Распространено мнение, что при попадании кумулятивной струи в танк или иную броневую цель находящиеся внутри погибают от баротравмы при резком повышении давления в замкнутом объеме после пробития брони, и это одна из причин, почему десант БМП предпочитает ездить снаружи, на верхнем листе, а не внутри машины, а также поэтому некоторые танкисты предпочитают езду с открытыми люками, для сброса давления. В реальности же всё наоборот: расширяющиеся газы сдетонировавшего кумулятивного заряда не могут проникнуть за пробитую броню в образовавшееся небольшое отверстие, а вот открытые люки приводят к «затеканию» ударной волны и поражению экипажа. Так же существует мнение, что экипаж погибает от брызг расплавленной брони. Кто достоверно знает, подскажите пожалуйста! Заранее СПАСИБО!
Лучший ответ
Экипаж БМП и прочих тонкостенных машин погибает от баротравмы. Т. к. у этих машин нет толстой брони! Взрыв выстрела гранатомета не только прожигает броню, но и прорывает ее. В результате чего взрывная волна частично попадает внутрь. Опасаются именно такого расклада, хотя на деле бывает по разному, все зависит от попадания, от заряда и т. д. .
Как кумулятивные снаряды уничтожают танки
В танке другая песня, броня держит взрыв, и может повредиться только прожиганием струей. При прожигании струей внутри танка будет небольшой скачек давления, но его фатальность для экипажа не стопудовая. Как повезет, или куда попадут. Чем длиннее прозженный канал, тем меньше скачек давления внутри танка. Т. к. «надуть» танк через дырку, чтоб все сдохли не просто, даже если это взрыв.
Прозженный канал обладает гидравлическим сопротивлением, которое напрямую зависит от его диаметра, длины, шероховатости и проч. Поэтому доставить внутрь танка достаточное давление не просто. Танкисты чаще получают контузии, и горят, чем мрут напрямую от взрыва.
Ну и продукты струи естесно представляют опасность, но они как пуля, в когото попадут, в когото нет, ну и если они будут оглушены, то могут погореть. Т. к. от струи может возникнуть пожар, в замкнутом пространстве это очень опасно. Достаточно одного вдоха угарного газа, чтоб склеить ласты или стать овощем.
Люки конечно помагают, но если ехнет над люком, то можно склеить ласты. А если гдето сбоку, то то что затечет в люк не всегда смертелдьно.
Вот фоты пробоины в легкотелом БТРе и в танке. Хотя в танке не факт что именно кумулятивный снаряд, возможно просто болванка, но в любом случае размеры пробоин примерно такие, или даже меньше.
Источник: otvet.mail.ru
Что чувствовали танкисты СС на танках «Пантера» после попаданий 122-мм бронебойных снарядов ИС-2? Воспоминания эсесовцев
Почему это происходит с российскими танками в Украине
К созданию настоящих тяжелых танков в Советском Союзе шли долго. Начали с допотопных и каких-то футуристических танков Т-35, а потом пришли к линейке КВ, из которой вышла линейка ИС.
Это был наш ответ на немецкие тяжелые танки с мощными орудиями, причем ответ более универсальный: если немцы создали буквально “истребителей” вражеских танков, то ИС-2 не только уничтожал технику, но и эффективно боролся с дотами и дзотами. Его 122-мм снаряды пробивали все немецкие танки, включая “Королевские Тигры”, с которыми, впрочем, танкисты на ИС-2 встречались крайне редко. Но вот если брать средне-тяжелые танки “Пантера”, то тут ситуация значительно лучше, исходя из общего количества “Пантер” выпущенных и направленных на Восточный фронт.
Есть конечно испытания немецкого танка, в 1944-ом году, которое показали слабость даже лобовой брони танка против 122-мм бронебойных снарядов, и все же чтобы до конца понять всю трагедию ситуации, надо обратиться к немецким танкистам, которые пережили всё это. Одним из таких был Петер Йордан, которые воевал в составе 1-го танкового батальона 5-й тд СС “Викинг”. И вот он пережил в осенних боях 44-го года рикошет от советского танка. Было ощущение, как вспоминал танкист, что в них какой-то момент угодил “молот Тора”. Вся аппаратура вышла из строя, башню от удара заклинило, пришлось как можно скорее выбираться.
Конечно в итоге не обошлось без последствий для организма, которые мы называем контузией, тем не менее этому экипажу повезло. Сами танкисты СС вспоминали о том, как советские танки с одного выстрела срывали башни танков, в таком случае и экипажу определялся билет в один конец. В книге Вилли Фея есть также воспоминания одного из танкистов СС, что пережил попадание от ИС-2. В итоге пол экипажа сразу все, не помнил как выбрался из танка, и потом только ночью проснулся, добравшись до своих.
В целом же, учитывая тот факт, что качество брони немецкого танка с каждым месяцем войны падало, и способности орудия ИС-2, а также качество советских снарядов, то можно сказать что советский тяжелый танк “Пантеру” в итоге не просто догнал, а значительно перегнал.
Источник: pulse.mail.ru
Что происходит в танке при попадании снаряда
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Дискуссионный клуб сайта http://btvt.info — танки, новые технологии, война, история
К разговору о том, что чувствует экипаж при попадании
- Aug. 3rd, 2011 at 1:05 PM
В результате дезинформирующих публикаций в интернет (статья про»кумулятивный миф») многие читатели были дезинформированы по вопросу поражающих факторов кумулятивной струи внутри забронированного объема боевой бронированной машины.
Авторы этих публикаций выдвигали утверждение, что, якобы, повышенное давление не является поражающим фактором кумулятивных боеприпасов. Аргументы в пользу несостоятельности этого утверждения здесь уже рассматривались, еще одно подтверждения наличия повышенного давления среди поражающих факторов противотанковых средств описано в материале «Медицинские аспекты поражающих факторов неосколочных поражений при испытаниях обстрелом боевых бронированных машин. Требования к измерительным приборам и критерии ранений» подготовленным крупнейшим институтом армии США (WRAIR).
Пробитие боевой бронированной машины имеет целый ряд факторов, не относящихся к непосредственному поражению биообъектов внутри ББМ кроме осколочного поражения фрагментами брони и непосредственно кумулятивной струей, среди которых: скачок давления, токсичные продукты горения, тепловое излучение, ударные ускорения.
В материале указывается, что наряду с основными поражающими факторами при пробитии ББМ кумулятивным боеприпасом в забронированном пространстве происходит скачок давления.
Ряд аспектов отмеченных в тексте: первичное поражение повышенным давлением ограничено содержащими воздух полостями тела т.е. легкие, пищеварительный тракт, ушные полости. Повреждения возникают в результате непосредственного воздействия волны давления на тело, и распределяется по нему в зависимости от его положения относительно ударной волны. Точный механизм воздействия на данный момент точно не объяснен.
Комплексные ударные волны возникают внутри забронированного объема при поражении ПТС, основная ударная волна возникает в месте проникновения, другие «вторичные» возникают в результате пересечения кумулятивной струей внутреннего пространства ББМ и многочисленных внутренних отражений ударной волны. Квазистатическое давление может возникать в результате нагрева внутреннего воздушного пространства и продуктов горения ББМ, квазистатическое давление зависит от скорости вентиляции внутреннего объема через имеющиеся отверстия.
В материале повторно указывается, что прогнозирование воздействия в условиях комплексного ударно волнового воздействия не является «точной наукой».
Еще ряд интересных аспектов из материала: ношение кевларового бронежилета показало увеличение смертности и повреждений при испытании с использованием крупных животных в условиях высокого уровня повышения давления и увеличению внутригрудного у людей при низких уровнях повышения давления. Предполагается .что ношение кевларового бронежилета снижает на 25% требуемый для летального поражения уровень давления.
Большое количество разрывов барабанных перепонок отмечено при поражении БМП М2, в то же время в танке М1 их не отмечено, предположительно из за стандартного шлема танкиста.
В целом данный материал является описанием методики исследования поражения повышенным давлением, токсичными продуктами горения и пр. а не результатами конкретных исследований, но и здесь достаточно доказательств ошибочности мифов об отсутствии «скачка давления» среди одного из поражающих факторов воздействия кумулятивных боеприпасов.
Источник: andrei-bt.livejournal.com
masterok
Время от времени можно услышать тезис о том, что у советских/российских танков башню при попадании снаряда отрывает чаще, чем у подавляющего большинства машин, произведенных в других странах, например, в США, Германии и Великобритании.
Является ли озвученный тезис каким-то пропагандистским вымыслом или под ним действительно имеется какое-либо реально основание?
Башню может оторвать у любого танка в попадания вражеского снаряда и детонации боекомплекта машины внутри. Однако, с советскими танками такое действительно случается чаще всего по двум причинам. Первая причина носит чисто технический характер. Вторая причина связана с тем, что «злополучные» танки семейства Т-72 – самые популярные ОБТ в мире.
Без старых советских машин сегодня не обходится почти ни один вооруженный конфликт. А потому и в объективы камер битые Т-72 попадают чаще любых других танков.
При этом существует достаточно популярное заблуждение о том, что отрыв башни ОБТ связан с конструкцией советского автомата заряжания (АЗ), который в свое время позволил сократить экипаж с 4 до 3 танкистов при сохранении старого калибра орудия. На Западе советский АЗ прозвали «каруселью дьявола» из-за его зловещей репутации и характерной формы. Вот только виноват в отрывах башни не сам «автомат», а место расположения боевой укладки в советских танках. Это подтверждает анализ подбитых Т-72 во время Ирако-кувейтской-американской войны в Персидском заливе. Большинство попаданий по 72-ке приходилось выше места расположения АЗ в конструкции боевой машины, однако башни у танков все равно отрывало.
Все потому, что, если у большинства западных танков боевая укладка находится в задней части башни, в советских танках Т-72 снаряды хранятся вокруг экипажа и под ним. Когда кумулятивная струя от снаряда или гранаты прожигает броню 72-го, внутри боевого отделения образуется область повышенного давления, что в свою очередь с высокой долей вероятности приводит к подрыву боевой укладки снарядов. Из-за специфики расположения боеприпасов происходит направленный вверх взрыв, из-за чего башню советской машины и отрывает. Другими словами, в случае с кумулятивными снарядами практически нет никакого значения, было ли попадание совершено непосредственно в боевую укладку или нет. Если броню танка удалось пробить, то скорее всего машина и ее экипаж погибнут.
Являются ли «летающие башни» Т-72 недостатком? На самом деле никакой разницы нет. Прожигание брони кумулятивной струей и создание внутри танка зоны повышенного давления в любом случае убьет экипаж. Даже если произойдет детонация и башню танка соврёт, то люди внутри уже секунду как будут мертвы.
Куда важнее то, что «карусель дьявола» и боевая укладка под боевым отделением в свое время позволили заметно снизить габариты танков, тем самым повысив их выживаемость против «традиционных» противотанковых средств второй половины XX века. Среди всех ОБТ советские машины имеют самый неприметный профиль.
При этом важно понимать, что сегодня компоновка Т-72 является все-таки «прошлым веком», в том числе и в вопросах выживаемости экипажа.
Источник: masterok.livejournal.com