Что случилось с подводной лодкой курск

22 года назад – 12 августа 2000 года – произошла одна из самых страшных трагедий в истории современной России. Атомная подводная лодка К-141 «Курск» затонула в Баренцевом море. На ее борту находилось 118 человек, все они погибли. Согласно основной версии, причиной катастрофы стал взрыв торпеды на крейсере, но почему это произошло, по сей день неизвестно.

Гибель «Курска» считается одной из самых загадочных катастроф, ведь за 22 года, минувшие со дня трагедии, экспертам так и не удалось найти ответы на многие вопросы, касающиеся этой трагедии. Подробнее о ней – в материале «Рамблера».

Фото: Кадр из фильма «Курск» Кадр из фильма «Курск»

Подлодка «Курск»: почему экипаж не смогли спасти

Экипаж подводной лодки «Курск» насчитывал 118 человек. 23 из них, находившиеся в девятом отсеке, какое-то время оставались живы. Среди них был капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, командир турбинной группы дивизиона движения из седьмого отсека. Понимая, что выжить не удастся, Колесников оставил записку супруге, которая впоследствии стала знаменитой. В своем послании командир признался жене в любви, рассказал, что шансов спастись нет и призвал ее не отчаиваться.

Неудобная правда о гибели «Курска» / Редакция

Вместе с тем многие люди по-прежнему уверены, что подводников можно было спасти, если бы спасательная операция началась сразу, как только появилась информация о трагедии, или если бы иностранным спасателям разрешили участвовать в ней раньше.

Адвокат семей погибших моряков Борис Кузнецов, выступавший в суде Страсбурга, пытался доказать, что 23 моряка оставались в живых еще несколько дней после взрывов:

«Правда же заключается в том, что подводники просили о помощи и отчаянно стучали кувалдой или другим металлическим предметом больше двух суток — с 2 часов ночи 13 августа до вечера 14 августа. В гидроакустических журналах кораблей и судов последние стуки зафиксированы в 11 часов 14 августа, а по показаниям свидетелей стуки продолжались до вечера того же дня».

При этом, если верить официальной версии, стук спровоцировало специальное аварийное устройство, которое за счет этого стука помогало акустикам спасательных кораблей отыскать субмарину. А выжившие на самом деле продержались всего несколько часов и спасти их было невозможно, даже если б спасательная операция началась незамедлительно.

Кадр из фильма «Курск»

Как разворачивалась трагедия подводной лодки «Курск»

10 августа 2000 года АПРК «Курск» вышел на учение Северного флота. Утром 12 августа он якобы атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Петр Великий». Спустя несколько часов подлодка «Курск» должна была добить условного противника учебными торпедами.

Но в назначенное время случилось то, чего никто не ожидал – вместо движения торпеды гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал хлопок, после которого корабль тут же сильно тряхнуло. Выслушав доклад о хлопке, командир «Петра Великого» капитан первого ранга Владимир Касатонов не придал случившемуся значения. На крейсере также находился командующий Северным флотом Вячеслав Попов – он спросил, что произошло и получил ответ: «Включилась антенна радиолокационной станции».

История подлодки К-141 «Курск»

На самом же деле экипаж крейсера ощутил последствия взрыва, произошедшего на «Курске», который находился в 40 километрах от «Петра Великого». По официальной версии Генпрокуратуры, на крейсере взорвалась учебная торпеда, которая находилась в торпедном аппарате и уже была готова к пуску. Взрыв мощностью 300 килограммов в тротиловом эквиваленте моментально убил весь личный состав первого отсека. Спустя 136 секунд взорвались остальные торпеды, после чего погибли подводники носовых отсеков.

О гибели «Курска» военному руководству стало известно только ближе к вечеру 12 августа, когда в 23.00 командир подлодки повторно не вышел на связь. Командиром атомной подводной лодки был 45-летний Геннадий Лячин.

Утром 13 августа на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 04:51 гидроакустическая аппаратура крейсера «Петр Великий» обнаружила Курск лежащим на грунте на глубине 108 метров.

Спасательная операция

Спасательная операция в Баренцевом море проходила с 13 по 24 августа силами Северного флота, но не дала результатов. В пресс-службе Главного штаба ВМФ объяснили неудачи сильным подводным течением, плохой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном «Курска». При этом капитан 3-го ранга Андрей Шолохов, который трижды погружался на глубоководном аппарате «Приз», утверждал, что скорость подводного течения приемлемая, видимость допустима для спасательных работ, а крена и вовсе нет.

Первоначально Россия отказывалась от помощи британских и норвежских флотов, но 20 августа к спасательным работам допустили норвежское судно Seaway Eagle. Операция по подъему тел погибших и секретных документов «Курска» проводилась при помощи 6 российских и 6 норвежских водолазов.

Подъем «Курска» стал первой операцией по подъему затонувшей на глубине атомной подводной лодки. Руководил операцией начальник штаба Северного флота Михаил Моцак.

Только 22 августа власти официально признали гибель «Курска» и его моряков. В этот же день президент России Владимир Путин вылетел в Североморск для встречи с семьями погибших. 23 августа в России объявлен днем траура.

Что происходило после

Понадобилось почти два года для того, чтобы озвучить официальную версию случившегося. 26 июля 2002 года генеральный прокурор России Владимир Устинов заявил, что гибель «Курска» стала следствием взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды. Вдобавок к этому Устинов подчеркнул, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели АПРК «Курск» за отсутствием состава преступления.

По словам генпрокурора, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, не нашли состава преступления. Кроме того, версии столкновения «Курска» и мины исключены.

Устинов также добавил, что в ходе работы следствие выявило множество нарушений, допущенных на самой подлодке. Так, по словам генпрокурора, на подлодке была отключена сигнализация аварийного буя и система аварийного выброса антенны – эти устройства облегчают задачу поиска затонувшей субмарины. Кроме того, на подлодке не работала система «Снегирь» – своего рода «черный ящик», который записывает переговоры по громкой связи.

Но ключевой причиной следствие признало производственный дефект торпеды 65-76 ПВ «Кит» серийный номер 1336А. Торпеда была изготовлена на Машиностроительном заводе имени С. М. Кирова в Алма-Ате, и к 2000 году срок ее службы подходил к концу.

Источник: weekend.rambler.ru

Гибель подлодки «Курск»: трагедия на рубеже веков

12 августа 2000 года стал днем самой страшной катастрофы в истории российского подводного флота – на учениях в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск». Трагедия произошла в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров – по официальной версии, в результате взрыва торпеды на борту и последующей детонации боезапаса. Все 118 членов экипажа погибли.

Гибель подлодки «Курск»: хронология событий

Российский атомный подводный крейсер был принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. В составе Северного флота России «Курск» находился с 1995-го, пункт его базирования был в поселке Видяево.

10 августа 2000 года «Курск» вышел из губы Западная Лица в район учений. На борту были не только члены экипажа, но и офицеры штаба дивизии, а также военпред и инженер с завода «Дагдизель». Всего 118 человек. Командовал кораблем капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.

Крейсер загрузили штатным вооружением: 24 ракеты «Гранит», две из которых были практические (то есть учебные, без боевой части), 20 боевых и одна практическая торпеда калибра 533 миллиметра, а также две боевые и одна практическая торпеда калибра 650 миллиметров.

Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Петр Великий». «Курск» в 09:40 должен был начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 провести учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.

В 11:28 гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал взрыв, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир крейсера, капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о взрыве, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «Включилась антенна радиолокационной станции».

Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на ультракоротких волнах по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолеты осмотрели район возможного нахождения «Курска». В установленное время – 17:30 – подлодка на связь не вышла.

Читайте также:  Как называется нож с выдвижным лезвием

О катастрофе военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки Лячин повторно не вышел на связь. В 23:30 атомная подводная лодка «Курск» была объявлена «аварийной».

Утром следующего дня, 13 августа, в 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.

Причины гибели подводной лодки

По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут и 26,5 секунды в первом отсеке атомного подводного ракетоносного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда калибра 650 миллиметров, которую приготовили к учебной стрельбе и загрузили в торпедный аппарат №4. Трое находившихся поблизости моряков погибли мгновенно.

Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и крейсер, который двигался на глубине 18 метров со скоростью 6 узлов (11,1 километра в час), пошел ко дну под углом 30 градусов. 154-метровая лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в почти горизонтальном положении. Через 35 секунд после остановки на грунте произошел второй взрыв, в 25 раз более мощный, чем первый, – сдетонировали около десяти боевых торпед. Этот взрыв мгновенно погубил всех, кто находился во втором и третьем отсеках, – две массивные межотсечные переборки сорвались с места и прошлись по ним, как пресс.

Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках. В этот момент капитан-лейтенант Рашид Аряпов, командир шестого реакторного отсека, намертво задраил переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис.

Выжившие члены экипажа, 23 подводника, собрались в девятом кормовом отсеке, ставшем их убежищем. Именно там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз для эвакуации.

Торпеда 65-76 «Кит»

В официальном отчете, подготовленном в 2002 году генеральным прокурором Устиновым, причиной взрыва торпеды 65-76А («Кит») названа утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода).

Как рассказал «КП» председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ Игорь Курдин, взорвавшаяся торпеда была изготовлена в составе серии из десяти единиц, которую признали бракованной – в них текли сварные швы резервуаров. Торпеды отозвали на завод для устранения недостатков. Однако в предписании говорилось «отозвать боевые торпеды», тогда как одна из них числилась «учебной» и поэтому не была возвращена на завод. Позже она была подана на «Курск».

Спасательные работы

Спасательные работы силами Северного флота проходили с 13 по 21 августа. Пресс-служба Главного штаба ВМФ объясняла, что работы осложняются сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном «Курска» – примерно 60 градусов. Однако капитан 3-го ранга Андрей Шолохов, трижды погружавшийся на глубоководном аппарате «Приз», утверждал, что скорость подводного течения не более 0,7 узла, видимость допустима для спасательных работ и никакого крена нет.

Все попытки «присосаться» к комингс-площадке «Курска» оказались неудачными, поскольку треснуло металлическое кольцо шлюза.

20 августа к работам допустили норвежское судно Seaway Eagle, водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк субмарины на следующий день. Дальше предстояла тяжелая операция по подъему тел подводников и секретных документов затонувшей подлодки.

Операция по подъему тел

Норвежские водолазы сделали технологические вырезы в легком и прочном корпусах в районе 8-го, 3-го и 4-го отсеков. Затем внутри «Курска» начали работали российские специалисты – среди них был Александр Горбунов, который в начале 2000-х годов был старшим был старшим экспертом-криминалистом 1082-й судебно-медицинской лаборатории Северного флота. С его участием поднято 37 тел погибших подводников с АПРК «Курск».

Перед экспертами стояла сложная задача: понять, как погиб экипаж и идентифицировать подводников. В интервью РЕН ТВ Горбунов рассказал, с чего начали криминалисты:

«Первым делом запрашивали сведения из медучреждений, затем изучали и систематизировали поступившие документы – истории болезни, рентгеновские снимки, медицинские книжки, санаторно-курортные карты Это вроде базы данных. После — особое внимание к внешности. Здесь уже помогали близкие. На основе полученной информации составляли идентификационные карты.

Кто-то помогал фотографиями из семейных архивов. У кого-то из погибших, например, имелись татуировки; мы уточняли, где на теле и какая именно. Это западало в память. Особенно если было не изображение группы крови, а, к примеру, акула или подводная лодка. Естественно, они в памяти откладывались.

И потом, уже во время работы на самой лодке, естественно, я вспоминал, кто и что об этом герое-подводнике рассказывал. Можно представить, составлено около 100 протоколов допросов. Все это было нужно для опознания – никто ж не знал, в каком состоянии будут тела, когда их поднимут. Скажу сразу, с нами всегда дежурили медики скорой, которым часто приходилось помогать родственникам, – нелегко было рассказывать о детях и братьях, которых нет в живых».

Специалисты начали с девятого отсека. Там, по словам Горбунова, была вода с пленкой из мазута и высокая концентрация угарного газа, так что эксперты работали в специальных костюмах. В самой лодке повсюду были средства регенерации воздуха и спасательные гидрокостюмы. На лицах некоторых подводников были надеты маски портативных дыхательных аппаратов.

«Мы обнаруживали тела даже в таких местах, куда пройти просто нереально. К некоторым, чтобы извлечь их в проход, приходилось проползать по-пластунски, и затем, практически в обнимку, выползать назад. В девятом отсеке я работал обычно вместе со следователем военной прокуратуры Северного флота Андреем Мезеновым. Одного из моряков мы поднимали почти пять часов. Но не всех, кого планировали найти, нашли сразу», – вспоминает Александр Горбунов.

Александр Горбунов признался, что работать было очень тяжело – и физически, и психологически:

«Там был настоящий хаос. Искать тела приходилось в огромных кучах обломков, настоящей каше из металла. Нельзя было фрагментировать тела – старались, как могли, их сохранить. Адский труд на самом деле. Копали по несколько часов – и это было нормально.

Представьте, если следователей, которые работали непосредственно на «Курске», было около 40 человек, то экспертов всего четверо. Один из нас, экспертов, Шамиль Шамшутдинов, сутками не вылезал из подлодки. На самых сложных участках, где взрыв уничтожил почти все, находили только части тел. Здесь уже приходила на помощь та база данных, которую создали.

И идентификационная карта – ее завели на каждого моряка. К концу марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Двух матросов и главного специалиста «Дагдизеля» не нашли. Позже комиссия подтвердила: все находившиеся в девятом отсеке люди погибли от отравления угарным газом. В течение 7-8 часов после катастрофы».

Записка капитана Колесникова

Благодаря предсмертной записке капитан-лейтенанта ВМФ Дмитрия Колесникова, можно сказать, что 12 августа в 15:15 двадцать три человека на борту были еще живы.

Колесников, оставшись за старшего на терпящей крушение субмарине, вел бортовой журнал боевого судна. Оценив свои шансы, капитан-лейтенант написал несколько строчек и своей жене:

«Олечка, люблю тебя и прошу сильно не переживать. Передай моим привет. Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов, похоже, нет, процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м, и будут стараться выйти.

Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

Позже эти строчки назвали посланием для всей России. Само же письмо нашли только в октябре 2000 года. Водолазы достали его из левого нагрудного кармана подводника. Свернутые вчетверо два листа бумаги были повреждены морской водой, но прочитать текст все же удалось.

Увековечивание памяти

«Курск» подняли со дна моря в октябре 2001-го. Фрагмент рубки 15 июня 2009 года был установлен в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, а 26 июля состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».

В память о подводной лодке и ее экипаже были установлены памятники и в других городах:

  • В Северодвинске, городе, где был построен корабль.
  • В Курске – на территории Мемориала Победы и Аллеи Подводников. Памятник на Аллее подводников изготовлен из фрагментов корпуса подлодки.
  • В Видяево установлен мемориальный комплекс «Подводникам, погибшим в океане», там проходят ежегодные памятные мероприятия.
  • В Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище также установлен мемориал памяти АПРК «Курск».
  • В Сестрорецке в память о моряках «Курска» построили часовню святителя Николая Чудотворца. Она была освящена 16 сентября 2001 года.
  • В Москве Мемориал экипажу атомного подводного крейсера «Курск» находится напротив Музея Вооруженных сил.

Источник: ren.tv

Что на самом деле случилось с подлодкой Курск?

12 июля 2000 году у берегов Баренцева моря мощнейший взрыв потопил гигантскую атомную подводную лодку «Курск». Все 118 членов экипажа погибли. К тому моменту как лодка легла на дно, как минимум 23 человека оставались живы. 10-дневная спасательная операция, к которой допустили норвежских водолазов спустя неделю, не принесла результатов.

Читайте также:  Какая рыба в реке оскол

Свою помощь предлагали другие страны, однако Россия ей не воспользовалась. Впоследствии появились разные версии произошедшего, некоторые были озвучены официальными лицами. Однако до сих пор точная причина гибели экипажа неизвестна. Если верить официальной версии, «Курск» затонул из-за взрыва одной из торпед во время военно-морских учений.

Но 20 лет спустя детально восстановить хронологию событий не представляется возможным, так как многие аспекты засекречены. Так что же могло стать причиной столь страшной трагедии в мирное время?

Что на самом деле случилось с подлодкой Курск? Через месяц после трагедии президент Путин в прямом эфире CNN на вопрос ведущего Ларри Кинга о том, что случилось с подлодкой «Курск», с улыбкой ответил: «Она утонула». Фото.

Через месяц после трагедии президент Путин в прямом эфире CNN на вопрос ведущего Ларри Кинга о том, что случилось с подлодкой «Курск», с улыбкой ответил: «Она утонула».

Что случилось с подводной лодкой Курск

10 августа 2000 года подлодка отправилась в свой последний поход, а два дня спустя – 12 августа 2000 года – «Курск» прекратил выходить на связь. В 23:44 в районе, где находилась подлодка, прогремел взрыв. Уже на следующий день корабли Северного флота были направлены к месту трагедии. В 04:51 «Курск» обнаружили на глубине 108 метров.

Первое публичное заявление о произошедшем было озвучено 14 августа. Согласно заявлению с экипажем была налажена радиосвязь. Как следовало из вскоре последовавшего заявления, связь с экипажем осуществлялась через перестукивание, опасности для жизни офицеров не было, а подача кислорода, топлива и продув систем атомной подлодки осуществлялись спасательным аппаратом Колокол.

Позже осмотр со спускающихся аппаратов показал, что «Курск» воткнут в морское дно под углом 40 градусов, а носовая часть сильно повреждена. Более того, всплывающая спасательная камера была выведена из строя. Тогда же представитель ВМФ заявил, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ России сообщил о начале спасательной операции, которая была завершена 21 августа, когда норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека. Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Из отсеков «Курска» за осень 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников. Немаловажным фактом также является то, что военно-морские учения с участием «Курска» были самыми масштабными с момента развала Советского Союза.

Что случилось с подводной лодкой Курск. Часть подлодки, поднятой со дна Баренцева моря. Фото.

Часть подлодки, поднятой со дна Баренцева моря

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель подлодки произошла «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ».

Что на самом деле произошло на подводной лодке Курск?

Сразу после взрыва взрывной отсек был охвачен пламенем, а ударная волна затронула второй отсек. Следующий взрыв оказался намного сильнее, а потому перегородка между первым и вторым отсеками врезалась в перегородку между третьим и четвертым (отсеками).Межотсечные двери, как сообщается, были задраены, а взрывы пережили по меньшей мере 23 человека, которые укрылись в кормовом отсеке корабля со спасательным шлюзом.

В пятом отсеке «Курска» находился самописец и вахтенная документация, поврежденная во время катастрофы. Как стало известно впоследствии, специалистам удалось расшифровать 22 кассеты магнитофонных записей, а на борту были обнаружены три записки подводников. Однако ни в одной из них не сообщалось о причинах произошедшего. По крайней мере, так гласит официальная версия.

Как вы думаете, что послужило причиной этой страшной трагедии? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье, а также с участниками нашего Telegram чата

Что на самом деле произошло на подводной лодке Курск? Согласно официальной версии, около 23 членов экипажа пережили второй взрыв. Фото.

Согласно официальной версии, около 23 членов экипажа пережили второй взрыв

Версии гибели подводной лодки Курск

Среди множества других версий встречалась и такая, согласно которой атомная подводная лодка взорвалась, так как наткнулась на мину времен Второй мировой войны. Однако всерьез эту версию никогда не рассматривали, так как подлодки наподобие Курска считались непотопляемыми.

При этом ряд экспертов полагает, что если подлодка наткнулась на американскую мину Mark-60 Captor, то круглая пробоина в передней части подводной лодки появилась именно по этой причине. Есть еще одна версия, согласно которой «Курск» столкнулся с американской подлодкой – известно, что они обладают высокой скрытностью и могли вести слежку за российскими подлодками. Однако нет никаких следов на месте трагедии, которые могли бы подтвердить правдивость этой версии. Так что же произошло на борту «Курска»?

Еще больше интересных статей о величайших загадках прошлого, читайте на нашем канале Google News

Вероятно, события развивались следующим образом: утечка перекиси водорода стала причиной возгорания, из-за которого взорвался 900-фунтовый двигатель типа 65-76А. Что, вероятно, стало причиной появления дыры в корпусе над торпедным отсеком. Второй взрыв, вероятно, был детонацией оставшихся торпед на борту подводной лодки.

Согласно записке датированной двумя часами позже второго взрыва, которую оставил один из офицеров подлодки капитан-лейтенант Дмитрий Косельников, выжили 23 члена экипажа. Однако несмотря на поспешно организованную спасательную операцию, к которой в итоге подключились британские и норвежские спасательные команды, вовремя связаться ни с одним из выживших не удалось. Так или иначе, трагическая гибель экипажа атомной подводной лодки является свидетельством того, насколько опасно увлечение ядерным оружием и «военным» мышлением, назовем это так.

Источник: hi-news.ru

«Мир спасли от Чернобыля ценой своей жизни». 20 лет трагедии на подводной лодке «Курск»

Этот инцидент до сих пор считается одним из самых серьёзных и самых трагичных в истории Военно-морского флота.

В зоне особого внимания

20 лет назад, 12 августа 2000 года, за пятнадцать минут до полудня, на борту ракетного крейсера «Пётр Великий», находившегося в акватории Баренцева моря, зафиксировали мощный подводный хлопок. Его происхождение долгое время оставалось непонятным — несогласованных с командованием и условиями пусков в тот день не ждали. Сеанс радиосвязи с другими надводными кораблями показал, что все корабли в непосредственной близости от вероятного источника колебаний, которые напоминали нечто похожее на взрыв, зафиксировали инцидент и контрольно-измерительное оборудование всех кораблей исправно. Связь отсутствовала лишь с одним кораблём. Сразу после мощного подводного толчка атомный подводный крейсер К-141 «Курск» перестал выходить на связь.

«Курск» во всех смыслах был надеждой российского флота. Одному из самых новых кораблей в составе «сил подводного сдерживания» к началу учений на Северном флоте едва исполнилось шесть лет. Попасть на ультрасовременную подводную лодку могли далеко не все.

Даже письменное прошение о переводе того или иного специалиста в дублирующий, а не основной экипаж (на каждой субмарине может быть по два и более экипажей) рано или поздно попадало на рассмотрение сначала к флотскому начальству, а оттуда на финальное решение — к капитану первого ранга Геннадию Лячину. Служить на уникальную во всех отношениях субмарину попадали лучшие из лучших. Бывший командир дивизиона живучести стратегического атомного крейсера К-447 «Кисловодск» Валерий Путков отметил, что задача таких подлодок, как «Курск», не менялась десятки лет и актуальна по сей день, и именно сложность выполняемой миссии накладывает определённые особенности на подбор экипажа.

949-е подлодки — это обнулители флота любого вероятного противника. Задача у них одна — выйти в точку, обнаружить авианосец с кораблями сопровождения и атаковать, если при выходе в море такая задача была вложена в секретный конверт. «Курск» по части электроники, компьютеров и всего, что касалось обнаружения кораблей противника, был уникальным кораблём. Его боеспособность с учётом того, какого качества людей туда подбирали, была на порядок выше, чем у большинства кораблей этой же серии

Бывший командир дивизиона живучести стратегического атомного крейсера К-447 «Кисловодск»

Ракета особого назначения

Источник: life.ru

Тайна гибели «Курска»

Шестнадцать лет назад атомная подводная лодка К-141 «Курск» потерпела аварию в Баренцевом море. Вместе с ракетоносным крейсером погибли все 118 человек, находившихся на его борту. Но даже сегодня, по прошествии стольких лет, трагедия имеет больше вопросов, чем ответов.

«Антей»

Именно так называют атомные подводные ракетоносные крейсеры проекта 949А. Эти лодки также принято гордо величать «убийцами авианосцев». Как бы там ни было, субмарины проекта 949А «Антей» являются очень мощными кораблями, на борту которых находится смертоносное вооружение.

Лодка является двухкорпусной: ее конструкция включает внешний легкий и внутренний прочный корпуса. Расстояние между ними – 3,5 м, и такая особенность повышает шансы выжить при столкновении с другой субмариной. Корпус АПЛ разделен на десять отсеков. Лодки проекта 949А очень широкие и могут при необходимости ложиться на грунт.

Читайте также:  Что нужно взять с собой на ночевку

«Курск»: поход в никуда

Но вернемся к погибшей субмарине. Можно ли детально восстановить хронологию событий – спорный вопрос. Многие аспекты засекречены, и о них мы никогда не узнаем.

Известно, что в свой последний поход подводный крейсер отправился 10 августа 2000 года. А уже через два дня, 12 августа, корабль не вышел на связь. По плану учений экипаж должен был отработать пуск крылатой ракеты П-700, а также произвести стрельбу по мишеням торпедами близ Кольского залива. На лодке находился полный состав крылатых ракет, а также весь возможный боезапас торпед (24 штуки). Между тем учебно-боевые торпедные атаки обнаружены не были, а командный пункт не получил соответствующего доклада.

Проходившие с участием «Курска» военно-морские учения стали самыми масштабными с момента краха СССР. Конечно, здесь был замешан престиж России как великой морской державы. Отчасти именно этим объясняется путаница в словах руководства ВМФ.

Только через два дня после трагедии появились первые официальные сообщения о катастрофе, а до этого момента простые люди могли лишь догадываться о ней. Президент Владимир Путин находился тогда в Сочи. Он не сделал никаких заявлений и не стал прерывать свой отпуск.

Нужно полагать, опасения закрались еще 12 августа, когда в 11:28 утра по местному времени на атомном крейсере «Петр Великий» зафиксировали хлопок. Тогда судьба подводников и их командира – капитана I ранга Геннадия Лячина – не казалась предрешенной, а странный звук списали на активацию антенны радиолокационной станции. Через 2 минуты 15 секунд после первого взрыва последовал и второй, более мощный. Но даже несмотря на это радиограмма на «Курск» была отправлена только через пять с половиной часов.

Экипаж «Курска» не вышел на связь ни в 17:30, ни в 23:00 того же дня. Ситуацию признали аварийной, а утром в 4:51 лежащую на дне подлодку обнаружил гидроакустический комплекс «Петра Великого». Корабль находился на дне Баренцева моря на глубине 108 м, в 150 км от Североморска. После спуска водолазного колокола лодку обнаружили визуально, а спасатели услышали слабые стуки «SOS. Вода».

Началась долгая эпопея спасения лодки, вскрывшая многие проблемы отечественного флота.

Западные страны быстро откликнулись на трагедию. Свою помощь предложили Великобритания и США. На Западе предлагали использовать их глубоководные аппараты, чтобы спасти оставшихся в живых моряков. Но Россия от помощи наотрез отказалась…

15 августа выяснилось, что нос лодки сильно поврежден и при самом благоприятном развитии ситуации воздуха на борту хватит до 18 августа. Тогда же англичане выслали свой глубоководный аппарат LR-5 в норвежский порт – дожидаться разрешения РФ они не стали. На следующий день Россия все же позволила европейцам оказать помощь, и на выручку отправились норвежские суда Normand Pioneer и Seaway Eagle. Первый из них транспортировал аппарат LR-5, а второй – группу водолазов.

Официальная версия гласит, что лежавшая на дне подлодка имела крен в 60 градусов. В сочетании с плохой видимостью и волнением моря это привело к тому, что подводные аппараты АС-15, АС-32, АС-36 и АС-34 ни 13-го, ни 14-го, ни 15 августа, ни позже так и не смогли выполнить свою задачу.

Однако вот что говорит по этому поводу командир отряда спасателей британец Дэвид Рассел (David Russel): «Мы поняли, что сообщаемая нам информация – ложь. Была хорошая видимость и спокойное море. Положение лодки «Курск» было доступным, и можно было помочь выжившим морякам».

О дезинформации сообщил и норвежский адмирал Эйнар Скорген (Einar Skorgen), участвовавший в операции: «Водолазы погрузились очень быстро – АПЛ была там. Ее положение полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой». Так что к «Курску» можно было пристыковаться, и последующие события это доказали.

Почти сразу по прибытии норвежцам сопутствовал успех. В 13:00 20 августа, после пристыковки спасательного аппарата, они вскрыли 9-й отсек подлодки. Уже через два часа власти официально заявили, что живых на борту нет. О том, что АПЛ полностью затоплена, стало известно еще 19 августа после простукивания водолазами корпуса «Курска».

Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря, хотя многие эксперты предлагали поднять его полностью.

Официальная версия

Официальный отчет в 2002 году подготовил тогдашний генеральный прокурор Владимир Устинов. Согласно этой версии, «Курск» погиб в результате взрыва 650-мм торпеды «Кит» в четвертом торпедном аппарате. Это довольно старая торпеда, созданная в 1970-е, одним из компонентов ее топлива является пероксид водорода – именно его утечка и спровоцировала взрыв. После этого произошла детонация других торпед, расположенных в носу лодки. Торпеды на пероксиде водорода во многих других флотах не используются больше полувека по причине их небезопасности.

Характер повреждений первого отсека таков, что версия о взрыве торпеды кажется правдоподобной. Части торпедного аппарата и гидроакустической станции, другое оборудование были буквально оторваны от корпуса АПЛ. Анализ деформации обломков торпедного аппарата дает основания думать, что внутри него действительно произошел взрыв. Другой вопрос – почему он случился.

Известно, что утечка топлива для торпеды и его контакт с окружающей средой могли привести к трагедии. Что же касается причины самой утечки, то здесь вопрос открыт. Одни эксперты указывают на брак, другие полагают, что торпеду могли повредить при погрузке на лодку.

Альтернативная версия

Одной из версий стала гипотеза капитана I ранга Александра Лескова. В 1967 году он пережил пожар на атомной подвод­ной лодке К-3, а кроме того был командиром атомной субмарины К-147. Офицер подверг критике официальную версию, согласно которой «Курск» во время первого взрыва был под водой. Имея длину 154 м, такая лодка, согласно Лескову, не должна была погружаться при столь малой глубине моря (напомним, ее нашли на глубине 108 м). По требованиям безопасности для погружения нужна глубина в три длины самой подводной лодки.

Бывший подводник утверждает, что лодку нашли на дне с выдвижными устройствами, которые поднимают только при надводном положении корабля. Версию о взрыве торпеды он называет ошибочной, поскольку торпеды имеют четыре уровня защиты и детонация одной из них не влечет за собой взрывы других.

Возникает резонный вопрос: что же тогда погубило лодку? Лесков однозначно заявляет, что ею стала пущенная во время учений российская ракета. Это могла быть ракета береговых комплексов класса «земля – земля». Офицер считает, что в «Курск» попала не одна, а две ракеты, что и стало причиной обоих взрывов. Отметим, что гипотеза Лескова, как и все остальные, также страдает отсутствием доказательств.

Вместо эпилога

Правду о трагедии на атомной подлодке «Курск» мы, вероятно, не узнаем никогда. Это тот случай, когда официальную версию и конспирологию разделяет лишь тонкая грань, и на чьей стороне истина – неизвестно.

Отказ РФ от международной помощи и путаницу в словах высокопоставленных лиц можно списать на самозащиту. И правда, ни командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, ни другой активный участник тех событий – вице-адмирал Михаил Моцак ответственности так и не понесли. Иностранцев к лодке действительно пускать не хотели, поскольку боялись нарушить пресловутую «секретность», доставшуюся в наследство от СССР. И здесь невольно вспоминаются слова булгаковского профессора Преображенского о разрухе в головах.

Но как быть с деталями катастрофы? Версия о столкновении с подводным или надводным объектом кажется неправдоподобной. На момент первого взрыва норвежская сейсмостанция ARCES зафиксировала удар силой в 90-200 кг в тротиловом эквиваленте. Таким образом, первый взрыв торпеды действительно мог произойти.

Через две минуты сейсмологи зафиксировали еще один взрыв, в разы сильнее – это мог детонировать оставшийся боезапас лодки. Но какая именно торпеда погубила «Курск»? Боевая часть «Кита» составляет 450 кг, американской Mark-48 – 295, а Mark-46 – 44 кг. Теоретически взрыв каждой из них мог оказаться первым зафиксированным ударом.

Никакого смысла торпедировать «Курск» для американцев не было, разве только в крайних условиях самообороны. А шансы поразить АПЛ с земли ракетой класса «земля – земля» были не больше, чем вероятность того, что в «Курск» попадет метеорит. Что же касается взрыва торпеды на борту, то он мог произойти только при стечении обстоятельств и в условиях тотальной халатности на всех уровнях. Это совершенно недопустимо на подводном флоте, но для того времени не кажется чем-то невероятным.

Источник: naked-science.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...