Водометный лодочный мотор, с завидной регулярностью, подвергается различного рода критике. Но, с уверенностью можно сказать, что резкая отрицательная критика, лишена оснований. А, если быть точнее, то, можно смело сказать, что водомет невозможно заменить во многих ситуациях.Одна из таких ситуаций — это, конечно же, все, что связано с мелководьем.
Ведь водозаборник, или скимминг водометной насадки, выступает из-под днища на транце лодки, всего на пару сантиметров. Поэтому, на катере можно смело врываться на береговую территорию, не опасаясь за гребной винт. Ну и горные каменистые речки, это — явно его стихия.
Лучшее качество водометного лодочного мотора, использовано в десантно-штурмовых катерах многих стран. После плотного «скандинавского» стиля швартовки к отлогому берегу, сопло водомета перекрывается дефлектором и обратная струя, направленная к носу катера, позволяет уйти на открытую воду, подмывая корпус судна.
Водометный лодочный мотор не использует гребной винт, а значит, он полностью безопасен для находящихся в воде людей и животных, что объясняет его использование на многих спасательных катерах и лодках. Тем более, существует множество акваторий, где использование гребных винтов просто запрещено. Ну и, конечно, сложно представить гидроциклы с гребными винтами.
ВИНТ или ВОДОМЕТ? ГОНКИ на ПВХ и алюминиевой лодке. Сравнение. PROPELLER vs JET? Флагман24
Водометные движители, используют, как правило (но, далеко не всегда), на глиссирующих лодках и катерах. Причем, их размер далеко не заканчивается канадской алюминиевой плоскодонкой. Пассажирские паромы и военные катера — тоже входят в их число. И не просто так.
Распространенное заблуждение, что эффективность водомета гораздо ниже, чем гребного винта, проистекает из теоритического анализа 60-х годов, и просто было принято на веру. Впрочем, оно было развеяно в 90-х годах. Правда, речь идет в данном случае, о скоростях, свыше 25 узлов и не обо всех конструкциях. Проблема начального ускорения водометов постепенно решается введением технологических новшеств, одно из которых — изменяемый параметр входного и выходного каналов.
Что касается надежности лодочного мотора с водометной насадкой, то моторесурс самого двигателя, должен быть заведомо выше, чем у аналогичного винтового. Связано это с тем, что нагрузка на мотор никак (почти) не изменяется, в зависимости от загрузки судна. В то время, как для лодочных моторов с гребными винтами, характерны такие явления, как недокрут или перекрут (когда нет возможности быстрой замены ГВ или смены шага лопастей). Стоит отметить, что это применимо не ко всем моделям водометных лодочных моторов.
Распространенная ошибка любителей промчаться по мелководной горной реке с водометным лодочным мотором — забыть (или не знать) о том, что необходимо снять стопор дейдвуда с положения «задний ход». Впрочем, на любом подвеснике это необходимо делать, во избежание потери транца или редуктора ПЛМ, вашей любимой лодки, при втрече подводной части лодочного мотора с препятствием.
Справедливости ради, стоит сказать, что, на самом деле, мотание по мелководью с водометом, не так уж безболезненно для привода, как это позиционируется дилерами. Можно легко поймать мелкий камень в водозаборник, а песок, который втречается с импеллером, работает, как хороший абразив. Вследствии последнего, диаметр импеллера постоянно уменьшается (а чашки импеллера — увеличивается), а это автоматически означает, что производительность привода довольно быстро будет падать.
Винт или водомет? Тяга на швартовых. Тестирование и сравнение. TEST PROPELLER or JET.
В догонку к вышесказанному: водометный лодочный мотор, вопреки мифам, с удовольствием засасывает в себя разный плавучий мусор. А вот, что бы от него избавиться (не всегда это требуется, конечно, часто, импеллер срабатывает, как блендер), необходимо разобрать насадку, что, по сравнению с гребным винтом, процедура не быстрая. Ведь, после того, как вы намотали на гребной винт какой-либо мусор, достаточно лишь включить заднюю передачу, что бы его очистить.
Читать еще: Обкатка лодочного мотора
Если всерьез зарываться в гидродинамику и в потери для обоих вариантов привода, то сразу становится понятно, что эта тема весьма непростая. Слишком много зависимости от многих факторов, и еще больше останется неучтенных. Поэтому, если ваш знакомый, не являясь экспертом — конструктором судовых приводов, смело рассуждает о недостатках или достоинствах водометных лодочных моторов, закрывайте на это глаза.
В заключение, можно сказать, что, множество тех же рыболовов, которые перешли с гребного винта на водомет, и громко высказывают его отрицательные стороны, ни за что не хотят возвращаться к винтовому движителю. Интеллектуальные системы управления, которые раньше были недоступны для потребителя, кардинально решают проблему производительности водомета во всех режимах работы. Но это пока что доступно лишь на больших судах, специально спроектированных под водометный движитель.
Если учесть, что мы, до сих пор, топчемся на уровне простейшей механики, то, споры о механических движках будут идти вечно, на радость процветающим форумам.
Водомет или подвесной мотор с винтом
в Советы 0 15,585 Просмотров
Водометы в качестве движителей лодок и моторов используются в мире уже давно, а точнее с 50 годов 20 века. Изначально это была новозеландская идея. Островитянам необходим был безопасный лодочный мотор, который можно было бы использовать безопасно и надежно на мелководных реках для доставки в труднодоступные места разнообразных грузов. Но для более менее коммерческого и повсеместного применения водометов пришлось ждать около 50 лет. Только лишь в 90-х годах водометы стали конкурировать с традиционными подвесными лодочными моторами как по цене так и по эффективности.
Сравнение водомета и подвесного винтового мотора
Безопасность
Очевидное достоинство заключается в отсутствии гребного винта. Это особенно актуально когда вокруг судна зачастую полно других судов или даже людей в воде. Для применения в спасательной техники это как нельзя актуально, т.к. спасательное судно должно быть как можно ближе к спасаемому человеку. И глушить водомет нет необходимости, т.к. он безопасен на любом расстоянии.
Управление
Водометный движитель дает отличную управляемость и маневренность судну. Вы сможете развернуть лодку или катер на гораздо меньшем диаметре чем с традиционным винтовым лодочным мотором. Для аварийной остановки водомет достаточно просто развернуть на 180 градусов, чего нельзя делать на моторах с гребными винтами, т.к. такой разворот создаст слишком высокую нагрузку на приводной вал, что может привести к его выходу из строя. Водомет же позволит практически мгновенно остановиться без риска сломать что либо и опасности переворота судна.
Универсальность
Лопасти винта повредить на водомете никак нельзя, потому что их там нет, есть только крыльчатка, которая расположена внутри. Так что вы можете спокойно передвигаться по мелководным горным рекам и озерам даже с каменным дном. Производителями рекомендуется держать глубину в 100 мм от дна до нижней кромки мотора, чтобы было свободное пространство для движения воды. С таким типом движителя вы никогда не лишитесь моторной тяги в 100 км. от цивилизации из-за поломки винта и вам не придется тащить лодку, мотор и весь свой скарб на себе.
Читать еще: Китайские моторы
Технические особенности
На водометных моторах применяется вместо редуктора специальный блок. На моторах Mercury он называется JetPump. Вода засасывается через всасывающее отверстие под давлением, которое создается радиальной крыльчаткой. Далее вода направляется к тороидной камере с уменьшенным сечением, которая увеличивает скорость и давление струи и в итоге выбрасывает воду из выпускного сопла, толкая тем самым мотор и лодку. Через это же сопло в воздух выбрасываются выхлопные, отработанные газы из двигателя.
При установке мотора на судно нужно особое внимание обратить на то, что плоскость днища должна совпадать с кромкой горловины всасывающего отверстия водомета. Если же мотор установить чуть выше, то заниженное днище будет срывать водный поток и мешать нормальному всасыванию воды. В идеале нужно перед самым транцем ставить треугольное крыло для идеального водного потока.
Для установки водометных моторов нет никаких противопоказания, касающихся длины или типа судна.
Выводы. Что лучше выбрать
Необходимость приобретения того или иного мотора сводится к анализу улучшения или ухудшения качества жизни при его использовании. Смотрите и анализируйте все плюсы и минусы и обратите внимание на то, что для вас важнее в той или иной характеристике.
Что касается мощности, то все производители измеряют мощность своих моторов в точке приложения силы. И для достижения аналогичной скорости с винтовым мотором водомету требуется более мощный двигатель (моторный блок), т.к. водометные моторы имеют меньшую эффективность.
На водометах есть также такая проблема как притягивание разнообразного плавающего мусора ко всасывающему отверстию. Мелкая решетка решит проблему повреждения крыльчатки от крупного мусора, но вот от песка и мелкой гальки она не защитит. Так что водомет рекомендуется периодически гонять в чистой воде для очищения всех его водных каналов от отложений.
Цена тут тоже имеет свою не маловажную роль. Водометы заметно дороже винтовых моторов. Расход топлива у традиционных подвесных моторов также меньше.
На наш взгляд водометный мотор целесообразно покупать лишь при условии не возможности использования винтового подвесного мотора в местах эксплуатации. Это может быть либо малые глубины водоемов и неравномерность глубины, либо применение моторного судна в местах большого скопления людей. В остальных случаях винтовые классические лодочные моторы гораздо эффективнее и практичнее своих водометных собратьев. Но если у вас нет проблем с финансами и вы хотите быть на «гребне волны», то водомет вполне может стать вашим мотором на вашей лодке или катере, т.к. значительных противопоказаний к его применению нет.
Водомёт или ПЛМ? Выбор. Плюсы и минусы
ctljd
капитан 3-го ранга
Re: Водомёт или Плм . Выбор плюсы и минусы.
Источник: fokino-nn.ru
Водомет или подвесной мотор с винтом
Водометы в качестве движителей лодок и моторов используются в мире уже давно, а точнее с 50 годов 20 века. Изначально это была новозеландская идея. Островитянам необходим был безопасный лодочный мотор, который можно было бы использовать безопасно и надежно на мелководных реках для доставки в труднодоступные места разнообразных грузов. Но для более менее коммерческого и повсеместного применения водометов пришлось ждать около 50 лет. Только лишь в 90-х годах водометы стали конкурировать с традиционными подвесными лодочными моторами как по цене так и по эффективности.
Сравнение водомета и подвесного винтового мотора
Безопасность
Очевидное достоинство заключается в отсутствии гребного винта. Это особенно актуально когда вокруг судна зачастую полно других судов или даже людей в воде. Для применения в спасательной техники это как нельзя актуально, т.к. спасательное судно должно быть как можно ближе к спасаемому человеку. И глушить водомет нет необходимости, т.к. он безопасен на любом расстоянии.
Управление
Водометный движитель дает отличную управляемость и маневренность судну. Вы сможете развернуть лодку или катер на гораздо меньшем диаметре чем с традиционным винтовым лодочным мотором. Для аварийной остановки водомет достаточно просто развернуть на 180 градусов, чего нельзя делать на моторах с гребными винтами, т.к. такой разворот создаст слишком высокую нагрузку на приводной вал, что может привести к его выходу из строя. Водомет же позволит практически мгновенно остановиться без риска сломать что либо и опасности переворота судна.
Универсальность
Лопасти винта повредить на водомете никак нельзя, потому что их там нет, есть только крыльчатка, которая расположена внутри. Так что вы можете спокойно передвигаться по мелководным горным рекам и озерам даже с каменным дном. Производителями рекомендуется держать глубину в 100 мм от дна до нижней кромки мотора, чтобы было свободное пространство для движения воды. С таким типом движителя вы никогда не лишитесь моторной тяги в 100 км. от цивилизации из-за поломки винта и вам не придется тащить лодку, мотор и весь свой скарб на себе.
Технические особенности
На водометных моторах применяется вместо редуктора специальный блок. На моторах Mercury он называется JetPump. Вода засасывается через всасывающее отверстие под давлением, которое создается радиальной крыльчаткой. Далее вода направляется к тороидной камере с уменьшенным сечением, которая увеличивает скорость и давление струи и в итоге выбрасывает воду из выпускного сопла, толкая тем самым мотор и лодку. Через это же сопло в воздух выбрасываются выхлопные, отработанные газы из двигателя.
При установке мотора на судно нужно особое внимание обратить на то, что плоскость днища должна совпадать с кромкой горловины всасывающего отверстия водомета. Если же мотор установить чуть выше, то заниженное днище будет срывать водный поток и мешать нормальному всасыванию воды. В идеале нужно перед самым транцем ставить треугольное крыло для идеального водного потока.
Для установки водометных моторов нет никаких противопоказания, касающихся длины или типа судна.
Выводы. Что лучше выбрать
Необходимость приобретения того или иного мотора сводится к анализу улучшения или ухудшения качества жизни при его использовании. Смотрите и анализируйте все плюсы и минусы и обратите внимание на то, что для вас важнее в той или иной характеристике.
Что касается мощности, то все производители измеряют мощность своих моторов в точке приложения силы. И для достижения аналогичной скорости с винтовым мотором водомету требуется более мощный двигатель (моторный блок), т.к. водометные моторы имеют меньшую эффективность.
На водометах есть также такая проблема как притягивание разнообразного плавающего мусора ко всасывающему отверстию. Мелкая решетка решит проблему повреждения крыльчатки от крупного мусора, но вот от песка и мелкой гальки она не защитит. Так что водомет рекомендуется периодически гонять в чистой воде для очищения всех его водных каналов от отложений.
Цена тут тоже имеет свою не маловажную роль. Водометы заметно дороже винтовых моторов. Расход топлива у традиционных подвесных моторов также меньше.
На наш взгляд водометный мотор целесообразно покупать лишь при условии не возможности использования винтового подвесного мотора в местах эксплуатации. Это может быть либо малые глубины водоемов и неравномерность глубины, либо применение моторного судна в местах большого скопления людей. В остальных случаях винтовые классические лодочные моторы гораздо эффективнее и практичнее своих водометных собратьев. Но если у вас нет проблем с финансами и вы хотите быть на “гребне волны”, то водомет вполне может стать вашим мотором на вашей лодке или катере, т.к. значительных противопоказаний к его применению нет.
Источник: spyship.ru
Водомет или винт? (Просматривает: 1)
Dimus , Тут есть еще нюанс. на глиссе пройдешь там, где в водоизмещающем режиме уже будешь цеплять дно. Опытов не проводил (нет водомета), но вполне вероятно, что на глиссе с винтом пройдешь там, где в водоизмещенке с водометом на брюхо сядешь. поэтому слабый водомет — большой вопрос.
V06
С нами с 24.04.2010 Сообщения 275 Репутация 84 Возраст 53 Откуда Новокузнецк
Водомет или винт?
Четыре сезона отходил и рыбачил на 20 jet mercury , просто сказка , у нас в компании да и вообще среди знакомых джеток больше десятка , на пэвэхашках это 20 и 25 джет меркури , а также винтовые ямы 30ки переделанные под джет , ну а на кастрюлях 40 и 65 на струе .
Пэвэхашка более мобильна , гораздо удобней рыбачить сплавом и когда алюминий сядет на мель попробуйте его оттуда изъять .
Что касается установки — правильно установленной , является улитка ниже обреза транса на 0,5-1см .
zinger.in
С нами с 22.02.2010 Сообщения 1 891 Репутация 668 Откуда МО Люберцы владею: Флагман-350 +Яма9,9 переделана
Водомет или винт?
В том-то и дело, что рыбалку расчитываем на весь световой день. Добираемся на машинах до точки, а от нее либо вверх, либо вниз. Отмелей и мелких перекатов в изобилии! На счет «очень хоца», понятно, но вопрос в другом (немного не так сформулировал тему), нам вполне хватает скорости и мощности 5-сильного движка с винтом, но при этом приходится таскать лодку на мелях, а с учетом потери мощности, 10-15 сил с водометом былобы зер гуд! . но таких нет! Вот и хочется узнать, может где все же есть. или делает кто.
Есть такой, но устроит ли он вас по ТХ?
Dimus
С нами с 11.01.2011 Сообщения 11 Репутация 0 Возраст 49 Откуда г. Пермь, Дзержинский р-он
Водомет или винт?
Такой я видел, маленький совсем.
V06
С нами с 24.04.2010 Сообщения 275 Репутация 84 Возраст 53 Откуда Новокузнецк
Водомет или винт?
Прочитал ветку. Мнения неоднозначные. Цитаты из Вашей ссылки:
«Нормальный водомет — это специально спроектированный под стационар водомет осевого или диагонального типа.»
«Поставили Jet на Yamaran — набирает скорость прилично, НО при выходе на глиссер водомет неистово начинает орать и прохватывать воздух мощность падает и соотв. пропадает скорость. Да, при установке Jet на эту и лодку и на Квика сама улитка водомета находилась в воде полностью и расстояние от низа днища (на киле) до низа мотора (водозаборника) было где-то 12-13 см. На мой взгляд это очень много и водомет просто теряет своё предназначение — движение по мелководью.» (выделено мной)
По большому счету остался при своем мнении, нормальный водомет — это стационар с забором воды для него из-под днища. Подвесник — вещь очень специфичная и узкоспециализированная. При малом заглублении относительно днища при выходе на глиссер будет подхватывать воздух, отсюда — провалы в тяге. Т.е. не для режима глиссирования он в первую очередь, а для водоизмещающего режима.
А если мы говорим о рыбалке, то шум от струи водомета — это «смерть рыбалке». Это все я написал для того, чтобы форумчане, жаждущие иметь водомет, не питали иллюзий по поводу его «удобств» в обычной рыбалке.
Dimus, цены высоки из-за того, что эта хрень мелкосерийна. А мелкосерийна она по причинам, озвученным мной выше.
Викторыч , той теме уже больше пяти лет , и как из нее видно человек ее создавший , не знал как правильно устанавливать улитку , но уже в это же время активно продавал лодки под водометы . Я выше уже написал о высоте установки , еще разумеется согласен что эта вещь достаточно специфична , если ваши рыбалки в основном на водохранилищах и тем более НВ — то нах он не нужен , а если у нас самая большая река Томь , которую по маленькой воде вообще не реально на винте пройти , а чтоб в кайф порыбачить то и по горным и условно горным рекам погонять охота , поэтому у нас самая полноценная рыбалка только на водомУте и никак иначе .
Будешь в наших краях в сезон , смогу убедить тебя в необходимости такого мотора , мне по маленькой воде вообще интересно смотреть на товарищей которые со мной впервые по перекатам ходят — в глазах попеременно то страх , то радость , то ужас , то восторг — одним словом просто кайф .
Источник: www.rusfishing.ru
Что выбрать: водомёт или винт?
Вы оказались на финишной прямой в вопросе покупки катера. Уже выбрали тип лодки и материал. Но при выборе мотора у Вас мог возникнуть вопрос: использовать винтовой мотор или водомёт? В этой статье мы рассмотрим оба варианта. Вы сможете определиться с типом движетеля для своих нужд.
Водомёт
Механизм работы водомётного мотора строится на принципе увеличения напора воды в сопле. Увеличение напора воды создаёт реактивную тягу, которая заставляет судно двигаться. Управление катером происходит за счёт изменения показателя скорости и направления напора воды из водомёта. Сила водяного напора зависит от скорости вращения мотора. Изменение направления водного потока происходит с помощью сопловой насадки. Сопловая насадка позволяет регулировать направление движителя катера. В устройстве водомёта предусмотрена реверсивная заслонка, которая может поворачивать поток воды под наклоном вниз и вперёд. С помощью реверсивной заслонки судно может совершать движение задним ходом или тормозить. Давайте рассмотрим принцип работы водомёта. Вода засасывается из-под днища судна и ускоряется импеллером – специальным винтом, приводимым в движение двигателем. Затем вода с высокой скоростью выбрасывается через сопло, образуя реактивную струю, за счет которой происходит движение судна. Использование водомёта имеет как свои плюсы, так и свои минусы. К плюсам можно отнести:
- Безопасность. Все движущиеся части водомёта расположены внутри корпуса. Во-первых, это защищает людей или животных, которые находятся в воде рядом с судном, от серьёзных повреждений. Во-вторых, это защищает сам движетель от повреждений о камни и коряги.
- Удобство. Судно, оборудованное водомётом, спокойно преодолевает засоренные и заросшие водоёмы благодаря тому, что все движущиеся части спрятаны в корпусе.
- Торможение. Конструкция водомёта даёт возможность подключить реверс на полном ходу и, таким образом, эффективно затормозить судно.
- Работоспособность. Система водомёта не снабжена возможностью переключения в редукторной части. Но такая конструкция может прослужить намного дальше, так как мотор намного меньше подвержен износу.
- Простое техобслуживание. Устройство такого двигателя довольно простое. Благодаря этому ремонт и замена деталей не требуют глубокого изучения конструкции.
К минусам водомёта относится:
- Большой расход топлива. Треть выработанной мотором энергии тратиться на преодоление силы трения.
- Дороговизна деталей. Сменные запчасти для водомётных моторов будут обходиться дороже, чем для аналогичных по мощности моторов с винтом.
Винт
Если с выбором водомёта вопросов немного, то при выборе винтового двигателя их становится больше. Существуют разные виды лодочных винтов, выбор которых зависит от цели использования судна. Очень редко возникает возможность достигнуть несколько целей, имея всего один винт. В таких случаях можно приобрести два или три винта, на все случаи жизни, но многим владельцам катеров часто бывает лень заниматься сменой одного винта на другой.
Стальной винт
Плюсы стального винта:
- Производительность винта из стали выше, чем у алюминиевого. Это происходит благодаря меньшей толщине лопасти, также такая модель имеет более сложное построение крыльчатки и более высокую обработку поверхности.
- Скорость. Как следствие он имеет более высокие скоростные характеристики (до 5% прибавка в скорости по отношению к алюминиевому аналогу).
- Прочность стального винта позволяет ему не «стираться» о песчаное дно водоемов, на нем не образуется, выщерблен или каверн. Стальной винт может без изменения геометрии лопастей справиться с небольшим топляком.
- Без коррозии. Стальной винт не коррозирует в соленой воде.
Минусы стального винта:
- Цена. Покупка стального винта обойдется значительно дороже, чем алюминиевого.
- Хрупкость. В случае серьёзного удара о камень или дно, винт из стали окажет намного большее сопротивление, чем из алюминия. В этом случае значительная часть энергии после удара поступит на редуктор.
Алюминиевый винт
Плюсы алюмелевого винта:
- Цена. Относительно невысокая цена винта из алюминия.
- Прочность. В случае серьёзного удара о камень или дно возникнет минимальный ущерб для деталей редуктора двигателя.
Минусы алюмелевого винта:
- Срок службы. Большинство мягких алюминиевых винтов со временем стачиваются о песчаное дно. На лопастях образуются выщерблены. Это может привести к уменьшению мощности мотора.
- Деформация. При ударе о коряги или камни, лопасти винта из алюминия могут незначительно деформироваться.
Наша компания
Катера марки Boat Yаrd проектируются и выпускаются на заводе «Компании Дизель» – российского предприятия по производству дизельных электростанций. Компания работает на рынке с 2006 года, занимает лидирующие позиции по объему производства дизельных генераторов среди отечественных производителей с долей рынка 24%. За 12 лет успешной работы произведено и поставлено клиентам более 12500 дизельных электростанций суммарной электрической мощности 1650 МВт.
В 2020 году «Компания Дизель» открыла новое направление – производство моторных катеров из полиэтилена низкого давления.
ООО «Компания Дизель» следует принципам национальной технологической инициативы в области Маринет. Развитие технологий в рамках приоритетных рыночных сегментов Маринет не только позволит занять лидирующее положение на выбранных мировых рынках, но и повысит конкурентоспособность отечественного судостроения и снизит зависимость от зарубежных технологий, в том числе и в области военного судостроения.
Источник: boat-yard.ru