Что ест олень для детей

Арктика – самый север нашей планеты, “край удивительной природы”. Человека привлекают разнообразные богатства Крайнего Севера. К сожалению, освоение богатств Севера приводит к крупным, порой необратимым нарушениям легко ранимой Арктики и ее природы. Все меньше остается на Земле территорий неискореженных человеком. Но, благодаря громадным пространствам тундры, здесь сохранилась дикая, первозданная природа.

Основная черта Арктики – чистота и первозданность – это бесценные богатства, бесценный мир, который мы должны беречь и сохранить. С детьми проводим беседы, занятия, расширяем их знания о природе, климате, растительном и животном мире Арктики. Дети узнают о том, как животные и растения приспособились к суровым условиям Арктики и тундры, как живут и чем занимаются люди на Севере.

Большое внимание уделяется вопросам экологического воспитания, формированию бережного и внимательного отношения к родной природе. Вашему вниманию предлагаю два конспекта: “Знакомство с северным оленем”, “Дары тундры”.

Изучаем диких животных с детьми Северный Олень Интересные факты о северном олене

Кто нынче знать желает, что олень —
Не просто зверь, что тундра без него
Страшней пустыни, что для северян
И для моих эвенов в том числе
Олень – основа жизни, жизнь сама?

Испокон веку представители северных народов преклонялись оленю как божеству. И это не случайно. Данное домашнее животное для северян являлось единственным средством существования. От забитого оленя ничего не оставалось неиспользованным: мясо и потроха шли в пищу, шкура и лапы на одежду, сухожилия на нитки, рога и копыта на украшения.

Тема: Знакомство с северным оленем

Словарная работа: стадо, лишайник, ягель, кухлянка, торбаза ,важенка.

Предварительная работа: разучивание стихотворения “Северный олень”, песен об оленях, отгадывание загадок, рассматривание картины “Северные олени” (серия “Домашние животные”), чтение мансийской сказки “Гордый олень”, подвижные игры

“Олени и пастухи”, “Ловля оленей”, “Важенка и оленята”.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы снова пришли в гости в музей Арктики. Отгадайте загадку о крупном животном Арктики. Послушайте,

Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвет.

Правильно, отгадали. Сегодня мы поговорим о северном олене – украшением нашей родной тундры. Северный олень, а по- якутски “таба”, хорошо знаком всем ребятишкам Якутии. Одни его видели только на картинках, другие дети общаются с ними в каждый день, например, в далеких улусах. Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре.

Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек ли совка, удобные для разгребания снега или откапывания лишайника – ягеля.

Посмотрите, вот такой ягель (показываю). Ребята, когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает. Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет? (ответы детей). Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть.

Познавательный Мультфильм | ДЛЯ ДЕТЕЙ | Олень. Энциклопедия

Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют. Это тоже им помогает переносить сильные морозы. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов.

Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.

Вопросы к детям:

— для чего оленям копыта, как совок?

— чем питаются северные олени?

Если путь им преграждают широкие реки, олени, не раздумывая, пускаются вплавь и, оказавшись на другом берегу, снова двигаются вперед.

Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой ивы, ягодами и грибами.

Ребята, встали и делаем физкультминутку.

У оленя дом большой,
Он глядит свое окошко
Заяц по лесу бежит
Дверь к нему стучит:
“Стук-стук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц забегай
В лапу мне давай!”.

Северные олени — осторожные, чуткие животные. У них прекрасный нюх и хорошее зрение. Дикие северные олени — родоначальники домашних оленей. Народы Севера много тысяч лет назад сумели приручить их.

В непроходимой тайге, бескрайней тундре домашние олени стали надежным транспортом. Без них не могут обойти ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тундре людей и грузы. Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая (показ картин).

Ребята, есть добрая традиция у народов Севера, белый олень считался у них священным животным. Приносил людям счастье. Ему никогда не обрубали рога. Рождение белого олененка в стаде отмечали большим праздником. Каждый год весной проводятся праздник “Слет оленеводов”.

Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках. На выставке мастерицы украшают оленей, шьют украшение под седло, украшение на голову оленя. Давайте, мы с вами украсим нашего оленя. Ребята, придумайте кличку для оленя..

(Дети предлагают свои варианты). А теперь, из них выберем самую лучшую, ласковую кличку.

В тундре ходят оленята,
Рядом с ними важенки.
Поиграем-ка, ребята,
Вы у нас отважные!
Будете спасать оленя,
Будете его кормить
И уздечку на хорее,
Прыгнув высоко, ловить!

Я немного рассказала вам, какие у нас будут игры. Чтобы победить в них, надо быть ловкими и много знать. Прежде чем играть ответьте на мои вопросы.

* Как называется в стаде оленя, у которого родятся оленята? (Важенка)

* Кто в стаде оленей вожак? (Бык)

Дети отвечают на вопросы.

Молодцы, ваши ответы правильные и сейчас мы поиграем в игру “Важенка и оленята”.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой.

Познавательная игра “Дары тундры”

— закрепить у детей знания о ягодах, которые растут в родных местах, их применении;

— развивать ловкость, быстроту;

— продолжать расширять представления детей о жизни животных в природных условиях;

— воспитывать любовь к родным местам.

Оборудование: шапочки-ободочки с нарисованными ягодами морошки, шикши, княженики, голубики; три нарисованных кустарника; уздечки, мяч средних размеров, мох или трава, оленьи рога, пять гимнастических обручей.

Воспитатель играет роль Хозяйка тундры”, она одета в пышную зеленую юбку, на голове венок из цветов тундры.

Любим в тундре мы бывать,
Любим ягоды искать,
И грибочки, и цветы …
Кладовая, тундра, ты!

Ребята, мы все любим бывать в тундре, то запрягайте оленей, я приглашаю всех детей к себе в гости!

Дети берут обручи, ребенок “олень” встает внутрь, остальные держатся за край обруча.

— А как называется палка, которой погоняют оленей?

— Правильно, это хорей – длинный шест. Оленьи упряжки готовы, поехали в гости! (Дает хорей ребенку – “каюру”). Звучит песня “Мы поедем утром рано).

— Ну, каюры, останавливайте оленей, мы приехали ко мне в гости. Видите, как здесь красиво! Сядем на траву, на кочки, поиграем, что-то новое узнаем!

— Я, Хозяйка тундры, мне многие подчиняются: и грибы, и ягоды, и звери. Я много знаю и многим помогаю, слежу, чтобы не срывали стебли растений, берегли их. Богата наша тундра. Я загадаю вам загадку про одну ягоду. Послушайте, внимательно.

Белый цветок, зеленый листок,
Ягодка одна, но жесткая она.
А когда поспевает – всех удивляет:
Ярко-оранжевой, мягкой бывает. (Морошка.)

— Правильно, это ягода морошка.

Проводится игра “Кто больше наберет морошки”.

На полянке разбрасывается “морошка”. Двум-трем детям завязывают глаза. В конце игры смотрят, кто из них больше наберет “морошки” в ведерко.

Хозяйка тундры (хвалит детей за ловкость и быстроту.) Я вам вот что еще расскажу про морошку: ягоды у нее лечебные, с витаминами, их едят не только люди, но и птицы тундры – для них это очень важный корм.

Читайте также:  Что такое браунинг в сексе

— А что можно сделать из морошки?

Хозяйка тундры. Верно, ребята, а еще морошка была любимой ягодой А.С.Пушкина.

Про морошку загадку вы отгадали, ягод набрали, а вот загадка еще для тех, кто умеет примечать, мимо красоты не пройдет, полюбуется.

Словно розовый костер прямо под ногами.
Только тонок стебелек с этими цветами!
Вот поспеет ягодка – глаз не отведешь,
Где такую вкусную ты еще найдешь?
Княженикой называют ягоду-красу,
На поляне ее встретишь – не в густом в лесу.
Среди трав растет и спеет ягода краса.
Солнца, цвета набирает, как она вкусна!

Правильно отгадали. Кто из вас собирал, ел? Дети рассказывают.

Это очень нежная и ароматная на вкус ягода. И на вид красавица, как княжна среди наших ягод. Сейчас мы поиграем княженику пособираем. Проводится игра “Найди княженику”.

Девочки – 2 «княженички” и несколько мальчиков врассыпную стоят на расстоянии 3-4 м от черты. Дети (1-2 ребенка), стоящие у черты, должны прокатить мяч и задеть им “княженичку” — найти ягодку. Задетая “княженичка выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше задел мячом девочек – “княженичек”.

Хозяйка тундры. Вы уже узнали из стихотворения, что на стебельке у княженики в основном один цветочек, реже два. Понаблюдайте за растущей на природе княженикой.

Ягоду княженику любят все, она ароматная и вкусная. Ее едят не только люди и птицы, но и почти все животные. Когда собираешь княженичку, ягоду надо срывать аккуратно, чтобы не вырвать стебелек, иначе потом здесь не вырастет.

А теперь я расскажу, что у меня есть в тундре. Отгадайте. загадку.

Стелется вечнозеленый кустарник,
И ягоды черной бери хоть ведро.
И птицам и людям отдаст их кустарник –
Это для вас растил он добро. (Шикша)

— Правильно, это загадка о шикше.

— Кто собирал ее? Какая она на вкус?

Дети. Сладковатая, водянистая.

Хозяйка тундры. А еще ее называют водяникой, потому что она утоляет жажду, в ней больше жидкости, чем мякоти.

Хозяйка тундры. Шикша растет много лет, бывает до 97, а листочки у нее маленькие скрученные, похожи на иголочки, но если потрогать кочку с шикшой рукой, она кажется мягкой, нежной. Листочки у нее опадают один раз в 3-5 лет. Я как Хозяйка тундры тоже охраняю ее, чтобы кустики не вырывали, слежу, чтобы ягод всем хватило, чтобы богатой была наша тундра.

Хозяйка тундры. А теперь поговорим о моей любимой ягоде. Вы, вероятно, ее любите.

Руки синие, язык синий и сама как виноград. (Голубика)

Правильно, это голубика. Все любят ягоду, ждут когда она созреет. А где у нас голубики? Выходите!

Выходят 2-3 девочки — “голубики”, около них на мольбертах выставляются 2—3 нарисованных кустарника. Два- три вызванных ребенка должны за 2 мин нарисовать фломастерами на кустарниках ягоды голубики. Выигрывает тот, кто быстро и красиво нарисует ягоды, при условии, что девочкам-“голубикам” понравятся их портреты.

Хозяйка тундры. Я очень рада, что вы так много знаете о ягодах нашей тундры. А теперь сварим компот – посмотрите, сколько у нас ягод. Идемте, ягодки, в компот.

Все ягоды встают в круг и выполняют движение “вертушки”, в то время Хозяйка тундры читает стихи.

Варись, варись, компот,
И напои детей.
Прибавь-ка силы нам
И радости летних дней!

В это время кто-нибудь из взрослых вносит кружки с компотом.

Хозяйка тундры. Какой компот мы сварили из ягод! Угощайтесь! Будьте здоровы!

Вот вы и побывали у меня в гостях, узнали какие поляны есть, что за ягоды там растут.

Вот и поиграли, как в тундре побывали.
А теперь пора и нам отправляться по домам.
Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

Воспитатель “запрягает оленей” (делает из гимнастических обручей пять упряжек), в середине становится ребенок — “олень”, дети держатся за обруч, у одного ребенка в руках хорей.

Олени, ветер, тундра,
Кругом такой простор!
Бегут олешки шустро —
Веселье и задор!

Посвистывает ветер
В ушах у оленят!
Олени, ветер, тундра —
Несутся вскачь, спешат!

Источник: urok.1sept.ru

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Северные олени»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных — северным оленям.

Задачи: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры, расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера. Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Кольском полуострове. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.

Предварительная работа: Подвижные игры: «Ловля оленей», «У оленя дом большой» рассматривание иллюстрации, чтение худ. литературы.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку и вы сразу догадаетесь о ком идет речь.

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это. (северный олень.)

Ребята, а кто был на празднике Севера, которой проходит у нас с вами весной?

Вы видели на празднике северных оленей?

Какие они? Как выглядит северный олень?

Воспитатель. Ребята, Ловозеро – нашу малую Родину называют «оленьим краем». В Ловозерских тундрах находятся стада оленей. Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега.

Олень считается священным животным.

Рассматривание: Ребята, что вы можете рассказать об олене? Какой он?

Ребята посмотрите, какие интересные, красивые рога у оленя. Какие они?

Воспитатель: Ветвистые рога оленя — это самое заметное украшение этого животного. Рога длинные, тонкие и изогнутые. Рога животного покрыты тонкой шерстью. Смена рогов обязательно происходит раз в год. На их месте тут же начинают отрастать новые.

Основной функцией рогов оленя является защита и нападение.

Северные олени используют рога в качестве орудия труда, откапывая ими снег, чтобы добывать себе еду.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Воспитатель: Правильно, кожа оленя покрыта мехом, летом мех тонкий и короткий бывает, а зимой покрывается длинным и густым мехом. Северный олень хорошо переносит мороз, за счет плотного волосяного покрова, который не пропускает холодный ветер. Окрас светло-серый зимой, летом с коричневым оттенком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему олени не проваливаются в снег?

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие копыта у оленя толстые,

их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек, удобные для разгребания снега. Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает.

Какие бывают олени?

— Дикие и домашние.

Воспитатель: Дети, как вы думаете чем отличается дикий олень от домашнего?

Дети: Они живут и кочуют по тундре, сами добывают себе пищу, а домашние олени живут около людей.

Воспитатель: Правильно. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек.

Воспитатель: Как называют человека, который присматривает за оленями? ( Дети: Оленевод)

А сейчас поиграем в игру

Игра-физминутка «У оленя дом большой»

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте дальше знакомиться с северным оленем.

А где живут северные олени? Кто знает?

Воспитатель: Северный олень -обитатель тундры. Северные олени — путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак — самый опытный и сильный олень. Олени живут большими стадами, так проще найти себе корм и отбиться от врагов.

Читайте также:  Какие мормышки на леща

Воспитатель: Ребята, чем питаются северные олени? Кто знает?

Воспитатель: любимое лакомство – это ягель. Этот мох разрастается сплошным ковром в тундре круглый год. Обладая острым нюхом, они могут слышать запах ягеля даже под толстым слоем снега. А летом олени едят грибы, ягоды, листья кустарников.

Воспитатель: Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох». Они грызут свои рога, пьют морскую воду. У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более метра. Но на откапывание пищи у этих животных уходит много сил, поэтому они всегда стараются уйти в более малоснежные районы, т. е кочуют.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Дети: У них теплая шерсть, и к зиме они толстеют.

Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют.

Воспитатель: Как называется в стаде олениха?

Воспитатель: как называют детенышей оленей

А сейчас поиграем в игру “Важенка и оленята”.

В группе разложены обручи. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит в углу.

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые,

Играющие оленята свободно бегают, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой

Воспитатель: Оленя называют бродягой Севера, потому что он постоянно кочует по тундре в поисках корма. Нередко в пути их застает пурга. Олени предпочитают местности, где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Олени совершают ежегодные путешествия, весной из лесов в тундру, а летом, когда там появляются тучи комаров, они бегут обратно в леса. Такие переселения совершаются большими стадами.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у оленей есть враги?

Дети: Есть, самый страшный зверь для оленя это волк, росомаха.

Воспитатель: Главные враги северного оленя в тундре – это волки и росомахи. Они буквально идут по пятам за стадом, нападая на молодых, еще не окрепших, и на старых особей.

Воспитатель:Ребята,наверное, нет на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь коренных жителей в суровом климате севера невозможна.

Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Кольского полуострова.

Дети обсуждают, что им понравилось и почему. Дополняем наш макет оленями!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. Румянцева

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. Румянцева Методические задачи:познакомить детей дошкольного возраста с профессией клоуна, на примере Михаилом Румянцевым и его сценическим образом;.

Конспект интегрированного занятия «Осень, осень в гости просим» для средней группы

Конспект интегрированного занятия «Осень, осень в гости просим» для средней группы Конспект интегрированного занятия для средней группы Тема: «Осень, осень в гости просим!» Воспитатель: Щепкина Т. В. Цель: Создание условий.

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок»

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок» Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок». Цель: Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения.

Конспект интегрированного занятия средней группы «Сохраним жизнь животным Красной книги» Светлана Шушерова Конспект интегрированного занятия средней группы «Сохраним жизнь животным Красной книги» Цель: Формирование целостной.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени» Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени» Тема: «В гостях у осени». Цели и задачи: 1. Продолжать учить детей.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группы

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группы Задачи: воспитывать интерес к составлению рассказа по картине; учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке с опорой на имеющиеся.

Конспект занятия с применением ИКТ «Северные ягоды» Тема: Северные ягоды, с использованием ИКТ. Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о северных ягодах Задачи: • Закреплять умение.

Источник: www.maam.ru

Какое питание у оленей в природе?

Сайт о животных: фото, видео, интересные факты

Олени стали одними из самых распространенных млекопитающих. В их семейство входит 51 вид. Самым маленьким таким представителем является олень с весом 2-2,5 кг, а самый большой – 700 кг. Ареалом обитания оленей считается Южная и Северная Америка, а также Евразия. Когда европейцы попали в Австралию и Новую Зеландию, они завезли туда и оленей.

Помимо этого. олени есть и в Африке, но только на севере и западе данного континента.

Многие разновидности оленей живут маленькими группами, но, несмотря на это, существуют и виды, проживающие поодиночке. Так, к примеру, северные олени при миграции из групп собираются большими стадами, которые включают в себя 100 тысяч особей.

Все олени имеют рога, кроме одного вида — водяного оленя. Имеется в природе еще один особенный вид, у которого как самки, так и самцы ходят с рогами. Это северный олень.

Представители оленевого семейства обычно пасутся в ночное время, и только северный олень занимается этим днем.

Чем питаются олени?

Олени проживают в различных климатических условиях и едят разнообразные растения. В основе их рациона есть плоды, жёлуди, ягоды, трава, орехи, кустарники, листья деревьев, грибы, хвоя, каштаны, кора и молодые ветви. В тундре и в зимнее время 90% основной еды оленей составляют лишайники, которые они слышат даже под толстым слоем снега до 60 мм. В этот сложный для оленей период лишайники – самая питательная пища.

Когда северному оленю не хватает дополнительных минералов и витаминов, он употребляет в пищу мелких грызунов и пернатых. Кроме того, при поиске дополнительных полезных веществ олени ищут солонцы, чтобы полизать соль, и прогрызают землю с целью получения недостающих минералов.

Источник: animals360.ru

Конспект интегрированного занятия «Друг мой, северный олень!» для детей 6–7 лет

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Программные образовательные задачи.

* Активизировать интерес детей к познанию родного края.

* Обогащать представления детей об олене, как хорошем помощнике для северного

* Заинтересовать детей изготовлением изображения оленя из бумаги в технике оригами.

* Формировать образные представления, воображение, речетворческие способности

(описание своей поделки).

* Вызвать положительные эмоции на результат своего труда.

Методы и приёмы реализации занятия

* зрительный контакт с детьми

* сообщение новых знаний

* создание ситуаций успеха для каждого ребёнка

* музыкальное сопровождение «Мелодии зимы» Э. Компанейца

* поддержка, установка «ты всё можешь»

* показ педагога, что и как делать

* поощрение самостоятельных действий

*помощь и показ процесса изготовления бумажного оленя по просьбе ребёнка

* просмотр видео материала

Уточнение словаря: Стойбище – временная стоянка оленеводов

Каюр – погонщик оленей

Хорей – тонкий гибкий шест, которым управляется оленья упряжка

Обогащение словаря: Северный олень

Оленья упряжка

* макет «Зимнее стойбище народа ханты»

* образец изображения оленя из бумаги

* заготовка – выкройка из бумаги оленя для каждого ребёнка

* бумажные цветные полоски 10 цветов с национальным орнаментом

* атрибуты, имитирующие рога оленя — для детей

Воспитатель: Здравствуйте, мои юные друзья! Хочу предложить вам увлекательное и занимательное дело. Вас заинтересовало моё предложение?

(ответы детей)

Воспитатель: Возьмёмся за руки, друзья. У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами — одна большая крепкая и дружная семья. И живём мы вместе в удивительном и прекрасном городе.

— Вы любите город, в котором живёте? (ответы детей)

— Как называется наш город? (ответы детей)

— А кто знает, как называется край, в котором мы живём? (ответы детей).

Обобщение воспитателя: край, в котором мы живём, называется Югорским.

— Кто является коренными жителями Югорского края? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: коренными жителями Югорского края являются малые народы — ханты и манси.

Дети рассаживаются на стульчики перед мультимедиа.

— А знаете ли вы, чем занимается народ ханты? (ответы детей).

Сообщение воспитателя: (сопровождается показом слайдов)

Одно из основных занятий народа ханты – оленеводство. Олень — очень сильное и выносливое животное, может долго бежать и не устаёт. Его тонкие ноги не проваливаются в снег.

Люди заметили это. И, поэтому., как вы думаете, что они сделали? (ответы детей).

Читайте также:  Почему магнитится нержавеющая сталь

Обобщение воспитателя: Люди приручили их, и олени стали домашними животными. Главное преимущество оленей перед другими домашними животными в том, что они находятся на подножном корме.

— Что значит «находятся на подножном корме?» (ответы детей)

Обобщение воспитателя: «Находятся на подножном корме» — это значит, что животные сами находят корм.

— Знаете ли вы, чем летом питаются олени? (ответы детей)

— Чем зимой питаются олени? (ответы детей)

— Как добывают корм олени зимой?

Летом олени едят траву, грибы, объедают листья кустарников; а зимой — разгребают копытами снег, чтобы добраться до мха – ягеля, лишайников, травы. Передние копыта оленя удлинённые и очень широкие, поэтому ими удобно разгребать снег в поисках корма.

Оленей используют как транспорт. Зимой и летом возят олени людей на длинных санях (нартах) и верхом. В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет оленьей упряжкой погонщик (каюр, в руках у каюра длинный тонкий гибкий шест (хорей). С помощью хорея управляется оленья упряжка.

Оленеводы, кочуя со стадами оленей, живут в чумах на стойбище, (стойбище – временная стоянка оленеводов).

Ханты очень любят и знают своих оленей. Называют их по – разному, например, по форме пятна, по количеству пятен, по особенному цвету (пятнистый, серенький). Ещё они разговаривают с прирученными оленями, дают им даже имена, поют им песни, гладят по шее и по лбу между бугорками, откуда растут рога. Олени благодарно смотрят, шевелят ушами, мотают головой, тыкают свою мордочку в грудь оленеводу.

Воспитатель обращает внимание на слайд с изображением северного оленя :

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

— Что можно сказать о внешнем виде оленя? Как он выглядит? (ответы детей)

— Из каких частей состоит тело оленя? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: Олень – гордое, красивое и выносливое животное. Он не боится северных холодов, так как природа подарила этому животному густой, лёгкий и очень тёплый мех; а на шее у оленя – длинная пушистая грива.

Олень для северного человека – очень хороший помощник.

В праздники оленьи упряжки украшают национальными орнаментами и ханты устраивают соревнования.

— Кто из вас был на празднике? (ответы детей)

— Хотите посмотреть фрагмент праздника?

(Видеоматериал «На празднике оленеводов»)

Ханты гордятся своими оленями. Про оленей в народе говорят :

— Оленю лучшая мерка – в дороге проверка;

— Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела;

— Как высоко олень несёт свою голову, так же высоко держи имя своё.

Воспитатель: Предлагаю посмотреть на северных оленей и полюбоваться ими.

(Видеоматериал «В гостях у оленеводов крайнего севера»)

— Дети, кто хочет рассказать о том, какой олень?

— Что нового, интересного вы узнали об олене?

— Чем является олень для северного человека?

— А сейчас, ребята, физкультурная минутка «Важенка и оленята»

Музыкальное сопровождение «Мелодии зимы» Э. Компанейца

Воспитатель – важенка, дети – оленята.

Воспитатель раздаёт детям атрибуты, имитирующие рога оленят.

Воспитатель: Кто такая важенка? (ответы детей)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята.

Дети двигаются врассыпную со свободными движениями рук, высоко поднимая колени

Всё что не понятно…

Показывает жест руками к детям

Бегают, играют, рожками бодают.

Меж кустами белыми: прыг-прыг-прыг

Держась прямо, не опуская головы, руки на поясе, прыгать, поочерёдно высоко поднимая согнутые в коленях ноги

Над снегами пышными: скрип-скрип-скрип.

Шагают на месте, высоко поднимая колени

На большой поляне

В морозный ясный день,

Разгребая снег копытом,

Ищет ягель наш олень.

Небольшой наклон вперёд, руки свободно вдоль туловища, поднимают ногу, согнутую в колене. Совершают имитационные движения «добраться до мха — ягеля»

И, вдыхая свежий воздух

Оленята с важенкой целый день играют

Свободные движения детей

От рогов ветвистых, стройных на снегу заметна тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря? Это… северный олень.

Мы будем делать изображение оленя из бумаги.

Показ образца бумажного оленя : воспитатель обращает внимание детей на цветную полоску с орнаментом, которая находится вокруг туловища оленя за передними ногами.

Воспитатель: Как вы думаете, что это может быть? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: это часть праздничной упряжки оленя.

Такой олень получится у каждого из вас.

Показ воспитателя контурных линий и способ изготовления изображения оленя.

Работа детей :

— процесс изготовления бумажного оленя;

— наклеивание цветной бумажной полоски с элементами национального орнамента.

Что сделал из бумаги каждый из вас?

Рассмотрите своих бумажных оленей, полюбуйтесь ими, придумайте им имена (ребёнок называет имя своего оленя).

Кто хочет рассказать о своём бумажном олене?

(В случае затруднения ответов детей – образец рассказа воспитателя:

Моего оленя зовут Белолобик.

Он быстрый, красивый и добрый.

У него праздничная упряжка красного цвета.)

Обобщение воспитателя: Вы проявили уверенность в своих силах, старательность, активность — поэтому и олень получился у каждого.

Воспитатель предлагает детям встать, взять своих бумажных оленей и подойти к макету.

— Что вы видите? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: Это макет зимнего стойбища народа ханты:

Чум на стойбище стоит, в котелке вода кипит.

Рядом нарты у столба поджидают седока.

Предлагаю не тужить и оленей отпустить…

дети расставляют оленей на макете (получилось целое стадо оленей;

— Вы запомнили своего оленя? Как запомнил своего оленя (имя ребёнка?

Беги, мой оленёнок, с ветвистыми рогами,

По тайге, занесённой пушистыми снегами.

Друг, мой, северный олень, белый, словно, снег

Он в сугробах до колен не убавит бег.

После занятия.

Воспитатель: Предлагаю перенести макет в группу, пригласить своих родителей и детей из других групп. Пусть они полюбуются твореньем ваших очень умелых рук.

Вы согласны? (ответы детей).

Публикации по теме:

Поделки из природного материала

Поделки из природного материала «Во саду ли, в огороде, девица гуляла» «Осенний букет» «Жил-был весёлый человек» «Осенний лес» «Дары осени» «Три поросёнка».

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Олень. Детям про оленей
  • Подготовительная группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013

Источник: www.maam.ru

Северный олень

Северный олень — житель Севера, где очень холодно. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. Шерсть у него густая, мягкая. Поэтому мех даже во время сильного ветра надежно защищает оленей от холода. И копыта у северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, поэтому олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту.

А края у копыт крепкие и острые. Ими северный олень раскапывает и разгребает снег, чтобы добраться до своего любимого вкусного мха.

Главное украшение северных оленей — их большие ветвистые рога. Они есть не только у пап оленя, но и у мам. Мамам оленя рога нужны для того, чтобы отгонять от найденной пищи других оленей. Каждый год олени теряют старые рога, а потом у них вырастают новые.

Зимой олени на санях возят по большим полям людей и грузы.

Дальше еще интереснее

Собери картинку Мультфильм

Это интересно:

  • Зоогалактика
  • »
  • Для детей
  • »
  • Окружающий мир для малышей
  • »
  • Животные холодных стран
  • »
  • Северный олень

Смотрите также

Окружающий мир

  • Млекопитающие
  • Птицы
  • Рассказы о животных
  • Для детей
  • Рептилии (Пресмыкающиеся)
  • Амфибии (Земноводные)
  • Рыбы
  • Беспозвоночные
  • Видео о животных
  • Золотые фотографии
  • Животные континентов
  • Звуки животных

Красная книга России

Самые красивые фото животных в естественной среде и в зоопарках всего мира. Подробные описания образа жизни и удивительных фактов о диких и домашних животных от наших авторов — натуралистов. Мы поможем вам погрузиться в увлекательный мир природы и изучить все неизведанные ранее уголки нашей необъятной планеты Земля!

Фонд содействия учебно-познавательному развитию детей и взрослых «ЗООГАЛАКТИКА ® » ОГРН 1177700014986 ИНН/КПП 9715306378/771501001

Администрация Портала zoogalaktika.ru получает неперсонализированные статистические данные с помощью сервисов веб-аналитики. Информация носит обезличенный характер, в связи с чем не относится к составу персональных данных. Наш сайт использует технологию «cookie», данная информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с обработкой пользовательских данных и политикой конфиденциальности.

Источник: zoogalaktika.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...