Кто что говорит, даже спецы в магазинах. Слышал варианты что перестанет работать и заблочится, леска будет разматываться неконтролируемо, вылетит шпуля))).
Лучший ответ
не ходи больше в эти «магазины», такие «спецы» тебя научат. этот вопрос видимо навеян пургой из инета: «тяговое усилие катушки 5/10/15/20 и далее кг» (это как раз параметры затяжки фрикциона, а не «тяга» катушки). так вот, при превышении нагрузки на которую настроен фрикционный механизм катушки, он (фрикцион) просто перестанет держать, и леска будет сматываться. в катушке сделанной для рыбалки, а не для продажи, обычно эти цифры не велики; летом можешь проверить, попробуй плавая порвать хотя бы леску с разрывом килограмм в десять, именно плавать, а не ходить упираясь в дно, сразу скажу не выйдет, хоть под карлсона коси (моторчик в заднице), не порвёшь. но нужно помнить, что качество работы фрикционного механизма катушки, на прямую связано с качеством укладки лески на шпулю.
Остальные ответы
На подпольном Китае так и будет.
Опытные рыболовы предел затягивания фрикциона устанавливают непосредственно на рыбалке из расчёта предполагаемой к вылову рыбы. Для этого в рюкзаке имеют цифровой безмен, которым замеряют предел срабатывания фрикциона. Я рыболов неопытный и, поэтому, предел срабатывания фрикциона выставляю на глазок.
Просто накручиваю. леску на середину первой фаланги указательного пальца правой руки и тащу как спусковой крючок. До трёх килограммов нагрузки ошибаюсь редко. Поэтому крайней затяжки НИКОГДА нет, а при превышении установленной нагрузки на фрикцион шпуля работает на разматывание. Фрикцион, собственно, для этого и сделан.
СЕРГЕЙ, У МЕНЯ ВООБЩЕ НЕПОНЯТНАЯ ЦИФРА СТОИТ НА НАГРУЗКУ 7.9, КАК ЭТО ПОНЯТЬ, НЕ МОГУ, МОЖЕТЕ ПОЯСНИТЬ.
Алексей КарпеевУченик (157) 3 года назад
Это значит, что фрикцион держит максимум 7,9кг нагрузки.
При увеличении нагрузки, диски в механизме фрикциона будут проскальзывать друг относительно друга и леска будет стравливаться.
Источник: otvet.mail.ru
Сгорели фрикционы в акпп симптомы
В автосфере принято считать, что одной из частых поломок автоматической коробки передач (АКПП) является проблема фрикционных дисков, а именно их износ. Причём такое происходит даже, если водитель тщательно ухаживает за своим автомобилем, своевременно меняя масло.
Как выглядит АКПП в разрезе
При данной проблеме наблюдается нарушения работы передач АКПП. Многие водители и не догадываются, что фрикционы важны для коробки передач в целом. Данная статья поможет разобраться, что такое фрикционы АКПП, особенности их работы и какие могут быть причины, приводящие к их выходу.
Устройство
Фрикционы делятся на следующие типы:
- Односторонние. Такие устройства с одной стороны стальные, а с другой имеется специальная накладка. Обычно эти фрикционы можно встретить в старых АКПП.
- Двухсторонние. Считаются наиболее популярными элементами. Для их изготовления используют прочный металлический сплав. Благодаря впитыванию масла накладками, выполняется эффективный тепловой отвод от дисков, которые в рабочем состоянии активно нагреваются. Такие накладки могут быть изготовлены из различных материалов, но чаще всего производители отдают предпочтение графитовому волокну. Это обусловлено его возможностью на протяжении длительного времени сохранять рабочие особенности. Помимо поглощения тепла, данные накладки даже во время воздействия экстремальной температуры не пригорают. Помимо этого, графитовые накладки продлевают срок службы дисков.
Важно отметить, что купить накладки водитель может самостоятельно и установить их без какой-либо посторонней помощи.
Фрикционы, расположенные внутри АКПП Nissan
Диски делятся также на металлические и мягкие. Первые сцепляются с корпусом коробки автомат, а вторые осуществляют вращение одновременно с шестернями. Для второго вида раньше применяли прессованный картон, но сейчас больше используют графитовой напыление.
Повреждения фрикционов
Во фрикционном механизме чаще всего повреждаются мягкие диски, которые при включении передачи подгорают. При условии исправности остальных элементов АКПП, последствия этой неполадки начнут ощущаться лишь после 300 тысяч километров пробега. Если требования по эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой нарушаются, фрикционы будут преждевременно изнашиваться и сгорать, а это приведет к невозможности включения определенных передач.
Кроме того, фрикционные диски могут выйти из строя по причине:
- использования некачественной смазки для АКПП;
- сильного загрязнения масляного фильтра;
- низкого уровня трансмиссионного масла в коробке передач.
Без регулярной замены масла в АКПП, трущиеся поверхности фрикционов неизбежно изнашиваются. Однако, даже если замена производилась в соответствии с требованиями, но при этом использовалось некачественное масло, ресурс фрикционных дисков значительно снизится, и узел потребует ремонта раньше, чем это предписано. Фильтр засоряется в результате пропускания загрязненного масла, поэтому менять смазку в АКПП следует не позднее требуемых сроков.
Важно не только качество используемого масла, но и его количество, которое в каждом случае имеет конкретные пределы. В идеально герметичной масляной системе уровень трансмиссионной смазки в процессе эксплуатации авто остается неизменным.
В реальных условиях разгерметизация случается довольно часто по причине некачественного ремонта АКПП, например, в случае недостаточной затяжки крепления поддона. Также масло может утекать через поврежденные прокладки между поддоном и картером коробки передач. Для устранения утечки потребуется замена этих прокладок. А если трещины образовались на поверхностях картера или поддона, замене подлежат уже сами эти изделия.
«Ремонт АКПП Volvo S80: типичные поломки и что с ними делать» Подробнее
Предотвратить причины стремительного износа фрикциона не всегда возможно. В этом случае важно правильно действовать для устранения уже случившейся неисправности в АКПП.
Причины выхода из строя фрикционов
По мнению автоэкспертов, уже через 100-150 км. автовладелец начнет замечать неисправности в работе фрикционов. На это может указывать задержка, резкие рывки, что наблюдается во время переключения АКПП. Чтобы диагностировать фрикционный износ нужно залезать в коробку передач, что вызывает некие сложности.
Среди основных причин нарушения работы фрикционов выделяют следующие:
- Загрязнённое масло. Обычно производители рекомендуют осуществлять замену своего масла каждые 60 тыс. км. пробега. После этого около 50% свойств масла теряются, и тогда оно начинает пригорать, в нём появляется загрязнения, что в результате затрудняет прохождение масла по каналам гидроблока и насоса. А из-за падения давления диски начинают гореть, вот почему в данной поломке водитель чувствует запах горелого. При игнорировании смены масла, у машины на 80-100 тыс. км. пробега возникают такие проблемы.
- Недостаточный масляной уровень или загрязнён масляной фильтр. Это приводит к таким же проблемам, как при предыдущей причине.
- Вода попала в масло. При данной ситуации наблюдается быстрое разрушение мягких фрикционных накладок, речь идёт о тех, которые изготовлены из прессованной бумаги. К примеру, такая проблема может быть у утопленных автомобилей.
- Забился радиатор. Нарушается циркуляция масла, которое приобретает густую консистенцию. Результатом проблемы станет полный отказ АКПП.
Также список можно дополнить длительной пробуксовкой, динамической ездой и т. д.
Фрикционы в нормальном состоянии
Принцип работы фрикционов
Как уже отмечалось, в работе фрикционов есть явная связь с МКПП, где используются солнечные шестерни, отвечающие каждая за свою передачу. В автомате принцип другой – используются так называемые планетарные редукторы (в состав которых тоже входят солнечные шестерни) задача которых в ступенчатом изменении крутящего момента и обеспечении движения задним ходом. В отличие от МКПП шестерни в АКПП собраны в одну конструкцию. В 6-ступенчатой коробке может быть два планетарных редуктора и 4-5 фрикционных пакетов.
Когда нужна замена фрикционных дисков
Каждому автовладельцу очень важно осознать, что эксплуатировать машину, у которой изношены и сгоревшие фрикционы очень опасно. И на это есть причины:
- Соседние поршни, барабан и втулки могут перегреться.
- Клеевой слой накладки может попасть в масляную жидкость, что также приводит к падению давления, загустению масла, ухудшается трение втулок, изнашиваются клапанные плиты и др.
Вышеперечисленные проблемы могут стать причиной внезапной остановки автомобиля, что как всегда бывает в самый неподходящий момент.
Существует немало признаков, указывающих на выход из строя фрикционов. При проявлении водителю необходимо предпринять срочные меры, дабы избежать серьезных последствий. Что касается признаков, следует насторожиться если:
- Масло становится тёмным и у него появляется запах гари.
- С помощью замерного щупа или контрольной пробирки выявляется уменьшение уровня смазки.
- Селектор коробки передач стоит на нейтральном режиме, но автомобиль всё равно движется.
- Появились сложности с переключением передач.
- Отказал режим заднего движения.
- Автомобиль начинает дёргаться и пинаться, когда выполняется переход на другой скоростной режим.
- При холостых оборотах появляется металлический шум.
Принцип работы фрикционных дисков
При выключенной коробке в нейтральном режиме N диски сцепления не зажаты, находятся в свободном вращении. Прокладки дисков пропитаны смазочным материалом, давление на них пока не воздействует.
Порядок работы механизма сцепления:
- В момент перевода селектора АКПП в положение D, масляный насос создает давление в системе.
- Масло подается к заданному каналу гидроблока.
- Фрикционные диски плотно сжимаются между собой под воздействием давления трансмиссионной жидкости.
- Барабан входит в зацепление с солнечной шестерней.
- В работу включается соответствующая пара зубчатого зацепления.
- Заданный момент вращения передается на выходной вал АКПП и дальше на ходовую систему.
Скорость движение автомобиля зависит от установленного передаточного отношения.
Ресурс фрикционных дисков
Срок эксплуатации фрикционов производителем устанавливается на 150 000, 200 000 километров пробега. Однако фрикционные кольца имеют особенность сгорать раньше. Так происходит из-за обычного недосмотра и невнимательности автовладельца.
Даже опытному механику механический износ фрикциона АКПП бывает сложно определить. Это трудно сделать не вскрывая автомат. Так как компьютер и сканер не показывают на сколько изношены зубья фрикционов.
Часто я делаю выводы методом исключения.
Вы скажете, что 200 000 тысяч – это долгий срок, а фрикционные диски у меня стачиваются быстрее. Так все в том, что возможно вы не доливали или не меняли масло в АКПП. В следующем блоке я опишу причины, по которым фрикционы горят быстрее, чем это указано производителем.
Роль фрикционного тормоза
При подготовке фидерной или спиннинговой снасти особое внимание обращают на соответствие параметров: характеристик удилища, лески и катушки. Если поставить на слабое удилище излишне крепкую леску, оно может попросту сломаться.
Эта приманка обеспечивает богатый улов даже при плохом клеве! Подробнее
Смотрим на разрывную нагрузку лески. Допустим, она равна 5 килограммов. Однако при поимке трофея весом в 5 кг он нагружает леску значительно сильнее, причем рывками, да еще и в заросли заплыть может. Это значит, что удилище испытывает сильнейшие нагрузки, что может привести к его поломке. Если же поставить на снасть леску с меньшей разрывной нагрузкой, мощная рыба ее попросту разорвет и бесследно исчезнет, глумливо взмахнув хвостом.
Теперь разбираемся, для чего же нужен фрикцион. Грубо говоря, этот механизм призван гасить рывки рыбы. При правильной регулировке он не наглухо тормозит сход лески, а дает ей некоторый допуск. Леска пружинисто сходит под воздействием рывков, что при правильной настройке фрикциона дает возможность подсекать и вываживать солидные экземпляры с использованием максимально деликатной оснастки.
Срабатывание правильно настроенного фрикциона сигнализирует о приближении уровня нагрузки к максимально допустимому значению (если механизм настроен «под максимум»). При снижении нагрузки стравливание лески прекращается, катушка работает в обычном режиме подмотки и стопора заднего хода.
Обслуживание пакета фрикционов АКПП: как это происходит?
Для стабильной работы фрикционных дисков коробки-автомат важно соблюдать регламент по техническому обслуживанию. Главными причинами выхода из строя фрикционов АКПП является загрязненное трансмиссионное масло и аккумуляция влаги или охлаждающей жидкости. В первом случае металлический абразив и повышенная температура приводят к ускоренному износу фрикционного напыления на поверхностях дисков, во втором случае – фрикционный слой накапливает в себе стороннюю жидкость, что приводит к появлению пробуксовок коробки или деформации самих дисков.
Предотвратить преждевременную выработку пакета фрикционов поможет своевременная замена системы фильтрации и трансмиссионной жидкости, а также резинотехнических изделий – сальников и уплотнительных прокладок по периметру коробки.
Какие признаки для замены фрикционов АКПП?
Разобрав автоматическую коробку передач, необходимо оценить состояние масляного насоса АКПП, тормозных лент и фрикционных дисков. При переборке трансмиссии обязательно промываются соленоиды клапанов гидроблока. И прежде чем заказывать новые фрикционы следует проверить зазоры в пакетах в соответствии с руководством к трансмиссии. Позже выложу для скачивания мануалы по наиболее популярным АКПП.
Меняем только изношенные фрикционы в случае, когда износились или сгорели фрикционы одного пакета сцепления, при этом масло АКПП не горелое. Приемлемо для АКПП с небольшим пробегом. Если остальные фрикционы без повреждений и накладки в допусках по толщине, то без замены проработают ещё долго. Если оставить изношенные фрикционы, зазоры которых не в норме, то будут толчки при переключениях.
– Если фрикционы сгорели в нескольких пакетах, то обязательно заменить все тормозные ленты и пакеты. Подгоревшие стальные диски определяются визуально цветовой гаммой на поверхности. Если заметил, что на накладки фрикционов попало горелое масло, то требуется замена. В противном случае скоро начнётся проскальзывание и следом сгорание фрикционов.
В зависимости от стиля езды срок начала проблем от недели. Рисковать не стоит.
Как ни удивительно, но фрикционы рассчитаны на весь период жизни АКПП. Сгорают фрикционы только по причине масляного голодания или другими словами – по причине недостаточного давления масла. Фрикционы горят раньше срока (а рассчитаны они обычно на весь срок службы трансмиссии) не потому что “слабые” или дешевые, а из-за масляного голодания.
Из-за недостаточного давления фрикционы недожимаются поршнями. Поэтому всегда делая капиталку, переборку автомата меняйте прокладки и кольца. Это сэкономит ваши деньги и нервы, или ваших клиентов.
Источник: truescooters.ru
Что такое нагрузка на фрикцион у катушки
17 дек. 2019 в 19:51
Катушки- Фрикцион и Мощность.
Подскажите плиз, как такое вообще может быть — Катушка Райва 18 кг фрикцион и 6 кг мощность? Что такое мощность? На примере если можно. Потому как на деле в игре вообще непонятно, чем она лучше катушки с 6 кг фриком и 8 кг Мощности- тоже непонятно как так то, мощность больше фрика. Такое вообще бывает в жизни? я понимаю бывают игровые условности, но здесь мозг сломаешь.
В РР4 придумали тест байткастов, здесь мощность . Смогу я на кату 18кг фрик и 6 кг мощность достать сома на 50 кг ? Что такое мощность в игре?
Сообщения 1 – 10 из 10
17 дек. 2019 в 19:55
p/s и кстати, что показывает полоса вываживания, именно одиночная которая- нагрузку на самый слабый элемент сборки?
17 дек. 2019 в 20:06
Автор сообщения: kolby3430
Подскажите плиз, как такое вообще может быть — Катушка Райва 18 кг фрикцион и 6 кг мощность? Что такое мощность? На примере если можно. Потому как на деле в игре вообще непонятно, чем она лучше катушки с 6 кг фриком и 8 кг Мощности- тоже непонятно как так то, мощность больше фрика. Такое вообще бывает в жизни? я понимаю бывают игровые условности, но здесь мозг сломаешь.
В РР4 придумали тест байткастов, здесь мощность . Смогу я на кату 18кг фрик и 6 кг мощность достать сома на 50 кг ? Что такое мощность в игре?
Мощность тут значит,при каком сопротивлении рыбы будет крутится ката.Чтобы сома 50кг вытащить на мощность 6кг надо вываживать удилищем,поднял удилище,на шифте выматываешь леску иначе она крутится не будет.
17 дек. 2019 в 20:15
Автор сообщения: Трёхэтажный
Автор сообщения: kolby3430
Подскажите плиз, как такое вообще может быть — Катушка Райва 18 кг фрикцион и 6 кг мощность? Что такое мощность? На примере если можно. Потому как на деле в игре вообще непонятно, чем она лучше катушки с 6 кг фриком и 8 кг Мощности- тоже непонятно как так то, мощность больше фрика. Такое вообще бывает в жизни? я понимаю бывают игровые условности, но здесь мозг сломаешь.
В РР4 придумали тест байткастов, здесь мощность . Смогу я на кату 18кг фрик и 6 кг мощность достать сома на 50 кг ? Что такое мощность в игре?
Мощность тут значит,при каком сопротивлении рыбы будет крутится ката.Чтобы сома 50кг вытащить на мощность 6кг надо вываживать удилищем,поднял удилище,на шифте выматываешь леску иначе она крутится не будет.
Это странно очень. Фрикцион выставлен на 18 кг, и не должен стравливать леску при усилии рыбы в 17 кг допустим, а мощность не дает крутить катушку, хотя выкачивание норм конечно, но на деле- на каком то вялом сазане эта ката уже стопорится и не прыгает выше головы, хоть обкачайся. И кстати работа фрикциона крайне странная, допустим на 16 делении рыба уверенно бьет в красную зону, миллиметр до края не доходит, прибавляешь до 19 и все то же самое, бьет в красную и тот же миллиметр до края.
17 дек. 2019 в 20:22
По мне разделение индикатора на 3 гораздо удобнее и информативнее,на счет фрика и мощности я с тобой согласен, криво отлажена эта тема имхо.
Отредактировано Трёхэтажный; 17 дек. 2019 в 20:23
17 дек. 2019 в 20:38
Сборка- палка 18кг, ката 18кг фрик/6 кг мощность, поводок 17 кг, фрик на автомате 19 деление- клюет пестрый толстолоб на 6(всего . ) кг и сразу бьет в красную зону и даже на пару секунд упирается в края полосы, мгновенно кручу фрик на 11 деление и этот толстолоб также пробивает время от времени в красную зону, при этом тащится легко в принципе. Это не работа фрикциона. Почему красная зона и не стравливается леска, что при фрике на 19 и на 11 делении, может я чего то не понимаю? Виталий , подскажите плиз, а то какая то аркадность присутствует и нет чувства полного контроля над снастью. как будто за тебя кто то рыбу тащит.
Источник: steamcommunity.com
DAIWA 18 Ninja LT. Обзор катушки для спиннинга
Приветствую вас друзья, рыболовы со стажем и новички! Рыбалка относится к моим самым любимым увлечениям. Стараюсь, как только выпадает свободное время, сразу выезжать на ближайший берег, посидеть с удочкой, расслабиться. Спиннинг у меня не старый, но вот катушка уже требует замены. Тут в поле моего зрения попалась катушка DAIWA 18 Ninja LT 3000 CXH японского производства.
Мой спиннинг тоже этой же фирмы, поэтому я решил приобрести именно ее.
Катушку можно купить у официального дилера:
На их сайте можно приобрести любой товар со скидкой в 10% по промокоду RAZRYV.
Производством занимается известный производитель рыболовных снастей и аксессуаров компания DAIWA. Продукция давно известна и популярна не только на родине, но и за ее пределами. Спиннинги и комплектующие изготавливаются с применением инновационных технологий, которые позволяют получить качественное изделие с длительным сроком службы.
Катушка данной модели относится к новейшим разработкам производителя. Имеет массу преимуществ, о которых я хочу вам рассказать более детально.
Общее впечатление
Внешний вид катушки классический, выполнен в черно- красном цвете. Такое сочетание цветов отлично смотрится и гармонирует со многими спиннингами. Ход у нее плавный, но туговатый. Но думаю, что это по началу, со временем катушка разработается. Корпус изготовлен из прочного композитного материала. Материал выдерживает большие нагрузки.
Рукоятка у катушки складывается и прижимается специальным винтом. Т – образный кноб запрессован, поэтому втулки подшипника нельзя заменить при необходимости.
Катушку я сразу установил на спиннинг, и при первой возможности рванул ее проверять. Изделие имеет очень легкий вес, поэтому сначала усомнился в качестве. Привык, что все надежное и качественное должно иметь существенный вес. Но, технологии не стоят на месте, и оказывается легкий, не значит некачественный. Катушка работает отлично, выброс лески мгновенный.
Упаковка и комплектация
Упакована катушка, как и все изделия данного бренда, в фирменную коробку, выполненную в темно-красном цвете. На одной стороне коробки нанесена информация с названием модели и размером катушки, на тыльной стороне указаны сведения об основных характеристиках модели. Внутри упаковки находится катушка, комплект шайб для регулировки ровности намотки лески и документация со схемами. Также в коробке был мешочек для хранения катушки. В этой модели катушки при поставке нет запасной шпули, что меня немного расстроило.
Характеристики
Катушка по весу намного легче своих собратьев из предыдущих серий. Ее вес составляет всего 250 грамм. Новая конструкция ведущей шестерни позволяет обеспечить катушке лучшее распределение нагрузки и наибольшую плавность хода. Модель оснащена новой системой фрикционного тормоза ATDATD.
Автоматический фрикционный тормоз обеспечивает моментальную работу и оптимальную нагрузку фрикциона. Максимальная нагрузка на фрикцион – 10 кг. Так что, вы без труда вытащите из воды крупную щуку или окуня.
Шпуля за один оборот ручки выматывает 93 см лески. Модель оснащена минимальным количеством подшипников – их всего 4, только в тех местах, где они необходимы. При помощи рычага включения обратного хода можно менять направление движения рукоятки, что очень удобно при рыбалке. Передаточное число данной модели катушки равно 6,2:1.
Особенности
Корпус катушки выполнен из ударопрочного пластика и держится на болтах. Конструкция смотрится надежно. Ролик лескоукладывателя расположен на втулке, вращается немного туговато, но не критично. За целостность лески можно не расстраиваться. Катушки Daiwa всегда отличались отличной намоткой лески или шнура.
Данная модель тоже не стала исключением – укладка лески сразу из коробки, за все походы на рыбалку у меня не было ни одного сброса петли.
Главные преимущества
Приобрел я эту катушку три месяца назад, и уже успел опробовать ее в деле. На рыбалку выезжал три раза, поэтому могу с уверенностью рассказать об основных преимуществах катушки:
· Обновленный привлекательный дизайн изделия.
· Плавный и размеренный ход.
· Легкий вес и ударопрочный корпус.
· Система фрикционного тормоза ATDATD обеспечивает мгновенную работу фрикциона.
Очень меня порадовало, что у катушки плавный ход и мгновенное выматывание лески. Хоть я люблю посидеть с удочкой, но процесс самой ловли требует быстрой реакции.
Использование
Данную модели катушки я приобрел в основном для охоты на щуку. В моей местности эта рыба достаточно распространена, и я всегда возвращаюсь с богатым уловом.
Катушка данной модели идеально подходит для рыбалки на небольших речках и водоемах. Катушки со стандартным передаточным числом выматывают меньше лески за один оборот. У данной модели передаточное число повышенное, значит она мотает больше. Мои многие собратья по увлечению не рискуют брать такую катушку, думают, что скоростная катушка быстро выйдет из строя.
Однако, именно скорость позволяет быстро сделать заброс в реку, а затем вываживание пойманной рыбы. Вы экономите нервы и силы.
Катушку можно купить у официального дилера:
На их сайте можно приобрести любой товар со скидкой в 10% по промокоду RAZRYV.
Катушка DAIWA 18 Ninja LT 3000 CXH является настоящим рабочим инструментом, который обеспечит отличную рыбную ловлю с берега или с лодки. Благодаря легкому весу модель удобна в работе, леску вытягивает мгновенно. Рукоятка у катушки складывается, корпус ударопрочный из пластика, ролик крутится на втулке мгновенно.
При ловле с берега желательно обеспечить быстрое выматывание шнура. Это может понадобиться, если промахнулись, или сорвалась рыба с крючка.
Хочу сказать, что данная модель, довольно популярна среди рыболовов со стажем. Мои многие друзья по рыбалке приобрели именно эту катушку, и претензий по ее работе я от них не слышал. Так что модель японского бренда оказалась легкой и надежной, теперь я еще чаще езжу на рыбалку один и с друзьями.
Источник: lovimvmeste.ru
Фрикционы (фрикционные диски)
Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.
Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче, останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.
Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы
Прежде всего, бывает два вида фрикционов:
- металлические диски с фрикционной накладкой, которые находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Такие фрикционы неподвижны.
- мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Такие фрикционы изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление (графитовое и т.д.)
Различные АКПП могут иметь разные типы фрикционов. Например, в автоматических коробках, произведенных в 20-м веке и которые сегодня устарели, фрикционные диски односторонние, без накладок. Фактически это означает, что диска два, причем один стальной, а другой картонный.
Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д. Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет. Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.
Если говорить о принципах работы, нужно понимать, что в устройстве АКПП применяется так называемая планетарная передача. Итак, в двух словах, когда передача выключена, фрикционные диски вращаются без ограничений, то есть они не зажаты по причине отсутствия давления масла.
Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.
Срок службы фрикционов и основные поломки
Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.
Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д. Если же фрикционные диски вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т.д. Давайте разбираться.
Итак, сами фрикционные диски вполне могут служить долго (вполне реален показатель пробега около 500 тыс. км.), так как вращаются указанные диски в масле. Так вот, именно от состояния масла в значительной степени зависит их ресурс. Если не менять масло в автомате и масляный фильтр, и при этом подвергать трансмиссию серьезным нагрузкам, вполне реально, что фрикционы также выйдут из строя уже к 80-150 тыс. км.
Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.
Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.
Что в итоге
Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.
Снижение давления обычно происходит в случаях, когда:
- уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
- сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
- возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
- забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.
При наличии подобных неполадок передачи могут переключаться рывками, автомат пинается. Как правило, если проблеме не уделить внимания, первыми из строя выходят фрикционные диски, фрикционы проскальзывают и горят. В результате масло ATF в АКПП пахнет горелым, меняется цвет масла в коробке автомат и т.д.
Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.
Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.
Автоматическая коробка передач: устройство АКПП. Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.
Пинается АКПП: причины толчков и рывков. Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.
Автоматическая гидромеханическая коробка. Автоматическая коробка передач (АКПП, АКП) «классического» типа с гидротрансформатором: устройство и принцип работы. Плюсы и минусы гидромеханической АКПП.
Роботизированная трансмиссия (РКПП) и принцип работы. Устройство и принцип работы роботизированной КПП. Отличия роботизированных коробок передач от гидротрансформаторной АКПП и вариатора CVT.
Как соединить двигатель с коробкой передач. Стыковка коробки передач и двигателя автомобиля. Соединение механической и автоматической трансмиссии с ДВС: на что обратить внимание, особенности и нюансы.
Коробка передач (КПП): назначение и типы коробок. Что такое КПП в автомобиле: назначение коробки передач, виды коробок передач, принцип работы, отличительные особенности трансмиссий.
Источник: krutimotor.ru