Когда стадо бизонов бежит через пампасы , то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Человек в футляре (сборник), Антон Чехов
Он встретился с Бальтазаром в окрестностях Буэнос-Айреса, там, где кончаются обработанные поля и начинаются пампасы .
Человек-амфибия, Александр Беляев, 1927г.
Табуны диких коней бешено скачут через пылающие пампасы , низвергаясь в кратеры.
Этот прекрасный мир (сборник), Генри Миллер, до 1980 г.г.
Вот я, например, каждый день хожу в лес, в пампасы , к туземцам на огороды заглядываю…
Кролики и удавы. Созвездие Козлотура. Детство Чика (сборник), Фазиль Искандер, 2016г.
Часть из них ушла пастись в пампасы , часть предпочла тенистые джунгли, а некоторые отправились на огороды туземцев.
Кролики и удавы. Созвездие Козлотура. Детство Чика (сборник), Фазиль Искандер, 2016г.
- Предложения со словом «пампасы»
- Синонимы к слову «пампасы»
Толковый словарь в Telegram
Источник: rustxt.ru
От такого бычка лучше держаться подальше — БИЗОН В ДЕЛЕ!
Путешествие в Аргентину. Что такое пампасы?
Вопрос, что такое пампасы, долгое время не давал мне покоя. Правда, было это давно, когда я учился в младших классах школы и никаких источников информации, которые помогли бы на него ответить, практически не существовало.
С этим загадочным понятием впервые я встретился, посмотрев фильм по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Следом добавил своего огонька старый учитель географии из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, который сошел с ума, не найдя на карте Берингова пролива. Помнится, в сумасшедшем доме, куда спрятался от «чистки» бухгалтер Берлага, географ требовательно восклицал: «На волю! На волю! В пампасы!»
Все это было так загадочно и привлекательно, что сложилось у меня некое собственное представление о пампасах как о месте, где живут диковинные звери и мужественные люди, на долю которых непрерывно выпадают удивительные приключения. В общем, мне в то время казалось, что пампасы неразрывно связаны со свободой и вечным праздником.
Думается, что в таком восприятии пампасов я был далеко не в единственном числе. Иначе откуда современная молодежь полагает, что «уйти в пампасы» означает потерять контроль над собой по причине алкогольного опьянения, а чтобы освободиться от рутины, надо вырваться «на волю, в пампасы». Да и вообще «пампасы» в их понятии — это синоним бесконтрольной свободы и безудержного счастья.
— Так что такое пампасы? — в очередной раз спросил я сам себя.
Пожалуй, наступило время разобраться и поставить точку в этом вопросе.
В переводе с языка одного из народов, населявших до прихода европейцев эти места, пампасы, или попросту пампа, означает «земля без лесов». А индейцы кечуа полагали, что это «равнина», в любом случае — огромные пространства с травянистым покровом. Мифы разных индейских народов сходятся в одном: пампа символизирует бесконечность жизни в отношении всего человечества, но при этом эфемерность и бренность жизни для отдельно взятого человека. Мало заселенная пампа в представлении индейцев олицетворяла собой всю вселенную.
Где среди пампасов бегают бизоны (песня из кинофильма «12 стульев»)
Пампа в Аргентине занимает огромное пространство — 750000 кв. км практически ровной степи в районе устья реки Ла Платы, ограниченной на западе Андами, а на востоке Атлантическим океаном. Таких гигантских открытых территорий европейцы не видывали и даже не понимали, что с ними нужно делать, поэтому они закреплялись кое-где и в удобных, с их точки зрения, местах, строили города, оставив пампу местному населению. Но даже при этом индейцы неоднократно теснили их, заставляя покинуть уже обжитые места.
Конечно, уже к началу XX века ситуация изменилась самым коренным образом. А сейчас пампа заселена настолько плотно, что там проживает около 75% всего населения Аргентины, а это — свыше 30 миллионов человек. В пампе построено много городов, самым крупным из которых является Росарио. Именно там родился команданте Кубинской революции Че Гевара. Другую известность городу принесло знаменательное событие в жизни страны: именно там в 1812 году впервые был поднят национальный флаг Аргентины, свидетельствующий об образовании новой независимой страны.
А самым старым городом в пампе является Лухан, считающийся среди местных жителей и гостей города «Столицей веры». Именно там находится знаменитая базилика во славу святой Девы Марии, небесной покровительницы Аргентины. К построенному в неоготическом стиле храму ежегодно стекается около 6 миллионов паломников.
В Лухане расположен и популярный музей Энрике Удаондо, хранящий в своей коллекции уникальные предметы искусства, серебряные изделия, образцы одежды времен колонизации этих земель. Но есть в Лухане то, что привлекает экстремалов. Дело в том, что в местном зоопарке посетителям разрешают заходить в клетки к животным и общаться с ними в живую. Просто надо подписать соответствующие бумаги об ответственности за возможные последствия и вперед в клетку ко льву или тигру. А там уж делайте то, зачем зашли в гости: хотите, почешите гигантскую кошку за ухом, а хотите — сделайте селфи в обнимку с ней.
Чем же еще знаменита пампа? Там на красновато-черных почвах, образовавшихся из вулканических пород, в прошлом росли южноамериканские родственники тех же злаков, что и в европейских степях — ковыль, овсяница, бородач и подобные им. Встречались в пампе и заросли кортадерии, или пампасной травы, достигающей трехметровой высоты и растущей по 40 и более лет на одном месте.
Свое название растение получило от испанского слова cortar (резать) за необычайно острый край листа. Кортадерия — неприхотливая, быстро приспосабливающаяся к изменениям окружающей среды трава, что превратило ее в самое распространенное декоративное растение. В течение жизни каждый кустик дает более миллиона семян, поэтому во многих странах пампасная трава считается опасным сорняком.
Разумеется, в девственном виде великолепие пампы можно увидеть только в национальных парках и заказниках. На остальной территории она практически полностью замещена посевами пшеницы, кукурузы и других сельскохозяйственных растений. Так постепенно пампа превратилась в один из самых больших сельскохозяйственных регионов в мире.
Подлинное освоение пампы началось во второй половине XIX столетия. Случилось этот тогда, когда в Аргентину хлынула новая волна переселенцев, в основном из Испании и Италии, хотя немало оказалось шотландцев с немцами. Для всех там нашлось и место, и дело.
Кто-то с успехом занялся скотоводством, ведь потребность в мясе в мире растет, а кормовая база для крупных жвачных животных там неисчерпаема. А кто-то начал выращивать зерновые. Сейчас именно в пампе собирается до 85% пшеницы и кукурузы, производимых в Аргентине, значительная часть которых идет на экспорт.
Казалось бы, все хорошо, но беда одна: катастрофически не хватает воды, ведь с реками в сердце пампы дело обстоит, прямо скажем, неважно, поэтому повсеместно требуется искусственное орошение. А надежды на дожди зачастую бывают тщетны: появившиеся на горизонте дождевые тучи не доходят до жаждущей дождя земли и проливаются над океаном.
Источник: www.shkolazhizni.ru
Бизоны бегут через пампасы что это
Полковник в отставке, бывший депутат Верховного Совета СССР
Где среди пампасов бегают бизоны.
Размышления старого ворчуна у дневника внука
Участники дискуссии:
Последняя реплика:
больше месяца назад
Ш кольные каникулы дали повод задуматься над качеством современного образования.
Перед Новым годом прибывший на побывку внук-пятиклассник похвастался девяткой по русской литературе. В ходе переэкзаменовки, устроенной мною, оказалось, что школьная учительница незаслуженно оценила высоким баллом способность ученика пересказать прочитанный текст рассказа Антона Чехова «Мальчики».
Н апомню: рассказ, как гласит литературная энциклопедия, — «небольшое по объему изображение явлений жизни, которое создаётся на основе творческого воображения».
Надо отдать должное писателю. Работая над рассказом «Мальчики», Чехов дал волю своему воображению. В итоге 21 декабря 1887 года в «Петербургской газете» №350 с подзаголовком «Сценка» и с подписью-псевдонимом А.Чехонте была опубликована одна из жемчужин творчества русского писателя.
Для современного читателя этот рассказ ценен тем, что он посвящен большому влиянию книг на поступки детей.
Основной темой произведения являются фантазии гимназистов, запланировавших побег из дому и путешествие в далёкую воображаемую ими Америку под впечатлением прочитанных книг об индейцах.
Согласитесь, что если Министерство образования из года в год рекомендует рассказ «Чехова» в качестве эталона детской книги, обязательной для чтения и обсуждения в школьной аудитории, то мы вправе ожидать, что будущие педагоги этот рассказ с карандашом в руках перечитали во время учёбы в педагогическом университете.
Полагаю, что и методические пособия должны быть ориентированы на понимание педагогами тех «подводных камней», которые писатель заложил в текст.
Ч тобы доказать это, мне пришлось повесить для внука на стену дома географическую карту мира, вооружить его энциклопедическим справочником и приступить к допросу пятиклассника «с пристрастием».
В итоге внук получил твёрдый «неуд».
А как иначе оценивать знания и уровень понимания предложенного текста рассказа, если читатель не видит массы противоречий в прочитанных предложениях?
Берём, например, такое:
«Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля. »
Открываем словарь, смотрим на карту и убеждаемся: бизоны — обитатели Северного полушария, а пампасы — степь на юго-востоке Южной Америки.
Школьник этих тонкостей может не знать. Но учитель обязан быть на голову выше пятиклассника.
Аналогично оцениваем и планы чеховских мальчишек сражаться в Северной Америке с азиатскими тиграми и львам, добывать на Американском континенте индийских слонов.
Особого внимания в этом плане заслуживает и анализ запланированного перехода героев рассказа Чехова «из Камчатки через. Берингов пролив, куда их должны были перевезти на лодках самоеды».
Для филолога понятие «самоед» ассоциируется с существительным «еда». А этнограф убедительно будет доказывать, что происходит это название от глагола «едут». И приведёт в пример белоснежный окрас лаек. Невидимые на фоне снежной целины лайки самоедов создают иллюзию самодвижущихся санок северных охотников.
П олагаю, что приведённых мною примеров достаточно для того, чтобы предъявить современной отечественной системе образования серьёзные претензии.
В правомерности постановки вопроса в такой плоскости нет сомнений. Живой разбор рассказа Чехова «Мальчики» мне в детстве запомнился хорошо. По тексту этого произведения в деревенской восьмилетке в начале 60-х годов проходила предновогодняя литературная викторина.
Арбитрами в процессе викторины выступали географ и биолог. Сколько было хохота! Как радостно встречали мы каждое новое для себя открытие текста рассказа!
Сегодня приходиться констатировать — этот опыт критического прочтения и обсуждения с детьми литературных произведений растерян.
Школа может сколько угодно обвинять в таком положении без вины виноватый интернет, учителя могут искренне возмущаться отсутствием у мальчишек и девчонок, а также у их родителей интереса к книге.
Но надо для начала честно признаться в низком уровне профессионализма у нынешнего поколения педагогов. Этот факт есть, в свою очередь, результат торжествующей в образовании косности, бюрократизма и безразличия учителя к порученному участку работы.
Начинать исправлять эти ошибки необходимо с тех, кто призван от имени общества и государства сеять разумное, доброе, вечное.
От редакции
Споёмте, друзья!
Источник: lv.imhoclub.com
Южноамериканские пампасы — уникальная экосистема
Природа Южной Америки творит настоящее волшебство, создавая красивейшие пейзажи, поражая богатством и разнообразием флоры и фауны. Континент вмещает все климатические зоны – от безжизненных пустынь до тропических джунглей. Но есть здесь особое место, оно считается единственным на планете. Это пампасы.
Большинству они известны по песне Остапа Бендера, где в пампасах бегают бизоны и кипят страсти любовного треугольника. Или по лозунгу последователей Ж.-Ж. Руссо, призывавшего вернуться к природе. На современном жаргоне это звучит как «Назад, в пампасы!» На самом деле пампа – удивительная земля, где бескрайний степной простор сочетается с субтропическим приморским климатом.
Их территория почти равна площади Турции. Заросли высокой травы сменяются островками вечнозеленых кустарников. И название регион получил от одного из местных наречий, в переводе – «безлесный».
Южноамериканская целина
На карте пампа выглядит сплошным зеленым пятном на территории Аргентины, а также юга Бразилии и Уругвая. Она окаймлена Атлантическим океаном с одной стороны и горной системой Анд с другой.
В мифологии коренных жителей пампасы – это символ одновременно и бесконечности жизни, и незначительности людей перед вечностью. Вот такая местная диалектика. Веками жизнь в просторных живописных степях текла в полной гармонии с природой – мирно и неторопливо. До вторжения в этот рай испанских колонизаторов.
В XVI веке жизнь изменилась. Местные индейцы усиленно сопротивлялись насаждению европейских ценностей. Но силы были неравны. В итоге аборигенов истребили, пампасы изменили. То, что было для местных уникальным природным миром, испанцы посчитали просто чрезвычайно плодородными землями.
Их стали успешно осваивать.
Надо отдать должное завоевателям, плодами их колонизации сегодня пользуются фермеры трех государств. На зеленых пастбищах выращивают крупный рогатый скот. Мясная продукция и кормит южноамериканские страны, и активно экспортируется. Кроме пастбищ, пампасы используются под пашни. Зерновые культуры в благодатном климате – сезоны жары чередуется дождями – радуют урожаями.
Кстати, крупный рогатый скот привезли на континент опять же испанцы. Как и мустангов – лошадей, которые вместе со всадниками-гаучо стали новым символом пампасов. Человек неузнаваемо изменил и сам безлесный ландшафт, засадив степь кленами и тополями, которые прекрасно прижились.
Почти рог изобилия
Благодаря испанским завоевателям и выгодному климату пампасы стали главным земледельческим районом Аргентины. В этих местах собирают 2 урожая в год. Естественная растительность пампы – субтропическое разнотравье. Причем многие растения характерны исключительно для данного континента. Влажные луга – идеальные условия для пастбищ.
Сельское хозяйство превратилось в перспективный бизнес, а страна – в серьезного сельхозтоваропроизводителя и экспортера продовольствия.
Сегодня на территории влажной пампы проживает почти 90 % аргентинского населения. Сюда предпочитают приезжать и мигранты из европейских стран. На пампасы приходится 2/3 экономики Аргентины, здесь же расположено большинство крупных городов страны:
- Кордоба, центр трех вероисповеданий;
- Росарио, родина известного революционера Че Гевары;
- Ла-Плата, город винтажной старины.
Символ пампы
Первые гаучо были детьми женщин индейских племен и испанцев. Благодаря полукочевому образу жизни и основному занятию – скотоводству – их иногда называли южноамериканскими ковбоями. Хотя ковбои никогда не занимали того особого места в культуре той же Аргентины, какое принадлежит гаучо.
В начале XIX века они были ключевой фигурой в аргентинской войне за независимость. Принимали участие в подобной борьбе соседних стран. Из них вышли многие народные лидеры гражданских войн континента. И в южноамериканской литературе, описывающей битву против колонизаторов, гаучо – одни из главных героев.
Влияние этой социальной группы прослеживается и в местной кухне, и в народных ремеслах, и в танцах. Даже питье мате, традиционного зеленого чая, заимствовано у гаучо. Современные гаучо по-прежнему остаются первоклассными наездниками и хорошими гитаристами. Конечно, традиционную одежду они надевают только в дни фестивалей и праздников. Самый красочный фестиваль проходит ежегодно в Сан-Антонио, который считают неофициальной столицей гаучо.
Эндемики и другие обитатели
Автор фото: Juanedc. Источник: Википедия
Последние столетия земля пампасов эксплуатировалась на все 100 процентов. Но необычный животный мир сохранился. Бизонов, воспетых Остапом Бендером, в тамошних местах никогда и не водилось. Зато есть представители фауны, уникальные для нашей планеты.
Например, забавные эндемики – патагонские мары. Их необычная внешность напоминает сразу зайца, кенгуру, оленя и еще не понятно кого. На самом деле они грызуны, как и живущие здесь нутрия и вискаша. Прекрасно себя чувствуют в этих местах ламы Гуанако.
Гривистый волк в процессе эволюции приобрел сильные длинные ноги для передвижения по высокой траве пампы. Дикая кошка Жоффруа тоже обладает маскировкой, которая помогает быть незаметной среди степных трав: серый окрас спины с темными полосками и черные ноги почти без шерсти. А вот еще одни обитатели пампы, милые забавные броненосцы, сегодня уже находятся на грани вымирания. Это же касается пампасных оленей.
Нанду, родственник африканских страусов и австралийских эму, считает пампасы родным домом. Ближе к Атлантике можно увидеть красивейших алых ибисов.
Самые знаменитые жители пампы – мустанги. Дикие лошади занимают важное место в степной экосистеме – их грива переносит семена растений. Когда-то на них активно охотились из-за мяса и кожи. Сегодня мустанги находятся под охраной, и в пампе можно увидеть целые табуны этих красивейших животных.
Источник: www.votpusk.ru