали мужскую одежду, другими только женскую. По узору орнамента можно было определить, женат ли мужчина, является ли он искуссным и опытным охотником.
Одежда нганасан — это своего рода первичный паспорт своего хозяина.
Украшения нгнасаны ковали сами. На это шли уже вышедшие из употребления медные чайники, посуда. А также нганасанские женщины в качестве украшения использовали покупные бусы, бисер, различные цепочки. Каждая женщина стремилась выделиться своим мастерством, ведь о таковых молва шла по всей тундре, их особо почитали. Долгими полярными вечерами сидели за шитьем мастерицы и загрубевшими от выделки шкур руками создавали неотразимые шедевры народного искусства.
Погребальная одежда шилась заранее, так как в этом мире нет ничего вечного. Уход в мир иной нганасаны воспринимали спокойно. Погребальная мало чем отличается отповседневной. У женщин в этот комплект обязательно входит комбинэ. Шьют его из мягких шкурок олененка.

На груди пришиты медные украшения — пластины, замшевые подвязки. Одевают комбинэ под парку. На правом бедре у женщин пришит мешочек с огнивом, рядом пришивается крючок для прочтщения курительной трубки, на левом бедре две медные трубочки — игольницы, а также женщина присебе всегда носила мешочек с сухим мхом, предназначенным для растопки костра.

На поясе мужчина пришит кисет с табаком, нож в костяной ножне, а также мешочек с сухим мхом для гигиенических целей и растопки костра в нижнем мире. По мировоззрению нганасан умерший человек в нижнем мире также продолжает жить. А костром он оповещает о своем приходе к давно ушедшим в нижний мир сородичам. Вот в этом и заключается тайна нганасанской одежды — все необходимое человек носит при себе и уходит в поземный мир при всем снаряжении.
Только жаль, что с переходом на соедлый образ жизни искусство шитья древней одежды ушло в историю Не встретишь уже в современных поселках Таймыра людей, одетых в нганасанкую одежду, такую яркую, теплую и красивую

Ненцы по северу России заселяют огромную территорию — от Архангельской области до полуострова Таймыр.
Народная молва гласит, чтобы узнать человека, не обязательно съесть с ним пуд соли, а достаточно лишь поспать под его паркой, или на время походить в его одежде.
Оригинальый покрой ненецкой одежды и обуви, любому человеку позволит в лютый мороз сохранить тепло своего тела и комфортно чувствовать себя как при езде, так и ходьбе.
Это чудо — ненецкая одежда, шьется из оленьих шкур. Ежедневная зимняя мужская одежда называется малица. Это широкая глухая одежда — балахон, с пришитыми к нему шапкой и рукавицами. Он сшит мехом внутрь. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и отбрасывается назад.
На нее обязательно надевают сверху тканевое покрытие, которое искуссно расшивается руками любимой жены, матери или сестры. Малицу подпоясывают специальным поясом. Его плетут из бисера, или ткут из разноцветной тесьмы.
А в мороз или пургу поверх малицы надевают сокуй, по покрою он ни чем не отличается от нее. Только сокуй чуть шире и больше. Шьют его из шкур телят октябрьского убоя. Носят его мехом наружу. Сокуй постоянно должен находиться на нарте у оленевода, без него человек долго не выдержит на морозе.

Это дополнительный хранитель тепла человеческого тела. Ненцы тщательно следят за своей одеждой. Малицу вообще не положено на ночь оставлять на нартах. По народному поверью в безхозно оставленной одежде вселяется злой дух, который отбирает тепло человеческой души. Хозяин такой одежды начинает часто мерзнуть. болеть и чахнуть . И поэтому, наверное, у ненцев издревле особое трепетное отношение к своей одежде.
Хотя ненецкая женщина большую часть времени проводит в чуме, но иногда им в холодное и суровое время года приходится совершать длительные переезды. И соответственно одежда ненецкой женщины — парка очень теплая. Она двойная — мехом наружу и внутрь. Шьют ее из шкур телят разного цвета. К ней пришиты камусные рукавицы, песцовый воротник.

Читайте также:  Продукт аквакультуры что это

Парку искусно украшают мозаичным орнаментом из темного и белого цвета. Парку подвызывают тканными из разноцветных ниток поясами. На ногах как мужчины, так и женщины носят высокую обувь — бокари, сшиты из оленьего камуса, меха с лапок. Обувь двойная, мехом наружу и внутрь.
В отличие от мужской одежды, к женской шапка не пришивается к парке. Основу ее составляет шкура с головы оленя. Шапка двойная, с лицевой стороны пришивается меховая опушка из песцовых хвостов. Сзади на ровдужных ремешках прикрепляются различные металлические подвески, цепочки или бусы. Также она обильно украшается полосками разноцветного сукна.

Своей тяжестью металлические подвески заставляют женщину постоянно держать голову прямо и это предохраняет ее от сутулости.
Вся красота творения женских рук сосретоточена в этом необычно красивом наряде. Обычно по одежде можно оценить, какова жена у тундровика. мастерица на все руки и детей своих нарядит так, что глаз не оторвать, и муж ее с гордо поднятой головой ходит в своих нарядах. Всего два цвета — черный и белый, используют ненецкие мастерицы для украшения одежды. Земля и небо символизированы в этих двух цветах. Каждый орнамент имеет свое название6 заячьи ушки, ими украшают детскую одежду, оленьи рога, лисий локоть, медвежий след и другие.

Источник: nekipuxxa.livejournal.com

Почему оленеводы Севера не откажутся от неудобной одежды из шкур в пользу современных пуховиков

Даже сегодня жизнь и быт многих представителей народов Севера не слишком сильно отличается от того, как жили и трудились их далеки предки. Достаточно посмотреть на гардероб каких-нибудь северных оленеводов: они до сих пор носят одежду и обувь собственного изготовления из звериных шкур. Выглядит такая не слишком практичной, во всяком случае на фоне современных заводских пуховиков и ботинок. А потому становится интересно: почему народы севера не хотят расставаться с традиционным костюмом?

Во время работы оленеводы предпочитают традиционную одежду. /Фото: Яндекс.Новости.

Во время работы оленеводы предпочитают традиционную одежду. /Фото: Яндекс.Новости.

Многие «цивилизованные» жители могут вполне логичным образом предположить, что многочисленные фото тех же оленеводов Севера в традиционной меховой одежде – это все постановочные фотографии. Подобная практика действительно имеет место в отношении народов, живущих до сих пор «традиционным» способом. Однако, в случае оленеводов использование старинной меховой одежды – отнюдь не маскарад. Подтвердит данный факт любой человек, которому довелось побывать на северах и застать местных жителей за работой.

Одежда из шкур очень теплая, лучше любой современной куртки. /Фото: ya.ru.

Одежда из шкур очень теплая, лучше любой современной куртки. /Фото: ya.ru.

Традиционную теплую одежду оленеводы предпочитают по одной простой причине – она намного лучше той, что способны предложить магазины. И что не менее важно — дешевле. Кроме того, оленеводы могут самостоятельно ее штопать при необходимости. При этом касается это по большей части именно рабочего гардероба, причем только верхней его части.

Нижняя одежда у оленеводов, как правило, обычная современная. Многие носят все те же джинсы, поверх которых натягиваются специальные меховые чулки – кисы.

Однако, такая одежда не подходит для активной работы. /Фото: nat-geo.ru.

Однако, такая одежда не подходит для активной работы. /Фото: nat-geo.ru.

«Магазинного» аналога кисы не имеют. При этом они являются крайне теплыми и непромокаемыми, что особенно важно при работе в тундре, так как периодически оленеводами приходится спрыгивать в воду. Делают кисы из шкур местных животных. Сшивают их мехом наружу и всячески украшают. Крепятся теплые чулки-сапоги при помощи подвязок.

Важнейшей частью костюма являются теплые чулки. /Фото: Twitter.

Важнейшей частью костюма являются теплые чулки. /Фото: Twitter.

Современные куртки северяне не любят. Говорят, что они неудобные, непрактичные и самое главное, недостаточно теплые для длительной работы в тундре по сравнению с традиционной теплой одеждой оленеводов. Вместо курток жители севера носят малицы, сшитые из оленьих шкур. Впрочем, под ними они могут носить (и чаще всего носят) вполне себе цивилизованные свитера и рубашки. Варежки и капюшоны также делают сами из оленьих шкур.

Не теплые вещи у оленеводов как правило заводские. /Фото: ruscivilization.ru.

Не теплые вещи у оленеводов как правило заводские. /Фото: ruscivilization.ru.

И здесь многие должны спросить: если кисы и малицы такие теплые, то почему их не носят все, кто живет и работает на севере (в том числе разнообразные ученые и производственники, которые там живут)? Ответ прост: одежда оленеводов весьма специфическая. Это покажется странным, но она требует навыка ношения. Кроме того, она не подходит для длительной тяжелой и насыщенной работы.

За отличное удержание тепла приходится расплачиваться тем, что в такой одежде можно легко перегреться. Поэтому для работы каких-нибудь нефтяников или геологов традиционный гардероб северян все-таки не подходит.

Сегодня часто носят очки от солнца. /Фото: rg.ru.

Сегодня часто носят очки от солнца. /Фото: rg.ru.

В продолжение темы читайте про 7 идей, с чем носить брюки, чтобы подружки кусали локти от зависти.

Источник: novate.ru

Виды одежды северных народов и традиционные особенности

Одежда народов Севера

Страны

На чтение 8 мин Просмотров 26.4к.

Северные края суровы к своим обитателям. Территория, на который проживает народ, определяет основной вид его деятельности: скотоводство, охота, рыбная ловля. Все они требуют подвижности, и одежда народов Севера должна ее обеспечивать. Жители не могут просто переждать холод, а должны вести хозяйство, добывать пропитание. Как же удается добиться удобства и обеспечить тепло?

Главные особенности

Отличительные черты одежды народов Севера определяются функциями, которые она должна выполнять:

  • Защищать от агрессивных климатических условий;
  • Оберегать от механических повреждений. Жизнь на севере часто сопряжена с опасностями. Толстая и плотная северная одежда защищает человека от бытовых случайностей, когтей хищника, ссадин при падении;
  • Обеспечивать свободу движения. Человек должен легко и быстро передвигаться, а также выполнять мелкие манипуляции;
  • Поддерживать тело в чистоте. В суровом климате сушить одежду и принимать водные процедуры не всегда удобно. Особенно это касается кочевых северных народов;
  • Давать информацию о своем обладателе. По костюму можно понять, к какой народности принадлежит человек, какую роль играет в обществе, уважаем ли он соплеменниками, женат или холост, какими богатствами обладает. Оценив внешний вид, можно определить манеру общения с незнакомцем;
  • Удовлетворять эстетические потребности. Национальная одежда является лицом своей народности. В ее художественное убранство вкладывают дух и традиции предков. Трудоемкие изящные узоры выражают уважение к истории родного края.

Особенности одежды Северных народов диктует суровый климат. Люди в самых жестких условиях не забывают о внешнем виде. Достаточно вспомнить облик брутальных кавказских горцев. Национальная одежда народов Северного Кавказа является примером того, как высокая функциональность сочетается с красотой убранства. Одежда народов Северного Кавказа и некоторых других северных территорий имеет следующие особенности:

  1. Она защищает все части тела от ветра и стужи. Часто имеется капюшон, характерны длинные рукава. Верхняя одежда обычно просторная и имеет свободный крой;
  2. Многослойность. Костюм предполагает несколько слоев одежды. Каждый из них отличается по фактуре. Прослойки воздуха помогают удержать тепло;
  3. Для изготовления верхней одежды применяют материалы с плотной износостойкой структурой;
  4. Части выкраивают из различных видов кожи и меха. Встречаются сочетания рыбьей кожи со шкурами животных;
  5. Натуральные материалы обеспечивают хорошую терморегуляцию. Это предотвращает излишнее потоотделение;
  6. Еще одна особенность — это обилие мелких деталей. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Страсть к такому декору отражает религиозные взгляды. Северные удмурты используют в убранстве множество монет. За счет них каждое движение сопровождается серебряным звоном. Считается, что он отпугивает злых духов;
  7. Изысканное художественное оформление наряда. Анализ фотографий народностей Севера позволяет выделить 2 основных способа украшения одежды:
  1. вышивка бисером;
  2. меховая мозаика (комбинирование деталей из разных видов меха).

Оба вида отделки требуют стараний. Девочки с 6 лет обучаются непростому ремеслу. До свадьбы надо подготовить праздничный наряд для себя, будущего супруга и подарки новым родственникам.

Для изготовления одежды народов крайнего Севера требуются серьезные затраты ресурсов. Уходит много времени, сырья и труда. Немалых физических усилий стоит выделка шкур. Скорняк (мастер по выделке кожи и меха) всегда пользовался уважением в обществе. Высоко ценился и труд мастериц, передающих из поколения в поколение значение различных узоров, технику их нанесения.

Одежда Северных народов должна быть теплой и обеспечивать свободу движения. Это жизненная необходимость!

С вышивкой

Сшитая из натурального меха

Теплая северная одежда

Украшенная множеством мелких деталей

Часто одежда имеет капюшон

Виды

Благодаря интеграции различных племен и народов, яркие отличительные особенности постепенно стираются. Силуэты и фасоны смешиваются, комбинируются элементы декора. Можно выделить следующие основные виды одежды северян.

Читайте также:  Какой угол заточки кернера

Кухлянка — меховая куртка без застежки, напоминающая по силуэту спортивный балахон. Она состоит из 2 слоев. Воздушная прослойка между ними позволяет эффективнее сохранять тепло. Часть, прилегающую к телу, носят мехом наружу. Верхнюю куртку одевают мехом внутрь.

Это делает одежду очень устойчивой к загрязнениям. В теплое время года носят только 1 слой.

Люди средних лет и младшего возраста носят кухлянки выше колена. Короткая длина позволяет активно двигаться. Старики, чтобы уберечься от стужи, шьют удлиненные кухлянки до середины икры. У куртки широкий ворот. Он служит для отведения тепла. В горловину продета жила, с помощью которой при сильном ветре можно затянуть воротник.

Рукава просторные, благодаря чему руки свободно сгибаются в локтях. Куртка плотно прилегает на запястьях. Человек может выполнять хозяйственные манипуляции. Кухлянка может иметь капюшон или наглухо пришитые рукавицы. Носят ее как с поясом, так и без него.

Двухслойная кухлянка настолько теплая, что ее используют как спальный мешок. Ворот плотно затягивается, оставшееся отверстие закрывают шапкой. Руки вытаскивают из рукавов, просторный крой позволяет прижать их к телу. Если северянину пришлось остановиться, чтобы переждать непогоду, она спасает ему жизнь.

Сокуй — глухая дорожная куртка, по силуэту напоминающая кухлянку. Его не принято подпоясывать. Носится мехом наружу. Есть капюшон, который часто украшен оленьим хвостом. Во время особенно злых морозов сокуй применяют как дополнительный слой сверху прочей меховой одежды.

Малица — глухая дубленка из оленьей шкуры. Подол украшается опушкой из нескольких полос оленьего или собачьего меха. Покрой свободный, как и у кухлянки. Отличительная особенность — удлиненная задняя часть. Рукава заужены к низу. К ним пришиваются рукавицы. Малица имеет меховой капюшон. Мех вывернут наружу. В метель он защищает лицо от снега.

Куртка достигает коленей или заканчивается немного выше. Готовясь к дальней дороге, ее подпоясывают. Так за пазухой можно хранить небольшой запас еды и необходимые вещи.

Парка — эта куртка является прародителем популярного предмета современного гардероба. Ее носят поверх малицы. Шьют из нежного меха оленят. К подолу пришивают широкий кусок меха, который может отличаться от основного «полотна». Граница между полосами украшается шахматной мозаикой, которая опоясывает подол. На рукавах также красуется орнамент из кусочков разноцветного меха.

Уникальная особенность — капюшон, сшитый из небольшой цельной шкурки. Его могли декорировать ушами или кисточками. Верхняя куртка никогда не подпоясывается.

Паница — женская одежда у многих северных народов. Это длинная распашная шуба, на плечи которой спускается пушистый воротник из песцового, беличьего или заячьего меха. Больше всего ценится отделка хвостом песца. Шубу шьют из 2 слоев так, что мех обращен и внутрь и наружу. Чтобы изготовить шубу для женщины среднего роста (165 см), уходит 5 небольших оленьих шкур.

По 2 на каждый слой и еще одна на капюшон. При раскрое шкуры располагают вертикально. Женская одежда богато декорирована. Подол и рукава украшают меховым орнаментом, выполненным из небольших кусочков контрастных цветов. Изделие расшивают тонкими лоскутами яркого сукна, концы которых оставляют незакрепленными.

Ноги жителей Севера защищали от холода особые меховые чулки — торбаса. Женскую обувь шили до колена. Мужская была короче, чтобы не сковывать шаг. На голове носили меховые шапки различных форм.

Теплая верхняя одежда Шуба из оленьего меха Дубленка из оленьей шкуры Парку шьют из меха оленят Длинная распашная шуба Меховые чулки

Какие материалы традиционны

Выбор материала зависел от преобладающего вида деятельности. Охотники использовали шкуры и мех, рыболовы — кожу рыб. Но с течением времени связи между племенами усиливались. Развитие коммуникаций позволило представителям различных народностей Севера чаще контактировать. Сегодня выбор материала уже не навязан способом жизнеобеспечения.

Племена, практикующие рыбную ловлю, без проблем обменивают продукты своего промысла на мех, если считают его более практичным в носке.

В условиях сурового климата добыча ресурсов отнимает много сил. Поэтому важная черта хозяйства утилитарность: в ход идет всё от рогов до копыт, от жира до костей. Для скрепления деталей одежды используют высушенные сухожилия животных. Пуговицы делают из отшлифованных костей или крупных клыков. Для изготовления одежды чаще всего применяют шкуры:

  • оленей;
  • лосей;
  • собак;
  • птиц;
  • коров;
  • лошадей;
  • крупных рыб;
  • нерп.

Чтобы обеспечить дополнительное тепло, кожаное изделие утепляется мехом. Используют мех:

  • белок;
  • лис;
  • зайцев;
  • бобров;
  • рысей и более крупных животных.

Народы, практикующие оленеводство, и их соседи предпочитают мех оленей всем остальным материалам. Широкую популярность имеет ровдуга — оленья замша. Она прекрасно сохраняет тепло и имеет высокую прочность. На нее не прилипает грязь и растительный мусор. Она легче многих видов меха, но не уступает по практичности.

Народы, ведущие оседлое хозяйство, владеют искусством изготовления тканых материалов. Так девушки Удмуртии с давних времен считаются искусными мастерицами ткацкого ремесла.

Одежда отличается богатым декором. Ее традиционно расшивают бисером, украшают вышивкой. Это указывает давние торговые связи с Китаем и центральной Россией. Особенно богато выглядит одежда народов Северного Кавказа – традиционный костюм расшивается золотой нитью, используются дорогие ткани.

Национальная одежда

Одежда из натурального меха

Шуба из натурального меха

Современный образ

Сегодня в жизнь народов Севера прочно вошли синтепон и холлофайбер. Штаны и куртки из технологичных синтетических материалов постепенно вытесняют северную меховую одежду. Знания о том, как создать традиционный костюм, постепенно стираются из памяти. С особенной легкостью отказываются от ношения национальной одежды женщины.

Мужчины чаще сохраняют верность традициям и продолжают носить прежние костюмы. В первую очередь это касается тех, кто продолжает заниматься традиционными промыслами. Люди научились делать дышащие, но непромокаемые ткани. Но в условиях крайнего Севера, порой мудрость предков лучший союзник, чем высокие технологии.

Сознательные жители Севера прилагают усилия, чтобы национальные костюмы не стали исключительно музейными экспонатами. Регулярно проводят выставки, где представлены элементы одежды и предметы быта. На ярмарках можно приобрести этнический наряд или одну из его деталей. Фотографы стараются передать красоту национальной одежды и особенности жизни в суровых краях.

Гастролируют по стране вокальные коллективы, выступающие в этнической одежде. Все это помогает привить подрастающему поколению уважение к традициям.

Видео

Источник: odezhda.guru

Ненецкий национальный костюм

_Новый замгубернатора Дмитрий Артюхов (слева) лично курировал переговоры с арабскими шейхами.jpg

Oдетый в ненецкий национальный костюм шейх Сауд бин Сакр аль-Касими, глава эмирата Рас-эль-Хаймы и член Высшего союзного совета Объединённых Арабских Эмиратов на ХХ соревнованиях на Кубок губернатора Ямала в Надыме, 2015 год

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

Ненцы — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра и проживающие в основном в Ненецком автономном округе Архангельской области, в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. Они традиционно занимаются оленеводством и многие из них ведут кочевой образ жизни, поэтому неудивительно, что традиционный костюм ненцев до сих является повседневной одеждой для большинства из них.

И даже местные власти любят в холодную погоду наряжаться традиционно для коренных жителей региона.

_Дмитрий Кобылкин 2015.jpg

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин на ХХ соревнованиях на Кубок губернатора Ямала в Надыме, 2015 год

Про одежду отсюда
Самым известным предметом гардероба ненцев является малица – мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из осенних телячьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перёд делается несколько короче. Малица во всех районах расселения ненцев имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку.

При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя, мехом наружу и внутрь. При этом считается красивым использовать для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра.

_Capture.PNG

На обложке местного журнала Эдуард Яунгад, председатель Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по государственному устройству, местному самоуправлению и общественным отношениям. Член Комитета по экономической политике, бюджету и финансам.

Читайте также:  Как уменьшить напряжение импульсного блока питания

К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. По подолу малицы идёт опушка. Обычно она делается из шкуры осеннего телёнка или летней шкуры взрослого оленя (мех короткий и невысокого качества).

_Сауд бин Сакр аль-Касими.jpg

В центре шейх Сауд бин Сакр аль-Касими, глава эмирата Рас-эль-Хаймы и член Высшего союзного совета Объединённых Арабских Эмиратов на ХХ соревнованиях на Кубок губернатора Ямала в Надыме, 2015 год

Над опушкой подола подшивается одна-две полоски сукна (жёлтого, красного или зелёного цвета), иногда по подолу вставляется узор из сочетания белого и тёмного меха.

Покрой малицы – довольно широкой в верхней части – и особый покрой рукавов, образующих широкую пройму, позволяет ненцу, не снимая одежды, вынуть руки из рукавов и под малицей набить трубку и т.д. поскольку малицу носят с поясом, причём поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом. Там держат кисет с табаком, трубку и проч.

_Валуев на Ямале. День оленевода в Тазовском 2013 (2).jpeg

Николай Валуев на Ямале. День оленевода в Тазовском. 2013 год

Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов. По покрою маличная рубаха сходна с малицей – перёд и спина сшиваются из целых кусков и слегка расширяются книзу; перёд немного короче спины; рукава – значительно шире к проймам, с ластовицами.

В гардеробе ненца обычно 3-4 малицы, то есть, на все случаи жизни, поэтому женщине приходится шить много — всю жизнь. К одежде относятся очень бережно, потому что она создаётся вручную и в случае утери или порчи её трудно восстановить.

Малица занимает в культуре ненцев такое важное место, что в ненецком фольклоре даже существует сказка под названием «Малица для оленевода»

_неделя ненецкой культуры.png

Во время недели ненецкой культуры в сентябре 2018 года с помощью ростовых кукол показывали сказку
«Малица для оленевода»

В сильные морозы, пургу, при долгом нахождении на воздухе (выпас оленей, охота, рыбалка, кочевые перемещения и т.д.) поверх малицы надевается меховой совик.

Совик (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок) – верхняя меховая одежда с капюшоном, надеваемая на малицу. Одевается, как малица, через голову, носится без пояса. Совик шьют мехом наружу, ворсом вниз из зимнего или осеннего меха взрослых оленей.

Совик_в_Краеведческом_музее_Мурманска.JPG

Совик и меховые чулки «чижи» в Краеведческом музее Мурманска

Покрой совика несколько отличается от покроя малицы. Он не имеет рукавиц, но имеет капюшон, часто с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или из двух песцовых хвостов. Капюшон совика делается одинарным и кроится из той же шкуры, которая идёт на шитьё верхней части спины. Характерно, что часть шкуры с головы оленя образует затылочную часть капюшона, будучи выкроенной вместе со спинкой.

Совик имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Совик носят без пояса. В зависимости от окраски шкур совики бывают белые, тёмные, пёстрые. Красивым считается совик из белых шкурок.

Во время зимних стоянок совик может служить и спальным мешком..jpg

Во время зимних стоянок совик может служить и спальным мешком.

Совик является одеждой для улицы, дополнительным хранителем тепла – его в сильные морозы или в пургу надевают поверх малицы, поэтому в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Кладут его так, чтобы спина была сверху, а капюшон и рукава были завёрнуты внутрь. Во время зимних стоянок совик может служить и спальным мешком: его стягивают вокруг ног, а капюшон и рукава вправляют внутрь и в таком виде в нём ложатся прямо на снег или в куропаткин чум.
Летом в плохую погоду на малицу надевают тканый совик. Он намного короче зимнего.

Ягушка (паница) — женская верхняя зимняя одежда. В отличие от мужской имеет разрез спереди. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Ягушка.jpg

Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.

_Надежда Сэротэтто33.jpg

Ненецкая певица Надежда Сэротэтто в ягушке (панице)

Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.

Отдельно, наверное, надо упомянуть рогатый орнамент на одежде ненцев. Он геометрический и по своей конфигурации напоминает стилизованные изображения предметов, растений и животных. У разных видов орнамента даже есть свои собственные названия и говорят, что мастерицы в этих орнаментах оставляли зашифрованные послания.

5 wAKoer-CMiQ.jpg3 9YcLRaYBpQ4.jpg
2 jai-oNR6aJM.jpg1 iT-B--qgFEM.jpg
Отсюда

Вообще изготовление одежды у ненцев, как правило, сопровождается монологической внутренней речью, которой женщина выражает своё отношение к тому, для кого она предназначена. Эта речь позднее может стать песней, исполняемой для всех или даже народной.

Обувь ненцев состоит из меховых либтов, которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.

Пимы (пива) — высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы.

pimu-natsionalnaya-nenetskaya-obuv.jpg

Пимы

Пимы надевали с меховым чулком, известным под названиями «чижи», «тяжи», «липты» (картинка наверху, где совик в Краеведческом музее Мурманска)

Рабочая мужская обувь – тобаки и тобары. Их тоже шили из камуса, мехом наружу, но без всякой отделки.

Ненецкие головные уборы отличаются большим разнообразием. Вит только несколько примеров

Вадак – женский капор.jpgКапор - ненецкая женская шапка (нэва' се'). Из фондов Ненецкого краеведческого музея.jpg

Слева: Капор – вадак — с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха.

Справа: Капор — ненецкая женская шапка (нэва’ се’). Из фондов Ненецкого краеведческого музея

Ненецкая шапка Пярьтав с сава' нэ на мини-выставке «Всё дело в шляпе».jpg

Ненецкая шапка Пярьтав с сава’ нэ на мини-выставке «Всё дело в шляпе»

Ненецкая шапка няндуй из фондов Ненецкого краеведческого музея.jpgНенецкая женская шапка — сую сава. Из фондов Ненецкого краеведческого музея.jpg

Слева: Ненецкая шапка няндуй из фондов Ненецкого краеведческого музея
Справа: Ненецкая женская шапка — сую сава. Из фондов Ненецкого краеведческого музея

Ненецкая шапка няндуй в экспозиции Ненецкого краеведческого музея.jpgМанекен ребёнка в пыжиковой шапке - Сую сава. Этнографический комплекс НКМ.jpgНенецкая семья из Канинской тундры - женщина в шапке пярьтав.jpg

Слева: Ненецкая шапка няндуй в экспозиции Ненецкого краеведческого музея
В центре: Манекен ребёнка в пыжиковой шапке — Сую сава. Этнографический комплекс НКМ

Справа:Ненецкая семья из Канинской тундры — женщина в шапке пярьтав

Еще в ненецком гардеробе присутствовали меховые штаны, как женские, так и мужские, и абсолютно сакральная вещь — пояс

nenets_poyas.jpg

В 2011 году губернатор Ненецкого автономного округа Архангельской области Игорь Федоров во время посещения Дня оленевода в СПК «Путь Ильича» получил в подарок от председателя хозяйства Ивана Лагейского ненецкий мужской пояс с набором соответствующих атрибутов.

Дети одеваются так же как и взрослые

0051e275febddd016ec7c483e8xv.jpg

Детский совик

39357.jpg

Детская малица

Capture4566.PNG

Детская ягушка (паница)

Ну и раз уж мы заговорили о Дне оленевода, то это самый главный праздник ненцев, на котором, в частности, проводятся показы и конкурсы традиционной одежды.

День оленевода проводится в начале и середине календарной весны в многочисленных районах Крайнего Севера, куда специально для этого с ближайших стойбищ съезжаются местные оленеводы.

Об этом празднике много и часто писал amarok_man . Например, День оленевода. Надым. С праздником, Надым !

_4 Дмитрий Кобылкин2.jpg

Справа губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин на Дне оленеводов в Салехарде 2016 г. У него даже пояс с ножом есть.

Ну и помимо Дня оленевода на других торжественных мероприятиях и значимых событиях тоже можно увидеть традиционную одежду ненцев, даже если иногда и слегка стилизованную

_VII Международной встречи представителей государств – членов Арктического совета стран 2017.jpg

VII Международнaя встречa представителей государств – членов Арктического совета стран наблюдателей в Арктическом совете, Сабеттa, Ямал, 30 августа 2017 года. Гостей одели в маличные рубашки

_Надежда Сэротэтто87y.jpg

Ненецкая певица Надежда Сэротэтто на каком-то спортивном мероприятии, где современные костюмы для выступлений стилизованы под традиционный ненецкий костюм.

Кроме того летом женщины носят свободные платья, сшитые, видимо, по принципу маличной рубашки

И стали появляться энтузиасты, пытающиеся создать современную ненецкую этномоду за пределами Крайнего Севера.

А вот в таких платьях выступает Надежда Сэротэтто

Источник: selyanka1.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...