18.12.2021. Очень красивая бухта, можно гулять вдоль берега в обе стороны на большое расстояние к другим бухтам и к Шепелевскому маяку. Даже зимой в пасмурную погоду выглядело все очень атмосферно! Летом тут видимо очень много людей с палатками. Красивый лес рядом и разрушенный пирс.
Бухта батарейная — бывшая секретная база заправки подводных лодок. Есть зоны для кострища, места для палаток. Обязательно вернусь. Очень красивые закаты судя по фото других людей.
06 октября 2021 в 11:00
Отличное место для отдыха. Бухта поделена пополам разрушенным пирсом. Что ни капельки ее не портит. Много сосен, заход в воду хороший. Много детей и компаний с шашлыками, но их всегда много на заливе в выходные в теплые летние дни
29 января 2020 в 0:06
Атмосферное и живописное место. Но повсюду мусор, грязь и шум. Абсолютное неуважение к природе и другим отдыхающим.
17 января 2020 в 19:35
Одно из лучших мест в Ленинградской области для серфинга отдыха с друзьями, костёр, палатка. Песчаный пляж, сосны и свежий воздух
Шепелевский маяк | Бухта Батарейная | Интересные места Ленинградской области
03 ноября 2019 в 2:56
Место красивое, пляж отличный. Красивый лес с остатками военной базы. Летом много палаточников. Только вот стали активно его загрязнять мусором. Не понимаю сложности забрать мусор с собой.
Вы же его привезли сюда, так будьте ЛЮДЬМИ и увезите его с собой.
01 октября 2019 в 11:33
Уважаемые дамы, господа и товарищи убирайте пожалуйста за собой мусор, привез пакет с едой, будь любезен увези его обратно с отходами. Лес плавно превращается в помойку.
12 июля 2019 в 12:46
Место хорошее, хоть и народу не мало). Но всё тихо, спокойно и без эксцессов. Если ветер сильный, можно уйти глубже в лес, а так, хоть на пляже разбивай лагерь. Правда есть один человеческо- свинной фактор — начинают сваливать мусор в кучу. Все на транспорте приехали, неужели не вывести за собой? ! Тем более, что в Шепелево помойка прямо у дороги, а с места до неё ехать пять минут. Скатайтесь лишний раз до помойки, будьте Людьми
25 декабря 2018 в 3:20
Очень хорошое место вода средняя по теплоте, но можно купаться, можно остановится с палатками.
07 декабря 2018 в 9:46
Красивое место, с чередой (общественных и бесплатных) песчаных пляжей, в сосновом массиве. Вода в бухте чистая и прохладная. Рекомендуется к посещению, с обязательной уборкой мусора за собой.
29 ноября 2018 в 21:43
Очень интересные места, по хорошему из всей линии фортов южного берега Финского залива можно сделать афигенный исторический музей для все возрастов:)
24 ноября 2018 в 1:40
Красивое место, но как можно так мусорить, безнаказанно рубить деревья, выезжать на машинах на пляж, который летом укатан до состояния асфальта? Это не люди, а.
13 ноября 2018 в 10:07
Энергетически загаженое место. Жаль природу. Столько выброшеных диванов, валяющихся повсюду никогда не видел. Бункеры в упадке. Граффити — баллов, любителям на заметку.
03 ноября 2018 в 12:01
Финский залив — бухта батарейная.
Отличное место на берегу финского залива. Уже лет 5 любим там отдыхать семьей. Для маленьких детей, что надо. Пляж мелкий песок, первые 50 метров очень мелко, вода здесь почти никогда не цветёт.
Из недостатков на берег часто выезжают прямо на машине, у береговой линии разводы масла (думаю, это связано с частыми катаниями на квадроциклах), вода часто бывает холодной и даже соленой (зато не застаивается гадость всякая) быстро нагревается если жарко, периодически в выходные много народа. И люди, пожалуйста, убирайте мусор после себя, не будьте свиньями.
26 октября 2018 в 2:05
Ещё лет пять назад здесь было классно — народа — никого, а сейчас муравейник.
=
Бухта Батарейная была первой базой для новейших и совершенно секретных подводных лодок серии А615, моряки окрестили ее «зажигалкой». Подводная лодка оказалась крайне опасной в эксплуатации из-за высокой взрыво- и пожароопасности.
После двух крупных аварий с человеческими жертвами субмарина подверглась серьезному техническому перевооружению (для нее была создана новая энергетическая установка), однако, в 1960 г. Испытания были прекращены, проект свернут — повысилась значимость бесшумности подводного хода, поэтому в начале 70-х годов шумные А615 были выведены из состава ВМФ СССР.
19 октября 2018 в 20:44
Прекрасное место! Мы шли до бухты пешком от шепелевского маяка по берегу, так что, если хотите не только покупаться-позагорать, но ещё и прогуляться до интересного места, то можете повторить наш маршрут.
В самой бухте очень красиво, чистый пляж, мелкий мягкий песок и кристально прозрачная вода вода. Однако, искупаться не удалось. Хоть было 30 градусов жары, вода не прогрелась, была ледяной, аж ноги сводило. По камням дошли до странной железной конструкции. Это бывшая железная дорога для подачи топлива в подводные лодки. Ее давно закрыли, но то что осталось смотрится необычно
14 октября 2018 в 8:52
Хорошее место для отдыха с палатками в относительной близости от цивилизации. До ближайшей Ленты ехать 15 мин. В будни народу немного, в выходные как везде на побережье будет музыкальный баттл. Пляж шикарный — песок, плавная глубина. Пейзаж местами техногенный, т. к. Территория бывшей в/ч, это придает определенную атмосферу.
В целом относительно чисто, если не считать мест массового складывания мусора (некоторые серьезно считают, что если бросить свой мусор в общую кучу, то вроде как и не мусоришь). В целом, лучше места на южном побережье я не знаю.
07 октября 2018 в 3:45
Отличное место для летнего отдыха и рыбалки на природе. Шикарный пляж к с мелким песочком. На берегу уже появился лагерь местных хиппи. До магазина Лента 10 минут на машине. Немного сложновато проехать.
Хороших подъездов нету. Берег очень красив.
26 сентября 2018 в 9:16
Остатки воинской части со старым военным пирсом для заправки судов. Определённая романтика всех заброшенных мест присутствует, как и следы туристов и отдыхающих. Прекрасная бухта, в прошлом — максимально тихое и чистое место для отдыха на берегу. Сейчас уже нет
Источник: gdefirmi.ru
Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615
Одну из поездок по Ленинградской области мы посвятили инженерно-техническим и военным объектам, осмотрели форты Кронштадта, и затем последовательно форт «Красную горку», заброшенную ж/д станцию Краснофлотск, бухту Батарейную и Шепелевский маяк.
Часть объектов из этого перечня уже есть на сайте, дошла очередь и до Батарейной. Отправляясь в бухту, мы рассчитывали провести будний вечер в приятном уединении, и были немало удивлены, застав здесь большой палаточный городок. Думаю, не следует объяснять, чем жизнедеятельность подобного кемпинга чревата не только для природного окружения, но и для построек бывшей военной базы (хотя последним уже сложно навредить)… Желание осмотреть то, что осталось от некогда секретной территории, было непреодолимым, и мы отправились разыскивать уцелевшие здания. Базу и станцию Краснофлотск (Форт «Красная Горка») в прошлом соединяла железнодорожная ветка, от которой не осталось ровным счетом «ничего» — рельсы попилены, деревянные шпалы сгнили… О самой станции напоминает лишь погрузочно-разгрузочная платформа и руины вокзала (1953 г.).
Описание бухты Батарейная
Также сохранились: кпп; служебные руинированые здания; два топливных хранилища, спроектированных с классическим входом-«сквозняком».* Здесь в танках емкостью 30-40 тонн хранилось топливо. Сразу замечу, что на базе имелось много чего ядовитого и чрезвычайно токсичного, поэтому, если планируете посещать сооружения, стоит заблаговременно подумать о средствах элементарной защиты. Еще одно заглубленное хранилище на два танка располагалось позади здания, ориентированного на пирс. В самом каменном строении, видимо располагалась служба, руководившая производственным циклом на пирсе. Уцелел навес (по некоторым данным для складирования меланжа – смеси из концентрированной азотной и серной кислот в определенном соотношении, применяемой в боевых ракетах и торпедах).
Самое впечатляющее, на мой взгляд, сооружение бухты Батарейной – это пирс. Он «собран» из двух конструктивно-разнородных частей–монолитно-бетонной и металлической, состоящей из ферм. По нему пролегала узкоколейная железная дорога, параллельно которой следовал трубопровод, назначение которого для непосвященных остается спорным. Вероятно по нему шла разгрузка/погрузка топлива…
В основании пирса заложены бетонные надолбы, отовсюду торчат выпуски арматуры. Со временем верхнее покрытие пирса разрушилось, валуны, остатки коммуникаций затрудняют путь. Если собираетесь добраться до его оконечности – необходима соответствующая обувь. Мы докарабкались до ферм, которые с берега выглядят довольно брутально, а вблизи хорошо видно, насколько они прокородировали и потеряли прочность… Здесь наткнулись на рыбаков – что еще раз опровергло нашу заблуждаемость в отношении совершенно безлюдного места.
План бывшей базы заправки подводных лодок проекта А615 в бухте Батарейная
Сведения о Батарейной довольно скудны, блоггеры пишут одно и тоже. Предположу, что создавалась база в 1950-е гг.
Военный инженер – генерал-майор в отставке, кандидат технических наук, доцент В.И. Манойлин рассказывает в своей книге «Базирование военно-морского флота СССР» следующее: … разработал проект специального причала для подводных лодок в бухте Батарейная на южном берегу. В конце сороковых годов был создан двигатель, который мог работать как в надводном, так и в подводном положении. Топливом для этого двигателя были перекись водорода и кислород.
По этому принципу была построена опытовая подводная лодка, а для нее склад специального топлива и причал. Бухта Батарейная стала первой базой для новейших и совершенно секретных подводных лодок. Но опытовая подводная лодка оказалась крайне опасной в эксплуатации из-за высокой взрыво- и пожароопасности, моряки окрестили ее «зажигалкой».
Речь идет о злополучной серии А615. После двух крупных аварий с человеческими жертвами субмарина подверглась серьезному техническому перевооружению (для нее была создана новая энергетическая установка), однако, в 1960 г. испытания были прекращены, проект свернут.
Произошло следующее — повысилась значимость бесшумности подводного хода, поэтому в начале 70-х годов высокошумные А615 были выведены из состава ВМФ СССР.
А «после строительства и успешной эксплуатации первой атомной лодки тема кислородно-водородных лодок была закрыта» — пишет В.И. Манойлин.
Из вышесказанного следует, что комплекс существовал как топливное хранилище для парогазовых торпед до тех пор, пока не настало время всепобеждающего технического прогресса. Морально устаревшая база со временем стала не нужна, её попросту забросили (нач. 2000-х гг.). То, что оставили военные, растащили мародеры и цветметчики.
В 1997 г. здесь планировали построить порт, даже установили памятный знак, а в 2011 году в Батарейной должно было развернуться строительство нефтяного транспортно-технологического комплекса, но оба проекта так и остался неосуществленными…Думаю, оно и к лучшему, уж больно хороша здесь природа… Жаль, что люди не берегут эту красоту, оставляя после себя горы мусора…
К сведению: до настоящего времени в качестве экспонатов сохранилось три подводные лодки проекта А615 — в Краснодаре, в Одессе и в качестве учебно-тренировочного кабинета на закрытой территории Военно-морского инженерного института в городе Пушкин.
*Сквозняк – сквозная галерея, для защиты входа в фортификационное сооружение от огневых средств противника.
Схема проезда
Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615 59.972882 , 29.123726 Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615
0 29 311 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вам также может быть интересно
Не формат 0 290 просмотров
Радиоастрономическая станция Зимёнки (Россия, Нижегородская область, Кстовский район, д. Зимёнки) основана в 1949 г.
Не формат 0 858 просмотров
Пулковская обсерватория (Россия, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе д. 65 корп. 1) Астрономический музей В здании обсерватории функционирует
Не формат 0 406 просмотров
Адрес: Россия, Нижний Новгород, Горбатовская ул., 41 Режим работы: с 10 до 18.00 (касса
Не формат 0 533 просмотров
Волховская гидроэлектростанция им. В.И. Ленина (Россия, Ленинградская область, г. Волхов, ул. Графтио, 1) Стратегический
Не формат 0 1 718 просмотров
Достопримечательности Кашина (Тверская область, Кашинский район) Кашин — один из древнейших городов Тверского края
Не формат 0 1 999 просмотров
Осташков (Россия, Тверская область, г. Осташков) Как добраться? От Москвы через Ржев и Селижарово
- Поречье. Усадьба Виноградовых
- Лальск. Храмовый комплекс
- Переславль-Залесский. Горицкий Успенский монастырь
- Кимры. Дом И.В. Рыбкина
- Ново-Переделкино. Дача С.Я. Левенсон
- Чулково. Терема Тулуповых
- Вязники. Дача Татаринцева
Источник: nataturka.ru
Как доехать до Бухта Батарейная в Санкт-Петербурге на автобусе?
Показать Бухта Батарейная, Санкт-Петербург, на карте
Маршруты до Бухта Батарейная в Санкт-Петербурге на общественном транспорте
Эти транспортные маршруты проходят рядом с Бухта Батарейная
Как доехать до Бухта Батарейная на автобусе?
Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.
От точки Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум», Петродворцовый Район
От точки Мартышкино, Петродворцовый Район
От точки Кронштадт, Кронштадтcкий Район
От точки Зеленогорский парк культуры и отдыха, Курортный Район
От точки 19 квартал, Кронштадтcкий Район
От точки Ж/д станция «Зеленогорск», Курортный Район
От точки Молодёжное, Курортный Район
Остановки Автобус рядом с Бухта Батарейная в Санкт-Петербург
Название остановки | Расстояние | |
Кандикюля | 36 мин. ходьбы | Просмотр |
Автобус линии до Бухта Батарейная в Санкт-Петербург
Название линии | Направление | |
401 | улица Червонного Казачества (кольцо) | Просмотр |
402 | станция метро «Парнас» | Просмотр |
Направления с Бухта Батарейная в городе Санкт-Петербург к популярным местам:
От Бухта Батарейная до Продуктовый магазин
От Бухта Батарейная до Молл
От Бухта Батарейная до Кофейня
От Бухта Батарейная до Колледж
От Бухта Батарейная до Школа
От Бухта Батарейная до Торговый центр
От Бухта Батарейная до Университет
От Бухта Батарейная до Аэропорт
От Бухта Батарейная до Больница
От Бухта Батарейная до Стадион
Вопросы и Ответы
Какие остановки находятся рядом с Бухта Батарейная?
- Кандикюля находится в 2234 метров, 36 минут пешком.
Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: Бухта Батарейная
Показать Бухта Батарейная, Санкт-Петербург, на карте
Самое популярное городское транспортное приложение в городе Санкт-Петербург.
Все варианты транспорта в одном приложении
Общественный транспорт до Бухта Батарейная в Санкт-Петербурге
Не знаете, как доехать до Бухта Батарейная в Санкт-Петербурге, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Бухта Батарейная от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.
Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Бухта Батарейная с учетом данных Реального Времени.
Ищете остановку или станцию около Бухта Батарейная? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Кандикюля.
Вы можете доехать до Бухта Батарейная на автобусе. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 401, 402
Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Бухта Батарейная с помощью приложения или сайте Moovit.
С нами добраться до Бухта Батарейная проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Санкт-Петербурга! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.
Бухта Батарейная
Достопримечательности рядом с Бухта Батарейная в Санкт-Петербурге
- 1
- Patterilahti
- Batareinaya Bay
- Batareynaya Bukhta
- Bukhta Batareynaya
- Ленинградская область
- Karavaldayskiy Poluostrov
- Harjavallansaari
- Poluostrov Karavalday
- Karavalda Island
- Shepelev Island
- Karavaldai ostrov
- Ostrov Karavalday
- mys Kamenny
- Mys Kamennyy
- Kiviniemi
- деревня Кандикюля
- Paksuluoto
- 1
- Kandikyulya
Как доехать до самых популярных достопримечательностей в Санкт-Петербурге на общественном транспорте
- Тарховка
- ЖК «Южный»
- Баболовский парк
- Петродворцовый учебно-научный комплекс (ПУНК СПбГУ)
- Отдел ЗАГС Петродворцового района
- Олимпийская деревня
- SPAR express
- Шушарский мост
- Ресторан Casablanca
- Проспект Динамо, 22
- ЖК «Александрино»
- Гриффин-Авто (Skoda)
- Ж/д станция «Лахта»
- Студгородок СПбГУ
- Набережная Мартынова
- Русско-Высоцкое
- Виллози
- Т/п Кронштадтский, СВХ Корунд
- Пляж «Комаровский»
- ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ»
Источник: moovitapp.com
Бывшая секретная база заправки подводных лодок в Шепелево. Отчет о походе
Бухта Батарейная — одно из самых интересных мест на южном побережье Финского залива. Недалеко от Соснового бора, на окраине деревни Шепелево, в километре от маяка, расположен интереснейший исторический памятник — бывшая секретная база заправки подводных лодок . Она и стала главной целью нашего похода по Ломоносовскому району, который состоялся в последнее воскресенье этого октября.
Здесь когда-то испытывали экспериментальные советские подводные лодки, работавшие на парогазе — двигателе, где использовалась энергия разложения перекиси водорода. Этот проект достался СССР после войны вместе с вывезенными из поверженного рейха немецкими учеными, разработавшими двигатель еще в 1930-е годы.
Лодки были очень быстрыми и незаметными, но крайне опасными в использовании — любая крошка металла, попавшая в перекись водорода, могла вызвать взрыв. Поэтому впоследствии от разработок новых таких подлодок отказались. Секретная база, как говорят, использовалась для заправки обычных дизельных лодок и пограничных катеров. Остались внушительные подземелья, где можно полазать, а также развалины пирса.
О посещении базы — смотрите мой фотоотчет в данной статье! ( А рассказ о начале и середине нашего путешествия — можете прочитать здесь: Заброшенный военный аэродром в Горавалдае и Маяк в Шепелево )
К Батарейной бухте можно дойти от шоссе по булыжной дороге. Но мы шли от маяка, и короче было идти вдоль берега Финского залива. Однако еще по прошлому разу я помнил, что дорога в нескольких местах перекрыта огромными лужами, а в одном месте подтоплена ручьем. Это характерно для южного побережья Финского залива — оно травяное и подболоченное.
Через затопленный участок дороги, который никак нельзя было обойти, потому что слева и справа камыши и грязь, мы прошли, наступая на кинутые в лужу доски и палки. Это позволило уменьшить количество воды вокруг ботинка — уровень жидкости на сапоге был примерно 5 сантиметров, что у меня было ниже первых отверстий для шнурков. Но некоторые слегка получили воды внутрь обуви.
Дорога не очень простая, но пройти все же можно
Дальше начинается красивый песчаный пляж, по которому мы и идем в центр базы
Побережье тут очень живописное. А осенью, когда нет людей, красоту природы не заслоняет никто, и любоваться пляжем особенно приятно.
Летом тут будет многолюдно — красивое и доступное место притягивает людей. Что плохо сказывается на природе, а еще хуже — на состоянии исторического памятника. В будущем надо перекрыть сюда подъезд со стороны шоссе, потому что отдыхающие оставляют тонны мусора в лесу. Но сам берег пока еще чистый, и это здорово
Подходим к пирсу, по которому к подводным лодкам подавалось топливо через шланги.
Часть этого пирса составлял железный каркас, напоминающий небольшой железнодорожный мост
Сейчас он проржавел, и частично обрушился. Идти по нему опасно — и для себя,и для сохранности исторического памятника. Лучше ограничиться обзором на расстоянии
Технически процесс заправки, если очень кратко, выглядел наверно так: по железной дороге (ныне уничтоженной, срыли на песок даже насыпь для путей) в Шепелево доставлялось цистернами топливо, заливалось через люки под землю, дальше насосом из подземелий закачивалось в цистерны, где хранилось. Потом из подземных цистерн по шлангам закачивалось в подошедшую на заправку подводную лодку, шланги и трубы шли как раз по этому пирсу.
Необходимость постройки отдельной базы заправки для этих подводных лодок связана, вероятно, именно с их секретностью — в обычные порты они не заходили. Здесь же была (и есть до сих пор) пограничная зона, до 2013 года въезд в нее был затруднен, а сама база далеко от любопытных глаз, и кроме служивших здесь — никто не мог увидеть даже снаружи эти подлодки, не говоря уж о том, чтоб попасть внутрь, а также узнать, как они работают
В интернете можно найти о самих лодках довольно противоречивые сведения. В основном все блогеры перепечатывают сведения друг у друга, а изначально они идут из одной книжки да разговоров на форумах, и получается , если все как-то свести воедино, так: эксперименты с подводными лодками проходили в 1950-е годы.
Работали на нас, как писал уже выше, немецкие ученые, ставили сюда двигатель Вальтера. У двигателя было две вариации Первая — работа на разложении перекиси водорода при катализаторе — когда выделялось при распаде перекиси на воду и кислород много тепла, тепло превращало воду в пар с высоким давлением, и все это вращало турбину..
Вторая — вылетающий кислород соединялся с топливом (метиловым спиртом или соляркой) — начиналось бурное горение с выделением тепла — и водяной пар становился еще энергичнее, и турбина могла работать еще сильнее. Вероятно, именно второй тип двигателя и стоял на подводных лодках.
Он позволил увеличить скорость судна с 18 миль в час до 22-х, да еще такие подводные лодки было трудно обнаружить. Было построено три подводных лодки, и их испытывали в Балтийском море. В интернете принято называть это проектом 617, но в статьях о испытании двигателя Вальтера на наших подлодках пишут о проекте 615. Что верно, не знаю, но это и не особо важно — главное, сам факт : лодки были мощными, и работали на двигателе с перекисью водорода.
Все бы ничего, если б не одна особенность перекиси водорода. Как писал выше, она распадается с бурным выделением тепла при попадании в нее катализатора. Им являются частички металла. И если в баллон с перекисью попадут кусочки железа — например, образовавшиеся при трении металлических частей вентиля — то он рванет.
Что и случилось один раз, когда подводную лодку испытывали на глубине 60 метров, после чего она стала тонуть, дошла до глубины в 110 метров, и какими-то невероятными усилиями экипажа была аварийно поднята. В борту нашли пробоину размером около 7 сантиметров, а исследование причин аварии показало как раз наличие попавших в баллон с перекисью частиц металла. Стало ясно, что такие лодки крайне опасны — они могут вспыхивать или взрываться. Вскоре появились атомные реакторы, дававшие большую мощность двигателям, и необходимость в опасных подводных лодках отпала.
Идем по берегу. Видим брошенный на зиму кемпинг
Внутри постройки помещение для мытья посуды и готовки пищи. Кухня на пляже, неплохо.
На дереве висят предметы быта
Еще одно крутое помещение для отдыха. Как я понял из надписей, это детский лагерь
Сделано творчески. И с душой
Внутри все натуральное. И уютное
К сожалению, возле хранилищ навалены огромные кучи мусора. Нам пришлось их обходить, делая крюк. В 2015 году их не было. Большое количество отдыхающих, причем организованных групп — судя по мусору — летом гадит в огромных количествах, а мусор не увозит, при том, что все на машинах. Для спасения исторического памятника дороги сюда надо все перекрыть, уничтожив подъезды.
На фото — первый бетонный бункер, ближайший к пирсу. В нем два этажа, верхний для обслуживающего персонала, на подземном нижнем — были цистерны для топлива.
Подняться наверх в этот раз не удалось. Подставка в виде маленького бревна не помогает — надо, чтоб кто-то ее фиксировал. В прошлый раз нас было около 25 человек, и было кому стоять внизу, сейчас нас было мало, и если б все полезли — некому было бы потом помогать спускаться. В будущем надо принести подставку повыше, или идти группой побольше.
Но я тут уже бывал, поэтому не было мотивации изо всех сил залезать. Могу лишь сказать, что там был большой зал для двух металлических цистерн, а над ними — висячий мостик, по которому проходил обслуживающий персонал.
Дальше вход в еще одно хранилище, по виду напоминающий разные бункеры укрепленных рубежей. Часто так выглядят дизельные электростанции или убежища для офицеров батарей. Два входа, чтоб гасить взрывную волну, как в ДОТах. С боков — бетонные стенки,, прикрывающие привходовую часть, а сверху бункер обвалован землей, чтоб выглядеть как холмик с лесом.
Неподалеку точно такое же второе помещение. Три года назад они были уже украшены народной живописью, сейчас росписей стало еще больше, и они стали еще ярче.
Заходим внутрь. Тут точно такое же помещение, как в первом бункере, куда мы не пошли. Висят железки, на которых был подвешен мостик, по которому ходили между цистернами. Сам решетчатый мостик украли, видимо, чтоб сдать на металл
Все стены исписаны ценными указаниями для личного состава базы. Тут сообщается, что при пожаре тушить только водой, огнетушителем пользоваться нельзя.
Перед работой надо проветрить все вентилятором
Работать только в защитном костюме. И оно понятно — топливо ядовито
При пуске у патрубка насоса не стоять. В это время о безопасности людей в СССР уже начали заботиться. Ведь при пуске от давления труба могла слететь , и вылетевшее под напором топливо могло обжечь или убить моряка балтийского флота.
Сами трубы давно украдены
Подвальный этаж. Наверно здесь стояли насосы
Еще одно хранилище для топлива. Всего их тут четыре. И у второго бункера четыре.. В каждом две цистерны — итого восемь по две = шестнадцать. А еще минимум две цистерны было у первого бункера, что на пляже.
Ну теперь пора нырять в люк, что у входа в бункер. Здесь подземный ход, знакомый мне еще по 2015 году. Со мной полез лишь Миша, остальные поленились или испугались.
Остатки крепежей. На них, видимо, были трубы. Идти можно без проблем, только приходится пригибаться, но по сравнению с Саблинскими пещерами — ходы очень комфортны. Сухо, чисто, просторно.
Через некоторое время ход прерывается стенкой, под которой надо проползать. Здесь перекресток дорог, а над ним — небольшой люк, наверно для вентиляции. Напрасно мы звали наших товарищей через люк, чтоб они подошли к нам, а мы бы их снизу сфотографировали — никто не пришел. Они слышали голоса из-под земли, но так и не поняли,, в чем дело, а может, объятые суеверным страхом, решили держаться подальше..
На перекрестке этот ход соединяется с другим ходом, который ведет к соседнему бункеру, а от них отходит вбок — к пляжу — еще третий ход, который мы еще не исследовали. Чем он кончается — тупиком, или выходит к третьему бункеру у пляжа — пока нам не известно.
Подземное помещение под вторым бункером. Круглые емкости,, в них какие-то вентили. На полу лежат оболочки от кабелей. В дальней части кадра видна лестница наверх, на свободу.
Как я понимаю, сюда приходило залитое через люки топливо, которое привозили по железной дороге, а отсюда оно уже закачивалось в цистерны.
На самом деле, это не конец пути. Дальше идет еще один ход. Но кончается он тупиком — заложен кирпичной стенкой, причем более поздней, чем сам ход. Что за ней? Когда-нибудь узнаем ответ на этот вопрос.
Миша вылезает из люка наверх, прощаясь с подземельями
Выходим наружу из второго бункера. Рисунки настенные тут еще круче.
Остался один объект на этот день — маленькое бетонное убежище , которое тоже замаскировано под холм. На Викимапии его местоположение указано неверно, в реальности оно метров на сто дальше от базы, если идти по булыжной дороге. Поэтому , когда я его нашел, было уже темно. Вход в него вполне обычный для таких построек
Кажется, тут было несколько дверей.
А вот интерьеры — необычные! Убежище цилиндрической формы
Все внутри кто-то исписал словами «ужас»,»грех», «смерть», а на полу написал «покойся с тревогой». Посещение подземелий для кого-то оказывается плохо влияющим на психику.
И на этом наш долгий поход по Ломоносовскому району завершился. Мы увидели бывший военный аэродром в деревне Горавалдай, собрали последних грибов, полюбовались последними цветами, прогулялись по изумительно красивому побережью озера Горавалдайского, залезли на заброшенный маяк и посмотрели на маяк действующий, а в конце погуляли по бывшей секретной базе заправки подводных лодок, побывав и в ее подземельях. Богата интересными и красивыми местами наша земля, и есть они в каждом ее уголке — надо лишь уметь искать.
Источник: lenoblast-pohod.livejournal.com