Что делают с якорем

Якорь. Сразу представляется примитивный кусок металла. Однако это устройство играет порой исключительно важную роль в судьбе судоводителя. Возможно поэтому инженеров не оставляют мысли о возможности усовершенствовать якорь. Основной, проверенный временем дизайн якорей остается неизменным и сегодня, но все-таки есть, что совершенствовать даже и в якоре, предназначенном для удержания остановленного судна от сноса.

Разнообразие типов якорей невелико: они либо удерживают судно своим весом, либо цепляются, либо закапываются. Некоторые конкретные якоря, вроде военно-морских такой можно видеть на носу какого-нибудь крейсера работают своим весом и лапами одновременно, однако они редко применяются на катерах и яхтах. Другие якоря (тип «Адмиралтейский») имеют традиционные загнутые внутрь зазубренные и заостренные лапы, как на кокардах моряков. Такие архаичные конструкции встретить в жизни трудно: они хоть и красивы, но весьма неудобны.
Существуют раскладные конструкции, специально предназначенные для применения на травянистом дне, поскольку их узкие лапы с легкостью проникают через густые кусты элодеи, к примеру, и что весьма затруднительно для якорей других типов.

Якоря для лодки

Универсальный якорь «Дэнфорт»
Похоже, что наиболее часто на рыбачьих лодках встречается якорь типа «Дэнфорт», отличительной особенностью которого является пара откидных заостренных “рогов”, которые обычно просто лежат на дне, но закапываются, если только якорь потянуть.
В сложенном состоянии «Дэнфорт» занимает совсем немного места и немного весит, тогда как обладает высоким отношением держащей силы к собственному весу. Это проверенная и надежная конструкция, однако, все же не идеальная. Как и все прочие конструкции, с годами «Дэнфорт» также изменялся, и порой кажущиеся незначительными изменения могли дать разительные результаты.

В 1986 году яхтсмен и толковый инженер Дон Галлерберг представил рынку легкий якорь «Фортресс».
Сегодня «Фортресс», пожалуй, наиболее известный образец из всего семейства якорей типа «Дэнфорт». Имея регулируемые лапы, якорь «Фортресс» выполнен из алюминия, что делает его легким и прочным (нет сварки, по которой возможен излом).
Другое его достоинство — гибкость. Обычно угол отклонения лап на якорях «Дэнфорт» составляет 30-32 градуса, что позволяет успешно применять его в наиболее часто встречающихся условиях. Однако на мягком илистом дне увеличение угла отклонения лап не только облегчит зацепление, но и повысит его надежность. Для таких условий угол отклонения лап якоря «Фортресс» может быть увеличен до 45 градусов.

Якоря для лодки

«Фортресс» — это обновленный и облегченный «Дэнфорт», рога которого лучше зацепляются и надежно держатся за дно.

Директор по маркетингу компании «Фортресс» Дэн Шихан утверждает, что алюминиевая конструкция якоря «Фортресс» позволила сделать его рога острее сравнительно с гальванизированным покрытием якоря «Дэнфорт». Более острые рога легче и быстрее внедряются в грунт, чем другие и даже более тяжелые модели якорей типа «Дэнфорт».

Хотя все это полезно и хорошо, настоящее достоинство якорей «Фортресс», с точки зрения судоводителя, его небольшой сравнительный вес, ну или нехватка такового. Алюминий значительно легче чугуна, благодаря чему с якорем «Фортресс» проще обращаться и ставить его, особенно если якорь большого размера. Эта особенность превосходит все прочие достоинства якорей типа «Дэнфорт» и делает их столь невероятно популярными среди судоводителей-любителей.

Якоря для лодки

Якорь-кошка
Несмотря на свои достоинства, кое-что делать с якорем «Фортресс» никому не захочется. Например, опускать его на дно, полное развалин затонувших кораблей. Если только Вам нравится часто покупать новые якоря. Для тяжелых условий, наподобие выше упомянутых лучше все-таки взять что-нибудь более подходящее, и якорь-кошка подойдет как нельзя лучше.

Якорь-кошка является вариантом анкер-якоря. Первоначально популярный среди рыбаков якорь-кошка был ничем иным как пучком арматурной проволоки, сваренной посредине длины стержней, причем свободные концы стержней были отогнуты как крючки или шипы. Идея была в том, что шипы-крючки могут распрямиться под нагрузкой, высвобождая зацепившийся якорь, после чего шипы загнутся в исходное положение, и так раз за разом. Этот якорь можно забрасывать и в каменистые расщелины и в кладбище затонувших кораблей.

Якоря для лодки

Однако даже любимую кошку не обошли своим вниманием неугомонные изобретатели. Вот характерный пример: якорь «Майти Майт» Кена Шомона, который рассказал: «Я купил прототип этого якоря у старого морского капитана, причем он наотрез отказывался расставаться со своей самодельной «кошкой». Якорь был сделан с алюминиевым веретеном, закрепленным эпоксидным клеем линем внутри штока с приваренными к нему арматуринами. В итоге получился маленький цепкий якорь для постановки на загроможденное дно, и который легко извлечь».

Хотя якорь Шомона будет держаться за любое дно, он утверждает, что это специализированный якорь: « у него своя ниша. Эта ниша остовы затонувших кораблей и скопления коряг».

Читайте также:  Как избавиться от крыс в подвале

Отвлекаясь от такой ниши, укажем, что важно иметь рабочий якорь, который работает на самом различном дне. Как уже отмечено, якоря «Дэнфорт» отличаются исключительной в этом смысле универсальностью. Другой пример якорь-плуг.

Совершенствование якоря-плуга
Якорь этот в качестве имени имеет буквенное обозначение CQR, которое произносится как «сикьюр», т.е. «безопасный», — это имя дал якорю его изобретатель, Якорь-плуг широко признан за свою способность укрепляться на самых разных грунтах. Он хорошо держится и легко высвобождается. Особой популярностью якорь-плуг пользуется на крупных кораблях, прежде всего из-за своих больших размеров и веса. Якоря Брюса и «Дельта» являются слегка модифицированными версиями исходной конструкции якоря CQR.

Якоря для лодки

«Якорь «Hydro Bubble» на новый уровень поднял старую идею якоря-плуга; он опускается на грунт точно в том месте, где нужно встать на якорь.

Якорь-плуг работает следующим образом: опускаясь на дно, обычно боком, ему нужно, чтобы его потянули, тогда он принимает рабочее положение и самозакапывается. Этот небольшой недостаток исправлен в новейшей версии якоря-плуга, названной «Hydro Bubble» (плавательный пузырь).

Джон Виллис, президент компании «Anchor Concepts», придумавший «Hydro Bubble», был часто разочарован в попытках поставить обычный якорь-плуг. Нужно было что-то, что обеспечило бы приземление плуга на дно в рабочем положении, но при этом оставалось бы плугом. Тут сработал инженерный подход.

«Я чувствовал, что якорь-плуг был наиболее подходящим устройством», — рассказывает он, — «потому что он создан закапываться в землю, как всем известный плуг землепашца. Поэтому, мы на компьютере попытались моделировать разнообразные промежуточные значения углов, площади и водоизмещения, стремясь найти наилучшую комбинацию этих параметров якоря».

В общем, мы пришли к идее составного якоря, поместив модуль плавучести поверх плуга. Лезвие плуга представляет собою единый кусок нержавеющей стали со съемным алюминиевым веретеном, что облегчает и сам якорь, и его хранение. Набор хомутов скрепляет вместе части, облегчая сборку-разборку якоря.
В собранном виде веретено имеет некоторую свободу перемещения в боковой плоскости, наподобие шарнира в конструкции оригинального якоря-плуга, что позволяет лезвию оставаться внедренным в грунт, даже если судно совершает боковое движение под действием ветра или течения.

Значительно отличается этот якорь от своих предшественников способом приземления на дно. Якорь «Hydro Bubble» опускается вертикально в рабочем положении благодаря поплавку, укрепленному на веретене. После касания дна самое легкое тяговое усилие, приложенное к веретену, заставит якорь закопаться.
Лезвия якоря « Hydro Bubble», выполненное из нержавеющей стали, имеет исключительно малые размеры, что также облегчает врезание в грунт. Более того, малая площадь лезвия увеличивает распределенное давление по площади контакта. В соединении, все эти детали позволяют якорю работать надежно и быстро.

Виллис делится: «До сих пор никто из водномоторников, применявших этот якорь в обычных условиях, не сказал, что тот не приземлился в рабочем положении. При малейшем приложенном давлении он немедленно закапывается. Иначе и быть не может, ведь он для этого создан».

Насколько важны упомянутые свойства якоря? Они имеют исключительное значение в тесно заставленной бухте, или при постановке над небольшим остовом корабля или у скалы, где точность постановки судна решает всё.

Никто из нас не может себе позволить иметь на борту несколько якорей для любых возможных условий, но никто и не создал пока что единственной универсальной конструкции для всех возможных условий.
Но, пока на свете не перевелись люди думающие, и инженеры, чтобы задуманное воплотить в металл, новые якоря будут неизменно появляться на рынке, и они будут все лучше и лучше.

Источник: www.badger.ru

История якоря

При слове «якорь», я почему-то всегда представляла здоровенное грузило на веревке, которое бросают с пиратского корабля. Потом память напрягалась и услужливо подсовывала картинку солидной железяки, которая валялась в каком-то приморском месте ввиде украшения. Выглядела железяка допотопной и не очень настоящей. В общем скукотища.

И вдруг я случайно набрела на коллекцию из нескольких десятков якорей в Британском морском музее. Коллекция была частной. Я никогда не думала, что эта вроде простая вещь, имеет так много вариантов.

Слово «якорь» можно считать интернациональным. Вот как оно пишется и произносится на нескольких современных европейских языках:

итальянскии — Ancora (анкора);

французский — Ancre (анкэр);

английский — Anchor (энкор);

испанский — Ancla (анкла);

немецкий — Anker (анкер);

норвежский — Anker (анкер);

датский — Anker (анкер);

шведский — Ankare (анкар);

Читайте также:  Почему собака седеет рано

голландский — Anker (анкер);

финский — Ankkuri (анкури).

Везде есть общий корень «анк».

Древние греки называли железный якорь словом «ανχνρα» — «анкура» — от корня «анк».

От древнегреческого «анкура» образовалось латинское слово «ancbora», которое позже перешло в другие языки Древней Европы.

На русский это слово переводится как «крюк», «кривой» или «изогнутый»

История якорей началась давно. Якорь, скорее всего, изобрели одновременно с водоплавающими средствами. С амым простым и самым первым типом якоря были камни, обвязанные канатом, или уложенные в корзины, мешки , или сети

Или камни с дыркой.

Позже камни стали специально обрабатывать , в них делали желоба и отверстия , в которых крепились заострённые колья .

Тут каждый изощрялся, как мог



Цивилизация двигалась вперед с бешеной скоростью: народ начал пользоваться металлами. Продвинутой публике надоело бегать по берегу в поисках здоровенных камней с дырками. К тому же желающих было много, а подходящих камней мало.
Поумневшие моряки решили делать якоря из дерева и металлов. Произошло это знаменательное событие где-то в 1 тысячелетии до нашей эры.

И тут предки разработали несколько прогрессивных конструкций:

Приблизительно на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. в районе Южно-китайского моря появился МАЛАЙСКИЙ якорь. Его делали из твёрдого дерева, а отдельные части связывали канатом. На верху веретена привязывали груз — специально подогнанный камень. Поперечный шток находился внизу. У этого якоря был только один рог, которым он должен был цепляться за дно и держать судно.

Китайцы додумались до двурогого якоря приблизительно в конце 1-го тысячелетия до н. э. Они делали его из прочного дерева, окованного железом. Шток был расположен в нижней части.

Приблизительно конце 1-го тысячелетия до н. э. в Средиземноморье появился римский судовой якорь. Его отливали из бронзы или выковывали из железа. В верхней части, под скобой для каната, находился деревянный шток. По такому же принципу делали и деревянные якоря с тяжелым свинцовым штоком, который был нужен для затопления якорного каната. Якорь высоко ценили, и на всякий случай, снабжали разными священными надписями.

Якорь галеры римского императора Калигулы ( 12 – 41 гг .)

А дольше понеслось.. .
Предки резвились, как могли, изобретая разнообразные конструкции якорей.


Кованый двурогий железный якорь со штоками появился примерно в 7 в . до нашнй эры

В течение столетий его довели до совершенства, и с 1847 г . такой якорь стал называться адмиралтейским ( якорь Паркера ).

Якоря были разными, но в принципе, все имели одни и те же элементы.

В наше время, пыл в этой области, поче му-то не угас, а совсем наоборот. Инженеры якоря любили, и не ленились их изобретать. Якоря гордо носили имена своих создателей, которых, было ну ооочень много

Якорь Холла

Якорь Брауна

Шарнирный якорь 1812 года

ЯКОРЬ Wasteney Smith

Деревянный окованый свинцом якорь 1820 год

Якорь Роджера

Якорь Хавкина 1822 год

Якорь 1829 год

Якорь Edgar Boom 1857год

Якорь 1870 год

Якорь Jones https://yael-shoshany.livejournal.com/241146.html» target=»_blank»]yael-shoshany.livejournal.com[/mask_link]

Как работает якорь

Многие ребята уверены, что якорь нужен для того, чтобы удерживать корабль, лодку и другое судно на месте за счет сцепления с дном водоема.

Если бы это было так, у любого корабля был бы якорь на веревке. Но даже у самых примитивных лодок якорь привязан не к веревке, а к металлической цепи.

И прикол в том, что работает как раз цепь!

Задача якоря — немного зацепиться за корягу или складку рельефа. Основную работу проделывает именно цепь. Ее задача — лечь грузом на дно. А веревка нужна только для того, чтобы начать поднимать/держаться за цепь.

Проще считать, что цепь — это большая тяжелая хуевина, которая собственно и держит корабль на месте, а якорь — это зазубрина, которая просто предотвращает цепь от скольжения.

Если бы якорь держал корабль, то его приходилось бы каждый раз оставлять на морском дне, как это бывает, когда он реально за что-то зацепится намертво. Это худший день в жизни судовладельца, потому что тогда нужно рубить конец, прощаться со старым якорем и доставать запасной.

Источник: tema.livejournal.com

Почему якорь такой формы и как он удерживает корабли

Почему якорь такой формы и как он удерживает корабли

Неотъемлемой частью любого судна является якорь. Со времен древних парусников моряки к нему относились с уважением, называя Якорем надежды или Священным. Их использовали не просто для удержания корабля на рейде, а для торможения, иногда перемещения. И в современном мире устройство незаменимо – выход в море без якоря невозможен.

Читайте также:  Озеро пустое западная сибирь где находится

Назначение

Якорь – конструкция, изготовленная методом ковки, литья или сварки, предназначенная удерживать судно на месте за счет крепления за грунт, соединенная с судном цепью или тросом. Удерживается корабль на месте за счет держащей силы (ДС) – это сила, не дающая якорю вырваться из морского грунта, переместиться. Эффективность конструкции оценивается коэффициентом этой силы, рассчитываемый, как отношение ДС к весу якоря, т.е во сколько раз сила превышает собственный якорный вес.

Конструкция

Первые конструкции представляли собой тяжелый камень, прикрепленный канатом к лодке и сбрасываемый на дно. Постепенно конструкция усовершенствовалась. Наиболее известный вариант состоит из нескольких частей.

Основа любой конструкции – стержень-веретено. В верхней его части есть скоба, кольцо, крепящие якорь к цепи, канату. Снизу – рога, отвечающие за заглубление в грунт и удерживание судна на одной точке. На конце рогов – лапы с острыми концами, называемыми носками. Рога закрепляются на веретене либо неподвижно (тренд), либо шарниром, тогда они подвижные.

Еще одна деталь: шток — есть не во всех конструкциях. Он служит своего рода поворотным механизмом. В момент погружения якоря на дно шток его переворачивает и ложит горизонтально. Это помогает хорошо закрепиться за морской грунт. Расположен он перпендикулярно рогам.

Различия по видам

Якоря разделяются на несколько видов:

  • ● По виду фиксации лап: фиксируются неподвижно или делаются поворотными;
  • ● По способу закрепления на корабле после съёма его с якоря: со штоками (заваливающиеся) и без штоков (втяжные).
  • ● По количеству рогов, лап: наиболее частые варианты — двурогие.

Помимо конструктивных особенностей для удерживания корабля на стоянке важна масса якоря. Обычный вес составляет несколько тонн, а на отдельных больших суднах, типа круизных лайнеров, авианосцев, где присутствует большая парусность, масса якоря достигает 30 тонн. Несмотря на такие впечатляющие массы – они составляют меньше процента от веса самого судна.

Принцип работы

Якорь, опускаясь на грунт, загружается одним из рогов в грунт. Падает он плашмя, поэтому без штока он не сможет закрепиться, и будет волочиться по морскому дну. Падая на шток, под действием натяжения цепи или каната он разворачивается на дне и зацепляется рогом за грунт.

Держится на месте судно за счет держащей силы всего устройства: якоря и цепи. Первый взаимодействует с морским дном, закрепляясь на нем. Цепь – ложится на дно. Длина участка для морских судов достигает 50 метров.

Однако обеспечивать стоянку якорными устройствами можно не в любых погодных условиях. Многое зависит от глубины акватории, скорости ветра, течения в местах стоянки. Максимальная ураганная скорость ветра составляет 12 баллов, по шкале Бофорта. Большинство судов может становиться на стоянку при ветрах, не превышающих 6,7 баллов. При более сильном ветре корабли поднимают якорь и ложатся в дрейф.

Самые известные модели

В мире множество моделей якорей, у многих стран есть свои предпочтения и веками сложившиеся традиции в кораблестроении, в том числе и якорестроении.

Адмиралтейский

Классическим вариантом в якорестроении служит якорь Адмиралтейский, одобренный к использованию на судах Адмиралтейством Британии в 1821 году. Он очень большой, громоздский. При втягивании на борт шток мешает, поэтому его необходимо снимать и затем перевалить через борт. Несмотря на эти неудобства он по прежнему один из самых используемых.

Холла

Позже, были запатентованы новые, более совершенные модели. Например, шток убрали, лапы сделали поворотными – вся конструкция изменилась и стала более удобной для использования. Типичным якорем с такими изменениями стал – якорь Холла. Ему не нужен шток для загружения в грунт – он входит туда сразу двумя плоскими качающимися лапами. Удерживающая сила Холла меньше Адмиралтейского, но удобство эксплуатации и быстрота заглубления позволяет мириться с этим недостатком на многих видах судов.

Дэнфорта

Идею якоря Мастросова изобретатель Денфонт довел до совершенства. Он сделал у якоря более прямые лапы, что даёт ощутимые преимущества в удержимающей силе, при чем делая якоря более легкие.

Конструкция Дэнфорта имеет плоские лапы, расположенные близко к веретену, шток есть, но он расположен в нижней части. Удобство его — в надежном закреплении даже при разворотах на 360 градусов на нетвердых грунтах.

Современная навигация и кораблестроение предлагает новые совершенные удерживающие механизмы кораблей, однако якоря еще долгие годы останутся простым и надежным устройством, удерживающим судно в месте стоянки.

Источник: ya-uznayu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...